Главные вкладки

    Формы и методы формирования культурно-гигиенических навыков у дошкольников с помощью дидактических игр.
    методическая разработка (младшая группа) по теме

    Сухорученкова Оксана Павловна

    Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл formy_i_metody_formirovaniya_kulturno_avtosokhranennyy.docx16.16 КБ

    Предварительный просмотр:

    Формы и методы формирования культурно-гигиенических навыков у дошкольников с помощью дидактических игр.

    Воспитательные возможности всех видов игр чрезвычайно велики. Педагогам важно реализовывать их так, чтобы не нарушать естественный ход игры замечанием, нотацией, просто неосторожным словом. Учитывая это стараюсь находиться в центре детской жизни, понимать происходящее, вникать в интересы играющих детей, умело их направлять.

    Исходя из особенностей игр, задач, которые можно решать с их помощью, уровня сформированности у детей игровой деятельности, определяю меру своего участия в играх, приемы руководства в каждом конкретном случае. Новую дидактическую игру объясняю и сама играю с детьми: сначала в роли ведущего, а затем – партнера. При внесении в группу дидактической игры «Научим Хрюшу мыть руки», сначала сама показываю и рассказываю последовательность всех действий: закатываю рукава, затем открываю кран, далее смачиваю руки водой и намыливаю их мылом, руки мою круговыми движениями, затем отжимаю капельки и вытираю руки полотенцем сухо – насухо. После этого предлагаю показать Хрюше, как нужно правильно мыть руки. Дети показывают Хрюше, как нужно мыть руки, а в это время слежу за правильностью их действий и помогаю детям, которые не справляются с задачей.

    Воспитательно-образовательные возможности игры возрастают, если она органически соединена с каким-либо другим видом деятельности. Уже в возрасте 2-3 лет детям привываю привычки поддерживать порядок в «игрушечном хозяйстве», соблюдать правило «Поиграл – убери игрушки на место», привлекаю к труду по уборке в кукольном уголке, мытью игрушек.

    Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

    Дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактичеких игр характерно наличие обучающей задачи. Этой задачей я руководствуюсь, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекаю ее в занимательную для детей форму. Обучающая задача воплощается в соответствующем содержании, реализуется с помощью игровых действий, которые выполняют дети. Например, в дидактической игре «Каждой вещи – свое место» обучающая задача состоит в формировании навыка ориентировки в спальне, умывальной, раздевальной комнатах; закреплять у каждого ребенка представления о том, где его постоянное место за столом, постель, шкаф для одежды, расческа; учить поддерживать порядок в группе. А реализуется эта задача с помощью игровых действий: в гости к детям приходит Петрушка, который предлагает поиграть в игру. Он называет какую-нибудь вещь, а дети должны ее найти. Далее Петрушка просит детей объяснить, почему они так быстро находят вещи. Дети объясняют, что у каждой вещи есть свое место: если это кукла- она в кукольном уголке, если книга – на книжной полке, если мяч, то в спортивном уголке, если мыло, полотенце – в умывальной комнате, если одежда – в шкафу.

    Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена

    Э а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако, если участник игры не овладеет знаниями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.

    Активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным,запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой, непринужденной форме.

    Дидактическая игра имеет свою структуру, включающую несколько компонентов: обучающую задачу, игровые действия и правила.

    Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.

    Руководя дидактическими играми, придерживаюсь следующих правил:

    1. Создаю условия для игр: подбираю соответствующий дидактический материал на формирование культурно-гигиенических навыков и дидактические игрушки (например, дидактическая кукла с сезонной одеждой или аксессуарами для купания), игры («Что сначала, что потом», «Выбери необходимые для купания предметы», «Выбери необходимые предметы для сервировки стола»). Продумываю, как разместить дидактический материал и игрушки, чтобы дети могли свободно ими пользоваться. Учу детей бережно обращаться с дидактическими игрушками, играми, аккуратно складывать их по окончании деятельности.
    2. Забочусь о постоянном обогащении игрового опыта детей. Для этого провожу обучение игровым действиям с дидактическими игрушками, выполняя эти действия вместе с ребенком, организовываю ситуации взаимообучения детей. Постепенно вношу в группу новые дидактические игры, а по мере освоения ввожу усложненные варианты. Используя дидактическую куклу, сначала сама показываю последовательность одевания куклы после сна, затем предлагаю детям одеть своих кукол. Не справляющимся детям сначала помогаю сама, а затем предлагаю детям , которые смогли одеть своих кукол, помочь товарищам. После того, как дети освоят правильную последовательность одевания колготок, платья, тапочек, усложняю им задачу. Предлагаю одеть кукол на прогулку.
    3. Слежу за тем, чтобы у ребенка развивалась самостоятельность, навык самоорганизации, творческое отношение к игре. Поддерживаю интерес ребенка к игре, одобряя удачные, умелые игровые действия, выразительность исполнения роли, проявления взаимопомощи и взаимовыручки.
    4. Учитывая своеобразие дидактической игры как переходной формы к неигровой, учебной деятельности, избегаю прямого обучения. По окончании игры повышаю эмоциональный настрой детей, подчеркнув, как интнрнсно нам было играть вместе, отмечаю тех, кто добился результата. Например, после игры « Научим Катю складывать одежду»,обращаю внимание на тех детей, которые аккуратнее всех сложили одежду, предлагаю им помочь тем детям, у которых не получается красиво повесить одежду. После того, как все справились с заданием, отмечаю, как интнресно нам было играть, какое хорошее дело мы сделали – научили Катю аккуратно складывать одежду. Кукла Кат всех благодарит и просит остаться поиграть с детьми.  

    Дидактические игры использую на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия, а в группах младшего возраста – основной формой организации учебного процесса.                                                                                                                                


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Работа с родителями по теме: "Использование малых форм фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста"

    Перспективное  планирование  работы  с  рдителями  на   учебный  год  по  теме:  "Использование  малых  форм  фольклора  в...

    Игровой метод формирования культурно-гигиенических навыков

    В дошкольном возрасте ведущая деятельность - игровая. Именно через игры и упражнения дети могут усваивать те или иные умения и навыки.С помощью игр, представленных ниже, детям дошкольного возрас...

    Методы формирования культурно-гигиенических навыков в ДОО и семье

    В ДОО саду повышенное внимание уделяется воспитанию у дошкольников культурно-гигиенических навыков. Причем для каждой возрастной категории детей разработаны программные требования. Дошкольников приуча...

    Формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр

    В детском саду у детей воспитываются: навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, поддержания порядка в окружающей обстановке, а также правильных взаимоотношений детей друг с другом и с взрослыми...

    Методическая разработка по теме: «Формирование культурно-гигиенических навыков с помощью дидактических игр у детей раннего дошкольного возраста»

    Культурно - гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности и содержание в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требования...

    "Методы формирования культурно-гигиенических навыков в ДОУ и семье."

    quot;Методы формирования культурно-гигиенических навыков в ДОУ и семье."...