Программа оздоровления детей в условиях ДОУ
методическая разработка по теме

Жирнова Тамара Петровна

программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma1.doc159 КБ

Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей путем совершенствования службы здравоохранения, должна приносить ощутимые результаты.

Исследованиями отечественных и зарубежных ученых давно установлено, что здоровье человека лишь на 7—8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни.

В то же время в нашем обществе вопросами профилактики заболеваний путем выработки здоровых навыков поведения в семье, школе, детском саду по-настоящему никто не занимался. Вся работа по валеологии (под этим термином следует понимать науку и сферу человеческой деятельности, изучающую возможности наилучшей адаптации человека к условиям окружающей среды путем ведения здорового образа жизни) проводилась всегда спонтанно, поэтому внедрение здорового образа жизни ведется и сейчас медленно и неэффективно.

На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. Кроме того, нужно постоянно помнить о том, что сейчас идеально здоровых детей немного. Не следует также забывать, что только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Поэтому мы считаем, что проблема оздоровления детей не кампания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный период (в нашем случае эта программа оздоровления детей рассчитана на 5 лет).


Программа оздоровления детей в условиях ДОУ

Программа разработана в силу особой актуальности проблемы сохранения здоровья взрослых и детей. Отражает эффективные подходы к комплексному решению вопросов оздоровления подрастающего поколения в ДОУ. Она определяет основные направления, задачи, а также план действий и реализацию их в течение 5 лет. Программа способна изменить лицо образовательного учреждения и создать новые условия для воспитания здоровой личности.

Раздел 1

 1.1. Общие положения

В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье — это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей, среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны-материнства и детства, в конечном счете — отношение государства к проблемам здоровья.

В центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться, во-первых, семья, включая всех ее членов и условия проживания; во-вторых, дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени, т.е. социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей.

Поэтому в ДОУ необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных условий.

1.2. Цель программы

Программа направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

1.3. Законодательно-нормативное обеспечение программы

1. Закон РФ «Об образовании».

2. Закон Чувашской Республики «Об образовании».

3. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПин 2.4.1. 1249-03

4. Устав образовательного учреждения.

1.4. Ожидаемые результаты

1. Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья.

2. Повышение уровня ориентации к современным условиям жизни.

3. Овладение навыками самооздоровления.

4. Снижение уровня заболеваемости.

1.5. Объекты программы

Дети дошкольного образовательного учреждения. Семьи детей, посещающих образовательное учреждение. Педагогический коллектив образовательного учреждения.

Раздел 2

Основные принципы программы

1. Принцип научности — подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.

2. Принцип активности и сознательности — участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.

3. Принцип комплексности и интегративности — решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.

4. Принцип адресованности и преемственности — поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния здоровья.  

5. Принцип результативности и гарантированности — реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.

Раздел 3

Основные направления программы

Профилактическое

1. Обеспечение благоприятного течения адаптации;

2. Выполнение сангигиенического режима;

3. Проведение обследований по скрининг-программе и выявление патологий;

4. Решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры;

5. Предупреждение острых заболеваний и невротических состояний методами неспецифической профилактики;

6. Проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.

Организационное

1. Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ;

2. Определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики;

3. Составление индивидуальных планов оздоровления;

4. Изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик;

5. Систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров;

6. Пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников.    

 

Раздел 4.

Обеспечение реализации основных направлений программы

4.1. Техническое и кадровое обеспечение

1

Приобретение необходимого оборудования:

- медицинского (ингаляторы, люстра Чижевского);

- технологического (духовой шкаф);

-спортивного;

- мебели.

Зав.ДОУ

Завхоз

2

Осуществление ремонта:

- кровли;

- пищеблока;

- прачечного комплекса;

- коридоров;

- игровых площадок.

Зав.ДОУ

Завхоз

3

Оборудование помещений:

-зимнего сада;

- уголка ОБЖ;

- сенсорной комнаты.

Ст. воспитатель

Воспитатели

4

Пополнение среды нестандартными пособиями.

Воспитатели

5

Введение дополнительных услуг:

- музыкально-театральная деятельность;

- художественно-творческая деятельность.

Ст.воспитатель

Специалисты

Воспитатели

6

Открытие клуба здоровья для педагогов

Воспитатель по физо

7

Обеспечение условий для предупреждения травматизма в ДОУ (соблюдение ТБ при организации учебного процесса и свободного времени, своевременный ремонт мебели и оборудования ДОУ)

Завхоз

4.2. организационно-методическое и психолого-педагогическое обеспечение

1

Разработка программы оздоровления и осуществление контроля за выполнением оздоровительных мероприятий, физическим и нервно-психическим развитием детей.

Зав.ДОУ

Ст.воспитатель

2

Разработка модели внедрения здоровьесберегающих методик в учебно-воспитательном процессе

Ст.воспитатель

3

Поиск, изучение и внедрение эффективных технологий и методик оздоровления.

Ст.воспитатель

4

Определение структуры, выработка критериев, уровней и методик диагностики валеологической культуры детей по возрастным группам

Ст. воспитатель

5

Проведение упорядочения учебной нагрузки и активного отдыха детей (сокращение количества коллективных занятий, введение каникул, гибкий график занятий)

Ст.воспитатель

6

Создание здорового микроклимата в коллективе взрослых и детей

Воспитатели

7

Введение специальных занятий

Специалисты

Воспитатели

8

Проведение валеологизации всего учебного процесса (психологический фон занятий, методы и формы обучения, длительность занятий, санитарно-гигиенические условия)

Ст.воспитатель

9

Продолжение работы по совершенствованию предметно-развивающей среды в ДОУ, внедрение новых эффективных моделей

Воспитатели

10

Организация работы с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей (наглядная агитация, создание консультационного пункта)

Зав.ДОУ

Ст.воспитатель

Воспитатели

11

Налаживание тесного контакта с медико-психологичекими и социальными службами города

Зав.ДОУ

Ст.воспитатель

12

Участие в научно-практических конференциях, семинарах, совещаниях различного уровня по вопросам оздоровления детей

Зав.ДОУ

Раздел 5.

Формы и методы оздоровления детей.

Формы и методы

Содержание

1

Обеспечение здорового ритма жизни

  • Щадящий режим
  • Гибкий режим
  • Организация микроклимата

2

Физические упражнения

  • Утренняя гимнастика
  • Физкультурно-оздоровительные занятия
  • Подвижные и динамичные игры
  • Профилактическая гимнастика (дыхательная, звуковая, улучшение осанки, плоскостопие, зрение)
  • Спортивные игры
  • Пешие прогулки и походы

3

Гигиенические и водные процедуры

  • Умывание рук мытье рук местный душ в летний период
  • Игры с водой
  • Обеспечение чистоты среды

4

Свето-воздушные ванны

  • Проветривание помещений (в том числе сквозное)
  • Сон при открытых фрамугах
  • Прогулки на свежем воздухе (в том числе «комнатные»)
  • Обеспечение температурного режима и чистоты воздуха

5

Активный отдых

  • Развлечения, праздники
  • Игры-забавы
  • Дни здоровья
  • Каникулы

6

Арома- и фито-терапия

  • Ароматизация помещений
  • Фитотерапия (чаи, отвары)
  • Аромамедальоны

7

Диетотерапия

  • Рациональное питание

8

Свето- и цвето-терапия

  • Обеспечение светового режима
  • Цветовое сопровождение среды

9

Музтерапия

  • Музыкальное сопровождение режимных моментов
  • Музыкальное оформление фона занятий
  • Музыкально-театральная деятельность
  • Хоровое пение

10

Аутотренинг и психогимнастика

  • Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы
  • Игры-тренингина подавление отрицательных эмоций и снятие невротических состояний
  • Коррекция поведения
  • Учебная гимнастика

11

Спецзакаливание

  • Босоножье
  • Игровой массаж
  • Обширное умывание
  • Дыхательная гимнастика

12

Физиотерапия

  • Люстра Чижевского

13

Пропаганда ЗОЖ

  • Периодическая печать
  • Курс лекций и бесед
  • Специальные занятия (ОБЖ)


План лечебно-оздоровительных мероприятий

Месяц

Наименование мероприятий

Дозировка

Контингент детей

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май


Скрининг-программа обследования детей

        

        



ИГРОВОЙ МАССАЖ

Интерпретация и адаптированный вариант методик спецзакаливания детей А. Уманской и К. Динейки

Закаливающее дыхание

Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2—3 раза в день.

 «Поиграем с носиком»

1. Организационный момент

а) «Найди и покажи носик»

    Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому.

2. Основная часть

Игровые упражнения с носиком.

б) «Помоги носику собраться на прогулку» Каждый ребенок берет носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.

в) «Носик гуляет»

Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.

Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твердому небу. В обоих случаях вдох и выдох выполняется через нос.

г) «Носик балуется»

На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.

д) «Носик нюхает приятный запах»

Ребенок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем.

е) «Носик поет песенку»

На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поет: «Ба-бо-бу».

ж) «Погреем носик»

Ребенок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно. Таким образом делается как бы растирание.

3. Заключительный этап

з) «Носик возвращается домой»

Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся.

Примечание. Игровые упражнения можно сопровождать стихами:

— Подходи ко мне, дружок,

И садись скорей в кружок.

Носик ты быстрей найди,

Тете _____ покажи.

— Надо носик очищать,

На прогулку собирать.

— Ротик ты свой закрывай,

Только с носиком гуляй.

Вот так носик-баловник!

Он шалить у нас привык.

— Тише, тише, не спеши,

 Ароматом подыши.

— Хорошо гулять в саду

И поет нос: «Ба-бо-бу».

— Надо носик нам погреть,

Его немного потереть.

— Нагулялся носик мой,

Возвращается домой.

Массаж рук

Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

 «Поиграем с ручками»

1. Подготовительный этап

Дети растирают ладони до приятного тепла.

2. Основная часть

а) Большим и указательным пальцами одной руки массируем — растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.

б) Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытье рук.

в) Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трем их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.

г) Переплетенные пальцы закрываем на замок и подносим к груди. Пауза.

д) Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.

3. Заключительный этап

Дети стряхивают руки, расслабляют их и отдыхают.

Примечание. Упражнение можно сопровождать стихами:

Эй, ребята, все ко мне.

Кто стоит там в стороне?

А ну быстрей лови кураж

 И начинай игру-массаж.

Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу.

Поздороваюсь со всеми,

Никого не обойду.

С ноготками поиграю,

Друг о друга их потру.

Потом руки «помочалю»,

Плечи мягко разомну.

Затем руки я помою,

                            Пальчик в пальчик я вложу,

На замочек их закрою

                             И тепло поберегу.                            

Вытяну я пальчики,

Пусть бегут, как зайчики.

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра.

Вот и кончилась игра,

Отдыхает детвора.

Массаж волшебных точек ушек

Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.

Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2—3 раза в день.

«Поиграем с ушками»

 1. Организационный момент

Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их в круг.

2. Основная часть.

Упражнения с ушками.

а) «Найдем и покажем ушки»

Дети находят свои ушки, показывают их взрослому (если мешают волосы, их закалывают вверху).

б) «Похлопаем ушками»

Ребенок заводит ладони за уши и загибает их вперед сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускает их. При этом ребенок должен ощутить хлопок.

в) «Потянем ушки»

Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем отпускает.

г) «Покрутим козелком»

Ребенок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимает козелок — выступ ушной раковины спереди. Захватив таким образом козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течение 20—30 секунд.

д) «Погреем ушки»

Ребенок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трет ими всю раковину.

3. Заключительный момент

Дети расслабляются и слушают тишину.

 Примечание. Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей. В среднем это составляет 7—8 раз, для малышей достаточно 5—6 раз. Действия можно сопровождать стихами:

—.Подходи ко мне, дружок,

 И садись скорей в кружок.

— Ушки ты свои найди

И скорей их покажи.

— Ловко с ними мы играем,

Вот так хлопаем ушами.

— А сейчас все тянем вниз.

Ушко, ты не отвались!

— А потом, а потом

Покрутили козелком.

— Ушко, кажется, замерзло,

Отогреть его так можно.

Раз, два! Раз, два!

Вот и кончилась игра.

— А раз кончилась игра,

Наступила ти-ши-на!

 Закаливающий массаж подошв

Закаливающий массаж подошв как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Он основан на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах ног. Массаж стоп делается ежедневно. Если массирование стопы валиком или скалкой проводится утром и вечером по 3—10 минут, то полный массаж достаточно выполнять раз в неделю.

 «Поиграем с ножками»

1. Подготовительный этап

а) Удобно сесть и расслабиться.

б) Смазать подошвы ног смягчающим кремом или растительным маслом (1—2 капли на ладошку).

2. Основная часть

а) Одной рукой, образуя «вилку» из большого и остальных пальцев, обхватить лодыжку и зафиксировать стопу. Другой погладить стопу от пальцев до щиколотки.

б) Сделать разминание стопы всеми пальцами.

в) Погладить стопу граблеобразным движением руки по направлению к пальцам.

г) Похлопать подошву ладонью.

д) Согнуть стопу вверх с произвольным падением вниз.

е) Покатать ногами (подошвами) палку, несильно нажимая на нее.

ж) Растереть подушечкой большого пальца руки закаливающую зону, расположенную в центре подошвы.

3. Заключительный этап

а) Погладить всю стопу от пальцев до щиколотки.

б) Посидеть спокойно, расслабившись.

Примечание. Дозировка должна соответствовать возрасту детей. Комплекс можно сопровождать стихами:

— Мы ходили, мы скакали,

Наши ноженьки устали.

Сядем все мы, отдохнем

И массаж подошв начнем.

— На каждую ножку крема понемножку.

Хоть они и не машина,

Смазать их необходимо!

— Проведем по ножке нежно,

 Будет ноженька прилежной.

Ласка всем, друзья, нужна.

Это помни ты всегда!

                          — Разминка тоже обязательна,

                          Выполняй ее старательно.

                          Растирай, старайся

                          И не отвлекайся.

— По подошве, как граблями,

Проведем сейчас руками.

И полезно, и приятно

 — Это всем давно понятно.

— Рук своих ты не жалей

 И по ножкам бей сильней.

Будут быстрыми они,

 Потом попробуй догони!

— Гибкость тоже нам нужна,

Без нее мы никуда.

Раз — сгибай, два — выпрямляй

 Ну, активнее давай!

— Вот работа, так работа,

Палочку катать охота.

Веселее ты катай

Да за нею поспевай.

— В центре зону мы найдем,

Хорошенько разотрем.

Надо с нею нам дружить,

Чтобы всем здоровым быть.

— Скажем все: «Спасибо!»

Ноженькам своим.

Будем их беречь мы

 И всегда любить.

Обширное умывание

Обширное умывание как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего возраста.

Проводится после сна.

Суть обширного умывания заключается в следующем: ребенок, раздетый до пояса, в быстром темпе, самостоятельно выполняет ряд последовательных действий.

«Умывайка»

«Раз» — обмывает правой рукой левую кисть.

«Два» — обмывает левой рукой правую кисть.

«Три» — мокрой правой ладонью проводит от кончиков пальцев левой руки до локтя.

«Четыре» — мокрой левой ладонью проводит от кончиков пальцев правой руки до локтя.

«Пять» — мокрые ладони кладет сзади на шею и ведет одновременно вперед.

«Шесть» — мокрой правой, ладонью делает круговое движение по груди.                  

«Семь» — мокрыми ладонями проводит по лицу от лба к подбородку.

«Восемь» — ополаскивает руки.

«Девять» — отжимает их, слегка стряхивая.

«Десять» — вытирает руки насухо.

Примечание. Умывание можно сопровождать стихами:

Раз — обмоем кисть руки,

Два — с другою повтори.

Три — до локтя намочили,

Четыре — с другою повторили.

Пять — по шее провели,

Шесть — смелее по груди.

Семь — лицо свое обмоем,

Восемь — с рук усталость смоем.

Девять — воду отжимай,

Десять — сухо вытирай.

 «Босоножье»

Это отличное закаливающее средство для детей с ослабленным здоровьем. Повышает устойчивость организма ребенка к резким колебаниям температуры и к переохлаждению. Проводится в любое время дня. Дозировка определяется возрастом. Желательно начинать в теплый период года.

Группа

Виды ходьбы и дозировка

Теплый период

Время

Холодный период

Время

Ранний

возраст

Ходьба и бег по одеялу и полу навеса

5—30 мин

Ходьба и бег по ковру в носках

5—30 мин

Младшая группа

Ходьба и бег по теплому песку, траве

5—45 мин

Ходьба по ковру босиком

5—30 мин

Средняя группа

Ходьба и бег по сухому и мокрому песку, траве, асфальту

5—60 мин

Ходьба босиком по ковру и в носках по полу Бег босиком по полу

5—30 мин

Старшая группа

Ходьба и бег по земле, воде, асфальту

5—90 мин

Ходьба и бег босиком по комнатному полу

5—30 мин

Подготовительная

 группа

Ходьба и бег по различным видам почвы, покрытиям земли

От 5 мин. и неограниченно

Свободный бег и ходьба в группе

5—30 мин


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ДЕТСКИЙ САД «АЛЕНУШКА» Г. ЯДРИНА 

ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПРОГРАММА

ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ

В УСЛОВИЯХ ДОУ

2003-2008 годы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оздоровление детей в условиях детского сада

«Оздоровительно - профилактические занятия с использованием тренажеров». Цель: Содействие гармоничному физическому развитию ребенка и своевременной коррекции психофизических нарушений.Задач...

Роль дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой в закаливании и оздоровлении детей в условиях дошкольного учреждения.

От дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и   умственная деятельность. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость чел...

Программа оздоровления детей в условиях ДОУ.

             ЗДОРОВЬЕ ДОШКОЛЬНИКА.Программа оздоровления детей в условиях ДОУ...

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Для проведения целенаправленной работы по укреплению и сохранению здоровья детей, посещающих наш детский сад, силами всех сотрудников и при активном участии родителей была создана программа «Здоровье»...

ПРОГРАММА «ЗДОРОВЫЙ ДОШКОЛЬНИК» программа оздоровления детей в ДОУ на 2018-2022 учебный год

           В Уставе Всемирной организации  здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье - это не только отсутствие болезней или физических  дефектов, но...

Программа "Здоровый дошкольник". Программа оздоровления детей в ДОУ.

Комплексно- целевая программа "Здоровый дошкольник направлена на сохранения и укрепления здоровья детей, формирование у детей, педагогов, воспитанников ответственности за сохранения собственного ...

ПРОГРАММА «ЗДОРОВЫЙ ДОШКОЛЬНИК» программа оздоровления детей в ДОУ на 2022-2026 учебный год

ПРОГРАММА«ЗДОРОВЫЙ ДОШКОЛЬНИК»программа оздоровления детей в ДОУна 2022-2026 учебный год...