Программа оздоровления детей в условиях ДОУ.
рабочая программа по теме

Мануилова Елена Николаевна

               ЗДОРОВЬЕ ДОШКОЛЬНИКА.

Программа оздоровления детей в условиях ДОУ

        

       Программа разработана в силу особой актуальности проблемы сохранения здоровья взрослых и детей. Отражает эффективные под ходы к комплексному решению вопросов оздоровления  подрастающего поколения в ДОУ. Она определяет основные направления, задачи, а также план действий и реализацию их в течение 5 лет.     Программа способна изменить лицо образовательного учреждения и создать новые условия для воспитания здоровой личности.

                                      

                                  

                               Раздел 1

  1.1 Общие положения

     В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье — это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучия. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете — отношение государства к проблемам здоровья.

    По данным, опубликованным в Государственном докладе о  состоянии здоровья населения РФ, 60% детей в возрасте от З до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.

     С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться, во-первых, семья, включая всех ее членов и условия проживания; во вторых, дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени, т.е. социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей

     Поэтому  в ДОУ необходим поиск новых подходов к  оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных условий.

 

 1. 2. Цель программ

   Программа «Здоровый малыш» направлена на сохранение и укрепление  здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

 

1. 3. Законодательно-нормативное обеспечение программы

1. Закон РФ «Об образовании».

2. Законы Ставропольского края «Об образовании», «О здраво охранении».

3. Санитарные нормы и правила, утвержденные совместным по- становлением Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзором.

5. Устав образовательного учреждения.

 

1.4. Ожидаемые результаты

1. Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья.

2. Повышение уровня ориентации к современным условиям жизни.

З. Овладение навыками  самооздоровления.

4. Снижение уровня  заболеваемости.

 

1.5. Объекты программы

  Дети дошкольного образовательного учреждения. Семьи детей, посещающих образовательное учреждение. Педагогический коллектив образовательного учреждения.

 

                                 Раздел 2

              Основные принципы программы

 

1. Принцип  научности — подкрепление всех проводимых  мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно  обоснованными и практически    апробированными  методиками.

2. Принцип  активности и сознательности - участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.

3. Принцип  комплексности и  интегративности - решение оздоро- вительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.

4.Принцип  результативности и  гарантированости – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня

                           

                                

                                Раздел 3

  

  Профилактическое

1.Обеспечение благоприятного течения адаптации;

 2.Выполнение сангигиенического режима;

 3.Решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры;

 4.Предупреждение острых заболеваний и невротических   состояний методами неспецифической профилактики;

 5.Проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике     и распространению инфекционных заболеваний.

 

   Организационное

1. Организация  здоровьесберегающей среды в ДОУ;

2. Определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья  методами  диагностики;

3. Составление индивидуальных планов оздоровления;

4. Изучение передового педагогического, медицинского и социального  опыта  по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных  технологий и методик;

5. Систематическое повышение  квалификации  педагогических и медицинских  кадров;

6. Пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников.

 

 Лечебное

 1. Противорецедивное  лечение  хронических заболеваний;

 2. Коррекция отдельных отклонений в физическом и  психическом развитии;

3. Дегельминтизация;

4. Антиструминопрофилактика  эндемического зоба;

5. Химиопрофилактическое лечение тубинфицированных  детей;

6. Оказание скорой помощи при неотложных состояниях.

 

 

                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   Раздел №4

4.1 Техническое и кадровое обеспечение.

Ответственные

1.

 Приобретение необходимого оборудования:

- медицинского (фитоаэроионизатор, люстры Чижевского,  витафон, тубус-кварц);

- технологического (духовой шкаф);

- спортивного (малые тренажеры, мячи, сухой бассейн);

-  мебели (стулья)

Зав. ДОУ

Зам. зав, по АХР

 

2.

  Осуществление ремонта:

-  пищеблока; прачечного комплекса;

- коридоров;

- игровых площадок

Зав. ДОУ

Зам. зав, по АХР

 

3.

Оборудование помещений:

-  зимнего сада;

- уголка ОБЖ;

-  прогулочной площадки в здании;

- мини-музея;

-  сенсорной комнаты

Зам. зав. по УВР Специалисты

 

4.

Введение дополнительных услуг:

-  музыкально-театральной деятельности; художественного труда;

-  спортивной борьбы;

- художественной гимнастики;

- занимательной психологии

Зам. зав. по УВР Специалисты

 

5.

 Открытие клуба здоровья для педагогов «Надежда»

Воспитатель по физо

6.

 Обеспечение  условий для предупреждения травматизма в ДОУ (соблюдение ТБ при организации учебного процесса и свободного времени, своевременный ремонт мебели и  оборудования в ДОУ)

Зам. зав, по АХР

 

 

4.2. Организационно-методическое и психолого-педагогическое обеспечение

 

1.

Разработка программы оздоровления и осуществление контроля  за  выполнением оздоровительных мероприятий, физическим и нервно-психическим развитием детей

Администрация

2.

 Разработка модели внедрения здоровьесберегающих  методик в УВП

 

Зам. зав, по УВР

3.

 Поиск, изучение и внедрение эффективных технологий и методик оздоровления:

-ароматерапия Г. Лавреновой;

- сеансы  самооздоровления В.Т. Кудрявцева; энергетическая гимнастика Н. Семеновой, М. Перепелицица;

-  учебная гимнастика П. Деннисона;

- спецзакаливание А. Уманской;

- парадоксальная гимнастика А. Стрельниковой;

- психофизическое раскрепощение и оздоровление в

структурах учебного процесса В. Базарного;

- вибрационно-вокальные упражнения М. Лазарева;

ВЛГД Бутейко;

Зам, зав, по УВР

 

4.

Определение структуры, выработка критериев, уровней и методик диагностики  валеологической  культуры детей по возрастным группам

Зам, зав, по УВР

 

5.

Введение специальных занятий (экономические, ОБЖ, ритмика)

Специалисты

 

6.

Проведение валеологизации всего учебного процесса (психологический фон занятий, методы и формы обучения, длительность занятий, санитарно-гигиенические условия)

Зам. зав. по УВР

 

7.

 Проведение упорядочения учебной нагрузки и активного отдыха детей (сокращение количества коллективных  занятий,  введение  дней радости, каникул, гибкий график занятий)

Зам, зав. по УВР

 

8.

 Создание здорового микроклимата в коллективе взрослых и детей (Кодекс жизни группы, Кодекс чести педагога)

Воспитатели

 

9.

  Продолжение работы по совершенствованию предметно-развивающей среды в ДОУ, внедрение новых  эффективных моделей

Воспитатели

 

10.

 Организация работы с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей (выпуск газет, журналов; проведение цикла лекций, оказание консультативного  пункта, «телефон доверия»)

Воспитатели

 

11.

  Участие в научно-практических конференциях, семинарах, совещаниях различного уровня по вопросам оздоровления детей

Зав. ДОУ

 

13.

Участие в эксперименте по внедрению здоровьесберегающих технологий в ДОУ         

Зав. ДОУ

 

 

                              Раздел № 5

             Формы и методы оздоровления детей

  Формы и             методы

            Содержание

1.

Обеспечение здорового ритма жизни

-  щадящий режим (адаптационный  период);

-  гибкий режим;

- организация микроклимата и стиля

жизни группы на основании Кодекса;

- учет лунного ритма;

-  учет биоритмов;

- коррекция  биоритмологической активности

2.

Физические упражнения

 

- утренняя гимнастика;

- физкультурно-оздоровительные занятия;

- подвижные и динамичные игры;

-  профилактическая гимнастика (дыхательная, звуковая, улучшение осанки, плоскостопие, зрение);

- спортивные игры;

- занятия в спортивных секциях;

- терренкур (дозированная ходьба);

- пешие прогулки

3.

Гигиенические и водные процедуры

 

-  умывание;

-  мытье рук;

-  местный и общий душ;

- игры с водой;

- обеспечение чистоты  среды;

-  посещение бассейна

4.

Свето-воздушные ванны

 

-  проветривание   помещений (в том числе  сквозное);

- сон при открытых фрамугах;

- прогулки  на  свежем воздухе (в том числе  «комнатные»);

- обеспечение температурного режима и чистоты воздуха

5.

Активный отдых

 

-  развлечения, праздники;

- игры-забавы;

-  дни здоровья;

- каникулы

.6.

диетотерапия

 

 

- рациональное питание;

- индивидуальное  меню (аллергия,ожирение, хронические заболевания)

7.

Свето- и цветотерапия

 

-  обеспечение светового режима;

- цветовое и световое сопровождение среды и учебного процесса

8.

Музтерапия

музтеатральная деятельность

— музсопровождение  режимных  моментов;

- музоформление фона занятий;

- музтеатральная  деятельность;

- хоровое пение (в том числе звуковое)

9.

Аутогренинг и психогимнастика

 

 

- игры-тренинги  на  подавлению отрицательных  эмоций и снятие невротических состояний.

- коррекция поведения;

-учебная гимнастика

10.

Спецзакаливание

 

- босоножье;

- игровой массаж;

- обширное умывание;

- дыхательная гимнастика

11.

Пропаганда ЗОЖ

 

-  эколого-валеологический театр;

-периодическая печать;

-  курс лекций и бесед;

- спецзанятия (ОБЖ)

 

 

    

             Лечебно-оздоровительных мероприятий

     Наименование мероприятий

     Дозировка

1.

 Коктейль «Воздушный» (кислородный)

    1 ч.л. 1 р. в день        

          ежедневно.

2.

 Лимонная долька с медом   «Сластена»

 

   1 ч. л.  1р. в день         

         ежедневно.

3.

 - Витамин С

 

- Лечебная смазка носика (оксалиновая мазь)

 

- «Волшебная приправа» (фитонциды - лук, чеснок)

 

0,05 -1 р. в день ежедневно

2р. в день ежедневно

 

В обед  ежедневно

 

4.

- Орошение зева солевым раствором

Ежедневно после обеда.

           Модель взаимодействия педагога - психолога и        

                воспитателя с родителями для повышения        

                    эффективности коррекции работы

 

 

   
 image
 
 image
 
 image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Советы и рекомендации

 – Специальные занятия с детьми

 – В русле режимных моментов

 – Занятия, тренинги, игры и  прочее

Модель стратегии и тактики работы воспитателя  и   

               медработника     с    родителями

 

   
 image
 
 image

 

 

 

 

 

 

 

 

imageimage

          Структура внедрения  здоровьесберегающих   

                    методик,     технологий  в  ДОУ

 

1. Ознакомление с теоретическими основами методики, технологии

 

- Определение  оздоровительной  направленности  и  значимости  для ребенка

- Педагогико-психолого- медицинская оценка  эффективности и прогноз результативности

 

2. Изучение мнения родителей и получение семейной поддержки.

 

3. Создание  условий и оформления необходимого материала.

 

4. Включение методики в  педагогический процесс.

 

5. Анализ результатов использования.

 

- Мониторинг детей

- Спецопрос  педагогов, родителей.

 

6. Показ результатов.

 

 - Открытые мероприятия.

 - Выступления.

 - Наглядный материал.

 

 

7. Выводы и предложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИГРОВОЙ МАССАЖ

 

  Интерпретация и адаптированный вариант методик

      спецзакаливания детей А. Уманской и К. Динейки

 

                           

                            Закаливающее дыхание

       Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть  использован  и в работе со старшими детьми. Проводится 2—З раза в день.

                           

                                  

                                  «Поиграем с носиком»

1.  Организационный момент

а) «Найди и покажи носик»

дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому.

2. Основная часть

Игровые упражнения с носиком.

б) «Помоги носику собраться на прогулку»

Каждый ребенок берет носовой платок или салфетку и  тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.

в) «Носик гуляет»

  Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.

  Старшим  детям  можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твердому нёбу.  В обоих случаях вдох и  выдох  выполняется через нос.

г) «Носик балуется»

    На  вдохе  ребенок  оказывает  сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.  

д ) «Носик нюхает приятный запах»

  Ребенок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывал их указательным пальцем.

е) «Носик поет песенку»

  На выдохе малыш постукивает указательным пальцем покрыль ям носа и поет: «Ба-бо-бу».

ж) «Погреем носик»

  Ребенок располагает на переносице указательным  пальцем и  выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно. Таким  образом  делается как бы растирание.

З. Заключительный этап

з) «Носик возвращается домой»

Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся.

Примечание. Игровые упражнения можно сопровождать стихами:

- Подходи ко мне, дружок, И садись скорей в кружок.

Носик ты быстрей найди, Тете _______ покажи.

-  Надо носик очищать, На прогулку собирать.

- Ротик ты свой закрывай, Только с носиком гуляй

- Вот так носик-баловник! Он шалить у нас привык.

Тише, тише, не спеши,

Ароматом подыши.

- Хорошо гулять в саду

И поет нос: «Ба-бо-бу».

-  Надо носик нам погреть,

Его немного потереть.

-  Нагулялся носик мой,

Возвращается домой.

Массаж рук

    Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует при лив крови к рукам. Это благоприятствует    психоэмоциональной   устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

 

                               

                             «Поиграем с ручками»

1. Подготовительный этап

Дети растирают ладони до приятного тепла

2. Основная часть

а) Большим и указательным пальцами одной руки массируем - растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.

б) Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя  мытъе  рук.

в) Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трем их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.

г) Переплетенные пальцы закрываем на замок и подносим к груди. Пауза.

д) Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.

З. Заключительный этап

дети стряхивают руки, расслабляют их и отдыхают.

Примечание. Упражнение можно сопровождать стихами:

Эй, ребята, все ко мне.

Кто стоит там в стороне?

А ну быстрей лови кураж

И начинай игру-массаж.

Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу.

Поздороваюсь со всеми,

Никого не обойду.

 С ноготками поиграю, друг о друга их потру.

Потом руки  «помочалю»,

Плечи мягко разомну.

Затем руки я помою,

Пальчик в пальчик я вложу,

На замочек их закрою

И тепло поберегу.

Вытяну я пальчики,

Пусть бегут, как зайчики.

Раз-два, раз-два, Вот и кончилась игра.

Вот и кончилась игра,

Отдыхает детвора.

 

 

                    Массаж волшебных точек ушек

    Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных  рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.

    Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется про водить в игровой форме 2- 3 раза в день.

    

                                  

                                 «Поиграем с ушками»

1. Организационный момент

Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их в круг.

2. Основная часть

Упражнения с ушками.

а) «Найдем и покажем ушки»

Дети находят свои ушки, показывают их взрослому (если меша ют волосы, их закалывают вверху).

б) «Похлопаем ушками»

Ребенок заводит ладони за уши и загибает их вперед сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины  к голове, резко отпускает их. При этом ребенок должен ощутить хлопок.

в) «Потянем ушки»

  Малыш захватывает кончиками большого и указательного паль цев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем отпускает.

г) «Покрутим  козелком»

  Ребенок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимает козелок -  выступ ушной  раковины спереди.  Захватив  таким образом козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течение 20—30 секунд.

д) «Погреем ушки»

  Ребенок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трет ими всю раковину.

З. Заключительный момент

дети расслабляются и слушают тишину.

Примечание. Количество повторений каждого упражнения  зависит от возраста детей. В среднем это составляет 7- 8 раз, для малы шей достаточно 5- б раз. действия можно сопровождать стихами

-  Подходи ко мне, дружок, И садись скорей в кружок.

- Ушки ты свои найди И скорей их покажи.

-  Ловко с ними мы играем, Вот так хлопаем ушами.

-  А сейчас все тянем вниз. Ушко, ты не отвались!

-  А потом, а потом

 Покрутили  козелком.

Ушко, кажется, замерзло,

Отогреть его так можно.

- Раз, два! Раз, два! Вот и кончилась игра.

-  А раз кончилась игра, Наступила ти-щи-на!

 

 

                           Закаливающий массаж подошв

 

    Закаливающий массаж подошв как эффективный вид  закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Он основан на стимуляции активных точек, расположенных  на подошвах ног. Массаж стон делается ежедневно. Если  массирование стоны валиком или скалкой проводится утром и вече ром по 3— 10 минут, то полный массаж достаточно выполнять раз в неделю.

                               

                                    

                                   «Поиграем с ножками»

1. Подготовительный этап

а) Удобно сесть и расслабиться.

6) Смазать подошвы ног смягчающим кремом или  растительным маслом (1-2 капли на ладошку).

2. Основная часть

а) Одной рукой, образуя «вилку» из большого и остальных  пальцев, обхватить лодыжку и зафиксировать стопу. другой погладить стопу от пальцев до щиколотки.

б) Сделать разминание стопы всеми пальцами.

в) Погладить стону  граблеобразным  движением руки по  направлению к пальцам.

г) Похлопать подошву ладонью.

д) Согнуть стону  вверх с произвольным падением вниз.

е) Покатать ногами (подошвами) палку, несильно нажимая на нее.

ж) Растереть подушечкой большого пальца руки закаливающую зону, расположенную в центре подошвы.

3. Заключительный этап

а) Погладить всю стону от пальцев до щиколотки.

б) Посидеть спокойно, расслабившись.

  Примечание. Дозировка должна соответствовать возрасту детей. Комплекс можно сопровождать стихами:

 

- Мы ходили, мы скакали,

Наши ноженьки устали.

Сядем все мы, отдохнем

И массаж подошв начнем.

-  На каждую ножку крема понемножку.

Хоть они и не машина,

Смазать их необходимо!

- Проведем по ножке нежно, Будет ноженька прилежной.

Ласка всем, друзья, нужна. Это помни ты всегда!

-  Разминка тоже обязательна,

Выполняй ее старательно.

Растирай, старайся

И не отвлекайся.

-  По подошве, как граблями,

Проведем сейчас руками.

И полезно, и приятно - Это всем давно понятно.

-  Рук своих ты не жалей

И по ножкам бей сильней.

Будут быстрыми они,

Потом  попробуй, догони!

- Гибкость тоже нам нужна,

Без нее мы никуда.

Раз -  сгибай, два - выпрямляй

Ну, активнее давай!

-  Вот работа, так работа,

Палочку катать охота.

 Веселее ты катай

Да за нею поспевай.

-  В центре зону мы найдем,

Хорошенько разотрем.

Надо с нею нам дружить,

Чтобы всем здоровым быть.

-  Скажем все: «Спасибо!»

Ноженькам своим.

Будем их беречь мы

И всегда любить.

  

                          Обширное умывание

     Обширное умывание как эффективный вид закаливания  рекомендуется для детей среднего и старшего возраста. 

Проводится после сна.

    Суть обширного умывания заключается в следующем: ребенок, раздетый до пояса, в быстром темпе, самостоятельно выполняет ряд последовательных действий.

                                 

                                   «Умывайка»

    «Раз» -  обмывает правой рукой левую кисть.

    «Два» - обмывает левой рукой правую кисть.

    «Три» -  мокрой правой ладонью проводит от кончиков пальцев левой руки до локтя.

     «Четыре» - мокрой левой ладонью проводит от кончиков  пальцев правой руки до локтя.

   «Пять» -  мокрые ладони кладет сзади на шею и ведет  одновременно вперед.

   «Шесть» -  мокрой правой ладонью делает круговое движение по груди.

   «Семь» -  мокрыми ладонями проводит по лицу  от  лба к подбородку.

  «Восемь» -  ополаскивает руки.

   «Девять»-  отжимает их, слегка стряхивая.

    «Десять» - вытирает руки насухо

 

 Примечание. Умывание можно сопровождать стихами:

 Раз -  обмоем кисть руки,

Два -  с  другою  повтори.

Три -  до локтя намочили,

Четыре -  с другою повторили.

Пять -  по шее провели,

Шесть - смелее по груди.

Семь -  лицо свое обмоем, Восемь - с рук усталость смоем.

Девять -  воду отжимай,

Десять -  сухо вытирай.

 

                                 «Босонож

    Это отличное закаливающее средство для детей с ослабленным здоровьем. Повышает устойчивость организма ребенка к резким  колебаниям температуры и к переохлаждению. Проводится в любое время дня. дозировка определяется возрастом. Желательно начинать в теплый период года.

 

                           

                              Виды ходьбы и дозировка         

 

Группа

 

Теплый период

Время

Холодный период

Время

Старшая группа

 

Ходьба и бег по земле, воде, асфальту

 

 

5- 90 мин

 

Ходьба и бег босиком по комнатному полу

 

5-3О мин

 

Подготови-тельная группа

 Ходьба и бег по различным видам почвы, покрытиям земли.                          

От 5 мин и неограниченно

Свободный бег и ходьба в группе

5 – 30 мин.

 

                        

                               Типы детей с учетом

           биоритмологической  активности

  

     «Жаворонки» - рано встают. У них хорошее настроение. Они веселы, бодры, активны. В  первой половине дня они легко справляются со сложностями жизни, охотно занимаются, быстро усваивают материал. Во второй половине дня наблюдается снижение активности. дети быстро устают, с трудом воспринимают про исходящее, К вечеру они вялы, сопливы, капризны, рано ложатся спать.

 

  « Совы» -  полная противоположность «жаворонкам». Эти дети с трудом просыпаются и с трудом встают. Им тяжело настроиться на ритм дня. Они вялы, апатичны, малоактивны. Сложный материал  усваивают с трудом. Но во второй половине дня  активность  их  возрастает, они преображаются, охотно выполняют  задания, легко с ними справляются. Вечером они возбуждены, трудно засыпают.

 

  У (голубей) отсутствуют ярко  выраженные черты, характерные для «сов» и «жаворонков», У этих детей наиболее устойчивое настроение. Если они здоровы, они веселы и подвижны  целый день. Смена частей суток не отражается на их активности. Для  «голубей» редкими являются проблемы пробуждения и засыпания.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon printsep.doc195.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 

               ЗДОРОВЫЙ МАЛЫШ

Программа оздоровления детей в условиях ДОУ

         

       Программа разработана в силу особой актуальности проблемы сохранения здоровья взрослых и детей. Отражает эффективные под ходы к комплексному решению вопросов оздоровления  подрастающего поколения в ДОУ. Она определяет основные направления, задачи, а также план действий и реализацию их в течение 5 лет.     Программа способна изменить лицо образовательного учреждения и создать новые условия для воспитания здоровой личности.

                                     

                                 

                               Раздел 1

  1.1 Общие положения

     В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье — это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучия. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете — отношение государства к проблемам здоровья.

    По данным, опубликованным в Государственном докладе о  состоянии здоровья населения РФ, 60% детей в возрасте от З до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.

     С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться, во-первых, семья, включая всех ее членов и условия проживания; во вторых, дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени, т.е. социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей

     Поэтому  в ДОУ необходим поиск новых подходов к  оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных условий.

 

 1. 2. Цель программ

   Программа «Здоровый малыш» направлена на сохранение и укрепление  здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

1. 3. Законодательно-нормативное обеспечение программы

1. Закон РФ «Об образовании».

2. Законы Ставропольского края «Об образовании», «О здраво охранении».

3. Санитарные нормы и правила, утвержденные совместным по- становлением Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзором.

5. Устав образовательного учреждения.

1.4. Ожидаемые результаты

1. Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья.

2. Повышение уровня ориентации к современным условиям жизни.

З. Овладение навыками  самооздоровления.

4. Снижение уровня  заболеваемости.

1.5. Объекты программы

  Дети дошкольного образовательного учреждения. Семьи детей, посещающих образовательное учреждение. Педагогический коллектив образовательного учреждения.

 

                                 Раздел 2

              Основные принципы программы

1. Принцип  научности — подкрепление всех проводимых  мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно  обоснованными и практически    апробированными  методиками.

2. Принцип  активности и сознательности - участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.

3. Принцип  комплексности и  интегративности - решение оздоро- вительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.

4.Принцип  результативности и  гарантированости – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня

                           

                                 

                                Раздел 3

 

  Профилактическое

1.Обеспечение благоприятного течения адаптации;

 2.Выполнение сангигиенического режима;

 3.Решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры;

 4.Предупреждение острых заболеваний и невротических   состояний методами неспецифической профилактики;

 5.Проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике     и распространению инфекционных заболеваний.

   Организационное

1. Организация  здоровьесберегающей среды в ДОУ;

2. Определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья  методами  диагностики;

3. Составление индивидуальных планов оздоровления;

4. Изучение передового педагогического, медицинского и социального  опыта  по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных  технологий и методик;

5. Систематическое повышение  квалификации  педагогических и медицинских  кадров;

6. Пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников.

 Лечебное

 1. Противорецедивное  лечение  хронических заболеваний;

 2. Коррекция отдельных отклонений в физическом и  психическом развитии;

3. Дегельминтизация;

4. Антиструминопрофилактика  эндемического зоба;

5. Химиопрофилактическое лечение тубинфицированных  детей;

6. Оказание скорой помощи при неотложных состояниях.

 

                       

                                   Раздел №4

4.1 Техническое и кадровое обеспечение.

Ответственные

1.

 Приобретение необходимого оборудования:

- медицинского (фитоаэроионизатор, люстры Чижевского,  витафон, тубус-кварц);

- технологического (духовой шкаф);

- спортивного (малые тренажеры, мячи, сухой бассейн);

-  мебели (стулья)

Зав. ДОУ

Зам. зав, по АХР

2.

  Осуществление ремонта:

-  пищеблока; прачечного комплекса;

- коридоров;

- игровых площадок

Зав. ДОУ

Зам. зав, по АХР

3.

Оборудование помещений:

-  зимнего сада;

- уголка ОБЖ;

-  прогулочной площадки в здании;

- мини-музея;

-  сенсорной комнаты

Зам. зав. по УВР Специалисты

4.

Введение дополнительных услуг:

-  музыкально-театральной деятельности; художественного труда;

-  спортивной борьбы;

- художественной гимнастики;

- занимательной психологии

Зам. зав. по УВР Специалисты

5.

 Открытие клуба здоровья для педагогов «Надежда»

Воспитатель по физо

6.

 Обеспечение  условий для предупреждения травматизма в ДОУ (соблюдение ТБ при организации учебного процесса и свободного времени, своевременный ремонт мебели и  оборудования в ДОУ)

Зам. зав, по АХР

4.2. Организационно-методическое и психолого-педагогическое обеспечение

1.

Разработка программы оздоровления и осуществление контроля  за  выполнением оздоровительных мероприятий, физическим и нервно-психическим развитием детей

Администрация

2.

 Разработка модели внедрения здоровьесберегающих  методик в УВП

Зам. зав, по УВР

3.

 Поиск, изучение и внедрение эффективных технологий и методик оздоровления:

-ароматерапия Г. Лавреновой;

- сеансы  самооздоровления В.Т. Кудрявцева; энергетическая гимнастика Н. Семеновой, М. Перепелицица;

-  учебная гимнастика П. Деннисона;

- спецзакаливание А. Уманской;

- парадоксальная гимнастика А. Стрельниковой;

- психофизическое раскрепощение и оздоровление в

структурах учебного процесса В. Базарного;

- вибрационно-вокальные упражнения М. Лазарева;

ВЛГД Бутейко;

Зам, зав, по УВР

4.

Определение структуры, выработка критериев, уровней и методик диагностики  валеологической  культуры детей по возрастным группам

Зам, зав, по УВР

5.

Введение специальных занятий (экономические, ОБЖ, ритмика)

Специалисты

6.

Проведение валеологизации всего учебного процесса (психологический фон занятий, методы и формы обучения, длительность занятий, санитарно-гигиенические условия)

Зам. зав. по УВР

7.

 Проведение упорядочения учебной нагрузки и активного отдыха детей (сокращение количества коллективных  занятий,  введение  дней радости, каникул, гибкий график занятий)

Зам, зав. по УВР

8.

 Создание здорового микроклимата в коллективе взрослых и детей (Кодекс жизни группы, Кодекс чести педагога)

Воспитатели

9.

  Продолжение работы по совершенствованию предметно-развивающей среды в ДОУ, внедрение новых  эффективных моделей

Воспитатели

10.

 Организация работы с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей (выпуск газет, журналов; проведение цикла лекций, оказание консультативного  пункта, «телефон доверия»)

Воспитатели

11.

  Участие в научно-практических конференциях, семинарах, совещаниях различного уровня по вопросам оздоровления детей

Зав. ДОУ

13.

Участие в эксперименте по внедрению здоровьесберегающих технологий в ДОУ        

Зав. ДОУ

                              Раздел № 5

             Формы и методы оздоровления детей

  Формы и             методы

            Содержание

1.

Обеспечение здорового ритма жизни

-  щадящий режим (адаптационный  период);

-  гибкий режим;

- организация микроклимата и стиля

жизни группы на основании Кодекса;

- учет лунного ритма;

-  учет биоритмов;

- коррекция  биоритмологической активности

2.

Физические упражнения

- утренняя гимнастика;

- физкультурно-оздоровительные занятия;

- подвижные и динамичные игры;

-  профилактическая гимнастика (дыхательная, звуковая, улучшение осанки, плоскостопие, зрение);

- спортивные игры;

- занятия в спортивных секциях;

- терренкур (дозированная ходьба);

- пешие прогулки

3.

Гигиенические и водные процедуры

-  умывание;

-  мытье рук;

-  местный и общий душ;

- игры с водой;

- обеспечение чистоты  среды;

-  посещение бассейна

4.

Свето-воздушные ванны

-  проветривание   помещений (в том числе  сквозное);

- сон при открытых фрамугах;

- прогулки  на  свежем воздухе (в том числе  «комнатные»);

- обеспечение температурного режима и чистоты воздуха

5.

Активный отдых

-  развлечения, праздники;

- игры-забавы;

-  дни здоровья;

- каникулы

.6.

диетотерапия

- рациональное питание;

- индивидуальное  меню (аллергия,ожирение, хронические заболевания)

7.

Свето- и цветотерапия

-  обеспечение светового режима;

- цветовое и световое сопровождение среды и учебного процесса

8.

Музтерапия

музтеатральная деятельность

— музсопровождение  режимных  моментов;

- музоформление фона занятий;

- музтеатральная  деятельность;

- хоровое пение (в том числе звуковое)

9.

Аутогренинг и психогимнастика

- игры-тренинги  на  подавлению отрицательных  эмоций и снятие невротических состояний.

- коррекция поведения;

-учебная гимнастика

10.

Спецзакаливание

- босоножье;

- игровой массаж;

- обширное умывание;

- дыхательная гимнастика

11.

Пропаганда ЗОЖ

-  эколого-валеологический театр;

-периодическая печать;

-  курс лекций и бесед;

- спецзанятия (ОБЖ)

     

             Лечебно-оздоровительных мероприятий

     Наименование мероприятий

     Дозировка

1.

 Коктейль «Воздушный» (кислородный)

    1 ч.л. 1 р. в день        

          ежедневно.

2.

 Лимонная долька с медом   «Сластена»

   1 ч. л.  1р. в день          

         ежедневно.

3.

 - Витамин С

- Лечебная смазка носика (оксалиновая мазь)

- «Волшебная приправа» (фитонциды - лук, чеснок)

0,05 -1 р. в день ежедневно

2р. в день ежедневно

В обед  ежедневно

4.

- Орошение зева солевым раствором

Ежедневно после обеда.

           Модель взаимодействия педагога - психолога и        

                воспитателя с родителями для повышения        

                    эффективности коррекции работы

Модель стратегии и тактики работы воспитателя  и    

               медработника     с    родителями

 

          Структура внедрения  здоровьесберегающих  

                    методик,     технологий  в  ДОУ

1. Ознакомление с теоретическими основами методики, технологии

- Определение  оздоровительной  направленности  и  значимости  для ребенка

- Педагогико-психолого- медицинская оценка  эффективности и прогноз результативности

2. Изучение мнения родителей и получение семейной поддержки.

3. Создание  условий и оформления необходимого материала.

4. Включение методики в  педагогический процесс.

5. Анализ результатов использования.

- Мониторинг детей

- Спецопрос  педагогов, родителей.

6. Показ результатов.

 - Открытые мероприятия.

 - Выступления.

 - Наглядный материал.

7. Выводы и предложения.

ИГРОВОЙ МАССАЖ

 

  Интерпретация и адаптированный вариант методик

      спецзакаливания детей А. Уманской и К. Динейки

 

                           

                            Закаливающее дыхание

       Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть  использован  и в работе со старшими детьми. Проводится 2—З раза в день.

                           

                                 

                                  «Поиграем с носиком»

1.  Организационный момент

а) «Найди и покажи носик»

дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому.

2. Основная часть

Игровые упражнения с носиком.

б) «Помоги носику собраться на прогулку»

Каждый ребенок берет носовой платок или салфетку и  тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.

в) «Носик гуляет»

  Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.

  Старшим  детям  можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твердому нёбу.  В обоих случаях вдох и  выдох  выполняется через нос.

г) «Носик балуется»

    На  вдохе  ребенок  оказывает  сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.  

д ) «Носик нюхает приятный запах»

  Ребенок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывал их указательным пальцем.

е) «Носик поет песенку»

  На выдохе малыш постукивает указательным пальцем покрыль ям носа и поет: «Ба-бо-бу».

ж) «Погреем носик»

  Ребенок располагает на переносице указательным  пальцем и  выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно. Таким  образом  делается как бы растирание.

З. Заключительный этап

з) «Носик возвращается домой»

Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся.

Примечание. Игровые упражнения можно сопровождать стихами:

- Подходи ко мне, дружок, И садись скорей в кружок.

Носик ты быстрей найди, Тете _______ покажи.

-  Надо носик очищать, На прогулку собирать.

- Ротик ты свой закрывай, Только с носиком гуляй

- Вот так носик-баловник! Он шалить у нас привык.

Тише, тише, не спеши,

Ароматом подыши.

- Хорошо гулять в саду

И поет нос: «Ба-бо-бу».

-  Надо носик нам погреть,

Его немного потереть.

-  Нагулялся носик мой,

Возвращается домой.

Массаж рук

    Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует при лив крови к рукам. Это благоприятствует    психоэмоциональной   устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

                               

                             «Поиграем с ручками»

1. Подготовительный этап

Дети растирают ладони до приятного тепла

2. Основная часть

а) Большим и указательным пальцами одной руки массируем - растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.

б) Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя  мытъе  рук.

в) Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трем их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.

г) Переплетенные пальцы закрываем на замок и подносим к груди. Пауза.

д) Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.

З. Заключительный этап

дети стряхивают руки, расслабляют их и отдыхают.

Примечание. Упражнение можно сопровождать стихами:

Эй, ребята, все ко мне.

Кто стоит там в стороне?

А ну быстрей лови кураж

И начинай игру-массаж.

Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу.

Поздороваюсь со всеми,

Никого не обойду.

 С ноготками поиграю, друг о друга их потру.

Потом руки  «помочалю»,

Плечи мягко разомну.

Затем руки я помою,

Пальчик в пальчик я вложу,

На замочек их закрою

И тепло поберегу.

Вытяну я пальчики,

Пусть бегут, как зайчики.

Раз-два, раз-два, Вот и кончилась игра.

Вот и кончилась игра,

Отдыхает детвора.

                    Массаж волшебных точек ушек

    Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных  рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.

    Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется про водить в игровой форме 2- 3 раза в день.

     

                                 

                                 «Поиграем с ушками»

1. Организационный момент

Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их в круг.

2. Основная часть

Упражнения с ушками.

а) «Найдем и покажем ушки»

Дети находят свои ушки, показывают их взрослому (если меша ют волосы, их закалывают вверху).

б) «Похлопаем ушками»

Ребенок заводит ладони за уши и загибает их вперед сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины  к голове, резко отпускает их. При этом ребенок должен ощутить хлопок.

в) «Потянем ушки»

  Малыш захватывает кончиками большого и указательного паль цев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем отпускает.

г) «Покрутим  козелком»

  Ребенок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимает козелок -  выступ ушной  раковины спереди.  Захватив  таким образом козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течение 20—30 секунд.

д) «Погреем ушки»

  Ребенок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трет ими всю раковину.

З. Заключительный момент

дети расслабляются и слушают тишину.

Примечание. Количество повторений каждого упражнения  зависит от возраста детей. В среднем это составляет 7- 8 раз, для малы шей достаточно 5- б раз. действия можно сопровождать стихами

-  Подходи ко мне, дружок, И садись скорей в кружок.

- Ушки ты свои найди И скорей их покажи.

-  Ловко с ними мы играем, Вот так хлопаем ушами.

-  А сейчас все тянем вниз. Ушко, ты не отвались!

-  А потом, а потом

 Покрутили  козелком.

Ушко, кажется, замерзло,

Отогреть его так можно.

- Раз, два! Раз, два! Вот и кончилась игра.

-  А раз кончилась игра, Наступила ти-щи-на!

                           Закаливающий массаж подошв

    Закаливающий массаж подошв как эффективный вид  закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Он основан на стимуляции активных точек, расположенных  на подошвах ног. Массаж стон делается ежедневно. Если  массирование стоны валиком или скалкой проводится утром и вече ром по 3— 10 минут, то полный массаж достаточно выполнять раз в неделю.

                               

                                   

                                   «Поиграем с ножками»

1. Подготовительный этап

а) Удобно сесть и расслабиться.

6) Смазать подошвы ног смягчающим кремом или  растительным маслом (1-2 капли на ладошку).

2. Основная часть

а) Одной рукой, образуя «вилку» из большого и остальных  пальцев, обхватить лодыжку и зафиксировать стопу. другой погладить стопу от пальцев до щиколотки.

б) Сделать разминание стопы всеми пальцами.

в) Погладить стону  граблеобразным  движением руки по  направлению к пальцам.

г) Похлопать подошву ладонью.

д) Согнуть стону  вверх с произвольным падением вниз.

е) Покатать ногами (подошвами) палку, несильно нажимая на нее.

ж) Растереть подушечкой большого пальца руки закаливающую зону, расположенную в центре подошвы.

3. Заключительный этап

а) Погладить всю стону от пальцев до щиколотки.

б) Посидеть спокойно, расслабившись.

  Примечание. Дозировка должна соответствовать возрасту детей. Комплекс можно сопровождать стихами:

- Мы ходили, мы скакали,

Наши ноженьки устали.

Сядем все мы, отдохнем

И массаж подошв начнем.

-  На каждую ножку крема понемножку.

Хоть они и не машина,

Смазать их необходимо!

- Проведем по ножке нежно, Будет ноженька прилежной.

Ласка всем, друзья, нужна. Это помни ты всегда!

-  Разминка тоже обязательна,

Выполняй ее старательно.

Растирай, старайся

И не отвлекайся.

-  По подошве, как граблями,

Проведем сейчас руками.

И полезно, и приятно - Это всем давно понятно.

-  Рук своих ты не жалей

И по ножкам бей сильней.

Будут быстрыми они,

Потом  попробуй, догони!

- Гибкость тоже нам нужна,

Без нее мы никуда.

Раз -  сгибай, два - выпрямляй

Ну, активнее давай!

-  Вот работа, так работа,

Палочку катать охота.

 Веселее ты катай

Да за нею поспевай.

-  В центре зону мы найдем,

Хорошенько разотрем.

Надо с нею нам дружить,

Чтобы всем здоровым быть.

-  Скажем все: «Спасибо!»

Ноженькам своим.

Будем их беречь мы

И всегда любить.

   

                          Обширное умывание

     Обширное умывание как эффективный вид закаливания  рекомендуется для детей среднего и старшего возраста.  

Проводится после сна.

    Суть обширного умывания заключается в следующем: ребенок, раздетый до пояса, в быстром темпе, самостоятельно выполняет ряд последовательных действий.

                                 

                                   «Умывайка»

    «Раз» -  обмывает правой рукой левую кисть.

    «Два» - обмывает левой рукой правую кисть.

    «Три» -  мокрой правой ладонью проводит от кончиков пальцев левой руки до локтя.

     «Четыре» - мокрой левой ладонью проводит от кончиков  пальцев правой руки до локтя.

   «Пять» -  мокрые ладони кладет сзади на шею и ведет  одновременно вперед.

   «Шесть» -  мокрой правой ладонью делает круговое движение по груди.

   «Семь» -  мокрыми ладонями проводит по лицу  от  лба к подбородку.

  «Восемь» -  ополаскивает руки.

   «Девять»-  отжимает их, слегка стряхивая.

    «Десять» - вытирает руки насухо

 Примечание. Умывание можно сопровождать стихами:

 Раз -  обмоем кисть руки,

Два -  с  другою  повтори.

Три -  до локтя намочили,

Четыре -  с другою повторили.

Пять -  по шее провели,

Шесть - смелее по груди.

Семь -  лицо свое обмоем, Восемь - с рук усталость смоем.

Девять -  воду отжимай,

Десять -  сухо вытирай.

                                 «Босонож

    Это отличное закаливающее средство для детей с ослабленным здоровьем. Повышает устойчивость организма ребенка к резким  колебаниям температуры и к переохлаждению. Проводится в любое время дня. дозировка определяется возрастом. Желательно начинать в теплый период года.

                           

                              Виды ходьбы и дозировка          

Группа

Теплый период

Время

Холодный период

Время

Старшая группа

Ходьба и бег по земле, воде, асфальту

5- 90 мин

Ходьба и бег босиком по комнатному полу

5-3О мин

Подготови-тельная группа

 Ходьба и бег по различным видам почвы, покрытиям земли.                           

От 5 мин и неограниченно

Свободный бег и ходьба в группе

5 – 30 мин.

                         

                               Типы детей с учетом

           биоритмологической  активности

   

     «Жаворонки» - рано встают. У них хорошее настроение. Они веселы, бодры, активны. В  первой половине дня они легко справляются со сложностями жизни, охотно занимаются, быстро усваивают материал. Во второй половине дня наблюдается снижение активности. дети быстро устают, с трудом воспринимают про исходящее, К вечеру они вялы, сопливы, капризны, рано ложатся спать.

  « Совы» -  полная противоположность «жаворонкам». Эти дети с трудом просыпаются и с трудом встают. Им тяжело настроиться на ритм дня. Они вялы, апатичны, малоактивны. Сложный материал  усваивают с трудом. Но во второй половине дня  активность  их  возрастает, они преображаются, охотно выполняют  задания, легко с ними справляются. Вечером они возбуждены, трудно засыпают.

 

  У (голубей) отсутствуют ярко  выраженные черты, характерные для «сов» и «жаворонков», У этих детей наиболее устойчивое настроение. Если они здоровы, они веселы и подвижны  целый день. Смена частей суток не отражается на их активности. Для  «голубей» редкими являются проблемы пробуждения и засыпания.    

             

        ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

      Занятия ОБЖ для детей старшего дошкольного      

                                  возраста

раздел

Тематика занятий

Основные задачи        

1.

Ребенок и другие люди

1. Опасные люди и то защищает нас от них

  Довести до сведения, кого мы называем опасными людьми. Объяснить, какую угрозу они представляют  при  встрече. Рассказать о работе сотрудников милиции

2.Контакты с незнакомыми людьми и правила поведения с ними

Обратить внимание детей на неприятности, которые случаются при контакте с незнакомыми людьми. Способствовать осознанному восприятию правил поведения в таких ситуациях

3. Чем опасны малознакомые ребята

Объяснить детям, какие неприятности, случаются при контакте с малознакомыми ребятами. Убедить в необходимости быть разборчивыми в выборе друзей

4. Если тебе угрожает опасность.

Вырабатывать у  детей  навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях при контакте с опасными людьми на улице, дома.

2.

Ребенок и природа

5. Сигналы опасности природы

 Приучать детей к осторожному обращению с объектами природы. Познакомить их с сигналами опасности у животных, растений (цвет, шипы, колючки, звуки, рога и  другие   атрибуты). Убедить в необходимости  соблюдения мер предосторожности

б. Когда съедобное ядовитое

  Обратить внимание на отравления, их причины и последствия. Дать сведения о непригодности пищевых продуктов к употреблению. Рассказать об оказании первой помощи.

7. Контакты  с животными могут быть опасными

Познакомить детей, чем опасны контакты с больными животными. Объяснить им, как определить больных животных по внешнему  виду. Дополнить знания детей о том, как животные лечатся сами.

8.О пользы и  вреде воды

Углубить представления детей о пользе и вреде воды. Познакомить их с опасными ситуациями, возникающими около воды и на ней. Убедить в необходимости выполнения  правил поведения на воде.

3.

Ребенок дома

9.Наши помощники и враги дома.

Дать сведения детям, чем опасны некоторые приборы и бытовая техника дома. Добиваться, чтобы  они четко соблюдали инструкции и запреты на использование ими.

10. Пожарная безопасность

 Расширить сведения детей  о предметах опасных в противопожарном отношении. Познакомить их с правилами поведения при угрозе или возникновении пожара. Рассказать о работе пожарной службы.

11. Экстремальные ситуации в быту, Правила поведения.

Довести до сведения детей, чем опасны для жизни утечка газа и прорыв воды в  квартире. Научить их правильным действиям в таких ситуациях. Познакомить с работой службы 04.

4.

 Здоровье

 ребенка

12. Ценности  здорового образа жизни

 Познакомить детей с основными ценностями  здорового образа жизни. Способствовать осознанному приобщению к ним.

13. Поговорим о болезни

 Расширить и углубить знания детей о бо- лезнях  (инфекционных и простудных заболеваниях), их вреде. Убедить в необходимости  профилактики заболеваний.

14. Изучаем свой организм

Продолжать изучать с детьми строение организма. Знакомить их с функциями отдельных органов. Учить беречь свой организм и заботиться о нем.

15. Прислушиваемся к своему  организму

 Учить детей внимательно относиться к своему организму, прислушиваться к нему и распознавать симптомы заболевания.  Добиваться, чтобы дети о своих подозрениях своевременно  сообщали взрослым.

16. Правила первой помощи. Уход за больными

Дать детям сведения о службе «Скорой помощи». Познакомить их с правилами первой помощи в некоторых случаях. На- учить детей первоначальным навыкам ухода за больным.

5.

 Эмоцио- нальное благопо- лучие  ре- бенка

17. Конфликты и ссоры

 Познакомить детей с понятиями «кон- фликт  «ссора», с причинами их возникновения и негативными последствиями для человека. Учить детей избегать ссор, находить  примирение и согласие.

18. добро и зло

 Учить детей различать добро и зло. Побуждать  их совершать добрые поступки, влияющие положительно на окружающих

19. Страхи

Выяснить с детьми ситуации, вызывающие у них страх. Обратить внимание, как страх отрицательно влияет на человека, на его поведение. Убедить их в необходимости бороться.

20. Помоги себе сам

Продемонстрировать детям, как может меняться у человека настроение. Рассказать, как оно отражается на состоянии здоровья. Познакомить детей с приемами АТ

6.

Ребенок на улицах

21. Город и улицы

Расширить представления детей о городе, строении и разметке улиц. Закрепить имеющиеся знания о правилах передвижения по улицам. Познакомить с «островом безопасности»

22. Виды транспорта и спецмашины

 Дать детям представление о появлении первых машин. Рассказать о видах транс- порта (водный, воздушный, наземный, подземный) и преимуществах при движении спецмашин. Довести до сведения детей понятие «тормозной путь автомобиля» и способствовать осознанию его при  перебежке перед едущим транспортом.

23. дорожные знаки

Продолжать знакомить детей с дорожными знаками (запрещающие, предупреждающие и т.п.), их назначением. Расширять представление о том, к чему приводит незнание или несоответствие действий дорожным знакам.

 

24. Правила поведения в транспорте

Учить детей правилам поведения в общественном  и личном транспорте. Способствовать  их осознанию