СТАТЬЯ воспитатель НААДЫМ А.А."МОРФО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ.
статья (средняя группа) по теме

Наадым Анджела Анай-ооловна

В дошкольном детстве, как правило, выделяют следующие периоды: младенчество (до 1 года), ранний возраст (1-2 года), средний возраст (3-4 года) и старший дошкольный возраст (5-7 лет). Периоды эти характеризуются различными особенностями роста и развития организма, которые проявляются в изменении размеров тела, уровне развития и совершенства различных психофизических функций, в разнообразной сложной деятельности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_naadym_a.a.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                              Статья

                                                                                                                    А.А. Наадым.                    

«МОРФО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ».

Возраст 5-7 лет является концом периода первого детства, который определяется в педиатрии с 4 до 7 лет. В этом периоде интенсивно развиваются все физиологические системы организма ребенка (сердечно-сосудистая, дыхательная, опорно-двигательный аппарат, эндокринные железы), происходит качественное и функциональное совершенствование головного мозга.

После некоторого замедления роста на 4-м и 5-м году жизни, прибавка в росте на 6-м и 7-м году значительно возрастает, это период первого вытягивания, связанный с функциональными изменениями в эндокринной системе (в частности с усилением функции гипофиза). По данным медицинской статистики рост детей составляет в 6 лет – 111-120 см, в 7 лет - 118-129 см. Масса тела к 6-7 годам становится равной удвоенной массе тела годовалого ребенка. В среднем он составляет в 6 лет 19,0-24,1 кг, в 7 лет - 21,5-27,9 кг.

С ростом ребенка изменяются пропорции тела, увеличивается масса скелетных мышц больше, чем масса других органов. У новорожденных масса скелетных мышц составляет 23% от массы тела, в 8 лет - 27%, в 18 лет - 44%. К 6-7 годам хорошо развиты крупные мышцы тела, но по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук.

К концу периода первого детства увеличивается рост костной ткани при поперечном росте костей, происходят процессы окостенения в тканях эпифизов трубчатых костей ж позвоночного столба, четко проявляются грудной и поясничный изгибы позвоночника, однако позвоночный столб ребенка остается весьма чувствительным к деформирующим воздействиям (неправильное положение тела, долгое стояние, чрезмерные нагрузки). Не следует забывать, что даже правильная поза, если она сохраняется длительное время, может послужить причиной нарушения осанки.

Наиболее выраженная возрастная динамика происходит в нервной системе, прежде всего в головном мозге. Вес мозга к 6 годам составляет 90% веса мозга взрослого человека. По данным, полученным Институтом Мозга АМН СССР, наиболее сложные лобные области созревают окончательно в 6-7 летнем возрасте. По своим функциональным характеристикам головной мозг 6-летнего ребенка готов к усвоению значительного объема информации. В период первого девства (4-7 лет) возрастает сила и подвижность нервных процессов, дети способны сосредотачивать внимание в течение 15-20 минут. В связи с возрастанием роли второй сигнальной системы, вербальное мышление оказывает все большее влияние на реакции первой сигнальной системы.

После 5 лет возможно словесное внушение, к 6-7 голам дети различают общие и групповые признаки, развивается понятийный аппарат, появляется абстрактное мышление, управляющее поведенческими реакциями. В 6 лет дети могут выполнять упражнения уверенно и технично, способны дифференцировать свои мышечные усилия, поэтому могут выполнять движения с различной амплитудой, им доступны элементы планирования и самоконтроля.

Относительно небольшие размеры сердца и легких, тонкие стенки левого желудочка в определенной степени компенсируются коротким кругом кровообращения, широкими сосудами, высокой капилляризацией тканей. До 5-летнего возраста, происходит главным образом концентрический рост сердца, а после 5 лет возрастает емкость полостей, усиливается влияние блуждающего нерва, несколько снижается интенсивность обмена веществ и замедляется ЧСС со 100 уд/мин в 5-летнем возрасте до 85-75 уд/мин в 7 лет. Минутный объём крови достигает почти 2 литра.

Рост сосудов продолжается, но этот процесс отстает от роста сердца, что вызывает повышение артериального давления. В 6 лет систолическое давление составляет 90-110 мм. рт. ст., а диастолическое - 55-66 мм. рт. ст.

Количество альвеол в легких к 7-8 годам достигает уровня взрослого человека, растёт объём и масса легких. ЖЕЛ в 7 лет возрастает до 1600 мл, частота дыхания - до 25 в минуту; дыхательный объём легких 176 мл, соответственно минутный объём дыхания - 3500 мл. Наряду с этими показателями важно отметить, что возраст 6 лет является одним из существенных переломных моментов становления аэробной работоспособности. Относительное потребление кислорода в период 6-7 лет составляет 151 мл/кг/мин. Исходя из этого можно сказать, что в 6-8 летнем возрасте можно тренировать выносливость в режиме умеренной интенсивности.

Кровь как внутренняя среда на фоне незавершенной зрелости важнейших систем организма, играет ключевую роль в адаптации детей к условиям среды. Изменяется лейкоцитарная формула. Система крови тесно связана с иммунитетом. Иммунологический аппарат наиболее интенсивно развивается от 2 до 10 лет. Адекватные физические нагрузки благоприятно сказываются на системе иммунитета. Избыточный анаболизм, лежащий в основе роста и развития организма, определяется главным образом объёмом двигательной активности. Благодаря деятельности мышц, повышаются функциональные возможности центральной нервной системы, самих скелетных мышц, других органов и систем, стимулируются процессы роста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СПОРТИВНЫХ ИГР В ОРГАНИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ НА ПРОГУЛКЕ»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СПОРТИВНЫХ ИГР В ОРГАНИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ НА ПРОГУЛКЕ.  В физической культуре дошкольников традиционно все упражнения делятся на четыре группы: гимнасти...

Особенности двигательного развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

СодержаниеВведение1. Особенности двигательного развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата2. Основные направления и средства коррекционной работы по преодолению двигательных нарушений пр...

Мастер-класс с воспитателями: «Спортивные подвижные игры как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста»

Мастер-класс с воспитателями:«Спортивные подвижные игрыкак средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста» Притча:Давным-давно, на горе Олимп жили–были бо...

Консультация для воспитателей "Создание условий в группе для самостоятельной двигательной активности детей"

laquo;Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным: сделайте его крепким и здоровым!»...

Статья "Маршрутные игры – эффективное средство развития познавательных и двигательных возможностей детей дошкольного возраста"

В  статье говорится о том, какие современные игровые технологии можно использовать  в работе  с дошкольниками для развития познавательных и двигательных возможностей....