Физкультурно-оздоровительный проект "Движение -это жизнь"
методическая разработка по теме

Гришачева Евгения Борисовна

Физкультурно-оздоровительный проект для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_dvizhenie_s_izmen_ot_290410.doc632 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

МБ ДОУ «Детский сад № 62»

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Тема:  Движение – это жизнь

в старшей группе комбинированного вида

                                                                          Воспитатель: Гришачева Е.Б.

 

Бийск

Оглавление.

  1. Краткая аннотация проекта                                                                                  3

  1. Этапы реализации проекта                                                                                   5

  1. Содержание реализации проекта                                                                         6

  1. Приложение                                                                                                           7

  1. Список литературы                                                                                             32

1. Краткая аннотация проекта

Тема проекта. Движение – это жизнь.

Тип проекта: (по основной сфере деятельности) – оздоровительный.

Вид проекта: (по характеру предметной области) – игровой.

                         (по составу) – групповой 5-6 лет.

                         (по продолжительности) – краткосрочный.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели группы, родители воспитанников, инструктор по физическому воспитанию, врач-ортопед.

Актуальность:  Здоровье – это не только  отсутствие болезней или физических факторов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Оздоровление подрастающего поколения – одна из приоритетных задач современного образования. С 2001 года правительство Российской Федерации приняло федеральную целевую программу «Молодежь России», а в ее рамках – подпрограмму «Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи Российской Федерации». Заботе о физическом здоровье детей, профилактике различного рода заболеваний отводится в них ведущая роль. Одной из основных причин создания программы  стало ухудшение показателей здоровья детей (на каждую тысячу осмотренных детей выявлено более 700 заболеваний). Особенно из социально – неблагополучных и малообеспеченных семей, связанное с нарастающей экономической и социальной напряженностью в семье детской безнадзорностью, усилением неблагоприятного воздействия на здоровье вредных факторов внешней среды, ухудшением материально-технического состояния образовательных учреждений.

            Сегодня модным стало слово гиподинамия. Многие понимают его упрощенно – как недостаток движения. Но это не совсем верно. Гиподинамия – своеобразная болезнь, определение которой звучит довольно угрожающе: «Нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания) при ограничении двигательной активности». Движение необходимо ребенку, так как способствуют развитию его физиологических систем и, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма.

Современные дети в большинстве своем испытывают двигательный дефицит, т.е. количество движений, производящих ими в течении дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что дети большую часть времени проводят в статичном положении, (за столом, у телевизора, у компьютера и т.д.). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их на утомление.

Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, координации движений и т.д. Таким образом, интенсивность физического развития детей, их здоровье (особенно детей с нарушением ОДА) зависят от их двигательной активности. Поэтому, именно в период дошкольного детства, когда закладываются все основы для будущей взрослой жизни, необходимо сформировать у детей осознанную позицию ценности здоровья, его значимости, учить сохранять и укреплять свое здоровье.

Актуальность проблемы позволила сформировать цель работы.

Цель: создание условий для развития двигательной активности детей с нарушением опорно-двигательного аппарата посредством здоровьесберегающих технологий.

Задачи: 

  1. Формировать у старших дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата представления об организме человека и               влиянии  физических упражнений на укрепление здоровья.
  2. Развивать у старших дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата двигательные умения и навыки в различных видах деятельности.
  3. Развивать у старших дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата физические и нравственно-волевые качества.
  4. Воспитывать у старших дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата положительное отношение к физическим упражнениям и подвижным играм; потребность в здоровом образе жизни и двигательной деятельности.

Основные виды детской деятельности.

Оздоровительные игры и упражнения

Формы, методы и приемы работы.

I.Работа с детьми

  1. Интегрированное занятие.
  2. Сюрпризный момент.
  3. Отгадывание загадок.
  4. Беседа.
  5. Малоподвижная игра.
  6. Игровое упражнение.
  7. Утренняя гимнастика.
  8. Гимнастика после сна.
  9. Корригирующая гимнастика для профилактики нарушений осанки и плоскостопия.
  10. Дыхательно-звуковые упражнения.
  11. Гимнастика для глаз.
  12. Ритмическая гимнастика.
  13. Физкультурный уголок.
  14. Наглядно-демонстрационный материал.
  15. Развлечение

II.Работа с коллегами (интеграция)

III.Работа с родителями (анкетирование, консультации, открытый показ).

Результативность: Систематическое и планомерное использование в режиме дня здоровьесберегающих технологий и корригирующих упражнений (назначенных врачом  ортопедом) способствуют повышению двигательной активности и формированию у старших дошкольников потребности в здоровом образе жизни.

Оценка эффективности проекта: 

             Анализ сравнения результатов показывает положительную динамику в изменениях уровня развития двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата посредством здоровьесберегающих технологий.

           Результаты свидетельствуют о том, что при использовании системы работы по развитию двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата посредством здоровьесберегающих технологий оказывают положительное влияние на положительное отношение к физическим упражнениям и подвижным играм; потребность в здоровом образе жизни и двигательной деятельности.

Показателем положительного результата могут служить: увлеченность старших дошкольников (с нарушением опорно-двигательного аппарата)  двигательной деятельностью в физкультурном уголке,  на участке детского сада; проявление стремления, инициативы, самостоятельности, активности детей при выборе средств, способов действий; постоянный их интерес к физическим упражнениям, стремление к потребности в здоровом образе жизни.

Диагностический инструментарий:

Врачебная диагностика.

Анкетирование  родителей.

Выявление уровня двигательной активности у старших дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата (методика И.М. Воротилкиной)

Практическая значимость: систему работы по развитию двигательной активности детей могут использовать воспитатели группы с нарушением у детей опорно-двигательного аппарата.

Оригинальность проекта: состоит в том, что каждый день воспитатели группы для развития двигательной активности используют здоровьесберегающие технологии в комплексе, с учетом принципа единства интеграции и дифференциации.                  

2.Этапы реализации проекта. 

В соответствии с выдвинутыми целью, задачами проект содержит  в себе три этапа:  подготовительный, основной, заключительный.

На подготовительном этапе был изучен теоретический материал, проведено диагностирование дошкольников, получены рекомендации врача-ортопеда, проанализирован опрос родителей (анкетирование).

На основном этапе была разработана и реализована система работы по развитию двигательной активности детей старшего возраста с  нарушением опорно-двигательного аппарата посредством здоровьесберегающих технологий.

На заключительном этапе было проведено повторное диагностирование дошкольников, осмотр врача-ортопеда, повторное анкетирование  родителей.

3.Содержание реализации проекта:

Этап

Время в режиме

дня

Место проведения

Содержание работы воспитателя

Игровая мотивация. Выявление проблемы

Первая половина дня (утро)

Групповая комната

Сюрпризный момент

Цель: развитие интереса и внимания  к происходящему

(приложение №1).

Организация работы над проектом

Первая половина дня (утро)

Групповая комната

Беседа (игровой персонаж Карлсон).

Цель:    обобщение                и

систематизация представлений детей о здоровом образе жизни.

Практическая деятельность по решению проблемы

Первая половина дня

Вторая половина дня

Спальная комната

Спортивный зал

Групповая комната

Групповая комната

Участок группы

Спальная комната

Групповая комната

1. Работа над осанкой у гимнастической стенки.

Цель. Профилактическая работа  над формированием осанки (приложение №2).

2. Утренняя гимнастика

Цель: способствование оздоровлению организма, развитию силы мышц, подвижности; формирование правильной осанки и умения ориентироваться в пространстве (приложение №3).

3. Малоподвижная игра перед занятием «Затейники»

Цель: развитие двигательной активности и координации движений (приложение №4)

4. Интегрированное занятие «Вот здоровье в чем секрет»

Цель: Дать понятие о здоровом образе жизни, об основах безопасности жизнедеятельности

(приложение №5).

5. Прогулка (приложение №6)

6. Гимнастика после сна (приложение №7)

7. Корригирующая гимнастика для профилактики нарушений осанки и плоскостопия.

(приложение №8)  

8. Дыхательно-звуковые упражнения (приложение №8)  

Презентация продукта деятельность

Вторая половина дня

Групповая комната

 Развлечение «Необитаемый остров»

Цель: Создание у детей радостного настроения (приложение №9)

Обсуждение нового проекта

Вторая половина дня

Групповая комната

Беседа

Цель: обсуждение темы нового проекта.

Приложение 1

Сюрпризный момент

Цель: развитие интереса и внимания  к происходящему

Воспитатель: Кто-то к нам сюда спешит – слышите: мотор жужжит.

                     (Появляется Карлсон) 

 Карлсон : А вот и я!

Воспитатель: Здравствуй, Карлсон, дорогой,

                      Рады встрече мы с тобой.

Карлсон : Я всегда вернуться рад

                 В свой любимый детский сад.

                        Ап-чхи!

Воспитатель: Что такое? Ты простужен?

Карлсон : Я целый день сидел на крыше.

                 А потом, лежал и немного полетал.

                И все время кушал, кушал.

                И теперь простыл, охрип,

  У меня, наверно грипп.

Воспитатель: Как же думаешь лечиться?

                      Пить таблетки – не годиться!

Карлсон : Я лекарство сделал сам!

                Это просто чудеса!

                Смело, складываем в кучку

                Карамельку и тянучку,

                Много мармелада,

                И кусочки шоколада.

                А потом лежу, лежу.

                И еще раз повторю.

Воспитатель: Ребята, если Карлсон будет только кушать сладкое и лежать,

                          не будет двигаться, как вы думаете, что с ним может случиться?

Ребенок: Чтоб здоровье сохранить,

                Надо спортом заниматься,

                Надо правильно питаться.

               

Карлсон : Спортом заниматься?

                Правильно питаться?

                Ну-ка, дети, подскажите,

                Разобраться помогите.

                Я на крышу полечу

                И за вами послежу.

                (Карлсон улетает.)

Воспитатель: Ребята, какое мы сделали доброе дело?

                          Как вы думаете?

        Дети:   Рассказали Карлсону, что надо делать, чтобы сохранить свое

                      здоровье.

 

Воспитатель: Молодцы! Хочу пожелать всем вам здоровья!

Приложение 2

Работа над осанкой у гимнастической стенки.

Цель. Формирование правильной осанки у детей старшего возраста

1.И. п. – стоя, касаясь стены головой, спиной. ягодицами, пятками.

   1. отойти от стены на 1-2 шага вперед, сохраняя правильную осанку; 2- и.п. (3-4   раза)

2. И.п. – стоя, касаясь стены головой, спиной, ягодицами, пятками.

   1. два шага вперед, присесть; 2- и.п. (3-4 раза)

3.И.п. – стоя у гимнастической стенки.

  1. принять правильную осанку, приподняться на носки; 2-3 держать положение 3-4 сек., 4- и.п. (раза)

4. Вис на гимнастической стенке.

5. И.п.- стоя. Проверить осанку, ходьба из спальной комнаты в групповую с остановкой- проверить осанку.

Приложение 3

Утренняя оздоровительная гимнастика 

Цель: способствование оздоровлению организма, развитию силы мышц, подвижности; формирование правильной осанки и умения ориентироваться в пространстве.

Упражнение с обручем.

1. Ходьба в колонне по донному; по кругу с поворотом по команде воспитателя; ходьба и бег врассыпную.

2. И.п. – основная стойка, обруч внизу. 1- поднять обруч вверх, правую ногу назад на носок; 2- исходное положение. То же левой ногой. (6-8 раз)

3.И.п.- стойка ноги на ширине ступни, обруч внизу. 1-2 –присесть, обруч вынести вперед; 3-4 – вернуться в исходное положение (5-7 раз)

4. И.п. – основная стойка, обруч на груди, руки согнуты. 1- обруч вверх; 2- шаг вправо с  наклоном вправо, 3- приставить ногу обруч вверх; 4- вернуться  в исходное положение! то же вправо (6 раз)

5. И.п. – основная стойка, обруч вертикально на полу, хват руками сверху. 1-2 – опираясь на обод обруча обеими руками, отвести правую ногу –вверх; 3-4 – вернуться в исходное положение. То же левой рукой (6-8 раз)

6.И.п.- стойка, ноги на ширине плеч, обруч вертикально за спиной, хват рук с боков.

        1- поворот туловища вправо(влево).

        2- вернуться в И.п. положение (6раз).

7. Игра «Не попадись»! (прыжки в обруч и из обруча по мере приближения водящего).

8. Ходьба в колоне по одному.

Речевка.

«Зарядка всем полезна,

Зарядка всем нужна,

От лени и болезней

Спасает нас она».

Приложение 4

Малоподвижная игра перед занятием «Затейник».

Цель:  развитие  двигательной активности и координации движений;

Задачи: учить играть со сверстниками;

               ходить в заданном направлении.

Ход игры.

Выбирается водящий – затейник, который встает в центр круга, образованного играющими.

    «Я куплю себе дуду

    И на улицу пойду.

    Громче, дудочка, дуди.

    Мы играем, ты води!»

Взявшись за руки, дети идут по кругу вправо и произносят:

    Ровным кругом друг за другом

    Мы идем за шагом шаг.

    Стой на месте! Дружно вместе.

    Сделаем вот так…

Дети останавливаются, опускают руки, а затейник показывает какое-нибудь движение, и все должны его повторять. Затем игра повторяется с другим водящим.

                                                                                              Приложение №5

Интегрированное занятие.

Тема: «Вот здоровье в чем секрет»

Цель: Дать понятие о здоровом образе жизни, об основах безопасности жизнедеятельности.

Задачи:

  1. Учить детей дошкольного возраста заботиться о своем здоровье.
  2. Формировать умения правильно действовать в экстренных ситуациях; обобщать представления старших дошкольников о закаливании организма.
  3. Развивать познавательный интерес, любознательность, связную речь детей.
  4. Воспитывать устойчивый интерес к своему здоровью, желание самостоятельно пользоваться полученными знаниями.

Словарная работы: активизация словарного запаса детей: микробы, здоровье, закаливание.

Предварительная работа:

  • Чтение сказки К. Чуковского «Мойдодыр», А. Волкова «Волшебник изумрудного города».
  • Загадывание загадок.
  • Занятия из цикла «Наш организм», ОБЖ.
  • Разучивание упражнений, направленных на снятие усталости глаз.
  • Разучивание профилактических упражнений для верхних дыхательных путей.
  • Разучивание комплекса ритмической гимнастики.
  • Разучивание упражнений для профилактики плоскостопия.

Материал и оборудование: карточки с заданиями, карточки с отгадками, конверт с письмом, сказочный герой.

Методика проведения.

Воспитатель: - Сегодня у нас необычное занятие. Мы совершим путешествие на                     планету «Здоровье».

                        - Вы хотите быть здоровыми?

                        - А кто может сказать, что такое здоровье?

                (Это сила, красота, ум, когда не болеешь, когда все получается)

Воспитатель: - Возьмитесь за руки, закройте глаза и скажите волшебные слова: «Один, и два, и пять, и восемь на планету «Здоровья» всех мы переносим».

                       - Откройте глаза. Вот мы и оказались на планете «Здоровье».

                       Посмотрите вокруг, что-то здесь случилось.

(стук, влетает сорока)

Сорока: - Последние новости! Последние новости! Злые Феи Гигнема и Бастида заколдовали Страшилу, Льва и Железного Дровосека. У Страшилы похитили – ум, у Льва – храбрость, а у Железного Дровосека – сердце. А их самих спрятали в своем темном царстве.

Воспитатель: - Это ужасно! Сорока, мы с детьми можем помочь?

Сорока: - Можете, но для этого вы должны узнать тайну «В чем секрет здоровья».

Воспитатель: - Вы хотите помочь своим любимым героям? Вы ничего не испугаетесь?

Сорока:  - А поможет вам раскрыть тайну секрета здоровья вот этот конверт (с заданиями). Пока! Мне еще нужно другие новости разнести.

(улетает)

Воспитатель: - Ну что, ребята, будем выручать наших героев.

(Открываю конверт, читает ребенок)

№1 «Чистота- залог здоровья»

Воспитатель: - Как вы понимаете эти слова?

Дети:  - Если мы будем всегда чистыми, опрятными, следить за собой, то в наш организм не попадут микробы.

Воспитатель: - А кто такие микробы?

Дети: - Это маленькие существа. которые попав в наш организм начинают размножаться и вызывают различные болезни.

Воспитатель: - А вы знаете, что микробы бывают не только вредными, но и полезными. Вот из таких полезных микробов из молока получают кефир, сыр. йогурт.

                      - А для того, чтобы мы могли успешно бороться с микробами,  нам нужны помощники. А какие, отгадайте сами.

(Дети загадывают загадки)

 

1 ребенок: Ускользает как живое, но не выпущу его я. Белой пеной пенится, руки мыть не лениться. (Мыло)

2 ребенок: Волосистою головкой в рот она влезает ловко. И считает зубы нам, по утрам и вечерам. (Зубная щетка)

3 ребенок: Лег в карман и караулит, реву, плаксу и грязнулю. Им утрет потоки слез, не забудет и про нос. (Носовой платок).

4 ребенок: Вот гора, а у горы- две глубокие норы. В этих норах воздух бродит, то заходит, то выходит (Нос)

Воспитатель: - Как вы думаете, для чего нам нужен нос?

Дети: - Чтобы дышать, чтобы чувствовать запахи.

 - Внутри носа находиться множество мельчайших ресничек. К этим  ресничкам  прилипает пыль, которая содержится в воздухе. Так нос сберегает наш организм от грязи.

Воспитатель: - Чтобы не было насморка, чтобы дышалось легко, чтобы наш нос был закаленным нужно выполнить? (Дыхательную гимнастику)

Дыхательная гимнастика

  1. Погладить нос(боковые части) от кончика вверх- вдох, на выходе постучать по крыльям носа указательными пальцами.
  2. Сделать 5 вздохов через правую ноздрю, затем через левую, закрывая отдыхающую указательным пальцам.
  3. Сделать вдох носом, на выходе протяжно тянуть звук «м-м-м» одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.

Воспитатель: - Я тоже приготовила загадку.

                          «Все на свете разглядят, разглядят, разыщут. Вот мы их закрыли, сразу стала ночь, вот мы их открыли- ночь умчалась прочь (глаза)».

                         - Как вы думаете, а зачем нам нужна гимнастика для глаз?

Дети: - Чтобы наши глаза не болели, не уставали, лучше видели.

Воспитатель: - Пусть наши глаза немного отдохнут.

Гимнастика для глаз

  1. Зажмурьте глаза, а потом откройте (5 раз)
  2. Круговые движения глазами: налево- вверх- неправо- вниз.
  3. Вытяните вперед руку, следите взглядом за пальцем, медленно приближая его к носу и обратно.
  4. Посмотрите вдаль на любой предмет.

№2 «Чтобы здоровым стать режим дня нужно выполнять»

Воспитатель: - Как вы думаете, что такое режим дня?

Дети: - Это то, что мы должны выполнять каждый день и в течении дня.

Воспитатель: - Расскажите, чем вы занимаетесь в течении дня?

                         - А что произойдет, если мы не будем выполнять режим?

Дети: - Не будем правильно питаться, будем глупыми, наш организм устанет, мы заболеем.

Воспитатель: - Весь день вы занимаетесь, бегаете, прыгаете, играете ваши ноги устают.

Гимнастика для ног

  1. «Ножки подружились - поссорились»- соединить стопы вместе подошвами, потом на наружный свод стопы.
  2. «Пальцы ног грозятся»- сжали пальцы ног в кулачок, разжали.
  3. «Балеринки»- ноги поставить на пальцы, шагать словно балерина вперед, назад.
  4. «Катание мяча»- поднять подошвами.

№ 5 «Если хочешь быть здоров- закаляйся и холодной водой обливайся»

Воспитатель: - Как вы думаете, что может произойти с нашим организмом, если мы замерзнем?

Дети: - Наступает болезнь.

Воспитатель: - Если случилась беда, вы заболели, что нужно нашему организму, чтобы справиться с болезнью.

Дети: - Если заболело горло, появился кашель- пить теплое молоко с медом.

          - Горло можно полоскать настоем ромашки.

          - Можно греть ноги в горячей воде или насыпать горчицу в носки.

          - Нужно есть больше витаминов – они есть в овощах и фруктах.

Воспитатель: - Как вы думаете, а какой еще есть секрет нашего здоровья, что нужно делать, чтобы не болеть?

Дети: - Закаливать свой организм.

Воспитатель: - А как вы это понимаете?

Дети: - Нужно одеваться по погоде, чтобы не перегреться или не замерзнуть, обливать ноги холодной водой, растирать тело махровыми варежками, ходить босиком, полоскать горло прохладной водой. побольше быть на свежем воздухе, заниматься физической и спортом.

Воспитатель: - Кто спортом занимается, с болезнями не знается, приглашаю вас на ритмическую гимнастику.

Ритмическая гимнастика №4

  1. Наклоны головы вперед, назад, вправо, влево.
  2. Повороты головой влево, вправо
  3. Правую руку вперед, левую вперед правую на правое плечо, левую на левое плечо.
  4. поворот плечами вперед, поворот плечами назад.
  5. правую руку вперед, левую вперед, правую на пояс, левую на пояс.
  6. Поворот правым боком вперед, поворот левым боком вперед.
  7. Ходьба на счет 4
  8. Полуприсяд, правая рука вперед, левая назад и наоборот (4 раза)
  9. Бег на месте
  10. Руки вверх - вдох, руки отпустили - выдох.

Воспитатель:- Опасность подстерегает человека везде: на улице, дома, в транспорте и в других местах и чтобы с ней не столкнуться нужно…

Дети: - Знать и выполнять правила безопасности для жизни.

Воспитатель:- А если случилась беда, к нам спешат наши спасатели…

Дети: - Пожарные, милиция, врачи.

Воспитатель:- Правильно. Но чтобы они пришли вовремя, нужно наизусть знать номера их телефонов. Давайте вспомним.

Дети: - Если дома появился огонь и дым, набери по телефону… (01)

           - Если вдруг в квартиру ломится чужой, говорит плохие, страшные слова,   угрожает и стучится в дверь ногой, ты в милицию звони… (02) 

           - Если вдруг ты сильно захворал, простудился или ногу поломал, в тот же миг   по телефону набери – это  номер «скорой помощи»…(03)

Воспитатель:- Вот мы справились с последним секретом. Сможем мы ответить нашим похитительницам: «В чем секрет здоровья?» (да)

                       - Так какие же секреты здоровья мы отгадали? Что  нужно делать, чтоб быть здоровым.

 Дети: -  1). Заниматься физкультурой и спортом

              2). Закаляться

              3). Соблюдать режим дня

              4). Правильно питаться

              5). Соблюдать правила безопасности для жизни

(Звонит телефон, Сорока сообщает, сто Страшила, Лев и Железный Дровосек освобождены. Страшиле вернули ум, Льву- храбрость, Железному Дровосеку- сердце)

Воспитатель:- Пора возвращаться в группу. Возьмитесь за руки и закройте глаза «Один, и два, и пять, и восемь в детский сад всех мы переносим».

                         - Откройте глаза. Вот мы и в нашей группе.

         - Ребята, мы сегодня помогли своим героям и я вижу на ваших лицах улыбку. А ведь улыбка – это залог хорошего настроения. Так ты дарим друг другу здоровье и радость. Так давайте же подарим друг другу свои улыбки и хорошее настроение.

Доброго вам всем здоровья.

Приложение 6

Прогулка.  

Наблюдение.

Цель: Дать детям первые представления о ранней весне.

Воспитатель: Посмотрите, как у нас сегодня красиво. Солнышко улыбается, все кругом сверкает. Снег искрится разноцветными огоньками: и желтыми, и красными, и зелеными. А поднимите его на лопатки – тяжелый, мокрый. Это солнце постаралось, пригрело так, что снег потихоньку начал таять,  пришла весна. Солнце греет все сильнее. Потрогайте скамейку. Теплая? А теперь ствол дерева. Теплый? Солнышко, трудится, греет, весну встречает. Весна идет, тепло несет. Педагог обращает внимание детей на синее небо, на белые легкие облака, которые медленно плывут, не торопятся, любуются сверху на ребят. Весна идет! Все вместе подошли к заданию детского сада. Посмотрите. Сосульки висят. Какие они? Солнышко греет и сосульки тают, поют свою песенку: кап-кап! Поют сосульки песенку, зовут весну.

Трудовая деятельность.

(коллективный труд по уборке снега с дорожек.)

Цель: закреплять умение работать сообща!

Воспитатель: - Давайте очистим дорожку от снега, чтобы можно было  бегать, играть.

Подвижные игры: «Солнечные зайчики», «Гуси- гуси».

Цель: развивать координацию движений, тренировать в умении выполнять действия с одним общим предметом, воспитывать выдержку и умение согласовывать свои действия  с окружающими.

Индивидуальная работа по развитию движений.

Цель: развивать двигательные способности и физические качества у старших дошкольников: ловкость, быстроту, силу, выносливость

Гимнастика после сна                                                           Приложение №7

1. Дети просыпаются:              «Весна»

        «Солнце уж не спит давно,

           смотрит к нам оно в окно.

        Хорошо нам отдыхать,

         но пора уже вставать»

     2 «Подтягивание» И.п. лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища.      Потянуться, вытягивая позвоночник (3раза)

    «Тихо-тихо колокольчик позвени,

      Всех мальчишек и девчонок разбуди.

      Все проснулись, потянулись,

      И друг другу улыбнулись »

3. «Мы шагаем по дорожке»

   И.п. лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища.

Подтянуть ноги к груди, обхватить руками. Перейти в И.п. Поднять колено правой ноги к груди, отвести ногу, согнутую в колене влево. Повторить то же левой ногой (отвести вправо), (3раза).

       «Снег растаял, всюду лужи-

        Выше ноги поднимай.

        Ноги нам мочить не нужно,

        По дорожке ты шагай».

4. «Нарисуй радугу». И.п. лежа на спине. Подтянуть правую ногу, нарисовать полукруг в воздухе, повторить то же левой ногой, ноги в коленях не сгибать. (4раза)

       «Что за чудо- красота,

        Расписные ворота!

        В небе радуга повисла,

        Как цветное коромысло!»

5. «Кораблики»

 И.п. лежа на животе, руки под подбородкам. Приподняться, прогнуть спину. Вытянуть прямые руки перед собой и покачаться.

     «В голубенькой рубашке,

       Бежит по дну овражка

       Веселый ручеек.

       Запустим мы кораблики,

       Бумажные кораблики,

       И путь их так далек».

6. Ходьба по профилактическим дорожкам.

    «Всем желаю закаляться,

      Не болеть и не хворать,

      Солнцу, небу улыбаться,

      Физкультурниками стать!»

Приложение 8

Корригирующая гимнастика для профилактики нарушений осанки и плоскостопия.

Исходное положение – сидя на стуле.

  1. Тянуть носки.
  2. Перекаты с пятки на носок
  3. Круговые движения стопами.
  4. Соединить стопы вместе подошвами, потом - на наружный свод стоп.
  5. Сжимание пальцев стоп в кулак.
  6. Передвижение стопы с помощью пальцев.
  7. Перекатывать стопами мяч, сильным нажатием от носка к пятке.
  8. Поднимать стопами мяч.
  9. Самомассаж стопы и голени, движение подошвенной поверхностью стопы и голени сверху вниз и обратно по передней поверхности голени.
  10.  И.п. сидя на пяточках. Руки на коленях. Встать на колени. С напряжением, рывком поднять обе прямые руки вверх, опустить вниз, живот подтянут (6 раз по 2 рывка)
  11. И.п.- сидя на пятках. Встать на колени. Руки поднимать медленно м напряжением вверх, потягиваясь, отклоняя туловище назад (4р)
  12. И.п. - сидя на коленях, руки внизу. Через стороны медленно на вдохе поднять руку вверх, на выходе опустить (6р)
  13. «Поза лотоса»

Дыхательно- звуковые упражнения

  1. Попробуй на счет «1,2,3»- задержать дыхание после обычного вдоха.
  2. Сделай глубокий вдох, задержи дыхание. Сосчитай до 8 сделай выдох.
  3. Сделай  глубокий вдох, задержи чуть-чуть дыхание, сомкни плотно губы, после этого сделай быстрый энергичный выдох (попытайся при этом громко произнести «ХУ»)
  4. И.п.- стойка ног врозь, руки перед грудью, сжаты в кулаки. Делаем вдох; выдох - вращать согнутые руки (одна вокруг другой) на уровне груди, при этом на одном вдохе произносить: «Р-р-р» (4-6раз)
  5. А умеешь ли ты надувать шарики?

Развлечение                                                          Приложение №9

       Тема. «Необитаемый остров»

Задачи:

  1. Закреплять у детей навыки выполнения физических упражнений.
  2. Совершенствовать умение выполнять несколько заданий в сюжетных эстафетах.
  3. Воспитывать чувство товарищества, смелость, ловкость, внимательность, фантазию.
  4. Развивать желание исполнять песни, стихотворения о спорте, физкультуре.
  5. Создать радостное настроение от совместного участия в вечере детей и родителей.

Дети с родителями входят в зал парами под музыку песни «Вместе весело шагать», В. Шаинского, и строятся в две команды.

Ведущий: -Посмотрите, мы с вами шагали – шагали и на необитаемый остров попали. Здесь нет ни домов, ни машин. Здесь только пальмы и лианы, а на ветках качаются обезьяны. И прожить на таком острове смогут только сильные, смелые, ловкие, умелые. А вы готовы к необыкновенным испытаниям на этом острове? (Ответы детей). Если да, тогда испытания в ловкости и смелости начинаются, и принимают в них участие две команды: «Тигрята» и «Шустрики». Команды приветствуют друг друга.

Приветствие команды «Тигрята»:

- Шлют привет вам ребята

Из команды «Тигрята».

Мы сильные, умелые,

Ловкие и смелые.

Мы рано просыпаемся,

Зарядкой занимаемся.

Физкульт - привет!

Приветствие команды «Шустрики»:

- Мы свою команду

«Шустрики» зовем,

Потому что ловкими

И шустрыми растем.

Быстрее нас, наверно, нет.

Вам от нас: «Физкульт – привет!»

Ведущий: Вот команды и поприветствовали друг друга. А теперь, чтобы нам на этом острове не потеряться, давайте проверим, как мы умеем быстро на условном месте собираться.

Игра. «Найди быстро свое место в команде»

Дети и родители выполняют свое задание поочередно.

Ведущий: И взрослые, и детвора,

Не потеряются на острове никогда.

Место встречи точно знают.

А теперь давайте в мяч поиграем.

Эстафета. «Передача мяча в паре»

Пары образуют дети со взрослыми.

Ведущий: Быстро мяч передавали,

Свою сноровку показали.

А сейчас прошу сказать:

- Как вы стали такими умелыми,

Быстрыми и смелыми?

1-ый ребенок: Почему мы бодрые, быстрые и смелые?

Потому что по утрам, мы зарядку делаем!

2-ой ребенок: Чтоб стали мы крепче, быстрее,

Сильней самых сильных борцов,

Каждый из нас заниматься

Зарядкой готов!

Ведущий: А сейчас предлагаю обследовать наш необитаемый остров.

Вот я вижу впереди у нас болото.

Попробуем перейти его по кочкам.

Эстафета. «Пройди по кирпичикам»

Дети со взрослыми выполняют задание рядом.

Ведущий: - По болоту перебрались без труда,

А теперь представьте: здесь скала.

Вдоль скалы ползком.

По узкой тропинке проползем.

Эстафета. «Со скамейкой»

Дети ползут по скамейке на животе, взрослые на четвереньках.

Ведущий: - Смотрите, впереди река!

Очень – очень глубока.

Мы лодки возьмем,

Быстро все переплывем.

Эстафета. «Бег парами в обруче»

Дети совместно со взрослыми.

Ведущий: Позади болото, скалы и река.

И вот мы на поляне все, друзья.

Звучит медленная мелодия оркестра П. Мориа.

Ведущий: Представьте, что здесь высокие пальмы, низкие кусты, расцвели яркие цветы. (Текст сопровождается движениями) А вот и бабочка полетела. А кого вы еще заметили на острове? Мне не говорите, а покажите.

Импровизация движений под музыку, создание разнообразных образов.

Ведущий: Вот мы осмотрелись вокруг. Интересно на острове? А жителей – людей здесь действительно, нет. Только солнышко наблюдает за нами украдкой, видите?

1-ый ребенок

Смотрит солнышко украдкой,

Смотрят небо и листва,

Как мы бегаем и скачем:

Раз – два! Раз – два!

2-ой ребенок

Если вдруг примчатся тучи,

Будет дождик – не беда!

Кто со спортом очень дружит,

Не болеет никогда!

Ведущий: Пора наш остров обживать. Смотрите, высоко, на краю скалы сухие ветки. Давайте попробуем их достать и развести костер.

Сюжетная эстафета. «Разведи костер»

Взрослые помогают детям высоко подпрыгнуть и достать ветку, затем вместе бегут до красного обруча.

Ведущий: Костер готов! Теперь можно и уху сварить. Мамы готовьте котелки. А дети с папами «сеть сплетут» и рыбачить начнут.

Сюжетная эстафета. «Сварить уху»

Бег «цепочкой»

Ведущий: -Костер разожгли  наварили ухи. А теперь отдохнем у костра и споем.

Исполняется песня «Если добрый ты», слова М. Пляцковского, музыка Б. Савельева

Ведущий: Всем известно, что, когда люди вдруг оказываются на необитаемых островах, им приходится порой очень сложно, необходимо проявить смелость, ловкость, смекалку. А давайте посмотрим, какие спортивные семьи оказались на острове сегодня. От каждой команды приглашается семья, чтобы показать сноровку и умения.

Упражнения – эстафеты:

  1. Мама и ребенок передвигаются, держа между собой мяч, руки сзади.
  2. Папа выполняет приседания с ребенком на плечах.
  3. Папа с мамой переносят детей на скрещенных руках.

Ведущий: Ай, да молодцы! Поделитесь секретом, как вы стали такими ловкими.

1-ый ребенок

Чтоб не хныкать, чтобы не болеть,

Чтобы всех мальчишек одолеть,

На зарядку я с утра спешу,

Самым ловким быть хочу.

2-ой ребенок: Для меня пустяки,

                         И мороз, и сквозняки.

                         Под холодным душем я стою

                         И не мерзну даже, а пою.

Исполняется песня «Зарядка», слова С. Петровой, музыка Л. Смирнова.

Звучит тревожная музыка.

Ведущий: Ой, как-то тревожно стало. Наш остров полон разных неожиданностей. А если вдруг какая-то опасность, вы сможете себя защитить? А где же наши меткие защитники?

Аттракцион. «Попади в цель»

Дети бросают мячи в корзину, взрослые стараются поймать летящие мячи.

Ведущий: С такими меткими метателями нам никакие опасности не страшны.

Слышится шум моря.

Ведущий: Слышите, море разыгралось, волнами расплескалось. Давайте заглянем в глубины морей, морские фигуры быстрей.

Игра. «Море волнуется»

Одна команда показывает фигуру, а другая отгадывает.

Ведущий: Посмотрела я на вас и вижу, что с такими спортсменами, ни на каком необитаемом острове не пропадешь. Согласны?

1-ый ребенок: Очень скоро, очень скоро,

                          Все рекорды мы побьем.

                          И на смену чемпионам

                          Обязательно придем.

2-ой ребенок: Мы рады небу синему,

                         Солнышку и птицам.

                         Расти хотим мы сильными

                         На смену олимпийцам!

Исполняется песня «Физкульт – ура!», музыка А.Чичкова.

Воспитатель: День каждого человека связан с движениями.

                     Мы ходим по улицам, поднимаемся по лестницам,

                     Перепрыгиваем через лужи, играем в разные игры.

                     Жизнь – Это движение! 

                     Хорошо нам было на этом  острове, но пора и домой

                     возвращаться.

                     (влетает Карлсон)

Карлсон :  Подождите, подождите

                Все я понял.

                Буду овощи любить,

                Буду я в спортзал ходить

                Прямо завтра начинаю,

                Образ жизни я меняю,

                А сегодня насладимся,

                Напоследок наедимся

                (дарит детям торт)

                По кусочку, по чуть-чуть.

Карлсон :  Всем привет, а мне пора!

                До свиданья, детвора.

                Здоровья вам виноградного,

                Настроения шоколадного,

                Радости клубничной,

                Улыбки земляничной.

Воспитатель: Вот и кончился наш праздник, у нас поднялось

                          настроение еще и потому, что мы сделали доброе дело:

                      рассказали Карлсону, что надо делать, чтобы сохранить свое

                      здоровье. А он угостил нас тортом, всем по кусочку можно

                      полакомиться, ведь праздник – это еще и сладости.

                      Хочу пожелать всем здоровья и приглашаю на чай с тортом.

Приложение 10

Анкета для родителей.

                                                                         

     Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты. Внимательно прочитайте вопрос и выберите подходящий ответ. Нужный ответ обведите кружочком.

1.Пол вашего ребенка.

2.Возраст вашего ребенка.

3.Как Вы считаете, высока ли двигательная активность Вашего ребенка?

        Да.                      Нет.                 Затрудняюсь ответить.

4.Как добирается Ваш ребенок в дошкольное учреждение?

                     Пешком.             На транспорте.

5. Как Вы оцениваете постановку воспитания Вашего ребенка в дошкольном учреждении по каждому  виду?

           Умственное – «хорошо»,      «удовлетворительно»,          «неудовлетворит».

            Физическое - « хорошо»,      «удовлетворительно»,          «неудовлетворит».

            Нравственное – «хорошо»,   «удовлетв»,         «неудовл».

            Трудовое   - «хорошо»,          «удовлетвор»,     «неудовл».

6.  Посещает ли Ваш ребенок, кроме занятий в дошкольном учреждении, еще занятия по общей физической подготовке в другом месте?

                          Да.               Нет.

7. Назовите любимые виды деятельности Вашего ребенка в свободное время (выберите три вида).

- игры с игрушками;

- конструирование;

- просмотр книжек;

- рисование;

- игры на воздухе;

- прогулки;

- музыка;

-  игры с мячом;

- другие виды деятельности.

8. Считаете ли Вы, что Ваш ребенок выделяется среди других детей уровнем развития физических качеств?

- быстрота – да, нет.

- ловкость – да, нет.

- гибкость – да,  нет.

- сила -         да, нет.

- выносливость -   да, нет.

9. Обращаете ли Вы внимание на физическое развитие своего ребенка?

- систематически;

- в выходные дни;

- во время отпуска;

- вообще нет;

- затрудняюсь ответить.

10. Что мешает Вам активно заниматься физическим развитием своего ребенка?

 - состояние здоровья;

-  недостаток времени;

-  продолжительность рабочего дня;

-  недостаток воли;

-  недостаток знаний и умений;

-  усталость на работе;

-  домашние дела.

11. Каковы источники Ваших знаний о физическом воспитании?

-  чтение специальных книг;

-  передачи по телевидению;

-  статьи в журналах и газетах;

-  специалисты дошкольных учреждений;

-  детские врачи;

-  друзья и знакомые;

-  не интересуюсь, исхожу из личного опыта.

12. Укажите, как проявляется двигательная активность Вашего ребенка?

- утренняя гимнастика – систематически, случайно, не занимается;

- прогулки – систематически, случайно, не занимается;

- купание и плавание (в сезон);

- лыжи, санки (в сезон);

- лечебная физкультура;

- другие виды спорта.

13. Как в домашних условиях Ваш ребенок относится к выполнению утренней гимнастики, физических упражнений?

- охотно и с удовольствием;

-  просто охотно;

-  не охотно;

-  не выполняет.

14. Кто, по Вашему мнению, в большой степени влияет на формирование двигательной активности ребенка?

- отец;

- мать;

- оба родителя;

- воспитатели;

- братья и сестры;

- кто-то другой (кто);

- никто.

Благодарим за проделанную работу!

                                                                                               Приложение №11

Консультация для родителей

«Влияние двигательной активности на здоровье детей» 

Современные дети в большинстве своем испытывают двигательный  дефицит, т.е. количество движений производящих ими в течение дня ниже возрастной нормы. Не секрет, что дети большую часть времени проводят за столом, у телевизора, компьютера. Это увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития  быстроты, ловкости, координации движений и т.д. У таких детей чаще регистрируются травмы, выше заболеваемость ОРВИ. Таким образом, интенсивность физического развития детей, их здоровье зависит от двигательной активности.

  Двигательная активность представляет собой удовлетворенную потребность организма в движении. Потребность в движении нельзя рассматривать как функцию возраста, обусловленную соответствующими изменениями организма. Она весьма сильно варьирует в зависимости от особенностей физического воспитания детей, от уровня их двигательной подготовленности, от условий жизни. От двигательной активности во многом зависят развитие моторики, физических качеств, состояние здоровья, работоспособность, настроение. Под влиянием двигательной активности у дошкольников улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательных систем, аппарата кровообращения, повышаются функциональные возможности организма.

   В последние десятилетие все большее внимание ученых привлекает проблема детских стрессов, которые влекут за собой различные нервные расстройства и повышенную заболеваемость. Детские стресс-это следствие дефицита положительных эмоций у ребенка и отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервности в детском учреждении из-за «заорганизованности» воспитательно-образовательного процесса, отсутствия рационального чередования умственной нагрузки с физическими упражнениями.

Известный физиолог Н.М. Щелованов писал:

 «Эмоции не только составляют наиболее ценное психологическое содержание жизни ребенка, но и имеют важные физиологические значения в жизнедеятельности организма».  Детские стрессы нарушают нормальное течение физиологических процессов что, неизбежно ведет к ухудшению здоровья ребенка, так как физическое воспитание неразрывно связано с психическим развитием ребенка.

     «Психика формируется в движении»

  Насколько важны движения в человеческой жизни известно каждому. Но между знаниями  и практикой часто расстояние бывает больше, чем до Луны. А между тем известно также и то, что люди, тренирующие свою мышечную систему, путь даже совсем небольшой, но обязательно повседневной активностью, гораздо менее подвержены несчастным случаем.

   Дети, как известно, продукт своей среды - она формирует их создание, привычки. Природой предусмотрено, что молодые существа изучают мир, прежде всего через опыт и поведение своих родителей. Именно родители прививают детям стратегии выживания, закладывают  рабочие программы.

Человеческий мозг, особенно это касается бессознательного мышления, напитывается впечатлениями. В дальнейшем 80% нашей деятельности руководствуется. Этим бессознательным опытом. Поэтому чрезвычайно важную роль играют  просвещение детей в вопросах потребностей здорового тела обучение, тренировка, как в детском саду, так и в семье. Детям необходимо объяснять значимость  не только тех или иных действий и привычек. но и  это главное- подавать собственный пример. Надо предпринимать повседневные, пусть мелкие, но обязательно многочисленные шаги. Тогда неопределенно сложится тот здоровый фундамент, на котором в дальнейшем может быть выстроено прекрасное здание человеческой жизни. Так давайте уже с самых ранних лет учить наших детей беречь свое здоровье и заботится о нем.

   Совокупность разнообразных форм физического воспитания в дошкольных учреждениях создаем определенный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей.  

   

           

                 

      

Приложение 12

      Работа над осанкой

у гимнастической стенки.

    Корригирующая гимнастика для профилактики

                                                                нарушений осанки и плоскостопия.

Гимнастика после сна.

                                                                         

                                                             

Гимнастика для ног

                                                                       Гимнастика для ног

Открытый показ для родителей

Приложение 13

Выявление уровня двигательной активности у старших дошкольников

с нарушением опорно-двигательного аппарата

                                          (методика И.М. Воротилкиной)

на начало проекта:                                                              на конец проекта:

высокий уровень -30,8%                                                       высокий уровень -61,8%

средний уровень  -54%                                                          средний уровень -31%

низкий уровень    -15,2%                                                       низкий уровень   -7,6%  

Вывод: Анализ сравнения результатов показывает положительную динамику (31%) в изменениях уровня развития двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата посредством здоровьесберегающих технологий.

Список литературы.

  1. Аксенова, З.Ф. Спортивные праздники в детском саду. [Текст]/З.Ф. Аксенова. – М., 2004 – 112 с.
  2. Борисова, Е.Н. Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками.[Текст]/ Е.Н.Борисова.- М., Просвещение, 2000 – 96 с.
  3. Ворожилкина, И.М.Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном  образовательном учреждении.[Текст]/ И.М. Ворожилкина. – М., Мозаика-Синтез, 2004 – 186 с.
  4. Кудрявцева, В.Т.,Егоров, Е.Б., Развивающая педагогика оздоровления: Программно-методическое пособие.[Текст]/ В.Т. Кудрявцева,  Е.Б. Егоров, – М.:Линка-пресс, 2000 – 103 с.
  5. Программа физической реабилитации детей с нарушением осанки. [Текст]

     / О.В.Козырева и др. – М., 2000 – 117 с.

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду. [Текст]./под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М., Мозаика-Синтез,2006-192с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурно-оздоровительное занятие в старшей группе "Мы за здоровый образ жизни"

Цель занятия:воспитание основ культуры здоровья,развитие общих физических и двигательных качеств дошкольников....

«Формирование здорового образа жизни через физкультурно – оздоровительную работу с детьми дошкольного возраста»

Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. По данным Министерства здравоохранения всего 13% детей 6–7-летнего возраста могут счита...