«Формирование здорового образа жизни через физкультурно – оздоровительную работу с детьми дошкольного возраста»
методическая разработка на тему

 

Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. По данным Министерства здравоохранения всего 13% детей 6–7-летнего возраста могут считаться здоровыми, и одна из существенных причин сложившейся ситуации – отсутствие у детей ценностного отношения к собственному здоровью. Особая роль в решении этой задачи отводится системе образования.          

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt.doc126 КБ

Предварительный просмотр:

                Ширина  Татьяна Сергеевна

Отдел управления образованием г.Славянска – на – Кубани,  Славянского района

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №41

«Формирование здорового образа жизни через физкультурно – оздоровительную работу с детьми дошкольного возраста»

Автор опыта: Ширина Татьяна Сергеевна

воспитатель МДОУ №41

                                г. Славянск – на Кубани

2011г.

Содержание

  1. Информационная карта передового педагогического опыта……3
  2. Целостное описание опыта работы                                           ……5
  3. Библиографический список                                                       ……18
  4. Приложения                                                                                 ……19

Информационная карта передового педагогического опыта

  1. Ширина Татьяна Сергеевна
  2. Город Славянск – на – Кубани Краснодарского края
  3. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №41
  4. Занимаемая должность – воспитатель
  5. Стаж педагогической работы – 6 лет, квалификационная категория – первая
  6. Тема педагогического опыта: «Формирование здорового образа жизни через физкультурно-оздоровительную работу с детьми дошкольного возраста»
  7. Факт доступности нетрадиционных форм оздоровительной деятельности детям дошкольного возраста и возможность их  успешного использования положен в основу технологии педагогического сотрудничества с ребёнком, направленной на наиболее эффективное формирование здоровьеориентированной личности.
  8. Цель педагогического опыта: целенаправленное формирование целостного понимания здорового образа жизни, улучшение соматических показателей здоровья и показателей физической подготовленности.
  9. Краткое описание опыта:

- Основные противоречия, решаемые в опыте: возрастная несформированность двигательных навыков, мировоззрения;  недостаток знаний основ здоровья, низкая грамотность родителей не способствуют сохранению уровня здоровья детей. Понимая важность этой проблемы, сопоставив имеющийся кадровый и информационный потенциал, мы оказываемся перед очевидной необходимостью встать на путь поиска средств для сохранения здоровья детей и повышения уровня их культуры здоровья. На практике разработать и апробировать систему педагогических воздействий, направленных на формирование у дошкольников понимания здоровья как важнейшей ценности, становления уже с детских лет позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих. При умелом педагогическом руководстве, использовании нетрадиционных подходов и методов возникает ситуация, когда дети начинают испытывать интерес к здоровьеориентированной деятельности.

- Основные компоненты системы работы: чем скорее ребёнок осознает необходимость своего непосредственного приобщения к богатствам физической культуры, здоровьесберегающим технологиям, тем скорее сформируется у него потребность , отражающая положительное отношение и интерес к заботе о физической стороне своей жизни. Успешному исходу работы способствует сформированная воспитателем активная родительская позиция.  Обучение в форме игры, тщательный подбор игровых пар, групп, контроль ситуации и умелое управление решает не только проблемы оздоровления но и общения, а так же оказывает содействие воспитанию активности, самостоятельности, дисциплинированности, развитию ловкости, согласованности движений. Дополнительные нетрадиционные методы  позволяют изменять душевное и физическое состояние ребёнка, осуществлять профилактику нервно-психических заболеваний, повышать работоспособность и уменьшать утомляемость.

- Методы, формы и виды деятельности: навыки и умения детей складываются в результате систематических занятий. Такие занятия, различные по форме и содержанию проводятся ежедневно. Основной форма работы – игровая. Наиболее оптимальными методами и формами оздоровления являются: закаливание, двигательная активность детей, физические упражнения с параллельно проводимой диагностикой детей; психологические настройки, релаксации, использование ароматерапии, хромотерапии, сказкотерапии, дыхательных гимнастик, офтальмологических гимнастик, игрового массажа, музыкотерапии. Использование в комплексе различных оздоравливающих  приёмов происходит ненавязчиво, в игровой форме, очень нравится детям и, безусловно, имеет положительный результат.

- Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность: в опыте определены основные задачи педагогической деятельности, в основу которых положены принципы фасцинации (очарование ребёнка), синкретичности (объединения оздоровительных, воспитательных,  образовательных задач), творческой направленности. Система физкультурно-оздоровительной работы включает в себя лечебно-профилактические, физкультурно-оздоровительные мероприятия, нетрадиционные приёмы, просветительская работа с детьми и родителями, коллегами. Эффективность проводимой работы повышается от взаимодействия с медсестрой, музыкальным работником, родителями.

- Результативность опыта: подтверждена диаграммами, где отражены показатели физической подготовленности, сниженного уровня заболеваемости в течение года. Дети демонстрируют сформированность гигиенической культуры , активно применяют приобретенные умения и навыки под руководством и самостоятельно.

- Преимущество этого опыта:  заключается в ненавязчивости,  разнообразии форм и методов, простоте применения, наряду с высокой эффективностью. В работе используется игровая форма проведения занятий. Практический материал представляет собой прямое руководство к действию.

- Эффективность опыта: в предоставленной ребёнку возможности реализовать свои естественные стремления потребности в движении, радости полноценного общения, проявления волевых качеств.

 Условие возникновения, становления опыта.

Все возрастные периоды интересны по-своему. Не успевают родители толком привыкнуть к своей новой роли, как их малыш уже делает свои первые шаги. Еще немного и он становится любознательным, активным, непоседливым дошкольником.  Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые годы жизни ребенка, в годы дошкольного детства. От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы, основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития.
           Известно, чем младше дети, тем они более восприимчивы к тому, чему мы их хотим научить. Привить навыки личной гигиены, привычку к здоровому образу жизни, научить получать удовольствие от двигательной активности и занятий физкультурой и спортом. Именно в этом и состоит физическое воспитание дошкольника. Это залог успеха и высоких достижений в дальнейшем.
            Считаю, что дошкольный возраст требует от воспитателей и родителей особой заботы: обмен веществ у дошкольников высокий, поэтому ни в коем случае нельзя забывать о правильном питании и достаточном времени пребывания на воздухе, следить за осанкой, оберегать неокрепшую нервную систему малыша, создавая дружественную благоприятную атмосферу в семье и группе. В школе ребенка ждут высокие нагрузки, которые приводят к значительному ухудшению здоровья, росту заболеваемости и обострению хронических проблем со здоровьем. Поэтому дошкольный возраст – время, когда можно и нужно максимально постараться улучшить физическое и психическое развитие дошкольника, чтобы заложить фундамент крепкого здоровья и успешной учебной деятельности.

Считаю крайне важным то, что для успешной реализации задач воспитательно-оздоровительной работы необходимо не только специально организованная деятельность, но и личный пример всех участников воспитания ребенка – педагогов, родителей. Родители и педагоги  должны быть единомышленниками и вопросы оздоровления решать вместе. Эти задачи я всегда ставлю на одно из первых мест и успешно решаю в опыте.

                Актуальность опыта.

Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. По данным Министерства здравоохранения всего 13% детей 6–7-летнего возраста могут считаться здоровыми, и одна из существенных причин сложившейся ситуации – отсутствие у детей ценностного отношения к собственному здоровью. Особая роль в решении этой задачи отводится системе образования.          

  Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, память. Эта общая слабость вызывает и самые различные расстройства в деятельности организма, не только ведет к понижению способности, но и расшатывает волю ребенка. Поэтому  крайне важно организовывать физкультурно-оздоровительную деятельность именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем всесторонне гармоническое развитие личности.

Здоровье перестало быть ценностью. Многие вспоминают о здоровье в тот момент, когда его теряют. По словам Е.Н. Назаровой, «человек, не думающий о своем здоровье смолоду, рискует полностью утратить его к 25-30 годам, и наоборот, соблюдая ЗОЖ, можно даже вопреки наследственности и имеющимся болезням укрепить своё физическое состояние» [Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д. Здоровый образ жизни и его составляющие. – Москва, ACADEMA, 2007, с.3]. Современная модель здоровья определяет следующие факторы, влияющие на состояние здоровья в их процентном соотношении:

Проценты

Факторы

20%

окружающая среда

20%

наследственность

10%

государство и меры здравоохранения

50%

образ жизни человека

Из таблицы видно, что здоровье человека в большей степени зависит от него самого. Эта мысль должна осознаваться всеми взрослыми людьми, так как они являются главными воспитателями подрастающего поколения, и их непосредственная задача – это привитие младшему поколению ценностного отношения к собственному здоровью. Ведь, как известно, показателем здоровья нации выступает здоровье детей.

Теоретическое обоснование опыта

Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие. Под культурой здоровья понимается общая способность и готовность личности ребенка к деятельности по охране и укреплению здоровья, основанных на знаниях и опыте, которые приобретены в образовательном процессе ДОУ и семье.

Реформирование системы здравоохранения, свёртывание профилактической работы, низкая грамотность родителей не способствуют сохранению уровня здоровья детей. Понимая важность этой проблемы, сопоставив имеющийся кадровый и информационный потенциал, я, как воспитатель,  встала на путь поиска средств для сохранения здоровья детей, и повышения уровня их культуры здоровья.

В основу работы положен технологический подход. Технологический подход в здоровьесберегающей деятельности позволяет систематизировать все компоненты педагогической деятельности и акцентировать внимание на ее результаты в образовательном процессе.  В качестве результата рассматривается не сумма усвоенной детьми информации об укреплении здоровья, а способность ребенка осуществлять здоровый стиль поведения.        Это позволяет целенаправленно формировать культуру здоровья, основанную на осознании  ценности здоровья личности, идее ответственного отношения каждого ребёнка к своему здоровью, привлечении каждого ребёнка к физической активности и использованию методов здоровьесбережения.

Приоритетом моего опыта является физическое развитие ребёнка, сохранение его здоровья, просветительская работа, работа в условиях не только режима функционирования, но и развития. Поэтому своей целью я поставила повышение эффективности здоровьеориентированной деятельности в ДОУ путем создания, теоретического обоснования и практического применения модели формирования ценностей здорового образа жизни у дошкольников, с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей, включающей адекватные технологии развития и воспитания.

Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса в ДОУ является особенно актуальной на современном этапе развития общества. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей дошкольного возраста. Это будущие школьники, на плечи которых лягут колоссальные нагрузки.

Все известные педагоги с древности до наших дней отмечают: движение – важное средство воспитания. Двигаясь, ребёнок познаёт окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нём. Движения – первые истоки смелости, выносливости, решительности маленького ребёнка, а у более старших детей – форма проявления этих важных человеческих качеств. Моя задача учить детей делать это правильно, закладывая понятия основ здорового образа жизни, ненавязчиво обучая различным оздоравливающим техникам, применяя нетрадиционные приёмы, которые ребёнок сможет применять самостоятельно и в любом возрасте,  красной нитью проводя через беседы идею бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. Естественная природа детского организма служит верным помощником моему стремлению. Любовь к движению, двигательная активность – прекрасная база для создания новой, более эффективной модели  развития у дошкольников навыков здорового образа жизни.

Ведущая педагогическая идея опыта.

Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса в ДОУ является особенно актуальной на современном этапе развития общества. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей дошкольного возраста. Это будущие школьники, на плечи которых лягут колоссальные нагрузки.

Все известные педагоги с древности до наших дней отмечают: движение – важное средство воспитания. Двигаясь, ребёнок познаёт окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нём. Моя задача учить детей делать это правильно, закладывая понятия основ здорового образа жизни, ненавязчиво обучая различным оздоравливающим техникам, применяя нетрадиционные приёмы, которые ребёнок сможет применять самостоятельно и в любом возрасте, красной нитью проводя через беседы идею бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. Естественная природа детского организма служит верным помощником моему стремлению. Любовь к движению, двигательная активность – прекрасная база для создания новой более эффективной модели развития у дошкольников навыков здорового образа жизни.

Технология опыта

Основные задачи моей работы:

1) Воспитание у детей потребности в здоровье.

2) Формирование целостного понимания здорового образа жизни.

3) Обеспечение нормального физического развития, охраны и укрепления здоровья       ребенка, используя в комплексе широко применяемые и нетрадиционные методы физкультурной и оздоровительной  работы.

4) Постепенное закаливание организма и повышение его сопротивляемости влияниям внешней среды.

5) Привитие первоначальных навыков личной и общественной гигиены.

6) Организация благоприятных условий для будущего формирования здоровой и физически крепкой личности, воспитания у детей созидательного отношения к своему здоровью; знакомство учеников с приёмами применения техник, технологий укрепления и сохранения здоровья;

7) Предложить  вариант сопровождения  ребёнка по сохранению и укреплению его здоровья в течение дня.

В результате использования данного  опыта ожидаемы следующие результаты:  

Для детей:                                                                                                                                                              1) Сформированные навыки здорового образа жизни.
2) Правильное физическое развитие детского организма, повышение его сопротивляемости инфекциям.
3) Улучшение соматических показателей здоровья и показателей физической подготовленности.
4) Сформированность гигиенической культуры, наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.

Для родителей:                                                                                                                                                    1) Сформированная активная родительская позиция.
2) Повышение компетентности родителей в вопросах физического развития и здоровья.
3) Активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.

Для педагогов:                                                                                                                                                                              1) Качественное освоение педагогом инновационных технологий физического воспитания и оздоровления детей.
2) Повышение профессионального уровня педагога.
3) Улучшение качества работы по физическому воспитанию с детьми дошкольного возраста.
4) Личностный и профессиональный рост, самореализация, моральное удовлетворение.

Движение  и игра для малыша не только жизненная необходимость – это сама жизнь. И самой правильной формой физического воспитания является игра. В своей работе я использую игровую форму проведения занятий, досугов, гимнастику пробуждения. Виды игровых упражнений вначале очень просты и усложняются по мере взросления, усвоения. Стараюсь значительно разнообразить движения в играх, учу детей выполнять движения самостоятельно, действовать рядом с другими, не мешая никому. Одновременно настойчиво ищу возможности объединения в совместной деятельности двоих, а затем и нескольких детей. Совместные действия приносят детям много радости. Общение в процессе выполнения различных движений складывается значительно быстрее, бывает более продолжительным. Приобщает ребёнка к коллективу, к деятельности вместе. Действия сообща богаче, в них есть новизна.

Учитывая, что самостоятельная деятельность меньше всего находится под руководством взрослых, педагогу необходимо держать в поле зрения всех детей. Малоподвижным детям подсказываю интересную игру, помогаю в развитии двигательных умений и навыков. А других, с большей подвижностью, учу целенаправленно, осознанно управлять своими движениями, заниматься более или менее спокойными играми. И тут же бесцельная беготня превращается в увлекательный сюжет.

А как сложно усидеть на месте во время занятий! На помощь призываю занимательные динамические паузы, в которых есть место и для разминки, и для профилактики зрительного напряжения, и для релаксации, и для дыхательной гимнастики. Использую различные приемы в комплексе и раздельно, исходя из настроения и состояния детей.

Настроиться на умственную деятельность, снять напряжение, тонизировать организм, оказать общее оздоравливающее действие помогает осторожно применяемая ароматерапия. К помощи этой науки прибегаю 1-2 раза в неделю. Народный опыт и исследования учёных доказали, что запахи способны оздоравливать, управлять настроением, работоспособностью. Природа остаётся самым современным целителем. 

Природа стала нам помощником не только в оздоровлении, развитии у детей основных видов движений укрепления здоровья, но и в их эмоционально-радостном настроении на физкультурных занятиях и отдыхе. Дошкольники с удовольствием ходят и бегают босиком по траве, преодолевают «препятствия» в виде переправы по камушкам через импровизированную  реку и т.п., учатся наблюдать, видеть и беречь всё многообразие окружающей нас среды.  Лучшие физкультурные занятия – это проводимые на свежем воздухе.

Проводя физкультурные занятия, я учитываю направленность возраста детей. Но, для меня главное - доставить им как можно больше удовольствия. Наличие неожиданного, необычного приятного сюрпризного момента, например: день рождения одного из детей. Дети посвящают имениннику упражнение, комплекс упражнений. Это и приход в группу нового ребенка, появление сказочных героев, любимых игрушек. Важно научить детей использовать и ориентироваться во всем пространстве зала, группы или площадки, правильно работать с оборудованием, а так же пытаюсь обучить элементарным приемам страховки.
             При обучении детей движениям я предусматриваю разнообразие . Например, для ходьбы я использую дорожку из клеенки, мягкий гимнастический мат, плоскостные круги, квадраты, треугольники, которые расставляю сплошной полосой или с промежутками, гимнастическое бревно, лежащее на полу или чуть приподнятое. С указанными пособиями дети могут не только ходить, но и бегать, прыгать, ползать, катать мяч, ползать и бегать между ними. Мячи из сухого бассейна можно использовать для метания в цель правой и левой рукой, перебрасывание через бортики самого бассейна, подбрасывание шаров и ловля их, перебрасывание друг другу.
Я подбираю разные комплексы пособий для разных движений: дорожка из 2-х шнуров, дуга (ползание и подлезание), гимнастические маты (ходьба), ряд обручей (прыжки) и др..
Учу детей выбирать самостоятельно нужное из всего разнообразия движений и предметов.
             Утреннюю гимнастику я провожу перед завтраком в увлекательной форме , часто под музыку (детские песни).
  Весёлая музыка занятий, высокая двигательная активность детей создают прекрасное настроение, заряжают жизненной энергией. А когда надо успокоиться, специально подобранные мелодии помогут создать атмосферу расслабления, отдыха, снять гнев, досаду. Часто во  время выполнения упражнений дети напевают слова и мелодию звучащих песен. Они не замечают усталости, для них нет преград на пути овладения сложными упражнениями. Они уверены в успехе, у них всё получится! Сколько ярчайших эмоций и переживаний создают музыка и движение! Польза огромная и я успешно применяю на занятиях и вне их музыкотерапию.
            Для того, чтобы достичь эффективного влияния утренней гимнастики, я тщательно к ней готовлюсь: составляю конспекты , в которых определяю дозировку, темп выполнения упражнений, порядок проведения гимнастики.
Итак, утренняя гимнастика позволяет мне полноценно решать оздоровительную задачу.      Еще одним обязательным физкультурно-оздоровительным мероприятием стало для меня проведение корригирующей гимнастики после дневного сна. Я заметила, что ее ежедневное выполнение положительно влияет на наших детей. У них поднимается не только настроение, но и мышечный тонус.
            Во время проведения гимнастики я стараюсь учитывать правильную нагрузку на мышцы, даю детям немного отдохнуть после очередного движения. Обязательным условием проведения гимнастики является игровая форма. Ребята  с удовольствием выполняют и имитируют движения жучков, бабочек, зверей и т.д..
Для решения оздоровительных задач ежедневно провожу закаливающие мероприятия умывание, обтирание, мытьё рук до локтей перед едой, ног перед сном, ходьба по дорожкам "здоровья".
            Использую также как метод контрастно-воздушное закаливание. Перед сном дети раздеваются в групповой комнате, где t выше, чем в спальне на 2-3 градуса и лишь в майках и трусиках идут спать. Спят дети в теплое время года при открытых фрамугах, в холодное - в хорошо проветренной комнате. После сна, сделав  корригирующую гимнастику,  дети переходят в теплое помещение.
            Особое внимание я уделяю подбору дыхательных упражнений, поскольку они имеют большое значение для осуществления контрастных воздействий на дыхательные пути. Учу детей в процессе умывания сморкаться не через обе ноздри, а поочередно. Дыхательную гимнастику провожу в конце занятий по физкультуре, во время прогулок, перед сном.
            Большое внимание приходится уделять вопросам одежды: соответствию сезону, удобству ее для одевания и раздевания.

Проводя работу с родителями по различным вопросам физического воспитания в семье, я попутно разъясняю им важное значение подвижных игр и занятий для здоровья и развития ребенка, советую, какие игрушки, развивающие движения лучше подарить детям. Обращаю внимание родителей на то, как трудно слишком тепло одетым детям двигаться во время прогулки, как вредно отражается на детях чрезмерное кутание, договариваюсь о соответствующей одежде и обуви для занятий физическими упражнениями в детском саду.
           Большой популярностью пользуется "Уголок для родителей". Туда я помещаю материал, касающийся спортивных дел группы, достижений детей, рекомендуемый материал по обогащению знаний родителей по физическому воспитанию их детей.
         Проводя эту работу,  я пришла к выводу, что решить вопросы физического воспитания и оздоровления детей можно только совместными усилиями родителей и работников дошкольного учреждения. Для решения этой задачи необходимо усиливать связь между повседневной воспитательно-образовательной работой с детьми в детском саду и воспитанием ребенка в семье, прежде всего путем различных поручений, заданий, которые дети должны выполнять дома вместе с родителями. Необходимо  использовать положительный личный пример взрослых членов семьи, строить всю работу на основе взаимопомощи педагогов и родителей.
          Если ребёнок по возращении из сада сидит в душной непроветриваемой комнате, ложится не вовремя спать, если гигиенические навыки не поддерживаются в семье, то задачи физического воспитания останутся невыполненными, несмотря на самые благоприятные условия воспитания в детском саду. Только при постоянном и последовательном физическом совершенствовании детей можно добиться высокого результата.
         Я работаю над задачей охраны и укрепления здоровья несколько лет, организую оздоровительные мероприятия, которые постоянно совершенствую. Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Применяемая мною система физкультурно-оздоровительной работы включает лечебно-профилактические,  физкультурно-оздоровительные мероприятия, нетрадиционные приёмы, просветительская работа с детьми и родителями, коллегами.

Ежегодно в начале учебного года составляется план оздоровительных занятий на год:

  1. Утренняя гимнастика /ежедневно в течение года/
  2. Гимнастика после сна /ежедневно в течение года/
  3. Дыхательная гимнастика /2 раза в неделю/
  4. Точечный массаж /в период эпидемий ОРЗ/
  5. Воздушные ванны /ежедневно перед сном, после сна/
  6. Физкультурные занятия /3 раза в неделю/
  7. Проветривание помещения /перед, после сна/
  8. Пальчиковая гимнастика /3 раза в неделю/
  9. Витаминизация: соки, напитки, витамины
  10. Закаливание солнцем, /в летний период/, водой, /в течении года/
  11. Профилактика плоскостопия /ежедневно/
  12. Профилактика осанки детей /ежедневно/
  13. Физкультминутки /ежедневно/
  14. Подвижные игры /ежедневно/
  15. Прогулки /в любое  время года/
  16. Применение арома-, хромо -, музыкотерапий.
  17. Проводить работу с родителями по профилактике оздоровительных мероприятий в течение года.

Уровень социализации личности дошкольника во многом зависит от полноценного физического воспитания. По мнению академика Н.М. Амосова, ребенок конца 20 – начала 21 веков сталкивается с тремя основными пороками цивилизации: накоплением отрицательных эмоций без физической разрядки, перееданием, гиподинамией.

Исходя из принципа “здоровый ребенок – успешный ребенок”, считаю невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяю создание здоровьесохраняющей среды в условиях детского сада.

Эффективность проводимой мною физкультурно-оздоровительной работы во многом зависит от взаимодействия с медицинской сестрой, музыкальным руководителем, психологом. Предварительно составляется план работы совместной деятельности на год, включающий в себя консультации для воспитателей, выступления на педагогических советах. Планируются медико-педагогические совещания.

Консультации для воспитателей: «Особенности проведения бодрящей гимнастики после дневного сна», « Физическая готовность детей к школе».

Планирование выступлений на педсоветах: «Охрана жизни и здоровья детей», «Итоги оздоровительной работы».

Оздоровительным мероприятиям отводится одно из главных мест:

  • воспитание с детства разумного отношения к здоровью, правильный режим дня;
  • рациональное, сбалансированное питание;
  • оптимальная двигательная активность, физическая культура;
  • закаливание – адаптация организма к различным условиям окружающей среды;
  • профилактическая работа (полоскание рта отварами трав, чесночно-лимонный настой и т.д.);
  • здоровьесберегающие технологии и общеоздоровительные мероприятия.

Одним из главных направлений  моей деятельности является воспитание  потребности у  детей в здоровом образе жизни.

Чтобы привить детям потребность в здоровом образе жизни они должны знать:

  • значение здорового образа жизни;
  • осознавать особенности функционирования организма, правила охраны органов чувств;
  • обслуживать себя, анализировать свои поступки и поступки других детей;
  • взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (жилища, улица) безопасна для жизни;
  • научиться приемам самомассажа;
  • усвоить и понять, какие привычки и почему представляют вред для здоровья. Как правильно вести себя в обществе.

В своей работе я  использую различные виды занятий, среди которых преобладают:

  • сюжетно-игровые занятия, состоящие из подвижных игр разной степени интенсивности;
  • занятия-соревнования: дети разбиваются на команды и в ходе различных эстафет выявляют победителей;
  • занятия-тренировки основных видов движений;
  • занятия по традиционной схеме: водно-подготовительная часть, общеразвивающие упражнения, подвижные игры;
  • занятия-зачеты, на которых дети сдают физические нормативы на время.

Большую часть времени в дошкольном учреждении ребенок находится в группе, поэтому от того насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации режима детей, зависит сохранение и укрепление их здоровья. Конечно, хорошо бы, если в детском саду был инструктор по физической культуре, который бы помогал воспитателям, но в нашем ДОУ такого нет, поэтому я сама подбираю упражнения и занятия по различным видам физического совершенствования детей. Основными из них являются:

  • подбор упражнений  и музыкального сопровождения для физкультминуток, для бодрящей гимнастики, для организации игр между занятиями;
  • организация самостоятельной двигательной активности детей в группе и на прогулке;
  • оборудование физкультурного уголка;
  • оформление рекомендаций для родителей по организации двигательной деятельности в семье.

Основными проблемами, требующими совместной деятельности с медицинской сестрой являются:

  1. Физическое состояние детей, посещающих дошкольное учреждение.
  2. Оптимизация двигательного режима детей в ДОУ.
  3. Профилактика заболеваний.
  4. Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни.

В систему оздоровительной работы, проводимой мною в группе, включены следующие мероприятия: дыхательная гимнастика, профилактический массаж ног, профилактика нарушений осанки и плоскостопия, точечный  самомассаж, музыкотерапия, элементы хромотерапии, элементы ароматерапии.

Ежедневно в группе реализуется несколько форм физкультурно-оздоровительной деятельности: утренняя гимнастика в зале и в летний период времени на открытом воздухе, разнообразные подвижные игры в течение всего дня, занятия по физической культуре в зале и на воздухе. Все вместе эти формы деятельности позволяют обеспечить двигательную активность детей на протяжении всего дня, рационально распределить интеллектуальную и физическую нагрузку детей.

Детям предлагаются следующие профилактические мероприятия:

  • дыхательная гимнастика.
  • Закаливающие процедуры:
    утренняя гимнастика, физкультурные занятия,
    прогулки на свежем воздухе ,
    хождение по группе босиком,
    воздушные ванны без маек (+16,+18оС)
  • Проветривание помещений, спальни перед сном.
  • Поддерживается чистота, медсестра проводит кварцевание.

Такие же мероприятия проводятся и в весенне-летний период, только добавляются закаливающие процедуры:

  • ежедневные прогулки на свежем воздухе,
  • воздушно-солнечные ванны,
  • хождение босиком по песку, траве.

Для обеспечения здоровья, разумеется, важно многое: и здоровый образ жизни, и правильное, полноценное питание, и состояние костно-мышечного аппарата и т.д. Но главные "киты", на которых держатся жизнь и здоровье человека, это состояние сердечно-сосудистой, дыхательной и иммунной систем организма. Из этого делаем вывод: вся система физического воспитания в детском саду должна быть, прежде всего, ориентирована на развитие и совершенствование сердечнососудистой, дыхательной и иммунной систем организма. Основным же средством этого развития являются движения.

Не стоит забывать, что развитие дыхательной системы, сущность которой заключается в усвоении организмом кислорода, также напрямую связано с движениями. Одной из наиболее удачных, открывающих реальные перспективы для профилактической и лечебной деятельности, для активного отношения к проблеме здоровья, представляется концепция, согласно которой мерилом здоровья человека служит его аэробная производительность – максимальное количество кислорода, которое он способен усвоить за минуту. («Аэробная производительность тем выше, чем выше производительность систем внешнего дыхания (минутный объем дыхания, максимальная легочная вентиляция, емкость легких, скорость диффузии газов в легких), кровообращения (минутный и ударный объемы, частота сердечных сокращений, скорость кровотока, системы крови (содержание гемоглобина), тканевой утилизации кислорода, зависящей от уровня тканевого дыхания, а также слаженность в деятельность всех этих систем», - пишет В.Зациорский.)

«Аэробная производительность тем больше, чем лучше тренирован ребенок. Способность организма усваивать кислород воздуха повышается при регулярных физических упражнениях, но … только на свежем воздухе! И основной метод улучшения способностей к поглощению кислорода – длительный равномерный (или, по Ю.Ф. Змановскому, оздоровительный) бег. И именно в дошкольные годы физкультурная деятельность должна быть направлена на увеличение этих способностей. У тренированного ребенка, как показали многочисленные исследования, эти способности нередко увеличиваются вдвое. Исследователи отмечают, что у людей, регулярно занимающихся физическими упражнениями на свежем воздухе, и в первую очередь бегом, бесперебойно функционирует система кровеносных сосудов, развитые легкие и бронхи, выносливое сердце. Особенно полезен бег на свежем воздухе болезненным, щуплым детям. Если эти истины не усвоят воспитатели и родители, то они не смогут помочь своим детям и воспитанникам обрести надежное здоровье.» ( В.Г. Алямовская «Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении»).

    В содержание оздоровительного физкультурного занятия включаются специальные упражнения, обучающие детей правильно дышать или комплексы дыхательных упражнений.

          Цель этих упражнений: учить детей дышать через нос, подготовить их к выполнению более сложных дыхательных упражнений.  Задача:  повысить жизненный тонус и сопротивляемость, закаленность, устойчивость организма к заболеваниям дыхательной системы; развивать дыхательную мускулатуру, увеличивать подвижность грудной клетки, улучшать лимфо - и кровообращение в легких. Главные условия:

  1. Дышать с удовольствием: положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект.
  2. Концентрировать внимание на дыхательном упражнении – это увеличивает его положительное действие.
  3. Дышать медленно для насыщения организма кислородом.
  4. Дышать носом.

  Как один из любимых  способов повышения сопротивляемости организма  используется применение точечных массажей, массажа рук и стоп, массаж ушных раковин, массаж головы, лица. (см. приложение 3)

Работа с детьми дала положительный результат, это видно из диагностики, но проблема здоровья детей остаётся актуальной, поэтому я продолжаю работать в этом направлении.

Можно сделать следующие выводы;

В процессе физического воспитания как неотъемлемой составляющей всестороннего развития личности ребёнка необходимо создать такие условия для его развития, в которых физические и душеные возможности ребёнка распространяются во всей полноте. И только при постоянном и последовательном физическом совершенствовании детей можно добиться высокого уровня.
           Используя разнообразные формы работы в организации двигательной активности детей можно получить высокие результаты (и мы их получили) по физической подготовленности детей.
           Я чётко выполняла основные требования.
           Приобретение красочного, безопасного, удобного для занятий физического стандартного и нестандартного оборудования, использование музыкального сопровождения, игровых приёмов, нетрадиционных приёмов, природного окружения, позволили мне воспитать у детей интерес к физической культуре и, следовательно, повысить интерес в достижении лучшего результата.
Выполняя задачи, поставленные в ходе работы, я получила дополнительные знания  (изучая литературные новинки, посещая интернет сайты по данным вопросам), внедрила эти знания детям, родителям. Поддерживаю свою физическую форму и здоровый образ жизни, наряду с ними активно принимаю участие во всех применяемых техниках, проводимых мероприятиях, занятиях,  поэтому могу служить примером для подражания своим воспитанникам.

ЛИТЕРАТУРА
1 .Аркин Е.А. Дошкольный возраст. - М., 1978.
2.Анашкина Л.П Методическое руководство развитием движений детей. // Дошкольное воспитание. - 1984, № 10.
3.Актуальные проблемы обучения и воспитания. / Под ред. С.Ф 0 Петрушкина. - Брянск, БГПУ, 1999.
4.Болотина Л.Р., Комарова Т.С, Баранов СП. Дошкольная педагогика. - М.: Изд. центр "Академия", 1997.
5.Бабанский Ю.К. Педагогика. М., 1977.
б. Бадалян Л., Миронов А. Воспитание двигательных способностей. // Дошкольное воспитание. - 1980, № 10.
7.Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам: Программа и программные требования. - М.: Гуманит., 1999.
8.Гигиенические основы воспитания детей /Под ред. Бесостоцкая Е.М., Виноградова Т.Ф. - М.: Просвещение, 1987.
9.Егоров Б.Оздоровительно - воспитательная работа с ослабленными детьми.// Дошкольное воспитание. -2002, № 12.
10. .Змановский Ю. Двигательная активность и закаливание -ведущие факторы укрепления здоровья ребенка. // Дошкольное воспитание. - 1981, № 2.
11. П.Зеленин В. Применение на физических занятиях нестандартного оборудования. // Дошкольное воспитание. -1987, № 7.
12.Ильина Т.А. Педагогика. - М.: Просвещение, 1984.
1 З.Козлова С.А., Куликова Т.Л. Дошкольная педагогика. - М.: Изд. Центр
" Академия", 2000.
14.Кун Л. Всеобщая история физической культуры. - Москва, Радуга, 1982.
15 .Кинеман Д.Х. Хухлаева Д.В. Методика воспитания.
16Лихачев Б.Т. Педагогика.- М.: Прометей, 1992.
17. Макарова В., Рябова Е. Укрепляйте здоровье ребенка.
// Дошкольное воспитание. - 1994, № 10.
18.Никитин Б.П. Когда ребенок растет красивым. // Обруч 2002, № 2.
19.Наш "взрослый детский сад": из опыта работы. / К.П. Кочергина. - М.: Просвещение, 1991.
20.Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. - М Просвещение, 1973. 21.Педагогика. / Под ред. П.И. Педкасистого. - М., 1995.
22.Педагогика школы. / Под ред. И.Т. Огородникова.- М.: 1980.
23.Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии. /Под ред.
С.А. Смирнова. - М.: Изд. центр "Академия", 1998.
24.Педагогика. / Под ред. В.А. Сластенина. - М., 1981.
Первые шаги. Модель воспитания детей раннего возраста /. - М., 2002.
26.Радуга: Программа и руководство для воспитателей первой
младшей группы детского сада / Сост. Т.А. Доронова. - М., 1993.
27. Рябенко В. Об организации физического воспитания в дошкольных учреждениях. // Дошкольное воспитание. - 1984, №
28.Саитова 3. Создание положительного эмоционального тонуса
у детей раннего возраста в игре. / Дошкольное воспитание. - 1984, №1.
29. Усова А., Богина Т. Некоторые вопросы совершенствованияметодики проведения физкультурных занятий./ Дошкольное воспитание. - 1989, № 8.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционное физкультурное оборудование для проведения физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста

Особое внимание при изготовлении оборудования для организации двигательной деятельности и развития сенсорных способностей мы обратили на изготовление всевозможных пособий, направленных на профилактику...

Опыт работы "Формирование здорового образа жизни и воспитание валеологической культуры у детей дошкольного возраста"

«Здоровый образ жизни - деятельность, активность людей, направленные на сохранение и улучшение здоровья». (Словарь)...

Использование массажных ковриков и дорожек в физкультурно – оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста. «Дорожка здоровья».

Использование массажных ковриков и дорожек в физкультурно – оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста. «Дорожка здоровья»....

Использование массажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.сажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.

Ходьба по массажным дорожкам – это прекрасное средство тренировки мышц стопы. Ребенок ставит ножку по-разному, при этом по-разному работают различные мышцы, а нервные окончания по...

Консультация: «Роль физкультурно- оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста в приобщении к здоровому образу жизни»

Главной целью физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ является:Сохранение и укрепления физического и психического здоровья детей,     совершенствование их физического развития, приобщ...