Занятие по обучению грамоте. «Путешествие в страну «Знаний»
план-конспект занятия по теме

 

Цель: 1.Закрепить знания детей о речи, как средстве общения меду людьми. Вспомнить, что обозначают понятия: звук, буква, слог,слово, предложение.

2. Упражнять детей в умении различать гласные и согласные звуки и буквы с помощью слуха, зрения.

3. Познакомить детей с новым звуком и буквой «и». Развивать зрительное и слуховое восприятие.

4. Учить детей логически мыслить, уметь отстаивать свое мнение, развивать  диологическую и монологическую речь, тренировать память, воображение, логическое мышление.

5. Воспитывать чувство взаимопомощи и сотрудничества между детьми и воспитателем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_obucheniyu_gramote.docx18.95 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по обучению грамоте.

«Путешествие в страну «Знаний»

(с элементами методики М. Монтессори)

Цель: 1.Закрепить знания детей о речи, как средстве общения меду людьми. Вспомнить, что обозначают понятия: звук, буква, слог,слово, предложение.

2. Упражнять детей в умении различать гласные и согласные звуки и буквы с помощью слуха, зрения.

3. Познакомить детей с новым звуком и буквой «и». Развивать зрительное и слуховое восприятие.

4. Учить детей логически мыслить, уметь отстаивать свое мнение, развивать  диологическую и монологическую речь, тренировать память, воображение, логическое мышление.

5. Воспитывать чувство взаимопомощи и сотрудничества между детьми и воспитателем.

Материал к занятию:

1.Карточки с заданием «Дополни рисунок»

2. Кубики с наклеенными буквами, карточки с изображением различных букв.

3. Карточка – схема «Лиса»

4. Ребусы.

5. Поднос с майкой для письма.

6. Игрушки(волк, лиса, заяц, ежик)

Ход занятия.

В.- Ребята, сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие в страну «Знаний». Это очень замечательная страна, где можно многому научится и многое узнать.(слышится стук в дверь)

Ребята, к нам, наверное, ещё гости пожаловали(входит незнайка)

Дети, кто же это такой? Может быть какой – то сказочный герой? (Ответы детей)

В.- Правильно ребята, это Незнайка

Незнайка: Ребята, возьмите меня пожалуйста с собой в эту замечательную страну «Знаний», я тоже хочу чему – нибудь научится.

Дети: Возьмем, обязательно.

Восп.: Только ты, Незнайка, должен быть очень  внимательным.

Незнайка: Хорошо, я постараюсь.

Воссп.: Послушайте, ребятки, вот такую пословицу: Ученье свет, а неученье тьма(совместно с детьми выясняется ее значение. Ответы  детей и Незнайки).

Восп.: Ну что же молодцы! А ты знаешь, Незнайка, и вы ребята для того, чтобы научиться правильно говорить и писать, надо очень хорошо знать буквы. В древность, еще не было такой хорошей бумаги, как сейчас и люди писали на камнях, глиняных дощечках, папирусе (осока, растущая в Африке) из стеблей изготовляли бумагу, пергаменте (кожа животных), бересте (кора дерева) и т.д.

Как вы думаете, дети, для  чего надо уметь читать? Как называется дом, в котором живут все буквы вместе? (Алфавит)

Ответы детей

Восп. – Читает стих В.Берестова «Читалочка»

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать!

Не надо бабушку трести:

Прочти, пожалуйста, Прочти!

Не надо умолять сестрицу:

Ну прочитай еще страницу!

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять и прочитать!

Восп. – А вы знаете, ребятки, буквы из алфавита, мы можем сами изобразить. (Дети вместе с воспитателем с помощью рук, тела показывают различные буквы) (Незнайка участвует вместе со всеми)

«Н» - надела поясок

«И» - надела поясок

Буква «н» надела ровно

Буква «и» на искосок

«Х» - все ходит, ходит, ходит, места чтоли не находит?

И подобно кочерге, горбит спину буква «»Г

Взялись за руки друзья,

И сказали: «Ты да я. Это мы»

А между тем получилась буква «М»!

«Л» ногою мячь поддела…

«Ч» поймать его хотела

Ждет и ждет. Устала ждать,

А меча все не видать

Восп. – Вот видите какой необычный алфавит у нас получился. Так его легко можно запомнить.

Ты запомнил незнайка?

Ну вот и хорошо!

Вы уже знаете, что из отдельных букв можно сложить разные слова. Давайте поиграем в интересную игру «Составь слово»

Проводится игра – аттракцион «Составь слово». Из кубиков с наклеенными на них буквами дети выкладывают слово «Заяц», 2 гр. Слово «Волк», а Незнайка выкладывает слово «Лиса»

Незнайка первым заканчивает выкладывать слово, но он пропускает букву «И» у него получается слово «ЛСА»

Восп. – Ребята, посмотрите, правильно ли выложил свое слово Незнайка?

(Дети проверяют его работу, находят ошибку и исправляют её)

А сейчас, дети, давайте с вами и с тобой, Незнайка, разберем эту пропущенную букву.

- Какая это буква(звук)(гласный или согласный)? – показываю карточку – схему «Лиса» Каким цветом вы бы ее покрасили? (Красным)

Ответы детей.

- На каком месте она стоит? (в середине слова) – ответы детей

- Почему она называется гласной?

- ответы детей (свой ответ)

_ Сколько слогов в слове «лиса»? (2)

- Ответы детей(другое слово)

- Составьте предложение, в котором есть слово «лиса»

(Такое же задание дается и Незнайке, но он все делает неправильно, адети его исправляют и помогают ему правильно ответить.)

- Дети убирают кубики на место. Давайте вспомним как можно изобразить букву «И(повторяем движения: Буква «Н» -  надела поясок… и т.д.)

А сейчас попробуем  написать эту букву на подносе. (Дети пальчиком рисуют букву «Н» на манке, рассыпанной на подносе). Незнайка, тоже выполняет это упражнение.

- Ну, а сейчас, ребята, и ты – Незнайка,  послушайте загадки, в ответе которых есть звук «И»

Загадки:

Зубы есть, а рта нет (Пила)

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят,

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи (малина)

Через море – океан

Плывет чудо – великан.

Прячет ус во рту, Растянулся на версту.(Кит

(Дети произносят отгадки по слогам)

В.-Ребята, а вы знаете, что может произоти, если буква встанет не на свое место?

Я знаю, что может случится…

Неизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась.

Заскочила в чей – то дом

И хозяйничает в нем.

Но едва туда вошла

 Буква – озорница,

Очень странные дела начали твориться!

(А.Шибаев)

А вот что стало твориться, мы сейчас и попробуем себе представить. Давайте сейчас с вами послушаем замечательную музыку и представим себе, что может произойти.

(звучит музыка пьеса «Полет шмеля» Н. Римского-Корсакова.)

Дети в это время разрезными буквами изображают хаотичное, растерянное движение букв и сами так же двигаются под музыку по группе (залу)

(Это же является и как 2-я физкультминутка)

По окончании музыки д/и «Буква заблудилась»

В.- Мы собирали васильки. На голове у нас щенки (Венки)

- На виду у детворы крысу красят маляры (крышу)

- Жучка будку не доела. Неохота. Надоело (булку)

- Куклу  выронив из рук, Маша мчится к маме: «Там ползет зеленый лук с длинными усами» (жук)

А теперь мы будем веселыми художниками, и ты, Незнайка, тоже. У вас на столе бумага с контурным изображением «лесной полянки». Вы  его должны дорисовать. Но, одно условие, в тех деталях, которые будут

- Самостоятельная работа детей.

В.- вами дорисованы, должна встретиться буква и звук «И» (иголки на ели, ёжике, гриб, сам ёжик)

- Самостоятельная работа детей.

В.- А сейчас я хочу вам предложить отгадать ребусы – загадки.

Отгадать слово по первым звукам изображенных предметов (игрушки)

Ну что ж, ребятки, вот мы с вами и побывали в этой замечательной стране «Знагий»

А как еще называется эта страна?

- Дети – «Улица Сезам»

- Давайте все вместе споем эту замечательную песенку: исполняется песня «На улице Сезам»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте "Путешествие в страну знаний".

Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе....

Занятие по обучению грамоте «Путешествие в страну «Знаний»: знакомство с буквой и и звуком [И]

Цель: 1. Закрепить знания детей о речи, как средстве общения меду людьми. Вспомнить, что обозначают понятия: звук, буква, слог, слово, предложение.2. Упражнять детей в умении различать гласные и...

Открытое занятие по обучению грамоте "Путешествие в страну знаний"

Мои дорогие юные друзья! Я Королева Знаний. Сегодня я приглашаю Вас в гости, в мою Страну Знаний!Мне так хочется узнать, чему же вы научились на занятиях Обучению грамоте.В Стране Знаний вас ожидают и...

Конспект занятия по обучению грамоте "Путешествие в страну Знаний"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе с целью выявить и закрепить понятие детей о звуке, букве, слоге, слове и предложении; воспитывать желание учиться, ответственно относитьс...

Занятие по обучению грамоте Путешествие-по-стране-Знаний

Конспект занятия в подготовительной к школе группы "Путешествие по стране знаний"...