Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми по воспитанию здорового образа жизни
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Новохатько Ирина Анатольевна

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по валеологии с детьми подготовительной группы "Слушай во все уши".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya-_slushay_vo_vse_ushi.docx21.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной группы  

 «Слушай во все уши»

Цель: 

  • дать элементарные представления об органах слуха
  • ; дать понятия об основных функциях уха;
  • уточнить, что уши у всех имеют разную форму, как у человека, так и у животных;
  • учить через опытно – экспериментальную деятельность различать силу, высоту, тембр звуков;
  • закреплять знания о правилах ухода за ушами.

Задачи:

Образовательные:

-  продолжать формировать гигиенические навыки по уходу за ушами.

-  при помощи опытов учить различать силу, высоту, тембр звуков;

-  обучить элементам самомассажа ушной раковины.

Развивающие:

-    развивать познавательную активность дошкольников в процессе  

     экспериментирования;

-    развивать координацию движений, умение ориентироваться в пространстве,    

-   тренировать слуховой анализатор.

Воспитательные:

-    воспитывать потребность к здоровому образу жизни;

-    воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

-    воспитывать наблюдательность, любознательность и доброжелательное        отношение к окружающим

Словарная работа: ушная раковина, среднее ухо, внутренне ухо, барабанная перепонка, молоточек, наковальня, стремечко, слух, звук.

Интеграция: «Здоровье», «Коммуникация», «Безопасность», «Социализация», «Музыка», «Чтение художественной литературы»

Практические задачи: использование ИКТ, экспериментирование, установление причинно-следственных связей.

Предварительная работа:

  1. Обучение элементам  самомассажа ушной раковины.
  2. Рассматривание иллюстраций одного из органов слуха – ушей.
  3. Дидактические и подвижные игры:
  • «Что это за звук?»
  • «Испорченный телефон»
  • «Кто позвал?»
  • «Угадай, где можно услышать такие звуки?»
  • «Угадай по звуку, что в баночке лежит?»
  • «Определи по звуку» и др.

Цель: развивать слух, слуховое внимание, учить различать звуки.

  1. Сюжетно-ролевая игра «Больница» - Принимает врач ЛОР.

Материалы: Слайды, письмо, схема «Строение уха ». музыкальные инструменты.

Ход занятия:

Воспитатель. Ребята, к нам пришло письмо. А от кого это письмо вы узнаете после того, как отгадаете загадку:

«У него уши не самые большие

Не самые длинные,

Не на макушке,

Не с кисточками».

Предлагается три картинки: слон, белочка, чебурашка – на экране.

Дети: Чебурашка!

Воспитатель. Правильно, это Чебурашка! А сейчас давайте прочитаем письмо: «Здравствуйте, ребята! Пишет вам Чебурашка. Я знаю, что вы очень умные ребята, и поможете мне разобраться в одном вопросе. У меня большие уши, а что ими делать я не знаю, и как ухаживать за ушами, тоже не знаю. Ребята, пожалуйста, помогите мне и напишите ответ. Чебурашка».

Воспитатель. А вы ребята, знаете, для чего нужны уши?

Дети: Знаем!

Воспитатель. Ну, что поможем Чебурашке?

Дети: Да!

Воспитатель. Тогда садитесь поудобнее и послушайте музыкальное произведение Д. Кабалевского «Клоуны».(слайд)

После, воспитатель беседует с детьми по прослушанному произведению.

Воспитатель. Что рассказала вам музыка? Что вы представили себе, прослушав это произведение?

Ответы детей.

Воспитатель. Что вам помогло услышать музыку?

Дети: Уши!

Воспитатель. Уши – это еще один из органов чувств, орган слуха. С помощью ушей мы слышим различные звуки. Звуки бывают громкими, сильными –как гром, летящий самолет. А могут быть тихими – как круги от камня упавшего в лужу. Только волны на воде мы видим и слышим их звук, а вот звуковые волны только слышим. Назовите, что может издавать громкие, сильные звуки? (Ответы детей: шторм на море, поезд и т. д.) Назовите, что может издавать тихие, слабые звуки?

Воспитатель. Звуки проходят сквозь двери, стены, через воздух и воду. Прислушайтесь и попробуйте услышать посторонние звуки (скрип стульчиков, голоса детей за дверью и т. д.)

Игра «Кто что слышит? »

Воспитатель. А сейчас давайте поиграем с помощью музыкальных инструментов и различных предметов, попробуйте изобразить различные звуки.

Музыкальная игра. «У кого какая песня».

Воспитатель. Почему вы взяли барабан, чтобы изобразить гром? А почему взяли музыкальный треугольник, чтобы изобразить дождь? И т. д.

Воспитатель. А теперь давайте прислушаемся к своему телу. Ладонями обхватим горло и произнесем свое имя и фамилию. Что вы почувствовали? (ответы детей). Внутри горла что-то дрожит. Это дрожат наши голосовые связки. А теперь давайте послушаем, как мы сами можем менять наш голос, сделать его тихим, громким, глухим, низким и высоким. (Дети экспериментируют) .

Игра «Кто сказал, мяу? »

Воспитатель. А сейчас поиграем «Кто сказал, мяу? » Водящий, стоя спиной к игрокам, должен определить, кто его позвал (произнес слово «мяу»). Голос можно менять – сказать громко, тихо, грубо, ласково.

Воспитатель. И с этим заданием вы справились. А сумеете ли вы определить инструменты по звучанию.

Игра «Угадай по звучанию».

Воспитатель. Благодаря чему мы с вами смогли справиться со всеми заданиями? Благодаря чему мы слышим прекрасные звуки?

Дети: Мы слышим эти звуки ушами.

Воспитатель. А сколько ушей у человека?

Дети: Два уха.

На экране появляется схема уха.

Воспитатель. На голове расположены две ушные раковины. Ушная раковина лишь собирает звук и отправляет его в слуховой проход. В конце слухового прохода есть барабанная перепонка, звук давит на барабанную перепонку, она начинает дрожать, это передается молоточку, от него на наковаленку, а оттуда на стремечко. Стремечко давит на «улитку» жидкость в «улитке» приходит в движение и начинает двигаться. Слуховой нерв воспринимает этот сигнал. И о радость, мы слышим голос мамы или героя мультфильма.

На экране появляются картинки животных.

Воспитатель. Человек с хорошим слухом слышит шаги в 5 метрах от себя, а вот волк за 50 метров. Отличным слухом обладают ежи, зайцы, дельфины, летучие мыши. У большинства животных уши расположены на голове, а у кузнечика на передних ногах.

Медсестра: Здравствуйте, ребята! Я узнала, что вы сегодня говорите про уши, и хочу вас научить делать массаж ушей.

Массаж уха (из китайской медицины). Дети и воспитатель благодарят медсестру.

Воспитатель. Ребята, иногда люди не слышат или плохо слышат. Таких людей называют глухими и слабослышащими. Закройте уши ладонями. Понравилось ли вам ничего не слышать? (Ответы детей). Это очень неприятно. Слух – это большая ценность. А чтобы слух оставался хорошим, нужно выполнять правила.

На экране появляются картинки.

Воспитатель. Посмотрите на картинки, это основные правила, которые нужно соблюдать чтобы уши не болели и слух оставался хорошим.

Правила

1. Не ковыряйте в ушах разными предметами.

2. Не допускайте попадания воды.

3. В холодную погоду защищать уши от ветра и мороза.

4. Не слушать громкую музыку.

5. Нельзя громко кричать и мешать окружающим.

6. Если заболел, обратиться к врачу.

Воспитатель. Давайте эти правила отправим в письме Чебурашке. Пусть он их соблюдает и никогда не болеет. И вы, я надеюсь, будете соблюдать эти правила.

Массаж уха  (из китайской медицины)

Загибание вперед ушных раковин: быстро загнуть вперед всеми пальцами, прижать, резко отпустить. (Способствует улучшению самочувствия всего организма.)

Оттягивание ушных раковин: кончиками большого и указательного пальцев потянуть вниз обе мочки ушей 5-6 раз. (Полезно при закаливании горла и полости рта.)

Массаж козелка: захватить большим и указательным пальцами козелок. Сдавливать, поворачивать его во все стороны в течение 20-30 секунд. (Массаж стимулирует функцию надпочечников, укрепляет нос, горло, гортань, помогает при аллергии.)

Растирание ушей ладонями.

Литература.

1. «Азбука здоровья» С. Волков «Омега», 1998 г.

2. «Тематический словарь в картинках «Я и мое тело», «Органы чувств человека» Козлова С. А. Издательство: «Школьная Пресса», 2005 г.

3. «Уроки Мойдодыра» Г. Зайцев с-п "Акцидент, 1997 г".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность с детьми по формированию здорового образа жизни у дошкольников.

Воспитывать у детей заботливое отношение к своему организму....

Перспективный план образовательной деятельности в ДОУ. Тема:"Воспитание здорового образа жизни".

Методическая разработка перспктивного плана образовательной деятельности в ДОУ, старший возраст....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми по воспитанию здорового образа жизни

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по валеологии с детьми подготовительной группы "Слушай во все уши"....

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми «Брейн-ринг Здоровый образ жизни»

Возраст детей: 6-7 летВоспитатель I квалификационная категория Жданова Алла ВладимировнаОсновной вид детской деятельности: образовательныйФорма проведения мероприятия: НОДИспользуемые технологии: ИКТ ...

Конспект мероприятия с родителями и детьми:"Семья и здоровый образ жизни"

Совместное мероприятие с родителями и детьми на тему:"Семья и здоровый образ жизни"...

Конспект мероприятия (с родителями и детьми) "СЕМЬЯ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ”

Организовать совместное досуговое мероприятие для повышения знаний родителей по вопросам здоровье сбережения и формирования у них ответственного отношения к здоровью детей и собственному здоровью....