Главные вкладки

    Модель организации физкультурно-оздоровительной работы воспитателя в адаптационный период с детьми младшего дошкольного возраста
    статья (младшая группа) по теме

    Сотникова Марина Владимировна

    Модель организации физкультурно-оздоровительной работы воспитателя в адаптационный период с детьми младшего дошкольного возраста

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon doklad.doc71.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 «Ромашка»

                                                 города Губкина Белгородской области

    Модель организации физкультурно-оздоровительной работы воспитателя в адаптационный период с детьми младшего дошкольного возраста

    Подготовила: Сотникова Марина Владимировна,

                                        воспитатель

    2014 год

    С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения . Все эти изменения обрушиваются на ребенка сразу, создавая для него стрессовую ситуацию. Поэтому, отсутствие специально организованной адаптационной поддержки может привести к невротическим реакциям, таким как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т.д.

    Как построить взаимодействие с детьми в адаптационный период, какие использовать технологии, чтобы заинтересовать детей теми видами оздоровительной деятельности, которые в дальнейшем будут сопровождать их в детском саду: закаливающие мероприятия, физкультурные занятия всех типов и т. п.?

    Систему физкультурно- оздоровительной работы в период адаптации традиционно можно представить как педагогическое взаимодействие всех участников образовательного процесса: детей, воспитателей и специалистов ДОУ, родителей воспитанников.

    Физкультурно-оздоровительная методика адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению включает в себя пять основных форм физкультурно-оздоровительной работы, преобразованных или дополнительно введенных в процесс физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении. Среди них

    - индивидуальные коррекционные игры,

    -подвижные игры,

    -физкультурное занятие,

    -утренняя гимнастика,

    -гимнастика после сна, закаливающие процедуры.

    Основным мотивом для выполнения детьми физических упражнений является совместная подвижная игра со взрослым. Подвижные игры являются важным средством физического воспитания детей. Они привлекают малышей своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий. Игры, проведенные на свежем воздухе, способствуют закаливанию и оздоровлению, развитию внимания, памяти, воображения, формируют личностные качества. Участвуя в этих играх, дети приобретают опыт общения со сверстниками и взрослым.

    Основная задача игр в период адаптации- формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

            Самостоятельные действия с игрушками и физкультурным оборудование также является средством физической культуры. Разнообразные формы творческой активности с детьми можно организовать и на физкультурных сюжетно-игровых занятиях, которые строятся на простых жизненных ситуациях, сюжетах сказок и литературных произведений, известных детям, а также на играх-драматизациях.

         Введение в игровую деятельность двигательного характера

    Только если ребенок играет, он незаметно для себя, без принуждения выполняет все необходимые требования и совершенствуется в двигательном развитии. В первые дни адаптации занятия с детьми проходят в групповом помещении, привычная обстановка раскрепощает детей. Однако необходимо учесть, что площадь игровой зоны в группе достаточно мала, поэтому в первое время желательно проводить игры-забавы, малоподвижные игры, пальчиковую гимнастику с целью развлечь детей, переключить их внимание на двигательную деятельность. Можно использовать потешки.

    «Игра с пояском»

    Вот наш Вова идет,

    Поясочек несет.

    Кому дать, кому дать,

    Кому поясочек передать?

    Поясок передается следующему ребенку.

    «Ножки, ножки»

    Ножки, ножки, где. вы были?

    Дети разводят руки в стороны.

    За грибами в лес ходили.

    Шагают.

    А вы, ручки, помогали?

    Сгибают руки в локтях, поднимают вверх, поворачивают кисти.

    Мы грибочки собирали.

    Приседают.

    А вы, глазки, помогали? Мы искали да смотрели, Все пенечки оглядели.

    Поворачивают голову вправо-влево. Вот и Настенька с грибком...

    Детям показывают куклу с корзинкой.

    С подосиновичком.

    «Капризка»

    Где-то рядом, близко спряталась Капризка.

    Дети разводят руки в стороны (поочередно) от груди, ладони вниз, пальцы напряжены.

    Мы ее поймаем, в кулачок заманим.

    Разворачивают ладони вверх, сжимают пальцы в кулачок.

    Ты, Капризка, не шуми...

    Грозят указательными пальцами. В наши глазки посмотри.

    Выполняют круговые движения указательными пальцами перед глазами. Ты, Капризка, не скучай!

    Грозят указательными пальцами. С нами в прятки поиграй!

    Разжимают и сжимают пальцы рук.

    Спрячься в ручках, затаись...

    Разворачивают ладони вверх, сжимают пальцы в кулачок. Покажись и улыбнись!

    Разжимают пальцы.

        Для совершенствования двигательных навыков в группах и на территории ДОУ организуется развивающая двигательная среда, при этом учитываются возрастные особенности детей и их интересы. Творческий подход к созданию предметно-развивающей среды позволяет продумать порядок размещения оборудования, рационально подобрать спортивный инвентарь. Главная задача физкультурного уголка — развитие культуры движений, двигательного творчества, преждевременное знакомство детей с пособиями и правилами пользования ими. При создании развивающей среды в группе необходимо обратить внимание подбору ярких и красочных игровых и спортивных атрибутов. В группе должно быть многофункциональное игровое физкультурное оборудование: мягкие модули разного цвета и формы, спортивные бревна, для массажа стоп, лазанья, для развития сенсомоторики и традиционное физкультурное оборудование, например, обручи, мячи, скакалки, кубики, дуги, скамейки, ребристые дорожки, шапочки для подвижных игр. Все это помогает разнообразить содержание работы с детьми  в период адаптации к детскому саду.

    При знакомстве  детей с предметами и игровым оборудованием можно использовать следующие игры:

    Игры с мячом

    «Мячик пришел в гости»

    Кто пришел к нам, посмотри —

            Яркий мячик, круглый мячик,

    Разноцветный, яркий!

    Вот как весело он скачет,

    Это мячик, раз, два, три

     Очень мячик шустрый,

    Его зовут Играйка,

    Потому что круглый!

    «Танец с разноцветными мячиками» (музыка — русская народная песня «Ах вы, сени...»)

    Все мы мячики возьмем,

     С ними стайкою пойдем.

    Вот как ходят малыши,

    До чего же хороши!

     Дети двигаются друг за другом с мячиками в руках, потом останавливаются.

    Мячики мы все поднимем

     И попляшем дружно с ними.

     Приседай, приседай,

    От ребят не отставай!

    Дети поднимают руки с мячиками вверх и поворачивают ими из стороны в сторону, выполняют приседание.

     Мы вам мячик не покажем,

      Где их спрячем — не расскажем.

      Мячики все у ребят

      За спиною тихо спят.

    Дети прячут мячики за спиной, покачиваются с ноги на ногу.

    Ну-ка, мячик, раз, два, три,

     На ребяток посмотри.

     Прыгай весело, давай

    От ребят не отставай.

    Дети поднимают мячики перед собой и выполняют прыжки на двух ногах.

            А теперь остановись,

            С нами весело кружись.

             Покружились, покружились,

     Тихо все остановились.

    Игры с флажками

    «Что мы прячем за спиной?»

    Что мы прячем за спиной? Дети убирают флажки за спину

     Мы вам не расскажем —

    Красный, желтый, голубой!

    Мы флажки покажем! Показывают флажки.

    Яркие, цветные, Вот они какие! Поднимают флажки вверх и машут ими.

    Игры с обручем

    «Едет весело машина»

    У окошка мы сидим

    И на улицу глядим!   Дети поднимают обруч до уровень: лица,  

                                         смотрят в него как в окошко и опускают вниз.              

                                        Повторить 4—6 раз

     Были маленькие детки,

    Словно птенчики на ветке.

     Подрастали, подрастали

    И совсем большими стали!    Дети садятся на корточки, держал обруч

                                                       перед собой, смотрят в окошко затем  

                                                     потихоньку поднимаются — обруч над          

                                                    головой. Повторить 4—6 раз.

    Забавы с веревкой (шнуром)

           «Волшебная веревочка»

    «Волшебная» веревочка поведет всех туда, куда они захотят, главное — выбрать направляющего, в роли которого может выступать сначала педагог потом сами дети. Расставьте по углам игровой комнаты привлекательные игрушки и — вперед.

    Волшебная веревочка!

    Ты за нее держись!

    С волшебною веревочкой

    Ты вправо (влево) повернись!

    Волшебная веревочка

    Нас вместе собрала.

    Волшебная веревочка

    К игрушкам привела!

    Совместно с инструктором по физической культуре воспитатель планирует:

    — малоподвижные и подвижные игры;

    • комплексы утренней гимнастики;
    • упражнения для развития моторики, координации движений;
    • с учетом индивидуальных особенностей детей в процесс включают щадящие элементы закаливания, не имеющие противопоказаний или ограничений, которые сочетаются с дыхательной и звуковой гимнастикой, оздоровительными процедурами по профилактике нарушений осанки, плоскостопия и т. п.

    Особого внимания в период адаптации заслуживает сотрудничество с родителями воспитанников. Более последовательной реализации содержания совместной работы с семьей помогает учет ряда принципов:

    • единство целей и задач воспитания здорового ребенка в ДОУ и семье;
    • индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье;
    • систематичность и последовательность работы в течение всего периода адаптации ребенка к новым условиям;
    • взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей.

          Взаимодействие педагогов и родителей начинается задолго до прихода детей в детский сад. Наиболее благоприятная форма взаимодействия всех участников образовательного процесса в период адаптации детей к условиям ДОУ – адаптационная группа «Крошка», которая действует у нас первый год.      Она позволяет родителям и педагогам способствовать вхождению ребёнка в детский сад и комфортной его адаптации к детскому учреждению, формированию у него чувства защищённости и внутренней свободы, доверия к окружающему миру. Это обеспечивает переход в новые для ребёнка условия, с меньшим стрессом, так как первые шаги в детском саду делает вместе с мамой. Совместные занятия с педагогом, мамой, ребёнком снижают тревожные ожидания у родителей малышей, так как появляется возможность познакомиться с условиями жизни в детском саду, с педагогами и создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки друг друга.
               Адаптационная группа «Крошка» уделяет внимание интеллектуальному, познавательно-речевому, физическому и первоначальному музыкально-эстетическому направлению в воспитании детей. Реализация задач осуществляется в комфортной для ребёнка, положительной, поддерживающей эмоциональной обстановке.
    Родители обучаются совместному игровому взаимодействию с детьми, создается эмоционально-положительный микроклимат отношений. Посещение группы побуждает детей к участию в совместных играх со взрослыми, вызывает желание подражать, повторять действия, развивает целенаправленную познавательную деятельность и развивает сенсорные способности детей через различные виды игр (подвижные, дидактические, сюжетные, театрализованные, развивающие).
          Встречи проводятся в форме специально организованной совместной деятельности детей, родителей,  педагогов. Совместная деятельность детей, родителей и педагогов проводится в игровой форме, продумана сменяемость видов деятельности на каждом занятии.

                Как показывает практика, совместные физкультурные занятия способствуют гармонизации отношений родителей и детей, сближают их, позволяют ощутить радость от совместной двигательной деятельности.

                Постоянное наблюдение родителей за своим ребенком и осуществление страховки позволяет детям большую свободу двигательной деятельности. Такая свобода приводит к развитию ловкости, освоению ребенком все более сложных движений, умению быстро и четко их выполнять. Движения, особенно новые, доставляют ребенку огромное удовольствие. Он в большой мере совершенствует свои движения в процессе самостоятельной игры, когда ходит, бегает, взбирается на возвышенность, спускается и пр. Задача взрослого — не мешать ребенку, но при необходимости вовремя оказать помощь.

                 В результате предоставленной свободы и помощи со стороны взрослых ребенок совершенствуется в жизненно важных двигательных навыках. Хорошее развитие движений имеет большое значение не только для физического, но и для общего развития ребенка: он становится смелее, увереннее в своих силах, способен преодолевать страх, проявлять сообразительность и настойчивость при достижении намеченной цели, что является предпосылкой к дальнейшей успешной адаптации в условиях дошкольного учреждения.

                  Совместные занятия детей и родителей существенно влияют на создание и поддержание благоприятного психологического климата в семье. Общее развитие ребенка, формирование положительных черт характера происходит преимущественно в то время, когда они участвуют в жизни близких ему людей, играет, наблюдает за окружающим. И если сами родители постоянно показывают ребенку, какую радость доставляют им совместные физкультурные занятия, то и в дальнейшем самостоятельно ребенок будет заниматься физическими упражнениями с удовольствием, так как у него сформируется понятие об этой деятельности как одобряемой его близкими и любимыми людьми.

                 Привлечение родителей к физкультурно- оздоровительным  занятиям на первых этапах посещения ребенком дошкольного учреждения помогает уменьшить негативные последствия адаптационного периода. Свобода выбора двигательной деятельности дает возможность ребенку проявить свои склонности, и, таким образом, получить психологическое удовлетворение помимо удовлетворения естественной потребности в движении.

                Взаимодействие педагогов и родителей ведет к единообразию требований при проведении физкультурно- оздоровительных  занятий и созданию программы индивидуального развития каждого ребенка. Такое сотрудничество улучшает их взаимопонимание и повышает степень доверия родителей к педагогическому коллективу.

                 Совместные занятия формируют у родителей основы физкультурной грамотности, так как дают элементарные навыки организации двигательной деятельности детей раннего возраста, знания о физических особенностях организма ребенка, о реакции на физическую нагрузку и методах педагогического контроля состояния организма ребенка.

           Таким образом,    введение совместных физкультурно- оздоровительных занятий  в процесс адаптации к дошкольному образовательному учреждению помогает ребенку преодолеть различные негативные переживания, свойственные детям в данный период (страх, одиночество, разлуку с родителями, изменения обстановки и режима дня). Присутствие мамы смягчает процесс прохождения адаптации ребенка раннего возраста к ДОУ и дает ему чувство защищенности и безопасности.

                 Модель организации физкультурно- оздоровительной работы в адаптационный период с детьми младшего дошкольного возраста можно представить как совокупность элементов ситуаций общения по теме «Знакомство» и игр, направленных на развитие двигательных навыков. Работа строится таким образом, чтобы дети постепенно вливались в специфические виды оздоровительной деятельности, которые в дальнейшем будут сопровождать их на протяжении всего дошкольного детства.

    Чем разнообразнее и интереснее проходит образовательный процесс, тем легче и быстрее завершается период адаптации. Главное — необходимо учесть ряд специфических принципов в работе с детьми.

    • Комплексы упражнений должны быть увлекательными, а также необходимо предусматривать физиологически и педагогически необходимую и оправданную нагрузку, удовлетворяющую потребность ребенка в движении.
    • Одним из эффективных средств физического воспитания детей этого возраста является проведение физических упражнений в игровой форме. Главное в упражнениях игрового характера — вызвать у детей желание двигаться активно и с удовольствием.
    • По мере освоения новых видов повседневной активности необходимо использовать и классические формы тренировки с многократным повторением, заучиванием элементов движений.
    • Чтобы наполнить движения эмоциональной привлекательностью необходимо использовать художественное слово: стихотворная форма упражнений, фольклорные произведения помогут детям получить особенно яркие впечатления от двигательной деятельности.
    • Следует вводить в процесс педагогического воспитания музыкальное сопровождение. Использование музыки поможет снять психоэмоциональное напряжение, облегчить привыкание ребенка к новым для него условиям жизнедеятельности.

    Самое главное, что может вызвать интерес и желание малышей не только приходить каждый день в детский сад, но и участвовать во всех мероприятиях, нацеленных на его развитие и формирование личности, — это желание педагога отдаваться на 100% любимому делу хорошее настроение, мобильность, фантазия, творческий подход и вечный поиск нестандартных решений.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «ИГРЫ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

    Рекомендации педагогам работающим с детьми младшего дошкольного возраста...

    Организация физкультурно-оздоровительной работы воспитателя в адаптационный период с детьми младшего дошкольного возраста

    Цель: Формировать у детей сознательную установку на здоровый образ жизни, используя здоровьесберегающие технологии и нетрадиционные методы, художественное слово. Продолжать повышать функциональные воз...

    Модель организации работы инструктора по физической культуре в адаптационный период с детьми младшего дошкольного возраста

    С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, но...

    Учебно-методическое пособие для воспитателей. Статья: Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста

    Цель: 1. Формировать умение выделять, выбирать и называть по цвету и форме; ориентироваться в окружающем пространстве, выполнять задания воспитателя. 2. Развивать память, внимание, мышление, речь...

    Консультация для воспитателей "Игры в адаптационный период с детьми младшего дошкольного возраста"

    "Игры в адаптационный период с детьми младшего дошкольного возраста"...

    Организации физкультурно-оздоровительной работы воспитателя в адаптационный период с детьми младшего дошкольного возраста

               Одним из эффективных средств физического воспитания детей этого возраста является проведение физи­ческих упражнений в игровой форме. Главное в упраж...