Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников
консультация (старшая группа) по теме

Ивлеева Любовь Владимировна

Здоровьесберегающие технологии лежат в основе гармоничного развития дошкольника, способствуют реализации интеллектуального и творческого потенциала, а также эффективной подготовке к школе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 186 городского округа Самара

Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников.

Воспитатель: Ивлеева Любовь Владимировна

Здоровьесберегающие технологии лежат в основе гармоничного развития дошкольника, способствуют реализации интеллектуального и творческого потенциала, а также эффективной подготовке к школе. Здорвьесберегающая деятельность формирует у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие, повышает результативность воспитательно-образовательного процесса.

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых интегративных качеств по здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.

В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит:

  1. от типа дошкольного учреждения,
  2. от продолжительности пребывания в нем детей,
  3.  от программы, по которой работают педагоги,
  4.  конкретных условий ДОУ,
  5.  профессиональной компетентности педагога,
  6. показателей здоровья детей.

Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию здоровьесберегающих технологий:

  1. Медико-профилактические (обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с использованием медицинских средств - технологии организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ);
  2.  Физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.);
  3. Обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ);
  4. Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др.), ритмопластика, динамические паузы, релаксация);
  5. Образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения);
  6.  Обучения здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, система занятий из серии «Уроки футбола», проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия), самомассаж); коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.)
  7. К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды, под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.

Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В деятельности с детьми необходимо предусмотреть не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья.

Работа по использованию здоровьесберегающих технологий может проводиться в следующих направлениях:

1.Сохранение и стимулирование здоровья:

  • Ритмопластика является музыкально-ритмическим психотренингом, развивающим у ребёнка внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, развивает музыкальность, эмоциональность, творческое воображение, фантазию, способность к импровизации в движении под музыку, ощущение свободного и сознательного владения телом;
  • Динамические паузы носят игровой характер и направлены на увеличение скорости двигательных реакций, на развитие внимания, на развитие позитивной коммуникации;
  • Подвижные игры («Мышеловка», «Шоферы», «Сова», «Пастух и волк», «Палочка-стукалочка», «Кто где живет», «Ловишки», «Пустое место» и т.д.);
  • Пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, бодрящая гимнастика (после дневного сна), релаксация под классическую нагрузку (после интенсивных физических и умственных нагрузок).

2. Технологии обучения здоровому образу жизни:

  • Приучение к ежедневной утренней гимнастики;
  • Игротренинги решение эмоциональных и коммуникативных проблем. Детей учатся контролировать своё поведение, негативные эмоции, конструктивно взаимодействовать с социумом, развивают потребность в доверительном общении;
  • Непосредственно образовательная деятельность с детьми из серии «Крепыши»: формирование основ и представлений о здоровом образе жизни, пользе физической активности и здорового питания.

3. Работа с родителями: проведение родительских собраний на темы «Физические нагрузки дошкольников», «Здоровьесберегающее индивидуальное пространство», «Соблюдение режима дня и т.д. Цель таких встреч – повышение уровня родительской компетентности.

Применение здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность учебно-воспитательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Здоровьесберигающие технологии способствуют сохранению и укреплению физического и психического здоровья воспитанников, развивают физические качества, направлены на накопление и обогащение двигательного опыта детей. Воспитанники имеют положительную позитивную динамику в развитие интегративного качества «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками».

Методические рекомендации по применению здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ.

Высока роль педагога в процессе формирования культуры здоровья дошкольника, его сохранения и укрепления. Особенно важно сформировать у детей отношение к здоровью как к ценности.

Деятельность педагогов в этом направлении должна определяться индивидуальными особенностями каждого воспитанника, реальным состоянием его здоровья, его психологическим и социальным развитием. При этом возможности воспитательной системы должны быть очерчены гуманистически ориентированным образованием, которое предполагает создание особых взаимосвязей между воспитателем и воспитуемым. Если деятельность педагога, направленная на развитие у ребенка ценностного отношения к здоровью, системна и целостна, то столь же целостной будет и деятельность воспитанников.

Педагогу целесообразно использовать такие формы воспитания, как информирование и стимулирование. Информирование влияет на представления дошкольника о возможных перспективах его развития в случае принятия за основу норм здорового образа жизни. Организация педагогического взаимодействия состоит в движении информации от воспитателя к ребенку – от «согласия» через интерес к «принятию решения»

Можно провести цикл мероприятий в группе под общим названием «Уроки здоровья». Непосредственно образовательная деятельность с детьми включает следующие разделы:

  • Человек и среда
  • Личная гигиена
  • Питание
  • Человек и его здоровье
  • Человек и общество
  • Безопасность жизнедеятельности.

Работа по блокам осуществляется также средствами педагогического воздействия в разнообразных режимных моментах (прием детей, образовательная деятельность, прогулка, досуги, свободные беседы, игры и т.д.).

Формирование навыков личной гигиены неразрывно связано с воспитанием культуры поведения. Приобретенные детьми первоначальные навыки гигиены нужно закреплять в тематических играх соответствующего содержания.

При организации игр использую разнообразные иллюстративные материалы к сказкам и рассказам, наглядные пособия, игрушки, муляжи. Для усвоения гигиенических навыков необходимо использовать дидактические и сюжетно-ролевые игры «Солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья!», «Аптека», «Больница».

Компоненты:

  • соблюдение двигательного режима
  • оздоровительный режим
  • динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз по Базарному и т.д): «Я позвоночник берегу», «Попляши и посиди»;
  • дыхательная гимнастика
  • подвижные игры («Жмурки», «Ровным кругом», «День-ночь»);
  • дорожки здоровья
  • игровые упражнения («Волшебное превращение», «Морской воздух», «Хорошая осанка»);
  • утренняя гимнастика («Поза горы», «Мое тело», «Колобок», «Лодочка» и т.д.)
  • закаливание
  • участие в Спартакиаде
  • СМИ (ситуативные малые игры – ролевая подражательная имитационная игра: «Лес», «Вытираем пыль», «Пылесосим», «Колыбельная для дочки»).

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка

Цель: обеспечить психическое и социальное здоровье дошкольника.

Задачи: обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия детей в процессе общения со сверстниками и взрослыми в ДОУ и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия воспитанников.

Компоненты:

  • Специально организованные встречи, игровые тренинги с детьми;
  • Релаксация («Летний день», «Цветы», «Загораем»);
  • Музыкотерапия;
  • Сказкотерапия.

Благодаря внедрению здоровьесберегающих технологий у воспитанников должны быть сформированы следующие качества:

  • Знать основы здорового образа жизни
  • Сознательно относиться к собственному здоровью и использовать доступные способы его укрепления
  • Активно участвуют в разных видах занятий по физической культуре, самостоятельно организовывают игры
  • Самостоятельно выполняют гигиенические процедуры, владеют навыками самообслуживания
  • Осуществляют контроль за своим самочувствием
  • Реже болеют простудными заболеваниями
  • Проявляют большую активность, любознательность, инициативность.

В условиях внедрения ФГОС и модернизации дошкольного образования, особое значение приобретает гармонизация повышенных требований и необходимости личностного развития ребенка, возможности прожить дошкольное детство полноценно, что способствует становлению адаптивных структур личностной сферы и развитию индивидуальных особенностей личности каждого ребенка.

В ходе систематического, целенаправленного применения здоровьесберегающих технологий должны произойти положительные изменения показателей уровня сформированной интегративных качеств у воспитанников.

Для осуществления качественной деятельности по применению здоровьесберегающих технологий в условиях перехода на ФГОС необходимо повысить компетентность педагогов, обновить учебно-методическую базу, улучшить материально-техническое обеспечение ДОУ, усилить интеграцию воспитательного процесса, руководствоваться новейшими информационно-правовыми ресурсами.

Список использованных источников

  1. Васильева, Н.Н. Актуальные вопросы физического развития детей раннего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения / Н.Н. Васильева // Теоретические прикладные аспекты современного дошкольного образования: мат.междунар.научно-практ.конф. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им.К.Д. Ушинского, 2006. – 351 с.
  2. Волошина, Л. Организация здоровье сберегающего пространства / Л.Волошина //Дошкольное воспитание.-2004.-N1.-С.114-117
  3. Новый Закон «Об образовании в РФ».
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  5. Рунова, М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. 5-7 лет / М.А. Рунова. – М.: Просвещение, 2005.
  6. Шарманова, С.Б. Методические особенности использования общеразвивающих упражнений в физическом воспитании детей младшего дошкольного возраста: учеб.-метод.пос. / С.Б. Шарманова. – Челябинск: Урал-ГАФК, 2001. – 116 с.
  7. Щуркова, Н.Е. Новые педагогические технологии / Н.Е. Щуркова. – М: Новая школа, 2003. – 123 с.
  8. http://dohcolonoc.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мероприятие с родителями "Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников"

Тема: Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников.Форма проведения: круглый стол.Аудитория: родители старшей  группы...

Конспект НОД по формированию основ здорового образа жизни у старших дошкольников «Чтобы олимпийцем стать нужно сердце укреплять»

Цель этого занятия - закрепить представления детей о том, что является опорой нашего организма и о необходимости выполнять физические упражнения для укрепления мышц;- закрепить знания о работе  ч...

проект "Будь здоров!"по формированию основ здорового образа жизни у старших дошкольников

Данная работа раскрывает опыт современных программ по использованию здоровьесберегоющих технологий на современном этапе работы дошкольных образовательных учреждений....

«Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий на занятиях по плаванию»

«Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий на занятиях по плаванию»...

Авторская разработка спортивного праздника по формированию основ здорового образа жизни у старших дошкольников

Формирование позитивного отношения детей к здоровому образу жизни.Закрепить знания детей о здоровом образе жизни, воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью, формировать активную жизненн...

Консультация "Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий на занятиях по плаванию» для детей 5-6 лет

Консультация "Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий на занятиях по плаванию» для детей 5-6 лет...