Использование подвижных игр в ДОУ-важнейшая оздоровительная работа с детьми младшего школьного возраста
консультация (средняя группа) по теме

Денисова Елена Николаевна

Игры занимают важное место в жизни ребёнка-дошкольника,и поэтому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания.Несмотря на то,что дети очень любят играть в подвижные игры,они не могут организовать игру,даже хорошо им знакомую,самостоятельно.Это характерно для всего периода младшего дошкольного возраста.Подвижные игры с малышами всегда организовывает воспитатель,хотя часто они могут быть начаты по желанию детей.При проведении подвижной игры необходимо помнить о выполнении основных образовательно-воспитательных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_podvizhnykh_igr_v_dou.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Использование подвижных игр в ДОУ – важнейшая оздоровительная работа с детьми младшего школьного возраста.

Денисова Е.Н.

МБДОУ детский сад №7 « Вишенка», г. Протвино.

The use of mobile games in the DOW - the most important therapeutic work with children of younger school age.

_______________________________________________________________________________
Denisova E.N.
МBDОW kindergarten №7 « cherry", g. Protvino.

 Забота о здоровье – это важнейший труд педагога.

 От жизнедеятельности, бодрости детей зависит

 их духовная жизнь, мировоззрение, умственное

           развитие, прочность знаний, вера в свои силы….

В.А. Сухомлинский.

  Забота о воспитании всесторонне развитого, физически крепкого молодого поколения является главной задачей государственной важности. Для её реализации необходимо широкое использование разнообразных средств и методов физической культуры, как одного из важнейших условий укрепления здоровья, правильного воспитания и развития детей с самого раннего возраста.

    Игры занимают важное место в жизни ребёнка – дошкольника, и поэтому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания.

   Несмотря на то, что дети очень любят играть в подвижные игры, они не могут организовать игру, даже хорошо им знакомую, самостоятельно. Это характерно для всего периода младшего дошкольного возраста. Подвижные игры с малышами всегда организовывает воспитатель, хотя часто они могут быть начаты по желанию детей. При проведении подвижной игры необходимо помнить о выполнении основных образовательно-воспитательных задач.        

   Одной из таких задач является развитие и совершенствование движений. По мере приобретения детьми двигательного опыта требования к выполнению движений должны увеличиваться. Вторая задача - приучать детей действовать в коллективе в соответствии с правилами игры. При этом большое внимание уделяется воспитанию у детей организованности, дисциплины, умения сдерживать себя, выполнять двигательные задания по сигналу. Выполнение этих задач зависит от того, как педагог сумеет привлечь малышей к игре, заинтересовать их. Одним из важнейших условий при этом является общение детей с взрослыми и между собой.

 Очень важно, чтобы воспитатель был в игре не только исполнителем ответственной роли, но и просто рядовым участником (птичкой, зайкой и т.д.) Малыши с удовольствием играют, когда взрослые проявляют интерес ко всем их действиям в играх и сами активно в них участвуют, показывая пример правильного выполнения движений. Веселый, ласковый тон воспитателя подкупает малышей, им передаётся  его радостное настроение.

 При проведении подвижных игр воспитатель не должен требовать обязательного участия всех детей в игре с первых дней посещения детского сада; постепенно освоившись, они сами будут включаться в игры и с удовольствием играть. Но есть дети застенчивые, таким надо помочь, взять за руку, предложить вместе побегать, спрятаться, подбодрить их.

 Объяснение сюжетных игр детям младшего дошкольного возраста должно быть коротким образным рассказом и вызывать у ребенка яркие представления о тех персонажах, которых он будет изображать в игре. Объяснять игру надо эмоционально, выразительно, стараясь интонациями своего голоса охарактеризовать персонажей (о зайчатах, птичках нужно говорить ласково, нежно, о медведе, низким голосом, более грубым)

 Объяснение подвижной игры детям младшего школьного возраста часто совпадает по времени (параллельно) с началом и развертыванием самой игры.

 Например, играть в игру «Птички в гнездышках», и тут же предложить детям занять гнездышки; «Дождик пошел, все птички прячутся в гнездышки» (дети должны убежать и встать в свои кружки).

 Игровые упражнения также сопровождаются пояснениями, проговариванием от начала до конца. Такие пояснения - своеобразное подсказывание по ходу действия, помогают ребенку достичь определенного результата в выполнении движения. Например, руководя действиями детей в игровом упражнении «С кочки на кочку», воспитатель говорит: «Теперь Вова будет переправляться через ручеек. Иди. Вова, не бойся, ручеёк не глубокий.  Осторожно, не спеши - не то попадешь в воду, промочишь ноги. Вот молодец!»

Постоянное словесное общение с взрослыми доставляет детям радость и приносит большую пользу развитию их речи, воображения.

Воспитатель должен быть очень тактичным с детьми. Предъявляя им определенные требования и добиваясь их выполнения, он не должен быть навязчивым и часто повторять замечания, подчеркивающие недостатки ребенка.

 Активное, заинтересованное участие педагога в игре доставляет детям большую радость, создает хорошую эмоциональную атмосферу, способствуют вовлечению в игру всех детей, активизирует их действия.

  В процессе подвижной игры воспитатель следит за выполнением правил, за взаимоотношениями детей, за их состоянием. Все это важно, так как нарушение правил, например, со стороны большинства детей, или слишком возбужденное их состояние являются признаками утомления. В этом случае игру надо прекратить, переключить детей на более спокойную деятельность.

 Начиная со среднего дошкольного возраста характер движений детей, становится все более произвольным, преднамеренным. У них появляется способность выделять направление движения, изменять его скорость. Перед детьми уже ставятся более серьезные задачи -овладеть определенными

способами движений, их техникой стремиться к достижению результатов.

 В работе со старшими дошкольниками важно предусмотреть не только обучение движения в обобщенном виде, но и разучивание составных элементов, отдельных поз и их сочетаний. Правильность выполнения движений и прочность их усвоения выдвигаются в качестве первоочередной образовательной задачи. Однако учебные мотивы все еще тесно переплетаются с игровыми. Этим объясняется многоплановое применение игры на разных этапах обучения старших дошкольников.

 Методические особенности подвижной игры обуславливают целесообразность ее использования не только на первом, но и главным образом, на завершающем этапе обучения, во время совершенствования двигательных умений и навыков.

  Возросшие возможности организма и требования к качеству движений накладывают отпечаток на содержание и характер игр детей пяти-семи лет. Все чаще встречаются элементы единоборства и коллективного соревнования, требующие напряжения внимания и проявления физических и морально-волевых качеств. Дети начинают заботиться об общекомандном результате, проявлять доброжелательное отношение друг к другу.

 Подвижные игры находят широкое применение не только при обучении основным движениям, но и при совершенствовании навыков спортивных упражнений. Так, предварительно разученные способы ходьбы на лыжах, катания на коньках, езды на велосипеде, плавания с интересом воспроизводятся детьми в специально подобранных играх и игровых заданиях. Повторение элементов спортивных упражнений в игровой форме способствует более быстрому и прочному их усвоению, а затем и использованию в самостоятельной двигательной деятельности.

 Подвижные игры должны обеспечить разностороннее развитие моторной сферы детей, а также способствовать формированию их умений действовать в коллективе, ориентироваться в пространстве, выполнять действия в соответствии с правилами или текстом игры. Поэтому надо использовать подвижные игры и упражнения не только разнообразные по содержанию, но и по организации детей, по сложности.

 Первое требование, которым надо руководствоваться при отборе подвижных игр, - соответствие содержания игровых действий, правил возрастным особенностям детей, их представлениям, умениям, навыкам, знаниям об окружающем мире, их возможностям в познании нового.

 Надо стремиться к тому, чтобы игровые образы были понятны и интересны детям. Это могут быть уже знакомые образы (кот, птичка); с неизвестными персонажами малышей легко познакомить, используя картинку, игрушку, сказку, книжку (медведь, заяц, и др.).   Важно, чтобы движения персонажей игр были разнообразны, но доступны для исполнения маленьким детям. Поэтому необходимо, чтобы им был хорошо знаком персонаж, которому подражают.

 В работе с детьми рекомендуется использовать и игры с художественным текстом, который подсказывает детям движения и заменяет в игре правила («Зайка беленький сидит», «По ровненькой дорожке», «Поезд» и др.).

 Очень важно иметь в виду, что разнообразие двигательных заданий обеспечивается не только тем, что в каждой игре используется новое по характеру движение, но и тем, что в нескольких играх одно и то же движение выполняется при разном построении и в разных ситуациях. В одной игре дается ходьба группой, в другой - ходьба по кругу, взявшись за руки, в третьей игре детей приучают ходить парами или врассыпную. Также можно разнообразить бег и др. виды движений. Выполнение движений в разных ситуациях имеет большое значение для развития координации движений детей, ориентировки их в пространстве, а также способствует воспитанию их активности и самостоятельности.

 В зависимости оттого, какие навыки и умения воспитатель стремится развивать у детей в данный момент, он выбирает игры, помогающие развитию именно этих навыков. Если стоит цель научить детей согласованно действовать в коллективе, двигаться на большой площади, то для этого подойдут игры сюжетные, такие как «Солнышко и дождик», «Воробушки и кот». Для развития равновесия у детей подойдут игровые упражнения «По тропинке», «Через ручеёк» и др.

 Подбирая игры необходимо учитывать состав группы. Часть детей в начале года впервые приходит в детский сад. У таких детей ещё нет навыка совместных действий в группе сверстников. Поэтому в начале года надо организовывать игровые упражнения для небольшого числа детей, а также подвижные игры, более простые по содержанию и не требующие четкого согласования движений играющих.

 Следует учитывать и общее состояние группы. Если дети возбуждены, лучше провести спокойную, малоподвижную игру, правила которой требуют от них определенного внимания («Где звенит колокольчик», «Найди флажок», «Пройди тихо» и др.). Если же дети долго сидели на занятии, им необходимы активные действия. В этом случае нужно выбрать игру, в которой движения разнообразны, часто меняются в соответствии с сюжетом и правилами («Мой веселый звонкий мяч», «Воробушки и кот» и др.).

 Выбор игры зависит также от времени года, погоды, температуры (в помещении или на участке), одежды детей, имеющегося оборудования и т. д.

При выборе игры нужно учитывать, в какое время дня она проводится. Подвижные игры разного характера следует сочетать с играми и занятиями, которые имеют место в режиме дня. В конце дня, незадолго до сна, игры должны быть более спокойными.

 Подготовка к игре состоит из нескольких важных моментов. Одним из них является предварительное ознакомление воспитателя с содержанием подвижных игр, причем необходимо знать игры не только своей группы, но и смежных возрастных групп, особенно предшествующей данному возрасту.

 Хорошее знание практического материала позволит педагогу легче справиться с подбором игр в соответствии с возрастными особенностями детей. Их подготовленностью, правильно выбрать игру в зависимости от условий проведения, количества детей, наличия пособий, состояния погоды, воспитательных задач и т. п.

 Второй момент-это подготовка к проведению уже конкретной игры. Здесь необходимо, прежде всего, знать, в каких условиях будет проводиться игра: на участке или в помещении, в групповой комнате или в зале, с каким количеством детей. Это поможет воспитателю заранее продумать, как разместить играющих на имеющемся пространстве, чтобы они могли свободно двигаться. Заранее нужно уточнить и содержание игры, её правила, повторить текст, продумать приемы активизации детей, использование отдельных пособий, игрушек.

 Третий момент подготовки - непосредственно перед игрой обратить внимание на гигиеническое состояние помещения или площадки, где будет проходить игра: в групповой комнате или зале надо провести влажную уборку, открыть фрамуги, форточки или окна.

При проведении подвижных игр на свежем воздухе площадку следует освободить от посторонних предметов, подмести, и если возникает необходимость, то предварительно полить, чтобы не было пыли. Не следует ограничиваться только групповой площадкой.

 Можно использовать и прилегающие непосредственно к ней участки, дорожку вокруг здания детского сада.

 Важное значение имеет одежда и обувь играющих. Если игра проводится в помещении, то они не должны стеснять движений, поэтому перед игрой необходимо

снять с детей лишние теплые вещи.

 При проведении подвижных игр на участке в холодные периоды год надо следить за тем, чтобы дети не были излишне тепло укутаны: во время игры это стесняет движения и быстрее приводит к перегреванию, что может вызвать простудные заболевания.

 Непосредственно перед игрой воспитатель подготавливает необходимое количество пособий (флажков, кубиков, погремушек и т.п.), раскладывает их так, чтобы детям было удобно ими пользоваться, размечает места для играющих (домики, гнездышки для птичек, место, где сидит кот или гараж для автомобиля и пр.).

 Маленьких детей ознакомить с пособиями и показать, как ими пользоваться, а детей старшего возраста привлечь к самостоятельной расстановке данных пособий.   Предварительная подготовка детей к выполнению заданий в игре или игровых упражнений может проводиться в течение нескольких дней или накануне игры.

 Когда все продуманно и подготовлено заранее, воспитатель может провести игру с большей пользой для детей, обращая все своё внимание при руководстве игрой на выполнение поставленных задач.

 Немного фантазии – и достаточно сложная для малышей деятельность превращается в увлекательное дело.

Литература:

1.  Е. Ковалёва «Весёлые игры на свежем воздухе для детей и их родителей»

 РИПОЛ Классик. Дом XXI век. Москва. 2007 г.

2.  Е.М. Пеллер, И.М. Коротков «Весёлые старты»

3.  Г. Ленерт, И. Лахман «Спортивные и подвижные игры для детей дошкольного возраста»

4.  Е.А. Тимофеева «Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста»

Москва. Просвещение. 1986г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы к организации физкультурно оздоровительных занятий с детьми младшего школьного возраста в группах продленного дня

В «Основных направлениях развития охраны здоровья населения и перестройки общеобразовательной школы в области физического воспитания учащихся» на период до 2000 года , подчеркнуто значение охран...

План коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста

Годовой коррекционно-развивающий план работы с детьми младшего возраста, отстающих в психическом развитии. Занятие проводится один раз  в неделю как инивидуально, так и с подгруппой детей в колли...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕСТАНДАРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Одной из актуальных проблем в современном обществе является сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. ФГОС ДО рассматривает создание развивающей образовательной среды как систе...

Использование квест-технологий в работе с детьми младшего школьного возраста

Квест – образовательная технология, которая позволяет педагогам решать комплекс развивающих и обучающих задач, в том числе развивать познавательную активность школьников, самостоятельность мышле...

Презентация «Использование квест- техологий в процессе физкультурно-оздоровительной работы с детьми младшего дошкольного возраста»

Квест - это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать определенные задачи на основе выбора вариантов, через реализацию определенного сюжета.  В настоя...

Презентация «Использование квест- техологий в процессе физкультурно-оздоровительной работы с детьми младшего дошкольного возраста»

Квест - это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать определенные задачи на основе выбора вариантов, через реализацию определенного сюжета.  В настоя...