Театрализованное развлечение "Дудочка" для детей 3-7 лет на материале фольклора с использованием дыхательных игр и упражнений.
план-конспект занятия (младшая группа) на тему

Театрализованное развлечение "Дудочка" для детей 3-7 лет на материале фольклора с использованием                                                                                            

 дыхательных игр и упражнений.

Что связывает нас с самой жизью? Это не солнце, не вода - это воздух, точнее, дыхание                                                                                                                                Именно дыхание - наша связь с жизнью. Мы можем жить без еды 30 дней, без воды -3 дня,без дыхания                                                                                                мы умираем через 3 минуты.

Дыхание - это наша связь со здоровьем. Использование речевых, дыхательных упражнений, игр                                                                                                                    с музыкальными,шумовыми инструментами и без используется в системе музыкального воспитания                                                                                                        на современном этапе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dudochka.docx931.73 КБ

Предварительный просмотр:

F:\пастушок.jpghttp://images.vector-images.com/clp/185941/clp89806.jpg                         Дудочка

        Театрализованное  развлечение                              

          на материале                фольклора                        

                         для детей     3-7 лет                                                                      

  с использованием      оздоровительных       дыхательных  игр,                              

                                                 упражнений.

                                                                        Мероприятие разработала

                                                                         музыкальный руководитель

                                                                         1 квалификационной

                                                                        категории МБДОУ № 3

                                                                        г. Советская Гавань

                                                                        Хабаровский край

                                                                        Семенихина Светлана

                                                                                        Валентиновна.  

Цель:     внимание к народному творчеству, укрепление здоровья, радостное настроение

Задачи: развивать музыкальные и  творческие  способности  детей в раскрытии образов  сказочных,  песенных    персонажей, выразительность  речи, желание  играть в сказке, укреплять  мышцы  голосового аппарата.

 Оборудование:  зал оформлен под  деревенское подворье6 забор, корыто для еды,  будка,  озеро с камышами, деревья, пенечки,  куст, дудочка, инструменты русского народного  оркестра (трещетки, коробочка,  ложки, бубенцы, «бугай», колотушка,  рубель)

Предварительная  работа:  разучивание  русских народных песен, игр,  движений народных плясовых, игре на народных инструментах знакомство с элементами  народного  русского костюма

Ход  мероприятия.

Звучит русская  народная музыка. Входит сказочница в русском наряде с мешочком  в руках.

Сказочница   Добрый день, красны молодцы  да красны девицы! Рада встрече я опять, а как звать меня,  величать  помните, не забыли Правильно  тетушка Арина.  В  моем  мешке сказки теснятся,  бедолажки.   Завязан  мешок завязками. Мешок  развязать?

F:\ворон труба.jpgСказку  рассказать? Сказки ладно рассказывать, а ты  ляг  брюшком да послушай  ушком, о ком речь пойдет. (напевает)    

 Ай, лю-ли, та-ра-ра                                                                                                                                           На горе  стоит гора,

А на той горе дубок,                                                                                                                                                    А на дубе воронок.

Черный ворон  на дубу

 Он играет  во  трубу

Труба точеная, позолоченная.

Что в   мешочке у меня, догадались? Тогда еще загадку загадаю, -                                                           сразу отгадаете.

Звук хранится  не  простой

В  дырках  палочки  простой.

Кто подует, тот поймет,

Откуда звук  идет  такой.

Если еще сомневаетесь, есть еще  загадка.

Если хочешь поиграть, надо в руки ее  взять.

И подуть в нее  слегка, - будет  музыка слышна.

Ду-ду-ду,  да-да-да,  так  поет  она всегда.                                                                                                                                      

  Не  палочка,  не  трубочка.                                                        

 А что же это  …..(дудочка).

Арина достает  дудочку из  мешка, показывает   детям.

Арина:  Сказки  любят  все  на  свете,

               Любят  взрослые  и  дети.

               Сказки   учат  нас  добру

               И прилежному  труду.

               Говорят, как  надо  жить,

              Чтобы  всем  вокруг  дружить!

Наша сказочка называется, подскажите как?  Правильно «Дудочка». Сказку я рассказывать  буду,               а вы мне помогайте, песни  подпевайте  да  в игры  играйте!

(Звучит фон «Звуки животных в деревне»). Арина  рассказывает, ребенок в роли  бабушки  Катерины  выставляет на ковре игрушки-животные  или играют сценку сами дети в костюмах животных

Жила-была  бабушка Катерина.

Полон дом был у неё скотины.

Коровки  пасутся  в поле.

Свинки  ждут  еду  на  воле.

F:\Петух и уточка.jpgУ пруда  гуляют гуси да утки с утятами, малыми ребятами,

Курочки с  веселыми, желтыми  цыплятами,

 Пес Барбос дом  охраняет, никого не пускает.

Исполняется песня «Утро  в деревне» ( В.Морозовой).   По тексту песни выходят герои сказки, выполняют характерные для персонажа  движения.

Фонопедическая игра «В  деревне».

 Наши уточки с утра -                      показывают «уточек» -  пальцы рук сложены 

Кря-кря-кря! (2 раза)                        «клювиком» 

Наши гуси  у пруда -

Га-га-га! (2 раза)

А индюк среди двора -                   туловище наклоняют слегка вперед, руками 

                                                         машут впереди себя

Бал –бал – бал! (2 раза)

Наши  гуленьки  вверху -                машут «крыльями», 

                                                         поднимая руки вверх

Груу – у, гру у–у!

Наши  курочки  в окно -                   кисти прижаты к плечам, машут                          

Ко –ко –ко!» ( 2 раза)                       локтями

А как Петя – петушок                                                                                                                       раным – рано по утру                      ходят, высоко   поднимая колени,

мультипликационный клипартНам  споет «Ку – ка – ре – ку –у!»    

F:\пастушок и овцы.jpg                                                         машут  «крыльями»,  кричат «ку-ка-ре-ку!»

Арина:   Всех  разбудил   Петя-петушок.                          

Раным-рано  по  утру,

Пастушок ту - ру, ту – ру

А коровки вслед ему

Закричали дружно …. Му-у!                                            

(дети подхватывают).

клипарт короваклипарт с коровойВыходит мальчик – пастушок, наигрывает на  дудочке            (звучит в записи   мелодия на рожке)

клипарт с коровойАрина : Вот однажды веселый пастушок пошел пасти стадо. Присел под  деревцем  птиц послушать, заслушался. Красиво поют! 

(Фоновая запись  «Звуки леса.  Птицы»)

А коровки тем  временем  далеко  в лес ушли.  Спохватился  пастушок, давай коров догонять.  А   дудочку под деревом  и забыл.

У бабушки Катерины жил-был Козлик.

Арина поет русскую народную песню    

«Жил – был у  бабушки серенький  козлик» (два первых куплета).  Выходит  ребенок – козлик, выполняет  танцевальные движения поскоки с высоким подниманием колена, движение «Козлик» (перескок с ноги на ногу). Арина  приглашает  всех детей.

Дети произносят ритмическую  потешку  «Козлик».

Вышел козлик  погулять                   топают ногами в ритме стихотворения, кисти

Свои ножки поразмять.                    сжаты в кулачки, указательный палец                                                                                                                                 Ме – е,  ме – е!                                  выпрямлен   вперед - «рожки»

Козлик  ножками  стучит,                  быстро  топают

По – козлиному  кричит                    наклоны туловища вперед  

«Ме – е,  ме – е!»                              выполняют прыжок «козлик» с ноги  на  ногу.  

Козлик (ребенок)

 Бу – бу  – я рогатый,                        показывает  «рожки», бодается

 Бу – бу –   я   хвостатый,                  согнувшись в перед, вертит  хвостом

 Бу – бу –  я ушастый,                        показывает  уши                                                          

 Бу – бу  -  я  о-очень  страшный!      топает  ногами

 Бу – бу   -   всех  испугаю!                 идет  на детей, бодая «рожками»

F:\козел.jpg Бу – бу – бу -   всех  забодаю!          дети разбегаются на места.

Арина :  Не бойтесь, ребятки! Это козлик с виду только злой. А  так он  очень умный козел  и добрый.                                                                                                                              (напевает)     Наш козёл – стрекозёл,

                        То – то  умный был

                        Он и по воду  ходил,

                        Он и тесто  месил,

                        Он и печку  топил,            

                       Творогом  лепешки  смазывал,                                                                        

(говорком)     Песни  пел  и  сказки  сказывал,

                      Песни пел,  игры водил, хороводы  заводил!

Вот и сейчас он не против  с вами  поиграть. Быстро  всем  в кружочек  встать!

Проводится  подвижная  игра «Шёл  козел  по  мостику». Дети идут по  кругу вправо, Козлик в кругу  противоходом  скачет.

Шёл  козёл  по мостику,  мостику,  мостику     (идут хороводным  шагом, держась

                                                                             за руки)

И вилял  он  хвостиком, хвостиком.                   (нагнувшись, виляют «хвостиком»)                        

 Гулял Козёл по  лесу,  по  лесу, -                      (подпрыгивают)                                      

Нашёл себе принцессу,  принцессу.                  (выбирает себе девочку, делает

                                                                   русский поклон, становятся в центре круга)

Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем!              (все прыгают  на двух ногах)        

И ножками  подрыгаем, подрыгаем!                   (выбрасывают ноги  вперед)

Давай с тобой покружимся, покружимся!           (кружатся парами, высоко поднимая

                                                                                колени)

И навсегда подружимся, подружимся!               (обнимают, стоящего в паре).

Дети садятся на  места.

Арина:   Вот так шел Козлик  по лесу, видит: дудочка  лежит.                                  

Козлик:   Дудочка!  Кто-то, видно, дудочку  потерял. Дай – ка я попробую  на дудочке поиграть.

Арина:    Стал он в дудочку дуть, - да не  тут – то  было:  ничего  у Козлика  не получается.

Козлик:  Не  так – то  просто, оказывается, играть  на дудочке. Пойду поищу того, кто  играть на дудочке  умеет.

Арина:  Пошел наш Козлик искать, кто на дудочке сыграть  сможет. Пошел он на птичий двор  бабушки Катерины. Смотрит Курочка – рябушечка с цыплятами идет.

Инсценировка  песни «Курочка – рябушечка».

Козлик:   Курочка – рябушечка,  куда пошла?

Курочка: За  водой.

Козлик: Курочка – рябушечка, зачем вода?

Курочка: Цыплят поить!

Козлик: Курочка-рябушечка, цыплята чьи?

Курочка: Мои! Они пить  хотят, во все  горло  кричат:  

Цыплята:  Пить, пить, пить!    (выполняют наклоны).

Козлик:  Коршун  в небе  пролетает, за цыплятами  наблюдает. Кто не спрячется  к маме под крыло, - унесет  в  свое  гнездо!

Подвижная игра «Цыплята и коршун». Цыплята»  бегают, клюют зернышки.

Вылетает Коршун. Цыплята  прячутся  под  крыло Курицы – мамы.  Цыпленок, которого  поймал Коршун, выбывает  из игры.

Арина:  Быстро   увела  домой  в курятник  своих цыплят курочка – рябушечка.

Не  успел Козлик про дудочку  спросить. Видит -  Петя – петушок по двору  важно разгуливает,  хвост  с узорами, крыльями  помахивает  шпорами позвякивает,  под окном  стоит, на  весь  двор  кричит.                                                                              Петух:   Я  нарядным уродился:

Гребень  на  головке,

На  ногах  подковки, 

Хвост, как  радуга  цветет! 

А  еще  голосист,

Закричу, вскочив на  прясно:

«Поднимайся,  солнце  ясно!  

 Ку – ка – ре – ку!»

Козлик:   Здравствуй, Петя – петушок,  золотой  гребешок!   Рано – рано,  ты  встаешь, голосисто  поешь!  А вот  на  дудочке  сыграть  сможешь?

Петух:    Петь  я пою, а вот  на  дудочке  ни  разу не  играл. Давай попробую.

Арина:   Взял петушок дудочку  да подул  в нее. Ничего  не  получается, подул еще разок – опять  ничего.

Козлик: Да ты ее не с  той  стороны  дуешь, переверни дудочку!

Петух:   Тут с одной  стороны и  с другой  стороны  дырочка. В какую  дуть  надо?

Попробую  еще  разок. Ку-ку-ку-ре-ку.  Вот  так у меня  получается. Возьми  свою дудку. Я  лучше  сам петь буду  Ку-ка-ре-ку!

Арина:  И пошел Петух,  важно  распевая  свое «ку-ка-ре-ку». Лучше  иди солнышко  буди  своими  песнями. Оно  тебе  всегда  радо!  Козлик  пошел дальше искать  того,  кто  на  дудочке   играть умеет. Смотрит: два  гуся место ищут, где бы  спрятаться.  Один  гусь серый,  другой  белый. Два веселых гуся.

Два гуся и бабушка Катерина инсценируют  русскую народную песню «Два веселых гуся», используя «звучащие жесты».

Катерина:  Гуси, гуси!

Гуси:  Га -га – га!

Катерина:  Есть  хотите? 

Гуси:  Да – да – да!

Катерина:  Каши  с маслом?

C:\Users\1\Downloads\608624гуси.jpgГуси:  Нет,  нет,  нет!

Катерина: А чего  вам?

Гуси:  Нам  конфет!

Катерина:  Но конфет у меня  нет!    (уходит, разводя руки в стороны, качая головой).

Козлик:  Зато  у меня  есть дудочка!  Вы на ней  играть  умеете?

Гуси:  Да!.

Один  гусь  берет  дудочку, пробует на ней  играть. Получается «га – га – га».

Гусь:   Нет!  На  такой  дудочке я  играть  не умею, плохая  твоя дудочка!

Гусь 2-й пробует поиграть. Ничего не получается.

Гусь 2-й:  Никуда  не годная  твоя  дудочка!  Он  только гогочет.

Отдают Козлику  дудочку, уходят в  развалочку.

Арина:  Посмотрел Козлик  вокруг, поискал,  кто еще на дудочке сыграть бы  смог.

Смотрит, свинка  Ненила в луже рыльце  мыла,

Помыла спинку и живот, и легла  на правый бок.

Рыльцем  завертела, песенку запела.

Свинка  исполняет песню  «Я  - Хрю-хрюшка»   (Слова П. Синявского     Музыка И. Кадомцева)

Я – хрю-хрюшка, я – хрю-хрюшка,

Я купаю в луже брюшко.

F:\хрюшка.jpgБыло розовым оно,

А теперь черным-черно.

Я – хрю-хрюшка, я – хрю-хрюшка,

Я купаю в луже брюшко.

Для чего ходить под душ,

Раз на свете столько луж?

Я – хрю-хрюшка, я – хрю-хрюшка,

Я купаю в луже брюшко.

А ребята не хотят

Превращаться в поросят!  ( выполняет несколько  танцевальных движений).

 Козлик:  Ты песни  хорошо  распеваешь, и, наверное на  дудочке умеешь  играть.

Свинка:   Умею .Давай скорее дудку!

Свинка встает  из  лужи, берет дудочку и пропевает «Хрю- хрю –хрю».

Свинка:   Вот как я  играть  умею, правда  хорошая песня  получается!

Опять  дует, хрюкает.

Козлик:  Нет!  У  тебя  одно  хрюканье  получается!

Свинка: А я по-другому  не  умею, хрю! Тогда  забирай  свою  дудку!

Выходит мальчик – пастушок,  ищет дудочку кругом.

Пастушок:   Вот  беда,  так беда, пропала дудочка моя. Как  без  дудки, вот беда,

Ноги  ходят  не туда. А как  дудочку  почуют, сами  ноженьки  танцуют.(приплясывает, к Козлику).А что  это у тебя?  Это  не  дудочка  моя?

Козлик (прячет  дудочку  за  спину): а ты  на дудочке играть умеешь?

Пастушок:   Если  дудочку  отдашь, тогда покажу, как  на дудке играть умею!

Козлик:  Тогда подыграй мне, а я спою про дудочку. (поет русскую народную песенку «На зеленом  лугу», пастушок   «подыгрывает»).

На  зеленом  лугу, их – вох!

Раз  нашел я дуду, их – вох!

Стал я в дудку играть, их – вох!

Стали  все подпевать, их – вох!

Да  под  дудку  плясать, их – вох!

Молодец, Пастушок, хорошо  на  дудочке  играешь,  значит это  твоя дудочка,поет она  у  тебя  сама всех в пляс зовет.

Катерина :  Заиграла  дудочка у меня  в саду,

 Услыхала  уточка, плавая в пруду.

Даже свинка  Ненила  про  лужу  забыла.

Арина: Как  у тетушки  Катерины рвзыгралася  скотина. Все  во  двор скорей идут,

Инструменты все  несут.

Свинка  Ненила  рубель  прихватила.

Петушок колотушку приволок.

Утки – все достали  дудки.

Арина напевает:  

Как  у нашего соседа

Весела  была  беседа:

Гуси-  в гусли  -

 Дзинь – ля – ля,  дзинь – ля – ля!                                                              

  Утки   - в дудки  - ду – ду – ду!  Ду – ду – ду!

   Поросята  -  в донцы – дон – дон – дон! дон – дон – дон!

Бараны  -  в  барабаны  бом – бом – бом! Бом – бом – бом!

Журавли  пошли  плясать,

Долги  ноги  выставлять – бух – бу – бух!

Захватило у всех дух!

Дети исполняют  на народных инструментах  русскую мелодию. Затем весело пляшут «свободную» или подготовленную  плясовую.

Арина:  Ой, ля –ля, ой ля – ля!  Вот  и  сказочка  вся.

Сказке  конец.

Кто  слушал – тот  молодец.

И надо бы  каждому  молодцу

С  огорода  по  огурцу,

Да  покуда  вы  сказку  слушали –

 Огурцы  на  огороде зайцы  скушали.

Вот  вам и не  осталось!

В сказке этой есть  намек, добрым  молодцам  урок!

Чужую вещь всегда хозяину неси, и любому делу учиться надо.

Ну а мне  пора в путь – дела другие  ждут. Меня не забывайте,  в гости  приглашайте!  До новых встреч и новых  сказок!.

                 

Ваш сценарий опубликован вот здесь http://perluna-detyam.com.ua/raznye-materialy/1710-dudochka.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность "Использование фольклора в театрализованных играх детей младшего дошкольного возраста".

p { margin-bottom: 0.21cm; } Ранее и дошкольное детство — это познание жизни, человеческих взаимоотношений, это и время начала формирования ребенка как личности. Взрослые ведут ребенка по пути по...

«Использование дыхательных игр и упражнений для развития речи дошкольников.»

 Правильное речевое дыхание обеспечивает четкую дикцию, произношение звуков, за счет нормального звукообразования, достаточной громкости, соблюдение пауз, сохранение плавности речи и её вы...

Проект «Использование фольклора в театрализованных играх детей младшего дошкольного возраста»

Цель проекта: Приобщать к сказкам и к фольклору посредством различных видов театра. Способствовать формированию творческих способностей детей.•Задачи проекта:•побуждать интерес к предлагаемо...

Материалы родительского собрания «Использование малых жанров фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста»

Что же такое фольклор?2.Фольклор (устное народное творчество - от английских слов «Folk» -народ,«Jore» -знание) – народная мудрость, народное знание, выраженные всловесно...

Развитие мелкой моторики рук у детей 5-7 лет с ОВЗ(ТНР) через использование кинезиологических игр и упражнений

Движение пробуждает и активизирует множество способностей. У тех, кто использует кинезиологическую практику, отмечается успех независимо от возраста. Вот почему Кинезиология является одним из самых пр...