Методическая разработка на тему «Азбука настроений"
методическая разработка (старшая группа) по теме

Саркисова Анжелика Мечиславовна

Перспективное планирование работы по  развитию эмоций у старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ns_portal.docx30.04 КБ

Предварительный просмотр:

«АЗБУКА НАСТРОЕНИЙ»

Перспективное планирование работы по развитию эмоций старших дошкольников

Составитель:

Саркисова Анжелика Мечиславовна

Воспитатель ГБДОУ детский сад №32

Центрального района

Санкт-Петербург

Пояснительная записка.

 

    Известно, что развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, передают внутреннее состояние ребенка, с другой – существенно влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику его суждений.

     Маленькие дети еще не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложняя  общение со сверстниками и взрослыми. Не каждый взрослый человек способен разобраться в своих переживаниях, а для ребенка эта задача еще более трудная. Дети не всегда понимают правильно даже простые эмоции, тем более трудно им осознать те разнообразные переживания, которые возникают по мере расширения их связей с окружающим миром.

     В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир, на отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера не развивается. Ее необходимо развивать. В последние годы развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Однако, только согласованное действие этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Об этом же писал К.Изард: «Эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие».

     Современные дети стали меньше общаться со взрослыми и друг с другом, больше времени проводят у экранов телевизоров и компьютеров. А ведь общение в значительной степени обогащает эмоциональную сферу. Дети стали менее отзывчивыми к чувствам других людей. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.

     Исходя из вышесказанного, мною подготовлены методические рекомендации по развитию эмоций у детей старшего дошкольного возраста.

Цель данной методической разработки – ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, научить понимать свое эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.

     Всю работу по формированию у детей эмоциональной сферы я подразделяю на несколько этапов.

1 ЭТАП  - «Изучение эмоциональной  сферы ребенка».

                  На данном этапе проводится диагностика эмоционального

                  развития детей.

2 ЭТАП -  «Знакомство с разными видами эмоций, развитие умения

                  сравнивать их между собой».

3 ЭТАП -  «Закрепление полученных знаний в непосредственно образовательной деятельности»

                    Темы: «Эмоции в сказках», «Радуга настроений», «Природа и настроение», «Музыка и эмоции», «Я и мое настроение».

     Встречи с детьми проводятся 1 раз в неделю, продолжительность 25 минут.

В содержании НОД использованы игры, упражнения, разработки М.И.Чистяковой, Н.Л.Кряжевой, Н.В.Клюевой, Ю.В.Касаткиной.

     В качестве основных методов и приемов используются:

-  чтение и обсуждение художественных произведений;

-  психогимнастика;

-  игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения;

-  игры на развитие навыков общения;

-  прослушивание и обсуждение музыкальных произведений;

-  беседы;

-  рисование;

-  упражнения на мышечную релаксацию (снимают напряжение);;

-  дыхательная гимнастика (действует успокаивающе на нервную

    систему);

-  мимическая гимнастика(направлена на снятие общего напряжения,

   играет большую роль в формировании выразительности речи).

Во время встречи дети сидят в кругу. Круг- это, прежде всего, возможность открытого общения. Форма круга создает ощущение целостности, завершенности, позволяет детям ощутить особую общность, облегчает взаимопонимание и взаимодействие.

    Таким образом, использование данной методической разработки поможет в развитии эмоциональной сферы ребенка: у них расширится круг понимаемых эмоций, дети смогут глубже понимать себя и других, у них чаще будут проявляться эмпатийные проявления по отношению к окружающим.

                     ЗАДАЧИ.

  1. Ввести детей в сложный мир человеческих

эмоций.

  1. Учить различать и называть основные эмоции.
  2. Научить выражать свои эмоции с помощью мимики и пантомимики.
  3. Развивать у детей умение определять различные настроения людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонацию.
  4. Научить детей понимать собственное эмоциональное состояние и передавать его, используя различные выразительные средства.
  5. Формировать способность управлять своим эмоциональным состоянием.
  6. Развивать у детей внимание,  воображение, наблюдательность, сообразительность, выразительность речи.
  7. Воспитывать эмоциональную отзывчивость и доброжелательное отношение к людям.
  8. Развивать коммуникативные способности.

                                                                                                                                 

   

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Месяц

Непосредственно образовательная деятельность

Задачи

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Октябрь

«Лесенка радости»

Занятие 1.

Занятие 2.

Занятие 3.

Занятие 4.

Познакомить с чувством радости, учить различать эмоцию по схематическому изображению, развивать умение адекватно выражать своё эмоциональное состояние, понимать эмоциональное состояние другого человека.

Продолжить знакомство с чувством радости; учить передавать эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; учить слушать и понимать музыкальное произведение.

Продолжать знакомство с чувством радости, учить выражать чувство радости с помощью мимики и пантомимики; учить выражать радость с помощью изобразительных средств.

Закрепление и обобщение знаний о чувстве радости; развитие эмпатии.

Рисование на тему «Радость».

Д/и «Собери пиктограмму».

Прослушивание пьесы П.И.Чайковского «Новая кукла».

Игра «Закончи фразу: я радуюсь, когда…»

Знакомство с «Календарем эмоций».

Разучивание песен «Вместе весело шагать», «Улыбка»(В.Шаинский).

Развивающая игра «Доктор Айболит».

Рассматривание картинок, иллюстраций по теме «Радость».

Упражнение «Дорисуй пиктограмму».

Д/и «Собери настроение».

Игра на ковролине «Страна эмоций».

Работа с «Календарем эмоций».

Упражнение «Дорисуй пиктограмму».

Д/и «Найди половинку», «Собери пиктограмму».

Прослушивание музыкальных произведений.

Ноябрь

«Горе луковое».

«У страха глаза велики».

Занятие 1.

Занятие 2.

Занятие 3.

Познакомить с эмоцией; учить различать ее по схематическому изображению; учить понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом; продолжать учить слушать и понимать музыкальные произведения.

Познакомить с чувством страха и схематическим изображение данной эмоции; учить выражать эмоциональное состояние с помощью мимики.

Продолжить знакомить с эмоцией; учить понимать свои чувства и чувства других людей, передавать заданное эмоциональное состояние с помощью изобразительных средств.

Продолжать знакомство с чувством страха; учить искать пути преодоления страха; развивать эмпатию, умение сопереживать другим.

Рисование на тему «Грусть».

Д/и «Собери пиктограмму».

Игра «Закончи фразу: я грущу, когда…»

Рисование на тему «Страх».

Чтение и обсуждение:

«Живая шляпа»Н.Носов,

«Чего боялся Петя?» С.Маршак,

«У страха глаза велики» р.н.сказка.

Тренинг эмоций:

-грустный мышонок

-испуганный мышонок

-веселый мышонок

Работа с «Календарем эмоций».

Рассматривание иллюстраций по теме «Грусть».

Прослушивание пьесы П.Чайковского «Болезнь куклы».

Упражнение «Дорисуй пиктограмму».

Д/и «Собери настроение», «Азбука настроений».

Работа в индивидуальных тетрадях «Мое настроение».

Декабрь

Занятие 4.

«Удивительная страна».

Занятие 1.

Занятие 2.

«Школа гнева».

Занятие 1.

Учить узнавать чувство страха по его проявлениям; развивать умение справляться со страхом; учить выражать чувство страха в рисунке.

Познакомить с эмоцией; учить различать чувство удивления по схематическому изображению; закрепит у детей мимические навыки.

Продолжить знакомство с чувством удивления; учить понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом; развивать фантазию, воображение.

Познакомить с чувством гнева(злости), его схематическим изображением; тренировать детей в умении различать эмоции.

Беседа на тему «Что надо сделать, чтобы перестать бояться?»

Рисование на тему «Оживи кружочки».

Д/и «Собери пиктограмму».

Игра «Закончи фразу: я удивляюсь, когда…»

Чтение отрывка из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане»(чудеса на острове князя Гвидона).

Игра «Фантазии».

Беседа на тему «Что делать, если ты злишься?»

Д/и «Угадай настроение Бабы Яги».

Работа с «Календарем эмоций».

Рассматривание иллюстраций на тему «Удивление».

Упражнение «Дорисуй пиктограмму», «Зеркало».

Д/и «Зоопарк настроений».

Рассматривание фотоальбома «Веселые, грустные».

Упражнение «Дорисуй пиктограмму».

Январь

Занятие 2.

«Стыдливые истории».

«Минутки отвращения».

«Ах, эти хвастунишки, девчонки и мальчишки!»

Продолжить знакомить с эмоцией; закрепить мимические навыки; развивать умение понимать собственное эмоциональное состояние и рассказывать об этом.

Познакомить с чувством вины, стыда, его схематическим изображением; учить передавать заданное эмоциональное состояние с помощью жестов, мимики, выразительных движений.

Познакомить детей с чувством отвращения, его схематическим изображением; закрепить мимические навыки; продолжать учить понимать свое эмоциональное состояние и передавать его с помощью выразительных средств.

Знакомство с чувством самодовольства; учить различать эмоцию по схематическому изображению(пиктограмме); учить выражать свои чувства с помощью мимики, пантомимики.

Игра «Закончи фразу: я злюсь, когда…».

Чтение А.Толстого «Приключения Буратино»(обсуждение характера Карабаса-барабаса).

Д/и «Собери пиктограмму».

Чтение и обсуждение рассказа Л.Толстого «Косточка».

Д/и «Собери пиктограмму».

Рисование «По небу плыли облака».

Мимическая гимнастика:

-грозовая туча

-соленый чай

-я разбил мамину чашку

-Заяц-хваста

Разрезные картинки «Собери настроение».

Развивающая игра «Азбука настроений».

Игра на ковролине «Страна эмоций».

Упражнение «Дорисуй эмоцию».

Д/и «Найди половинку».

Упражнение «Дорисуй пиктограмму», «Зеркало».

Работа в индивидуальных тетрадях «Мое настроение».

Упражнение «Зеркало».

Д/и «Собери настроение», «Найди половинку».

Февраль

«Ты видишь- настроение бывает самым разным: ужасным и веселым, и грустным, и прекрасным…»

«Радость и горе».

«Радость и гнев».

«Гнев и удивление».

«Радость, горе, страх».

Продолжать знакомство с эмоциями радости, горя; закрепить полученные знания; расширить представления об эмоциях, сравнивая их; учить передавать в рисунке разное эмоциональное состояние.

Продолжить знакомство с эмоциями радости и гнева, сравнивая их; закрепить у детей мимические навыки, умение передавать эмоции с помощью выразительных движений.

Закрепить знания детей об эмоциях гнева и удивления; учить предавать в рисунке разное эмоциональное состояние; развивать мимику, пантомимику, интонационную выразительность

Закрепить представления об эмоциях, умение выражать соответствующую эмоцию с помощью мимики и жестов; развивать эмпатию.

Рисование на тему «Радостный и грустный гном».

Д/и «Чем похожи, чем отличаются».

Развивающая игра «Облака».

Беседа о добрых и злых людях.

Развивающая игра «Нарисуй облако».

Литературные загадки.

Развивающая игра «Дожди», «Повтори фразу».

Тренинг эмоций:

-солнышко

-добрая птица

-злой дракон

-сердитый мальчик

-испуганный зайчик

-удивленный Незнайка

Работа с «Календарем эмоций».

Развивающая игра «Азбука настроений».

Работа в индивидуальных тетрадях «Мое настроение».

Развивающая игра «Кубик».

Рассматривание фотоальбома «Веселые, грустные».

Игра на ковролине «Страна эмоций».

Упражнение «Дорисуй эмоцию».

Д/и «Собери настроение».

Работа в индивидуальных тетрадях «Мое настроение».

Март

«Радость, горе, удивление».

«Радость, страх, удивление».

«Настроение Бабы-Яги».

Закрепить умение подбирать пиктограмму, соответствующую эмоциональному состоянию; учить подбирать цвет, соответствующий заданной эмоции; закреплять представления об эмоциях.

Расширять представления детей об эмоциях, сравнивая их; учить определять, какие эмоциональные реакции вызывали разные случаи из их жизни; развивать внимание, наблюдательность.

Закрепить умение детей на примере сказочных персонажей различать и понимать характер эмоционального состояния людей; упражнять в выражении противоположных эмоциональных состояний(веселый – грустный), учить дифференцировать поступки сказочных героев и давать им моральную оценку.

Упражнение «Подбери каждому сказочному герою подходящую маску».

Развивающая игра «Закончи предложение…»

Рисование «Волшебные шары».

Игра «Повтори фразу…»

Игра «Угадай настроение сказочного героя».

Мимическая гимнастика:

-Баба-Яга

-хитрая лиса

-Пьеро

-Красная шапочка

-Карлсон

Работа с трафаретами по заданной теме.

Силуэтные изображения лиц-«Дорисуй настроение».

Упражнение «Дорисуй настроение».

Рассматривание фотоальбома «Веселые, грустные».

Игра на ковролине «Страна эмоций».

Упражнение «Раскрась коврики для доброй и злой волшебниц».

Развивающая игра «Кубик».

Работа в индивидуальных тетрадях «Мое настроение».

Апрель

«Палитра настроений».

«От зимы до осени».

«Музыка и эмоции».

«Я и мое настроение».

Закрепление полученных знаний, развитие умения передавать эмоционально состояние с помощью художественных средств; учить детей соотносить цвет с настроением.

Расширять представления детей об эмоциях, помочь осознать , какие чувства вызывает та или иная погода, время года; закрепить умение передавать настроение с помощью выразительных средств.

Продолжать учить слушать и понимать музыкальные произведения, правильно называть, какая музыка и какому чувству соответствует; развивать внимание. Наблюдательность, память.

Закрепить у детей понятие «настроение»; продолжать учить определять, какие эмоциональные реакции вызывают у них разные жизненные события; развивать память, внимание, наблюдательность.

Д/и «Палитра настроений»,

«Подбери по цвету».

Прослушивание музыки П.Чайковский «Времена года».

Игра «Закончи фразу…»

Прослушивание музыки: Кабалевский «Вальс»,

Чайковский «Времена года».

Рисование на тему «Мы рисуем музыку».

Упражнение «Расскажи о своем настроении».

Рисование «Мое настроение».

Контурные изображения платьев: «Раскрась платья для доброй волшебницы и бабы-Яги».

Рассматривание иллюстраций на тему «Времена года».

Игра «Кубик».

Прослушивание музыкальных произведений.

Работа в индивидуальных тетрадях «Мое настроение».

Упражнение «Дорисуй лица».

Д/и «Собери настроение», «Угадай настроение».

Май

Развлечения:

«Страна сказок».

«Царство Снежной  королевы».

Закрепить у детей знания об эмоциях, умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и пантомимики, различать и называть эмоции по  схематическому изображению(пиктограмме); развивать у детей эмпатию, чувство общности.

Закрепление полученных знаний; продолжать развивать способности чувствовать настроение в музыке; закрепить мимические навыки, умение «читать» пиктограммы; развивать внимание, наблюдательность, память.

Беседа о героях сказок.

Литературные загадки.

Д/и «Угадай настроение сказочного героя».

Прослушивание музыки:

«В мире много сказок» В.Шаинский, частушки Бабок-Ежек из м/ф.

Рисование «Мой любимый сказочный герой».

Тренинг эмоций:

-веселая Баба-Яга

-злая Баба-Яга

-задумчивая Баба-Яга

Развивающие игры: «Зоопарк настроений», «Подбери каждому герою карнавала его маску», «Хоровод сказочных героев».

Игра на ковролине «Страна эмоций».

Работа в индивидуальных тетрадях «Мое настроение».

Упражнение «Дорисуй настроение сказочного героя».

                                        Литература.

  1. Кряжева Н.Л «Развитие эмоционального мира детей»- Ярославль, 1997.

  1. Минаева Н.Л. «Развитие эмоций дошкольников»- Москва, 1999.

  1. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»- Москва «Генезис», 2000.

  1. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению»- Ярославль, 1997.

  1. Князева О.Л. «Я, ты, мы»- Москва «Мозаика- синтез», 2003.

  1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. «Учимся понимать друг друга»- Ярославль, 1997.

  1. Чистякова М.И. «Психогимнастика»- Москва, 1900.

  1. Семенака С.И. «Уроки добра»- Москва «Аркти», 2002.

  1. Хухлаева О.В. «Лесенка радости»- Москва: Совершенство, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

учебно-методическая разработка.Дидактическая игра "Угадай настроение"

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста, рекомендуется для совместной деятельности педагога с детьми. В игре прослеживается интеграция областей "социально-коммуникативное развитие" ...

Методическая разработка музыкального досуга "Летнее настроение"

Летняя пора - прекрасное время для досугов и развлечений в детском саду. Материал пригодится для работы музыкального руководителя, воспитателя и других педагогов работающих с детьми....

Методическая разработка на тему: «Веселая азбука" для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

К моменту начала школьного обучения дети с ОВЗ, как правило, не приобретают тех знаний, умений и навыков, которыми самостоятельно овладевают их нормально развивающиеся сверстники. Без специального обу...

Методическая разработка "Музыкальное кафе "Отличное настроение" (использование Орф педагогики в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста)

Я, как и многие педагоги, на протяжении многих лет своей деятельности занималась поиском интересных и нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Меня волновали вопросы, как сделать так...

Итоговое занятие по развитию эмоциональной сферы для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья младшего и среднего возраста (3-4 года) по теме «Азбука настроения»

Данное занятие направлено на: закрепление представления детей о базовых эмоциях; закрепление навыка распознавания чувст человека или персонажа; развитие способности понимать эмоциональные реакции окру...

Методическая разработка по теме "Азбука пешеходов" (для детей старшего дошкольного возраста)

Жизнь и здоровье человека являются наивысшей ценностью. Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей....

Методическая разработка на тему: «Азбука города»

Знакомство детей с правилами дорожного движения, уточнение знания о светофорах, о различных видах траспортных средств. Воспитание культуры поведения в общественных местах, любовь к родному городу....