«Профилактика детского травматизма в процессе использования спортивного инвентаря»
консультация на тему

Круглова Наталья Алексеевна

Профилактика детского трав­матизма — одна из важнейших задач современного общества, которая должна быть достигнута в первую очередь соблюдением техники безопасности на заня­тиях физической культурой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon profilaktika_detskogo_travmatizma.doc134.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Профилактика детского травматизма

в процессе использования

спортивного инвентаря»

Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа, и беречь его нужно смолоду. Поэтому нет для взрослых задачи важнее, чем сохранение и укрепление здоровья детей.

Профилактика детского травматизма — одна из важнейших задач современного общества, которая должна быть достигнута в первую очередь соблюдением техники безопасности на занятиях физической культурой.

На сегодняшний день предупреждению детского травматизма в образовательных учреждениях уделяют серьезное внимание. Но, все же, безопасность воспитательно-образовательного процесса в дошкольных учреждениях, к сожалению, до сих пор оставляет желать лучшего.

Для внедрения в работу с детьми упражнений на тренажёрах я изучила методическое пособие М.А.Руновой «Движение день за днем. Двигательная активность – источник здоровья детей. Комплексы физических упражнений и игр для детей 5-7 лет (с использованием вариативной физкультурно-игровой среды)». Я провожу упражнения на тренажерах, опираясь на методические рекомендации этого автора. Подобные рекомендации по работе с тренажерами опубликованы во многих журналах. Среди них «Инструктор по физической культуре», «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Дошкольная педагогика», «Здоровье дошкольника»,  «Обруч».

В непосредственно организованной деятельности я использую тренажеры простейшего типа и сложного устройства:

  1. «Велотренажер»;
  2. «Беговая дорожка»;
  3. «Бегущая по волнам»;
  4. «Гребля»;
  5. «Батут»;
  6. «Фитбол»;
  7. Диск «Здоровье»;
  8. Гимнастический ролик;
  9. Эспандер;
  10.  Массажные мячи.

Все тренажеры соответствуют возрастным особенностям детей и их антропометрическим показателям. Количество оборудования определяется из расчета активного участия всех дошкольников в процессе занятий физической культурой.

Одним из важных требований к отбору оборудования является обеспечение безопасности детей при его использовании. Каждое пособие должно быть устойчивым и прочным. Для предотвращения травматизма во время занятий физической культурой необходимо иметь хорошие крепления и гимнастические маты.

 И сейчас я хочу остановиться на том, каким образом я использую тренажеры на своих занятиях. Основной способ – это круговая тренировка, которая включена в занятие после ОРУ.

Круговая тренировка – это выполнение нескольких видов физических упражнений по кругу (слитно или с интервалами). В комплексы включают несложные и предварительно разученные упражнения. На каждой «станции» повторяется один вид движений или действий. Число повторений устанавливается индивидуально. Круговая тренировка сочетает возможности избирательно направленного и общего воздействия, может быть строго упорядочена или вариативна. Это создает условия для проявления высокой работоспособности.

В моем случае, вместо физических упражнений я использую тренажеры.

Характерные особенности круговой тренировки:

  1. Последовательное выполнение упражнений на тренажерах в процессе прохождения «станций», расположенных по кругу.
  2. Использование хорошо усвоенных упражнений.
  3. Периодическая смена тренировочных упражнений на «станциях».
  4. Последовательное включение в работу различных мышечных групп.
  5. Регламентация работы и отдыха на каждой «станции».
  6. Индивидуализация тренировочной нагрузки.
  7. Систематической и постепенное повышение тренировочных требований.

Тренажеры подбираются с учетом чередования тренировки различных групп мышц и интенсивности нагрузки (например: «Гребля» - «Велотренажер» - массажные мячи).

Во время тренировки инструктор по физической культуре определяет индивидуальную нагрузку, следит за самочувствием и выполнением правил безопасного использования тренажеров. Девочкам нагрузка уменьшается за счет изменения положения, из которого выполняется упражнение (стоя - сидя), замены тренажера. («Гребля» - диск «Здоровье»). Мальчикам увеличивается нагрузка за счет количества повторов выполнения упражнений.

При работе на тренажерах дети испытывают эмоциональное напряжение, физические нагрузки – все это требует расслабления. Поэтому после 4-х подходов к тренажерам я провожу упражнение на расслабление из положения лёжа, с целью восстановления дыхания, снятия физического напряжения.

После 8 упражнений на тренажерах я использую в комплексе упражнение на формирование правильной осанки и упражнение для тренировки навыков носового или диафрагмального дыхания.

Остановимся подробнее на профилактике детского травматизма во время использования на физкультурных занятиях детских тренажеров.

Организация двигательной деятельности детей в процессе непосредственно образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, организации самостоятельной деятельности, на дополнительных занятиях (секциях, кружках) в условиях детского сада сопряжена с риском получения травм.

Основные причины травматизма (В.А. Муравьев, Н.Н. Назарова)

1. Организационные недостатки при проведении занятий:

  • непродуманная организация и проведение занятий;
  • нарушение дисциплины, не внимательность к воспитанникам;
  • инструкций по технике безопасности и охране труда;
  • некачественная   подготовка необходимого инвентаря, используемого на занятии.

2.Ошибки в методике проведения занятия, связанные с нарушением дидактических принципов обучения (регулярность занятий, постепенное увеличение нагрузки, последовательность):

  • отсутствие индивидуального подхода к детям;
  • недостаточный учет состояния здоровья, половых и возрастных особенностей;
  • форсированное обучение физическим упражнениям, не соответствующим физической подготовленности детей.
  1.  Часто причиной травм является недостаточное внимание к вводной части  занятия, неправильное обучение технике физических упражнений, отсутствие   или   неправильное применение страховки при выполнении физических упражнений (лазанье по гимнастической стенке, прыжки в длину и высоту с разбега, прыжки на батуте, упражнения в равновесии и др.).
  2.  Причиной травм могут быть недостатки в процессе планирования физкультурных занятий, которое не может обеспечить полноценную физическую подготовленность и преемственность в формировании двигательных навыков у дошкольников.

5. Нарушение техники безопасности, неудовлетворительное состояние мест занятий, инвентаря, оборудования:

  • малые размеры зала или площадки для занятий;
  • неровности пола, расщепленные половицы, незакрепленные половицы паркета;
  • неисправность коврового покрытия и матов (разрывы, разошедшиеся швы) и отсутствие его надежного крепления к полу, неисправность снарядов и тренажеров, ненадежность крепления, разболтанность соединений,  незатянутые гайки, торчащие болты и шурупы:
  • неправильная, излишне скученная расстановка снарядов и тренажеров, при которой дети мешают друг другу выполнять упражнения;
  • плохо закрепленные и неисправные электрические выключатели, розетки:
  • низко висящие декоративные растения, украшения, светильники:
  • отсутствие защитных сеток на вентиляторах,   до   которых могут дотянуться дети;
  • расположение аудиоаппаратуры в доступном для детей месте;
  • колонны и выступы, не обитые мягким материалом;
  • отсутствие ярких наклеек на стеклянных дверях на уровне глаз ребенка;
  • свободный доступ детей к окнам, открытым для проветривания;
  • отсутствие телефона в доступном месте;

—отсутствие в легкодоступном месте аптечки первой медицинской помощи.


        Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения опирается на нормативно-правовую базу, посредством которой обеспечивается безопасность детей на территории дошкольного учреждения.

В целях недопущения несчастных случаев с воспитанниками на территории образовательных учреждений детские сады руководствуются следующей нормативной базой:

—приказом федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2004 г. № 151-ст, утвержден и введен в действие национальный стандарт Российской  Федерации   ГОСТ Р 52301-2004 «Оборудование детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации.  Общие требования» с датой введения в действие с
1 июля 2005 г. Настоящий стандарт распространяется на оборудование детских игровых площадок, предназначенное для индивидуального и коллективного пользования. Стандарт устанавливает общие требования безопасности при монтаже и эксплуатации оборудования всех типов;

  • постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных организаций"»;
  • сводом правил по проектированию и строительству. СП 31-112-2004. «Физкультурно- спортивные залы» (утв. Госстандартом РФ) и СП 31-115-2006.
    «Открытые плоскостные физкулыурно-спортивные сооружения» (одобрен и рекомендован приказом Росспорта от 03.07.2006 № 407).

Детские сады также руководствуются документами по охране труда:

  • актами внутренней приемки и приемки спортивных сооружений;          инструкцией по охране труда и безопасности жизнедеятельности;
  • журналами регистрации результатов испытаний спортивного оборудования, инвентаря и вентиляционных устройств, регистрации несчастных случаев с учащимися и воспитанниками.

Контроль за техническим состоянием оборудования и контроль за соответствием требованиям безопасности, техническое обслуживание и ремонт осуществляет эксплуатант (владелец).

Результаты контроля за техническим состоянием оборудования и контроля соответствия требованиям безопасности, технического обслуживания и ремонта регистрируют в журнале, который хранится у эксплуатанта (владельца).

Контроль за техническим состоянием оборудования включает:

  • осмотр и проверку оборудования перед вводом в эксплуатацию;
  • регулярный визуальный осмотр;
  • функциональный осмотр;
  • ежегодный осмотр.

В процессе визуального и функционального осмотров определяют:

  • чистоту и внешний вид поверхности игровой площадки
    и оборудования;
  • соблюдение  расстояний  от частей оборудования до поверхности игровой площадки;
  • наличие выступающих частей фундаментов; наличие дефектов   (неисправностей)   элементов оборудования;
  • отсутствие деталей оборудования;
  • чрезмерный износ подвижных частей оборудования;
  • структурную целостность оборудования.

 Регулярный визуальный осмотр оборудования детского спортивно-игрового комплекса необходимо проводить ежедневно. При ежедневном осмотре проверяют прочность деревянных, металлических конструкций, а также узлы крепления.

Функциональный осмотр оборудования детского спортивно-игрового комплекса необходимо проводить один раз в три месяца. При функциональном осмотре проверяют устойчивость конструкции, степень износа поверхности (горки, бумы, мостики и т.д.), прочность узлов крепления.

Ежегодный основной осмотр для целей оценки соответствия технического состояния оборудования требованиям безопасности проводят с периодичностью не более одного раза в 12 мес. В ходе ежегодного основного осмотра определяют: наличие гниения деревянных элементов, коррозии металлических элементов: влияние выполненных ремонтных работ на безопасность оборудования. Особое внимание уделяют скрытым, труднодоступным элементам оборудования. Ежегодный основной осмотр проводит компетентный персонал в строгом соответствии с инструкцией изготовителя.

В целях контроля периодичности, полноты и правильности выполняемых работ при осмотрах различного вида эксплуатант (владелец) разрабатывает графики проведения осмотров.

При составлении графика учитываются: инструкция изготовителя, климатические условия, от которых может зависеть периодичность и содержание выполняемых работ при осмотрах.

В графике перечисляются оборудование и элементы оборудования, подлежащие проверке при различных видах осмотров.

При обнаружении в процессе осмотра оборудования дефектов, влияющих на безопасность оборудования, их немедленно устраняют. Если этого выполнить нельзя, то принимают меры, обеспечивающие невозможность пользоваться оборудованием.

Вся эксплуатационная документация (в том числе паспорт, акт осмотра и проверки, графики осмотров и т.п.) подлежит постоянному хранению.

Необходимо помнить, что должен быть обеспечен постоянный доступ персонала к документации во время осмотров, обслуживания и ремонта оборудования.

В своей практической деятельности специалист по физическому воспитанию руководствуется инструкцией по технике безопасности, государственными актами и документами по охране труда, разработанными Министерством образования РФ, и осуществлять контроль за соблюдением детьми правил и инструкций по охране труда.

В соответствии с профессиональной компетентностью специалист по физической культуре должен знать:

  • подготовленность и функциональные возможности каждого воспитанника;
  • группу здоровья, к которой воспитанник отнесен по результатам медицинского осмотра;
  • воспитанников, освобожденных врачом от физических упражнений после болезни.  

В   каждом   физкультурном зале необходимо иметь инструкции по мерам безопасности при занятиях физической культурой, утвержденные руководителем образовательного учреждения, которые пересматриваются не реже одного раза в пять лет.

Типовая инструкция по мерам безопасности на занятиях по физической культуре должна содержать следующие разделы:

  • общие требования безопасности;
  • требования безопасности перед началом занятий;
  • во время работы;
  • в аварийных ситуациях;
  • по окончании работы.

При подборе спортивного оборудования и пособий, используемых в физическом воспитании детей, педагоги учитывают следующее моменты (по данным Е.Н. Вавиловой, С.Я. Файнштейн).

  1. Размеры и конструкции спортивного  оборудования  и пособий отвечают анатомо-физиологическим  особенностям детей, их антропометрическим данным. Так, расстояние между перекладинами гимнастической стенки устанавливается с учетом роста детей. Диаметр перекладин  или гимнастической палки удобен для хвата детской ладонью. Размеры оборудования и пособий в ДОО соответствуют особенностям возраста и уровню физического развития ребенка.
  2. Одно и то же оборудование и инвентарь используются для самых разнообразных физических упражнений, обеспечивающих  выполнение  примерной основной  общеобразовательной программы дошкольного образования.
  1.  Для использования некоторого оборудования и инвентаря в разных возрастных группах имеются приспособления для изменения ширины, высоты и других параметров.
  2.  Спортивное оборудование и инвентарь, используемые в помещении и на участке дошкольного учреждения, соответствуют требованиям гигиены и правилам охраны жизни и здоровья детей.
  3. Оборудование и инвентарь отвечают требованиям эстетики, привлекают   внимание   детей формой, окраской, их удачным сочетанием.

Проблеме соблюдения техники безопасности на занятиях по физической культуре, несомненно, отводится одно из важных мест в системе организации образовательного процесса дошкольников. Следуя общепринятым нормам и стандартам, специалист    по    физической культуре должен всегда четко знать инструкции по техники безопасности, в соблюдении которой должны обязательно соблюдаться все установленные пункты, которые должны быть обязательными для каждого специалиста по физической культуре при организации и проведении занятий.

Таким образом, использование исправного физкультурного инвентаря и спортивного оборудования поможет  воспитанникам  принимать активное участие в различных мероприятиях, направленных на укрепление здоровья и их физическое развитие.

Методическая литература:

  1. Рунова М.А. Движение день за днем. Двигательная активность – источник здоровья детей. (Комплексы физических упражнений и игр для детей 5-7 лет с использованием вариативной физкультурно-игровой среды). Методические рекомендации для воспитателей ГОУ и родителей. – М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 96 с. + цв. вкл. 16 с.
  2. Зорина Т.А., Борисова М.М. «Профилактика детского травматизма в процессе использования спортивного инвентаря»/ Инструктор по физкультуре №5/2013, с. 23

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины детского дорожно_ транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма."

Под профилактикой детского дорожно_транспортного травматизма понимается целенаправленная деятельность по своевременному выявлению, предупреждению и устранению причин и условий......

Консультация для родителей "Причины детского дорожно-транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма"

Консультация для родителей Причины детского дорожно-транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма...

Профилактика детского травматизма в процессе использования спортивного инвентаря

Консультация рекомендована для руководителей физического воспитания...

Профилактика детского травматизма в процессе использования спортивного инвентаря

Презентация к ранее опубликованной консультации для воспитателей на тему "Профилактика детского травматизма в процессе использования спортивного инвентаря"...

Консультация для родителей "Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма"

Консультация для родителей "Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма"...