Специализированная программа для часто болеющих детей "Крепыш"
рабочая программа (старшая группа) на тему

Пасынкова Галина Григорьевна ,

Программа создана и опробированна на протяжении 8 лет в условиях крайнего Севера, результаты работы  стабильные  если есть материальная база и оснащение мед. оборудованием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progr_.krepysh.doc318 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка- детский сад «Дельфин»

Специализированная программа «Крепыш» для часто длительно болеющих детей

                                                        Воспитатель:

                                                        ПАСЫНКОВА Галина Григорьевна

                                                                Место работы: ЯНАО г. Муравленко

                                                                Ул.Пионерская 24.ЦРР д/с «Дельфин»

                                                                 Т.42-3-62

                                                         г. Муравленко

2003г.

Пояснительная записка

Во всех детских садах хорошо знают особую категорию дошкольников - часто болеющих детей.

Часто болеющего ребенка отличишь сразу среди многих детей. Он бледен, малоактивен, ослаблен, плаксив. У него могут быть признаки хронической интоксикации: длительный субфебрилитет (небольшое повышение температуры), плохой сон, снижение аппетита, быстрая утомляемость. Такие дети обычно отстают в физическом и нервно-психическом развитии, часто пропускают занятия, определенные программой детского сада. Таким образом, получается как бы замкнутый круг: острые болезни могут порождать хронические, а хронические заболевания, что называется, «выбивая из колеи» ребенка, нарушают его нормальное развитие.

Часто болеющие дети оказывают существенное влияние на повышение уровня заболеваемости детского населения.  По данным ряда авторов (М. Кузнецова, И. Куркина) они составляют от 22% до 40% всех детей. А среди детей первых пяти лет жизни удельный вес часто болеющих составляет 45-49%.  Причем 80-85% патологии приходится на заболевания ЛОР-органов и органов дыхания. Большинство часто болеющих детей имеют сочетание разных по характеру и локализации патологических отклонений.

Каковы же причины частых заболеваний у детей дошкольного возраста? Конечно же, они многочисленны, многоплановы. Во-первых, следует говорить об общем ухудшении генофонда населения. Часто болеют дети, которые родились с наследственными заболеваниями, генетически обусловленными, от нездоровых матерей и отцов.

 Во-вторых, отягощенные роды, искусственное вскармливание также могут стать причиной ослабления организма ребенка. Такие дети обращают на себя внимание уже на первом году жизни, они нередко продолжают болеть и в детском саду, особенно  в период адаптации, в холодное время года.  Например, острыми респираторными заболеваниями ослабленные дети  могут болеть почти ежемесячно.

В-третьих, здоровье ребенка зависит от окружающей среды, питания и от того, какой образ жизни в семье, курят ли родители, употребляют ли они алкоголь. Хронические очаги инфекции у детей и взрослых и многие другие причины могут вести к частым заболеваниям малыша.

В-четвертых, незнание психо-педагогических средств работы со здоровьем. Частым заболеваниям в дошкольном возрасте способствует нерациональная, утепленная не по погоде одежда, в которой дети перегреваются, несоблюдение температурного режима в помещениях, где создаются тепличные условия, а также слабая профилактика, в том числе и такая, как отсутствие закаливания.

Частые заболевания дошкольников неблагоприятно влияют на функциональное состояние их организма, отрицательно сказываются на нервно-психическом и физическом развитии, а также затрудняют выполнение детьми их социальных функций.  Они являются фактором  риска в развитии хронической патологии и обусловливают большие потери народного хозяйства.

           Современное медицинское оборудование, определенный опыт в организации лечебно-профилактической работы, использование оздоровительных педагогических технологий, организация системы физкультурно-оздоровительной и психолого-коррекционной работы, высокий потенциал педагогических и медицинских работников  создали возможность открытия в ЦРР - детском саду «Дельфин» группы для часто и длительно болеющих детей.

         Открытие группы позволило оздоравливать детей на протяжении одного учебного года. Экспериментальная апробация программы проходит с детьми старшего дошкольного возраста. Вот уже 2 года мы работаем по программе и достигли первых результатов. Анализ заболеваемости дает возможность оценить нашу работу, так как оздоровительной работой считается  та где уровень заболеваний снижен на 25%. За 2002-2003 г  уровень заболеваний был снижен на 43% и дети были переведены  в обычную группу, сняты с учета как часто болеющие. За 2003-2004г уровень заболеваемости снижен на 44% ,из 15 человек есть дети которые переболели 1-2 раза за год. Однако очень тревожит   рост заболеваний среди детей первой группы оздоровления. Вся оздоровительная работа рассчитана на 2 года ,учитывая все рекомендации и отзывы программа корректируется.

   Оздоровительные, профилактические мероприятия, проводимые в детском саду, поликлинике, не принесут положительных результатов без помощи родителей и других взрослых, окружающих ребенка.

     ЦЕЛЬ  ПРОГРАММЫ: организация оздоровления часто болеющих детей.  Разностороннее и гармоничное развитие ребенка. Развитие разнообразных двигательных и физических качеств, формирование привычки к здоровому образу жизни на основе комплекса коррекционных упражнений «Учусь быть здоровым»

ЗАДАЧИ

1. Укрепить здоровье ребенка путем

  - а/профилактики основного заболевания;

  - б/повышения иммунитета, используя специфические и неспецифические     методы;

  - в/коррекции питания.

2. Воспитать потребность  в здоровом образе жизни через оказание психотерапевтической помощи родителям, обучение их методам и приемам коррекции физического развития.

3. Скорректировать двигательную активность детей:

  - а/развитие физических качеств на основе индивидуальных способностей ребенка;

  - б/создание условий для реализации  и потребности в двигательной активности.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

1.Средства реализации

2.Этапы реализации.

3.Методы реализации.

4.Ожидаемые результаты.

5.Условия реализации.

6.Подбор кадров.

7.Принцыпы программы.

8.Форма организации оздоровительной работы.

9.Оздоровительный режим.

10.Использование комнатных растений.

11.Учебный процесс.

12.Гигиена среды.

13 Обеспечение лечебного питания.

14. Применение психо-гимнастическихсредств.

15.Работа с родителями.

16.Диагностика.

17.Приложение.

 

СРЕДСТВА  РЕАЛИЗАЦИИ  

Реализация программы  возможна  лишь  в  тесном  контакте детского сада, семьи и  медицинских работников. При  этом все условия  направлены  на оздоровление и укрепление здоровья  детей, создание  благоприятных условий в группе.      

  1.Система   физкультурно-оздоровительной работы.

    Организация лечебно-профилактических мероприятий:

  • закаливание,
  • питание,
  • двигательная активность в  детском   саду и дома.

     2.Создание информационного центра для родителей:

  • посещение  семьи,
  • щадящий режим   для ребенка  в  ДОУ,
  • организация  экскурсий  по ДОУ,  «День  открытых дверей»,
  • посещение  спортивно-оздоровительных мероприятий,
  • подготовка папок-передвижек о здоровом образе                                                                    
  • жизни,  о влиянии привычек на здоровье детей,
  • составление  социального паспорта семьи.

   3. Материально-техническое обеспечение:

  • ростовая мебель,
  • спортивное оборудование (коррекционное оборудование; тренажеры; спортивные модули,
  • медицинское оборудованием (очиститель воздуха, лампа Чижевского, увлажнитель воздуха, секундомер, песочные часы, термометры (воздушные, водные), кварцевая лампа,
  • технические средства обучения

     

              ЭТАПЫ  РЕАЛИЗАЦИИ  

Программа рассчитана на 2 года.

1 этап  (1,5-2 месяца).

Сбор информации о ЧДБ от врача педиатра.

Организация  родительского собрания  под руководством  заведующей  детского сада, на  котором  родителей знакомят  с работой  ДОУ, с лечебно-оздоровительными  мероприятиями ДОУ,  с воспитательно-образовательной программой, с факторами, от которых зависит успешность оздоровления и укрепления здоровья.

Приём детей , адаптационный период.

2 этап (1,5 – 2 месяца).

 Диагностика физического развития детей.

Посещение педагогом семьи. Составление социального паспорта.

Составление щадящей программы оздоровления, учитывая особенности детей.

Привлечение родителей к совместным мероприятиям.

 

3 этап (1 – 1,5 года).

Разучивание коррекционных упражнений «Учусь быть здоровым».

Подведение промежуточных результатов программы.  

4этап (1,5 – 2 месяца)

Оценка  физического развития детей в конце года.

Перевод ребенка из группы ЧДБ в массовую группу и

выпуск в школу.

          МЕТОДЫ  РЕАЛИЗАЦИИ

Практические методы:

1.        Создание комфортной обстановки в группе.

2.        Знакомство с семьёй ребёнка.

3.        Составление социального паспорта.

4.        Составление щадящей программы оздоровления.

5.        Экскурсия по ДОУ.

6.        Совместные игры для установления личностного контакта.

7.        Цикл игровых упражнений по развитию мелкой моторики рук.

8.        Система профилактики психо-эмоционального состояния детей средствами физического воспитания, массажа, оздоровительных игр, приемов релаксации.

9.        Физкультурно-оздоровительные мероприятия:

  • утренняя гимнастика,
  • физкультурные занятия,
  • гимнастика после дневного сна,
  • закаливание,
  • дыхательная гимнастика по Стрельниковой,
  • психогимнастика.

10.        Создание  ПРС для осуществления двигательной активности ребёнка.

11.         Предоставление возможности самостоятельной деятельности в условиях ДОУ для занятий на спортивных снарядах.

12.        Цикл прогулок в парк , лес.

13.        Проведение совместных с родителями спортивных праздников и развлечений.

14.        Оздоровительные процедуры в бассейне.

Словесные методы:

1.        Беседы с ребёнком, направленные на установление личностного контакта.

2.        Беседы с родителями для тесной, плодотворной работы по    

    оздоровлению ребёнка.

3.        Использование сказок-импровизаций на физкультурных занятиях и во время проведения закаливании.

4.        Использование фольклора в режимных моментах.

5.        Музыкальная терапии (музыкальные паузы, игры на детских музыкальных инструментах.)

6.        Психотренинг, аутотренинг «Я здоров».

7.        Консультации для родителей.

Наглядные методы:

1.        Накопление фотоматериала по оздоровительной работе в группе.

2.        Оформление папок-передвижек для родителей.

3.        Рассматривание альбомов о спорте, о здоровье.

4.        Внешний вид педагога и детей.

5.        Смехотерапия.

6.        Использование диапроектора и кукольного театра.

7.        Создание совместных творческих работ в семье «Наше здоровье».

8.        Выставки совместных работ детей и родителей.

Игровые методы:

1.Сюжетно-ролевые игры.

2. Развлечения.

3. Театрализованные игры.

4. Игры эстафеты.

ОЖИДАЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ, ПРОГНОЗЫ  

-Укрепление здоровья детей.

-Выработка привычки заботиться о своем здоровье (соблюдение гигиенических и закаливающих процедур дома)..

-Усвоение образовательной программы.

-Умение ориентироваться в помещении детского сада.

- Коммуникабельность детей, сотрудничество педагога с детьми в группе в игровой и познавательной деятельности..

 -Умение самостоятельно проводить точечный массаж, дыхательные упражнения, закаливающие процедуры.

-Воспитание толерантности по отношению к сверстникам, умение сопереживать и сорадоваться .

-Воспитание в детях убежденности, что их любят, защищают, ими дорожат.

УСЛОВИЯ   РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ

В настоящее время, как было сказано выше, число часто болеющих детей растет. Особо  остро  стоит проблема  здоровья  у нас, жителей Крайнего  Севера.

1.Климатические погодные условия  нашего северного края откладывают  особый  отпечаток  на психофизическое  здоровье человека и  детей в частности. Само рождение ребенка в северных широтах предполагает  отклонение в здоровье детей. В связи  с этим растет число  ЧДБ, что является отрицательным фактором, влияющим на дальнейшее развитие  и становление личности.

2.        Социальные условия семьи, неопытность молодых родителей, воспитывающих детей вдали от  старшего поколения, появление в семье поздних детей, рождение детей с большой разницей  в возрасте, способствует возникновению в семье  гиперопеки, что вызывает рост ЧДБ.

3.        Специфика жизни в условиях Крайнего Севера- суровый климат, неблагоприятные условия мешают проводить длительные прогулки с детьми; зимнее время продолжительностью 7-9 месяцев сказывается на однообразном  восприятии  детьми  окружающего мира (однообразный белый  цвет), пониженная  температура воздуха длительное время; отношение северян к отпуску (сказывается акклиматизация на  юге, после севера и  на севере - после  юга), что также предполагает  осложнение  здоровья  детей.

4.Отслеживание медиками  роста ЧДБ детей, продолжительность заболевания  подтолкнули педагогов  и медиков , администрацию ДОУ к открытию     группы  ЧДБ .

5.Совместная работа с родителями  по оздоровлению   и  укреплению здоровья  детей, подготовке их к обучению в школе, раннее выявление заболевания, позволяют  достичь  хороших результатов.

ПОДБОР КАДРОВ

Учитывая сложность работы в  группе ЧДБ, педагоги сами стремятся  быть здоровыми. Девиз «Здоровый  воспитатель - здоровые дети» несет не только физическую нагрузку, но и  психологическую (работа с родителями), умение приобщить родителей и ребенка  к здоровому образу жизни.

Воспитатель, работающий в группе ЧДБ, должен основываться на гуманистическом принципе  действенной любви, на подготовке ребенка  к социуму, памятуя принцип «Здоровый ребенок - здоровое  будущее».      

          Распределение обязанностей сотрудников.

Воспитатель

Медицинский персонал

Младший воспитатель

Прием детей, беседы с родителями

Игровая деятельность

Утренняя гимнастика

Проведение занятий

Проведение прогулок, экскурсий

Закаливающие процедуры

Индивидуальная работа с детьми

Обогащение ПРС

Соблюдение режима дня

Соблюдение чередования видов деятельности

Организация питания, воспитание КГН

Работа с родителями

Взаимосвязь со специалистами

Проведение мониторинга

Педиатр

Беседы с родителями, сбор анамнеза, рекомендации

Составление индивидуального плана оздоровления

Контроль за течением адаптации, организацией оздоровительной работы

«Школа здоровья»

Медсестра педиатра

Утренний фильтр

Выполнение назначений педиатра (полоскание горла, санация носа, самомассаж, раздача витаминов и др)

Контроль режима проветривания, соблюдения режима дня, санитарного состояния помещения группы

Проведение закаливающих процедур

Мониторинг физического состояния здоровья

Медсестра массажа

Проведение массажа, гидромассажа

Обучение детей приемам самомассажа

Консультации для родителей

Медсестра физиокабинета

Проведение физиопроцедур

(УФО, ингаляции, тубус-кварц и др)

Солярий

Углекислая ванна

Фитотерапия

Ароматерапия

Консультации для родителей

Медсестра бассейна

Рекомендации  родителям

Осмотр детей перед плаванием

Контроль за выполнением санитарных правил и режимом проведения занятий плаванием

Влажная уборка помещения

Организация питания

Проветривание

Генеральная уборка

Уход за детьми (подготовка к прогулке, закаливание и др)

ПРИНЦИПЫ  СОЗДАНИЯ ПРОГРАММЫ  "КРЕПЫШ"

 1.Принцип  доступности:

1.1.Учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, чтобы  не задерживать сильных и не торопить слабых,  учитывать их состояние здоровья.

1.2.Учитывать социальные условия семьи,  ее традиции, привычки.

1.3.Учитывать и развивать коммуникабельность ребенка,

подавать обучающий и игровой материал, опираясь на знания  особенностей психического  развития  ребенка.

2. Принцип  систематичности  и  последовательности  в  воспитательно-оздоровительном процессе,  поэтапный переход  от   простого  к  сложному,  от щадящего  к  интенсивному.

3.Принцип     взаимодействия:

3.1.взаимоотношение    « воспитатель + ребенок».

3.2.взаимоотношение «воспитатель + ребенок + родители».

3.3. «ДОУ +семья + медперсонал».

4.Принцип  наглядности:

4.1.опираясь на полученный опыт ребенка: «Учусь быть здоровым».

4.2.опираясь на пример воспитателя: «Делай, как  я».

5.Принцип научности:

5.1.основывается на последних научных разработках в области  психологии  и  педагогики: оздоровление детей.

5.2.отслеживание результата  оздоровления ,  развития , психической  и  физической  коррекции.

ФОРМА  ОРГАНИЗАЦИИИ  ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ  РАБОТЫ

1.Утренняя гимнастика - танцевально - ритмическая, на тренажерах, на воздухе, в виде подвижной игры,  оздоровительного  бега.

2.Занятия: обычные, сюжетно - игровые , занятия- прогулки, тренировки, индивидуальные, зачетные.

3.Гимнастика: после сна, игровая, лечебно-восстановительная, дыхательная, звуковая, физкультминутки, релаксация.

4. Оздоровительные процедуры в водной среде:(в бассейне) обычные занятия, индивидуальные , развлечения, самостоятельное игровое.

5.Закаливание: традиционное (местные и общие ) и нетрадиционное..

6.Профилактика: работа физиокабинета , гидромассаж, ЛФК, УФО, солярий.

7.Стоматологическая помощь детям.

8.Гигиенические требования к одежде.

9.Воспитание у детей ценностей здорового образа  жизни.

10.Привитие культурно-гигиенических навыков.

ОРГАНИЗАЦИЯ  УТРЕННЕЙ  ГИМНАСТИКИ.

Утренняя гимнастика по своей сути является утренней прогулкой на свежем воздухе, т.к. во время ее дети не только бегают и выполняют  физические упражнения, но и  играют. Что  же касается  усвоения кислорода  тканями и органами, то во время  физических упражнений на свежем воздухе  этот процесс протекает интенсивнее. Поэтому  30 минут  утренней гимнастики равняется часовой прогулке.

Комплексы  утренней гимнастики составляются  с учетом  двигательного опыта детей  на каждый месяц по три комплекса.

    1. По сезону  - для хорошей погоды.

    2. По сезону - на случай сильного  мороза.

    3. По сезону - на случай порывистого ветра.

Утренняя гимнастика на свежем воздухе проводится со старшими детьми при температуре  не ниже -18  градусов.

Составляя комплекс утренней гимнастики  на месяц, воспитатель учитывает :    -если  погода теплая можно  дать  общеразвивающие упражнения (ОРУ),             -если сильный ветер лучше использовать полосу препятствий,

  -если сырая погода и снаряды мокрые, скользкие можно провести 3-4  подвижных игры,

  -если погода не дает возможности провести  утреннюю гимнастику на свежем воздухе, то лучше  провести танцевально-ритмические упражнения, позаниматься на тренажерах.

Какой  бы вариант не был выбран из запланированного месячного комплекса, он обязательно включает в себя  оздоровительный бег и свободную самостоятельную деятельность. Во время свободной деятельности дети занимаются  на  спортивных снарядах, играют в мяч, упражняются в прыжках через скакалку. Главное чтобы дети были заняты, умели найти занятие по душе. Это приучает их к  самоорганизации, самостоятельности.

Утренняя гимнастика  состоит из следующих частей:

       -разминка, подготавливающая  детей к бегу в медленном темпе,  

       -бег в медленном темпе,

       -упражнение на регулировку дыхания,

       -комплекс ОРУ или  работа на полосе препятствий,

       -расслабление,

       -свободная деятельность детей,

       -подвижные игры,

       -расслабление,

       -водные закаливающие процедуры.

Воспитатель  разнообразит схему  с позиции    целесообразности, самочувствия  и настроения детей,  правильно дозирует нагрузку.  

Все движения предварительно разучиваются на физкультурных занятиях, в комплекс утренней гимнастики включаются только те упражнения, с которыми дети хорошо справляются. Ориентируясь на возможности  детей, воспитатель дает нагрузку на каждое движение.

В процессе утренней гимнастики решаются  воспитательные задачи:

         -приучать детей подстраховывать друг друга,

         -учить раскладывать одежду для просушки,

         -приучать честно выполнять упражнения, о неудачах говорить  воспитателю, вместе решать «как быть»,

         -приучать поддерживать друг друга, не смеяться над неудачами  других, сопереживать товарищу .

ОРГАНИЗАЦИЯ    ГИМНАСТИКИ  ПОСЛЕ  СНА.

Основная цель гимнастики после дневного сна поднять настроение и мышечный тонус , а также обеспечить  профилактику нарушений осанки.

Настроение детей зависит от того,  как они выспались и от  эмоциональной обстановки, которую создаст воспитатель. Гимнастика после сна проводится в игровой или сюжетно-игровой   форме, в форме мини тренировки; бег заменяется  подвижной игрой или игровыми упражнениями.

В любой вариант комплекса  включается корригирующая гимнастика  для профилактики плоскостопия и нарушения осанки, самомассаж , упражнения на тренажерах.

После гимнастики проводятся закаливающие процедуры. Форма одежды любая (например, трусики и босиком и т.д).

Гимнастика после сна начинается  с самомассажа в кроватках, разминки на тренажерах. Принуждать ребенка не  нужно. Необходимо  чтобы ребенок понял,  для чего ему это нужно, если он отказывается  выполнять задания,   необходимо выяснить причину.

ОРГАНИЗАЦИЯ  ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ.

Ежедневно в группе проводится по три физкультурных мероприятия:

-утренняя   гимнастика

-физкультурное занятие

-гимнастика  после  сна

Это позволяет создать оптимальный двигательный режим.

Физкультурные занятия проводятся в различной форме: тренинговые, развлекательные, прогулки, походы, занятия  обычного типа, игровые занятия (построенные из подвижных игр, игр-эстафет, игр-атракционов), занятия –тренировки, занятия на спортивных снарядах и тренажерах, танцевально - ритмические занятия и д.р.

 Физкультурное занятие проводит  физрук с воспитателем, некоторые занятия проводит медработник с воспитателем, используя методику физического воспитания в ДОУ.

Проведение занятий необходимо сочетать с воздушными ваннами и  водными процедурами, включая  дыхательную гимнастику, также важно создавать особый  эмоциональный  фон, давать детям почувствовать, что они ловкие, сильные, красивые, показывать интерес к их успехам.                      

  ЗАКАЛИВАНИЕ.

При работе с ослабленными детьми необходимо соблюдать основные  принципы закаливания. Эти принципы использовал Ю.Ф. Змановский. Он считал, что осуществлять закаливание следует только при полном  здоровье детей; интенсивность закаливающих процедур целесообразно увеличивать постепенно, необходим тщательный учет индивидуальных особенностей ребёнка, его возраста, наличия у него повышенной чувствительности к закаливающим мероприятиям. Перерыв на 2-3  недели и более снижает сопротивляемость организма к простудным факторам.

   Недопустимо проведение закаливания при наличии у ребёнка отрицательных реакций, это может привести к невротическим расстройствам.

Особое внимание нужно обращать на одежду детей, необходимо  использовать неперегревающую одежду, убедить родителей в отказе от кутания ребёнка, от гиперопеки.

Закаливание ослабленных детей нужно вести с большей постепенностью и осмотрительностью, чем здоровых, меры закаливания более индивидуализированы.

 Методы закаливания делятся на традиционное (местные и общие) и нетрадиционные. Традиционные: воздушные, контрастные, солнечные ванны.  Местное:  умывание  после сна, игры с водой, полоскание горла, полоскание полости рта.  Общее :  обтирание, обливание , душ , купание.

Нетрадиционные  методы закаливания: контрастный душ, контрастные ванночки для рук и ног, баня , сауна, хождение босиком по снегу.

 ТОЧЕЧНЫЙ  МАССАЖ.

   Одним из эффективных элементов закаливания является точечный массаж-надавливание подушечками пальцев на кожу и мышечный слой в месте расположения осязательных точек и разветвлений нервов.      

    Точечный массаж, как  элемент психофизической  тренировки, способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения, воздействуя на некоторые активные точки.  В основном это массаж  активных точек на подошве и пальцах ног, некоторых точек на голове, лице и ушах, а также на пальцах рук.

        Для того чтобы точечный массаж не выполнялся чисто механически необходимо создать соответствующий  эмоциональный настрой. Это легко сделать, например, предложив детям игру  «Скульптор», в которой, опираясь на прошлый опыт работы с глиной или  пластилином, можно дать возможность ребенку творчески подойти  к процессу и почувствовать внутренний настрой созданного образа. Заниматься точечным массажем при создании образа можно только очень нежно, так как в этом случае ответственность за эмоциональное состояние полностью перекладывается на подсознание ребенка, появляется доверие к  создателю - внутреннему Я.

    Приемы точечного массажа очень легко освоить  взрослым и затем научить детей.  Выполнять их надо по порядку, массируя точку за точкой.

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ   РЕЖИМ.

Главным условием правильной организации оздоровительно-воспитательной работы в детском саду является оздоровительный режим. Многие учёные считают, что ослабленные дети требуют огромного внимания.

С одной стороны, ослабленный ребёнок в большей степени нуждается в отдыхе и полном покое. С другой стороны - только деятельное состояние может усилить обмен веществ, оживить кровообращение, вызвать бодрое настроение, т.е. создать условия, необходимые для укрепления здоровья.

Неправильно понимать режим как жесткий распорядок с обязательным, специальным повторением определённых моментов в строго установленное время.

Оптимальный оздоровительный режим - это регулярно повторяющаяся деятельность, но не инертная, монотонная, а динамическая, изменяющаяся в зависимости  от воздействия среды.

Оздоровительный режим должен быть построен с учётом особенностей соматического и нервно-психического здоровья детей, а также с учётом возрастных особенностей, эмоционального состояния и внешних факторов, оказывающих воздействие на организм ребёнка.

Ряд исследований показал, что рост респираторных заболеваний осенью и весной связан с нарушением слаженности ритмов, и как следствие этого идёт снижение устойчивости организма к болезнетворным воздействиям. Внутренние биологические часы детского организма активно реагируют на биоритмы земли, как следствие, повышается возбудимость нервной системы, сокращается количество гормонов эндокринных желёз. Поэтому ребёнок становится менее устойчивым к неблагоприятным воздействиям: перепадам температуры, напряжению магнитного поля земли, солнечной активности и т.д. Всё это ведёт к снижению иммунитета и росту заболеваемости.

Для решения этой проблемы рекомендовано разработать 3 оздоровительных режима дня. Сравнивая их можно видеть различия в продолжительности прогулок в зависимости от погодных условий.

Особое место занимает состояние бодрствования и сна. В адаптационный период, необходимо определить индивидуальные различия в продолжительности сна , у детей, а также «управлять сном», добиваясь, чтобы ребёнок ежедневно засыпал в одно и то же время.. Как бы целесообразно не строился режим с дозировкой нагрузок, переключением на разные виды деятельности, с увеличением двигательного компонента, в течение суток показатели  биологической активности ребёнка неизбежно снижаются, что диктует необходимость смены деятельного состояния на сон.

Рекомендуемая продолжительность сна в течение суток для здоровых детей старшего дошкольного возраста 12 часов, Она складывается из ночного 10.30 и дневного сна 1.45-2.20. Учитывая индивидуальные особенности часто болеющих детей, быструю утомляемость нервной системы, педиатром детского сада продолжительность дневного сна была увеличена до 3.00часов.

Глубина и продолжительность сна связаны с условиями его организации. При правильном распорядке дня фактор времени приобретает свойства условного сонного раздражителя и способствует нормальному засыпанию. Быстрое и спокойное засыпание ребёнка обуславливается укладыванием его в определенные часы, в хорошо проветриваемом помещении с температурой воздуха +16 +18 градусов (в течение сна должен поступать свежий воздух, ускоряющий наступление сна и поддерживающий его физиологическую глубину и длительность).

Одним из компонентов режима является прогулка на свежем воздухе. Она является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. В зависимости от возраста детей, прогулки имеют свои особенности. Пребывание на воздухе способствует повышению сопротивляемости организма, повышению аппетита, оказывает закаливающий эффект. Правильно организованная прогулка реализует до 50% суточной потребности в активных движениях. Сокращение прогулки создает дефицит движений. В условиях Крайнего севера прогулки совершают при температуре

-35 без ветра, продолжительность от 30-40 мин. с учетом комфортного состояния детей. Если прогулка невозможна, то ее проводят в спортивном зале при открытых фрамугах Важно приучать детей правильно одеваться, в определенной последовательности, избегать перегрева детей. Для этого дети одеваются и выходят на улицу подгруппами.

Режим дня для часто и длительно болеющих детей с учетом региональных особенностей  составлен по сезонам.                           

 Режим можно считать правильным тогда, когда в нём предусмотрена рациональная двигательная деятельность: физические упражнения, подвижные игры, релаксация, всевозможные движения; деятельность, которая способствует нормальному функционированию нервной, сердечно-сосудистой и других систем детского организма.

 Двигательная активность детей зависит от возраста, физической подготовленности, состояния здоровья, индивидуальных способностей, от уровня организации режима.

Одним из основных условий является систематическое использование циклических упражнений, их ценность для растущего организма очень велика. Это вид физических нагрузок, повторяемых многократно и систематически. Равномерно повторяемые циклические упражнения: ходьба, бег, прыжки, плавание и т.д. способствуют   увеличению умственной и физической работоспособности, улучшению эмоционального состояния, полноценному развитию детей, укреплению их здоровья. Важно помнить при регулировании нагрузки путём систематического повторения движений о способах обучения

детей правильному дыханию, не допускать перегрузок, формировать положительный настрой

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ

 В последние годы отмечается повышенный интерес к использованию лекарственных растений и средств народной медицины для профилактики различных заболеваний. Это вполне закономерно, поскольку вещества растительного происхождения, обладая биологически активными свойствами, проникают в ткани организма и действуют на уровне внутриклеточного обмена, обеспечивают комплексное поступление действующих соединений и оказывают системное воздействие на организм. Кроме того, даже длительное применение средств растительного происхождения практически не вызывает развитие аллергических реакций, что несомненно увеличивает эффективность использования лекарственных растений.

Комнатные растения улучшают жизненную среду человека тем, что положительно влияют на состав воздуха в помещении: смягчают его сухость - листья испаряют влагу, что особенно важно в отопительный сезон, создают свежесть и приятную прохладу; очищают воздух от пыли (в помещении ее почти в 20 раз больше, чем под открытым небом). Это особенно значимо для детского сада. Но самое большое оздоравливающее значение комнатных растений состоит в том, что они обогащают воздух кислородом - именно днем (на свету), когда присутствуют дети, они поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Для ЧДБ группы детского сада имеют значение растения, выделяющие фитонциды - легкие органические вещества, обладающие бактерицидными свойствами. Фитонциды повышают бактерицидную энергию воздуха, что способствует разрушению патогенных организмов, находящихся в нем. Известно, что дети очень чувствительны к различной инфекции, часто являются носителями и распространителями бактерий (если кашляют или чихают). Растения, обладающие фитонцидными свойствами, позволяют улучшить воздушную среду помещения. К таким растениям относятся разные виды  пеларгоний (герани), многие суккуленты (алоэ, толстянки), аукуба японская, антуриум величественный, колеус Блюме, пеперомии, туя восточная.

Особая роль принадлежит растениям, поглощающим вредные вещества и газы из воздуха, которых в настоящее время достаточно в каждом помещении - их выделяют разнообразные синтетические материалы, из которых сделаны предметы быта: пластмассовые изделия, ковровые покрытия, мебель из ДСП, линолеум и пр. Известно, что все эти вещества вредны для здоровья, могут вызывать аллергию и другие заболевания. Наиболее подходящим для очищения воздуха комнатным растением является хлорофитум хохлатый - неприхотливое растение, имеющееся в каждом детском саду. Для очистки воздуха помещения группы нужно не менее двух растений.

  Отбор цветов в помещение группы надо проводить с учетом знаний о  свойствах растений, особенно лечебных, и зеленый доктор, выращенный собственными руками на подоконнике, всегда поможет преодолеть детям недуг.

В первую очередь необходимо отобрать цветы, выделяющие особые летучие вещества - фитонциды, которые губительно действуют на болезнетворные микробы. Для микроорганизмов это яды, но эти яды в высшей степени полезны человеку. Хорошо известны фитонцидные свойства лука и чеснока, оказывающие бактерицидное и бактериостатическое действие на различные виды микроорганизмов, являющихся частой причиной развития патологических состояний.

Фитонцидные свойства, поражающие бактерии, в том числе опасные для человека, обнаружены у многих растений - алоэ, герани, лимона, апельсина.. Иглы хвойных , листья лавра, эвкалипта также обладают бактерицидными свойствами. Если завести криптомерию, можжевельник, сосну, обладающих еще одним ценным свойством, то они наполнят помещение отрицательно заряженными ионами кислорода, а они -то в свою очередь создадут  целебный микроклимат: станет гораздо легче дышать, воздух всегда будет свежим. В комнате с недостатком таких отрицательно заряженных ионов, действующих на людей самым положительным образом, люди чувствуют себя вялыми, уставшими, их часто мучает головная боль. Чтобы восполнить недостаток этих замечательных ионов, можно завести пару цереусов или кодиеумов - эти растения тоже способны восстановить ионный состав воздуха.

Растения с крупными роскошными листьями - диффенбахия, антуриума, филодендроны - не только красивы, но самым благотворным образом влияют на воздух, улучшая водно-газовый обмен и уменьшая сухость воздуха в помещении с центральным отоплением, делая его более влажным.

Но растения не только улучшают воздух, но и осуществляют такой вид целительства, как лечение запахом или аромотерапия. Аромотерапия проводится эфироносными растениями: герань, лавр благородный, сантолин кипарисовый, розмарин.

Таким образом, комнатные растения - не просто деталь интерьера, украшающая помещение подобно ковру или картине. Растения - живые существа, обладающие сильным биополем, способным воздействовать на человека и участвовать в формировании энергоинформационной структуры. От того, сумеем ли мы правильно подобрать комнатные растения, зависит и общая атмосфера в группе, и самочувствие ее обитателей.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что лекарственные растения имеют сложный состав, лечебное действие их многообразно, и это дает им несомненные преимущества перед химическими соединениями и лекарственными препаратами синтетического происхождения.

УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС.

Влияние воспитателя на развитие ребёнка начинается с первых дней пребывания его в дошкольном учреждении. От педагогического мастерства воспитателя, его идейной убежденности и культуры зависит, какого уровня развития достигнет ребёнок. Заботясь о здоровье детей, поддерживая в них жизнерадостное настроение, потребность в двигательной деятельности происходит ежедневно под девизом "Учусь быть здоровым".

Воспитание и обучение в группе часто и длительно болеющих детей проводится по государственной программе М.А.Васильевой, по программе «Развитие» Л.А.Венгера. .Многогранный воспитательный процесс направлен на физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание детей. Одна из задач детского сада -подготовка детей к обучению в школе. Решение этой задачи предусматривает гармоничное развитие ребёнка. Основной формой обучения дошкольников являются занятия, на которых детям последовательно и в системе дают соответствующие возрасту ребёнка представления об окружающем мире, о мире чисел, о музыке и изобразительном искусстве, формируют умения и навыки практической  и учебной деятельности.

В старшей группе с сентября по май проводятся 14 занятий в неделю, 3 дня по 3 занятия , 2 дня по 2 занятия. Ежедневно проводится одно занятие с физическими нагрузками продолжительностью 30 мин., остальные занятия по 20 мин с перерывом 10-15мин. для проведения дыхательных упражнений, гимнастики для глаз, точечного массажа , релаксации.

Внимание педагога обращается на то, что задача всестороннего гармонического развития и воспитания ребёнка может быть успешно решена при условии учета возрастных и индивидуальных особенностей , установления с детьми доверительных взаимоотношений, а также взаимодействия с родителями.

ГИГИЕНА СРЕДЫ.

Здание.

Основной структурной единицей здания является групповое помещение, включающее раздевальную (18 кв.м.), групповую (50 кв.м.), спальню (50 кв.м.), туалетную (16 кв.м.) комнаты. Групповое помещение имеет самостоятельный или общий на 2-3 группы вход.

В каждом помещении  группы должны быть созданы благоприятные пространственные условия для размещения оборудования и создания максимума удобств для разнообразной деятельности детей и работы персонала. Эти требования легли в основу нормирования набора и площадей помещений группы.

В раздевальной вдоль стен размещаются индивидуальные шкафчики для хранения одежды, на свободном пространстве в середине помещения устанавливаются скамейки, сидя на которых дети раздеваются. Для просушки варежек, рейтуз, обуви устраиваются сушильные шкафы, или предусматривается подводка горячих труб непосредственно к шкафчикам. В раздевальной должен быть стеллаж для хранения спортивного инвентаря и выносимого игрового оборудования, а также вешалки или шкаф для верхней одежды персонала.

В групповой комнате дети заняты играми, здесь проходят занятия, питание. Основное оборудование зоны организованных занятий и питания - столы и стулья, в старшей группе 2-х местные. Для занятий они размещаются аналогично партам в школе. Расставлять столы следует так, чтобы освещение было левосторонним, и чтобы педагог имел возможность свободно подходить к каждому ребенку. Проходы между рядами столов во время занятий должны быть не менее 0,5 м, а во время питания  не менее 1,2 м.

Чтобы дети в процессе самостоятельной деятельности могли упражняться в различных видах движений, обязательно следует разместить непосредственно в группах физкультурное оборудование: гимнастическая стенка в два пролета, лесенка-стремянка, веревочная лестница, снаряды для пролезания, подлезания, прокатывания, навесные мишени, мостики-качалки, качели и др., оборудование может быть дополнено канатом, гимнастической скамейкой, ребристыми досками. Желательно в групповой комнате выделить физкультурную зону, где размещается стационарное оборудование, и физкультурный уголок - место хранения пособий и атрибутов.

В спальне размещаются детские кровати с минимальным расстоянием друг от друга 0,3 м, а между рядами кроватей - не менее 0,5 м. Увеличенные размеры спален в детских садах находящихся в районах с суровым климатом, даны для того, чтобы выдержать достаточное расстояние от наружных стен не менее 1м.

Допустимо использование пространства спальни для игровой деятельности детей, если она размещена смежной с групповой. Такая композиционная структура обеспечивает санитарную норму площади двух основных помещений на одного ребенка, равную 4 кв.м, и кубатуру воздуха 12 кв.м, что способствует созданию нормального воздушного режима.

     Воздушно-тепловой режим.

В помещениях в результате длительного пребывания детей воздух изменяет свои свойства. Повышается его запыленность и микробная загрязненность. В воздух попадают продукты жизнедеятельности и химические соединения бытового характера. Претерпевают изменения физические свойства воздуха - повышается его температура и влажность, ухудшается ионный состав.

Изменение физических свойств воздуха может привести к стоянию теплового дискомфорта.

Поэтому у детей, находящихся в плохо проветренном помещении, чаще проявляются признаки пониженной работоспособности, отклонения в поведении - раздражительность, плаксивость, необоснованные капризы. Отмечается также снижение биологической защиты кожных покровов.

Особого внимания требуют ослабленные дети, ЧДБ, со слабым типом сосудистых теплорегуляционных реакций. Они испытывают комфортное состояние при температуре воздуха на 1-2 градуса выше, чем нормативные показатели для их сверстников с хорошей теплорегуляцией.

Воздух помещений, где находятся дети, должен быть чистым, свежим, поэтому нужно обеспечить его обмен, т.е. удаление загрязненного и взамен поступление свежего наружного воздуха. В групповой комнате, рассчитанной на 25 детей, воздух необходимо полностью обновлять в течение часа дважды. Обмен воздуха осуществляется за счет его притока через фрамуги, форточки, окна.

Групповую комнату необходимо время от времени проветривать в присутствии детей. В отсутствие детей организуют сквозное проветривание помещения (окна или фрамуги открывают на противоположных стенах). Для контроля за температурным режимом во всех детских помещениях на внутренней стене на высоте 0,8 - 1 м от пола должны быть подвешены термометры.

 Тепловое состояние детей зависит от характера одежды. В теплое время года днем дети спят без маек. В холодные сезоны дети спят в майках.  

 Световой режим.

В процессе учебной, игровой, познавательной, трудовой деятельности дошкольники выполняют интенсивную зрительную работу. Одной из важных мер охраны зрения является создание оптимальных условий для зрительной работы .Это прежде всего достаточный уровень и хорошее качество освещения,  правильная организация рабочего места.

Естественное освещение.  Основным показателем, характеризующим естественное освещение, является коэффициент  естественной освещенности - КЕО. Для основных помещений в дошкольных учреждениях его норма составляет 1,5 %.

Естественная освещенность помещения зависит  от величины светового потока, проникающего через окна. Чем  больше площадь остекления, тем светлее помещение.

Искусственное освещение обеспечивается лампами накаливания и люминесцентными  лампами. Лампы могут создать освещение, по спектру близкое к естественному.

При организации искусственного освещения следует руководствоваться установленными гигиеническими нормативами и требованиями. В групповых освещенность на уровне  0,5 м от пола должна быть не ниже 200 лк для люминесцентных и не ниже 100 лк для ламп накаливания.

 Мебель.

Набор мебели для детских групп подчинен требованиям учебно-воспитательного процесса.

Соотношения высоты стола и стула определяется  показателем, который носит название «дифференция».

В соответствии с Государственными стандартами для ДОУ выпускаются 6 групп мебели.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЛНОЦЕННОГО ЛЕЧЕБНОГО ПИТАНИЯ.

Организация питания ослабленных детей в ДОУ имеет свои особенности. Нормы питания характеризуются повышенным содержанием продуктов, богатых белками, минеральными веществами, витаминами. Однако подходы к организации питания не замыкаются только на расширении и увеличении рациона.

К числу задач лечебного питания  мы относим:

  •   обеспечение организма полноценным питанием в условиях повышенного распада белков, ухудшения обмена жиров и углеводов, усиленного расхода витаминов и минеральных веществ;
  • повышение защитных сил организма, направленных против инфекции и интоксикации;
  • нормализацию обмена веществ;
  • восстановление тканей, пораженных болезнью.

Детский организм испытывает высокую потребность в основных пищевых веществах и калориях. Кроме того, во время болезни протекающие в организме обменные процессы, требующие значительного расхода энергии, часто активизируются.

Большую роль в лечебном питании играет белок, особенно при хронической пневмонии. Белок необходим всем детям в период выздоровления, так как благодаря ему происходит нормальное течение восстановительных процессов.

Выздоравливающим требуются и жиры, преимущественно растительные масла, принимающие активное участие в обменных процессах. В жирах нуждается организм при воспалении легких, заболеваниях верхних дыхательных путей.

Во время болезни расходуется большое количество энергии, основным источником которой являются углеводы. Они к тому же обеспечивают более экономное расходование организмом белка и жира. Это особенно важно, когда из-за болезни приходится ограничивать их потребление. Углеводы содержатся в овощах, фруктах, молоке.

Организм больного ребенка испытывает потребность в витаминах - катализаторах, ускорителях процессов обмена веществ, в частности, в витамине С - аскорбиновой кислоте, повышающей сопротивление организма воздействию окружающей среды и возбудителям инфекционных заболеваний.

При организации питания больного ребенка следует учитывать характер лечения. Например, продолжительное применение антибиотиков и сульфамидных препаратов может вызвать дефицит фолиевой кислоты. В этом случае следует включать в рацион продукты, богатые фолиевой кислотой (печень, почки, зелень).

Планируется применение лечения соками свежих растений. Свежеприготовленные соки естественнее воздействуют на организм, при этом используется вся их целебная ценность без изменений. В таком соке в неизменной форме содержатся лекарственные вещества, созданные самой природой и находящиеся здесь в едином комплексе.

Таким образом,  к условиям полноценного лечебного питания ослабленных детей относятся:

  • включение в рацион продуктов, богатых витаминами А, В, С, Д, минеральными солями (кальцием, фосфором, железом, магнием, медью), а также белком - строительным материалом для регенерации эпителия в бронхолегочной системе;
  • разнообразие рациона питания,
  • использование дифференцированных диет в зависимости от особенностей течения болезни и восстановительного периода;
  • сочетание лечебного питания и фитотерапии.

ПРИМЕНЕНИЕ ПСИХО-ГИМНАСТИЧЕСКИХ И ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ И СРЕДСТВ.

.

Развивающаяся психика ослабленного ребенка представляет один из важнейших факторов оздоровления. Проблема психического состояния ребёнка, его самочувствия, является одной из самых актуальных , т.к. доказано, что между душевным равновесием и физическим здоровьем существует тесная связь и положительное эмоциональное состояние является одним из важнейших условий развития личности.

В работе с ЧДБ особое значение имеет изучение личности каждого воспитанника, поскольку индивидуальные различия среди ослабленных детей выражены резче, чем среди здоровых.  Важно создать условия, когда положительные эмоции будут преобладать в ежедневной жизнедеятельности ребенка. Оздоровительный эффект физических упражнений может быть существенно повышен за счет комплексного использования средств и методов физического и психического тренинга. Отсюда необходимость широкого внедрения психогигиенических и психопрофилактических методов и средств в практику работы с ослабленными детьми. К одним из таких средств относится психогимнастика.

Психогимнастика - это курс специальных занятий (этюдов, упражнений, игр), направленных не только на коррекцию, но и на развитие различных сторон психики ребенка. Детям,  прошедшим курс психогимнастики, становится проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. У них вырабатываются положительные черты характера (уверенность, смелость, доброта и т.п.), изживаются невротические проявления (страхи, неуверенность, различного рода опасения). Отбирая те или иные психогимнастические упражнения и игры, мы исходили из присущих ослабленным детям индивидуальных особенностей: неуверенности, замкнутости, заторможенности, быстрой утомляемости, повышенной тревожности.

Каждое занятие по психогимнастике состоит из ряда этюдов и игр. Они коротки, разнообразны и доступны детям по содержанию. Поскольку внимание дошкольников неустойчиво, дети отличаются большой подвижностью и впечатлительностью, необходимо часто менять задания. В качестве своеобразного отдыха можно использовать подвижные игры, перемежая ими основные задания. Каждый этюд необходимо повторять несколько раз, чтобы в нем смогли принять участие все дети. Занятия, таким образом, длятся от 25 минут до 1 часа.

Одним из доступных для детей дошкольного возраста средств психотонической тренировки являются упражнения на расслабление. Назначение релаксации состоит в том , чтобы снять эмоциональное и психическое напряжение. В связи с этим в процесс физического воспитания вводятся релаксационные упражнения.

Овладеть навыком произвольного расслабления ребёнку сложно, поскольку это требует определенного двигательного опыта. Обязательным условием обучения является удобное исходное положение, использование музыкального сопровождения, использование пособий.

Упражнение на расслабление применяют в заключительной части занятия или во время интервалов отдыха , когда необходимо снизить физическую нагрузку. Успокаивающие словесные формулы следует произносить спокойным голосом, в замедленном темпе. После каждой фразы делать паузу, давая детям возможность осмыслить и выполнить необходимое действие, а также соблюдать чувство меры, не затягивая отдых.

Правильное общее расслабление мышц сопровождается ощущением отдыха и умиротворения и способствует снятию психического напряжения.

РАБОТА С  РОДИТЕЛЯМИ.

Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране. Не будет преувеличением сказать, что семья и детский сад - те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка.

Ни одна, даже самая лучшая, физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано сообщество «дети-родители-педагоги».

Совместная работа с семьей строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику.

1.        Единство. Оно достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка понятны не только воспитателям, но и родителям, если семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду.

2.        Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики  и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей - в детском саду.

3.        Учет индивидуальных особенностей ребёнка в семье и детском саду.

В соответствии с перечисленными положениями работа с семьей включает:

- целенаправленную санпросветработу, пропагандирующую общегигиенические правила, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима и тд.;

- ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;

- ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;

- участие родителей в составлении индивидуальных программ (планов) оздоровления детей на каникулярный период.

- обучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления (ЛФК, дыхательная гимнастика, самомассаж, разнообразные виды закаливания и тд.)  на групповых консультациях.

- ознакомление родителей с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в дошкольном учреждении, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма (фитотерапия, аромотерапия и тд)

В этих целях широко используются:

- информация для родителей на стендах, в папках-передвижках, в библиотеке детского сада,

        - консультации,

- устные журналы и дискуссии с участием психолога, медиков, специалистов по физкультуре, а также ознакомление родителей с ценным опытом воспитания,

- семинары-практикумы,

- деловые игры и тренинги с прослушиванием бесед с детьми (магнитофонные записи), разбором проблемных ситуаций (видеосъемки), решение педагогических кроссвордов и тд.,

- дни открытых дверей для родителей с просмотром разнообразных занятий в физкультурном зале, на спортивной площадке и в бассейне, закаливающих и лечебных процедур и тд.,

        - физкультурные досуги и праздники с участием родителей и тд.

Стержнем всей работы является индивидуальная программа (план) оздоровления, которая разрабатывается для каждого ребенка в начале учебного года совместно с родителями на основе всесторонней диагностики состояния его здоровья и психомоторного развития, включающей:

  • составление анамнеза,
  • осмотр ребенка специалистами и общее обследование (заключение педиатра),
  • анализ навыков детей в основных видах движений,

анкетирование родителей по вопросам воспитания здорового ребенка.

ДИАГНОСТИКА.

Мониторинг состояния физического и психического здоровья детей

группы ЧДБ «Мышки».

Критерии физического развития.

                                                                                                                                                  Таб №1

Уровень двигательной активности

2002

сентябрь

2003

май

2003

сентябрь

2004

май

2004

сентябрь

2005

май

высокий

----------

      4

      2

5

5

6

средний

     10

      10

    10

9

8

9

низкий

      5

       1

      3

1

2

-

 

                                                                                                                               таб №2

 Уровень физического развития

  2002

сентябрь

2003

май

2003

сентябрь

2004

май

2004

сентябрь

2005-май

гармоничное

    10

  13

    10

12

11

13

Негармоничное

*дисгармоничное

*резко дисгармоничное

     3

     2

   2

    1

   2

   2

2

1

2

1

1

2

   По данным таблицы можно сделать  вывод : уровень двигательной активности за год улучшился. Дети стали более подвижными, с удовольствием играют в подвижные игры, стали более выносливыми. Уровень физического развития

определяют мед.работники  в конце учебного года по  антропометрическим данным.                    

 ПО ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ

       

                                        2002- 03                2003- 04           2004- 2005                                            таб №3

Уровень заболеваемости

В промилле

5200%

2267%

5600%

2400%

5533%

2733%

Число обращений по ОРВИ  за 1 год

78

34

84                      

36

83

41

 

Вывод:  По таблице заболеваемости и графику  видно -  снижение числа обращений по ОРВИ за каждый год .За 2002-03год заболеваемость снизилась на 41%, в 2003-04 снизилась на 43%, 2004-05 снизилась на 50,6%.

                                                                                                                                                         Таб №4

Резистентность

2002

2003

2003

2004

2004

2005

Норма

  ---

  11

1

11

-----

10

Отк.от нормы

   15

    4

14

4

15

5

Вывод: Резистентность  определяет врач педиатр д/с. В начале года и в конце, в соответствии с количеством случаев заболеваний у каждого ребенка. По таблице  видно, что на начало года все дети относятся к группе часто болеющих детей. Концу года большее число детей переведено в обычные  группы здоровья. Диагноз часто болеющий ребенок осталось у 4 детей.      

                       КРИТЕРИИ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ.                                                                                                                                           ТАБ№5

Тревожногость

  2002сен

2003май

2003сен

2004май

2004сен

2005май

Высокий уровень

2

2

4

2

3

2

Средний

6

7

8

12

10

12

Низкий

6

5

3

1

2

1

 Вывод: здоровье ребенка определяется не только его физическими возможностями,

Психологическое здоровье детей также важно. Созданные  в группе  условия, когда положительные эмоции  преобладают в ежедневной жизнедеятельности ребенка, позволяют ребенку быть общительнее. Широкое внедрение психогигиенических и психопрофилактических методов и средств в практику работы с ослабленными детьми дают положительные результаты .    

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.

                                                                                                                                                       Таб№6

Уровень профилактической работы с родителями

2002

2003

2003

2004

2004

2005

Кол-во консультаций

7

5

5

4

7

5

Кол-во других мероприятий

10

14

9

13

12

13

 Вывод: большая работа ведется с родителями не только воспитателями, но и специалистами ДОУ. Для родителей организован вечерний семейный клуб под руководством инструктора по ЛФК ,где обучают навыкам и приемам оздоровительных мероприятий. Ежемесячно врач педиатр проводит заседание «Школы здоровья».Родители посещают клуб выходного дня

в течении года. Психопрофилактическая работа с семьей строится на единстве, доверии взаимопомощи.

     

Работа  с родителями по мини туризму в клубе выходного дня.

Автор пед. опыта

Педагогическая

Позиция

Цели , задачи.

Содержание                  

Методы, формы

Результат

Где предлагается

опыт внедрения

ПАСЫНКОВА

ГАЛИНА

ГРИГОРЬЕВНА

ВОСПИТАТЕЛЬ

1 КАТЕГОРИИ

Туризм одна из форм здорового образа жизни, является одним из эффективных методов профилактики заболеваний.

«Человек должен черпать силы у природы» - так считали  древние мыслители Сократ и Аристотель.

Только активный отдых на лоне природы принесёт пользу, восстановит силы, придаст бодрости.

Сплотить коллектив родителей и детей в группу единомышленников занимающихся укреплением своего здоровья и здоровья детей. Формировать у детей привычку вести здоровый образ жизни, проводить профилактику заболеваний, развивать нравственно-эстетическое представление об окружающем мире. Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение

к природе. Развивать двигательную активность детей.

Постепенное расширение границ познания окружающего мира, последовательное ознакомление и обучение начальным туристским навыкам и умениям.

Содержание туристского цикла:

1.Подготовка мероприятия : знакомство с основами туризма, подвижные игры для приобретения навыков, распределение обязанностей.

2. Проведение мероприятия.

3.Подведение итогов: выставка рисунков, поделок, оформление фотоальбома с рассказами детей записанные родителями.

Индивидуальные беседы с родителямиконсульта

ции, работа кружка, подвижные игры, экскурсии, работа с природным материалом, выставки работ, оформление фотоальбома.

Результат достигается когда каждый участник усваивает навыки и умения полученные при прохождении цикла:

-навыки общения со сверстниками

-навыки экологической культуры

-овладеют нормами и правилами поведения

-усваивают нормы взаимопомо-

щи ответст-

венности

-развивают познаватель-

ную   активность.

Использование

 опыта

возможно

 в группах

д/с, а также

 выступления

 на пед. часах,

родительских

собраниях,

метод.

объединениях.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

                                                  РЕЖИМ     ДНЯ                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

                                                                                                                                                                                                                                                                                             

Приём детей, осмотр                                                        6.45-7.30                                    

Утренняя гимнастика                                                       7.30-8.00                                

Подготовка к завтраку, завтрак                                       8.00-8.30      

Профилактические мероприятия,                                    8.30-9.30

медицинский час

Второй завтрак                                                                 9.30-9.40

Занятие1                                                                           9.40-10.00

Занятие 2                                                                          10.10-10.30

Подготовка к прогулке, прогулка                                   10.30-11.50

Возвращение с прогулки                                                 11.50-12.05

Подготовка к обеду, обед                                               12.05-12.40

Водные процедуры, подготовка ко сну                          12.40-13.00

Сон                                                                                   13.00 -15.30

Подъем , закаливание                                                       15.30-15.50

Полдник                                                                            15.50-16.00

Занятие                                                                             16.00-16.20

Игры, труд                                                                        16.20-17.00

Подготовка к ужину, ужин                                               17.00-17.30

Игры, подготовка к прогулке,

прогулка ,уход домой                                                       17.30-19.00

 

 КОМПЛЕКС УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ №1

1 .Ходьба в колонне по одному с ускорением  и замедлением темпа.   1-2 мин. 

2. Бег в медленном темпе .30 сек-1 МИН

3 упражнения на восстановление дыхания..

3.ОРУ   10 МИН

3.1        « ВОЗДУШНЫЙ ШАР»

1-ВДОХ ЧЕРЕЗ НОС

2-4 ВЫДОХ ЧЕРЕЗ РОТ  НАДУВАЕМ ШАРИК

3.2        «ЮЛА»

И.П.-СТОЯ НА НОСКАХ РУКИ В СТОРОНЫ

1-8 ПОВОРОТ ПЕРЕСТУПАНИЕМ ВПРАВО

1-8 И.П. СОХРАНЯТЬ РАВНОВЕСИЕ

1 -8 В ДРУГУЮ СТОРОНУ

3.3        «САМОЛЕТ»

И.П.СТОЙКА НОГИ ВРОЗЬ РУКИ В СТОРОНУ

НАКЛОН ВПЕРЕД СВЕСТИ ЛОПАТКИ

3 ДЕРЖАТЬ НА ВДОХЕ ЗВУК У-У-У-У

3.4        «ЗАВОДНОЙ УТЕНОК»

И.П СТОЯ НОГИ ВМЕСТЕ РУКИ НА ПОЯСЕ

1-ПРИСЕСТЬ НА НОСКАХ И.П - О.С.

2-3ФИКСИРОВАТЬ ПОЛОЖЕНИЕ - 4 и. П.

3.5        «ВАНЬКА-ВСТАНЬКА»2

И.П СИДЯ НОГИ СОГНУВ  РУКИ НА ПОЯСЕ

1-        2 ЛЕЧЬ НА СПИНУ  3-4 И.П.

3.6        «ВЕЛОСИПЕД»

И.П.ЛЕЖА НА СПИНЕ РУКИ ЗА ГОЛОВОЙ

1-4ИМИТИРОВАТЬ ЕЗДУ НА ВЕЛОСИПЕДЕ

3.7. «ЛЮЛЬКА»

И.П. РУКИ ВВЕРХУ

1-2ПЕРЕКАТОМ НАЗАД ЛЕЧЬ НА СПИНУ  ПОДНЯВ НОГ

3-4 ПЕРЕКАТОМ ВПЕРЕД И.П

3.8. «КАЧЕЛИ»

И.П  ЛЕЖА  РУКИ ВЫТЯНУТЫ

1-2 ПОДНЯТЬ РУКИ И НОГИ ПОКАЧАТСЯ 3-4 И.П.

3.9 «МЯЧИКИ»

И.П. О.С  РУКИ НА ПОЯСЕ

1-16 ПРЫЖКИ НА МЕСТЕ

4. РЕЛАКСАЦИЯ «КУКЛА» 1,5 МИН

.

Я ЗАКРЫВАЮ ГЛАЗА И ПРЕВРАЩАЮСЬ В КУКЛУ.

МОЕ ДЫХАНИЕ МЕДЛЕННОЕ… СПОКОЙНОЕ…. ПЛАВНОЕ…

Я РАСЛАБЛЯЮСЬ И УСПОКАИВАЮСЬ…

МОИ РУКИ РАСЛАБЛЕННЫ.. ТЕПЛЫЕ.. МЯГКИЕ…

МОИ НОГИ РАСЛАБЛЕННЫ.. ТЕПЛЫЕ.. МЯГКИЕ..

МОЕ ТУЛОВИЩЕ РАСЛАБЛЕННО.. ТЕПЛОЕ.. МЯГКОЕ.. МОЯ ШЕЯ РАСЛАБЛЕННА ..ТЕПЛАЯ.. МЯГКАЯ.. МОЕ ЛИЦО РАСЛАБЛЕННО … ТЕПЛОЕ..МЯГКОЕ..

А ТЕПЕРЬ Я СОБЕРУСЬ И ЗАРЯДКОЙ ЗАЙМУСЬ

5.СВОБОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ  СО СПОРТИВНЫМИ СНАРЯДАМИ 5 МИН

6.П\И    5 МИН    «МЫШЕЛОВКА»  «2МОРОЗА»

  «ЛОВИШКИ»  «ДЕНЬ И НОЧЬ»  «РОВНЫМ КРУГОМ»

7. ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ             3 МИН

8. ВОДНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ  5 МИН.

Программа оздоровления детей из группы ЧДБ

на 2002-2003 год.

                                ОКТЯБРЬ.

       Противорецидивные мероприятия:

1.Санация носоглотки

-полоскание зева первые 10 дней настоем трав

-полоскание солевым раствором до конца месяца

-туширование миндалин раствором Люголя, иодинола 10 дней

2.Витаминотерапия

  • витамин С 10 дней
  • витамин А 10 дней

3. Ингаляции

-щелочные 10дней

-настой лекарственных трав 10дней

4. Гидромассаж   10 дней

5.Дыхательная гимнастика, точечный массаж ежедневно.

6.Бассейн с контрастным обливанием тела 2 раза в неделю.

7.Контрастное обливание стоп по схеме ежедневно.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ

И КОРРЕКЦИИ ПЛОСКОСТОПИЯ

1.        Ходьба на носках с различным положением рук: на поясе, в стороны, вверху, за спиной, за головой  ( на расстояние 20-25 м). Повторить 2-3 раза в медленном темпе.

2.        Ходьба босиком по песку на носочках  или по мелкой гальке, на расстояние 20-25 м. Повторить 1-2 раза в медленном темпе.

3.        Ходьба на наружном и внутреннем краях стоп на расстояние 10-15 м. Повторить 1-2 раза в медленном темпе.

4.        Ходьба по растянутому на полу канату. Повторить 2-3 раза в медленном темпе.

5.        Ходьба по гимнастической палке, положенной на полу. Повторить 2-3 раза в медленном темпе.

6.        Ходьба по обручу, обхватывая его края пальцами ног. Повторить 1-2 раза  в медленном темпе.

7.        Перекаты с пятки на носки, стоя серединой стопы на гимнастической палке (канате). Повторить в течение 15-20сек.

8.        Ходьба правым (левым ) боком по гимнастической скамейке, обхватывая ее края сводами стоп. Повторить 1-2 раза в медленном темпе.

9.        Прыжки на носках со скакалкой пятки касаются друг друга. Два подхода по 10-15 прыжков с интервалом  2-3мин.

10.        Сгибание и разгибание пальцев ног в положении сидя на полу (стуле, скамейке).

11.        Собирание пальцами ног лежащие на полу  кубики (скакалки, веревки). Повторить 2-3 раза в медленном темпе.

                                             

УПРАЖНЕНИЯ

ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ С УДЕРЖАНИЕМ ПРЕДМЕТОВ НА ГОЛОВЕ.

 

1.        И.п.- основная стойка с мешочком на голове; 1-2-подняться на носки, руки на поясе; 3-4-опускаясь на пятки, вернуться в И.п. (не уронить предмет). Повторить 5-6-раз в медленном темпе.

2.        И.п.- основная стойка с мешочком на голове; ходьба на носках руки в стороны, ладонями книзу, удерживая на голове мешочек (10-15 с).повторить 2 раза с интервалом 1-2 мин.

3.        И.п.- ноги врозь на ширине плеч, руки на поясе, на голове деревянный кубик; 1-2-подняться на носки, руки в стороны (не уронить  предмет); 3-4-вернуться в И.п. повторить 5-6-раз в медленном темпе.

4.        И.п.- основная стойка с мешочком на голове;1-2-подняться на носки, повернуть туловище вправо (влево), руки в стороны; 3-4-вернуться в И. п. Повторить 2-3-раза в каждую сторону в медленном темпе.

5.        И.п.- основная стойка с резиновым кругом на голове; 1-2-присесть, руки в стороны (не уронить предмет); 3-4 вернуться в И.п. Повторить 5-6 раз в медленном темпе.

6.        И.п.- основная стойка с резиновым мячом на голове, положенным на деревянное (резиновое) кольцо; 1-2-подняться на носки, руки на поясе; 3-4-присесть, руки в стороны; 5-8 - вернуться в И.п. Повторить 4-5-раз  в медленном темпе.

7.        И. п. - основная стойка с резиновым мячом на голове. Положенным на деревянное кольцо; ходьба на носках с различным положением рук, не роняя предмета. Повторить 2 раза в течение 10-15 с. с интервалом между повторениями 1,5 - 2 мин.

8.        И.п. - основная стойка с мешочком на голове; 1-4- два приставных шага на носках вправо; 5-8-два приставных шага на носках влево. Повторить 2-3 раза в каждую сторону в медленном темпе.

9.        И.п.- основная стойка с деревянным кубиком на голове или резиновым мячом на голове; ходьба на носках по гимнастической скамейке, руки на поясе. Повторить 1-2 раза в медленном темпе с интервалом 1,5 - 2 мин.

   

    КОНТРАСТНЫЕ  ВАННОЧКИ  ДЛЯ  РУК  И  НОГ ДЛЯ ДЕТЕЙ ЧДБ.

Подготовительный этап : растирание рук сухой салфеткой.  До ощущения тепла.1-2 недели . Затем растирание влажной салфеткой  до появления тепла и покраснения кожи.2-3 недели.                              

Основные средства закаливания:

1.        Температура воды в ванночках 18 и 36  градусов С. Ребенку предлагается постоять в горячей воде (36  С) 7-8 секунд. или подержать руки в воде. Потом он переходит на 3-4 сек. в ванночку с прохладной водой (18 С). Затем процедура повторяется, после чего ноги (руки) протираются досуха и делается индивидуальный массаж пальчиков ног(рук) самим  ребенком или воспитателем.

    В массаж ног(рук) входят растирание, пощипывание и похлопывание их с пожеланиями: «Будь здоровым, крепким, сильным».

    Постепенно температура воды в холодной ванночке  понижается.

2.        В группу в ведерке вносится снег (зимой)  или охлажденная вода (летом). Дети снегом растирают  руки до ощущения сильного тепла, после чего ополаскивают их и протирают сухим полотенцем.

3.        Дети садятся на скамеечки, растирают стопы ног снегом до такого состояния, чтобы они стали горячими. Первую неделю растирание проводит воспитатель. После растирания, ноги ополаскиваются, вытираются насухо и делается массаж стоп.

Дополнительный  эффект закаливанию придают наблюдения детей за  тем, как сам воспитатель у них на глазах проводит закаливающие процедуры: ходит босой по снегу, растирает ноги или обливается холодной водой.

                       

 

ЗАКАЛИВАНИЕ  НОСОГЛОТКИ. ПОЛОСКАНИЕ РТА И ГОРЛА.

                  Игра «Волшебный напиток»

     Дети садятся на ковер в позе факира, перед ними ставится вода в бокалах  с температурой 36-38  С.

     Каждому ребенку предлагается представить, как он превращается в доброго волшебника, которому все подвластно. Дети закрывают глаза. Расслабляются, а открыв глаза, произносят «волшебные » слова:

                   «Я хороший, добрый ребенок,

                   Всем детям в группе желаю здоровья,

                   Пусть все будут добрыми и красивыми,

                   Милыми и счастливыми,  а…у…м…»

    Дети полощут рот. Промывая водой всю его полость. После этого со звуком «а…а…а…», подняв голову, полощут горло и проглатывают воду.  Предлагается определить на вкус, какой стала «заряженная вода». Чувствуется ли аромат , с чем его можно сравнить?

    Постепенно температура воды снижается до 8-10 С. с целью достижения закаливающего эффекта.

                                   

 

 УПРАЖНЕНИЯ  ДЫХАТЕЛЬНОЙ  ГИМНАСТИКИ  

                                          «ЗАГАДКИ»

1.        «Спящий котенок»

                                   Я умею чисто мыться

                                   Не водой, а язычком.

                                   Мяу! Как мне часто снится

                                  Блюдце с теплым молочком

И.П. -лежа на спине, руки внизу, мышцы расслаблены,  глаза закрыты

      1 фаза -выдох через рот (губы слегка сомкнуты и расслаблены) со звуком  «пф»

      2 фаза -пауза (детей просят несколько секунд не дышать до появления естественного желания сделать вдох).

      3 фаза - вдох через нос (непроизвольно)

Выполнять в течение 1-2 минут.

Методические указания. Выдох через рот должен быть длинным, упругим и ровным, но одновременно дозированным, то  есть он никогда не выполняется до предела. Выполняя выдох, не следует выпячивать губы и раздувать щеки. Воздух выходит упругой, плавной, ровной  на всем протяжении   выдоха струей, которая не должна прерываться. Внимание фиксируется на паузе, которая наступает после выдоха и предваряет последующий вдох; пауза должна быть естественной  и приятной.  Вдох   должен  осуществляться автоматически носом, не затягивая воздух, бесшумно.

       Перед разучиванием упражнения рекомендуется понаблюдать с детьми  за спящими животными ( кошкой, собакой) и отметить у них паузы  во время дыхания.

       Назначение упражнения обучение умению регулировать процесс дыхания , концентрировать на  нем внимание; восстановление  дыхательной паузы после выдоха  как одного из параметров физиологического дыхания; увеличение  дыхательной паузы.

         

2.        «РОЗА»

                                   Лик пахучий,

                                   А хвост колючий.

И.П. - то же.

1 фаза - медленный выдох

2 фаза - пауза

3 фаза - медленный вдох («вдыхаем аромат розы»)

Повторить 4 раза

Методические  указания.  Вдох и выдох производится через нос. Все дыхательные движения выполняются плавно. Внимание фиксируется  на медленном вдохе. Используя  вербальные  воздействия,  следует вызвать у ребенка  ощущение, что он дышит  всей кожей,  наслаждаясь ароматом  цветка,  что все тело как бы растворяется в облаке прекрасного аромата. Желательно предоставить детям возможность вдыхать аромат настоящего цветка.

Назначение  упражнения: обучение умению регулировать  процесс дыхания, концентрировать на нем  внимание; достижение дыхательной релаксации.

ПРИМЕРНЫЙ  КОМПЛЕКС  ДОМАШНИХ  УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ  ЧАСТО  БОЛЕЮЩИХ  ДЕТЕЙ  4-6  ЛЕТ.

1.        Ходьба по кругу на носках, на пятках, на пятках с высоким  подниманием  коленей, подскоки, ходьба  «солдатским шагом». Продолжительность от 1 до 3 минут. Дыхание произвольное.

2.        Упражнение «часики» . Руки на поясе, ноги- на ширине плеч, при наклоне  туловища вправо произносится звук ТИК, при наклоне влево - ТАК. Количество упражнений от 2 до 6 . Дыхание произвольное.

3.        Поднимаясь на носки, одновременно поднять гимнастическую палку над головой и посмотреть на нее,  медленно присесть с прямой спиной, колени разведены в стороны, одновременно опуская гимнастическую палку перед собой  на уровне груди  и произнося звук Ш-Ш-Ш. Количество упражнений  от 1 до 5.

4.        Упражнение «Дровосек». Руки над головой сцеплены  в « замок», ноги на ширине плеч, глубокий вдох, на выдохе наклон  туловища вперед с одновременным опусканием  рук и произнесением звука УХ. Количество упражнений от 2 до 5.

5.        Бег на месте с переходом на ходьбу. Продолжительность от30-40 сек. до 2 минут.

6.        Упражнение «Велосипед». Лежа на спине, руки вдоль туловища. Поочередное сгибание и разгибание ног в коленях и тазобедренных суставах. Количество упражнений от 2 до  6.Дыхание произвольное.

7.        Сидя на стуле. Глубокий вдох, на выдохе произносятся звуковые упражнения:

  -дует  ветер У-У-У.

  -кричит  ворона КАР-КАР-КАР

  -лает  собака  ГАВ-ГАВ-ГАВ.

8.        Лежа на животе,  ноги вытянуты. Приподнять голову и совершать плавательные движения руками типа «брасс».  Количество упражнений от 2 до 6 раз.

9.        Стоя. Надувание мягких резиновых игрушек ( мячи, шары и  т. д.)

Начиная с  5 выдохов с постепенным их удлинением и увеличением до 10 выдохов. Количество упражнений от 1 до 3 раз.

10. Спокойная ходьба на месте 30-40 секунд.  В комплекс упражнений родители могут включать подвижную игру продолжительностью от 1 до 3 минут.  

   ТАБЛИЦА ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ОРВИ у  ДЕТЕЙ ЗА 2003-2004г

Имя ребенка

окт

ноя

дек

янв

фев

март

апр

май

Всего

за год

02-03г

1.Артур Б

орви

орви

2

6

2.Дима Г

бронхит

1

7

3.Алена Г

фаринг

1

7

4.Настя З

орви

орви

2

5

5.Аннита К

орви

орви

2

6

6.ВладК

орви

орви

орви

фарин

орви

5

10

7.Ваня К

-----

5

8.Юля К

орви

орви

фарин

фарин

4

5

9 Поля К

орви

орви

орви

3

5

10.Макс М

орви

орви

орви

3

5

11. Лена С

орви

орви

2

5

12.Артем С

орви

фарин

орви

.

орви

4

7

13.Тима Э

орви

орви

фарин

орви

4

6

14.АртурЯ

орви

орви

2

Дом.реж

15.Дима Я.

орви

орви

тонз

орви

4

5

итого

36

84

 

 

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Утренняя гимнастика для часто болеющих детей Вареник Е.Н.

отсканированный вариант книги. В книге представлен практический сатериал, где автор раскрывает структуру организации проведения утренней гимнастики для детей дошкольного возраста с учетом коррекции.Ма...

Часто болеющий ребенок

Кого считать часто болеющим ребенком.В отечественной медицине часто болеющими считаются: дети до 1 года, если случаи острых респираторных заболеваний (ОРЗ) - 4 и более в год; дети от 1 до 3 лет - 6 и ...

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ...

Физкультурно-оздоровительная программа для работы с часто болеющими детьми и с детьми с ослабленным здоровьем «Правильное дыхание с детства»

"ПРАВИЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ С ДЕТСТВА"В последнее время заметна тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Уровень заболеваемости детей в дошкольном возрасте очень высок. Первое место в структуре з...

Рабочая программа оздоровительной группы для часто болеющих детей "Будь здоров!"

Программа   оздоровительной группы «Будь здоров!»   имеет  физкультурно - оздоровительную направленность и разработана  как  вспомогательная  программа  к ...