Консультации для воспитателей по профилактике нарушений осанки и стопы
консультация по теме

Колбина Анастасия Валерьевна

Консультация содержит  методы выявления нарушений осанки и стопы и способы  их профилактики путем выполнения простых физических упражнений. Направлена консультация именно на воспитателей детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профилактика нарушений стопы

(1) Плоскостопие — изменение формы стопы, характеризующееся опущением её продольного и поперечного сводов.

По статистике более 65% детей уже к школьному возрасту приобретают плоскостопие. 
(2) Причин плоскостопия очень много: это и наследственная предрасположенность, парез или паралич подошвенных мышц стопы или голени, травмы костей стопы и лодыжек. Наиболее частая причина - общая слабость мышц связочного аппарата, принимающих участие в поддержании свода стопы. Особенно опасна на фоне слабости мышечно-связочного аппарата перегрузка стоп: длительное стояние, долгая непрерывная ходьба, избыточный вес ребенка. Крайне неблагоприятно на состоянии стоп сказывается ношение плохо подобранной обуви.

(3) Это заболевание быстро прогрессирует и может вести за собой сколиоз, остеохондроз, радикулит, артрит, артроз, варикозное расширение вен и другие заболевания. Если мышцы и связки стоп перестают работать и становятся слабыми, то происходит нарушение нормальной формы стопы – она оседает и становится совершенно плоской, утрачивая свою главную функцию – рессорную. В этом случае вся нагрузка распределяется на суставы ног – тазобедренный, коленный, голеностопный. Плоскостопие ускоряет износ всего опорно-двигательного аппарата. Дети, страдающие плоскостопием, при ходьбе широко размахивают руками, сильно топают, подгибают ноги в коленях и тазобедренном суставе; походка их напряженная, неуклюжая.

(4) Выявить плоскостопие можно двумя способами.

(5) 1.Не сложный тест:

Посадите ребенка на стул, чтобы голень была строго вертикальна полу, а стопа образовывала с ней прямой угол. Нащупайте на внутренней поверхности подъема ладьевидную кость (над ней выпирает заметный бугорок). Поставьте на этом бугорке точку, затем линейкой измерьте расстояние от нее до пола. Не меняя положения стопы, попросите ребенка встать. Снова измерьте высоту свода. (6) Разница между высотой свода без нагрузки и в положении стоя (под нагрузкой) является важной диагностической величиной. Изменение этой высоты более чем на 3-4 мм говорят о слабости свода вследствие недостаточного развития связочного и мышечного аппаратов, о нестабильности и, следовательно, о плоскостопии в той или иной форме. Измерение проводится на обеих ногах. Следует учесть разницу между высотой свода на левой и правой ногах. В норме она не должна превышать 3-4мм. 

(7) Для массового обследования дошкольников применяют метод В.А. Яралова-Яралянца - плантографию - получение отпечатков стоп с помощью плантографа. Он представляет собой деревянную рамку (высотой 2 см и размером 40х40см), на которую натянуто полотно (или мешковина) и поверх него полиэтиленовая пленка. Полотно снизу смачивается штемпельной краской. На пол под окрашенную сторону плантографа кладется чистый лист бумаги. Ребенок становится обеими ногами или каждой поочередно на середину рамки, обтянутой полиэтиленовой пленкой. Обследуемый должен стоять на двух ногах с равномерной нагрузкой. Окрашенная ткань прогибается, соприкасаясь в местах давления с бумагой, и оставляет на ней отпечатки стоп – плантограмму. Оценка плантограммы делается на основании анализа положения двух линий, проведенных на отпечатке. Первая линия соединяет середину пятки со вторым межпальцевым промежутком; вторая, проведенная из той же точки, проходит к середине основания большого пальца. а) нормальная стопа; б) стопа уплощена; в) плоская стопа.

(8) Профилактика плоскостопия включает в себя:

  • Соблюдение гигиенических правил
  •  Рациональный режим нагрузки на нижние конечности
  • Соблюдение принципов выбора обуви для детей
  • Массаж и самомассаж – необходимая часть профилактики плоскостопия
  • Водные профилактические процедуры

(9) Упражнения и игры (с предметами и без, на спортивных снарядах) (10,11,12,13,14)

- специальные комплексы упражнений, направленные на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стопы;

- использование образных названий упражнений («Котята», «Утята», «Веселый зоосад» и др.)

- упражнения с предметами (обручем, мячом, скакалкой).  

(15) Профилактика нарушений осанки

(16) Правильной, красивой осанкой считается такая естественная поза, если голова держится прямо, грудная клетка развёрнута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах. Хорошая осанка, как правило, сопутствует хорошему здоровью.

(17) При дефектах осанки  нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведёт к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость) и морфофункциональные изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу.

Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной системы. При этом маленькие дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников. Дети постарше жалуются на боли в позвоночнике, которые возникают обычно после физических или статических нагрузок, на чувство онемения в межлопаточной области.

(18) Обнаружить нарушения осанки можно следующим образом. Ребенок должен раздеться, встать прямо (пятки и носки вместе) и опустить руки. Стоя в нескольких шагах за его спиной надо внимательно осмотреть ось позвоночника (она должна быть строго вертикальной), сравнить уровни плеч, лопаток, ягодичных и коленных складок. Асимметрия свидетельствует о нарушении осанки. При регулярных осмотрах могут быть выявлены малейшие отклонения от нормы.

(19) Поскольку на рост и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, родители и сотрудники дошкольных учреждений, должны контролировать позы детей при сидении, стоянии, ходьбе.

(20) Важное значение имеют:

  Своевременное правильное питание;

  Свежий воздух;

  Подбор мебели в соответствии с длиной тела;

  Привычка правильно сидеть за столом;

  Расслаблять мышцы тела;

  Следить за собственной походкой.

(21) Физические упражнения способствуют нормализации осанки. Однако эффект можно ожидать только при систематическом и продолжительном их выполнении.

Упражнения для формирования правильной осанки у дошкольников: (22,23,24)

  • В положении стоя.
              Стать  спиной к стене, касаясь её затылком, лопатками, тазом и пятками. Сохранить это положение в течение 5 сек. Запомнить его и, стараясь не нарушать сделать шаг вперед, затем назад.
            Стоя у стены, подтянуть  руками к животу ногу, согнутую в колене, не теряя касания со стеной.
            Стоя у стены, вытянуть руки вперед. Поднять прямую ногу  вперед, не теряя касания со стеной.
  • В положении сед на коленях.
            Упереться прямыми  руками в пол. Выгнув спину, держаться так 5 – 7 сек. Прогнув спину в пояснице, держаться так 3 – 5 сек.

  • В положении лёжа на животе.
            Упереться в пол согнутыми  руками. Разгибая руки и не отрывая бедер от пола,  запрокинуть голову назад,  максимально прогнуться, держаться так 3 – 5 сек., вернуться в и.п.
           Кисти рук соединить за спиной. Поднять голову, плечи и ноги, прогнуться и вернуться в и.п.
  • С предметом на голове.
           Стоя с предметом на голове и сохраняя правильное положение туловища, подняться на  носки и вернуться в и.п.
          Ноги вместе, руки вперед; делать выпады вперед правой, затем  левой ногой.
          Ноги вместе, руки на поясе; присесть и вернуться в и.п.

  • В висе.
          Вис на перекладине; прямые ноги вместе. Махи прямыми ногами вправо, влево («Маятник»).
        Вис на перекладине, прямые ноги вместе. Повороты туловища вправо, влево.
        Вис на гимнастической стенке или перекладине.



Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ
ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ЗАКРЕПЛЕНИЯ НАВЫКА ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ

1. Исходное положение (далее – и. п.) – стоя: принять правильную осанку, касаясь стены или гимнастической стенки, при этом затылок, лопатки, ягодичная область, икры ног и пяток должны касаться стены.

2. И. п. – стоя. Отойти от стенки на 1-2 шага, сохраняя правильную осанку.

И. п. – стоя. Сделать 2 шага вперед, присесть, встать. Вновь принять правильную осанку.

3. И. п. – стоя. Сделать 1-2 шага вперед, расслабить последовательно мышцы шеи, плечевого пояса, рук и туловища. Принять правильную осанку.

4. И. п. – стоя. Приподняться на носочки, удерживаясь в этом положении 3-4 сек. Вернуться в и. п.

6. И. п. – стоя. Присесть, разводя колени в стороны и сохраняя прямое положение головы и позвоночника. Медленно встать и принять и. п.

7. И. п. – сидя: сесть на гимнастическую скамейку у стены, принять правильную осанку, прижав затылок, лопатки и ягодицы к стене.

8. И. п. – сидя. Расслабить мышцы шеи, уронить голову, расслабить плечи, мышцы спины, вернуться в и. п. сидя.

9. И. п. – лежа: лечь на коврик на спину, голова, туловище, ноги составляют прямую линию, руки прижаты к туловищу.

10. И. п. – лежа. Приподнять голову и плечи, проверить прямое положение тела, вернуться в и. п.

11. И. п. – лежа. Прижать поясничную область тела к полу. Встать, принять правильную осанку, придавая поясничной области то же положение, которое было принято в положении лежа.

12. И. п. – стоя. Ходьба по залу с остановками, сохранением правильной осанки.

Упражнения для создания и укрепления «мышечного корсета»

13. И. п. – лежа на животе: лечь на пол, на живот, подбородок опустить на тыльную поверхность кистей, положенных друг на друга.

14. И. п. – лежа на животе. Перевести руки на пояс, приподнять голову и плечи, лопатки соединить, живот не поднимать. Удержать положение несколько секунд, вернуться в и. п.

15. И. п.- лежа на животе. Перевести кисти рук к плечам или за голову, приподнять голову и плечи. Удерживать положение несколько секунд, вернуться в и. п.

16. И. п. – лежа на животе. Приподнять голову и плечи, медленно перевести руки вверх, в стороны и к плечам. Вернуться в и. п.

17. И. п. – лежа на животе. Поднять голову и плечи, руки в стороны. Сжимать и разжимать кисти рук. Вернуться в и. п.

18. И. п. – лежа на животе. Поднять голову и плечи, руки в стороны. Прямыми руками совершать круговые движения. Вернуться в и. п.

19. И. п. – лежа на животе. Поочередно поднимать выпрямленные ноги, не отрывая таз от пола. Темп упражнения медленный. Вернуться в и. п.

20. И. п. – лежа на животе. Приподнять обе ноги, не отрывая таз. Удерживаться в этом положении 3-5 сек. Вернуться в и. п.

21. И. п. – лежа на животе. Поднять правую ногу, присоединить левую, удерживаться в таком положении 3-5 сек, опустить правую, затем левую ногу.

22. И. п. – лежа на животе. Приподнять выпрямленные ноги, развести их в стороны, соединить и опустить в и. п.
23. И. п. – лежа на животе, попарно друг против друга. Приподнять голову и плечи, удерживая согнутыми в локтях руками мяч перед грудью, бросить его партнеру, руки вверху, голова и грудь приподняты, поймать мяч обратно.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ЗАКРЕПЛЕНИЯ НАВЫКА ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ

«Кто донесёт мяч»

Дети стоят парами. Между ними на уровне  ушей – надувной мяч, который они поддерживают головами. Каждая пара старается  дойти до финиша, не уронив мяч.

Дети идут колонной друг за другом, на голове – мешочки.

Водящий меняет положение рук, например, кладёт их на пояс, на затылок или выполняет какое-нибудь упражнение в ходьбе, например, идёт приставным шагом.

Остальные дети должны точно повторять его движения. По сигналу взрослого водящий делает шаг в сторону, дожидается последнего и идёт вслед за ним.

Новый водящий должен показывать уже другие упражнения.

Выигрывает тот, кто не ошибается, а из водящих – тот, кто не повторит старого упражнения, выдумает наиболее красивое, интересное, забавное.

«Самый меткий»

Цель: развитие координации и быстроты движений в крупных и мелких мышечных группах, формирование навыков при разнообразном метании мяча.

Материалы: мячи, мишени – кольцо или коробка, кегли.

Ход игры.  На расстоянии, до которого ребёнок может добросить мяч, ставится коробка или подвешивается кольцо. Пусть ребёнок сделает несколько попыток попасть в цель.

Модифицированный вариант: расставляются кегли, и их надо сбить. За сбитую кеглю или попавший в коробку мяч ведущий выдаёт фант (жетон). Выигрывает тот, у кого больше фантов.

«Тише едешь – дальше будешь»


Все участники игры выстраиваются у стены в одну шеренгу и принимают правильную осанку. По командам ведущего «Шаг вперед!», «Два шага влево!», «Присесть!», «Кругом!» и т.д. все выполняют указанные движения, сохраняя правильную осанку. Ведущий после каждой команды осаливает того, кто не смог сохранить правильную осанку. Этот участник возвращается на линию старта. Выигрывает тот, кто первым достигнет финиша.


«Встань прямо»


Педагог напоминает как правильно и красиво держать тело, обращает внимание на положение головы, плеч, груди, живота, ног. Затем дети двигаются врассыпную: бегают, прыгают, ходят на четвереньках и т.д. После команды «Встань прямо» принимают правильную осанку и не двигаются с места до оценки их позы педагогом (10-15 секунд).



Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ
ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ПЛОСКОСТОПИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Комплекс  1 «Котята»
1. "Котята идут мимо спящего пса"
И.п. стоя на носках, руки внизу
Ходьба на носках.
Примечание: для создания у детей игровой мотивации в определенном месте зала ставят ориентир - большую игрушечную собаку. Проходя мимо собаки-ориентира, дети стараются еще выше подняться на носки, и жестом (поднося указательный палец к губам) показывают друг Другу - "Тише! '

2. «Котята греют на солнышке лапки" 
И.п. - сидя, руки в упоре сзади, носки натянуть 
1 - согнуть вперед правую стопу
2-и.п.
3-4 - то же левой

3. «Лапки замерзли"
И.п. - то же
Поочередно потирать правой стопой левую голень и наоборот.

4. "Лапки танцуют"
И.п. то же
1 - носки в стороны, пятки вместе
2-и.п.
3 - пятки в стороны, носки вместе
4 - и.п.

5.  «Котята показывают ноготочки"
И.п. - сидя, согнув ноги, пальцы ног согнуты, руки в упоре сзади
1 - разгибая правую вперед, растопырить пальцы 
(«показали коготочки")
2 и.п. ("спрятали ноготочки»)
 3-4-то же левой

6. «Котята бегают по лужам»
И.п. о.с. Ходьба по водно-солевой дорожке.

  
Комплекс  2 "Утята"
1. "Утята шагают к реке"
И.п. - сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади
Ходьба на месте, не отрывая носки от пола.

2.
 "Утка ходит вразвалочку-спотыкалочку"
И.п. то же
1-2 - поднимая внутренние своды опереться
на наружные края стоп 3-4 - и.н.

3. "Утята встретили на тропинке гусеницу"
И.п. - то же
Ползающие движения стоп вперед и назад с помощью пальцев.

4. "Утка крякает
И.п. - то же
1-2 - отрывая пятки от пола, развести их в стороны
("клюв открылся"), произнести "кря-кря" 3-4 - и.п.

5. "Утята учатся плавать" 
И.п. - сидя, руки в упоре сзади, носки натянуть
1 - согнуть правую стопу вперед
2 - разгибая правую стопу, согнуть вперед левую стопу

Комплекс  3 «Веселый зоосад»
1. "Танцующий верблюд"
И.п. - стоя ноги врозь, стопы параллельно, руки внизу Ходьба на месте, поочередно поднимая пятки, не отрывая носки от пола.

2. "Забавный медвежонок"
И. п. - стоя на наружных краях стоп, руки на пояс Ходьба на наружных краях стоп, поворачивая носки вовнутрь (
"по-медвежьи ").

3. "Смеющийся сурок"
И.п. - стоя ноги вместе, руки согнуты перед грудью локтями вниз, кисти направлены пальцами вниз
1-2 - полуприсед на носках, улыбнуться 3-4 - и.п.

4. "Тигренок потягивается"
И.п. - сидя на пятках, руки в упоре впереди
1-2 - выпрямляя ноги, упор стоя согнувшись на носках
3-4 - и.п.

5. «Обезьянки-непоседы»
И.п. - сидя по-турецки (согнув ноги коленями в стороны, стопы крест-накрест, наружные края стоп одинаково ровно опираются об пол), руки произвольно
1-2-встать
3-4 - стойка ноги скрестно на наружных краях стоп
5-6 - сесть
7-8 - и.п., сохранять положение правильной осанки
Примечание: дети дошкольного возраста могут выполнять это упражнение, придерживаясь за опору или с помощью преподавателя; дети младшего школьного возраста выполняют упражнение без опоры и помощи преподавателя.

6. «Резвые зайчата»
И.п. - стоя ноги вместе, руки на пояс 1-16 - подскоки на носках (пятки вместе)


Комплекс № 4 "Матрешки"


1. "Мы - веселые матрешки, на ногах у нас сапожки"
И.п. - стоя ноги вместе, руки на пояс
1 - правую вперед на пятку
2-3 - покачать носком вправо-влево
4 - приставляя правую, и.п.
5-8 - то же с левой

2. «Красные сапожки, резвые ножки»
И.п. то же
1 - правую вперед-в сторону на пятку
2 - правую на носок
3 - правую на пятку
4 - с притопом приставляя правую, и.п. 5-8 - то же с левой

3. «Танец каблучков»
И.п. - то же 1-2 - поочередно шаг правой, затем левой вперед на пятку,
руки в стороны ладонями вверх 3-4 - поочередно шаг правой, затем левой назад на носок, полуприсед, руки на пояс

4. «Гармошка»
  И.п. - стоя пятки вместе, носки врозь, руки на пояс
1 - слегка приподнять пятку правой и носок левой и скользящим движением перевести вправо
2 - опуская пятку правой и носок левой на пол, стойка носки вместе, пятки врозь
3 - слегка приподнять носок правой и пятку левой и скользящим движением перевести вправо
4 - опуская носок правой и пятку левой на пол, и.п.
5-8 - то же, что 1-4
1-8 - то же, передвигаясь влево

5. "Елочка"
И.п. - то же
1 - слегка приподняв носки, скользящим движением перевести их вправо и опустить на пол
2 - слегка приподняв пятки, скользящим движением перевести их вправо и опустить на пол 
3-8 - продолжать передвигаться таким образом вправо 
1-8-то же влево

6.
 «Присядка»
И.п. - то же
1 - присед на носках, колени в стороны, руки вперед-в стороны ладонями вверх
2 - и.п.
3 - правую в сторону на пятку
4 - приставляя правую, и.п. 5-8 - то же с другой ноги

7.
 "Шаг с припаданием" 
И.п. - стоя на правой, левую в сторону книзу, руки на пояс
1 - шаг левой в сторону с носка перекатом на всю стопу в полуприсед
2 - встать на правый носок скрестно за левой, левую в сторону-книзу 
3-4 - то же, что на счет 1-2 
То же в другую сторону.


Комплекс
  5 "Королевство птиц"


1.  "Пингвины"

И.п. - стоя ноги вместе, руки внизу, кисти согнуть

1 - не отрывая пятку, носок правой в сторону
2 - то же левой
3-6 - стоять, опираясь на наружный край стоп
7 - не отрывая пятку, носок правой в и.п.
8 - то же левой

2. "Попугай" 
И.п. - стоя ноги врозь, стопы параллельно, руки к плечам
1 - слегка приподняв носки, скользящим движением перевести их вправо и опустить на пол
2 - слегка приподняв пятки, скользящим движением перевести их вправо и опустить на пол 
3-8 - продолжать передвигаться таким образом вправо
(«попугай ходит по веточке») 
1-8-то же влево

3«Фламинго»
И. п. - стоя ноги вместе, руки в стороны 
1 - согнуть правую вперед, стопа согнута, пальцы стопы согнуты и сжаты 
2-3 - держать 
4 - и.п. 
5-8 - то же с другой ноги

4.
 "Журавли"
И.п. - стоя ноги вместе, руки внизу
1 - поднимаясь на носки, взмах руками в стороны-вверх
2 - опускаясь на пятки, взмах руками вниз, и.п.
3-4 - то же, что на 1-2
То же поднимаясь на носок одной, сгибая другую вперед.

5. "Цапля" 
И.п. - стоя на носках, руки внизу
Ходьба на носках, высоко поднимая колени, со взмахами рук вверх-вниз, имитируя движения крыльев птиц.

6. «Пеликан идет к воде»
И.п. - присед на носках, руки на коленях.    Ходьба в приседе на носках.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ПЛОСКОСТОПИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

«Ловкие ноги»

Дети сидят на полу, руки за туловищем, кистями опираются о ковер. Между широко расставленными ногами палка. У ее конца справа носовой платок. Нужно взять его пальцами правой ноги и перенести к левой, не задев палки. Правую ногу перевести в исходное положение. Выигрывает тот, кто сделал упражнение, не задев платком палки. Выполняя упражнение, можно приговаривать:

Я платок возьму ногой.  
Поднесу, ее к другой,
И несу, несу, не сплю.
Палку я не зацеплю.

 «Великан и карлик»

Игровые упражнения, описанные ниже, проводятся в общем комплексе по команде ведущего. Победителями являются дети, которые не сбиваясь наиболее четко и красиво выполняют упражнения. Ведущий обязательно должен отметить детей, наиболее правильно выполняющих игровые упражнения:

1.  ВЕЛИКАН, Ходить, приподнимаясь на носки как можно выше.

2. КАРЛИК. Ходить, согнув ноги в коленях.

3. МАЛЕНЬКИЙ - БОЛЬШОЙ.  По сигналу ведущего как можно ниже присесть, а затем быстро выпрямиться, 10-12 раз.

4. ЛОШАДЬ. Двигаться по кругу, подражая ходу лошади, в различных темпах: шагом, рысью, галопом, 4-5 мин. Затем поднимают язык вверх и звонко пять раз щелкают языком.

«Кач – кач»

Дети лежат или сидят на полу, ноги вытянуты. По сигналу воспитателя ступни ног в стороны (вправо, влево), сгибают их и разгибают. Движения сопровождаются словами "кач-кач". Повторяют 2-6 раз.
ВАРИАНТЫ ИГРЫ: по сигналу "вправо", "влево", "вверх", "вниз" одновременно с движением ступней ног ребенок открывает рот, высовывает язык, и по сигналу "вправо" ступни ног наклоняются вправо, и одновременно ребенок направляет вправо и язык и т.д. Отмечаются дети, сделавшие эти движения более координированно и качественно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка. "Профилактика нарушения осанки и свода стопы у дошкольников"

В учебно-методическую разработку входят: теретический и практический материал....

Комплексы упражнений по профилактике нарушений осанки,стоп.

Воспитание культуры здоровья должны быть обязательным условием при решении задач физического воспитания детей. «Нужно использовать все имеющиеся формы организации занятий, которые могли бы дополнять д...

Презентация для педагогов и родителей ДОУ "Работа воспитателя по профилактике нарушений осанки и плоскостопия"

В презентации содержатся сведения для демонстрации воспитателям и родителям. Тесты для определения нарушений осанки и плоскостопия. Упражнения для профилактике нарушений осанки и плоскостопия....

Консультация для педагогов «Профилактика нарушений осанки и сводов стоп у детей»

Консультация для педагогов«Профилактика нарушений осанки и сводов стоп у детей»...

Презентация к консультации для родителей на тему "Профилактика нарушения осанки и стопы"

Презентация к консультации для родителей на тему "Профилактика нарушения осанки и стопы"...