Факультатив "Вопросы о здоровье"
материал (подготовительная группа) по теме

Процовская Нина Петровна

Курс факультатива наполнен интересным материалом и поможет педагогам в формировании у детей культуры здоровья и потребности в здоровом образе жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voprosy_o_zdorove.docx34.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 9 «Теремок» комбинированного вида

Факультатив

 «Вопросы о здоровье»

в подготовительной группе «Б»

Воспитатель:

первой квалификационной категории

Процовская Н.П.

Оленегорск,

2012 – 2013гг.

Пояснтельная записка

 В национальной Доктрине развития образования и в Федеральной программе развития образования в качестве ведущих выделяются задачи сохранения здоровья, оптимизации воспитательно - образовательного процесса, разработки здоровье сберегающих технологий обучения и формирования ценности здоровья и здорового образа жизни. Дошкольный период ребёнка – период интенсивного развития, формирования организма, когда любые неблагоприятные влияния оказывают наибольшее воздействие. Воспитание уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с раннего детства.

По мнению специалистов–медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Почему это происходит?  У детей не сформирована культура здоровья, а родители  не придают этому серьёзного значения в воспитании детей.

         Программа - тематический план, позволяющий понять значимость оздоровительных мероприятий, особенности их использования в личном оздоровлении и формировании осознанного отношения к своему здоровью, посвящён данный курс факультатива.

Цель:

Формирование культуры здоровья и потребности у детей в здоровом образе жизни.

Задачи:

  1. Образовательная область «Здоровье».
  • формирование системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни;
  • формирование нравственной культуры, самопознания, умений и навыков по нравственному самосовершенствованию и саморазвитию;
  • заложить предпосылки для формирования основ здорового образа жизни.
  • совершенствование знаний о пользе двигательной активности для здоровья человека
  1. Образовательная область «Физическая культура».
  • формирование нравственной культуры, самопознания, умений и навыков по физическому самосовершенствованию и саморазвитию;
  1. Образовательная область «Познание».
  • учим устанавливать причинно-следственные связи, используя различные источники информации;
  • формировать понимание роли природы в жизни и здоровье человека;
  • углублять представление о себе и своих индивидуальных особенностях;
  1. Образовательная область «Безопасность».
  • учить заботиться о своем здоровье «Береги себя сам».
  • сформировать представление о правилах безопасного взаимодействия с окружающей природой;
  1. Образовательная область «Социализация».
  • развивать интерес к вопросам здорового образа жизни;
  • определять первичные ценности о том, что такое хорошо и что такое плохо;
  • владеть конструктивными способами взаимодействия.
  • эмоционально реагировать на признание общепринятых  ценностей;
  1. Образовательная область «Коммуникация».
  • адекватно использовать вербальные и невербальные средства общения;
  • владеть диалогической речью;
  • употреблять в речи сложные предложения разных видов.
  1. Образовательная область «Чтение художественной литературы».
  • учить использовать образные выражения, народные пословицы и поговорки.
  1. Образовательная область «Художественное творчество».
  • самостоятельно находить в окружающей жизни сюжеты к темам факультатива «Вопросы о здоровье» и придумывать варианты одной и той же темы;
  • совершенствовать навыки и творческие умения.
  1. Образовательная область «Музыка».
  • совершенствовать эмоциональную отзывчивость на происходящее и соотносить их с общепринятыми способами самовыражения.

Сроки:

          Занятия проводятся четыре раза в месяц по подгруппам, согласно перспективному плану.

Ожидаемые результаты:

  • получение и представление в расширении знаний об окружающем мире с позиции здоровьесбережения;
  • формирование эмоционально – мотивационных установок по отношению к себе и окружающим;
  • приобретение навыков и умений, необходимых для формирования  основ здорового образа жизни.

Тематическое планирование

п/п

Время проведения

Тема

Кол-во зан.

1

сентябрь

Человек – часть природы.

2

2

октябрь

Солнце, воздух и вода.

Витаминная радуга.

2

2

3

ноябрь

Как устроен я?

Как ты узнаешь мир?

2

2

4

декабрь

Давайте говорить друг другу комплименты.

Доброму все здорово.

2

2

5

январь

В гостях у доктора Айболита.

        

2

6

февраль

Я и мое здоровье.

Папа, мама, я – спортивная семья.

2

2

7

март

Еда вкусная и полезная.

Вредные продукты.

2

2

8

апрель

Режим дня.

Да здравствует мыло душистое.

2

2

9

май

Прогулки на здоровье.

2

Итого:

30

Совместная деятельность взрослого и детей

Тема: «Человек - часть природы»

Цель: воспитывать бережное отношение к природе, как к источнику здоровья

  • Содержание:

Беседа: « Кто я маленькая частичка или царь природы?

Ситуация:  Моё место в природе.

Экскурсия в природу.

Рисуем себя. Взаимодействие человека с природой.

Тема «Солнце, воздух и вода»

Цели : Обучить детей правилам приема воздушных, солнечных и водных ванн, сформировать представление о закаливании детей к холоду и теплу, познакомить с правилами и способами закаливания, обучить элементам пальцевого точечного массажа.

  • Содержание:

День здоровья.

Беседа: «Учим свое тело».

Психогимнастика, дыхательные упражнения.

Тема:«Витаминная рудуга»

Цели: Рассказать о пользе витаминов и их значении для здоровья человека; объяснить их значение для здоровья человека. Помочь понять, что здоровье зависит от правильного питания: еда должна быть не только вкусной, но и полезной.        

  • Содержание:

1. Беседа.

2. Рассмотреть схему:  «В каких продуктах больше всего витаминов»

3. Физкультминутка. Воспитатель предлагает детям разложить продукты к соответствующему витамину.

4. Работа со схемой «Влияние витаминов на организм человека»

  • А - важен для зрения.
  • В - способствует хорошей работе сердца.
  • Д - делает наши руки и ноги крепкими.
  • С. — укрепляет весь организм делает человека более здоровым.

Тема: «Как устроен Я»

Цели: Познакомить детей с особенностями функционирования тела, строением организма. Углублять представления о себе, своих индивидуальных особенностях; формировать положительную оценку и образ себя.

  • Содержание:

1.Просмотр альбома с фотографиями,

2. Беседа.

3.Физкультминутка.Ведущий, в быстром темпе называет разные части тела и лица, дети показывают на себе.

4.Дидактическое упражнение «Создай свой портрет».

Тема :«Как ты узнаёшь мир?»

Цель: Дать знания об органах слуха, зрения и др. органах чувств человека. Привести к пониманию о необходимости беречь их.

  • Содержание:

Оздоровительные минутки.

Игра  «Жмурки».  Игра «Угадай, чей голос?». Игра «Испорченный телефон». Игра «Пантомима». Игра «Выполняй команды».

Пословицы о здоровье.

Тема :«Давайте говорить друг другу комплименты».  

Цель: Учить детей быть внимательными друг к другу, стараться радоваться положительному в различных ситуациях, формировать понимание зависимости доброго отношения к окружающему миру и хорошего здоровья у человека.

  • Содержание:

Игра «Комплименты».

Социальные ситуации: «Что было бы, если бы…», «Так у нас, а у вас?», «Объяснение Незнайки» , «Путешествие по маршруту добрых чувств».

Тема: «Доброму всё здорово» .

Цель: помочь ребёнку адаптироваться в социальных условиях микро- и макросреды (семье, группе).  

  • Содержание:

Конкурс комплиментов.

Тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен).

Психогимнастика.

Игры на развитие коммуникабельности, внимания, толерантности: « Колпачок»,« Зеркало», « Почта».

Тема: «В гостях у доктора Айболита».

Цели: Сформировать представления о насморке; разобрать причины заболевания; обучить предупреждению заболевания; обучить отвлекающим процедурам и гигиеническим мероприятиям.

  • Содержание:
  1. Беседа: «Л простуды не боюсь».
  2. Занятие-практикум «Вылечим насморк у куклы».
  3. Дидактическая игра: «Чего боится насморк».

Тема: «Я и моё здоровье».

Цель: Обогащать представление детей о здоровье, об организме и его потребности в закаливании.

  • Содержание:

Рисуем болезнь. ( « Хворайку) « Игра « Ромашка». Разучивание комплекса упражнений утренней гимнастики.

Рисуем здоровье. ( «Неболейку»).

Подвижные игры.

Тема: «Папа, мама, я – спортивная семья».  

Цели: Воспитывать у детей привычку к здоровому образу жизни. Показать важность и пользу занятий Спортом для здоровья. Формировать потребность в движении, стойкую привычку к спорту, занятиям физической культурой.

  • Содержание:

1. Игровая ситуация

2. Рассматривание альбома или иллюстраций с разными видами спорта.

3. Физкультминутка на тематическом материале

4. Дидактическое упражнение «Шифровки» ( выкладывание из счетных палочек изображение любого вида спорта)

5. Педагог предлагает ответить на вопрос: «Чем же полезны занятия спортом для здоровья?»

Тема: «Еда вкусная и полезная».

Цель: дать представления о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку на каждый день.

  • Содержание:

Путешествие в страну «Витаминию».

Заучивание: «Если хочешь быть здоров – учись жить без докторов ».  

Тема: «Вредные продукты».

Цель: дать представления о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку на каждый день.

Учить детей выбирать полезные продукты.

  • Содержание:

Игра-обсуждение «Законы питания».

Игра-инсценировка «Шёл по городу волшебник».

Игра «Чего не стоит делать».

Продуктивная деятельность (изготовление книжки-малышки «Полезно – вредно»).  

Тема: «Режим дня».

Цели: Рассказать о режиме дня и пользе его соблюдения:

Содержание:

  1. Беседа о том, что человеческий организм старается соблюдать свое внутреннее расписание, и очень важно этот порядок не нарушать.

        2.        Физкультминутка. Игра-тренинг. Воспитатель называет какой-либо режимный момент или часть суток, а дети изображают, что они в это время делают.

        3.        Дидактическое упражнение «Составь себе режим дня на выходной день». Дети раскладывают на столе цифровую цепочку; цифры обозначают соответствующую картинку,изображающую мальчика в разных режимных моментах.        

Тема: «Да здравствует, мыло душистое».

Цели: Уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур. Закрепить представление о правилах личной гигиены.

  • Содержание:

1.        Чтение стихотворения «Девочка чумазая» А.Л.Барто

2.        Беседа по содержанию произведения. Подвести детей к пониманию значения и необходимости гигиенических процедур.

3.        Физкультминутка.

4.        Дидактическое упражнение «Микроскоп»

5.        Попросить детей ответить на вопрос, для чего нужно соблюдать правила гигиены.

Тема: «Прогулки для здоровья».

Цели: Формировать у детей представления о значении для здоровья человека места прогулки, организации двигательной подвижности во время прогулки, теплового режима.

  • Содержание:

  1. Беседа
  2. Дидактическая игра: «Давайте оденемся на прогулку...»
  3. Ситуации: «ТАК – НЕ ТАК», «Поможем бельчонку»
  4. Сказка  «О воздухе, ветре, капельке»
  5. Подвижные игры

Итоговое: Сказка  «Спешим на помощь Колобку»

Список литературы:

Абдрахимова А. Мы здоровьем дорожим – соблюдаем свой режим // Прил. к газ. Перв. Сент., 2003.

Алфёрова В. П. Как вырастить здорового ребёнка. Л., 1991.

Безруких М.М. «Разговор о правильном питании». – М., 2012.

Беринич И., Голубева Т. Жизнь в гармонии с природой и собой // Здоровье детей, №8 / 2006.

Белоусова О.Е. «Вредным привычкам – нет!» – СПб., 2004.

Волчкова В.Н. «Познай себя». В., 2004.

Галицина Н.С. «Воспитание культурно-гигиенических навыков». – М., 2010.

Сетко Н. П., Абзалилова Н. Н.. Влияние факторов антропогенного загрязнения окружающей среды на детский организм / Международный   медицинский конгресс «Экология и здоровье населения» Сочи 1998



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»

Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...

Конспект занятия "Здорово здоровым быть" (в рамках проекта "Здорово здоровым быть")

Здоровым быть важно, здоровым быть нужно. Но психологическое здоровье детей не менее важно, чем физическое. Данное занятие было проведено в рамках реализации проекта "Здорово здоровым быть"....

Проект по формированию здорового образа жизни в рамках недели здоровья «Здоровым быть здорово»

В последнее время остро стоит проблема здоровья. Появилась тенденция к ухудшению здоровья среди детей. Достичь необходимого уровня интеллектуально – познавательного развития может только здоровы...

Буклет«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья – здоровая – страна!»

Долг родителей укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем....

Сценарий спортивных состязаний «В здоровом теле – здоровый дух» В рамках мероприятий «Здоровые дети – в здоровой семье» в старшей и подготовительной к школе группах.

Цель: Содействовать охране и укреплению здоровья детейЗадачи:Образовательная область  «Здоровье»Закреплять знания детей о пользе занятий физическими упражнениям.Воспиты...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию предпосылок здорового образа жизни в рамках проекта: «Как здорово здоровым быть» по теме: «Здоровое питание – основа процветания» в старшей группе № 10 «Солнышко»

В ходе ООД предпологанется закрепить знания детей о продуктах питания и их назначении для человека, о понятиях «правильное» или «здоровое питание», формирование познавател...

«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья - здоровая нация!»

Цель: повысить результативность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье.Статья предназначена для расширения кругозора родителей и педагогов....