Прогулка и подвижные игры как основная составляющая физического и нравственного здоровья ребёнка.
консультация на тему

Межова Светлана Леонидовна

        Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь представляются уникальные условия для всестороннего развития, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях. В самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, в новых ярких впечатлениях, в свободной игре, как с природным материалом, так и с игрушками. Прогулка хорошо влияет на формирование физического воспитания детей, укрепление их здоровья, а также на эмоциональное состояние.

Создание условий для эффективного проведения прогулок

Условия для активизации движений детей

Структурные компоненты прогулки

Общие принципы организации двигательной деятельности детей на прогулке

Классификация подвижных игр

Рекомендации для родителей

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon прогулка56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация старшего воспитателя

Прогулка и подвижные игры как основная составляющая физического и нравственного здоровья ребёнка.

        Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь представляются уникальные условия для всестороннего развития, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях. В самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, в новых ярких впечатлениях, в свободной игре, как с природным материалом, так и с игрушками. Прогулка хорошо влияет на формирование физического воспитания детей, укрепление их здоровья, а также на эмоциональное состояние. В зимнее время прогулка проводится 2 раза в день общей продолжительностью до 4 часов. Только понижение температуры до -15 градусов или ветреная погода, вьюга могут служить поводом для сокращения прогулки или ее отмены. В целях охраны жизни и здоровья детей воспитатель и помощник воспитателя, начиная рабочий день, внимательно осматривают весь участок: нет ли поломанного оборудования, битого стекла, каких-либо нежелательных предметов. При организации прогулки на участке дошкольного учреждения помощник воспитателя помогает подготавливать на участке игровую среду, для того, чтобы дети охотно оставались на прогулке положенное по режиму время.

Создание условий для эффективного проведения прогулок

Помимо стационарно установленного оборудования, мы непременно выносим на участок разнообразный дополнительный материал, который служит целям закрепления, уточнения и конкретизации новых знаний детей об окружающем мире, развивает наблюдательность, умение детей сравнивать, обобщать и делать простейшие выводы. Нарядный, хорошо украшенный участок сам по себе вызывает у детей устойчивый положительный эмоциональный настрой, желание идти на прогулку. Достаточное количество игрового материала сделает прогулку более насыщенной и интересной.

Условия для активизации движений детей

Особенностью детей дошкольного возраста является их потребность в активных и разнообразных движениях. Особое внимание мы уделяем двигательной активности детей на прогулке в зимнее время, когда движения несколько ограничены одеждой, когда погодные условия не дают возможности много и разнообразно двигаться по участку. Подвижная игра в зимнее время обычно проводится в конце прогулки, чтобы дети, вспотев, не перемерзали, а сразу шли в группу переодеваться. Большая часть площадки расчищается от снега, чтобы дети могли свободно побегать, попрыгать, развернуть игру с разнообразными движениями. Если выпадает липкий снег, то совместно с детьми мы сооружаем горки или крепости, которые служат не только украшением участка, но и стимулируют движения детей. Такая активная деятельность на прогулках требует правильно одевать малыша. Одежда должна быть удобной, достаточно легкой, но не сковывающей движения детей. Мы стараемся продумать прогулку так, чтобы дети не охлаждались и в то же время не перегревались и не потели, что особенно опасно в зимнее время. Увлеченные разнообразной игровой и развивающей деятельностью, дети постоянно находятся в хорошем настроении, с радостью откликаются на все предложения воспитателя и порой выказывают недовольство тем, что прогулка уже окончена.

Структурные компоненты прогулки

       Структурными компонентами прогулки  в детском саду являются: 1) наблюдение 2) дидактические задания 3) трудовые действия детей 4) подвижные игры и упражнения. Эти компоненты выступают не как отдельные педагогические мероприятия, а как логически обоснованные части того основного, что запланировано воспитателем в конкретной прогулке. В зависимости от различных погодных и сезонных условий, объекта наблюдения, общего настроя детей, проведенных занятий, эти структурные компоненты могут осуществляться в разной последовательности. Главное – каждый из компонентов прогулки вносит свое, неповторимое в развитие и воспитание для физического воспитания детей, укрепления их здоровья, а также эмоционального состояния. Таким образом, правильная организация и проведение прогулки: укрепление здоровья, развитие двигательной активности детей, подбор одежды в соответствии с сезоном и температурой воздуха, подвижные игры, пример взрослого, в отношении к своему здоровью – все это является залогом привития детям здорового образа жизни.

Общие принципы организации двигательной деятельности детей на прогулке.

 Мы стараемся учитывать тот факт, что дети постоянно и довольно разнообразно двигаются на участке, поэтому планируем

работу по развитию движений на прогулке таким образом, чтобы способствовать закреплению, совершенствованию игр и физических упражнений, повышать двигательную активность детей. При этом выбираем время для проведения игр и упражнений, чтобы организованная двигательная деятельность проводилась не за счёт времени самостоятельной деятельности детей.

Выбор времени проведения и упражнений на прогулке зависит от предшествующей работы в группе. Если физкультурное или музыкальное занятие проводилось в первой половине дня, то игры и упражнения организовываем в середине или конце прогулки, а в самом её начале детям предоставляется возможность самостоятельно поиграть, поупражняться с разнообразными пособиями.

В остальные дни двигательная деятельность организовывается в начале прогулки, что позволяет обогатить содержание их самостоятельной деятельности.

В дни проведения физкультурных занятий с детьми организуется одна подвижная игра и какое-либо физическое упражнение (спортивное упражнение или упражнение в основном виде движения). В другие дни, когда занятие не проводится, планируется подвижная игра, спортивное упражнение и упражнение в основном виде движения (прыжки, лазание, метание, бросание и ловля мяча и др.)

При проведении упражнений, основных видов движений мы используем разные способы организации (фронтальный, подгрупповой, индивидуальный). Наиболее целесообразным является смешанное использование разных способов организации.

Например, применение подгруппового способа организации является наиболее важным при сочетании процесса обучения и совершенствования двигательных навыков. При этом одна группа детей осваивает новый вид движений под руководством воспитателя, в то время как другие дети самостоятельно упражняются в хорошо знакомых движениях.

В связи с особенностями выполнения некоторых движений (лазание по гимнастической лестнице, упражнения в равновесии, прыжки в длину и высоту с разбега) используются поточный и индивидуальные способы.

Сочетание разных способов организации значительно повышает эффективность проведения игр и упражнений во время прогулки.  Например, упражнение в лазании выполняется детьми поочерёдно, а упражнение с мячами - фронтально, т. е. всеми детьми одновременно.

Упражнения детей в основных видах движений мы организовываем по подгруппам, в зависимости от степени подвижности детей. Каждая подгруппа выполняет своё задание. Например, дети первой и второй подгруппы (с высоким и средним уровнем подвижности) выполняют упражнения, требующие концентрации внимания, координации и ловкости, при этом воспитатель осуществляет контроль. Дети третьей подгруппы (с низким уровнем подвижности) упражняются в разных видах прыжков через скакалку.

Длительность организованной двигательной деятельности составляет 30-35 минут.  

Подвижная игра проводиться со всей группой и повторяется 3-5 раз. При организации известных игр детям предоставляется возможность самим вспомнить и рассказать содержание игры, правила.

При разучивании новой подвижной игры воспитатель сначала чётко, лаконично объясняет её содержание. Отдельные элементы показываются и даже проигрываются. После объяснения воспитатель сразу переходит к игре и по ходу игры уточняет то, что недостаточно хорошо запомнили дети.

В подвижных играх ведущие роли выполняют сами дети. При организации игр соревновательного характера, игр-эстафет важная роль принадлежит воспитателю. Мы помогаем детям разделиться на команды, подобрав их с учётом уровней подвижности и физической подготовленности.

Большое воспитательное значение имеет подведение итогов, оценка результатов, действий детей, их поведение в игровой деятельности.

К обсуждению результатов игры привлекаются сами дети, чтобы они учились оценивать своё поведение и поступки товарищей. Это способствует в дальнейшем более осознанному выполнению заданий и правил игры, а также налаживанию взаимоотношений в процессе совместных действий.

На прогулке мы стараемся планировать подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности. В течение месяца может быть проведено 15-20 подвижных игр (включая игры эстафеты), при этом разучено 3-4 новые игры.

Общая длительность игры составляет 10-12 минут.

Классификация подвижных игр

Для удобства практического использования игры классифицируются. Отличают элементарные подвижные игры и спортивные игры - баскетбол, хоккей, футбол и др.

Подвижные игры - игры с правилами. В детском саду используются преимущественно элементарные подвижные игры. Подвижные игры различают по двигательному содержанию, иначе говоря, по основному движению (игры с бегом, игры с прыжками и т. д.).

По образному содержанию подвижные игры делятся на сюжетные и бессюжетные. Для сюжетных игр характерны роли с соответствующими для них двигательными действиями. Сюжет может быть образный ("Медведь и пчелы", "Зайцы и волк", "Воробышки и кот") и условный ("Ловишки", "Пятнашки", "Перебежки").

В бессюжетных играх ("Найди себе пару", "Чье звено быстрее построится", "Придумай фигуру") все дети выполняют одинаковые движения.

Особую группу составляют хороводные игры. Они проходят под песню или стихотворение, что придает специфичный оттенок движениям.

По характеру игровых действий отличаются игры соревновательного типа. Они стимулируют активное проявление физических качеств, чаще всего - скоростных.

По динамическим характеристикам различают игры малой, средней и большой подвижности.

Вместе с подвижными играми на прогулке мы используем игровые упражнения, например, "Сбей кеглю", "Попади в круг", "Обгони обруч" и др. В них отсутствуют правила в общепринятом смысле. Интерес у играющих детей вызывают привлекательные манипуляции предметами. Вытекающие из названий задания соревновательного типа ("Кто точнее попадет", "Чей обруч вращается" и др.) имеют зрелищный эффект и собирают многочисленных зрителей и болельщиков. Самых маленьких игровые упражнения подводят к играм.

Рекомендации для родителей:

Прогулка – это прежде всего закаливающая процедура. Ребёнок должен ежедневно гулять. Даже в ненастную погоду и зимой быть на воздухе не менее 3,5 – 4 часов. Свежий воздух полезен всем детям, но особенно важно, если ребёнок ослаблен. В то же время многие родители ошибочно считают необходимым всячески оберегать от «дуновения воздуха» слабого, часто болеющего ребёнка. Нередко забота о нём сводится к тому, что его как можно теплее одевают, кутают. В такой одежде ребёнку жарко, она затрудняет его движения, в результате – очередная простуда. Свежий воздух – замечательное закаливающее средство детского организма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры как система совершенствования физических и нравственных качеств детей дошкольного возраста

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СИСТЕМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ И НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд во...

Народные подвижные игры, их значение в физическом и нравственном воспитании.

Игра самая любимая естественная деятельность дошкольников, отвечающая их жизненно важным потребностям. Игра занимает самое важное место в жизни  ребенка и является главным средством воспитания и оздор...

«Подвижная игра как основное средство физического развития ребенка»

В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего гармонического развития личности ребенка. Важную роль при этом играет своевременное и правильно организованное физическое в...

Народные подвижные игры, их значение в физическом и нравственном воспитании дошкольников.

ull;Актуальность данной темы обусловлена не менее важным фактором – это снижение интереса к русским народным традициям•Народные игры как часть традиционной культуры каждого народа всегда ...

Фольклорные мотивы в подвижных играх, их значение в физическом и нравственном воспитании детей.

Русские народные подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются ...

Выступление на РМО «Народные подвижные игры. Их значения в физическом и нравственном воспитании дошкольников.»

Игра доставляет ребенку радость и удовольствие ,а в педагогическом процессе дошколят игры не заменимы .Как бы не складывались время и обстоятельства ,какими модными и современными не становились новей...

Народные подвижные игры, их значение в физическом и нравственном воспитании дошкольников.

Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. ...