Статья: "Пение - путь к здоровью!"
статья (старшая группа) на тему

Мишина Татьяна Васильевна

В настоящей статье предлагается материал из опыта моей работы по развитию вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста с использованием здоровье-сберегающих технологий, которые направлены не только на эстетическое развитие детей, но и на укрепление их психического и физического здоровья средствами различных видов музыкальной деятельности, среди которых - почётное место занимает ПЕНИЕ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon penie_put_k_zdorovyu.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пение – путь к здоровью!

Обучение детей пению – очень важная и сложная задача. В процессе пения успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей:

- эмоциональная отзывчивость на музыку;

- ладовое чувство;

- музыкально-слуховые представления;

- чувство ритма.

Выразительное исполнение песен помогает наиболее ярко и углублённо переживать их содержание, вызывает эстетическое отношение к окружающей действительности. При исполнении песен реализуются музыкальные потребности ребёнка,  так как знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.

В последнее время многие педагоги используют достаточно сложный  песенный репертуар  на детских праздниках. В результате слышится  крикливое, фальшивое исполнение песен, которое препятствует развитию музыкального слуха, эстетического вкуса и просто вредно для здоровья любого ребёнка.  Так как , «голосовой аппарат очень хрупкий, нежный, непрерывно растёт в соответствии с развитием всего организма ребёнка», отмечал Н.А. Метлов  в своей книге «Музыка детям», - «голосовые связки тонкие, короткие, поэтому звук детского голоса высокий и очень слабый». Поэтому голосовые связки ребёнка требуют к себе бережного отношения.

Охране детского голоса я уделяю в своей работе огромное внимание. Для защиты певческих голосов на занятиях использую оздоровительные упражнения и игры.

Игры на развитие правильного звукообразования:

1.«Качели».

На этом упражнении дети учатся выполнять «глиссандо» — «скольжение». Во время пения «глиссандо» мы проговариваем «куда пошел звук» — вверх или вниз, без точного определения звуковысотности. Детям предлагается представить, как двигаются качели.

Дети могут показать, как двигаются качели — поочередно вверх и вниз. После этого каждому ребенку предлагается произнести любой звук или слово приемом «глиссандо». Например, слово «вверх» надо медленно произнести, начиная с низкого звука, а затем выше и выше.

Слово «вниз» произносится с высокого звука, постепенно понижая его. Затем разучиваются слова попевки, словно мы «качаемся на качелях». Голосом показывается, куда движутся качели — вверх или вниз.

Качели на веревочках Понравились девчоночкам, И мальчики довольны: Все покачались вволю.

2.«Ракета».

«Запускаем двигатель» на одном звуке: «У- у-у...», затем используется прием «глиссандо» вверх: «ракета взлетела».

Игры в упражнения для развития дыхания

1.«Веселый паровозик».

Детям дается установка: «Чей паровозик дольше проедет?». Предлагается сделать глубокий вдох носом. По знаку руководителя «паровозик едет»: «Чух-чух- чух...» так долго, на сколько хватит дыхания. Победит тот «паровозик», у которого дольше хватило дыхания.

2.«Воздушные шарики».

Детям предлагается «надуть воздушные шарики» (дыхание короткое, через нос). Сначала «надуваем шар», затем со звуком «тс-с-с...» - сдуваем», делая полный сброс воздуха. Для контроля нужно держать руку на животе.

3.«Сердитая муха». 

Муха «жужжит над ухом»: «Дз-з-з...»  на одном дыхании при усилении и ослаблении звука.

4.Исполнение скороговорки (например «Егорка»).

Скороговорка  должна произноситься на одном выдохе, без дополнительного вдыхания воздуха:

Как на горке, на пригорке

Жили тридцать три Егорки,

Раз Егорка, два Егорка...

Чем больше «Егорок» сможет назвать - ребенок, тем больше у него объем легких. 

Важно внимательно следить за осанкой детей во время пения (прямая спина, опора на пятки).

В работе с дошкольниками часто использую куклы из кукольного театра  с открывающимся ротиком, на которых можно показывать, как правильно открывать рот («как кукла Катя», вниз, широко и свободно), преимущественно вертикально, это способствует округлению звука. Под влиянием эмоций, вызываемых игрой, ребёнок старается точно передать мелодию, текст, а, главное, то настроение, которое несёт в себе данная песня. Общее воодушевление в игре, радость исполнения активизируют робких, не решительных детей. Важно в каждом ребёнке поддерживать заинтересованность, помогать детям приобретать веру в себя, освобождаться от напряжения, стеснения.

Поскольку  навыки пения усваиваются постепенно, к этим упражнениям, играм - я  возвращаюсь на каждом занятии. Это способствует получению положительных результатов в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста.