Использование новых игровых технологий для валеологического воспитания дошкольников
учебно-методический материал на тему

Богатикова Татьяна Васильевна

Валеологическое воспитание невозможно без изучения стро­ения человеческого организма. Но необходимо учитывать особеннос­ти восприятия детей дошкольного воз­раста. Важно заинтересовать ре­бенка этой темой, сформировать зна­ния о том, что от состояния организма зависит успешная деятельность чело­века, показать красоту человеческого тела, как самого совершенного творе­ния природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_po_valeologicheskomu_vospitaniyu_02.14.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Валеологическое воспитание невозможно без изучения строения человеческого организма. Но необходимо учитывать особенности восприятия детей дошкольного возраста. Важно заинтересовать ребенка этой темой, сформировать знания о том, что от состояния организма зависит успешная деятельность человека, показать красоту человеческого тела, как самого совершенного творения природы.

Поэтому мы попытались разработать анатомические атласы специально для малышей, разделив их на три возрастные группы.

  1. Атлас «Про гнома Васю» для детей младшей и средней групп.

Цель. Познакомить с основными частями тела человека (голова, руки, ноги, туловище...). Главный персонаж атласа — гном Вася. Это модель для изучения строения тела человека. Вася «рассказывает» о том, для чего нужны руки, ноги, голова, и дает детям различные игровые задания (найди отличия, нарисуй пальчиком, угадай, кто позвал). В атласе подобраны стихи, загадки, скороговорки.

2. Атлас «Путешествие гнома Васи» — для детей средней и старшей групп.

Цель. Продолжать знакомить с внешним строением человека (лопатки, ключица, колени, плечи). Показать внешние отличия мальчиков и девочек. Расширять знания об органах чувств. Познакомить со строением и органами чувств животных. В этом атласе у гнома Васи появляется подружка Маша. Вместе они путешествуют по волшебному лесу, встречая зверей, птиц, насекомых. Обитатели леса рассказывают об особенностях своего зрения, слуха, о том, как они едят, спят, защищаются от опасностей, лечатся. Для данного атласа также подобран литературный материал. В комплексе игровых заданий появляется драматизация и имитация движений животных.

3. В подготовительной группе начинаем знакомить детей с внутренним строением человека. Изучение мы разделили по темам: дыхательная, кровеносная, пищеварительная и нервная системы, сделав на каждую тему отдельный атлас (игру-путешествие). В атласах нет подлинного анатомического строения человека, все внутренние органы заменены сказочными персонажами, обладающими яркими характерами и выразительными зрительными образами. В забавной и доступной форме они рассказывают о себе, о своих проблемах, о том, что они любят и что наносит им вред. Таким образом, дети не только усваивают знания, но также у них воспитывается желание помогать своему организму быть здоровым.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Путешествие принца Кислорода».

Задачи. Закрепить и обобщить знания о внутреннем строении носа, дыхательной системы человека. Формировать представление о работе отдельных органов и систем организма человека как единого механизма. Показать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем. Формировать у детей восприятие своего организма как самого ценного и удивительного творения природы. Побуждать интерес к изучению строения организма человека. Развивать воображение и фантазию. Закрепить комплексы дыхательной гимнастики.

Оборудование. Игра-атлас «Путешествие принца Кислорода». Кукла принц Кислород. Пять горшочков с порезанными морковью, луком, апельсином, 2 каркаса «замков» (проволочные, деревянные или пластмассовые). «Поющий мостик» (можно использовать уже готовый мостик со ступеньками или сложить его из крупного конструктора). Различные шумовые и музыкальные инструменты. Воздушные шары двух цветов (зеленые и красные) по количеству детей.

Ход мероприятия:

Педагог. Ребята, отгадайте загадку:

Он вокруг нас незаметен,

Он невидим, невесом,

Хоть без запаха и цвета,

Но он каждому знаком.

Без него пропала б жизнь

На планете нашей.

Кто ответит: без чего

Жить не сможет каждый?

Дети. Без воздуха!

Появляется кукла — принц Кислород.

Кислород. Здравствуйте, ребята! Вы молодцы, сразу угадали, что эта загадка о воздухе, а значит, и обо мне. Ведь я одна из ее частичек.

Педагог. Здравствуй, Кислород. Какой ты сегодня красивый!

Кислород. Да, у меня сегодня очень важный день. Я еду в гости к принцессе с очень красивым именем — Гемоглобин. Она живет в воздушном замке. Вы знаете, где он находится?

Дети. Воздушный замок — это легкие, они находятся внутри человека, в грудной клетке.

Кислород. Как же мне туда попасть? Вы мне поможете?

Педагог. Ребята, что нужно сделать, чтобы Кислород попал в легкие?

Дети. Сделать вдох.

Дыхательная гимнастика «Воздушный шарик».

Упражнение выполняется стоя. Медленно поднимая руки в стороны, сделать глубокий вдох. При выдохе, опуская руки, произносить звук ш-ш-ш. Повторить 3—4 раза.

Педагог. А теперь послушайте сказку.

Путешествие принца Кислорода.

Влетел принц Кислород в волшебный тоннель и видит, что рядом с ним на каждой пылинке, как на самолетике, летят микробы. Испугался Кислород, но тут заработали роботы. Робот Пылесос ловко задержал микробов-разбойников в своих волосках, а с остальными разделался робот Липучка. Приклеились незваные гости! Принца Кислорода стражи носа пропустили и даже согрели на прощание. Обогретый, довольный принц полетел дальше и оказался в голубой трубе.

«Ах, какая красота кругом!» — воскликнул путешественник. Да и как не восхищаться — стенки трубы мерцают от легких волн, как будто ковыль в поле колышется. Но торопись, Кислород, принцессы ждать не любят!

Вот и воздушный замок. Триста миллионов маленьких, похожих на мыльные пузыри комнат так и манят войти. Стоит Кислород перед двумя коридорами (бронхами), волнуется: как встретят, ждут ли? Принцесса Гемоглобин такая красивая, многие на нее засматриваются. Вот и принц Углекислый Газ о ней мечтает…

Поразмыслил наш герой, набрался храбрости и решительно влетел в комнатку - альвеолку. Навстречу вышла маленькая частичка крови — принцесса Гемоглобин, нарядная, румяная. Кислород ее увидел и онемел. А красавица поклонилась ему величаво, как и подобает настоящим принцессам, и ласково сказала: «Я так ждала тебя, принц! Нет в этом замке ни радости, ни веселья без тебя, ведь недаром он воздушным зовется. Посмотри вокруг — какими большими стали залы замка, как увеличились комнаты — альвеолы! Все тебе рады!» Засмущался Кислород, обрадовался такому радушному приему. Взяла принцесса за руку своего гостя и повела на корабль: «Пойдем, принц, я покажу тебе все свое царство».

Отчалил кораблик принцессы Гемоглобин от причала воздушного замка, и началось новое путешествие принца Кислорода — по реке, которая называется Артерия…

Вместе частичка крови и частичка воздуха поплывут по всему организму и принесут тепло каждой клеточке, каждому жителю волшебной страны.

Другого своего кавалера, Углекислого Газа, принцесса Гемоглобин прогнала. Вытолкали его вон из легких.

Вы уже, наверное, догадались, что мы делаем, когда гемоглобин изгоняет углекислый газ? Правильно, мы делаем выдох.

Вот такое удивительное путешествие к легким совершает кислород каждый раз, когда мы делаем вдох, а при выдохе легкие выталкивают углекислый газ. Этот процесс называется — дыхание. Все мы умеем дышать, однако правильно дышит только тот, кто делает глубокий вдох и спокойный равномерный выдох.

Для чего нужно уметь правильно дышать?

Дети. Умеющие правильно дышать люди более выносливые, легко переносят длинные пешие прогулки, быстрее бегают.

Педагог. Давайте потренируем свое дыхание.

Дыхательная гимнастика

Встать прямо, поставить ноги на ширину плеч, согнуть руки в локтях, свести кончики пальцев перед грудью и сделать глубокий вдох. Развести руки в стороны и выдохнуть.

Педагог. Почему дышать нужно именно носом, а не ртом?

Дети. В носу воздух очищается и согревается.

Педагог. Для чего еще человеку нужен нос?

Дети. Чтобы различать запахи.

Педагог. Правильно. У некоторых людей очень чуткое обоняние. Они могут улавливать самые тонкие запахи. Эти люди работают над созданием духов и одеколонов. В шутку таких людей называют «нюхачи». Давайте проверим, насколько у вас чуткий нос.

Игра «Нюхачи»

Педагог. Помните чудесный горшочек из сказки «Свинопас»? Принцесса по запаху из горшочка угадывала, какие блюда будут к обеду в ее королевстве. Я тоже приготовила несколько чудесных горшочков. Вы должны по запаху угадать, что в них находится, и придумать название духов с подобным ароматом.

Горшочек с морковью — морковный аромат (духи «Морковные», «Заячьи»). Горшочек с луком — луковый запах Содеколон «Луковый», «Чипполино», «Плакса»). Горшочек с апельсином — апельсиновый аромат (духи «Апельсиновые», «Оранжевое солнышко», «Летние»...)

Педагог. А теперь отгадайте загадку.

Ветер по небу гулял,

С облаками там играл.

Люди воздух изловили,

В дом огромный посадили,

И теперь воздушный домик

Держит ручкою ребенок.

Дети. Это воздушный шар!

Педагог. Из воздушных шаров мы будем строить разноцветные воздушные замки.

Эстафета «Кто быстрее построит воздушный замок».

Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды.

Первая команда — строители Красного замка. Вторая команда — строители Зеленого замка. Дети по очереди подбегают к корзине с воздушными шарами, выбирают шарик нужного цвета и привязывают к каркасу замка.

Команда, которая первая построит замок (без потерь воздушных шаров), — победитель.

Педагог. Теперь из строителей вы превращаетесь в жителей воздушных замков. Для того чтобы ходить друг к другу в гости, вот вам мостик. Но он не простой, а поющий: каждый, кто захочет по нему пройти, должен спеть.

Музыкальная распевка «Я иду наверх, я спускаюсь вниз»

Педагог. После того как вы так замечательно распелись на поющем мостике, посмотрим, кто из вас лучший музыкант.

Детям раздаются музыкальные инструменты (флейты, барабаны, гусли и т. д.), а также самодельные музыкальные инструменты (расчески, трещотки и т. д.).

По очереди жители Красного и Зеленого замков исполняют друг для друга музыкальные импровизации, придумывают названия для своих музыкальных произведений. Например: «Вой привидений», «Музыка скрипучих дверей», «Ария влюбленного кота», «Взрывы салюта» и т. п.

Список использованной литературы

1. Судакова К. В. Физиология человека. – М.:  ГЭОТАР – Медиа, 2009.

2. Привес М. Г., Лысенков Н. К. Анатомия человека. – М.: Медицина,  1985.

© Т.В. Богатикова, С.А. Трубицына, И.Н. Захарченко, 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологии в экологическом воспитании дошкольников

1.сл.Актуальность темы «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежин...

презентация по экологии "Использование игровых технологии в экологическом воспитании дошкольников".

Использование игровых технологии в экологическом воспитании дошкольников...

СТАТЬЯ " ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ "

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни....

Использование игровых технологий в экологическом воспитании дошкольников

В дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Игровые технологии  в экологическом...

Презентация "Использование игровой технологии в экологоическом воспитании дошкольников"

Экологическое воспитание дошкольников по праву занимает особое место в системе дошкольного образования. Обострение экологической проблемы диктует необходимость интенсивности в  работе по формиров...