Картотека игр по ЗОЖ
картотека на тему

Ярмонова Татьяна Николаевна

подборка игр по приобщению детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_zozh.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Льется чистая водица.

Цель: активизировать в речи детей предметный и глагольный словарь по теме; иллюстрировать движениями декламируемый текст.

Описание игры. Дети встают полукругом и вместе с воспитателем проговаривают стихотворение, выполняя разнообразные движения.

Льется чистая водица,

(Руки вперед, наклон, потянуться за руками).

Мы умеет сами мыться.

(Выпрямиться, круговые движения ладонями у лица).

Порошок зубной берем,

(Наклон в сторону с вытянутой правой рукой).

Крепко щеткой зубы трем.

(Движения, имитирующие чистку зубов).

Моем шею, моем уши,

(Руки за шею, ладони на уши).

Вытираемся посуше.

(Движения, имитирующие действия с полотенцем).

Что мы  видели -  не скажем, а что делали – покажем.

Цель: Развивать внимание, сообразительность и наблюдательность, умение соотнести слово о действие.

Описание игры. Выбирают водящего. Он выходит за дверь. Дети сговариваются, какое движение они будут выполнять. Потом приглашают водящего.

Здравствуйте дети!

Где вы были, что делали.

(Дети хором отвечают)

Где мы были – мы не скажем,

А что делали – покажем.

Если водящий верно назвал выполняемое действие, то выбирается новый водящий. Если не смог отгадать, снова водит. В игре используются всевозможные движения по уходу за телом: имитация мытья головы, натирания тела мочалкой, принятия душа, умывания лица и рук, чистки зубов, расчесывания волос и т.д.

Говорит гусь Коле…

Цель. Активизировать в речи детей предметный словарь по теме; имитировать движения животных, перечисленных в тексте, издавать характерные для них звуки.

Описание игры. Выбрать пятерых детей, распределить между ними роли. Воспитатель читает текст, а дети изображают соответствующих персонажей и издают звукоподражания.

Говорит гусь Коле:

- Пошел бы ты умылся, что ли.

Говорит Коле утка:

- Смотреть на тебя жутко.

Говорит коле кошка:

- Дай полижу тебя немножко.

А свинья от смеха давится:

- Мне мальчик этот нравится.

Усложнения. 1. Выучить с детьми текст, затем они самостоятельно разыгрывают диалог.

2. Подобрать слова-определения Коли (грязный, чумазый, неопрятный…).

3. После разыгрывания диалога предложить детям быть внимательными и называть слово, противоположенное по значению: чистый – грязный.

Подбери нужное слово.

Цель. Закончить предложение, точно подбирая слово, необходимое по содержанию и в нужной грамматической форме.

Описание игры: Воспитатель начинает фразу, а детям предлагает закончить ее, подобрав соответствующее слово:

Толя намылил руки… чем? (Мылом).

Толя вымыл голову… чем? (Шампунем).

Толя смыл мыльную пену… чем? (Водой).

Толя вытер руки… чем? (Полотенцем).

Толя расчесал волосы… чем? (Расческой).

Толя почистил зубы… чем? (Зубной щеткой и пастой).

Толя постриг ногти… чем? (Ножницами).

Толя вытер нос… чем? (Носовым платком).

Толя, принимая душ, натер тело… чем? (Губкой, мочалкой).

Письмо – шутка от Мойдодыра.

Цель. Закрепить знания о назначении предметов туалета.

Описание игры. Воспитатель сообщает, что пришло необычное письмо от Мойдодыра, вскрывает конверт и зачитывает предложения – дети исправляют ошибки:

Полотенцем моют руки.

Расческой вытираются.

Зубной щеткой намыливают тело.

Мылом причесываются

И т.д.

Зачем нужно?

Цели. Активизировать в речи детей глагольный словарь по теме; закрепить знания о назначении предметов туалета.

Описание игры. Педагог раскладывает на столе реальные предметы туалета (или картинки) – мыльницу, мыло, полотенце, зубную щетку, зубную пасту и т.д. Показывает по одному предмету и спрашивает: «Что это?» - «Мыло» - «Зачем нужно мыло?» - «Мыть руки» - «А что еще можно намылить мылом?». Так же про все остальные предметы. Педагог следит, чтобы дети четко представляли назначение предметов туалета.

Отгадай, что взял Петрушка.

Цель. Практическое употребление существительных в родительном падеже; закрепить умение составлять простое предложение, активизировать глагольный словарь по теме.

Описание игры. Воспитатель ставит на стол 4-5 предметов, просит детей назвать их и запомнить. Появляется Петрушка, здоровается. Воспитатель говорит, что Петрушке нужны некоторые предметы, лежащие на столе, но он не хочет чтобы дети видели, что именно он возьмет. Дети закрывают глаза, воспитатель убирает один из предметов. По сигналу воспитателя дети открывают глаза и называют предмет, который взял Петрушка. Воспитатель – «Чего нет на столе?». Дети – «Нет зубной щетки» - «Что делает Петрушка» - «Петрушка чистит зубы». Постепенно воспитатель использует все предметы, приготовленные для игры: убирает по одному, группирует по-новому.

Повтори, как я.

Цель. Развивать слуховое внимание, память; активизировать предметный словарь по теме.

Описание игры. На столе разложены предметы туалеты или картинки. Воспитатель показывает на какой-либо предмет и произносит слово (громко, тихо или шепотом), предлагает ребенку повторить его так же.

Усложнения. 1. Называть не одно слово, а 3-4; позднее 4-5, 5-6.

2. Называть слово в единственном и множественном числе.

3. Проводить игру без опоры на картинки или предметы.

Правила поведения во время еды.

Цель. Закреплять знания о правилах культуры поведения. Учить отвечать на вопросы. Учить оценивать положительные и отрицательные стороны поведения, выбирая положительный пример.

Описание игры. Воспитатель знакомит детей со всеми правилами. Потом раздает детям карточки с сюжетными картинками. Ребенок должен рассказать, что изображено на картинке, а затем ответить на вопросы. Если у него не получается, помогай наводящими вопросами. Используются картинки несколько раз, чтобы каждый ребенок смог составить рассказ по карточке и ответить на вопросы.

Сервировка стола к завтраку и (или) обеду.

Цель. Закрепить навыки дежурства; сервировать стол к завтраку или обеду.

Игровые задания. «Накрой стол к завтраку (обеду)», «Подбери блюда для завтрака (обеда)», «Расскажи, что ты делаешь».

Описание игры. Воспитатель – «Будем играть в игру «Дочки – матери». Утром мы встали, умылись, сделали зарядку, а теперь пора завтракать. Выбирают детей, которые будут выполнять сервировку, остальные оценивать работу.

Усложнения. 1. Воспитатель кладет на стол карточку с образцом сервировки. Дети способом наложения выкладывают поверх нее маленькие карточки с изображением посуды.

2. Воспитатель ставит карточку на наборное полотно. Дети, глядя на образец, выкладывают посуду на салфетках, разложенных на столе.

3. Дети сервируют стол по памяти.

Дети садятся «завтракать» сами или кормят кукол.

Воспитатель задает детям вопросы о расположении посуды и столовых приборов. «Какой предмет справа? Слева? По центру? Выше? Ниже? И т.д.

«Угадай, как сервировать стол».

Цель. Закрепить умение сервировать стол для завтрака (обеда), учить отвечать на вопросы полными предложениями; формировать коммуникативные навыки.

Игровой задание. «Накрой стол для еды».

Описание игры. Воспитатель выбирает 4-х играющих. Двое из них будут «накрывать» стол. Двое других детей должны выбрать одну или несколько карточек с продуктами так, чтобы подходит вариант сервировки стола.

В конце игры можно провести беседу, задав детям вопросы: «Вспомни, что ты делал?», «Как ты догадался, что нужна именно такая посуда?», «Как ты расставил посуду» и т.д.  

«Кулинарная викторина».

Цель. Закреплять умение давать описание предмета, отгадывать предмет по описанию, сравнивать предметы; уточнять и расширять словарный запас.

Игровые задания. «Отгадай загадку», «Отгадай по описанию», «Назови признаки предмета», «Сравни предметы».

Описание игры. Дети отвечают на вопросы, получая за правильный ответ фишку. Например: «Отгадай предмет: это столовая посуда. Она гладкая, блестящая, хрупкая, мелкая (глубокая), похожа на круг, белого цвета. Она нужна для второго (первого) блюда.

2. - Что похоже на круг?

- Какая посуда нужна для супа?

- Что сделано из металла (Какой предмет металлический?)

- Что бывает из пластмассы?

- Какой предмет лишний? Почему? И т.д.

«Поварята».

Цель. Уточнять знания детей о труде повара. Расширять и обогащать словарный запас.

Описание игры. Воспитатель раскладывает на столе карточки с изображением конкретных блюд лицевой сторон вниз. Ребенок наугад выбирает одну карточку. Воспитатель предлагает назвать это блюдо и продукты, из которых можно его приготовить («Это блюдо -  каша. Чтобы ее приготовить, нужны продукты: крупа, вода, соль, сахар, масло).  После этого дети с помощью пантомимы показать процесс приготовления.

Дополнительно можно провести сюжетно-ролевую игру «Магазин». В ней игроки должны «купить» недостающие для приготовления блюда продукты.


Правила.

Перед тем, как сесть за стол – вымой с мылом руки.

Поиграл с домашними животными?

Вымой руки.

Вопросы.

Что изображено на картинке?

Что делает девочка?

Что делает мальчик?

Кто делает неправильно? Почему?

Кто делает правильно? Почему?

Повтори правила для всех.

Правила.

После прогулки умойся и смени одежду.

За стол всегда садись чистым, опрятным и причесанным.

Нерях и грязнуль за стол не пускают.

Вопросы.

Что изображено на картинке?

Что делает девочка?

Что делает мальчик?

Мальчика позвали на полдник, что он должен сделать?

Придумай, что делала девочка до полдника?

Правила.

Фантики от конфет и пустые пакеты нельзя бросать на землю.

Для мусора есть урны.

Вопросы.

Что изображено на картинке?

Как думаешь, что ели дети?

Что делает девочка? Она поступает правильно? Почему?

Что делает мальчик? Он поступает правильно? Почему?

Повтори правила для всех.

Правила.

Все сладкое, а особенно конфеты, может быстро испортить твои зубки, и они заболят.

Чтобы зубы были здоровы, после еды нужно их прополоскать чистой водой, а после завтрака и перед сном почистить пастой и зубной щеткой.

Вопросы.

Что изображено на картинке?

Что болит у мальчика? Почему?

Что собирается делать девочка?

Что она предлагает мальчику?

Сколько конфет съел мальчик?

Сколько у него еще осталось конфет?

Правила.

За столом сиди прямо.

Во время еды убирай локти со стола.

Если еда далеко от тебя, попроси ее передать.

Нельзя разговаривать с набитым ртом. Не спеша прожуй, а потом скажи.

Если ты уже поел, не отвлекай от еды соседа.

Вопросы.

Что изображено на картинке?

Что делают дети?

Повтори для всех правила поведения за столом?

Если ребенок боится лечиться.

Каждый взрослый знает, как трудно порой убедить ребенка согласится на ту или иную, пусть даже безболезненную, медицинскую процедуру. Связано это прежде всего со страхом. Если же ребенок освоит ее в игре, потом он будет меньше бояться.

В дальнейшем же умение обрабатывать мелкие ранки, сделать простейшую повязку, правильно наложить шину очень ему пригодится.

Научите ребенка обрабатывать мелкие раны на коже. Возьмите кусок поролона. Острым ножом или бритвой сделайте разрез так, чтобы получилась «ранка». Возьмите спичку, обломите серную головку. Теперь пусть ребенок сам, непременно чистыми руками, накрутит вату на спичку. Если у него не получится сразу – покажите, как это делать.

Попросите ребенка принести пузырек с йодом или зеленкой. Теперь попросите ребенка самостоятельно окунуть вату в йод. Он должен преодолеть свой страх, если таковой есть, перед «щипучим» веществом.

Аккуратно смажьте края поролоновой «ранки». Попросите ребенка повторить эту процедуру.

Помните! Йодом нужно смазывать, а не поливать и не прижигать им рану.

Когда ребёнок болен.
Как измерить температуру тела

Лучше всего взять обычный ртутный термометр. Как показывает опыт, показания иных типов термометров (например, пластинчатых на жидких кристаллах, цифровых электронных) не всегда достаточно точны.

Ртутный конец термометра располагают в подмышечной впадине (она должна быть сухой) и плотно прижимают рукой. Перед тем как измерить температуру, термометр следует встряхнуть, так чтобы ртуть стекла в резервуар на конце градусника. Время измерения температуры - не менее 10 минут.

Обычно температуру измеряют два раза в сутки - утром и вечером. Но в случае субфебрилитета (длительного повышения температуры тела в пределах 37 - 38 градусов) врачу необходимы данные так называемого дробного измерения температуры. Его проводят с 6 часов утра до 12 часов ночи каждые 3 часа; первое и последнее измерение приходятся, как правило, на время сна.

Когда ребёнок болен.

Как определить частоту пульса

Пульс - это ритмическое колебание стенок артерий, которые после каждого сокращения сердца наполняются кровью, а затем сокращаются сами, проталкивая кровь дальше.

Для того, чтобы подсчитать число ударов пульса в минуту, надо вооружиться часами с секундной стрелкой, а лучше - секундомером.

Определяют частоту пульса в спокойном состоянии в положении лежа. Место ощупывания пульса, как правило, - лучевая артерия, немного выше лучезапястного сгиба. Если почему-либо нельзя ощупать пульс на руке, можно подсчитать частоту пульса на сонной или височной артерии.

Когда ребёнок болен

Как правильно собирать мочу на анализ

Посуду, которая потребуется для сбора мочи, нужно заранее прокипятить и просушить. Накануне ребенка подмывают с мылом, это же делают и утром. Моча, выделенная после сна, для исследования не годится; в баночку собирают вторую утреннюю порцию. Чтобы она успела образоваться в достаточном количестве, можно дать ребенку стакан-другой чая, молока, сока.

Так собирают мочу для общего анализа. Если он обнаруживает какие-либо отклонения от нормы и их нужно выявить полнее, прибегают к более сложным методам (проба Каковского-Аддиса и проба Зимницкого).

По методу Каковского-Аддиса исследуется моча, собранная за сутки. Подмывать ребенка надо перед каждым мочеиспусканием. Всю мочу, начиная со второй утренней порции и кончая первой порцией следующего дня, собирают в одну большую банку. Чтобы не возникло брожения, которое может исказить результат анализа, следует плотно закрывать посуду и держать ее в прохладном месте.

Собрав последнюю порцию, тщательно перемешивают содержимое банки и часть его отливают в баночку объемом 150 - 200 мл (это количество и сдают на исследование), но прежде определяют общий суточный объем и указывают его на этикетке, прикрепляемой к баночке.

Для исследования по Зимницкому мочу собирают также в течение суток, но в разные баночки. Желательно, чтобы ребенок мочился через определенные промежутки времени, не чаще, чем через 2,5 - 3 часа, каждый раз в отдельную баночку; всего их будет восемь. (Детям до трех лет трудно выдержать указанный интервал, так что для них надо заготовить больше баночек.) На этикетке каждой баночки указывается номер порции и время мочеиспускания.


МЕДИЦИНА

МАЛЫШАМ

Рана
Я стеклом поранил руку
И терплю такую муку,
Я с повязкою хожу,
Со стеклом я не дружу
!

Грипп
Подлый вирус этот грипп,
Голова сейчас болит,
Поднялась температура
И нужна теперь микстура.

Аллергия
Аллерголог – это врач.
Что ты, детка, ну, не плачь!
Может просто шоколадки
Съел сегодня, ты, мой сладкий?


Животик.
Руки мой перед едой
Только теплою водой
И не будет никогда
Животу теперь вреда
.

Зубки
Зубки чистить каждый день
Не должна мешать нам лень,
Если зубки заболят,
Люди к доктору спешат.

Горло
Плохо как в такую стужу
Босиком ходить по лужам,
Можно что-то застудить,
Будет больно говорить.


Синяк
Бегать надо не спеша:
Не ударить малыша,
Не наставить синяков
Для друзей и для врагов.


Царапина
У тебя царапина?
Ничего, мы справимся.
Я возьму зеленку, йод
И помажу. Все пройдет
.

Насморк
У тебя течет из носа?
Это насморк, мой хороший.
Мы его полечим сразу.
Брызнем в нос. Долой заразу!


Ангина
Врач сказал, что есть ангина?
Не печалься, вот малина,
Вот микстура, в банке мёд,
Скоро-скоро все пройдет
!


Ветрянка
У тебя, мой друг, ветрянка.
Заболела спозаранку.
Тише, крошка, не пищи,
Полечу твои прыщи
.


Простуда
У меня теперь простуда
И она не от верблюда.
Целый день ходил без шапки
И теперь не все в порядке.


Глазки
Я давно не мыла глазки,
В них попала пыль и краска
И теперь они болят:
– Умывайся – говорят.

Прививка
На прививку я иду.
Гордо к доктору приду.
Шприц давайте и укол.
Все готово? Я пошел.