Характеристика основных понятий ЗОЖ
учебно-методический материал на тему

МБДОУ Стеклозаводский детский сад №8 "Солнышко"

   В уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) записано, что здоровье представляет собой не только отсутствие болезней и физических дефектов, но состояние полного социального и духовного благополучия.

Казначеев утверждает, что Здоровье – это процесс сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kharakteristika_osnovnykh_ponyatiy_zozh.docx21.88 КБ

Предварительный просмотр:

Характеристика основных понятий ЗОЖ

   В уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) записано, что здоровье представляет собой не только отсутствие болезней и физических дефектов, но состояние полного социального и духовного благополучия.

Казначеев утверждает, что Здоровье – это процесс сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни.

   Н.А.Амосов считает, что Здоровье имеет две стороны:

    - качественная (норма артериального давления, норма частоты пульса, температуры и тд.);

   - количественная, она является определяющей. Это определенная сумма резервных мощностей организма, которые проявляются в критических ситуациях.

Здоровье – это состояние полного психического, физического и социального благополучия человека.

 Виды здоровья: (физическое, нравственное, индивидуальное и общественное).

Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловлен-ное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.

Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами.

   Соматическое здоровье (телесное)  - это текущее состояние органов и систем.

   Факторы здоровья:

   - условия и образ жизни;

   - труд;

   - психологический климат;

   - питание;

   - двигательная активность;

   - генетика.

   Существует понятие индивидуального и общественного здоровья.

   Общественное здоровье – это оценка демографического показателя (рождаемость, смертность, продолжительность жизни и заболеваемость).

   Индивидуальное здоровье это наличие или отсутствие заболевания:

   - степень сопротивления организма;

   - уровень физического развития;

   - уровень функционирования основных систем организма.

   Образ жизни – это социально философские и биосоциальные категории, которые интегрируют представления об определенном типе жизнедеятельности человека (трудовая деятельность, быт, форма удовлетворённых потребностей, правила индивидуального и общественного поведения).

   Здоровый образ жизни – объединяет все, что способствует выполнению человеком самых разнообразных функций, выражает ориентацию деятельности человека в направлении формирования сохранения и укрепления здоровья.

   Большинство специалистов рассматривают здоровый образ жизни и как способ жизнедеятельности, и как процесс соблюдения человеком определенных норм, правил, ограничений.

   Компоненты здорового образа жизни:

1)        Познание человеком самого себя, а также осознание необходимости укрепления своего здоровья;

2)        Соблюдение правил гигиены в отношении  себя и при общении с окружающими людьми;

3)        Организация оптимальной двигательной активности;

4)        Различные, подходящие конкретному человеку виды закаливания;

5)        Рациональное питание с учетом особенностей региона;

6)        Психогигиена.

7)        Соблюдение правил безопасности в различных жизненных ситуациях;

8)        Соблюдение правил здорового поведения;

9)        Отказ от вредных привычек.

   Компоненты здорового образа жизни дошкольников:

1)        Личная гигиена;

2)        Закаливание;

3)        Оптимальный двигательный режим;

4)        Психогигиена.

Установка на здоровый образ жизни не появляется сама собой, а формируется в результате определенных педагогических воздействий.

   В последние 15 – 20 лет используется термин  - здоровьесбережение. Это определенный комплекс условий, средств,  мероприятий и технологий, направленных на укрепление психофизическое и психологическое здоровье детей.

   Здоровьесберегающая педагогика – определяет важность необходимости формирования культуры здоровья, в том числе и ценностного отношения к здоровью.

   Культура здоровья – это интегративные личностные образования, которые состоят из трех компонентов:

1)        когнитивно – мотивационный;

2)        эмоциональный;

3)        волевой.

Культура здоровья ребенка зависит от следующих факторов:

1)        ценностное отношение к здоровью и жизни человека;

2)        наличие системы устойчивых представлений о здоровье, здоровьесберегающих правил, наличие умений и навыков здоровьесберегающей деятельности;

3)        элементарная компетентность.

Формирование культуры здоровья необходимо использовать с раннего возраста, используя «образы здоровья» на доступном для детей этого возраста уровне.

 «Образ здоровья»  - это представление о том, что обозначает быть здоровым:

   - представление о своем организме;

   - представление о том, как сохранять и укреплять здоровье;

   - установка мотивация, определяющая действия;

   - необходимость ребенка из позиции объекта превратиться в активного участника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физическое воспитание как педагогический процесс, и его основные понятия.

В статье раскрыты основные понятия теории и методики физического воспитания....

Основные понятия о здоровом образе жизни

Презентация для педагогического совета на тему " Понятие - здоровый образ жизни"...

"Формирование знаний педагогов об основных понятиях - гениальность, задатки, способности" (презентация)

"Формирование знаний педагогов об основных понятиях - гениальность, задатки, способности" (презентация)....

Основные понятия ФГОС

Основные понятия ФГОС в картинках....

Презентация на ГМО старших воспитателей. Основные понятия ФГОС

Понятие ФГОС (англ. standart – норма, образец) – «образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов».«Стандарт – комплекс норм, правил, требований...

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В работе представлены основные понятия системы дошкольного образования, даны их трактовки....

Основные понятия психологии воспитания

Воспитание-процесс целенаправленного формирования личности в целом или ее отдельных качеств...