Главные вкладки

    Характеристика основных понятий ЗОЖ
    учебно-методический материал на тему

    МБДОУ Стеклозаводский детский сад №8 "Солнышко"

       В уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) записано, что здоровье представляет собой не только отсутствие болезней и физических дефектов, но состояние полного социального и духовного благополучия.

    Казначеев утверждает, что Здоровье – это процесс сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kharakteristika_osnovnykh_ponyatiy_zozh.docx21.88 КБ

    Предварительный просмотр:

    Характеристика основных понятий ЗОЖ

       В уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) записано, что здоровье представляет собой не только отсутствие болезней и физических дефектов, но состояние полного социального и духовного благополучия.

    Казначеев утверждает, что Здоровье – это процесс сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни.

       Н.А.Амосов считает, что Здоровье имеет две стороны:

        - качественная (норма артериального давления, норма частоты пульса, температуры и тд.);

       - количественная, она является определяющей. Это определенная сумма резервных мощностей организма, которые проявляются в критических ситуациях.

    Здоровье – это состояние полного психического, физического и социального благополучия человека.

     Виды здоровья: (физическое, нравственное, индивидуальное и общественное).

    Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловлен-ное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.

    Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

    Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами.

       Соматическое здоровье (телесное)  - это текущее состояние органов и систем.

       Факторы здоровья:

       - условия и образ жизни;

       - труд;

       - психологический климат;

       - питание;

       - двигательная активность;

       - генетика.

       Существует понятие индивидуального и общественного здоровья.

       Общественное здоровье – это оценка демографического показателя (рождаемость, смертность, продолжительность жизни и заболеваемость).

       Индивидуальное здоровье это наличие или отсутствие заболевания:

       - степень сопротивления организма;

       - уровень физического развития;

       - уровень функционирования основных систем организма.

       Образ жизни – это социально философские и биосоциальные категории, которые интегрируют представления об определенном типе жизнедеятельности человека (трудовая деятельность, быт, форма удовлетворённых потребностей, правила индивидуального и общественного поведения).

       Здоровый образ жизни – объединяет все, что способствует выполнению человеком самых разнообразных функций, выражает ориентацию деятельности человека в направлении формирования сохранения и укрепления здоровья.

       Большинство специалистов рассматривают здоровый образ жизни и как способ жизнедеятельности, и как процесс соблюдения человеком определенных норм, правил, ограничений.

       Компоненты здорового образа жизни:

    1)        Познание человеком самого себя, а также осознание необходимости укрепления своего здоровья;

    2)        Соблюдение правил гигиены в отношении  себя и при общении с окружающими людьми;

    3)        Организация оптимальной двигательной активности;

    4)        Различные, подходящие конкретному человеку виды закаливания;

    5)        Рациональное питание с учетом особенностей региона;

    6)        Психогигиена.

    7)        Соблюдение правил безопасности в различных жизненных ситуациях;

    8)        Соблюдение правил здорового поведения;

    9)        Отказ от вредных привычек.

       Компоненты здорового образа жизни дошкольников:

    1)        Личная гигиена;

    2)        Закаливание;

    3)        Оптимальный двигательный режим;

    4)        Психогигиена.

    Установка на здоровый образ жизни не появляется сама собой, а формируется в результате определенных педагогических воздействий.

       В последние 15 – 20 лет используется термин  - здоровьесбережение. Это определенный комплекс условий, средств,  мероприятий и технологий, направленных на укрепление психофизическое и психологическое здоровье детей.

       Здоровьесберегающая педагогика – определяет важность необходимости формирования культуры здоровья, в том числе и ценностного отношения к здоровью.

       Культура здоровья – это интегративные личностные образования, которые состоят из трех компонентов:

    1)        когнитивно – мотивационный;

    2)        эмоциональный;

    3)        волевой.

    Культура здоровья ребенка зависит от следующих факторов:

    1)        ценностное отношение к здоровью и жизни человека;

    2)        наличие системы устойчивых представлений о здоровье, здоровьесберегающих правил, наличие умений и навыков здоровьесберегающей деятельности;

    3)        элементарная компетентность.

    Формирование культуры здоровья необходимо использовать с раннего возраста, используя «образы здоровья» на доступном для детей этого возраста уровне.

     «Образ здоровья»  - это представление о том, что обозначает быть здоровым:

       - представление о своем организме;

       - представление о том, как сохранять и укреплять здоровье;

       - установка мотивация, определяющая действия;

       - необходимость ребенка из позиции объекта превратиться в активного участника.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Физическое воспитание как педагогический процесс, и его основные понятия.

    В статье раскрыты основные понятия теории и методики физического воспитания....

    Основные понятия о здоровом образе жизни

    Презентация для педагогического совета на тему " Понятие - здоровый образ жизни"...

    "Формирование знаний педагогов об основных понятиях - гениальность, задатки, способности" (презентация)

    "Формирование знаний педагогов об основных понятиях - гениальность, задатки, способности" (презентация)....

    Основные понятия ФГОС

    Основные понятия ФГОС в картинках....

    Презентация на ГМО старших воспитателей. Основные понятия ФГОС

    Понятие ФГОС (англ. standart – норма, образец) – «образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов».«Стандарт – комплекс норм, правил, требований...

    ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    В работе представлены основные понятия системы дошкольного образования, даны их трактовки....

    Консультация с практическим показом. Тема: «Понятие ЗОЖ у детей младшего дошкольного возраста»

    Приобщать детей младшего дошкольного возраста к ЗОЖ нужно и важно. Есть много способов с чего можно начать работу....