"Характеристика содержания понятия «формирование элементарных математических представлений».
консультация по математике

Двойнишникова Екатерина Андреевна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoriya.docx23.94 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов.

Характеристика содержания понятия «формирование элементарных математических представлений».

Воспитатель: Двойнишникова Е.А.

Математические представления у детей формируются постепенно, в процессе познавания окружающего мира. Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических представлений, умений и навыков.

Решению каждой задачи посвящается несколько занятий, и затем в целях закрепления к ней неоднократно возвращаются в течение года.

Среди основных задач предматематической подготовки детей в детском саду, согласно программе воспитания и образования выделяются следующие:

  1. Формирование системы элементарных математических представлений у дошкольников. Усвоение понятий «множество», «отношение», «число», «величина».
  2. Формированием математических представлений и способностей (обучение детей счету, развитие представлений о количестве и числе в пределах первого десятка, деление предметов на равные части).
  3. Формирование предпосылок математического мышления и отдельных логических структур (классификации, обобщения, упорядочивания).
  4. Формировать умение делать простейшие обобщения, сравнения, выводы, доказывать правильность тех или иных суждений,
  5. Формировать умение пользоваться грамматически правильными оборотами речи. Расширение словаря детей и совершенствование связной речи.

Задачи решаются не отдельно, а комплексно, в тесной связи друг с другом. Несмотря на то, что в основном они направленны на математическое развитие детей, они сочетаются с выполнением задач нравственного, трудового, физического и эстетического воспитания, развивают организованность, дисциплинированность, т. е. способствуют всестороннему развитию личности дошкольников. Кроме того, ребенок овладевая математическими представлениями на занятиях, находится в коллективе сверстников, это расширяет сферу и опыт коллективных взаимоотношений между детьми.

Наиболее эффективному овладению знаний по математике способствует соблюдение следующих условий:

  1. учёт индивидуальных, возрастных психологических особенностей детей;     
  2. создание благоприятной психологической и эмоциональной атмосферы;
  3. развивающий характер заданий.
  4. смена и чередование видов деятельности в связи с быстрой утомляемостью и отвлекаемостью детей;
  5. интеграция математической деятельности в другие виды : игровую, музыкальную, двигательную, изобразительную;

При объяснении нового материала необходимо опираться на имеющиеся у дошкольников знания и представления, поддерживать интерес детей в течение всего занятия.

При решения любых математических задач, чтобы сохранять занимательность учебного процесса, необходимо применять игровые методы, игровые элементы и разнообразный дидактический материал, активизировать внимание на занятиях, подводить их к самостоятельным выводам, учить аргументировать свои рассуждения, поощрять разнообразные варианты ответов детей.

Достижению целей и задач по математике помогает осуществление следующих принципов:

  1. принципа сознательности и активности;
  2. принципа доступности и индивидуализации;
  3. принципа научности;
  4. принципа систематичности и последовательности;
  5. принципа развивающего обучения;
  6. принципа наглядности.

Постепенное усложнение материала позволяет детям почувствовать успехи в своей работе, свой рост, что способствует в свою очередь развитию у них все большего интереса к занятиям математикой.

Роль и значение игровых приемов в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников.

С помощью игры можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок приобретает новые знания, умения, навыки.

К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре детьми достигается очень высокий уровень активности, причем всегда добровольно, даже неосознанно для ребенка.

Выделяют следующие особенности игры для дошкольников:

  1. Игра является основным и наиболее доступным видом деятельности детей дошкольного возраста.
  2. Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств.
  3. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов. Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка.

В процессе обучения математике детей дошкольного возраста необходимо использование дидактических игр, так как способствуют участию ребенка в познавательном процессе, помогают восприятию материала.

Выделяют следующие типы занятий:

  1. занятия в форме дидактических игр;
  2. занятия в форме дидактических упражнений;
  3. занятия в форме дидактических упражнений и игр.

Выделение их условно и зависит от того, что является ведущим на занятии: дидактическая игра, дидактический материал и деятельность с ним или сочетание того и другого. При любом типе занятия воспитатель активно руководит процессом усвоения детьми знаний и навыков.

Дидактическая игра, в зависимости от возраста детей, цели и содержания занятия, может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.

Занятия в форме дидактических игр широко применяются в младших группах. В этом случае обучение носит игровой характер.

Занятия в форме дидактических упражнений используются во всех возрастных группах. Обучение на них приобретает практический характер. Выполнение упражнений с демонстрационным и раздаточным дидактическим материалом приводит к усвоению детьми определенных способов действий и соответствующих им математических представлений.

Занятия по формированию элементарных математических представлений в форме дидактических игр и упражнений наиболее распространены в детском саду. Данный вариант объединяет предыдущие. Дидактическая игра и различные упражнения образуют самостоятельные части занятия, сочетающиеся друг с другом во всевозможных комбинациях, последовательность определяется программным содержанием

Дидактические игры делятся на:

  1. игры с предметами;
  2. настольно-печатные игры;
  3. словесные игры.

Однако, главной целью всех видов игр является развитие умения устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру.

Также при использовании математических игр необходимо:

  1. варьировать игровые действия и вопросы;
  2. индивидуализировать требований к детям;
  3. повторять игры, усложнять со временем.

Широкое использование специальных обучающих игр важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития.

Итак, существуют различные методы и приемы, помогающие формировать у детей элементарные математические представления. Ведущая роль среди них отводится занятиям в форме дидактических игр и упражнений.

Дидактические игры, способствующие формированию элементарных математических представлений.

Основное назначение дидактических игр – обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений.

Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:

1. Игры с цифрами и числами.

2. Игры - путешествие во времени.

3. Игры на ориентирование в пространстве.

4. Игры с геометрическими фигурами.

5. Игры на логическое мышление.

Игры с цифрами и числами

Игры - путешествие во времени

Игры на ориентирование в пространстве

Игры с геометрическими фигурами

Игры на логическое мышление

Обучение детей счету в прямом и обратном порядке.

Знакомство детей с днями недели.

Развивать  умение определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.

Развивать знания о форме геометрических фигур. Учить детей узнавать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата.

Формирование элементы логического мышления.

Формирование умения рассуждать, делать свои умозаключения.

Образование чисел в пределах 10 (20) путем сравнивания равных и неравных групп предметов.

Состав числа.

Знакомство с названиями месяцев, их последовательностью.

Учить детей употреблять слова для обозначения положения предметов.

Повторение упражнений в составлении геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник) из счетных палочек.

Выполнение заданий на формирование логического мышления - задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, знаков, на поиск чисел.

Учить свободно оперировать числами в пределах 10(20)и сопровождать словами свои действия.

Знакомство со способами присоединения, построения одной формы из другой.

Знакомство детей со способом построения фигур путем деления геометрической фигуры на несколько (четырехугольник или квадрат на два треугольника, на два квадрата).

Задачи на смекалку различны по степени сложности, характеру преобразования. Они всегда требуют активной умственной деятельности, создания нового способа решения, их нельзя решить просто ранее усвоенным способом.

Условно, для детей 5-7 лет задачи на смекалку можно объединить в 3 группы:

  1. Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек: составить 2 равных квадрата из 7 палочек, 2 равных треугольника из 5 палочек.
  2. Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.
  3. Задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек для преобразования заданной фигуры.

В ходе обучения способам решения задачи на смекалку даются в указанной последовательности, начиная с более простых, в которых дети применяют усвоенные детьми умения и навыки, и постепенно усложняя действия.

Все дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.

В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся с признаками предметов: цветом, величиной, формой.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети познают окружающий мир, углубляют приобретенные знания в новых связях, в новых обстоятельствах, также они направлены на развитие речи и правильной ориентировке в пространстве.

Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, мозаика, разрезные картинки и кубики. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет, устанавливать сходства и различия предметов, научить сравнивать и выделять признаки предметов.

Также при формировании элементарных математических способностей у дошкольников можно использовать игры на плоскостное моделирование, игры-головоломки, задачи-шутки.

Но, не смотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру.

Тема

Пример игры

«Форма и цвет»

Проведение дидактических игр.

• «Сложи предмет из геометрических фигур» (по образцу и без него)

• «Помоги Золушке украсить варежки» (геометрическими фигурами)

• «Подбери ключик к замочку»

• «Помоги Незнайке найти геометрические фигуры»

• «Не ошибись» — закрепление цвета (квадраты раскрась, синим цветом, круги – красным)

• «Найди предмет такого же цвета» (Я показываю то красный, то жёлтый, то зелёный круг)

• «Составь цепочку из предметов одного цвета» (Выбрать: ёлка, кузнечик, листик и т. д.)

• «Найди свою пару» (варежку)

Проведение игр – путешествий, сюжетных игр с математическим содержанием.

• Игра «Не промочи ноги» — можно наступать только на те кочки, где нарисованы геометрические фигуры (Треугольник или квадрат) и т. д.

Проведение игр – соревнований.

• «Чья команда быстрее найдёт предметы? » (разной формы)

Количество и счёт

Сюжетно – ролевые игры с использованием дидактического материала по ФЭМП

«Магазин игрушек» (много, один, поровну)

«Зоопарк» (счёт)

«Прогулка в лес» (сколько берёзок – столько и птичек – поровну)

«Путешествие на корабле»

Игровые математические знания с театрализацией:

 «Математика в сказках»

 «Стоит в поле теремок»

«Колобок ищет друзей»

«Ориентирование во времени и  пространстве»

Настольно – печатные игры:

• «Лото»

• «Парные картинки»

• «Домино»

• «Цветная мазайка»

• «Пазлы»

Дидактические игры:

«Собери сказочного героя» (из частей)

«Кто больше найдёт отличий?»

«Вырежи и приклей» (вырезают фигуры и приклеивают на картинку)

 «Когда это бывает? » — игра с мячом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические основы использования игр с экологическим содержанием в формировании элементарных математических представлений

В педагогических сочинениях отца русской дидактики К.Д.Ушинского говорится, что прежде всего следует выучить детей считать до десяти на наглядных предметах: на пальцах, орехах, и т.д., которые н...

«Дидактический комплект игр по формированию элементарных математических представлений в условиях преемственности содержания математического образования»

Преемственность в средствах, методах, формах достигается грамотной организацией работы по развитию элементарных математических представлений в детском саду и школе. Игровая форма обучения является пре...

«Содержание познавательно- математической деятельности в режиме дня: сенсорное развитие в младшей группе – первая ступень в формировании элементарных математических представлений»

Презентация «Содержание познавательно- математической деятельности в режиме дня: сенсорное развитие в младшей группе – первая ступень в формировании элементарных математических предст...

ПРОЕКТ по формированию элементарных математических представлений у детей 3-4 лет «Дидактические игры математического содержания» (2 младшая группа)

МБДОУ Д/с №27 «Сказка»     ПРОЕКТ по формированию элементарных математических представлений у детей 3-4 лет«Дидактические игры математического содержан...

Календарно-тематическое планирование по программе «Формирование элементарных математических представлений и понятий, а также развитие математических способностей у детей дошкольного возраста».

Календарно-тематическое планирование по программе «Формирование элементарных математических представлений и понятий,а также развитие математических способностей у детей дошкольного возраста&raqu...

«Дидактический комплект игр по формированию элементарных математических представлений в условиях преемственности содержания математического образования»

laquo;Дидактический комплект игрпо формированию элементарных математических представленийв условиях преемственности содержания математического образования»...

Конспект родительского собрания «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и пособий математического содержания»

Конспект родительского собрания "Формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и пособий маткматического...