Главные вкладки

    Экологическая тропа « В гостях у лесной феи»:
    методическая разработка (старшая группа) на тему

    Пущиенко  Наталья Валерьевна

     

    Экологическая тропа « В гостях у лесной феи»                                         (для детей старшего дошкольного возраста)

    Паспорт экологической тропы

    1. Местонахождение: МБДОУ  «Детский сад 137».
    2. Маршрут разработан воспитателем: Пущиенко Натальей Валерьевной
    3. Протяжённость: 100 метров.
    4. Количество экскурсионных объектов на маршруте:
    • 7 остановок
    • 16 объектов
    1. Ответственность за охрану тропы осуществляют: старший воспитатель и заведующий по хозяйственной части.
    2. Состояние тропы: удовлетворительное.
    3. Маршрут тропы  утверждён.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zkologicheskaya_tropa_.docx43.1 КБ

    Предварительный просмотр:

    Экологическая тропа « В гостях у лесной феи»                                         (для детей старшего дошкольного возраста)

    Паспорт экологической тропы

    1. Местонахождение: МБДОУ  «Детский сад 137».
    2. Маршрут разработан воспитателем: Пущиенко Натальей Валерьевной
    3. Протяжённость: 100 метров.
    4. Количество экскурсионных объектов на маршруте:
    • 7 остановок
    • 16 объектов
    1. Ответственность за охрану тропы осуществляют: старший воспитатель и заведующий по хозяйственной части.
    2. Состояние тропы: удовлетворительное.
    3. Маршрут тропы  утверждён.

    Наша экологическая тропа начинается с участка №4 и заканчивается на участке №3. У каждого из ребят есть свои любимые остановки на тропе.

    Своё прохождение по экологической тропе начинаю с обращения к детям.     « Мы создали экологическую тропу, для того, чтобы вы, пройдя по ней, увидели и узнали, как живёт и чувствует себя окружающая нас природа, чтобы каждый из вас почувствовал в груди огонёк желания сохранить природу от любого неразумного обращения к ней. Дорога чрезвычайно интересна. Нужно только идти по тропе с открытыми глазами и добрым сердцем. В путь, нас уже заждалась лесная фея.      

       По экологической тропе дети проходят по видовым стоянкам в виде красивых указателей. В состав экологической тропинки входят видовые стоянки, такие как:

    • Уголок нетронутой природы
    • Альпийская горка
    • Деревья
    • Насекомые
    • Хуторок
    • Спортивная
    • Зона отдыха

               


    Алгоритм исследования объектов природы

    1. Потрогать, погладить
    2. Посмотреть
    3. Понюхать
    4. Послушать
    5. Рассказать
    6. Выразить свои чувства, эмоции

            

    Цель:  создание комплексно эколого-развивающей среды, каждый компонент которой отвечает принципу функционального комфорта и основным этапам развития детской деятельности.

    Задачи

    • Озеленение территории растениями;
    • Оснащение детской игровой площадки новыми объектами, пригодными для игры;
    • Создание нескольких зон:

    - уголок нетронутой природы;

    - альпийская горка;

    - деревья;

    - насекомые;

    - хуторок ;

    - спортивная;

    - зона отдыха.

    • Привлечение родителей воспитанников ДОУ к благоустройству территории детского сада.

               

    Стоянка № 1 "Уголок нетронутой природы"

    Объекты для наблюдений:

    • Травянистые растения: клевер, полынь, подорожник.
    • Цветы: одуванчик, ромашка.
    • На пне - грибы.
    • Полянка - открытое освещенное место, окруженное деревьями.
    • На полянке - полуразложившийся пень с животными и растениями.
    • На тропинке: плотно утрамбованная почва.

    Цель: показать детям контраст между природными и антропогенными            ( созданными человеком) объектами экологической тропы

    Задачи:

    • Знакомство с экосистемой "Лес", взаимосвязями растений с окружающей средой (солнце - свет, вода, тепло, почва, животные, растения и цветы).
    • Развивать у детей элементы экологического сознания: "Мы все нужны друг другу на свете".
    • Воспитывать эмоционально-положительное, бережное отношение к растительному и животному миру, научить видеть их красоту и неповторимость.
    • Оздоровление детей на свежем воздухе.

    Рекомендации по организации работы с детьми:

    • Рассматривание и наблюдение за жизнью леса в разные времена года.
    • Прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе. Проведение эколого-оздоровительных походов.
    • Беседы с детьми о лесе, как о сообществе растений и животных, которые не могут жить друг без друга.
    • Сравнение разных видов деревьев между собой: ствол, ветки, листья, кора, цветы, плоды, семена и др.
    • Забота человека о лесе.
    • Разучивание с детьми пословиц, стихов и поговорок о лесе и его обитателях.
    • Использование луп для наблюдений.
    • Проведение исследований: дождемеры, измерение высоты, толщины деревьев, рисование.
    • Сенсорное развитие детей во время прогулок и наблюдений.
    • Беседы с детьми о полезных свойствах растений и их плодов.
    • Связь с миром животных, птиц, насекомых.

    Игры с детьми: "Экологическая цепочка", "Мгновенная фотография", "С какого дерева листок", "Неприродная тропа", "Следопыты", "Кто с кем дружит", "Микропоход", "Звуки природы", "Жилище на коленях", "Окна Земли" и т.д.

    Задания детям: "Нарисуй лес", "Собери семена и листья", Сделай книжку-малышку", "Придумай имя" и т.д.

    Проведение выставки "Чудо лес", "Дары леса".

    Проведение праздников и развлечений: "Сказки старого леса", "Встреча птиц", "В гостях у старичка Лесовичка", "Война грибов".

    Проведение природоохранных акций "Чистый лес", "Уютный дом".

    Мы хотим, чтобы каждый ребенок, пройдя по нашей тропинке, понял великую необыкновенность природы, которая незаметна в городской суете. Почувствовал в груди огонек желания защитить свою родную природу от неразумного обращения с ней.

    Стоянка № 2 «Альпийская горка »

    Объекты для наблюдений:

    • Летом
    • Осенью
    • Зимой
    • Весной – первоцветы

    Цель: формировать чувство близости к природе и сопереживание всему живому, желание помогать и заботиться.

    Задачи:

    • Познакомить детей с уникальными растениями: (папоротник, мох, коала, хризантема, герань),; растениями, имеющими различные сроки цветения (первоцветы), различных климатических зон.
    • Видеть красоту и неповторимость каждого цветка.
    • Воспитывать доброжелательное отношение к растениям, заботиться о них.

    Рекомендации по организации работы:

    • Наблюдение за растениями.
    • Проведение исследований по взаимосвязи растений  с окружающей            средой.
    • Беседы о роли человека в жизни растений (уход, помощь, любование)
    • Наблюдение за первоцветами (биологические особенности, сравнение разных цветов по внешнему виду, способами размножения).

    Стоянка № 3  "Деревья"

    Объекты для наблюдений: береза,  рябина,  клён.

    Цель: научить детей распознавать различные виды деревьев и кустарников в ДОУ.

    Задачи:

    • Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о деревьях.
    • Формировать представления о значении деревьев в жизни человека.
    • Воспитывать интерес к деревьям, желание узнавать, как они себя чувствуют и помогать им.

    Рекомендации по организации работы с детьми:

    • Рассматривание и наблюдение за деревьями в разные времена года.
    • Сравнение их между собой: ствол, ветки, листья, кора, цветы, плоды, семена и др.
    • Забота человека о деревьях.
    • Использование луп для наблюдений.
    • Проведение исследований: дождемеры, измерение высоты, толщины деревьев, рисование.
    • Сенсорное развитие детей во время прогулок и наблюдений.
    • Связь с животными.

    Игры с детьми: "Мы деревца", "Подари дереву подарок", "С какого дерева листок", "К названному дереву беги", "Следопыты", "Кто с кем дружит" и т.д.

    Задания детям: "Нарисуй любимое дерево", "Собери семена и листья", "Сочини сказку о дереве", "Нарисуй любимое дерево в разные времена года", "Сделай книжку-малышку", "Придумай имя" и т.д.

    Проведение выставки "Чудо-дерево".Проведение праздников: "Праздник русской березки", "Птичья столовая" .

    Стоянка № 4"Насекомые"

    Объекты для наблюдений: 

    • Муравьи, муравейник.
    • Паук, паутина.
    • Муха, бабочка, гусеница.

    Цель:  познакомить детей с миром насекомых; формировать представления о многообразии насекомых в родном крае, их приспособленности к условиям жизни.

    Задачи:

    • Дать детям элементарные представления о полезной деятельности муравьев и о том, какой вред лесу причиняют те, кто разоряет муравейники.
    • Объяснять, что строительство муравейника - это их большой труд .
    • Воспитывать доброжелательное отношение к живым существам (муравью, пауку, бабочке, мухе, гусенице)
    • Разъяснять, почему нельзя разорять муравейники, паутину.

    Рекомендации по организации работы с детьми:

    • Наблюдение за муравейником в разные времена года.
    • Связь с растительным и животным миром.
    • Беседа с детьми о полезных свойствах муравьиной кислоты.

    Игры с детьми: "Мы муравьи", "Зима - лето", "Муравьиная ванна", "Фотограф".

    Задания детям: "Нарисуй муравейник", "Сочини сказку", "Построй сам муравейник" ,“ Создай свою паутину” и др.

    Стоянка № 5  «Хуторок»

    Объекты для наблюдений:

    • Мельница.
    • Колодец.
    • Водоём.
    • Ферма с домашними животными.
    • Подсолнух.

    Цель: формировать первоначальное представление о деревенском укладе жизни и о фермерском хозяйстве.

    Задачи:

    • Дать первоначальное представление об основах национальной культуры, вызвать интерес к познанию культуры русского народ, знакомить с деревенским укладом жизни, старинными предметами обихода.
    • Познакомить с обитателями деревенского дворика: корова, козлик, лошадь, домашние птицы, собака, кот.
    • Знакомить с миром водоема, учить определять растения, животных, птиц, живущих у водоема, воспитывать бережное отношение к ним.
    •  Воспитывать бережное отношение к ним.

    Рекомендации по организации работы с детьми:

    • Рассматривание иллюстраций на темы « Моя деревня», « Хуторок» в разные времена года.
    • Беседы с детьми о деревенском укладе жизни, о фермерском хозяйстве.
    • Сравнение  хуторка с деревней.З абота человека о животных
    • Разучивание с детьми пословиц, стихов и поговорок о деревне и её обитателях.
    • Сенсорное развитие детей во время прогулок .
    • Связь с миром животных, птиц, насекомых.

    Игры с детьми: Дидактическая игра «В деревне» , подвижная игра «Бабушка Забавушка» , конструирование «Дорожка для кошечки»,
     пальчиковая гимнастика «Кошечка», дидактическая игра « Водоём»

     Задания детям: "Нарисуй « Хуторок»", "Сочини сказку", "Построй сам ферму" ,“ Создай свой хуторок” , аппликация “Водоём” и др.

    Стоянка №6  «Спортивная»

    Объекты для движений:

    • Трек – обучение катанию на роликовых коньках.
    • Перешагивание через препятствия – пенёчки.
    • Бросание в цель – паутину.
    • Массажная дорожка – профилактика плоскостопия.

    Цель: формировать первичные ценностные представления о здоровье и здоровом образе жизни, о человеческом организме, влиянии на него солнечного света, воздуха, воды, движения.

    Задачи: 

    •  Способствовать развитию основных движений и двигательной активности детей.
    • Охрана и укрепление здоровья детей.
    • Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств.
    • Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности.
    • Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
    • Обеспечение физического и психического благополучия.


    Игры с детьми: "Добрось до паутины", "Перешагни через пенёчки", "Прокатись на роликах","Прокати ножки по дорожке".


    Стоянка № 7 «Зона отдыха»

    Объекты для отдыха:

    • Релаксация , сидя на лавочках.
    • Ресурсный круг после прохождения экологической тропы.

    Цель: приобщение детей к целостному взгляду на окружающий мир, снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала, способствование снятия у детей внутреннего мышечного напряжения, приведению нервной системы и психики дошкольников в нормальное состояние покоя.

    Задачи:

    • Снятие  нервного напряжения. 
    • Способствование снятия у детей внутреннего мышечного напряжения, приведению нервной системы и психики дошкольников в нормальное состояние покоя.
    • Воспитание положительных эмоций и чувств.

    Игры с детьми: Упражнение «Стряхиваем воду с пальцев» ,упражнение «Птица, расправляющая крылья»,упражнение «Раздувающийся шар»,

    «Порхание бабочки», «Полет птицы»

    Желаю вам:

    • Никогда не болеть;
    • Правильно питаться;
    • Быть бодрыми;
    • Вершить добрые дела.

    В общем, вести здоровый образ жизни!

                          УДАЧИ ВАМ  И ЗДОРОВЬЯ!

    Список используемой литературы

     1.  Бабаева Т.И.,  Гогоберидзе А.Г., Михайлова З.А.. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного  образования « Детство», Санкт- Петербург, Детство – Пресс 2011г

    2. Данилина Л.М. « Экологическое воспитание в ДОУ Краснодарского края». Краснодар, 2001г.

    3.  Машкова  С.В. « Познавательно- исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе; Волгоград, 2012г.

    4. Маханева М.Д. Система экологического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2005. № 2.

    5.  Сценарии занятий по экологическому воспитанию». Москва. «Вако», 2008г.


    ИНСТРУКЦИЯ

    по организации охраны жизни и здоровья детей

    на "Экологической тропе"

    1.   Общие требования безопасности

    1.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:

    1.1.1.Знать, что несет личную ответственность за сохранение жизни и здоровья детей.

    1.1.2.Знать содержание инструкции по оказанию первой медицинской помощи и, при необходимости, уметь оказать такую помощь детям при ушибах, кровотечениях, отравлениях, вывихах, переломах, солнечных ударах до прибытия медицинского работника.

    1.1.3.Строго соблюдать санитарные правила, утвержденные Минздравом России.

    1.1.4.Находиться с детьми и не оставлять детей без присмотра.

    1.2. Требования безопасности к оснащению территории:

    1.2.1.Оборудование, расположенное на территории "Экологической тропы" (малые игровые и архитектурные формы, пособия для экспериментальной и исследовательской деятельности, физкультурные пособия и др.), должно быть в исправном состоянии: без острых выступов, углов, гвоздей, шероховатостей и выступающих болтов.

    1.2.2.Лесенки и мостики должны быть устойчивы и иметь прочные рейки и перила, соответствовать санитарным требованиям.

    2. Требования безопасности перед выходом на "Экологическую тропу"

    2.1. Заместитель заведующего по АХР обязан:

    2.1.1.Ежедневно осматривать территорию "Экологической тропы", не допускать наличия на ней травмоопасных предметов: сломанных кустарников, сухостойных деревьев, металлических предметов, битого стекла и др.

    2.1.2.Ежедневно проверять исправность и устойчивость оборудования, находящегося на "Экологической тропе", надежность крепления лестниц, горок, мостиков, безопасность водоемов, баллонов, пеньков.

    2.1.3.Ежедневно менять воду в водоемах.

    2.1.4.Ежедневно проверять наличие препаратов в медицинской аптечке.

    3.   Требования безопасности во время нахождения на "Экологической тропе"

    3.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:

    3.1.1.Обеспечить комфортные условия пребывания воспитанников на "Экологической тропе", исключающие психоэмоциональное напряжение, с использованием занимательного игрового и развивающего оборудования и материалов.

    3.1.2.Обеспечить в целях профилактики травматизма контроль и непосредственную страховку ребенка во время лазания, спрыгивания с возвышенности, спортивного оборудования.

    3.1.3.Не допускать лазания воспитанников по ограждениям забора, перилам мостиков и деревьям.

    3.2.Хождение воспитанниками босиком по траве, песку, гравию разрешается только после осмотра и подтверждения безопасного состояния территории.

    3.3.Проведение игр с песком допускается только при условии ежедневной перекопки и ошпаривания песка кипятком.

    3.4.Во избежание перегрева в жаркое время года дети должны носить легкие головные уборы.

    4.   Требования безопасности в чрезвычайных ситуациях

    4.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:

    4.1.1.При возникновении чрезвычайной ситуации организовать эвакуацию воспитанников с территории "Экологической тропы" в безопасное место. Сообщить о случившемся руководителю учреждения.

    4.1.2.При получении воспитанником травмы оказать ему первую медицинскую помощь до прибытия медицинского работника.

    5.   Требования безопасности по выходу с территории "Экологической тропы"

    5.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:

    5.1.1.Организовать гигиенические процедуры воспитанников.

    5.1.2.В случае необходимости организовать очистку одежды от грязи и песка.

     

    Заведующий _____________

    «___» _________ 20__ г.

     

    С инструкцией ознакомлены:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Непосредственно образовательная деятельность с детьми средней группы на экологической тропинке «В гости к берёзке»

    Интеграция образовательных областей:  «Познание»,  «Коммуникация»,  «Социализация»«Художественное творчество», «Музыка"...

    КОНСПЕКТ экскурсии по экологической тропе «В гости к рябинке и березке» (младшая группа)

         Цель: формирование экологической культуры  у детей младшего возраста через воспитание бережного отношения к природе.       Задачи:- формир...

    Театрализованное занятие на экологической тропинке "В гости к деревьям"

    Цель: познакомить детей с особенностями разных видов деревьев, взаимосвязями растений с окружающей средой (вода, почва, животные, солнце — свет, тепло); воспитать эмоционально-положительное, бережное ...

    Экологическая тропа. В гости к деревьям.

    Экологическая тропа. В гости к деревьям....

    познавательно исследовательская деятельность на экологической тропе «В ГОСТИ К ДЕРЕВЬЯМ»

    В этом материалеможно познакомить детей с особенностями разных видов деревьев, взаимосвязями растений с окружающей средой (вода, солнце — свет, тепло, почва, животные); воспитать эмоционально-положите...