ЗДОРОВЬЕ -СБЕРЕГАЮЩИЕ технологии в ДОУ
рабочая программа на тему

Осипова Татьяна Александровна

Программа формирования культуры здоровья и безопасного образа жизни «Я здоровье сберегу…!»  государственного   образовательного учреждения школа № 967 города Москвы представляет собой  комплексную  программу  формирования у детей дошкольного возраста знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление  физического и психологического здоровья,  как одного из ценностных составляющих,  способствующих познавательному и эмоциональному развитию каждого ребёнка. В современных условиях модернизации дошкольного образования большое значение необходимо придавать состоянию здоровья детей дошкольного возраста, а потому воспитателю особое внимание следует обращать на формирование у дошкольников ценностного отношения к собственному здоровью. Для этого надо не только говорить о значении здоровья для человека, но и вносить в повседневную жизнь детей  элементы ценностного отношения к здоровью, прививать дошкольникам полезные привычки и навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zozh.docx28.8 КБ

Предварительный просмотр:

 Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

"Я здоровье сберегу…!"

Цели и задачи Программы:

Цель программы: создать благоприятные условия, обеспечивающие возможность сохранения здоровья детей дошкольного возраста, сформировать у детей  необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни (ЗОЖ) и использованию полученных знаний на практике.

Задачи программы:

  • сформировать у детей  представление о позитивных факторах, влияющих на  их здоровье;
  • научить детей делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
  • научить детей выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
  • сформировать у детей представления о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
  • сформировать у детей представление о рациональной организации режима дня, занятий и отдыха, двигательной активности, научить составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
  • дать детям представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.);
  • дать детям представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач;
  • обучить детей элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
  • сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
  • сформировать у детей потребность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья;
  • организовать просветительскую работу с родителями по вопросам приобщения детей к здоровому образу жизни, о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
  • вовлекать родителей воспитанников в совместную работу по привитию необходимых практических навыков и умений здорового образа жизни;
  • сформировать у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому образу жизни, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, воспитание полезных привычек и пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.

Принципы Программы.

В основу Программы положены принципы:

  • Принцип актуальности отражает насущные проблемы, связанные со здоровьем детей, гигиеническими, культурными, социальными нормами и ценностями; обеспечивает знакомство воспитанников с наиболее важной гигиенической информацией.
  • Принцип доступности, в соответствии с которым предлагается оптимальный для усвоения объем информации, предполагающий сочетание изложения гигиенической информации теоретического характера с примерами и демонстрациями, что улучшает его восприятие. Принцип предусматривает использование ситуационных задач с необходимостью выбора и принятия решения, ролевых игр, информационного поиска, рисования, моделирования драматических сцен.
  • Принцип положительного ориентирования. В соответствии с этим принципом уделяется значительное внимание позитивным, с точки зрения здоровья, стилям жизни, их благотворному влиянию на здоровье. Реализация данного принципа -  показ положительных примеров. Это более эффективно, чем показ отрицательных последствий негативного в отношении здоровья и поведения.
  • Принцип последовательности  предусматривает выделение основных этапов и блоков, а также их логическую преемственность в процессе осуществления содержания Программы.
  • Принцип системности  позволяет усвоить знания, имеющие отношения к здоровью, в виде целостной системы.
  • Принцип сознательности и активности направлен на повышение активности воспитанников в вопросах здоровья, что возможно только при осознании ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих. Этот принцип выступает в качестве основополагающего для изучения форм поведения и стилей жизни.

Программа формирования культуры здоровья и безопасного образа жизни «Быть здоровым – это здорово!» (далее – Программа) государственного   образовательного учреждения школа № 967 города Москвы (далее – Учреждение) представляет собой  комплексную  программу  формирования у детей дошкольного возраста знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление  физического и психологического здоровья,  как одного из ценностных составляющих,  способствующих познавательному и эмоциональному развитию каждого ребёнка, достижению планируемых результатов освоения  образовательной программы дошкольного образования. В современных условиях модернизации дошкольного образования большое значение необходимо придавать состоянию здоровья детей дошкольного возраста, а потому воспитателю особое внимание следует обращать на формирование у дошкольников ценностного отношения к собственному здоровью. Для этого надо не только говорить о значении здоровья для человека, но и вносить в повседневную жизнь детей  элементы ценностного отношения к здоровью, прививать дошкольникам полезные привычки и навыки. Другими словами, воспитатель всеми доступными средствами способствует формированию у  детей дошкольного возраста культуры здоровья. 

Состояние здоровья ребёнка при поступлении в детский сад – это своего рода стартовая позиция, которая определяет успешность  ребенка не только на первом году посещения детского сада, но и всего периода дошкольного образования. Низкий уровень здоровья поступающих в детский сад детей не только отрицательно влияет на процесс их адаптации к новым условиям, но и становится причиной дальнейшего ухудшения их здоровья.
Здоровьесберегающие технологии ориентированы на обеспечение психического, физического и нравственного здоровья воспитанников, требуют соблюдения всех гигиенических норм в подборе мебели и оборудования, соблюдения светового и температурного режима, рациональной организации образовательной деятельности. Безопасный образ жизни предполагает исключение воздействия неблагоприятных факторов на физическое и психическое состояние дошкольника, а использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе способствует предотвращению усталости и утомляемости дошкольников, повышению у них мотивации к  игровой, творческой,  трудовой, познавательной, исследовательской, двигательной деятельности и приросту  достижений в каждом виде деятельности.
Программа сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей дошкольного возраста:

  • неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
  • чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;
  • активно формируемые комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
  • ​​особенности отношения воспитанников к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы (необходимость лежать в постели, болезненные уколы), неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, что обусловливает, в свою очередь, невосприятие ребёнком деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой.

Наиболее эффективным путём формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является направляемая и организуемая воспитателем, психологом, родителями самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в детском саду, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.
При выборе стратегии воспитания культуры здоровья в дошкольном возрасте учитывается зона актуального развития, так как формирование ценности здоровья и здорового образа жизни — необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы образовательного учреждения, требующий соответствующей здоровьесберегающей организации всей жизни детского сада, включая её инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания. Одним из компонентов формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является просветительская работа с родителями (законными представителями) воспитанников, привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе с детьми, к разработке программы формирования ценности здоровья и здорового образа жизни.
Разработка Программы формирования ценности здоровья и здорового образа жизни, а также организация всей работы по её реализации строится на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности.

 Рациональная организация совместной и само​стоятельной деятельности воспитанников​

1.

Составление расписания занятий, учебного плана.

Сентябрь

Старший воспитатель  

2.

Проведение мероприятий по соблюдению санитарно-гигиенических норм и правил, изучению ПДД, ТБ, ОБЖ 

1 раз в квартал

Все педагоги

3.

Реализация индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья 

В течение года

Все педагоги

​​​  Воспитание культуры здоровья участников образовательного проц​есса

1.

Приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья (в ходе занятий физической культурой, бесед, просмотра учебных фильмов, в системе дополнительного образования, включая встречи со спортсменами, тренерами, представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью) 

В течение года

Старший воспитатель

Воспитатели  

2.

Преемственность со школой по вопросам, связанных с воспитанием культуры здоровья.

В течение года

Старший воспитатель Воспитатели подготов-ной к школе группы

3.

Просветительская работа с родителями (лекции, беседы, индивидуальные консультации и т.п.) 

В течение года

Воспитатели

​​​ Создание условий для обеспечения безопасного здоровьесберегающего процесса​

1

Соблюдение санитарно-гигиенических требований, санитарно-гигиенического состояния во всех помещения согласно санитарным правилам и нормам действующих СанПиН.

В течение года

Все сотрудники Учреждения

2

Обеспечение постоянного контроля состояния помещений Учреждения, исправность электрических розеток, наличие аптечек, инструкции и журналов по охране труда 

В течение года

РСП

3

Проведение занятий с  детьми, педагогическими, техническими работниками и другим обслуживающим персоналом по изучению правил обеспечения безопасности; проведение тренингов по действиям в чрезвычайных ситуациях 

В течение года

РСПСтарший воспитатель Воспитатели

4

Отработка действий коллектива детского сада в чрезвычайных ситуациях  

Ежегодно

РСП

​​​​  Развитие физической и двигательной активности воспитанников.​

1

Проведение динамических пауз для предупреждения преждевременного умственного утомления и профилактики нарушений зрения, осанки и возникновения застойных явлений в кровообращении и дыхании  

Ежедневно

Воспитатели

Музыкальный руководитель

2.

Мониторинг (диагностика) уровня и состояния здоровья для выявления детей групп риска

ежеквартально

медсестра

3

Дополнительное  образование

В течение года

Все педагоги

​​​   Использование воспитательного потенциала совместной и самостоятельной деятельности воспитанников

1.

Планирование  работы по формированию здоровьесберегающей среды в детском саду в соответствии с требованиями ФГОС ДО, ФГТ.

При планирова-нии работы на год

РСП

Старший воспитатель

2.

Ведение пропаганды ЗОЖ  среди детей и родителей.

В течение года

Воспитатели

​​​Организация работы с родительской общественностью​

1.

Организация информационной поддержки родителей через систему родительского всеобуча

В течение года

РСП Старший воспитатель Воспитатели Специалисты

2.

Индивидуальные консультации

В течение года

Воспитатели

3.

Организация совместной работы педагогов и родителей по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, походов и экскурсий совместно с родителями.

В течение года

Все педагоги инструктор по ФИЗО

4.

Выставки научно-методической литературы по здоровьесбережению, профилактике заболеваний, вредных привычек, безопасности детей

По мере необходимости

Старший  воспитатель

​​​ Организация совместной деятельности с​ внешней социокультурной средой

1.

Совместная деятельность с различными учреждениями внешней социокультурной среды, заинтересованными в пропаганде ЗОЖ .

При планировании работы на год

РСП

Старший воспитатель

​Традиционные мероприятия по формированию культуры безопасного здорового образ​а жизни​

1.

Ежедневные мероприятия: утренняя гимнастика, физкультминутки, физкультурные упражнения и подвижные игры, спортивные упражнения,  гимнастика пробуждения.

Ежедневно

Воспитатели

2.

Образовательная деятельность по ФК

Три раза в неделю

Инструктор  по ФИЗО

3.

Организация условий для самостоятельной двигательной деятельности детей

Ежедневно

Воспитатели

4.

Дни здоровья

В течение года

Инструктор  по ФИЗО

5.

Мама, папа, я – спортивная семья!

В течение года

Инструктор  по ФИЗО

6.

 Спортивные соревнования

«Веселые старты»

В течение года

Инструктор  по ФИЗО

7.

Спортивные  игры, игры – эстафеты, катание на лыжах

В течение года

Инструктор  по ФИЗО

8.

Совместная деятельность с детьми по профилактике ЗОЖ, ДДТТ.

В течение года

Воспитатели

9.

Неделя безопасности дорожного движения

Ежеквартально

Старший воспитатель Воспитатели

10.

Участие в городских спортивных мероприятиях

Май

Инструктор  по ФИЗО

Формы  работы с детьми

Образовательная деятельность

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

 

  • Физическая культура.
  1. 3 раза в неделю; в том числе  на свежем воздухе
  • Закаливающие процедуры.
  • Гигиенические процедуры.
  • Солнечные и воздушные ванны.
  • Проветривание помещения.
  • Дневной сон.
  • Профилактика ОРВИ и ОРЗ (по плану)
  • Совместная деятельность на свежем воздухе 1 раз в неделю Утренняя гимнастика
  • Гимнастика после сна;
  • Прогулка;
  • Двигательная активность на свежем воздухе;
  • Игры, спортивные упражнения;
  • Спортивные праздники, развлечения;
  • День здоровья;
  • Неделя здоровья

Условия:

  • Оборудование для двигательной, игровой деятельности детей в помещениях и на прогулочных участках,
  •  Спортивная площадка,
  • Центры двигательной активности в группах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»

Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...

Конспект занятия "Здорово здоровым быть" (в рамках проекта "Здорово здоровым быть")

Здоровым быть важно, здоровым быть нужно. Но психологическое здоровье детей не менее важно, чем физическое. Данное занятие было проведено в рамках реализации проекта "Здорово здоровым быть"....

Проект по формированию здорового образа жизни в рамках недели здоровья «Здоровым быть здорово»

В последнее время остро стоит проблема здоровья. Появилась тенденция к ухудшению здоровья среди детей. Достичь необходимого уровня интеллектуально – познавательного развития может только здоровы...

Буклет«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья – здоровая – страна!»

Долг родителей укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем....

Сценарий спортивных состязаний «В здоровом теле – здоровый дух» В рамках мероприятий «Здоровые дети – в здоровой семье» в старшей и подготовительной к школе группах.

Цель: Содействовать охране и укреплению здоровья детейЗадачи:Образовательная область  «Здоровье»Закреплять знания детей о пользе занятий физическими упражнениям.Воспиты...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию предпосылок здорового образа жизни в рамках проекта: «Как здорово здоровым быть» по теме: «Здоровое питание – основа процветания» в старшей группе № 10 «Солнышко»

В ходе ООД предпологанется закрепить знания детей о продуктах питания и их назначении для человека, о понятиях «правильное» или «здоровое питание», формирование познавател...

«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья - здоровая нация!»

Цель: повысить результативность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье.Статья предназначена для расширения кругозора родителей и педагогов....