Здоровьесберегающие педагогические технологии
учебно-методический материал на тему

Щепочкина Гульнара Матилаевна

      Основной задачей ДОУ­ - подготовить ребенка к школе, к дальнейшей самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимое образование. Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог, просто взрослый человек, бесстрастно относиться к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников. Одним из ответов на этот вопрос и стала востребованность  педагогами здоровьесберегающих педагогических и образовательных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_pedagogicheskie_tekhnologii.docx27.91 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Здоровьесберегающие педагогические технологии

      Основной задачей ДОУ - подготовить ребенка к школе, к дальнейшей самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимое образование. Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог, просто взрослый человек, бесстрастно относиться к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников. Одним из ответов на этот вопрос и стала востребованность  педагогами здоровьесберегающих педагогических и образовательных технологий.

1). Здоровьесберегающие технологии. Данное понятие остается дискуссионным, у разных авторов встречаются различные трактовки понятия «здоровьесберегающие педагогические технологии». Родоначальником введения понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» в практику образования является Н.К. Смирнов, который утверждает, что ЗОТ можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья. Под ЗТ будем понимать систему мер по охране и укреплению здоровья детей, учитывающие  важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка.

Технологии ЗП рассматриваются как совокупность приемов методов организации воспитательнообразовательного процесса без ущерба для здоровья и детей и педагогов. Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с детьми, с их  родителями, с медицинскими работниками, с коллегами  планирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья всех участников педагогического процесса. ЗТ -  совокупность педагогических, психологических, медицинских воздействий направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирования осознанного и ценностного отношения к своему здоровью.

  1. Здоровьесберегащие педагогические технологии (ЗПТ)

Цель педагогической технологии - достижение гарантированного заданного образовательного результата в обучении, воспитании, развитии.  ЗПТ - можно рассматривать как:

-технологическую основу здоровьесберегающей педагогики (ЗП)- одной из самых перспективных образовательных систем ХХI века;

-совокупность приемов, форм и методов образования, воспитания и развития дошкольников без ущерба для их здоровья;

Качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию её воздействия на здоровье детей и воспитателей.

  1. Технологическую основу ЗП составляют здоровьесберегательные образовательные технологии (ЗОТ).

ЗОТ - это совокупность многих из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приёмов методов работы, технологий, подходов к решению проблем здоровьесбережения плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Понятие «ЗОТ»  появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и до сих пор воспринимается многими педагогами как аналог санитарно-гигиенических мероприятий. По-разному понимают этот термин и педагоги образовательных  учреждений. Некоторые считают, что  ЗОТ – это одна или  несколько новых педагогических технологий, альтернативной всем другим.

Нет какой-то одной единой уникальной  образовательной технологии  здоровья. Здоровьесбережение  может выступать как одна из задач  образовательного процесса.

Это может быть образовательный процесс медико-гигиенической направленности (осуществляется при тесном контакте педагог - медицинский работник - ребёнок); физкультурно-оздоровительной (отдаётся приоритет занятиям физкультурной направленности); экологической направленности (создание гармоничных взаимоотношений  с природой)  и др. Но только благодаря комплексному подходу к образованию дошкольников , на наш взгляд, могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья детей. ЗОТ можно определить как науку, искусство и обязанность так  обучать и воспитывать дошкольников, чтобы они смогли потом вырастить здоровыми и счастливыми своих детей, будучи им достойным примером. Напомним, что задача ДОУ не «дотянуть» ребёнка до школы, а полноценно подготовить его к самостоятельной, в том числе школьной жизни.

Цель ЗОТ – обеспечить ребёнка и условиях комплексной информатизации  образования возможность  сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания и повседневной жизни.

Принципы ЗОТ:

1.Не навреди

2.Принцип сознательности и активности

3.Принцип непрерывности здоровьесберегающего образовательного процесса.

4.Систематичности и последовательности

5.Принцип доступности и индивидуальности

6.Всестороннего и гармоничного развития личности.

7.Системного чередования нагрузок и отдыха.

8.Постепенного наращивания оздоровительных воздействий.

9.Возрастной адекватности  здоровьесберегающего воспитательно-образовательного процесса и др.

5. Средства ЗТ (здоровьесберегающих технологий).

Все основные средства в системе ЗТ можно разделить на 3 группы:

1.Средства двигательной направленности:

-элементы движения (ходьба, бег, прыжки , метание);

-физ. упражнения;

-физкультминутки, лечебная физкультура, подвижные игры, гимнастика, самомассаж  и др.

2.оздоровительные силы природы:

-солнечные и воздушные ванны;

-водные процедуры;

- фитотерапия;

-ингаляция и многое другое

3.Гигиенические факторы:

-выполнение санитарно-гигиенических  требований;

-личная и общественная гигиена;

-проветривание и влажная уборка помещений;

-соблюдение режима дня и др.

6.  Формы занятий в системе ЗТ.

Среди эффективных форм занятий в системе ЗТ можно выделить следующие:

-с использованием профилактических методик;

-с применением функциональной музыки;

-с чередованием занятий с высокой и низкой  двигательной активностью;

-с проведением оздоровительных мероприятий;

-с использованием элементов здоровьесберегающей среды и др.

7. Методы и приёмы как  компоненты  ЗОТ

7.1                Методы ЗТ

-практический метод

-игровой метод

-соревновательный метод

-моделирующий метод и др.

 7.2. Приёмы ЗТ

-защитно-профилактический (личная гигиена и гигиена обучения)

-компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, дыхательная гимнастика, лечебная физкультура, массаж и др.)

-стимулирующие (приёмы закаливания,  фитотерапии, психотерапии)

-информационно-обучающие (письма, адресованные родителям, педагогам и др.).

           

                                    Критерии оценки здоровья

1.Уровень работоспособности

2.Отсутствие вредных привычек

3.Наличие физ.дефектов

4.Оптимальный двигательный режим

5.Рациональное питание

6.Закаливание и личная гигиена

7.Положительные эмоции

8. Социальное благополучие

ЗТ в ДОУ – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в ДОУ: детей, воспитателей, родителей.

Цель ЗТ в ДОУ применительно к ребёнку  обеспечение высокого уровня реального здоровья   воспитанников. ЗТ применяются для поддержания и укрепления физического и психического  здоровья дошкольников. Таким образом  обеспеченность технологии диагностическими средствами помогает педагогам отслеживать процесс и результаты педагогических воздействий. Цели,  средства педагогической диагностики и анализ результативности помогают оценить технологию со стороны её эффективности и целесообразности.                                                  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды здоровьесберегающих педагогических технологий и особенности методики проведения.

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Комплекс этих мер получил  в настоящее время общее название «здоровь...

Перспективный план по использованию здоровьесберегающих педагогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

В статье предлагаются здоровьесберегающие технологии для применения их в воспитательно - образовательном процессе ДОУ, указаны цели, времня проведения в режиме дня, особенности методики проведения, пр...

Перспективный план по использованию здоровьесберегающих педагогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических ...

Перспективный план по использованию здоровьесберегающих педагогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических ...