Спешим на помощь.
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

КРАЙНОВА ОЛЕСЯ АЛЕКСАНДРОВНА

Конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon speshim_na_pomoshch.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Спешим на помощь»

Цель — формирование культуры речевого поведения.

Задачи

Закрепить у детей навык использования инициативных и ответных формул речевого этикета.

Учить детей способам «развертывания» формул речевого этикета обращениями и мотивировками.

Развивать интонационную выразительность.

Развивать навыки коммуникативного общения в соответствии с нормами, принятыми в обществе.

Развивать произвольность внимания и мышление.

Готовить мышцы руки к письму.

Воспитывать доброжелательное и уважительное отношение к взрослым и сверстникам, желание прийти на помощь.

Оборудование: клубок ниток, телефон, кассета с записью, магнитофон, посылочный ящик, платок и очки для бабушки, схемы (сердце, лицо, знак вопроса), сюжетные картинки, кепки (синяя, красная), листочки с пунктирным сердцем, сердечки на каждого.

Ход занятия

Педагог. Здравствуйте, дорогие ребята! Игр немало есть на свете, поиграть хотите, дети?

Дети. Да, хотим!

Педагог. Я соединю всех вас одной нитью, а клубочек отдам Пете. Наматываю нить обратно и обращаюсь к нему очень ласково: «Петенька, рада тебя видеть». Скажи так же Тане.

Дети передают клубок, сматывая нить и проговаривая ласковые имена.

Педагог. Меня зовут Светлана Михайловна. Я очень рада вас видеть. Проходите, присаживайтесь на ковер.

Звонит телефон.

Педагог. Кто бы это мог быть? Алло, здравствуйте, я вас слушаю. Подождите, я включу громкую связь (включает магнитофонную запись).

Голос. Помогите кто-нибудь. Вчера по нашей стране Вежливости пронесся сильный злой ураган и унес все добрые вежливые слова. Страдают родители, плачут дети. Помогите нам!

Педагог. Нас просят о помощи, ну что, поможем?

Дети. Поможем!

Педагог. Алло, не беспокойтесь, пожалуйста, мы обязательно вам поможем, мы что-нибудь придумаем. До свидания! Но как мы можем помочь? Что мы можем сделать?

Ответы детей. Педагог подводит детей к ответу — вернуть вежливые слова.

Педагог. А вы знаете вежливые слова? Я предлагаю собрать все вежливые слова и отправить их в посылке в страну Вежливости. Я положу первые вежливые слова — «спокойной ночи».

Педагог обращается к каждому ребенку с просьбой проговорить свое вежливое слово.

Педагог. Молодцы, все помните вежливые слова, а вот с моей Дочерью произошел такой случай.

Оля знала слов немало, Но одно из них пропало, И оно-то, как на грех, Говорится чаще всех. Это слово ходит следом За подарком, за обедом. Это слово говорят, Если вас благодарят.

Ребята, кто догадался, что это за слово?

Дети. «Спасибо».

Педагог. Когда мы его произносим?

Дети. Когда благодарим другого за что-то.

Педагог. Какими словами еще можно поблагодарить человека?

Дети. Благодарю вас, спасибо большое, искренне признательна вам.

Педагог. Как много слов мы вспомнили и собрали! Если мы отправим только слова, помогут они жителям страны Вежливости?

Ответы детей.

Педагог. Может, вы поторопились с ответом? Давайте закроем глаза и подумаем. Если мы отправим только слова, помогут они жителям страны Вежливости?

Дети закрывают глаза. В это время педагог надевает очки и косынку — «превращается» в бабушку.

Бабушка. Слышу, слышу, вижу, вижу, как вам трудно. Я прожила долгую жизнь и могу вас научить. Если вы отправите только слова, они не помогут, потому что надо знать, кому и за что говорят эти слова. А для этого у меня есть необычные подсказки, которые научат вас правильно благодарить. Давайте попробуем.

Слова благодарности такие красивые и сердечные, они похожи на сердечко (выставляется схема). Вспомните их.

Дети. Спасибо, большое спасибо, благодарю.

Бабушка. Чтобы вашу благодарность услышали, необходимо обратиться к человеку. Следующая подсказка обозначает человека (выставляется вторая схема).

Кому говорят «спасибо»? Благодарю, тебя, сестренка. Спасибо, тебе, мама. Кто хочет попробовать ?

Один—два ответа ребенка.

Бабушка. Когда благодарят, то говорят, за что. (Выставляется схема со знаком вопроса.) Этот знак спрашивает, за что мы благодарим. Пройдите за столы, там ждут вас картинки. В жизни много ситуаций, когда можно благодарить, а эти картинки помогут вам их вспомнить.

Рассмотрите их и придумайте, за что можно поблагодарить героев ваших картинок. Помните, что благодарить можно не только за подарки, но и за то, что вам оказали помощь, с вами интересно провели время. (При необходимости педагог дает образец.) Благодарю тебя, внученька, за то, что ты мне погладила белье. (Показывает на подсказки.) Кто еще придумал? За что ты благодаришь? А Маша? А когда вам говорят «спасибо», как можно ответить?

Дети. Пожалуйста, мамочка. На здоровье, бабушка. Мне было нетрудно, папа. Всегда рад помочь тебе, Коля.

Бабушка. Все ли вы запомнили? Сейчас проверим. Петя и Вася, подойдите ко мне. Петя будет благодарить Васю за что-нибудь, а Вася ему ответит на благодарность. Можете помогать себе движениями: поклониться, кивнуть, положить руку на сердце, пожать руку, похлопать нежно по плечу.

Дети проигрывают предложенную ситуацию.

Бабушка. Молодцы, ребята! Предлагаю поиграть в игру.

Выходи-ка на ковер.
Слушай внимательно,
Если правильно скажу —
Прыгай обязательно.

Вам понятно, что надо делать? Если я правильно скажу, кого и за что поблагодарю, то вы попрыгаете на носочках. Готовы?

Дети реагируют на каждое предложение.

Бабушка. Спасибо тебе, внученька, за то, что ты помогла перейти через дорогу.

Спасибо, пожалуйста, благодарю... Молодцы, я не сказала, кого и за что благодарю. Играем дальше. Большое спасибо тебе, бабушка, за то, что ты связала мне носки. Спасибо. Благодарю поваров за вкусный обед. Спасибо, дедушка, за прочитанную сказку. Мама с дочкой. Большое спасибо, Светлана Михайловна. Спасибо тебе, Катя. Я бы эту пуговицу сама не смогла застегнуть. Я благодарна вам за игру. Спасибо. Молодцы, игра закончена.

Располагайтесь поудобнее на ковре, расслабьтесь, закройте глаза, послушайте тишину, отдохните.

«Бабушка» исчезает (педагог снимает платок и очки).

Педагог. Откройте глаза, ребята, вы не видели здесь бабушку? А мне показалось, что я превращалась в бабушку. Чудеса какие-то! Но все равно хорошо, что она нам помогла, спасибо ей за это. Ну, что мы еще кроме вежливых слов положим в посылку? Давайте отправим подсказки (снимает схемы, складывает в посылочный ящик). Они пригодятся плачущим детям страны Вежливости. Вы знаете, мне кажется и этого недостаточно. Вот послушайте историю, которая произошла с соседским мальчиком.

Пришел однажды мой сосед Боря из школы, пообедал и сказал сестренке: «Спасибо, Настенька, обед был очень вкусным». А Настя обиделась. Почему? Ведь он сказал волшебные слова.

Предположения детей.

Педагог. Правильно, он сказал их очень грубо. Оказывается, важно не только говорить добрые слова, но говорить их доброжелательно, ласково, искренне. Люди обращают внимание на то, каким голосом, с каким настроением это сказано.

Я вижу, здесь две кепки лежат, примерю-ка я их (надевает кепку, и у него вырываются «слова»). Спасибо, Катя, ты мне очень помогла. Ой, что это со мной? Как я сказала?

Дети. Грубо, злобно, сердито.

Педагог. Это синяя кепка заставляет меня грубить, лучше красную примерю (надевает красную кепку). Спасибо, Катя, ты мне очень помогла. Ой, что это опять со мной? Как я сказала?

Дети. Радостно, нежно, доброжелательно, ласково.

Педагог. Выходи, Вова, попробуй и ты. Но не забывай, что синяя кепка грубая, а красная — доброжелательная.

Играет каждый ребенок.

Педагог. Что же нам сделать с этими кепками? Красную отправим в посылке, а синюю я оставлю себе на перевоспитание.

Педагог задает вопросы поискового характера.

Педагог. Ребята, как вы думаете, что было бы, если бы все перестали благодарить друг друга? Какими бы вы стали? Как бы нам жилось?

Рассуждения детей.

Педагог. Хорошо жить в вежливой стране! А всего-то волшебства — говорить друг другу приятные слова. Говорите чаще добрые слова. Как радостно бьется сердце, когда мы их слышим! Соедините точки вот на этом листе, и вы расколдуете рисунок. Это сердце очень счастливое, доброе, нежное: оно слышало много хороших слов. Если хотите, мы отправим посылкой и их. Вот теперь, кажется, ничего не забыли. Что у нас в посылке?

Ответы детей.

Педагог. Положили слова, подсказки, кепку доброжелательности и ваши сердца. Закроем, а я пойду на почту и сейчас же ее отправлю. А на прощание хочу вас поблагодарить.

Педагог вручает детям маленькие сердечки.

Педагог. Спасибо тебе, Коля, за то, что ты так старался. Большое спасибо тебе, Оля. Без тебя мы бы не догадались. Я благодарна тебе, Володя, ты такой умница. Благодарю тебя, Лиза. Ты такая веж

ливая. Катя, и тебе спасибо за интересные ответы. Федя, большое тебе спасибо за помощь. Эти сердечки вы отнесете домой, расскажете родителям, какое доброе дело мы сегодня сделали. Подойдите ко мне. Давайте вспомним, что на занятии больше всего понравилось.

Мне понравилась ваша отзывчивость, желание помочь окружающим (протягивает вперед руку). Федя, положи свою руку сверху и скажи, что тебе понравилось. Кто еще хочет поделиться впечатлениями? Что было для вас трудно? Спасибо всем за старание. До свидания, ребята!

Используемая литература: Миронцева С. М. «Взаимодействие участников процесса коррекционно-речевого развития дошкольников. – СПб.: - 2012г.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спешим на помощь мы природе

Это развлечение,проведенное с детьми с целью воспитания любви к природе, побуждения к сохранению того, что дает нам природа, совершенствования навыков выразительного чтения и эмоциональности детей, ра...

Математический досуг "Спешим на помощь Алисе Селезневой"

Математический досуг в подготовительной к школе группе "Спешим на помощь Алисе Селезневой"...

Спешим на помощь весне

Это открытое занятие для подготовительной группы, на котором дети развивают связную речь, навыки речевого общения, развивают память, логическое мышление, творческое воображение, фантазию, находчивость...

МЭРИ ПОППИНС СПЕШИТ НА ПОМОЩЬ Конспект НОД по разделу «Познание ФЭМП» в средней группе. Интеграция образовательных областей: «Познание ФЭМП», «Художественное творчество», "Социализация", Коммуникация", "Физическая культура".

Конспект НОД  по разделу "Познание ФЭМП" средняя группа. Интеграция образовательных областей "Познание ФЭМП", "Художественное творчество", "Социализация", "Коммуникация", "Физическая культура"....

Конспект интегрированного мероприятия в подготовительной к школе группе "Спеши на помощь краскам"

«Спеши на помощь краскам»      Задачи:  Развивать умение использовать в художественном творчестве разнообразные материалы и техники, соединяя в одном рисунке разные спосо...

Конспект НОД« Спешим на помощь Красной Шапочке»

Конспект НОД "Спешим на помощь Красной Шапочке" способствует расширению, уточнению знаний детей о диких животных (где живут, внешний вид, повадки, чем питаются)...

Сценарий весеннего развлечения «Мэри Поппинс спешит на помощь» для детей старшего дошкольного возраста

Цель и задачи праздника:Способствовать созданию весёлого и радостного настроенияВоспитывать культуру общения ребёнка с взрослыми,  и со сверстниками.Предварительная работа:Беседа о предстоящем пр...