Проект "Зоркие глазки".
проект (старшая группа) на тему

Грибанова Ольга Леонидовна

Проект направлен на укрепление и сохранение зрения детей старшего дошкольного возраста через созданные системы профилактики зрения у детей в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_zorkie_glazki_gribanovoy_o.l.doc973 КБ

Предварительный просмотр:

         

                                              «Я не боюсь ещё и ещё раз повторить:

забота о здоровье –

это важнейший труд педагога.

От жизнерадостности, бодрости детей

зависит их духовная жизнь, мировоззрение,

умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы».

В.А.Сухомлинский.

             На современном этапе проблема профилактики здоровья дошкольников является одной из самых актуальных. Перед нами, взрослыми (родителями и педагогами) стоит очень важная задача – воспитать здорового человека, человека здорового физически, нравственно и духовно, человека всесторонне и гармонично развитого, в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре ООП.

                          Быть здоровым – естественное желание каждого человека.

      Зрение – самый мощный источник наших знаний о внешнем мире, воспринимающий 80 % всей поступающей информации.

      Исследования физиолога В.Ф. Базарного показали, что к основным причинам нарушения зрения относятся:

  • патология беременности,
  • низкий уровень физической активности детей раннего и дошкольного возраста,
  • резкий переход с произвольного зрительного режима в условиях детского сада на школьный режим занятий с длительными нагрузками на аккомодационный аппарат глаза.

Пояснительная записка.

Тип -  практико-ориентировочный; информационно-творческий, коллективный.

Участники: - дети старшей группы, их родители.

Масштаб  - осуществляется внутри одной возрастной группы;

Срок реализации   -

краткосрочный (11 ноября – 22 ноября ).

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

укрепление и сохранение зрения детей старшего  дошкольного возраста через созданные системы профилактики зрения у детей в детском саду.

Задачи

Для детей:

  • Показать важность данной проблемы, дать теоретические знания;
  • Научить детей бережному отношению к себе, своему здоровью, своим глазам;
  • Создание условий для организации мероприятий по профилактике, укреплению и коррекции зрения, обеспечивающих  охрану зрения, предупреждение травматизма глаз.
  • Обеспечение эмоционального настроя детей.
  • Формирование навыков гигиены зрения у детей.
  • Активизировать работу мышц глаз, повышать остроту зрения, развивать мелкую моторику рук.
  • Подобрать и разработать дидактический материал.

Для родителей:

  • Показать важность данной проблемы, дать теоретические знания;
  • Подобрать консультационный материал;
  • Осуществление просвещения родителей по вопросам охраны, гигиены и укрепления здоровья глаз.
  • Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной работе по профилактике зрения.

Проблемы

  • увеличение  патологии нарушения зрения, которые могут привести к слепоте, остаточному зрению, слабовидению или отклонениям в формировании полноценной функциональной зрительной системы;
  • пагубного влияния дисплеев и компьютеров на зрение;
  • несвоевременная  профилактика  зрения;
  • полное отсутствие или частичное просвещение  родителей по вопросам охраны, гигиены и укрепления здоровья глаз.

Объекты проекта

  • Дети дошкольного образовательного учреждения.
  • Семьи детей, посещающих образовательное учреждение.
  • Педагогический коллектив образовательного учреждения.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

  • Улучшение состояния зрения у детей.
  • - Развитие остроты зрения, подвижности глаз и когнитивного развития.
  • - Улучшение восприятия и зрительно – двигательной моторной координации.
  • - Развитие бинокулярного, стереоскопического зрения.
  • - Повышение познавательной активности.
  • - Улучшение психо – эмоционального самочувствия.
  • - Укрепление общего состояния здоровья детей. Создать условия для сохранения зрения на протяжении дошкольного детства (проводится гимнастика для глаз, отдых в релаксационных уголках и т.п.);
  • Сформировать устойчивый интерес детей к занятиям физической культурой; спортивным играм;
  • Разработать конспекты занятий для детей старшего дошкольного возраста по теме «Наши глаза»;
  • Изготовить дидактический материал по теме проектной деятельности;
  • Оформить памятки «Береги глаза смолоду» и другие;
  • Сформировать устойчивый интерес  у родителей к проблеме укрепления и сохранения зрения детей (родители активнее посещают родительские собрания по данной теме; читают консультационный материал на стенде; соблюдают правила  просмотра ТВ детьми-дошкольниками, продолжительность  компьютерных игр);
  • Создать условия для становления традиций проведения  спортивных праздников с детьми и родителями.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

  1. Анкетирование.
  2. Проблемные ситуации.
  3. Педагогические наблюдения.
  4. Беседы.
  5. Консультации для родителей.
  6. Совместная организованная деятельность.
  7. Оформление информации для родителей
  8. Занятия.
  9. Творческие мастерские.
  10. Сюрпризные моменты.

                     

Блоки проекта

«Зоркие глазки»

  1.      Взаимодействие с родителями;
  2. Взаимодействие с детьми;
  3. Взаимодействие с педагогами.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

I блок «Взаимодействие с родителями»

п/п

Вид деятельности

Цель

Участники

1.

 Анкетирование родителей.

Выявления знания родителей о здоровье детей

Педагоги, родители,

Оформление родительского уголка «Для вас, родители» : статьи,  рекомендации, консультации, памятки по теме проекта.

Просвещение родителей по теме «Охрана здоровья зрения»

Педагоги, родители, администрация

2.

Консультация «Лечение заболеваний глаз у детей»

Привлечь внимание родителей к своевременному обследованию детей и при необходимости к медицинской помощи.

Педагоги, родители.

3.

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для занятий, викторин; природного материала, бросового материала для ручного труда

Организовать совместную деятельность детей и родителей

Родители, педагоги, дети.

4.

Выставка детских рисунков, поделок из природного и бросового материала, сделанных вместе с родителями.

Развивать навыки совместного творчества. Учить радоваться результатам творчества.

Развивать речь, умение описывать процесс, предшествующий выставке, учить рассуждать, делать выводы.

Родители, педагоги, дети, администрация.

II блок «Взаимодействие с детьми»

п/п

Вид деятельности

Цель

Участники

1.

Создание проблемной ситуации для детей

Выяснить, что дети знают о зрении , что хотели бы еще узнать; откуда можно узнать.

Дети, педагоги

2.

Беседы с детьми по теме:

  • Как работают глаза. (О строении человеческого глаза).
  • Причины ухудшения зрения.
  • Правила сохранения хорошего зрения.
  • Как ухаживать за своими глазками.

 Знакомство детей со здоровьесберегающими технологиями для сохранения зрения.

Дети, педагоги.

3.

«Игры –драматизации»

Тема: «Мы стремимся иметь здоровые глаза»

Раскрыть значение зрения для восприятия окружающего мира. Закрепить знание о строении глаза, роль витаминов и нетрадиционных методов оздоровления в улучшении зрения. Объяснить значение соблюдения правил гигиены.

Дети, педагоги.

4.

Конспект НОД

по ОБЖ "Глазки, уши и носы быть здоровыми должны" 

Продолжать знакомить детей со способами  здоровьясберегающих технологий для сохранения зрения. Побуждать детей рассуждать, творчески мыслить.

Педагоги, дети.

III блок проекта «Взаимодействие с педагогами  »

п/п

Вид деятельности

Цель

Участники

1.

Консультация для педагогов «Особенности развития зрения и характер зрительных

  расстройств  в дошкольном возрасте».

Показать важность данной проблемы , поделиться  теоретические знания;

Педагоги.

2.

Консультация для педагогов «Профилактика нарушения зрения у дошкольников».

Познакомить с гимнастикой для глаз. Разучить комплекс упражнений для сохранения зрения у детей.

Педагоги,

3.

Консультация  для педагогов «Игровые упражнения для профилактики нарушения зрения».

Познакомить с упражнениями необходимыми для профилактики зрения.

Педагоги

 

Консультация для родителей

Лечение заболеваний глаз у детей

ЛЕЧЕНИЕ ПРОГРЕССИРУЮЩЕЙ БЛИЗОРУКОСТИ.

Если у Вашего ребенка близорукость – очень важно сделать все, для того, чтобы остановить ее прогрессирование.

КОМПЛЕКСНОЕ ЛЕЧЕНИЕ КОСОГЛАЗИЯ.

Косоглазие – это большая беда и проблема для ребенка и родителей.
Но не отчаивайтесь: вовремя начатое лечение скорректирует положение глаз и во многих случаях поможет избежать операции!
  Давайте поговорим о СОДРУЖЕСТВЕННОМ косоглазии – как о наиболее распространенном состоянии, лечение которого нужно начать ВОВРЕМЯ!          Лечение этого заболевания очень сложно и какой-то единой схемы, подходящей для всех не может быть!
 Очень важно помнить, что даже если Вы проводите лечение в домашних условиях, Ваш ребенок нуждается в постоянном наблюдении (1 раз в 3 месяца) врача и коррекции назначений! Выбор метода лечения косоглазия зависит от многих факторов, в том числе возраста пациента, причины косоглазия, стороны и степени отклонения. Методы лечения включают в себя:

1. Как можно более раннюю оптическую и лечебную коррекцию (специально подобранные очки и контактные линзы) – это возможно только в условиях специализированной клиники.

2. Плеоптика — курсовое лечение для улучшения зрения хуже видящего глаза с помощью специальных приборов.

ВСЕ ЭТО ЛЕЧЕНИЕ ДОЛЖНО ПРОВОДИТЬСЯ ПОД НАБЛЮДЕНИЕМ ВРАЧА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СПЕЦИАЛЬНЫХ КОНТРОЛИРУЮЩИХ УСТРОЙСТВ И ПРИБОРОВ.

                 

                        Памятка для родителей

Береги зрение смолоду! Соблюдайте эти несложные правила всей семьей – и причин для обращения к офтальмологу у вас будет куда меньше!

Не читайте "в упор". Книгу держите на расстоянии 40 см от глаз. Это оптимальное расстояние для чтения. Замерьте его и покажите своему ребенку, как именно он должен читать.

Закаляйте ребенка для того, чтобы он как можно меньше болел. Пусть занимается спортом. Для глаз хороши все виды спорта, исключающие травмы головы. (Такие травмы могут привести к отслойке сетчатки или повысить риск развития этого заболевания.)

Ешьте полезные для глаз продукты: творог, кефир, отварную рыбу, говядину и говяжий язык, индюшку, крольчатину, морковку, капусту. Из ягод – чернику, бруснику, клюкву. И обязательно зелень – петрушку, укроп. Для глаз также полезны поливитамины с микроэлементами, препараты кальция (например кальций с витамином D).

Не разрешайте смотреть телевизор малышам до 3 лет – лишь к этому возрасту зрение у детей становится нормальным, равным "единице".

Никогда не читайте в транспорте и не разрешайте делать это детям: постоянно меняющийся фокус плохо влияет на мышцы глаз.

Если у вашего ребенка хорошее зрение, ему необходимо делать перерыв в занятиях каждые 40 минут. При легкой близорукости – каждые 30. (Причем отдыхать нужно не перед телевизором! Лучше подвигаться, сделать гимнастику для глаз.)

                                             

Консультация для педагогов

«Профилактика нарушения зрения у дошкольников».

Цель: познакомить родителей с гимнастикой для глаз. Разучить комплекс упражнений для сохранения зрения у детей.

Очень часто мы корим себя за то, что не сделали что-то вовремя... Особенно обидно, когда речь идет о здоровье наших детей.

Первые годы жизни ребенка – это пора интенсивного развития зрения. Именно в этот период формируется зрение, а значит достигается наилучший эффект при коррекции вовремя выявленных проблем.

Более 95% информации об окружающем мире человек получает через глаза. Можно только представить, сколько теряет в жизни человек, который имеет плохое зрение. А если это ребенок?

Каждый из родителей должен четко знать: все основные проблемы со зрением у детей формируются до 7 лет. После 7 лет зрительная система ребенка начинает испытывать повышенные нагрузки, связанные с учебой в школе. Именно в этот период начинают развиваться заболевания, не замеченные и не предотвращенные ранее: близорукость и другие болезни глаз. Но бороться с ними уже сложнее, так как потеряно драгоценное время, поэтому для получения хорошего результата будет затрачено намного больше усилий.

К сожалению, в детских садах обследование зрения проходит номинально (поэтому я затронула именно эту тему), а самостоятельно определить, есть ли у ребенка проблемы, практически невозможно. Ведь, если ребенок не испытывает резкой боли, ему зачастую просто не понять, что он плохо видит.

Кстати: после 12 лет проблемы со зрением, как правило, не поддаются терапии. Устранить близорукость и астигматизм подростку будет возможно только после 18 лет, когда молодой человек сможет пройти лазерную коррекцию зрения. Но зачем подвергаться лазерной коррекции и другим операциям, если проблемы можно избежать, НАЧАВ профилактику в детстве. 

Как же можно помочь формирующемуся детскому организму противостоять негативным влияниям внешней среды и предотвратить ухудшение зрения у ребенка?

 

1. Организация занятий и их продолжительности. Основными занятиями дошкольника являются рисование, лепка, конструирование, позже – чтение и письмо, деятельность, требующая постоянного активного участия зрения. Общая продолжительность таких занятий дома в течение дня не должна превышать 40 минут в возрасте от 3-х до 5-ти лет и 1-го часа в 6-7 лет. Однотипные занятия, связанные с напряжением зрения, должны прерываться каждые 10-15 минут для отдыха. Обязательно следите за осанкой ребенка. Ведь если ребенок сидит с "кривой" спиной, у него нарушается кровоснабжение головного мозга, которое, в свою очередь, провоцирует проблемы со зрением. Профилактику неправильных зрительных привычек у детей, следует начинать уже с 2-3-х лет. Нужно избегать наклона головы близко к предмету работы, лучшее расстояние для зрительной деятельности 30-35см, не надо забывать о правильном положении тела - не сутулиться, стараться сидеть достаточно расслабленным. Учите детей периодически моргать, не смотреть пристально, просите чаще менять взгляд с ближнего предмета на дальний и обратно. Превратите эти упражнения для ребенка из игры в привычку.

Уместно в данном случае также отметить негативное влияние чрезмерного увлечения родителей ранним приобщением к грамоте детей дошкольного возраста, когда еще несформировавшийся глаз вынужден подвергаться значительным нагрузкам, что приводит к

перенапряжению, и, в конечном итоге, может стать причиной расстройств и заболеваний глаз.

Игровая деятельность также воздействует на зрение. Время игр, способствующих пристальному смотрению (шахматы, мозаики, головоломки и т.д.) целесообразно уменьшить. Для развития зрения полезны любые игрушки, которые прыгают, вертятся, катятся и двигаются. Полезны игры с использованием мяча.

Время нахождения ребенка за просмотром телепередач, как и длительность занятий с компьютером должны быть разумно ограничены. Непрерывное пребывание перед экраном телевизора или монитора не должна превышать 30 минут. Оптимальное расстояние составляет 2,0-5,5м от экрана телевизора, и 40см от монитора. В комнате при этом должно быть обычное естественное или искусственное освещение, ориентированное таким образом, чтобы свет не попадал в глаза.

2. Организация режима дня и двигательная активность. Важным условием нормального роста и развития не только органа зрения, но и всего детского организма является соблюдение основных режимных моментов, чередующих различные виды деятельности, и обеспечивающих, в том числе, дневной отдых и полноценный ночной сон. Желательно, чтобы дети занимались как в первую, так и во вторую половину дня. Занятия за столом обязательно должны чередоваться с активными играми и прогулками на свежем воздухе. Любая двигательная активность помогает глазам лучше работать. В свободное время стимулируйте ребенка больше бегать, прыгать, играть в подвижные игры. В перерывах между занятиями следует предоставлять детям возможность походить, сделать несколько физкультурных упражнений, посмотреть в окно вдаль.

 

3. Гимнастика для глаз ребенка. Упражнения общеразвивающего характера необходимо сочетать с гимнастикой для глаз, имеющей многоцелевое значение. Об этих упражнениях я расскажу чуть позже.

4. Организация условий быта. Традиционно подобные рекомендации затрагивают гигиену освещения во время зрительной работы. В этом плане необходимо отметить, что свет должен падать на книгу, бумагу, тетрадь равномерно, желательно с левой стороны, чтобы тень правой руки не затеняла рабочую область, в то же время голова и лицо ребенка должны оставаться в тени. Лучше всего заниматься с настольной лампой, оставляя при этом общее освещение. Особенно это важно в темное время суток. Относительно предметов интерьера искусственное освещение необходимо ориентировать таким образом, чтобы отраженный свет от стеклянных и зеркальных поверхностей, а также яркие блики, не попадали в поле зрения ребенка во время работы.

 

5. Профилактические медицинские осмотры. Лучший способ избежать глазных болезней у детей - это регулярное проведение медицинских осмотров (в возрасте 3-х лет - 1 раз в

полугодие, а от 4-7 лет - 1 раз в год). Помните, что чем раньше выявлен тот или иной вид зрительных нарушений, тем больше шанс своевременно их скорректировать.

Поводом для обращения к врачу может стать любой из ниже перечисленных симптомов:

у ребенка один глаз блуждает и смотрит в другом направлении, нежели второй глаз (нужно наблюдать внимательно, так как данный симптом может быть слабовыраженным или появляться периодически). Надо насторожиться даже, если это проявляется только в моменты переутомления или стресса;

чтобы рассмотреть какой-либо предмет, ребенок, себе в помощь, крутит головой; голова склоняется в одну сторону, или одно плечо заметно выше другого;

косоглазие или прикрытие одного глаза, избыточное моргание, прищуривание при рассмотрении предметов;

нарушение зрительно-моторной координации;

проблемы, связанные с перемещением в пространстве – ребенок ударяется о стоящие предметы, роняет вещи на пол, долго ищет оброненную вещь;

ребенок держит книгу или другой предмет слишком близко к глазам;

ребенок закрывает один глаз или прикрывает его рукой;

ребенок часто теряется в пространстве и быстро устает;

ребенок трет глаза в процессе чтения или после непродолжительного чтения; постоянно ведет пальцем по строчке при чтении; способен читать только в течение очень непродолжительного времени;

ребенок жалуется на головные боли, переутомление глаз, боли в глазах;

тошнота и головокружение при зрительной нагрузке; укачивание; двоение в глазах.

6. Профилактика травматизма. Причиной снижения зрения может стать травматизация органа зрения. Основные правила по снижению риска травм очень просты:

не храните лекарства и бытовую химию в зоне доступа детей;

не подвергайте глаза детей действию прямых солнечных лучей: в помещении не помещайте спальное место ребенка напротив слепящего света, на прогулках используйте коляску с тентом или надевайте ребенку панамку с козырьком;

коротко подстригайте ребенку ногти во избежание травм, которые он сам может себе нанести по неосторожности;

не оставляйте без присмотра детей, занимающихся с предметами, которые могут травмировать глаза (ножницы, стеки, карандаши и др.), учите правильной работе с ними;

учите правильному обращению со столовыми предметами (вилками, ножами).

7. Профилактика инфекционных заболеваний глаз. Инфекционными (“заразными”) заболеваниями являются заболевания поверхностных оболочек глаза (конъюнктивы и роговицы), которые вызываются бактериями или вирусами. Передаются они через предметы быта (полотенца, подушки и др.) и руки, загрязненные слезной жидкостью или гнойными выделениями глаз больного. Проявления заболеваний данной группы сходны: после контакта с больным или на фоне острого респираторного заболевания появляются покраснение глаз, светобоязнь, слезотечение и/или обильные выделения из глаз.

Основными мерами профилактики распространения указанных заболеваний являются: соблюдение правил личной гигиены, использование индивидуальных полотенец, индивидуального постельного белья, изоляция больного и предметов его обихода. В целях личной гигиены всегда используйте чистые салфетки и чистые носовые платки. Конъюнктивит – это признак слабости местного иммунитета. Часто он бывает сопряжен с заболеваниями ЛОР-органов: гайморитом, хроническим ринитом. У 10 – 15 процентов новорожденных конъюнктива, то есть слизистая оболочка глазного яблока или века, воспаляется и при непроходимости слезных путей. Конъюнктивит совсем не безобиден, поскольку воспалительный процесс может перейти на роговицу и внутренние структуры глаза, а это порой приводит к снижению зрения. Поэтому обязательно нужно показать ребенка врачу.

Сейчас у многих дома есть компьютеры. Компьютер также способен стать эффективным и полезным средством развития ребёнка и профилактики зрения в том числе, если конечно же соблюдаются все рекомендации при работе с компьютером о которых я уже сказала.

И я хочу представить гимнастику для глаз именно на компьютере, которую вы можете использовать в игровой форме дома как для детей, так и для себя.

Следуя нашим несложным советам,

Вы сможете, многое сделать для охраны зрения Ваших детей,

а значит для их будущей жизни!

Что такое гимнастика для глаз?

Эти упражнения обеспечивают улучшение кровоснабжения тканей глаза, повышают тонус глазных мышц, снимают переутомление зрительного аппарата, развивают способность к концентрации взгляда на ближних объектах, повышают способность зрительного восприятия и оценки объектов окружающего пространства, корректирует функциональные дефекты зрения. Если ребенок трет ладошками глаза и жалуется на усталость, проведите с ним несложную гимнастику для глаз.

  • Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно приблизительно 5 секунд.
  • Крепко зажмурить глаза на несколько секунд, открыть их и посмотреть вдаль.
  • Вытянуть правую руку вперед, следить глазами за медленными движениями указательного пальца: влево - вправо, вверх-вниз.
  • В среднем темпе сделать 3-4 круговые движения глазами вправо, затем влево.
  • Сидя, поставить руки на пояс, повернуть голову вправо и посмотреть на локоть левой руки, и наоборот.
  • Указательными пальцами поделать легкие точечные массирующие движения верхних и нижних век.

Такую гимнастику для глаз  можно представить ребенку в виде игры уже в два года.

Консультация для педагогов

Как защитить зрение ребенка?

Зрение принадлежит к числу интереснейших явлений природы. Зрение дает людям 90% информации, воспринимаемой из внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, в повседневной жизни. И каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение. Потеря зрения, особенно в детском возрасте – это трагедия. Плохое зрение ограничивает возможности осуществлять мечты, снижает качество жизни, физического развития ребенка.

Дети страдают от необходимости носить очки, их общение со сверстниками затрудняется. Из каждых 100 детей примерно 90 рождаются с дальнозоркостью, 3 – с близорукостью, 7 – с нормальным зрением.
В развитых странах каждый четвертый – близорукий.
Одна из главных причин такого роста глазных нарушений состоит в недостаточном внимании со стороны родителей, врачей, педагогов к вопросам гигиены зрения и освещения.

Зрительные расстройства связаны не только с условиями зрительной работы, но и с социальными и бытовыми условиями.

Это такие факторы, как однообразное питание, витаминная недостаточность, природные условия, климат (длинная холодная зима, короткое холодное лето, нарушение фотопериодичности: длинный день, длинная ночь, однообразие ландшафта.
Распространение миопии увеличивается по мере продвижения с юга на север. Это связано с особенностями светового режима и питания.
Длительное отсутствие естественного света приводит к необходимости постоянно, в течение дня, а следовательно, во время занятий в школе и дома пользоваться искусственным освещением, с другой стороны – большая яркость света в период белых ночей и полярного дня. Большая неравномерность световых условий в период полярного дня и полярной ночи, переход от условий полной темноты к сумеркам, от естественного освещения к искусственному, связаны с частой переадаптацией глаза. Все это оказывает неблагоприятное влияние на зрение.
Имеет значение и наследственная предрасположенность: дети близоруких родителей также часто близоруки, причем наследуется не дефект зрения сам по себе, а слабость ткани глаза, которая в процессе роста может

растягиваться, нарушая его функции. Установлена связь между нарушениями зрения и состоянием здоровья человека.
Близорукость хоть и является болезнью глаз, но, тем не менее, многие авторы отмечают ее прямую связь с общими заболеваниями организма.

Консультация для педагогов

Игровые упражнения для профилактики нарушения зрения

За последнее десятилетие значительно увеличилось число детей с отклонениями в психическом и физическом развитии. Особое место в детской патологии занимают нарушения зрения, которые могут привести к слепоте, остаточному зрению, слабовидению или отклонениям в формировании полноценной функциональной зрительной системы.

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - гласит народная мудрость. Зрение играет большую роль в развитии человека. С помощью зрения осуществляется 90% восприятия внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен помнить, как важно оберегать и сохранить зрение. Потеря зрения особенно в детском возрасте – это трагедия. Поскольку организм ребенка очень восприимчив к различным видам воздействия, именно в детском возрасте зрению должны уделять особое внимание. Особенно остро встает вопрос в настоящее время из-за пагубного влияния дисплеев и компьютеров на зрение.

Нарушения зрения у детей сочетаются с рядом неврологических синдромов, что свидетельствует не только о задержке созревания центральной нервной системы, но и повреждении отдельных мозговых структур. Это проявляется, прежде всего, в нарушении умственной работоспособности, произвольной деятельности и поведении детей, а также быстрой истощаемости и пресыщаемости любым видом деятельности, повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, происходят изменения в мелкой моторике.

Поэтому на первый план в ДОУ выходит проблема восстановления здоровья ребенка.

Работа по профилактике зрения должна проводиться систематически и носить целенаправленный, осознанный характер; необходимо, чтобы представляла для детей определенный интерес и сочеталась с элементами занимательности. Коррекционные упражнения могут быть использованы в различных видах деятельности воспитателями общеобразовательных групп для профилактики зрения, и родителями.

1. Эффективны для повышения остроты зрения, развития мелкой моторики рук, с координированных действий обеих рук упражнения по   сортировке и нанизыванию бус.

Эти задания также способствуют формированию бинокулярного зрения, цветоразличения основных цветов.

Ребенку предлагается сделать украшение для елки, для мамы – бусы. Для этого ему необходимо нанизать бусинки на нить.

При сортировке выбрать сначала красные бусинки, потом желтые, зеленые, оранжевые, синие.

2. В отдельную группу были  выделены  упражнения для активизации работы мышц глаза, которые способствуют снятию утомления, улучшению кровообращения, расслаблению.

- Смотреть прямо перед собой 2-3 сек.

- Поставить указательный палец на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца, смотреть на него 2-3 сек, опустить руку (4-5 раз)    

- Опустить голову, посмотреть на носок левой ноги; поднять голову, посмотреть в правый верхний угол комнаты; опустить голову, посмотреть на носок правой ноги; поднять голову, посмотреть в левый верхний угол комнаты (ноги на ширине плеч) (3-4 раза).

- Посмотреть на вершины деревьев перед окном; перевести взгляд и назвать любой предмет на земле, отыскать в небе птиц или самолет и проследить за ними взглядом; назвать транспорт, проезжающий мимо или стоящий на обочине дороги.

3. игра «Лабиринт».

Ребенку предлагается провести различных сказочных героев к своему домику, ведя карандашом по лабиринту.

4. игровое упражнение: «Веселый контур».

Детям даётся  задание по обводке через кальку контурных изображений.  На стол сначала кладется лист белой бумаги с контурным изображением. Поверх изображения калька. Обвести контур. Что получилось? Это изображение можно вырезать, раскрасить, заштриховать.

5. упражнение: «Силуэт» (используется для  развития одновременного видения ).

Накладывание одного изображения на другое. На листе белой бумаги нарисованы контурные изображения животных. И даны вырезанные из цветной бумаги точные копии этих изображений (наложить копии на нарисованные изображения).

6. игра «Путаница» (используется для развития бинокулярного, стереоскопического зрения).

 Ребенку показывают изображение картины с различными наложенными  друг на друга овощами, предметами. Просят ребенка назвать, какие предметы нарисованы и какого они цвета.

Назовите справа овощи, которые спрятались в путанице.

 3

Назовите предметы, которые спрятались в чайнике.

 

7. Упражнение со стереотренером.

Прибор состоит из пластмассовой линейки с четырьмя круглыми отверстиями и шарика прикрепленного на ниточке к концу линейки. Держа за ручку устройства, необходимо  раскачивать нитку с шариком, пытаясь попасть шариком в каждое отверстие.   

8. Упражнение на фиксацию взгляда направлено на развитие конвергенции, выработку бинокулярного зрения – разработано академиком Филатовым.

Стоим или сидим спокойно. Вытягиваем руку. Фиксируем взгляд на кончике указательного пальца, удерживаем взгляд на приближаемом собственном пальце, другой рукой одновременно ощупываем этот палец.

При таком способе кроме фиксации (имеет место координированная работа зрительного, двигательного анализаторов).

9. Тренажеры для развития восприятия и зрительно-двигательной моторной координации.

Место нанесения схем – тренажеров – стены группы.

Тренажер «Бабочка»

Тренажер «Бабочки»

Тренажер «Маршруты глаз»

Методика:

1. Слежение глазами по заданной траектории;

2. Слежение глазами и обведение указательным пальцем или одноименными указательными пальцам и рук траектории движений.

Это схема зрительно двигательных проекций – разработана группой профессора В.Ф. Базарного применяется для коррекции зрения, профилактики близорукости.

На плакате изображены линии - «Маршруты» для глаз, каждое упражнение выполняется по 15 раз.

1. - Плавные движения глазами по горизонтали: влево, вправо.

2. - Плавные движения глазами по вертикали: вверх, вниз.

3. - Движения глазами по часовой стрелке на красном эллипсе.

4. - Движения глазами против часовой стрелки на эллипсе синем.

5. - Неотрывные движения глазами по двум эллипсам.

10. Метка на стекле (По Аветисову).

Позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика. Способствует профилактике близорукости. Ребенку предлагается рассмотреть круг, наклеенный на стекле, затем перевести взгляд на самую удаленную точку за стеклом и рассказать, что он там видит.

11. Пальминг (автор У.Бейтс)

Является разновидностью гимнастики для глаз и как раз помогает им отдохнуть.8

Дети растирают ладони до ощущения тепла. После этого ладони кладут на закрытые глаза таким образом, чтобы центр ладони пришелся как раз на глаз. Ладони – ключевая деталь пальминга. Держать ладони на глазах 2-3 минуты. В это время включить можно спокойную музыку или читать стихи.

12. Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.

Для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоению проводится мышечная релаксация. Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы, и закрывают глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки.

Особый интерес вызывают следующие упражнения:

Ресницы опускаются…

Глаза закрываются…

Мы спокойно отдыхаем… (2 раза)

Сном волшебным засыпаем…                                   

Наши руки отдыхают…

Тяжелеют, засыпают…(2 раза)

Шея не напряжена,

А расслаблена она…

Губы чуть приоткрываются…

Так приятно расслабляются. (2 раза)

Дышится легко, ровно, глубоко.

Мы чудесно отдыхаем.

Сном волшебным засыпаем…

«Дерево» Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

Систематическая и методически верная профилактика зрения поможет вам своевременно  сберегать и сохранить зрение!

 «Игры –драматизации»

Тема: «Мы стремимся иметь здоровые глаза»

ЦЕЛЬ: Раскрыть значение зрения для восприятия окружающего мира. Закрепить знание о строении глаза, роль витаминов и нетрадиционных методов оздоровления в улучшении зрения. Объяснить значение соблюдения правил гигиены.

ХОД НОД:

Сегодня мы продолжим экскурсию в страну "Познай себя".

Отгадайте, о чем мы будем говорить:

Живет мой брат за горой, не встретится со мной? ...(
Глаза).

Закройте глаза, что вы видите? Почему вы ничего не видите? Откройте глаза, что вы видите? Чем вы видите?

Итак, глаза для того, чтобы смотреть, видеть, различать предметы, их цвет, размер, величину. Глаза помогают действовать, мыслить, через Глаза идет сигнал в мозг, в мозге зарождается мысль, фантазия. Давайте на минуту, и мы станем фантазерами. Перед вами нарисованные предметы, дорисуйте, что вы себе воображаете. (
Работа детей)

Посмотрите на схему, как выглядит наш глаз. Внутри глаза находится маленький кружочек - это зрачок. Зрачок всегда черного цвета. Большой круг вокруг зрачка - радужка, она разного цвета. Закройте и откройте глаза, вы их закрыли и открыли веками. Края глаз покрыты ресницами. Как вы думаете, для чего вам брови, веки, ресницы? Наши глаза все видят, все воспринимают и переживают.

По глазам можно узнать расположение духа человека - печальный, веселый, поэтому говорят: "Глаза - зеркало души". Художник также был фантазером, но он любил наблюдать. Наблюдая за детьми он нарисовал портрет Аленки. Посмотрите, какое расположение духа у девочки? Какие глаза у девочки? Чему девочка печальная? Давайте, развеселим девочку. (
Дети рассказывают смешинки, стихи).

Посмотрите, как улыбается девочка? По чем видно, что девочке весело? Какие вы знаете песни о глазах? Выполняются упражнения для глаз. Как долго нужно смотреть телепередачи? Почему?

Фрагменты кукольного спектакля. Бабушка Загадка передала сундучок, он откроется тогда, когда дети дадут ответы на вопросы.

Тестирование:


  1. Когда чаще всего отдыхают наши глаза?
    а) когда открытые;
    б) во время сна;
    в) во время гимнастики.

  2. Когда надо носить затемненные очки?
    а) во время дождя;
    б) во время ветра;
    в) в солнечную погоду.

  3. Можно ли размахивать палкой?
    а) можно;
    б) можно, но тупой;
    в) нельзя.

    Сундучок приоткрывается, звучит музыка. 

    Еще одно послание от бабушки: - Знаете ли вы, какие надо употреблять витамины, чтобы зрение было хорошим?

    Появляется Витаминка, которая приносит на подносе овощи и фрукты, богатые витаминами
    А, В. Предлагает назвать их, загадывает загадки. Витаминка рассказывает, какие ягоды надо употреблять, чтобы зрение было здоровым, угощает детей витаминным салатом.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказки про глазки

Гимнастика для глаз в стихах, гимнастика по дням недели...

Сказки про глазки

Рекомендации по обучению дошкольников правильному выполнению упражнений для снятия зрительного напряжения и профилактики зрительного утомления...

как закапывать глазки

как правильно закапывать глаза и закладывать мазь в глазки...

Реализация ФГТ. Конспект занятия "Мои помощники глазки"

Цели и зади Цель Создание условий для естественногопсихологического развития ребенка Задачи Развитие эмоциональной сферы Развитие коммуникативных умений Развитие волевой сферы Развитие ли...

"Играем глазками"

Консультация для родителей как в домашних условиях проводить зрительную гимнастику. Гимнастики авторские....

"Здоровые глазки вашего ребенка"

Консультация для родителей. Проведение зрительных гимнастик в домашних условиях....

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности "Глазки, глазки, что вы делали?"

Образовательные области – Познание, Здоровье, Коммуникация, Социализация, Безопасность.Задачи:Обучающие:Дать детям знания о строении глаза, значении и возможности глаз человека.Расширять словарь...