Методическая разработка по теме: «Использование оздоровительных игр в работе с дошкольниками» (к семинару)
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Винокурова Ирина Юрьевна

Материал к семинару

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

ПО ТЕМЕ:

«Использование оздоровительных игр в работе с дошкольниками»

(к семинару)

1 ВВЕДЕНИЕ

Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей путем совершенствования службы здравоохранения, должна приносить ощутимые результаты.

Исследованиями отечественных и зарубежных ученых давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни.

Валеология – это наука и сфера человеческой деятельности, изучающая возможности наилучшей адаптации человека к условиям окружающей среды путем ведения здорового образа жизни.

Вся работа по валеологии проводилась всегда спонтанно, поэтому внедрение здорового образа жизни ведется и сейчас медленно и неэффективно.

На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно удивляться больше внимания в дошкольном учреждении. Кроме того, нужно постоянно помнить о том, что сейчас идеально здоровых детей не много. Не следует также забывать, что в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Проблема оздоровления детей не компания одного дня деятельности и одного человека,  а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный период.

Давным-давно, еще на заре педагогики, Януш Корчак поделился своими наблюдениями: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье… НЕТ. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься».

Под здоровьем сейчас понимается не только физическое, но и психическое здоровье – состояние души. Умение регулировать свои эмоциональные процессы чрезвычайно важно, поскольку именно такое умение помогает найти адекватные способы снятия напряжения.

В настоящее время разрабатывается достаточное количество разных здоровьесберегающих проектов, которые охватывают все составляющие здоровья человека. Изучение и применение этих технологий на практике будет способствовать улучшению качества работы по укреплению и сохранению здоровья детей.

2. Значение

Многие выдающиеся люди (например Дикуль В) смогли вернуть себе здоровье, когда таблетки и уколы уже не помогали. Только правильно организованная двигательная активность позволила организму справиться с недугом. Эти люди смогли сформировать у себя правильные навыки движения, дыхания благодаря многократным упражнениям, когда автоматически, несмотря на болезнь и старые привычки, осуществляет правильные действия, например дыхание через нос.

Психика ребенка устроена так, что малыша практически невозможно заставить целенаправленно выполнять какие-либо, даже самые полезные упражнения. Ребенку должно быть интересно; он делает это не оттого, что «надо» и «полезно», а оттого, что ему это нравится. Именно поэтому в работе с дошкольниками надо широко использовать адаптированные, модифицированные в игры упражнения, нацеленные на оздоровление ребенка и профилактику у него заболеваний.

Лечебные игры способствуют всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости и меткости. Игры на свежем воздухе закаливают организм, укрепляют иммунитет.

Во время игры часто возникают неожиданные смешные ситуации. Это вызывает искренний смех у детей. Непринужденная веселая атмосфера позволяет стимулировать общение с детьми в атмосфере радости. Это является мощнейшим терапевтическим фактором.

3. Общие рекомендации для проведения оздоровительных игр с дошкольниками

1. Игры,  следующие друг за другом и требующие длительной сосредоточенности или направленные на развитие только одного навыка, утомляют ребенка. Их надо комбинировать и сочетать таким образом, чтобы они оказывали разностороннее воздействие. Например, игры при нарушении обмена веществ нужно чередовать с играми, формирующими правильное носовое дыхание. Желательно проводить игры по несколько раз в день. Величину нагрузки необходимо распределять по физиологической кривой, то есть для вводной и заключительной части игры подбираются упражнения с меньшей психофизиологической нагрузкой, для основной – с большей.

2. При выработке умений и навыков у детей важную роль играет концентрация внимания на занятиях. Для этого желательно, чтобы внимание ребенка не отвлекали не нужные во время игры предметы. Игровой материал должен быть ярким, голос ведущего – заинтересовывающим и, может быть даже интригующим. Взрослый должен сам включиться в игру. Следует учесть, что дети могут часто забывать и путать правила, - в таком возрасте это неизбежно и нормально. Перед началом нужно в понятной форме разъяснить правила игры, попросить ребенка показать необходимые движения, подкорректировать правильность выполнения заданий.

3. Перед игрой необходимо проветрить комнату. Также следует очистить ребенку нос от слизи, чтобы он мог  правильно осуществлять носовое дыхание.

4. Число детей не должно превышать 7-8 человек – иначе будет трудно уделить каждому ребенку достаточно внимания. Учитывайте объем своего внимания (не более 7 + - 2 детей).

5.Если ребенок находится в состоянии возбуждений, то тон разговора с ним должен быть строгим и негромким. С робкими, тихими детьми интонации должны быть поощрительными и мягкими.

Даже небольшие достижения таких детей в игре надо отмечать, тем самым придавая им бодрости и уверенности в своих силах.

Если ребенок застенчив, то такого ребенка надо хвалить тихо, при малом числе свидетелей, чтобы  он не терялся и не замыкался. Следует давать ребенку максимально проявить себя в игре, не уступая гиперактивным детям, желающим всегда быть водящими; если в группе есть гиперактивные дети, нужно строже соблюдать правила игры, чтобы не идти у них на поводу.

Самое главное – не упускать из внимания цель игры, то есть ее лечебный эффект. Для этого нужно учитывать следующее:

  • при проведении игр, направленных на улучшение функции дыхания, обращайте внимание на правильное положение грудной клетки и рук – при вдохе плечи высоко не поднимать, а лишь слегка отводить назад, прогнувшись в грудном отделе позвоночника; дышать носом;
  • обращайте внимание на правильную осанку, красивое положение головы и туловища во время ходьбы и упражнений;
  • следите за четкостью выполнения правил игры;
  • при проведении эстафет, соревнований итоги подводите не сразу. Дайте детям возможность передохнуть, так как быстрая смена темпа движений может негативно сказаться на работе сердечно - сосудистой системы и всего организма в целом. Будьте оптимистичны, ласковы и спокойны при общении с детьми, внимательно следите, чтобы они не уставали.
  • Очень важно при проведении лечебных игр не допускать переутомления детей. Для этого во время игры надо следить за внешним видом детей. При наличии видимых признаков переутомления игровую нагрузку следует уменьшить или даже совсем исключить.

Признаки утомления:

  1. При перевозбуждении ребенок начинает прыгать, вступать в контакты с другими участниками игры, выражение лица становится напряженным. Или наоборот, начинает отвлекаться, становится вялым. Движения ребенка становятся неуверенными и нечеткими или наоборот, более отрывистыми и резкими, появляются дополнительные движения, суетливость и общая нервозность.
  2. В гиперактивном (всерхвозбудимом) состоянии лицо ребенка краснеет, в некоторых случаях становится пунцовым, появляется нездоровый румянец. Потливость лица становится выраженной, иногда даже выступает холодный пот. Дыхание учащается.

Своевременная реакция взрослого позволяет правильно дозировать физическую и эмоциональную нагрузку, которую несет игра.

4. ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ

«РОБОТЫ»

Цель игры:

  • Развитие чувства правильной позы;
  • Укрепление мышечного «корсета» позвоночника.

Ход игры:

Ведущий объявляет конкурс на лучшего «робота» - того, кто правильно выполнит задание ведущего.

Подойти к стене без плинтуса и принять правильную осанку. Затылок, лопатки, ягодицы, пятки плотно касаются стены. Голова  удерживается прямо, взгляд устремлен вперед, губы сомкнуты, плечи слегка опущены, на одном уровне, лопатки сведены; передняя поверхность грудной клетки развернута, живот слегка подтянут, ягодицы напряжены, колени выпрямлены.

Скользя по стене тыльной стороной кистей, слегка поднять руки, пальцы разведены и напряжены.

В этой позе отойти на  3- 4 шага вперед от стены (поза напряженная), руки свободно опустить, но все туловище и голову держать прямо («будто аршин проглотил»).

Пройти 1-2 раза по комнате, сохраняя правильную осанку.

Выигрывает игрок, лучше всех выполнивший все задания.

«Авиасалон»

Цель игры:

  • Воспитание навыков метания:
  • Развитие координации движений крупных и мелких мышечных групп;
  • Развитие ловкости, глазомера

Ход игры:

Ведущей вместе с детьми делают из бумаги модели самолетов. После того как модели сделаны, дети становятся в единую линию и по команде ведущего бросают самолетики. Побеждает самолет, который улетит дальше всех.

Рекомендации:

Лучше, если у каждого из игроков будет по три попытки – тогда в зачет идет лучший результат. Если дети легко делают самолетики, предложите им сделать несколько моделей и разыграйте призы среди моделей своего класса. Предложите детям в следующей игре украсить свои модели самолетов.

«ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА»

Цель игры:

  • Развитие внимания, памяти, координации, умения сохранять равновесие.

Ход игры:

Игроки идут по кругу и делают движения, соответствующие зашифрованным командам ведущего. На слово «земля» становятся на колени, опустив голову и руки. По команде ведущего продолжают движение по кругу. На слово «лес» останавливаются и отставляют опущенные руки от туловища, приняв правильную осанку. На слово «небо» останавливаются и поднимают руки вверх, соединяя их над головой.

Команды вначале двигаются по кругу друг за другом, а потом в разбивку. Игрок, который ошибся -  выходит из игры.

В начале игры команды двигаются через 6-10 секунд, а затем постепенно темп ускоряется до 3-5 секунд.

Рекомендации:

Следите за правильностью осанки при выполнении движений.

«ВОСТОЧНЫЙ НОСИЛЬЩИК»

Цели игры:

  • Развитие координации движений, равновесия;
  • Укрепление мышечного «корсета» позвоночника.

Необходимые материалы: поднос или книга, кубик.

Ход игры: Ведущий предлагает поиграть в «восточного официанта» и показывает, как на Востоке переносят груз на голове. Ребенок должен выпрямиться, принять правильную осанку. Теперь нужно положить книгу или поднос с кубиком на голову и пройти вперед. Выигрывает тот, кто дальше пройдет. Ведущий должен следить, чтобы мышцы не были слишком напряжены. После игры следует провести расслабляющие движения: руки вверх (на цыпочки) и вниз, согнуться в поясе, расслабиться – и так несколько раз. Руки должны быть полностью расслабленными.

«С МЯЧЕМ ИГРАЙ, НО ЕГО НЕ ТРОГАЙ»

Цель игры:

Умение координировано выполнять различные упражнения; формирование правильной осанки; укрепление мышц и туловища и конечностей.


Ход игры:

Детям раздают средние и маленькие мячи. Ведущий инструктор говорит: «Можете с мячом как хотите играть!». Дети разбегаются в разные стороны и свободно играют с мячами: катают, подбрасывают, ловят. На слова: «Мяч не теряй, вверх поднимай!», все останавливаются и показывают свои мячи. Игра повторяется 3- 4 раза. После этого ведущий предлагает детям пройти с мячом в руках по кругу.

Расположив детей по кругу, ведущий предлагает им проделать несколько упражнений с мячами: например: 1). Поднять мяч вверх, посмотреть на него и опустить; 2) развести руки в стороны, затем, соединить их перед собой, переложить из одной руки в другую и опустить руки вниз; 3). Наклониться, положить мяч на пол, выпрямиться без мяча, еще раз наклониться и поднять мяч; 4). Присесть, покатать мяч по полу от правой руки к левой (и наоборот), затем встать, подняв мяч; 5). Поднять мяч вверх и передать игроку, стоящему сзади.