Главные вкладки

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по теме: «Детский туризм как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
    рабочая программа (старшая группа) на тему

    Толмачева Юлия Александровна

    Экологическое воспитание детей не возможно без непосредственного взаимодействия с природой. Природное окружение является мощнейшим стимулом для развития  познавательных способностей, нравственно-эстетического воспитания, средством  снятия эмоционального напряжения, укрепления здоровья за счет длительного пребывания на свежем воздухе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabochaya_programma.docx31.66 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                                       

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 г Новоалтайска Алтайского края

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    по теме: «Детский туризм как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

    Разработчик:

    Ф.И.О: Толмачева Ю.А.

    Должность: воспитатель

    МБДОУ детский сад  

                                                                                       общеразвивающего  вида

                                                                                       № 9 «Полянка»

    города Новоалтайска

                                                                                       Алтайского края

                                                   

                                                        г. Барнаул

                                                           2014 год

    Пояснительная записка.

    Проблема экологического воспитания дошкольников далеко не новая, и достаточно освещена в теории и практике дошкольного образования, однако множество теоретических и практических наработок не уменьшают значимость данной проблемы.

    Экологическое воспитание детей не возможно без непосредственного взаимодействия с природой. Природное окружение является мощнейшим стимулом для развития  познавательных способностей, нравственно-эстетического воспитания, средством  снятия эмоционального напряжения, укрепления здоровья за счет длительного пребывания на свежем воздухе.

    Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе непосредственного общения с природой, и педагогически грамотно организованной деятельности. Одним из эффективных видов деятельности, направленный на экологическое воспитание старших дошкольников, является детский туризм.

    Современные тенденции в области дошкольного образования  указывают на то, что в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям. В реализации данной проблемы педагоги должны ориентироваться на воспитательный потенциал окружающей среды. Близость к ДОУ разнообразных объектов природы  - водоемов, полей, леса, является дополнительными здоровьесберегающими факторами и мощными средствами экологического воспитания.

    Актуальность темы рабочей программы определена тем, что детский туризм является одним из эффективных видов деятельности, позволяющий в полном объеме использовать все возможности природного окружения для комплексного решения  задачи экологического и физического воспитания детей.

    Цель данной рабочей программы – формирование  посредством детского туризма  представлений о здоровом образе жизни и экологически правильного отношения к миру природы.

    Задачи программы:

    - знакомство с туризмом как  с комплексным средством формирования физической культуры и познавательно - исследовательской деятельности дошкольников;

    - создание педагогических условий для формирования экологически оправданного опыта взаимодействия ребенка с природой, сотрудничества с родителями в формировании культуры туризма;

     - формировать опыт выполнения правил техники безопасности при подготовке и проведении туристической  деятельности экологического характера;

    - развивать личностные качества, способствующие формированию осознанной позиции отношения ребенка к окружающему миру и ЗОЖ.

    Для реализации этих задач необходимо создание следующих условий:

    - рациональное и разнообразное использование  окружающей природной среды на  участке ДОУ и за его пределами;

    - систематическая организация физкультурной работы с детьми;

    - разработка, включение в образовательный процесс ДОУ плана изучения, подготовки и  проведения  детской туристической деятельности;

    - сотрудничество всех участников педагогического процесса -  педагогов, детей и родителей;

    - создание ситуаций для подтверждения  актуальности использования детского туризма для формирования ЗОЖ и экологического воспитания старших дошкольников.

    Данная рабочая программа обеспечивает интегративный подход к решению задач физического и экологического воспитания:

    - расширение границ  экологической образовательной среды;

    - формирование представлений о здоровом  образе жизни, развитие и укрепление физических качеств;

    - установление образовательного сотрудничества и взаимодействия с социумом.

    При разработке программы использованы следующие нормативно-правовые документы: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования; Закон РФ № 273 «Об образовании в Российской Федерации».

    При выборе содержания, средств и материала, используемых для реализации программы учитывается содержание образовательной программы ДОУ, отражающей возрастные особенности развития детей, региональный компонент образовательной программы. А так же  методика организации туристических прогулов ДОУ Э. Я. Степаненковой, направления парциальной программы «Юный эколог» С.Н. Николаевой, познавательно-исследовательские интересы детей.

    Предполагаемые результаты

    -  освоение детьми представлений об особенностях  и проблемах  ближайшего природного окружения; 

    - формирование представлений о здоровом образе жизни;

    - интеграция задач физического и экологического воспитания через пополнение предметно-развивающей среды: составление экологических маршрутов, каталога дидактических и подвижных игры, творческих атласов,  объединяющих экологическое воспитание и туризм.

    - Создание ситуации успешности и актуальности участия туристической деятельности детей для экологии микрорайона.

    Календарно-тематическое планирование

    Календарно - тематическое планирование по теме : «Детский туризм как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» целесообразно осуществлять в течение календарного года (включая летнюю оздоровительную кампанию), выделяя в соответствии с сезоном осенний, зимний и весенне-летний циклы. Обеспечивая  неразрывное единство трех взаимосвязанных частей каждого цикла: подготовки, проведения и подведения итогов туристских прогулок.

           Месяц

               Тема

             Цель

    Пространственное планирование

    Март

    Знакомство с понятие «Туризм»,

    Познакомить детей со значением слов туризм, туристы.

    Выявить уровень представлений  детей о туризме.

    Обозначить цели туристического похода для людей.

    Сравнить обычную прогулку с туристической.

    Маршруты на экологической тропе.

    Игры – ориентировки  на

    местности

    Тематическое занятие «Что такое туризм?»

    Составление маршрутов  за пределы ДОУ

    Подвижные игры –соревнования  на преодоление препятствий, выносливость, ориентировку, движение по плану

    апрель

    Значение туризма для формирования здорового образа жизни

    Привлечь внимание родителей и детей к культуре отдыха на природе

    Пропаганда экологического подхода к природе микрорайона, знакомство с особенностями и проблемами природы микрорайона

    Анкетирование «Экологическое воспитание детей в семье.»

    Семейные стенгазеты «Как мы отдыхаем летом», «Здоровые привычки нашей семьи»

    Передвижка руками детей «Экология вокруг нас»

    С детьми проведение туристических  игр- соревнований

    (одевание на скорость, установка детских палаток, сбор рюкзака и т.д.)

    Картотека дидактических и подвижных игр по подготовке к туристическому походу.

     Проведение и фоторепортаж  о совместной природоохранной акции «Чистая речка»

    май

    Будущее формируем сами

    Открытие весеннее - летнего сезона

    Познакомить родителей с задачами формирования здорового образа жизни средствами окружающей природы, побуждать желание во время семейных  прогулок  в лес, к реке, на поляну соблюдать культуру поведения и здорового образа жизни,

    Формирование бережного отношения к природным объектам леса, приучение к труду.

     

    Круглый стол «Не причиняя вреда природе.»

    Консультация для родителей «Детский

    туризм - дело серьёзное»

    Оформление уголка юного туриста

    Соревнования юного туриста на экологической тропе ДОУ

    Туристический поход «Лечение берез от браконьеров?»

    В период сокодвижения заклеивание отверстий, оставленных на березах после сбора сока.

    Фотоотчет, изготовление природоохранных знаков

    июнь

    Пропаганда  осознанной экологической позиции в социуме

    Выявить степень усвоения экологический представлений у детей и их родителей.

    Показать способы интеграции образовательных областей

    Увидеть в рисунках детей их представление о туризме и занятиях туристов.

    «Всемирный день природы»

    Семейный туристический праздник

    Выставка рисунков "Если с другом

    вышел в путь..."

    Сентябрь

    Открытие осеннего туристического сезона

    Усложнение маршрутов тематических прогулок за пределы территории детского сада

    Прогулки-походы за территорию детского сада

    «Мы друзья природы» - пеший поход в лесную зону»

    «Дышим свежим воздухом»  Пеший поход на луг.

    Октябрь

    Ориентирование на местности

    Вызвать интерес к прибору, обучать работе с компасом.

    Закрепить умение находить

    север, юг, запад,

    восток с помощью компаса

    и по местным признакам.

    Игра – исследование «Что такое компас?

    Правила поведения в лесу 

    Обследование участков всех групп.

    Тематическое занятие «Определение сторон горизонта по местным признакам» Туристическая прогулка в лес с элементами ориентирования. Прогулка «к горизонту»

    Ноябрь

    Подведение итогов осеннего туристического сезона

    Изменения в природе, оценка ресурсов питания для птиц  в зимний период.

    Развитие физических навыков в холодный период времени.

    Прогулка по экотропе ДОУ с размещением кормушек.

    Пешие прогулки по территории ДОУ на лыжах.

    Спортивно-туристический праздник «Прощай осень»

     Атлас туриста (карты маршрутов прилегающей местности.

    Декабрь

    Особенности зимнего туризма

    Формирование представлений о содержании и правилах зимних туристических прогулок

    Консультация для родителей "Как научить

    детей любить и беречь природу"

    природоохранная акция «Елочка расти» Выставка искусственных елочек

    Туристическая прогулка к еловой аллее ДОУ (наблюдение, труд – утепление снегом корней ели, игры с еловыми шишками)

    Январь

    Практические тренировки, соревнования

    Напомнить родителям о бережном отношении к природе

    Познакомить детей с видами костров, узлов. Вспомнить правила пожарной безопасности на природе.

    Памятка для родителей «Берегите природу»

    Встреча с инструктором по туризму.

    Беседа «Азбука пожарной безопасности».

    Февраль

    Безопасность зимой.

    Оформление результатов туристической деятельности и достижений юных туристов .

    Знакомство с

    правилами

    безопасности

    на льду водоёма.

    Обобщить и представить результат работы по программе

    Прогулка к водоему.

    Тематическое занятие «Не ходи по льду водоема …»

    Открытие клуба любителей туризма. Придумывание название клуба, его девиза, речевок. Разучивание стихов, песен про туристов. Сбор необходимого оборудования.

    Целевые ориентиры

    В результате освоения рабочей программы  у детей сформированы:

    - представления о  правилах соблюдения безопасности в туристическом походе;

    - умения  читать карту местности, топографические знаки,  составлять карту туристического маршрута;

    - практические навыки подготовки к туристическому походу (дети умеют собирать рюкзак, правильно подбирать обувь, одеваться в соответствии с погодными условиями);

    - моральные установки  о необходимости беречь и охранять природу, способны анализировать экологическую обстановку, ставить  цель туристического похода и определять его результативность;

    - представления о взаимосвязи и взаимовлиянии  состояния природы и здорового образа жизни людей;

    - развиты физические качества и качества личности: выдержка, настойчивость, выносливость, добрые взаимоотношения, взаимопомощь и взаимовыручка.

    Список используемой литературы

    1. Николаева С.Н.Юный эколог: Программа и условия ее реализации в детском саду. –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 1999. -218 с.
    2. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учеб. Пособие для студ. сред и высш. пед. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 1999.-184 с.
    3. От рождения до школы: основная общеобразовательная программа дошкольного образования/под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. -336с.
    4. Приказ Министерства образования  и  науки  РФ от 17 октября 2013 г. N 1155. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер-класс «Игры и эксперименты, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

    Повысить уровень профессионального мастерства педагогов, в развитие  познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством игр и экспериментирования с объектами и явлениями ок...

    «Реализация проекта «Лэпбук, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» в рамках современного экологического образования дошкольников с ОВЗ в дошкольной образовательной организации».

    Данные методические рекомендации предназначены для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Использование инновационной игровой технологи «лэпбук», является успешным шагом на пу...

    Мастер-класс по теме: «Игры и эксперименты, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

    Повысить уровень профессионального мастерства педагогов, в развитие  познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством игр и экспериментирования с объектами и явлениями ок...

    Индивидуальная программа самообразования по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

    Программа включает в себя цели, задачи, перспективный план работы по самообразованию по данной теме....