Здоровьесберегающая среда в детском саду.
статья на тему

Волик Лиля Салаватовна

Жизнь в 21 веке ставити перед нами много проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающая среда в детском саду.

Жизнь в ХХI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей путем совершенствования службы здравоохранения, должна давать ощутимые результаты.

В период дошкольного детства происходят важные процессы становления личности ребенка, формирование его способностей, стойкого интереса к занятиям физической культурой и спортом, навыков здорового образа жизни и на этой основе — создание прочного фундамента здоровья. [9,с.3]

Итак, ответим на вопрос, Что же главное в воспитании детей? Хочется ответить так: всё главное. И правда, как бы мы не воспитывали детей, всё же главное – ребёнок должен быть здоровым.

Известно, что здорового ребенка воспитывать легче. Он быстрее приспосабливается к смене условий, обретает необходимые навыки и умения. Здоровье – предпосылка к правильному формированию характера, силы воли, развития инициативы.

Координальные изменения, произошедшие в жизни страны в последнее десятилетие, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. [2,с.36]

В своей книге “Быть здоровыми хотим” М.Ю. Картушина пишет, что здоровье ребенка – категория многогранная и динамическая, она включает физическое, интеллектуальное, функциональное развитие детей в соответствующие возрастные периоды, а также способность адаптироваться к меняющимся условиям внешней среды. [11,с 25]

Проблема формирования культуры здоровья очень актуальна. Перемены, происходящие в обществе, затрагивают и сферу образования.

На сегодняшний день, в дошкольных образовательных учреждениях ведущим является тезис о приоритетности мероприятий, связанных с охраной здоровья ребенка, повышением его функциональных возможностей, и повышением уровня его физической и двигательной подготовленности. [2,с.21]

Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности. [1,с.35].

Я считаю, что укрепление здоровья детей должно осуществляться совместными усилиями семьи и детского сада. При этом ведущая роль принадлежит дошкольному учреждению, где ребенок проводит большую часть своего детства.

Самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей. Поэтому  в  «Концепции дошкольного воспитания» подчеркивается, что «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей».[12, с.252]

В дошкольном учреждении наряду с обычными детьми, воспитываются часто и длительно болеющие дети. Охрана и укрепление здоровья детей, всестороннее физическое развитие, закаливание организма — вот главная цель. В соответствии с федеральными государственными требованиями в достижении своей цели, приоритетной для себя определила физкультурно-оздоровительную работу, осуществляю которую на основе общеобразовательной программы обучения и воспитания детей. [4, с.89]

Работа по формированию представлений и навыков здорового образа жизни у детей реализуется через все виды деятельности в ДОУ.

Одной из главных задач дошкольного учреждения – создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников. Ведь здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной.

Основной целью программы воспитания и обучения является создание условий, способствующих благоприятному функционированию и развитию различных органов и систем организма ребенка, а также мер, направленных на активизацию и совершенствование их физических возможностей. [7,с.81].

Для проведения успешной работы по здоровьесбережению необходимо:

 

1. Обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни.

Оздоровительная гимнастика.

Игры – релаксации.

Разные виды массажа.

Элементы упражнений йоги.

Привитие детям гигиенических навыков.

Простейшие навыки оказания первой помощи.

Физкультминутки во время занятий.

Функциональная музыка.

Специально организованные занятия оздоровительной физкультуры.

Массовые оздоровительные мероприятия.

Упражнения для глаз.

 

2. Работа с семьей.

Пропаганда здорового образа жизни.

Консультации.

Индивидуальные беседы.

Выступления на родительских собраниях.

Распространение буклетов.

Выставки.

Проведение совместных мероприятий.

 

Таким образом, здоровьесберегающая деятельность ДОУ, при взаимодействии с детьми и родителями позволяет выработать разумное отношение у детей к своему организму, привить необходимые культурно — гигиенические навыки, наилучшим образом приспособить ребёнка к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды. [1,с 89].


Литература:

  1. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка / В. Г. Алямовская - М: Аркти,1993–132с.
  2. Богина Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. - М.: Мозаика-синтез, 2006.
  3. Змановский Ю. Ф. Закаливающие мероприятия в детских дошкольных учреждениях /Медицинская сестра. — 1987. — № 1. — С.20–24. 
  4. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  5. Левчук Л. В. Оздоровительно-развивающая работа с дошкольниками / Управление ДОУ. — 2006. — № 1. — С.107–111.
  6. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. Старшая группа. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  7. Зуйкова М. Б. Режим — путь к здоровью / Управление ДОУ. — 2006. № 1. — С.60–71.
  8. Степаненкова Э. Я. Методика физического воспитания. — М., 2005.
  9. Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2005–2010.
  10. Студенкин М. Я. Книга о здоровье детей. 4-е издание.- М.: Медицина,1986 г. 240 с.
  11.  Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим: Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада [Текст] / М.Ю.Картушина. – М.: Творческий центр "Сфера", 2004. – 384 с. - (серия “Программа развития”).
  12. Стеркина Р.Б. Дошкольное образование в России. Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. М.: АСТ , 1997. – 336 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогическом совете " Здоровьесберегающая среда в детском саду".

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 66 « Журавушка» « Здоровьесберегающая среда в детском саду» ...

Доклад на тему "СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДЕТСКОМ САДУ"

Сохранение и укрепление здоровья воспитанников путем создания здоровьесберегающей среды  - главная задача, осуществляемой педагогами ДОУ, позволяет эффективно решать вопросы полноценного физическ...

Формирование здоровьесберегающей среды в детском саду

1) Данные об ухудшении здоровья детей2) Причины ухудшения здоровья3) Компонентиы здоровьесберегающей среды4) Основные направления создания здоровьесберегающей среды в детском саду5) Переспектива работ...

Создание здоровьесберегающей среды в детском саду, как один из факторов успешного коррекционного развития и обучения»

Доклад "Оздоровление детей в условия селького ДОУ. Создание здоровьесберегающей среды в детком саду, как один из факторов успешного коррекционного развития и обучения"...

Создание здоровьесберегающей среды в детском саду

Доклад для родителей на общее родительское собрание на тему: «Создание здоровьесберегающей среды в детском саду»....

Доклад на педагогическом совете на тему :"Задачи формирования здоровьесберегающей среды в детском саду."

Цель:Это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития...

Органи зация здоровьесберегающей среды в детском саду

Одной из главных задач дошкольного учреждения  является создание условий, гарантирующих сохранение и укрепление здоровья воспитанников. В настоящее время здоровье человека – это проблема до...