Органи зация здоровьесберегающей среды в детском саду
статья

Кожевникова Марина Николаевна

Одной из главных задач дошкольного учреждения  является создание условий, гарантирующих сохранение и укрепление здоровья воспитанников. В настоящее время здоровье человека – это проблема достаточно актуальна для всех времён и народов и становится первостепенной. Наиболее доступное средство увеличения потенциала здоровья — физическая культура, двигательная активность. Наблюдения показывают, что здоровые дети получают удовольствие от своего развития и движения вперед, обретения новых навыков и способностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Организация здоровьесберегающей среды, обеспечивающей безопасную деятельность, профилактику жестокого обращения с детьми, жизнестойкость в семье и детском саду

                                                                                                  Кожевникова М.Н.

                                                                                                 Воспитатель

                                                                                                МБОУ «СОШ №34» г. Бийск

Современный детский сад – это место, где ребенок, взаимодействуя с окружающим миром, получает жизненный опыт в тех сферах жизни, которые важны для его развития. Дошкольный возраст – благоприятный период для выработки привычек здорового образа жизни, которые в сочетании с обучением дошкольников приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. Здоровье ребенка зависит от того, насколько грамотно организована работа с детьми по физическому воспитанию, насколько эффективно используются для этого условия дошкольного учреждения. Одной из главных задач дошкольного учреждения  является создание условий, гарантирующих сохранение и укрепление здоровья воспитанников. В настоящее время здоровье человека – это проблема достаточно актуальна для всех времён и народов и становится первостепенной. Наиболее доступное средство увеличения потенциала здоровья — физическая культура, двигательная активность. Наблюдения показывают, что здоровые дети получают удовольствие от своего развития и движения вперед, обретения новых навыков и способностей.

. Положившись в воспитании и развитии на природные особенности личности малыша, мы тем самым помогаем ему обрести здоровье, успех и счастье. А если существование этого личностного стержня отрицается или замалчивается, ребенок заболевает — явно или скрыто, немедленно или через некоторое время. Поэтому проблема здоровьесбережения детей становится не только медицинской, но и педагогической. Качественное образование, особенно дошкольное, возможно только при здоровьесберегающих и здоровьеукрепляющих условиях. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей в процессе воспитания и обучения — приоритетная задача, стоящая перед педагогами ДОУ. Цель по проблеме здоровьесбережения в ДОУ – это формирование осознанного отношения к своему здоровью, потребности к здоровому образу жизни и обеспечение максимальной активности детей в преобладающем самостоятельном процессе сознания.

Задачи: –

 - Формировать навыки здорового образа жизни;

 -  Воспитывать бережное отношение к своему здоровью;

 - Создавать условия для реализации потребности детей в двигательной активности;

– Воспитывать потребности в здоровом образе жизни;

 - Обеспечивать каждому ребёнку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства;

 - Привлекать родителей к решению поставленных задач.

Ребенок – неповторимая и яркая индивидуальность, который развивается, накапливая индивидуальный опыт, жизненные впечатления, транслирует взрослый мир со всеми его достоинствами и недостатками. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяется эффективностью по защите их прав. Нарушение прав детей проявляется чаще всего в жестоком и безответственном обращении с ним. Подчеркивая актуальность изучения насилия и ненасилия, следует отметить, что, антигуманные отношения,

агрессия и жестокость сегодня достаточно широко представлены во многих сферах нашей жизни.

    По определению доктора медицинских наук, профессора Т.Я. Сафоновой, под «жестоким обращением» и пренебрежением основными нуждами ребенка понимаются любые действия или бездействия по отношению к нему со стороны родителей, лиц их замещающих, или других взрослых. В результате чего нарушается здоровье и благополучие ребенка, или создаются условия, мешающие его оптимальному физическому или психическому развитию, ущемляются его права и свободы.

. Жестокое обращение с ребенком есть его отвержение в грубой явной форме и последствия такого отношения живут в виде психотравматических переживаний и трансформируются сначала в комплекс жертвы, а затем агрессию. Впоследствии такие дети неспособны добиться успехов в обучении, профессиональном труде, у них нарушается  представление о себе, возникает ощущение беспомощности, как правило, они

часто вовлекаются в преступную среду, у них возникают трудности в создании своей семьи.

  Чрезвычайно важную роль в предупреждении насилия над детьми в семье играет право ребенка выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Поэтому обязательным элементом помощи, оказываемой детям, является правовое воспитание.

    Тёплая домашняя обстановка – основа развивающей среды в нашей группе, что способствует эмоциональному и психическому благополучию детей. Комфортные бытовые условия, занимательные игрушки и развивающие игры, в которые можно поиграть с друзьями, способствуют хорошему настроению ребенка, а значит, и его успешному развитию. Пространство группы можно назвать мобильным, живым, постоянно меняющимся под конкретные задачи детского сада и запросы детей. В такой обстановке детям предоставлена большая свобода выбора, возможность самоорганизации. В нашей группе предметно-развивающая среда организована по принципу обеспечения здорового образа жизни, безопасности, вариативности и гигиенического соответствия. Она обеспечивает зону ближайшего развития, интересы девочек и мальчиков.

 В группе есть зона двигательной активности  - спортивный уголок. Потребность в движении является важной задачей при организации предметно-развивающей среды. Все необходимые атрибуты находятся в зоне двигательной активности: шапочки, погремушки, мячи, кольцебросы, скакалки, кегли, обручи.

 С детьми своей группы мы проводим дыхательную гимнастику, для этого используем различные вертушки, ленточки и платочки. Кроме дыхательной гимнастики в работу по укреплению здоровья включаем элементы зрительной гимнастики. Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, что способствует снятию статического напряжения мышц глаз. Во время её проведения используется наглядный материал – указатели для глаз.

.Театральный уголок. Цели создания этого уголка не только развивающие, но и здоровьесберегающие: обеспечение эмоциональной  и психической комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения его со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. Использование театрального уголка в здоровьесберегающих целях:

- сказкотерапия используется для психотерапевтической и развивающей работы;

- пальчиковый театр используется для развития мелкой моторики, развивает ловкость и подвижность пальцев.

Таким образом нужно отметить, что наличие благополучной обстановки в группе, различных развивающих игр и пособий, соответствующей здоровьесберегающей развивающей среды обеспечивает безопасную деятельность детей, жизнестойкость детей в детском саду.

Литература:

Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства // Дошкольное воспитание. 2004. № 1. С. 114117.

Галанов А.А. «Игры, которые лечат».

Новикова Е. Л. Здоровьесберегающая направленность в развитии речевой деятельности дошкольников. М., 1999.

 С. Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности. № 2. С. 171—187.

Терновская С. А., Теплякова Л. А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении // Методист. 2005. № 4. С. 61—65. Интернет – ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогическом совете " Здоровьесберегающая среда в детском саду".

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 66 « Журавушка» « Здоровьесберегающая среда в детском саду» ...

Доклад на тему "СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДЕТСКОМ САДУ"

Сохранение и укрепление здоровья воспитанников путем создания здоровьесберегающей среды  - главная задача, осуществляемой педагогами ДОУ, позволяет эффективно решать вопросы полноценного физическ...

Здоровьесберегающая среда в детском саду.

Жизнь в 21 веке ставити перед нами много проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья....

Формирование здоровьесберегающей среды в детском саду

1) Данные об ухудшении здоровья детей2) Причины ухудшения здоровья3) Компонентиы здоровьесберегающей среды4) Основные направления создания здоровьесберегающей среды в детском саду5) Переспектива работ...

Создание здоровьесберегающей среды в детском саду, как один из факторов успешного коррекционного развития и обучения»

Доклад "Оздоровление детей в условия селького ДОУ. Создание здоровьесберегающей среды в детком саду, как один из факторов успешного коррекционного развития и обучения"...

Создание здоровьесберегающей среды в детском саду

Доклад для родителей на общее родительское собрание на тему: «Создание здоровьесберегающей среды в детском саду»....

Доклад на педагогическом совете на тему :"Задачи формирования здоровьесберегающей среды в детском саду."

Цель:Это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития...