Прогулки в ДОУ весной
картотека (средняя группа) на тему

Весельева Антонина Анатольевна

Картотека прогулок весной в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Весенние прогулки172 КБ

Предварительный просмотр:

ВЕСНА

Наблюдение № 1

Обсудить с детьми (в солнечный день), почему март называют «утром года». Выявить взаимосвязи в природе: солнце пригревает все теплее, следовательно, снег тает, превращается в воду, вода пропитывает почву, следовательно, появляются условия для роста растений: набухают почки на деревьях, а на проталинах, там, где прогревает солнце, появляется первая травка.

Русская народная потешка:

   Идет матушка-весна,

   Отворяйте ворота,

   Первый март пришел –

   Всех детей провел;

   А за ним и апрель –

   Отвори окно и дверь;

   А уж как пришел май –

   Сколько хочешь гуляй.

Наблюдение № 2

Наблюдение за поведением птиц на участке, побуждать детей к самостоятельным выводам – в чем проявляется весеннее оживление в жизни птиц: звонкая песенка синиц, воробьи подбирают себе пары, вороны сидят на яйцах.

Стихотворение И.Никитина:

   Звонко тенькает синица

   Возле нашего окна…

   Скоро в дверь к нам постучится

   Настоящая весна!

Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?» - упражнять в подборе глаголов, соответствующих весенним явлениям природы.

- Что делают птицы весной?  (прилетают, возвращаются в родные края, вьют гнезда, поселяются в скворечниках, выводят птенцов и т.. д).

Наблюдение № 3

Наблюдение за солнцем на небе. Предложить детям измерять длину тени от дерева в одно и то же время в течение недели. Убедиться, что тень с каждым днем становится короче. Отметить это в дневнике наблюдений. Сделать вывод о том, что солнце с каждым днем поднимается все выше.

Загадка: Хоть весь день гоняйся за ней –

                Не поймаешь    (тень).

Наблюдение № 4

Сравнительное наблюдение, что изменилось по сравнению с февралем: снег тает на солнце, рыхлый, ручейки в солнечную погоду, сосульки, капель (откуда берется, как звенит).

Дидактическая игра «Угадай!»:

веселая, звонкая, прозрачная – что это?

(капель, сосулька).

Холодный, снежный, светлый, весенний, солнечный – что это?

(день).

Наблюдение № 5

Наблюдение за небом. Появляются кучевые облака, в солнечную погоду небо голубое. Показать зависимость количества облаков от таяния снега. Уточнить, что снег и лед – это разное состояние воды.

Загадка: Пушистая вата

                Плывет куда-то.

                Чем вата ниже,

                Тем дождик ближе.   (Облако)

Наблюдение № 6

Наблюдение за изменениями погоды. Становится еще теплее, появились проталины, началась капель.

Дидактическая игра «Умный словесник» -развивать логическое мышление.

Падение с крыш или деревьев тающего снега каплями, а также сами эти капли.

(капель).

Совсем маленькая капля (капелька).

Теплая погода зимой или весной, когда тает снег и лед (оттепель).

Место, где стаял снег и открылась земля (проталина).

Стихотворение Ф.Тютчева:

     Зима недаром злится,

     Прошла ее пора –

     Весна в окно стучится

     И гонит со двора.

Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя…

     Весне и горя мало:

     Умылася в снегу

     И лишь румяней стала

     Наперекор врагу.

И все засуетилось,

Все нудит Зиму вон –

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

     Зима еще хлопочет

     И на Весну ворчит.

     Та ей в глаза хохочет

     И пуще лишь шумит…

Наблюдение № 7

Наблюдение за кормушкой. Какие птицы прилетают к дереву? Какая еда им больше нравиться? Что едят воробьи, синицы, голуби? Какого цвета перья у синицы? У голубя? Кто из них больше? Что помогает птицам летать? А можем ли мы летать? Почему?

Загадка: Рук нет, а строить умеет (птица).

              Наблюдение № 8

Наблюдение за таянием снега. Где он тает быстрее всего? (у ствола дерева). Корни деревьев впитывают воду. На крышах домов с солнечной стороны часто появляются сосульки. Подумайте, почему?

Дидактическая игра «Умный словесник»:

Незамерзшее или уже растаявшее место на ледяной поверхности реки, озера, моря (полынья).

Разлив реки при таянии снега и вскрытии ото льда весной (половодье).

Время, когда дороги становятся малопроезжими от грязи (распутица).

Небольшой водный поток (ручей).

А как назвать его ласково? (ручеек).

Наблюдение № 9

Продолжать наблюдение за признаками весны (апрель). Обсудить народные приметы и пословицы:

Много снега – много хлеба.

Вода с гор потекла – весну принесла.

Весенний дождь лишним не бывает.

Длинные сосульки – к долгой весне.

Из берез течет много сока – к дождливому лету.

Стихотворение С.Маршака «Апрель»:

     Апрель, апрель! Во дворе звенит капель.

     По полям бегут ручьи, на дорогах лужи.

     Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.

     Пробирается медведь сквозь лесной валежник,

     Стали птицы песни петь, и расцвел подснежник.

Наблюдение № 10

Наблюдение за воздухом.

Стихотворение «Прозрачный невидимка»:

   Он – прозрачный невидимка,

   Легкий и бесцветный газ.

   Невесомою косынкой

   Он окутывает нас.

Он в лесу – густой, душистый,

Как целительный настой,

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

   Летом он бывает теплым,

   Веет холодом зимой,

   Когда иней лег на стекла

   Пышной белой бахромой.

Мы его не замечаем,

Мы о нем не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим!

   Какими свойствами обладает воздух? (бесцветный, прозрачный, без запаха).

Как вы думаете, где воздух лучше – в лесу или в городе? (лесной воздух не только чистый, но и целебный. В городе воздух совсем другой: он пахнет бензином и выхлопными газами автомобилей, загрязнен частицами пыли и копоти. Такой воздух вреден и для человека, и для растений.).

Подумайте, когда воздух в городе становится свежее, чище? (после дождя или сильного снегопада. Дождевые капельки и снежинки очищают, промывают воздух, унося с собой пыль и копоть).

Что делают люди, чтобы очистить городской воздух? (люди сажают в городе деревья, особенно хорошо очищает воздух тополь).

Наблюдение № 11

Наблюдение за признаками весны в неживой природе. Как изменился снег  с приходом весны? Что стало с водой, которая образовалась от таяния снега? Как изменилась почва с приходом весны?

Дидактическая игра «Подбери слово» - упражнять а подборе существительных и в правильном согласовании слов.

Солнечный, веселый…

Ясная, холодная…

Серое, хмурое…

Робкая, ранняя…

Всходит, появляется, прорастает…

Прилетают, возвращаются…

Наблюдение № 12

Объяснить детям понятие «ледоход», рассказать, что после ледохода начинается бурное пробуждение природы. Сначала лед на реках темнеет, потом во льду появляются трещины, и лед раскалывается. На реках льдины несутся быстро, сталкиваясь и нагромождаясь друг на друга.

Стихотворение В. Берестова «Весенняя сказка»:

    Дружно ударились рыбы об лед.

    И на реке начался ледоход.

Стихотворение С.Баруздина «Ледоход»:

   Ледоход! Ледоход!

   Раскололся зимний лед!

   Может, это ледокол

   По Москве-реке прошел?

   Нет, большие ледоколы

   Никогда не ходят тут.

Это от лучей веселых

Льдины скользкие бегут.

Но лучи их догоняют –

Льдины тают, исчезают

И дают простор волне.

Льдины место уступают

Солнцу, свету и весне!

Наблюдение № 13

Наблюдение за таянием снега и льда. Задание детям: определить, где снег и лед тают быстрее (на солнце или в тени). Почему утром на лужах лед, а днем он превращается в воду? Почему сосульки с солнечной стороны тают, а в тени – нет? Установить связь с температурой воздуха, используя термометр. Обратить внимание на образование луж, ручейков (игра с лодочками).

Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?» - упражнять в подборе глаголов.

- Что можно сказать о снеге? Снег что делает?  (идет, падает, кружится, летает, ложиться, блестит, тает, переливается, скрипит…)

Наблюдение № 14

Продолжать наблюдение за признаками весны, за изменениями погоды. Снега почти не осталось. Почему?

Дидактическая игра «Скажи наоборот о весне» - учить подбирать антонимы к словам.

Весна:

Ранняя – поздняя

Затяжная – дружная

Теплая – холодная

Веселая – грустная.

Наблюдение № 15

Наблюдение за вербой. Обратить внимание, что на вербе уже появились белые «барашки».

Приметы:

Увидел на вербе пушок, - весна под шесток.

Без вербы – не весна.

Загадка:

Белые овечки бегают по свечке (верба).

Наблюдение № 16

Наблюдение за деревьями. Объяснить детям, что у деревьев весной начинается сокодвижение. На участке найти дерево, у которого из трещины на коре выделяется сок, и обратить внимание на то, что возле трещины собираются насекомые – любители «сладкого». Объяснить детям, что стало тепло, и вода с растворенными веществами из почвы поднимается по стволу к почкам, они оживут и распустятся листья.

Загадка: Его весной и летом мы видели одетым.

                А осенью с бедняжки сорвали все рубашки.      (Дерево)

Упражнение на составление и распространение предложения.

На опушке выросла (какая?) … сосна.

(Какая? высокая, стройная, красивая).

У неё (какой?) … ствол.

(какой? длинный, прямой, голый).

Только вверх растут (какие?)… ветки

(какие? Густые, пушистые, иглистые).

Наблюдение № 17

Наблюдение за одеждой людей. Как изменилась температура воздуха с приходом весны? Почему люди стали одеваться легче?

Стихотворение Ф.Льва «Весна-красна»:

На дворе весна-красна!

Чем весна-красна ясна?

Солнцем жарким, светом ярким,

Клейкой почкой, первым листочком,

Небом ясным, солнцем красным.

Наблюдение № 18

Наблюдение за почвой. Предложить детям посмотреть, какое место участка просыхает быстрее (с глинистой почвой или с песчаной). Объяснить, что глинистая почва сильнее удерживает воду и поэтому долго не сохнет, а песчаная – пропускает воду и поэтому быстро просыхает. Обратить внимание на то, что на глинистой почве растений мало, а на песчаной почве растения появляются раньше, но потом быстро засыхают.

Наблюдение № 19

Наблюдение за насекомыми. Предложить детям найти насекомых. Установить связь между прилетом птиц и появлением насекомых. Подвести детей к выводу, что апрель – это месяц, когда все просыпается в живой и неживой природе (у нас в мае).

Стихотворение «Ты сачком их не лови!»:

     Насекомые хлопочут,

     Наполняя жизнью сад:

     Там кузнечики стрекочут,

     Тут комарики звенят.

Каждый занят важным делом:

Золотистая пчела

На цветок душистый села,

Сок медовый собрала.

     Вот в кустах возле тропинки

     Деловитый муравей,

     Уцепившись за травинку,

     Доит усиками тлей.

Ты не трогай их, не надо,

Ты сачком их не лови!

Пусть живут с тобою рядом

Мотыльки и муравьи.

Наблюдение № 20

Наблюдение за опавшими листьями после таяния снега. Вспомнить, какими они были осенью, сравнить, отметить изменения. Объяснить детям, что все ценные питательные вещества, которые были в листьях, вернулись обратно в землю. Корни деревьев добывают пищу, и дерево растет.

Наблюдение № 21

Наблюдение за почками тополя. Обратить внимание на то, что они крупнее по сравнению с березой.

Стихотворение В.Товаркова «Первые листья»:

     На могучем тополе

     Дружно почки лопнули.

     А из каждой почки

     Вылезли листочки –

     Развернули трубочки,

     Распушили юбочки,

     Оглянулись, улыбнулись

     И сказали: «Мы проснулись!»

Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?» - упражнять в подборе глаголов.

- Что делают почки весной?  (наливаются, набухают, лопаются, развертываются в зеленые листья, растут, раскрываются, из почек появляются первые листочки – нежные, зеленые, душистые, пахучие…)

Наблюдение № 22

Наблюдение за тенью. В солнечный день обратить внимание детей на темное пятно тени, которое постоянно следует за ними. Откуда оно? Где еще есть такие темные пятна? (Найти как можно больше). На что похожи тени детей? Предложить детям попробовать догнать свою тень. Почему это невозможно? А можно ли догнать чужую тень? Как это сделать?

Пословица: От высокого дерева и тень большая.

Загадка: Она туда, куда и ты,

                Ни пить, ни есть не просит.

                Но так боится темноты,

                Что тут тебя и бросит  (тень).

Наблюдение № 23

Наблюдение за дождем. Учить видеть связь между весенним теплым дождем и пробуждением живой природы: мелкие листочки становятся крупнее, подрастает молодая травка, начинают цвести одуванчики, появляются дождевые черви. Объяснить, почему они появляются.

Загадка: Люди ждут меня, зовут,

                А приду к ним – прочь бегут.  (дождь)

Наблюдение № 24

Наблюдение за облаками. Облака не могут быть похожи друг на друга, они постоянно изменяют свою форму. Предложить рассмотреть облака и сказать, на что они похожи.

Пальчиковая игра «Облако»:

     Беленькое облако                               Округленные руки перед собой, пальцы в за-

                                                                  мок.

     Поднялось над крышей.                    Не расцепляя рук, поднять их над головой.

     Устремилось облако                          Выпрямить руки.

     Выше, выше, выше.                           Потянуться руками вверх.

     Ветер это облако                                Плавные покачивания руками над головой из

                                                                  стороны в сторону.

     Зацепил за кручу.                              Сцепить руки кончиками пальцев над головой.

     Превратилось облако                        Руками описать через стороны вниз большой

     В дождевую тучу.                             круг и опустить. Присесть.

Наблюдение № 25

Наблюдение за солнцем. Уточнить, когда солнце греет сильнее: утром, днем или вечером. С этой целью вынести металлические предметы на утреннюю и вечернюю прогулки, понаблюдать, какие предметы сильнее нагреются – темные или светлые. Подвести детей к выводу, что почва темного цвета, она удерживает тепло.

Загадка: Что выше леса,

                Краше света,

                Без огня горит? (солнце).

Наблюдение № 26

Наблюдение за деревьями. Солнце – это источник тепла. Разные деревья по разному относятся к значениям температуры. Одни из них выдерживают холод, другие способны жить только в тепле. От количества тепла зависит и начало появления листьев.

Наблюдение № 27

Наблюдение за распусканием листьев на деревьях и кустарниках. Отметить, что распускаются листья не одновременно на разных растениях. Первыми распускают листья ольха, осина, а затем береза. На распускание листьев требуется много питательных веществ. Эти питательные вещества поступают к почкам из корней по стеблю.

Загадка: Протянет нам десятки рук

                И тысячи ладошек              (дерево).

Наблюдение № 28

Наблюдение за растениями. Выявлять признаки пробуждения растений (набухание почек). Учить узнавать растения по почкам. Цветение березы – сережки. При наблюдении за цветением березы уточнить знания детей о том, что сережки – это цветы.

Стихотворение А.Прокофьева «Береза»:

     Люблю березку русскую,

     То светлую, то грустную,

     В белом сарафанчике,

     С платочками в карманчиках,

     С красивыми застежками,

     С зелеными сережками.

     Люблю её, нарядную,

     Родную, ненаглядную,

     То яркую, кипучую,

     То грустную, плакучую.

     Люблю березку русскую,

     Она всегда с подружками

     Под ветром низко клонится

     И гнется – но не ломится!

Наблюдение № 29

Наблюдение за грозой. Обратить внимание на изменения в природе перед грозой. Понаблюдать, что происходит раньше – гремит гром или сверкает молния и почему. Обсудить с детьми, что общего и чем отличается грозовой ливень от других видов дождей (кратковременный, затяжной, моросящий, грибной). Вспомнить правила поведения во время грозы.

Загадка: Нашумела, нагремела,

               Все промыла и ушла.

               И сады и огороды

               Всей округи полила.    (Гроза)

Наблюдение № 30

Наблюдение за одуванчиком (стадии роста, цветения и образования семян). Сравнить величину стебля на солнце и в тени, обсудить влияние тепла и света на рост растений. У одуванчика утром венчики цветов раскрываются, а вечером вновь закрываются. Наблюдения зарисовать.

Загадка: На зеленой хрупкой ножке

                Вырос шарик у дорожки.      (Одуванчик)

Наблюдение № 31

Наблюдение за растениями. Понаблюдать за цветением березы: обратить внимание, что сережки разные по цвету, одни – зеленые, а другие – буроватые. Взять сережки в руки – на руках останется пыльца. Обсудить с детьми, для чего березе нужна пыльца.

Загадка: Летом цветет,

                Зимой греет,

                Настанет весна –

                Потечет слеза         (береза).

Наблюдение № 32

Наблюдение за землей и почвой. Почва растениям – деревьям, кустарникам, травам и цветам – необходима, потому что именно из нее все они получают свою пищу – влагу и питательные вещества. А что произойдет с почвой, если будет очень жарко и сухо? Как это повлияет на растения? Какой становится почва, когда идет дождь или мы поливаемее из лейки? Зачем нужно рыхлить почву? Кто, кроме человека, рыхлит ее?

Стихотворение «Часть родной земли»:

Весною буйно все растет,

Деревья расцвели!

Когда придешь на огород,

Возьми комок земли.

     Смотри – он теплый, он – живой,

     Пропитан влагой дождевой.

В нем корешки цветов живут,

Он червякам дает приют,

В нем влага, воздух, перегной…

Он часть твоей земли родной!

Наблюдение № 33

Наблюдение за жизнью зимующих птиц весной. Чем отличается жизнь птиц весной от жизни их осенью и зимой?  (теперь они реже прилетают к кормушке).

Стихотворение О.Г.Зыковой «Синицы»:

   Ох, и хитрые же птицы,

   Желтогрудые синицы.

   Только лишь в большую стужу

   Эти птицы с дятлом дружат.

   Ну, а летом все синицы

   Сами могут прокормиться.

Наблюдение № 34

Наблюдение за лиственницей. Лиственница – самое многочисленное дерево России. Лиственничные леса занимают у нас самые большие площади. Отметить, что крона и ствол дерева напоминают по форме конус. Сейчас из почек появились пучки нежных, молодых хвоинок с особым ароматом. Её светло-зеленые хвоинки, в отличие от других хвойных пород, осенью желтеют и опадают. Вместе с хвоей появились маленькие, изящные, красные шишечки.

Загадки:

Вроде сосен, вроде елок, а зимою без иголок.

Похожа на ёлку, но мягкие иголки.

Зимой раздевается,

Весной одевается.    (Лиственница)

Упражнение «Составь предложение» - упражнять детей в использовании многозначных слов в собственной речи (шишка, иголки).

Наблюдение № 35

Наблюдение за тенью. Выяснить, меняются ли очертания и размеры теней в течение дня? Для этого, очертить палочкой на песке или на асфальте тень дерева или другого неподвижного объекта во время утренней прогулки, а затем вечером. Сравнить положения тени в разное время суток.

Загадка: От кого, мои друзья,

                Убежать никак нельзя?

                Неотвязно в ясный день

                Рядом с нами бродит…  (тень)

Наблюдение № 36

Предложить послушать звуки кукушки. В отличие от других птиц, кукушка не вьет весной гнезда для высиживания яиц. Она подкладывает свои яйца в гнезда других птиц.

Стихотворение О.Г.Зыковой «Кукушка»:

     О птицах не вспоминаю,

     Все летаю и летаю,

     Посижу я на суку,

     Покричу – ку-ку, ку-ку.

И в чужие гнезда яйца

Отложу я без стыда,

Потому, что я – кукушка

Своего не вью гнезда.

     Я кричу ку-ку, ку-ку,

     Клюв не раскрывая.

     Посмотрите на меня,

     Я одна такая!

Загадка: Мать-отца не знаю,

                Но часто называю,

                Детей знать не буду –

                Чужим сбуду (Кукушка).

Наблюдение № 37

Наблюдение за трудом взрослых в огороде. Помочь ребенку запомнить огородный инвентарь, понимать его назначение.

Дидактическая игра «Для чего?»:

Ведущий задает вопросы, дети по очереди отвечают. За ответ – фишка. Победитель тот, кто набрал больше фишек.

Вопросы:

Какие орудия труда огородника ты знаешь?

Для чего люди выдумали лопату, грабли, тяпку, лейку?

Март

Прогулка№1

1.Наблюдение за сезонными изменениями весной.

 Цель: Установить связь между весенними изменениями в природе. Учить видеть изменения в поведении птицы - воробей с приходом весны. Воспитывать у детей интерес к наблюдениям за птицами, бережное отношение к ним.

 В канаве с водою талой

 Плещется воробей

 У тёмной ольхи я встала,

 Смотря из-за голых ветвей.

 Как беззаботный мальчишка,

 С головкой он хочет нырнуть...

 Задорный, лихой воробьишка -

 Боюсь я его спугнуть.

 Забыл он голод, и стужу,

 Забыл, как позёмка мела.

 Он рад нынче солнечной луже

 И каплям скупого тепла!

 Беседа

 Едва пригреет солнышко, воробьи оживляются, собираются в шумные стайки.

 - Обратите внимание на оживлённое поведение воробья. Какие изменения произошли в жизни птицы с приходом весны? (воробьи радуются весне, задорно чирикают: "чик-чирик-чик-чирик!")

 Рассаживаются на изгородях, ветках деревьев, кустарников.

 - Если найдёт озорной воробьишка небольшую лужицу с талой водой, то норовит "принять ванну", смыть поскорее зимнюю грязь - поплещется в холодной прозрачной воде, а потом взъерошит пёрышки и отряхнётся.

 - Давайте вспомним, чем питался воробей зимой? (зёрнышками, крошками)

 - А летом и осенью? (они клюют зёрнышки и семена растений)

 - А весной? (воробьи любят питаться: мошками, комарами, гусеницами, тлями)

 - Ребята, вы уже знаете, что воробьи весной занимаются строительством гнезда?

 - Давайте поищем гнёзда на территории детского сада.

 - Строительство гнезда - дело нелёгкое.

 - Давайте рассмотрим, из чего же воробьи строят гнёзда? (из пёрышек, сухих травинок, из кусочков ваты)

 - А для чего воробьям гнёзда? (в гнёздах насиживают яйца)

 - Да, воробьиная пара вместе строит гнездо, а потом по очереди насиживают яйца. Через две недели в гнезде появляются маленькие птенцы.

 - Пока птенцы маленькие кто их кормит? (родители)

 - Чем родители кормят своих малышей? (мошками, комарами и другими насекомыми)

 - Растут воробушки быстро, и уже дней через десять родители начинают обучать их всем премудростям воробьиной жизни. За лето в гнезде появляется ещё одно или два новых поколения. До наступления холодов их тоже надо вырастить и выучить в птичьей школе.

2. Подвижные игры

 " Кто быстрее?"

 Цель Упражнять в беге, развивать быстроту.

 " Дальше и выше"

 Цель: Продолжать учить преодолевать полосу препятствий, прыгать легко, беззвучно.

3. Трудовая деятельность

 Предложить детям освободить клумбы от прошлогодней оставшейся травы.

 Цель: Воспитывать положительное отношение к труду.

4. Индивидуальная работа

 Прыжки вверх с места.

 Цель: Развивать прыгучесть, сочетать силу с быстротой.

5. Самостоятельные игры с выносным материалом.

Прогулка№2

1.Наблюдение за ивой весной.

Цель: Закрепить знания детей об иве, обратить внимание на то, что весной ива (верба) зацветает одна из первых.

 Еще в лесу туманно, глухо,

Но над рекою, под обрывом

Оделась золотистым пухом

И распустила кудри ива.

Как будто облако спустилось

С небес на маленькие почки,

Зазеленело, превратилось

В живые теплые комочки

.

Вопросы:

Какие разновидности ивы вы знаете? (Верба, ракита, лоза.)

Когда зацветает ива? (Ранней весной.) Как выглядят ее соцветия? (Сережки ярко – желтые, похожие на цыплят.) ( У какого дерева быстрее распускаются почки?( У вербы.) На что они похожи? (На пушистые комочки.) Какой праздник православные христиане отмечают за неделю до Пасхи? (Вербное воскресенье.)

2.Исследовательская работа:

 Сравните вербу и иву.

 По каким признакам можно отличить иву и вербу.

3.Подвижные игры:

 « Вороны и воробьи», «Будь внимательным».

 Цель: Упражнять детей в беге стайкой и врассыпную. Развивать ориентировку в пространстве.

4.Трудовая деятельность:

 Помочь детям младшей группы в уборке участка от прошлогоднего мусора.

 Цель: Учить детей делиться на подгруппы и добросовестно трудиться.

5.Индивидуальная работа: Метание предметов в цель.

 Цель: Развивать силу рук и глазомер.

6. Самостоятельные игры с выносным материалом.

 .Прогулка№3

1.Наблюдение за градом.

Цель: Познакомить детей с понятием «град». Дать представление о том, почему в природе наблюдается град. Активизировать внимание, память.

 Беседа. Иногда в теплое время года вместо дождя может идти град.

 - Откуда же берутся эти льдинка весной и летом?

 - Всегда ли одинаковые размером льдинки? (разные)

 - Какой вред могут нанести льдинки? (на даче, в огороде)

Когда земля нагревается, теплый воздух вместе с водяным паром поднимается вверх. Высоко над землей всегда холодно, поэтому капли воды превращаются в льдинки. Град обычно идет с дождем: одни льдинки успевают растаять, другие же, самые крупные, падают на землю. Вот так мы наблюдаем град.

 Художественное слово.

С неба полетели

Белые горошки.

Испугалась куриц

Убежала кошка

Я хотел попробовать

 Белого горошка,

Только почему-то

Тает он в ладошках

2.Исследовательская работа.

 Понаблюдать с детьми и определить: где дольше не тают

 льдинки-горошки: на дороге, под кустами и т.д.

3.Подвижные игры:

 «Птицы и лиса»

 Цель: учить детей ловко спрыгивать с пеньков, бегать, не наталкиваясь

 друг на друга, по сигналу находить свой пенек.

 «Подбеги и поймай»

 Цель: учить детей ловкости и быстроте, чтобы поймать мяч.

4.Трудовая деятельность:

 предложить детям помочь унести обрезанные ветки

 кустарников и деревьев.

 Цель: учить детей трудиться сообща, дружно, доводить дело до конца,

 Радоваться результату труда.

5.Индивидуальная работа.

 «Кто впереди?»

 Цель: учить детей бегать в колонне по одному, в среднем темпе, меняя по

 сигналу ведущего.

6. Самостоятельные игры с выносным материалом.

Прогулка№4

1.Наблюдение за собакой.

Цель: Уточнить и систематизировать представления детей о жизни животных весной. Учить отыскивать причины изменений в жизни животных, устанавливать причинно-следственные связи. Развивать доказательную речь. Воспитывать чувство ответственности за тех, кого приручили.

 Вопросы : Как вам кажется : это скорее всего «мальчик» или «девочка»? Какое имя (кличка) ей /ему подходит? Какое у нее \него настроение? Чем, по-вашему, он\она больше всего любит заниматься?

 Рассказ : Художественное слово

 «Мой щенок похож немного

 На бульдога и на дога

 На собаку-водолаза

 И на всех овчарок сразу.»

 Собака, которую взяли в дом, признает вас хозяином. Она будет с вами везде, готова переносить ради вас любые лишения. Ведь собака – преданный друг человека. Но и мы должны помнить, что о ней нужно заботиться, правильно кормить и содержать ее, прежде всего нужно любить ее.

3.Подвижные игры:

 «Классы» «Ключи»

 Цель: Совершенствовать умение прыгать (на одной ноге), ориентироваться на ограниченной площадке; развивать глазомер, меткость.

4.Трудовая деятельность:

 Участие в перекопке земли, поделке клумб.

 Цель : Закреплять умение коллективно работать, формировать у детей трудолюбие, желание выполнять начатое дело до конца.

5.Индивидуальная работа. по совершенствованию техники прыжка (упражнения с длинной скакалкой, вращая ее вперед, назад).

6. Самостоятельные игры с выносным материалом.

Прогулка№5

1.Наблюдение за облаками.

 Цель: Продолжать формировать сознание единства земли и неба, как основу целостного восприятия мира.

Художественное слово: Как по небу с севера

 Плыла лебедь белая.

 Плыла лебедь сытая.

 Вниз кидала сыпала

 На поля озерушки

 Белый пух да перышки.

Посмотрите на небо, что вы видите? Какие сегодня облака? Как вы думаете будет сегодня дождь или снег? Объясните почему? В каком направлении они плывут?

2.Подвижная игра:

 “ Бездомный заяц. “

 Цель: Упражнять в беге не наталкиваясь друг на друга. Воспитывать ловкость и выносливость.

3.Трудовая деятельность:

 Коллективный труд Помочь малышам сделать горку на их участке.

 Цель: Учить работать сообща, получать радость от выполненной работы.

4.Индивидуальная работа:

 Выучить скороговорку: “Во дворе трава, на траве дрова.”

5.Самостоятельные игры с выносным материалом.

Прогулка№6

1. Наблюдение за снегом (весной.)

 Цель:Учить вести наблюдение за сезонными изменениями в природе. Закрепить знания детей о взаимосвязях, происходящих в неживой природе (солнце-снег)

Художественное слово:

К нам весна шагает быстрыми шагами

и сугробы тают под ее ногами.

Черные проталины на полях видны,

Верно, очень теплые ноги у весны.

 Г. Ладонщикова

Приметы: Снежные хлопья стали крупными, – жди оттепели.

Снегирь поет зимой на снег, вьюгу и слякоть и ранней весны

Исследовательская работа: Измерить глубину снега на солнце и в тени.

2. Подвижные игры: “Зайцы”

Цель: Развивать умение быстро бегать, утвердиться от ловящего.

Игровое упражнение: ”Не задень”

Цель: Учить детей перепрыгивать через веревку на высоте 15-20 см.

3.Трудовая деятельность:

 Поручить детям, подмести дорожки от мусора.

Цель: учить детей трудиться сообща .

Свободные игры с выносным материалом.

 4. Индивидуальная работа:

Поупражняться с подгруппой детей в попадании в цель снежком.

5.Самостоятельные игры с выносным материалом.

Прогулка№7

1. Наблюдение за вороной и сорокой.

 Цель: учить сравнивать сороку и ворону; находить отличительные признаки (внешний вид, голос, повадки).

Загадкаи: Птица серая парила, Длиннохвостая она,

 Крылья черные раскрыла, Со спины черным-черна.

 Громко каркнула она, Брюхо белое по плечи,

 Только курочка ушла: Тарахтенье вместо речи

 Под крылом хохлатка Хоть кого увидит – вмиг

 Спрятала цыпляток! Поднимает стрекот – крик!

 От кого, ребятки, (сорока).

 Прячутся цыплятки?

 (ворона).

Приметы:

Если песня вороны не похожа на карканье, а напоминает мурлыканье котенка, это предвещает скорый приход весны.

* * *

 Если ворона расположилась на ночлег на кончиках ветвей – значит ночь будет теплая, если птицы прижались к стволу – жди мороза.

 А какие приметы знаешь ты?

2. Рассказ.

 Вороны и сороки зимуют вместе с нами. Сорока строит большое, прочное гнездо, которое с боков и сверху прикрыто сучьями, образующими высокую крышу и придающими постройке шаровидную форму. Крыша служит надежной защитой от хищных птиц и мороза. Для строительства гнезда сорока использует самые неожиданные материалы: блестящие предметы, тряпки, проволоку и т.д. Сорока трещит, стрекочет. Благодаря сороке жители леса заранее узнают о приближении хищника или человека и могут позаботиться о своей безопасности.

3. Подвижные игры: «Пингвины с мячом!», «Не наступи»

 Цель:  усложнение прыжков на двух ногах с продвижение вперед с

 Зажатым предметом между ног.

4. Трудовая деятельность: Подготовить совместно с детьми экологическую тропу для малышей.(птичья столовая).

5. Индивидуальная работа по развитию движений.

 Цель:  закреплять умение бросать мяч в цель.

6. Исследовательская работа. Поискать на участке детского сада следы.

Понаблюдать в птичьей столовой – прилетит ли птица к

 кормушке или нет.

7. Самостоятельные игры с выносным материалом.

Прогулка№8

1.Наблюдение за ивой.

 Цель: Продолжать знакомить детей с кустарниками нашей местности. Учить сравнивать иву с другими разновидностями этого вида. Знать об особенностях пробуждения деревьев весной, которые пробуждаются самыми первыми- ива(верба).

 Художественное слово:

 Весна ещё не сшила

 Лесам, лугам рубашки,

 Лишь ива распустила

 Кудрявые барашки.

Рассказ.

 Кустарник начинает пробуждаться в марте месяце, а в апреле на ветках ивы появляются пухлые почки, из которых появляются ярко-жёлтые серёжки. Цветки вербы прикрыты пушистыми волосками, защищающими нектарники от дождя и холода. Иву остролистную в народе называют вербой. У ивы много

разновидностей: ракита, плакучая ив, краснотал в народе говорят тальник, лоза.

Вопросы: Какой ствол у ивы? Какие листья у ивы?

С виду кустарники очень похожи, но если мы подойдём ближе ,то увидим что листья имеют различия; у ивы листья более узкие и продолговатые, у ракиты- они чуть шире.

 Издавна люди ценят иву за ранний целебный мёд, за цветы, из которых готовят лекарства для лечения ран и нарывов, да за гибкие ветки – прекрасный материал для плетения корзин.

2.Исследовательская работа: Сравнить листья ивы и ракиты.

3.Подвижные игры:

 «Игры с мячом »

Цель: Закреплять названия растений (огорода и сада).

4. Трудовая деятельность:

 Коллективный труд, собрать мусор после зимы, вдоль детского сада.

5. Индивидуальная работа:

 Упражнения с мячом.

Цель: Закрепить умение бросать мяч вверх и ловить двумя руками.

6. Самостоятельные игры с выносным материалом.

Прогулка№9

1.Наблюдение за капелью.

 Цель: закрепить знания детей о изменениях состояния воды в зависимости от температуры. Обучать исследовательским действиям.

Художественное слово:

Капель.

На солнышках согрелась ель,

Подтаяла сосна.

В лесу апрель, звенит капель.

В лесу у нас весна,

По снегу капельки стучат:

«Подснежник, хватит спать!»

А шубки белок и зайчат

С утра мокры опять

И замедляя хитрый бег,

Идя по снегу в бор,

Проваливаясь в талый снег

Лиса у лунки пьет.

Жемчужинки слетают вниз

«А ну, ловите нас!»

Весь в дырочках от светлых брызг

Под елкой хрупкий наст.

Но все же март, а не апрель

Чуть солнышко зайдет,

Смолкает звонкая капель

И вновь на ветках лед.

 З.Александрова.

Беседа:

С какой стороны сосульки длиннее с солнечной или теневой? (с солнечной)

Почему? (солнце пригревает больше, и от этого они растут)

В морозный день сосулька растет или уменьшается? Почему? (уменьшается, так как разрушается от мороза и ветра)

А в солнечный день? (растет)

С какой стороны сосульки тают быстрее? Почему? (с солнечной - солнце греет лед, и он превращается в воду)

Давайте проверим. Один сосуд ставим под сосульки с теневой стороны, другой сосуд с солнечной стороны. Посмотрим, в какой сосуд больше накапает воды.

А как вы думаете, где вода от сосулек будет чище на участке детского сада или возле проезжей части? Чтобы точно узнать, давайте, поставим еще один сосуд под сосульки, которые находятся возле дороги.

Наблюдение проводится на другой день

В каком сосуде воды больше?

А в каком сосуде вода чище?

2.Подвижные игры:

«Пятнашки», «Не замочи ноги», экологическая игра «Ветер»

Цель: Закреплять умение бегать в рассыпную.

 Закреплять умение перепрыгивать через препятствия.

 Умение слушать команды воспитателя, преодолевать препятствия.

3.Трудовая деятельность:

Посыпать песком дорожки на участке малышей.

Цель: оказание помощи малышам и их воспитателям.

4.Индивидуальная работа:

Цель: обучать самостраховке при выполнении движений.

5.Самостоятельные игры с выносным материалом

Прогулка№11

1.Наблюдение за ивой.

 Цель: Продолжать знакомить детей с кустарниками нашей местности. Учить сравнивать иву с другими разновидностями этого вида. Знать об особенностях пробуждения деревьев весной, которые пробуждаются самыми первыми- ива(верба).

 Художественное слово:

 Весна ещё не сшила

 Лесам, лугам рубашки,

 Лишь ива распустила

 Кудрявые барашки.

Рассказ: Кустарник начинает пробуждаться в марте месяце, а в апреле на ветках ивы появляются пухлые почки, из которых появляются ярко-жёлтые серёжки. Цветки вербы прикрыты пушистыми волосками, защищающими нектарники от дождя и холода. Иву остролистную в народе называют вербой. У ивы много

разновидностей: ракита, плакучая ив, краснотал в народе говорят тальник, лоза.

Вопросы: Какой ствол у ивы? Какие листья у ивы?

С виду кустарники очень похожи, но если мы подойдём ближе ,то увидим что листья имеют различия; у ивы листья более узкие и продолговатые, у ракиты- они чуть шире.

 Издавна люди ценят иву за ранний целебный мёд, за цветы, из которых готовят лекарства для лечения ран и нарывов, да за гибкие ветки – прекрасный материал для плетения корзин.

2.Исследовательская работа: Сравнить листья ивы и ракиты.

3.Подвижные игры:

 «Игры с мячом »

Цель: Закреплять названия растений (огорода и сада).

4. Трудовая деятельность:

 Коллективный труд, собрать мусор после зимы, вдоль детского сада.

5. Индивидуальная работа:

 Упражнения с мячом.

Цель: Закрепить умение бросать мяч вверх и ловить двумя руками.

6. Самостоятельные игры с выносным материалом.

Прогулка№12

1.  Наблюдение за специальным транспортом.

 Цель: Расширить знания детей о специальном транспорте, обогащать словарный запас.

 Художественное слово.

 Красная машина по дороге мчится

 Ей на месте поскорей надо появиться

 Там огня необходимо погасить лавину

 Все зовут пожарной красную машину

 «01» - две эти цифры часто набирают

 Значит осторожными не всегда бывают.

 ( В.И. Мирясова )

 Вопросы:

 Какие специальные машины вы знаете ? (Скорая помощь, пожарная, снегоуборочная, поливальная, милицейская).

 Для чего нужны эти машины ? (Для того, чтобы помогать людям).

 Для чего на пожар вызывают еще и скорую помощь ? (Помощь пострадавшим во время пожара от ожогов, от дыма).

 Останавливаются ли на светофор машины, мчавшие с сиреной ? (Нет).

 Почему ? (Они спешат на помощь людям). Назовите их (Скорая помощь, пожарная и милицейская).

2. Подвижные игры: «Пчелы и медвежата», «Мяч водящему».

 Цель: упражнять в лазанье по гимнастической лестнице чередующимся шагом. Упражнять в подбрасывании и ловле мяча.

3. Трудовая деятельность:

 Вместе с воспитателем обрезать секатором обломанные, сухие ветки кустов и деревьев и убрать их.

 Цель: учить детей пользоваться секатором, убирать только обломанные ветки.

Индивидуальная работа:  Игровые упражнения со скакалкой.

 Цель: закрепить умение прыгать через скакалку, вращая вперед, назад.

Самостоятельные игры с выносным материалом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прогулки с ребенком весно

Свежий весенний воздух и ласковое солнышко! Все это ждет вас с ребенком на улице в мартовские деньки....

Прогулка (осень, зима, весна)

Организация прогулок в осеннний, зимний, весенний период в средней группе в ДОУ...

Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе: «Прогулка по лесу весной»

Цель: Способствовать формированию у детей представлений о жизни живой и неживой природы весной.Задачи:1. Учить отмечать характерные признаки весны. Формировать умение узнавать, и различать особен...

Как интересно провести прогулку с детьми весной

Организация весенней прогулки с детьми дошкольного возраста....

Прогулки с детьми весной.

Консультацияя для родителей...

Наблюдение на прогулке с детьми весной

Наблюдение на прогулке с детьми весной...

итоговое занятие по теме "Весна" в подготовительной к школе группе квест на прогулке "где спряталась весна"

Итоговое мероприятие по теме "Весна" проходит в виде квеста на прогулке. Для воспитателей детских садов....