РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Здоровье» четвертый год обучения
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

АЗИЗОВА СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА

разработка программы "Здоровье" темы, часы, оборудование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл рабочая программа56.84 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Калининградская область

Муниципальное автономное дошкольное образовательное  учреждение

Центр развития ребенка - детский сад № 9 «Улыбка»

    Утверждаю:

РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

«Здоровье»

четвертый  год обучения

        

                                                    Разработчик: воспитатель Азизова С.А.

                                                              Рассмотрена и одобрена на

                                                               заседании педагогического совета

                                                      Протокол №  1  от «29» августа  2013  г.

Срок реализации 1 год  

         

г. Светлый

2013г.

1. Пояснительная записка

В основу настоящей программы положен соответствующий раздел обновленного варианта комплексной общеразвивающей программы «Детство» Т.И. Бабаевой, приведенной в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной образовательной программы.

Содержание предлагаемой программы способствует развитию представлений о человеке (о себе, сверстнике, взрослом), развивает интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения, обогащает представление о доступном ребенку предметном мире и назначении предметов, о правилах его безопасного использования.

Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей средой. Актуальность программы обусловлена необходимостью создания эффективной здоровьесберегающей педагогической системы в дошкольном учреждении, которая позволит своевременно преодолеть нарушения в состоянии здоровья и развития ребенка.

Дошкольник рассматривается не как объект педагогического воздействия, а как личность, оберегаемая педагогами и родителями.

Основная форма реализации данной программы — непосредственно образовательная деятельность, общение, беседы.

  1. Цели и задачи программы, ее место в образовательном процессе
  1. Способствовать воспитанию целостного отношения детей к здоровью, развивать мотивацию к сбережению своего здоровья.
  2. Обогащать и углублять представления детей о том, как поддерживать, укреплять и сохранять здоровье.
  3. Воспитывать самостоятельность в выполнении культурногигиенических навыков, обогащать представления детей о гигиенической культуре.
  4. Обеспечить сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
  5. Правила здорового образа жизни.
  6. Гигиенические основы организации деятельности:

Необходимость достаточной освещенности, свежего воздуха, правильной

позы.

  1. Воспитатель создает условия в соблюдении культурно-гигиенических навыков.
  2. Создавать практические ситуации, в которых дети применяют накопленный опыт, умения и навыки здоровьесбережения; как оказать первую помощь.
  3. Проводить беседы о здоровье и здоровом образе жизни, значении гигиенических процедур, закаливания, занятий спортом, утренней гимнастикой.
  4. В совместной деятельности создавать наглядные пособия (модели, плакаты, макеты, коллажи), позволяющие закрепить представления об основах здорового образа жизни.
  5. Вместе с детьми организовывать выставки детских и совместно подготовленных с родителями коллекций: «Полезные для здоровья предметы и вещи», «Обереги здоровья», «Наши добрые помощники».
  6. Дети знакомятся со стихами, пословицами, поговорками о здоровье, гигиене.
  7. Организовывать встречи детей с людьми, чьи профессии связаны с охраной и укреплением здоровья (врач, медсестра, массажист).
  8. Проводить тематические конкурсы, соревнования: «Папа, мама, я - спортивная семья», «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья», «Безопасная улица».
  1. Место (роль программы в образовательном процессе.

Содержание образовательной области «Здоровье» интегрируется с образовательной областью «Безопасность», «Коммуникация», где уделяется особое внимание сохранению и укреплению физического и психологического здоровья детей, приобщению к правилам безопасного поведения.

  1. Требования к уровню освоения содержания программы

В результате освоения программы достижения ребенка 6-7 лет выражается в следующем:

  • Ребенок имеет представление о том, что такое здоровье.
  • Знает о некоторых внешних и внутренних особенностях строения тела человека.
  • Знаком с правилами здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена, спорт, закаливание).
  • Обладает представлениями о полезных и вредных привычках, о поведении во время болезни.
  • Умеет обслуживать себя.
  • Способен определять состояние своего здоровья, что именно болт, какая часть тела.
  • Выполнять правила культуры еды, различает полезные и вредные для здоровья продукты питания.
  • Умеет делать дыхательную гимнастику, выполнять физические упражнения, делать зарядку.
  • Оказывать элементарную помощь самому себе и другому, умеет обратиться за помощью к взрослому.

Условия для успешной реализации данной программы:

  • личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка в процессе освоения содержания;
  • активное участие родителей в воспитательном процессе.
  1. Объем программы и виды образовательной работы

Объем программы составляет 20 часов и включает в себя три образовательных компонента:

  • теоретическая часть;
  • практическая часть;
  • диагностическая часть.

Первый компонент содержит общие сведения по определенной тематике. То, о чем узнают дети, доводится до них в форме образовательных ситуаций, рассказа и беседы воспитателя, обсуждений, чтения произведений детской литературы. При этом используются наглядность и применяются ИКТ.

Второй компонент имеет практическую направленность: это то, что осваивают дети в форме поисковой, опытно-экспериментальной и художественно-продуктивной деятельности, моделирования, игровых и трудовых действий, двигательных минуток, других совместных дел.

Третий компонент с помощью вопросов, наблюдений и пр. подводит итоги освоения содержания определенных тем: выявляет достижения ребенка или недостаточность освоения программы.

Таблица № 1

Наименование разделов НОД

Общий объем программы (час., мин.)

НОД (часы, мин.)

теоретическая

часть

практическая

часть

диагностическая

часть

10 тем

20 часов

4 часа 05 мин.

12 часов 10 мин.

3 часа 45 мин.

5. Содержание программы

5.1. Разделы, темы и виды непосредственно образовательной деятельности (НОД)

                        Таблица № 2

темы

Кол-во

занятий

Общий объем программы (час., мин.)

Из него время отведено на:

теоретическая

часть

практическая

часть

диагностическая

часть

1 тема

5

2 часа 30 мин.

30 мин.

1 час 30 мин.

30 мин.

2 тема

5

2 часа 30 мин.

30 мин.

1 час 30 мин.

30 мин.

3 тема

3

1 час 30 мин.

20 мин.

55 мин.

15 мин.

4 тема

5

2 часа 30 мин.

30 мин.

1 час 30 мин.

30 мин.

5 тема

3

1 час 30 мин.

20 мин.

55 мин.

15 мин.

7 тема

3

1 час 30 мин.

20 мин.

35 мин.

15 мин.

8 тема

5

2 часа 30 мин.

30 мин.

1 час 30 мин.

30 мин.

9 тема

4

2 часа

20 мин.

1 час 20 мин.

20 мин.

10 тема

5

2 часа 30 мин.

30 мин.

1 час 30 мин.

30 мин.

Итого:

40

20 часов

4 час. 05 мин.

12 час. 10 мин.

3 часа 45 мин.

  1. Содержание разделов общеобразовательной программы

Тема № 1. «Наш организм»

(2 час. 30 мин.: 30 мин., 1 час 30 мин., 30 мин.)

Объяснить детям, зачем нужны руки, ноги, голова, туловище. Знания о содержании своего тела в чистоте, правилах гигиены. Какие органы помогают нам воспринимать окружающий мир.

Тема № 2. «Культура гигиены»

(2 час. 30 мин.: 30 мин., 1 час 30 мин., 30 мин.)

Учить умываться, расчесывать волосы, полоскать рот и горло, устранять непорядок в одежде. Вытирать лицо, руки только своим полотенцем, пользоваться только своей зубной щеткой, расческой. Что вредно для зубов? Глаз? Как сохранить здоровыми.

Тема № 3. «Солнце, воздух и вода - мои лучшие друзья»

(1 час. 30 мин.: 20 мин., 55 мин., 15 мин.)

Рассказать о том, что на улице нужно носить одежду по сезону и погоде; играть нужно в проветренном помещении; полезность гуляния на свежем воздухе.

Тема № 4. «Школа здоровья»

(2 час. 30 мин.: 30 мин., 1 час 30 мин., 30 мин.)

Рассказать детям, что разрушает и что укрепляет наше здоровье. Полезные продукты. Подвижные игры. Учимся выполнять зарядку, заниматься спортом.

Тема № 5. «Сон - лучшее лекарство»

(1 час. 30 мин.: 20 мин., 55 мин., 15 мин.)

Объяснить детям, что сон очень важен для здоровья. Во сне отдыхает не только тело, но и мозг. Что чувствует человек, который мало и плохо спит.

Тема № 6. «Здоровье в порядке - спасибо зарядке»

(1 час: 15 мин., 35 мин., 10 мин.)

Разучить и запомнить упражнения ежедневной утренней зарядки. Рассказать о пользе зарядки, о необходимости ее выполнять дома, в выходные дни.

Тема № 7. «Здоровая пища»

(1 час. 30 мин.: 20 мин., 55 мин., 15 мин.)

Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания - еда должна быть не только вкусной, но и полезной.

Тема № 8. «Витамины и полезные продукты»

(2 час. 30 мин.: 30 мин., 1 час 30 мин., 30 мин.)

Рассказать детям о пользе витаминов и их значении для здоровья человека. Объяснить то, что употреблять их можно только под присмотром взрослого человека.

Тема № 9. «Правила поведения»

(2 часа: 20 мин., 1 час 20 мин., 20 мин.)

Обсудить с детьми правила поведения при встрече гостей, закреплять правила и навыки культуры поведения за столом, во время еды.

Тема № 10. «Мои полезные привычки»

(2 час. 30 мин.: 30 мин., 1 час 30 мин., 30 мин.)

Рассмотреть и обсудить с детьми такие ситуации, которые вредят здоровью. Объяснить, что этого нужно избегать. Что делать, чтобы не болеть.

  1. Диагностика освоения содержания программы

Предметом диагностики являются:

  • представления о здоровье в целом детей 6-7 лет;
  • представления о поведении на улице, в группе, дома;
  • особенности отношения ребенка к себе и окружающим.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей:

  • Ребенок вызывает несамостоятельность в выполнении культурногигиенических процессов; к началу обучения в школе не овладел основными культурно-гигиеническими умениями.
  • Не имеет привычки к постоянному выполнению культурногигиенических навыков.
  • Проявляет равнодушие по отношению к больному члену семьи, к заболевшему сверстнику.

Диагностика осуществляется начальная, промежуточная и итоговая.

Методы диагностических исследований:

  • индивидуальная беседа по вопросам, картинкам, моделям;
  • дидактические игры.

Выявленные в ходе диагностики характеристики определяют низкий, средний, а в отдельных случаях - самый высокий уровень освоения программы.

  1. Подготовка к НОД

В ходе освоения программы предусмотрено проведение теоретической и практической непосредственной образовательной деятельности.

Теоретическая образовательная деятельность позволяет воспитывать самостоятельность ребенка, формировать основы безопасного поведения.

Основной целью практической непосредственной образовательной деятельности выступает формирование у детей первичных умений в познавательной и практической деятельности.

Диагностика освоения программного материала осуществляется опросом, поисковым игровым методом, а также методом выполнения практических заданий.

          Мониторинг качества освоения образовательной областью проводиться в электронной форме модели проведения процедур оценки качества дошкольного образования, разработанным Министерством образования.

  1. Методическое обеспечение программы
  1. Рекомендуемая литература
  1. Основная литература

Таблица № 3

пп

Авторы

Заглавие

Город, издательство, год издания

Вид издания, гриф

Кол-во

экз.

1.

Бабаева Т.И. Гогоберидзе А.Г. Михайлова З.А.

«Детство»: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования

Санкт- Петербург, «Детство ПРЕССА», 2011 год, 528 стр.

Программа

1

2.

Бабаева Т.И. Гогоберидзе А.Г. Крулехт М.В.

«Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие»

Санкт- Петербург, «Детство ПРЕССА», 2011 год, 592 стр.

Научно-

методическое

пособие

1

  1. Дополнительная литература

пп

Авторы

Заглавие

Город, издательство, год издания

Вид издания, гриф

Кол-во

экз.

1.

Зелинская ДА.

«Школа здоровья»

Москва, «Просвещение», 2003 год,149 стр.

Методическое

пособие

1

2.

Латохина Л.И.

«Как быть здоровым душой и телом»

Санкт- Петербург, «Дошкольное воспитание», 2004 год, 156 с.

Методическое

пособие

1

3.

Зимонина В.Н.

«Воспитание ребенка - дошкольника»

Москва, «ВЛАДОС», 2003 год, 304 с.

Учебно - методическое пособие

1

7.2. Средства обеспечения для освоения программы

7.2.1. Аудио- и видео- пособия

Таблица 4

Вид аудио- и видео- пособия

Наименование пособия

Видео

фильм

Кино

фильм

слайды

аудио-

пособие

+

1. Тематическая презентация   «Здоровый образ жизни»

+

2.  Тематическая презентация «Личная гигиена»

+

3. Тематическая презентация  

«Нос, умойся!»

+

4. Тематическая презентация  

«Съедобное и несъедобное»

+

5. Тематическая презентация

«Эмоции»

+

  1. Тематическая презентация                   «Опасные ситуации»

7.2.2. Наглядный материал

                                                                                                                             Таблица 6

Картины, картинки,  

силуэтные фигурки,

муляжи

Модели, сигнальные карточки

Литература

для детей

1.Набор картин:

«Кто умеет?»

«Режим дня»

«Правильно-неправильно»,

«Опасно-безопасно»,

«Можно или нельзя»

«Азбука здоровья»,

   «Овощи»,

  «Фрукты», «Ягоды», «Грибы»

2. Тематические фотоальбомы по личной гигиене.

1. Модели:

   «Почему надо чистить зубы?»,

   «Кто во что одет»;

   «Правила поведения за столом»,

   «Спецтранспорт»

2. Алгоритм для состав-ления описательного рассказа;

3. Сигнальные карточки:

 «Опасные продукты»,

«Микробы»

«Какой позор»

1. Энциклопедии

2. Детская художествен-ная литература о здоровом образе жизни.

8. Материально-техническое обеспечение

8.1. Специализированные учебные помещения и участки

Таблица 7

№ п/п

Наименование и принадлежность помещения

Площадь (кв.м.)

Количество мест

1.

Уголок здоровья

2,5

2.

Зона «Здоровячок»

2,5

3.

Спортивный зал

68,6

34

3.

Спортивная площадка на улице

100,0

50

8.2. Основное учебное оборудование

        Таблица 8

№ п/п

Наименование

Наименование специализированных кабинетов, лабораторий с перечнем основного оборудования

1.

Уголок здоровья

Паспорт уголка,

«Правила поведения»,

«Правила безопасности »,

«Азбука здорового ребенка»

 Пособия для сюжетно-ролевых игр:

«Больница», «Скорая помощь», «Айболит», «Мойдодыр» и др.

Игровой инвентарь (шприцы, фонендоскоп, бинты, лекарства и др.)

Д\и «Элементарные приемы оказания первой медицинской помощи»

2.

Зона «Здоровячек»

 «Правила безопасного поведения»,

Коррекционные дорожки, следовые дорожки,

Спортивный инвентарь: мячи, скакалки, палки гимнастические, обручи, флажки, султанчики, бубны)

Плакат «Как избежать неприятности»

Фотоальбом «Личная гигиена»

Плакат «Правила умывания»

3.

Спортивный зал

Паспорт спортивного зала,

Правила поведения,

Специальное оборудование:

гимнастическая стенка, скамейки, коврики для выполнения упражнений, следовые, ребристые, коррекционные дорожки, мячи разных размеров, кольца, булавы, обручи, флажки, кубы, валики, гимнастические палки.

Сухой бассейн,

Магнитофон, музыкальный материал.

Приложения

1. Перечень произведений детской художественной литературы

о здоровом образе жизни.

Таблица 9

№ п/п

Автор

Название

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

  10.

  11.

12.

13.

14.

Аким Я.

Барто А.

Житков Б.

Зильберг Л.

Капутикян С.

Кондратьева А.

Маршак С.

Мошковская Э.

Михалков С.

Носов Н.

Погореловский С.

Тувим Ю.

Циферова Г.

Чуковский К.

«Жадина»

«Девочка чумазая»,

Рассказы о животных

«Витамины»

«Хлюп-хлюп»

«Зеркало»

«Дремота и зевота», «Тихая сказка»

«Нос, умойся!»

«Не спать!»

«Живая шляпа»

«Про глаза-глазенки, про глаза-глазища»

«Берегись»

«Овощи»

«Жил на свете слоненок»

«Мойдодыр»

«Путаница»

«Айболит»

Загадки о животных, природе

Пословицы и поговорки о здоровом образе жизни

Игры по безопасности

                                                                                                                           Таблица 10

Игры дидактические

Игры сюжетно-ролевые

Игры подвижные,

игровые упражнения

«Уроки Айболита»

«Здоровые зубы»,

«Режим дня»,

«Уши мыть или не мыть»

 «Сложи картинку»,

 «Чудесный мешочек» (съедобно-несъедобно),

 «Кто во что одет»,

«Азбука гигиены»

«Как беречь свое здоровье»

«Помоги слоненку»

«Опасные ситуации»

«Чистый из чистых»

«Больница»

«Аптека»,

«Магазин»

«Скорая помощь»,

«Поликлиника»

«Семья»

«Врач»

«Стрекоза и кузнечик»,

«Наседка и цыплята»,

«Кот и мыши»,

«Лиса и зайцы»,

«Лошадки»,

«Жуки»

 «Вороны»,

«Солнышко и дождик»,

«Лохматый пёс»,

«Птички в гнёздышках»,

«Уточка»

«Маленькие и большие ножки»

«Догонялки»

«Лиса в курятнике»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитания и обучения детей с нарушениями речи 5-7 года жизни для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта

Представлена рабочая программа учителей-логопедов, работающих с детьми в условиях логопункта. Программа написана с учетом ФГТ....

Рабочая программа воспитатния и обучения детей во 2 младшей группе.

В рабочей программе представленны занятия по темами программное содержания к ним....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА воспитания и обучения детей с нарушениями речи 5-7 года жизни для групп общеразвивающей направленности в условиях дошкольного логопункта.

В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования правильного звукопроизношения, фонетико-фонематической стороны  речи детей старше...

рабочая программа кружка по обучению рисования "АКВАРЕЛЬКА" в старшей группе детского сада

Пояснительная запискаДошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всест...

Рабочая программа кружка по обучению чтению детей дошкольного возраста с элементами технологии "Кубики Зайцева" Н.А.Зайцева

Рабочая программа кружка по обучению чтению детей дошкольного возраста с элементами технологии "Кубики Зайцева" Н.А.Зайцева...

Здоровая семья - здоровые дети. Обучение детей с особыми образовательными возможностями

С семьи начинается жизнь любого человека. Семья-это святое, ради неё мы идём на любые подвиги. В семье мы находим радость, спокойствие и гармонию, семья даёт нам силы жить и творить, радоваться каждом...

"Здоровьесберегающие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения здоровому образу жизни, коррекционные технологии».

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здо...