Методическая разработка на тему" Здоровье ребенка в наших руках" Музыкатерапия.
методическая разработка на тему

Мифтахутдинова София Абдулкасимовна

Создание положительного эмоционального музыкального сопровождения, способствующее коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorove_rebenka_v_nashih_rukah_-muzykaterapiya.docx976.42 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад №138 общеразвивающего вида городского округа Самара

 Тема: « Здоровье ребенка вруках»

Доклад

« Музыкатерапия в детском саду»

Мифтахутдинова С. А.

музыкальный руководитель

МБДОУ детский сад общеразвивающего вида №138

                                                                                                               

Актуальность.

С повышением уровня заболеваемости ОРВИ, ОРЗ  актуально  применение здоровьесберегающих  технологий в детском саду. Одним из новых и перспективных направлений и важнейшим составляющим  в музыкально - оздоровительной работе считается  –  МУЗЫКАТЕРАПИЯ.

Цель:

  • Создание положительного эмоционального музыкального сопро-вождения, способствующее коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности.

Задачи:

  • Развитие  двигательно - активной функции;
  • Развитие и коррекция сенсорных процессов и способностей (ощущение, восприятие, представление);
  • Растормаживание речевой функции

 Концепция модернизации  российского образования  на период  до  2010 года предусматривает создание условий для повышения качества образования. И в этих целях, наряду с другими мероприятиями

( Статья 18. Дошкольное образование., Устав  образовательного учреждения, 2010 г. (с изменением от06.07.2011 № 408-р) [Закон "Обобразовании"]

 [Глава II]  [Статья 18]), предлагает  создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления  здоровья воспитанников.  Согласно современным представлениям, целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных  возможностей и индивидуальных особенностей  при сохранении и  укреплении здоровья.

                В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение,  но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

                Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей на  всех этапах его  развития. Комплекс этих мер,  включающих взаимосвязь и  взаимодействие образовательной среды, получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».  

              Выбор здоровьесберегательных педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий ДОУ, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.

             С повышением уровня заболеваемости ОРВИ, ОРЗ  актуально  применение здоровьесберегающих  технологий в детском саду. Одним из новых и перспективных направлений и важнейшим составляющим  в музыкально - оздоровительной работе считается  –  МУЗЫКАТЕРАПИЯ.

                С  давних времен известно, что музыка оказывает умственный и физический эффект на любой организм. «Она усиливает радость, успокаивает  печаль, изгоняет болезни и поэтому Мудрецы Древности поклонялись Единой силе Души, Мелодии и Песни». ( Армстронг «Кельтские поэты» прослушать).

                Музыка окружает нас всегда и везде. Мы любим слушать ее ( кто классическую, кто народную, кто современную); петь, танцевать, иногда просто напевать, насвистывать. Но, мало кто из нас задумывается о ее пользе.

Можно сделать вывод что, музыкатерапия -  психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства…

  • Музыка влияет на дыхание. Неторопливый темп музыкального произведения замедляет дыхание, делает его более глубоким. Быстрая ритмичная -  заставляет нас дышать чаще. То же и сердцебиением: чем быстрее, тем быстрее бьется сердце; чем медленнее и тише- тем спокойнее ритм сердечных сокращений.
  • Музыка снижает мышечное напряжение и повышает подвижность и координацию тела. Через автономную нервную систему слуховые нервы соединяют внутреннее ухо с мышцами тела.  Следовательно  сила, гибкость и тонус мышц зависит от звука и вибраций (фон Янни «Пробуждение» или релаксирующие).
  • Музыка влияет на температуру тела. Резкие звуки, завывание ветра, выстрелы могут вызвать испуг, даже «хлопанье крыльев совы, уханье». Голливудские фильмы ужасов используют эти эффекты, усиливают их раздражающей диссонансной музыкой в сценах опасности… (например  сценка с бабой Ягой) Мусоргский «Картинки с выставки»,  Лядов « Баба Яга»,  «Кикимора» ( прослушать).
  • Музыка в нижних частотах – вызывает резонанс в нижнем отделе спины, бедрах и конечностях.   Громкая музыка с сильными ритмами может повысить температуру на несколько градусов, в то время как мягкая музыка способна понизить температуру. По словам Стравинского « Ударные и басы- действуют как  система центрального  отопления, помогает согреться».           Стресса можно избежать, если регулярно слушать спокойную, расслабляющую музыку. Такие звуки регулируют выделение гормонов, снижающие стресс. Поэтому педагогам также необходимо выделять пару минут на слушание приятных мелодий. ( Фон Шопен «Весенняя песня»)
  • Музыка помогает улучшать память и обучаемость. Использование произведений средневековых композиторов в качестве фона на занятиях  (ИЗО, чтение художественной литературы, лепки, конструирования, в самостоятельной деятельности) помогает детям лучше   концентрироваться, воспринимать материал, запоминать стихи. В частности, музыка дает эмоциональный ключ к суперпамяти: открывает лимбическую  систему мозга. Эта система не только обрабатывает эмоции, но и является соединительным звеном между сознательным и подсознательным отделами мозга.

               У каждого человека есть любимая музыка, которая действует на его душу наиболее эффективно. Нас окружает огромное количество различных жанров, стилей, направлений.

 Как же разобраться, выделить наиболее полезное для организма?

Музыкальные произведения

Влияние музыки на организм  человека

                1

                                  2

Григорианские песнопения

Снижают стресс, расслабляют и успокаивают

Маршевая музыка

Повышает мышечную работоспособность

Произведения В.Моцарта и Й. Гайдна

 Улучшают память, внимание, создается благотворная атмосфера, поднимается настроение

Музыка композиторов- романтиков ( Р.Шуман, Ф Шопен, Ф.Лист, Ф Шуберт)

Активизирует чувство любви, страсти, увлеченности

А.Дворжак и Дж.Гершвина «Юмореска», Ф.Мендельсона  «Весенняя песня»

Помогают при мигрени

Симфоническая музыка русских композиторов ХlХвека( П.Чайковский,М.Глинка)

Воздействуют на сердце. Струнные инструменты, в особенности скрипки, виолончели и гитары, развивают в человеке чувство сострадания

Вокальная музыка

Влияет на весь организм, но больше всего на горло

Музыка композиторов – импрессионистов  (К.Дебюсси, М Равель)

Вызывает приятные образы, как в сновидениях, пробуждает творческие импульсы. Хорошо сочетается с упражнениями на растягивание мышц

Танцевальная ритмы

Поднимают настроение, вдохновляют, рассеивают печаль, обостряют чувство радости, повышают коммуникабельность человека  ( в паре,  в массовых  и т.д.)

Рок-музыка

Стимулирует двигательную активность, ослабляет боль; вместе с тем  создает напряжение, может вызвать стресс

Музыкальные инструменты и специфика их влияния на органы и системы человека.

                 Специалисты всего мира отмечают, что направление лечебного воздействия музыки зависит не только от ее характера, но и от музыкального инструмента, с помощью которого она исполняется.

СКРИПКА – лечит душу, успокаивает психику, помогает выйти на путь самопознания, возбуждает в душе сострадание, готовность к самопожертвованию, очень благотворно действует на меланхоликов
                                             http://www.muk-spektr.ru/images/phocadownload/Music/image/43782631_172.jpg                                                                                                                                                                        

ОРГAН – проводник энергии “космос – земля – космос”; приводит в порядок ум, гармонизирует энергетический поток в позвоночнике; 

Духовная, религиозная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя. Если сравнивать с лекарствами, то религиозная музыка - анальгетик в мире звуков, то есть она облегчает боль. Пение веселых песен помогает при сердечных недугах, способствует долголетию. Свое содействие на организм оказывает каждый музыкальный инструмент.                             http://www.muk-spektr.ru/images/phocadownload/Music/image/mfasad.jpg

ФОРТЕПИАНО (ПИАНИНО, РОЯЛЬ) – корректирует работу почек и мочевого пузыря, очищает щитовидную железу, гармонизирует психику;

                                http://www.muk-spektr.ru/images/phocadownload/Music/image/cat.jpg

БАРАБАН – восстанавливает ритм сердца, лечит печень, приводит в порядок кровеносную систему; 

                                http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=298600819-32-72&n=21                                  http://flowersofgod.ru/avatar/jpg.jpeg

ФЛЕЙТА – очищает бронхолегочную систему, лечит несчастную любовь, снижает раздражение и озлобленность, благотворно воздействует на кровообращение;                         http://www.muk-spektr.ru/images/phocadownload/Music/image/leitayamaha_tenor_saxopho746357.jpg

АРФА и струнные инструменты – гармонизирует работу сердца, лечат истерию, кровяное давление.

               http://www.muk-spektr.ru/images/phocadownload/Music/image/harp.jpg

ВИОЛОНЧЕЛЬ – лечит сердце, благотворно действует на почки;

http://900igr.net/datas/muzyka/Muz.instrumenty-2.files/0008-008-Violonchel.jpghttp://tech.mit.edu/V117/N45/prieto.45.gif                                                 

ЦЫМБАЛЫ – уравновешивают энергетику печени; 

                                      http://www.lenagold.ru/fon/clipart/s/strun/strun11.jpg

ГАРМОНЬ, БАЯН, АККОРДЕОН – активизируют работу всей брюшной полости;

   http://www.muk-spektr.ru/images/phocadownload/Music/image/welt-bayan-b.jpg http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=147244588-52-72&n=21 http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=27578437-52-72&n=21

САКСОФОН – активизирует сексуальную энергию, лечит всю мочеполовую систему, заболевания легких, толстой кишки,

 ГОБОЙ -  желчный пузырь;

                      http://www.muk-spektr.ru/images/phocadownload/Music/image/yamaha_tenor_saxophone_yts475.jpghttp://900igr.net/datas/muzyka/Muz._instrumenty_1.files/0018-018-Goboj.jpg

           саксофон

КЛАРНЕТ, ФЛЕЙТА - ПИККОЛО – хорошо влияет на систему кровообращения, на печень, подавляет уныние.  

                      http://www.muk-spektr.ru/images/phocadownload/Music/image/pica_3346.jpg                 флейта - пикколоhttp://musicday.ru/published/publicdata/MUSICDAYRU/attachments/SC/products_pictures/EMERSON%20%20EP4_enl.jpg

МЕТАЛЛОФОН, КОЛОКОЛЬЧИКИ,ГУБНАЯ ГАРМОШКА  – излечивают болезни легких, толстой кишки, устраняют тоску (депрессию);

колокольчики                 http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=308116064-43-72&n=21               губная гармошка

  http://www.muk-spektr.ru/images/phocadownload/Music/image/74939847vn4.jpg                               http://www.muk-spektr.ru/images/phocadownload/Music/image/metallof.jpg

                                                               металлофон

БУБНЫ, БАРАБАНЫ, ДУДОЧКИ, РОЖКИ, ФЛЕЙТЫ, ТРУБЫ – самые первые музыкальные инструменты в истории человечества. (В связи с этим, вероятно, и звуки этих инструментов могут быть самыми лечебными (по крайней мере, такая гипотеза существует), труба лечит радикулит.

http://www.muk-spektr.ru/images/phocadownload/Music/image/00001331.jpg дудочкаhttp://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=99476038-34-72&n=21 http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=80051199-00-72&n=21http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=18303927-10-72&n=21

Бубныhttp://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=54987895-40-72&n=21http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=624885691-66-72&n=21Рожки                                        жалейка                                        свистулька

ГИТАРА, СКРИПКА, ВИОЛОНЧЕЛЬ, АРФА, АЛЬТ,КОНТРАБАС (т.е. струнные) – лучшие инструменты для “сердечников” (действуют преимущественно на сердечно-сосудистую систему, а также на тонкий кишечник). 

http://900igr.net/datas/muzyka/Muz.instrumenty-2.files/0004-004-Balalajka.jpg         http://900igr.net/datas/muzyka/Muz._instrumenty_2.files/0009-009-Kontrabas.jpg               http://www.muk-spektr.ru/images/phocadownload/Music/image/122021.jpg

 БАЛАЛАЙКА - лечит органы пищеварения 

http://www.diets.ru/data/cache/2012jul/31/02/906704_14834nothumb500.jpg

 Врач – педиатр М.   Лазарев исследовал  что, классическая музыка прекрасно воздействует на формирование костной структуры плода. Музыкальные вибрации оказывают благотворное влияние на весь организм: костную структуру, щитовидную железу, массируя внутренние органы, достигая глубоколежащие ткани, стимулируя в них кровообращение. Особенно рекомендуется слушать будущим мамам произведения В.А. Моцарта.

 В детском саду музыка необходима детям в течение  всего дня. Но это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко.

  • Музыка должна прослушиваться дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей.
  • Хорошо, если утром воспитатель встречает детей солнечной, радостной и  мажорной классической или доброй песенкой. В этом случае музыка выступает в качестве терапевтического средства, корректируя психофизическое состояние детей. Ведь каждый день ребенку наносится травма, пусть незаметная – ситуация отрыва от дома и родителей. Поэтому одна из  главных задач, это - создание условий ежедневного приема детей в их второй дом – детский сад и  музыка в этом плане оказывает неоценимую услугу. Элементы музыкатерапии  используется на  музыкальных  и логоритмических  занятиях.

   Музыкатерапия включает:

  • прослушивание музыкальных произведений;
  • пение песен;
  • ритмические   движения под музыку;
  • сочетание  музыки и изо деятельности.

Педагогам следует придерживаться следующих правил:

  • Использовать для прослушивания можно только те произведения, которое нравится абсолютно всем детям:
  • Лучше слушать музыкальные произведения, которые знакомы детям:
  • Продолжительность прослушивания не более 10 минут, в течение всего занятия.

             Для расслабления, снятия  эмоционального и физического напряжения, приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться классической или современной релаксирующей музыкой, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крики дельфинов, журчание ручья, прослушать релаксирующую музыку фоном).

                   Следующим моментом, заслуживающим внимание педагогов, является методика  музыкально-рефлекторного пробуждения  детей  после дневного сна. Эта методика разработана Н. Ефименко в противовес  стандартному пробуждению детей по громкой команде  «Подъем!»

                 Последний вариант  подъема малышей наносит психическую трав-му ребенку, особенно замедленного типа нервной системы. Для пробуждения  надо использовать тихую, нежную, легкую, радостную музыку («Утро» Пер Гюнт).

                 Десятиминутная композиция должна звучать постоянно в течение месяца, чтобы у ребенка выработался рефлекс просыпания. Услышав звучание привычной музыки, малыши будут легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Кроме того, под музыку можно провести комплексы упражнений, не поднимая с кроватей детей.

Однако следует помнить  музыкатерапия   противопоказана:

  • детям в тяжелом состоянии, которое сопровождается интоксикацией организма;
  • больным отитом;
  • детям, у которых резко нарастает внутричерепное давление;
  • младенцам с предрасположенностью к судорогам.

               Педагогам детских садов просто необходимо широко использовать в своей работе те огромные потенциальные возможности, которые включает в себя музыка.

            6.  Слушание  правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снижает напряжение и раздражительность, восстанавливает  дыхание.     Влияние музыки на состояние детей первым в нашей стране начал изучать выдающийся психоневролог В. М. Бехтерев еще в начале XX столетия. Уже тогда было видно: детям полезно слушать  классику и колыбельные, что музыка не только развивает детей, но и оздоравливает их, способствует развитию творчества, фантазии.

               Мелодия действует особенно эффективно на гиперактивных  детей, успокаивая их и повышая интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка.

                 В группах имеется картотека музыки разного характера.  Широко используются  мелодии  в музыкальной деятельности, в самостоятельной, перед сном, чтобы помочь  с трудом засыпающему ребенку успокоиться и расслабиться.  Дети успокаиваются, расслабляются, затихают и засыпают. Звуки флейты расслабляют детей, “шелеста листьев”, “шума моря” и других природных явлений заставляют детей вслушаться в звуки природы и погружаться в них. Для этого  широко используются   музыка для релаксации “Волшебство природы».

          Успех  музыкальной терапии  невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно должен помогать  в решении проблемы  сохранения и укрепления здоровья детей.

7.Приложение.

1.Музыка Чайковского, Таривердиева, Пахмутовой  избавляет от неврозов и раздражительности.

2.« Вальс цветов» Чайковского хорошо влияет на больных язвой желудка.

3.«Утро» Грига, романс « Вечерний звон», мотив песни « Русское поле»,  «Времена года» П.И.Чайковского рекомендуют для профилактики утомля-емости.

4.Творческий импульс стимулируют: «Марш» из кинофильма « Цирк» Дуна-евского, « Болеро» Равеля, «Танец с саблями» Хачатуряна.

5.Нормализует кровяное давление и сердечную деятельность « Свадебный марш» Мендельсона.

6.Снимает головную боль « Полонез» Огинского, нормализует сон и работу мозга сюита « Пер Гюнт» Грига.

7. Соната №7 Бетховена излечивает от гастрита.

8.Музыка Моцарта способствует развитию умственных способностей у детей.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: МАСТЕР-КЛАСС "Здоровье ребенка в наших руках"

Мастер-класс с родителями воспитанников «Здоровье ребенка в наших руках» с целью систематизация знаний родителей об оздоровлении детей как в детском саду, так и дома.Педагоги вовлекли роди...

Методическая разработка "Декоративное рисование как средство подготовки руки к письму"

Методическая разработка показывает значение декоративно-прикладного рисования в работе по постановке руки ребенка для письма. А также, как это влияет на всесторонее развитие ребенка, формирование эсте...

Методическая разработка "Семейные традиции. Новогодние украшения своими руками. Ёлочные шары из папье-маше". Подготовительная группа.

Воспитание детей с самого раннего возраста осуществляется в совместной деятельности. Родитель, педагог является примером и объектом для подражания. Чтобы дети стали продолжателями наших традиций, нужн...

Методическая разработка программы работы кружка по подготовке руки к письму для старшего дошкольного возраста

Программа работы кружка по подготовке руки к письму для старшего дошкольного возрастаОрлова Ольга Викторовна Актуальность«История письма ребенка начинается значительно раньше того...

Методическая разработка программы работы кружка по подготовке руки к письму для старшего дошкольного возраста

Методическая разработка программы работы кружка по подготовке руки к письму для старшего дошкольного возрастаАктуальность«История письма ребенка начинается значительно раньше того моме...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Проект «Здоровье детей – в наших руках!»

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.Для всех детей с ОНР характерна общая моторная неловкость. ...