Доклад на педсовете "Стрессоустойчивость педагогов"
методическая разработка на тему

Компаниец Татьяна Викторовна

В данном материале к педсовету говорится об эмоциональном выгорании педагогов, их фазах и редукции профессиональных достижений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эмоциональное здоровье педагогов.

        Здоровый педагог – здоровый ребенок.

        «Здоровье дороже всего» - гласит народная мудрость. И вряд ли найдется человек, способный оспорить её.

        Вслед за И.В. Дубровиной всё большее число авторитетных психологов сегодня признают, что психологическое здоровье (эмоциональное благополучие, внутренний душевный комфорт, чувство защищенности). Все чаще звучат призывы к широкому применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми. Однако сохраняется существенный разрыв между уровнем теоретических знаний и реальным внедрением их в педагогическую практику.

        Хотя проблема охраны и укрепления психического здоровья дошкольников не является ещё до конца разработанной, однако сегодня уже найдены некоторые подходы к её решению.

В их числе:         - создание в группах детского сада безопасной атмосферы, рождающей у воспитанников чувство защищенности, доверия к миру, повышение у детей самооценки, формирование позитивной Я-концепции, развитие детского творчества, коммуникативных умений и др.

        Значимы и такие «тропы» к сохранению психологического здоровья, как формирование способности к сопереживанию, умений осуществлять просоциальные акты поведения, повышение у ребенка уровня самовосприятия.

        В числе особо важных условий психологического здоровья детей – педагогическое общение, основанное на отношении к ребенку как самоценности, сопричастности к нему, на духовной близости с детьми. Во многом здоровье воспитанников дошкольного учреждения определяется педагогом, его здоровьем – не только физическим, но и психологическим.

        Профессиональная деятельность педагога дошкольного образования характеризуется значительными нагрузками на психоэмоциональную сферу личности. Большая часть дня протекает в эмоционально-напряженной обстановке: эмоциональная насыщенность деятельности, постоянная концентрация внимания, повышенная ответственность за жизнь и здоровье детей. Напряженные факторы такого рода оказывают влияние на эмоциональное и физическое самочувствие педагога: появляются нервозность, раздражительность, усталость, разного рода недомогания. Профессиональный долг педагога обязывает принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева, возмущения, недовольства, отчаяния, однако внешне сдерживание эмоций, когда внутри протекает бурный эмоциональный процесс, не приводит к успокоению, а, наоборот, повышает эмоциональное напряжение и негативно сказывается на здоровье.

        В последние 20 лет интерес исследователей привлекает специфический вид профессионального заболевания лиц, работающих с людьми.

        Выяснилось, что представители данных профессий подвержены симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения – синдром эмоционального выгорания.

        Термин был введен американским психиатром Ж. Дж. Фрейденбергом в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровья людей, находящихся в интенсивном общении с клиентами в эмоционально нагруженной атмосфере. В настоящее время эмоциональное выгорание понимают – это как механизм психической защиты, выработанной личностью в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.

        Этот синдром включает в себя три основные составляющие:

                                                            эмоциональную истощенность,

                                                            деперсонализацию,

эмоциональное выгорание                            редукцию профессиональных достижений

Эмоциональное истощение – проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения

                                        и в чувстве опустошенности, усталости, исчерпанности своих

                                        эмоциональных ресурсов. Происходит потеря интереса к

                                        работе, человек чувствует, что уже не может отдаваться

                                        работе с таким же воодушевлением как раньше, он как бы

                                        израсходовал свою психическую энергию без остатка.

Деперсонализация – связана с возникновением равнодушного и даже негативного отношения

                        к людям, с которыми работает специалист, циничного отношения к труду

                        и объектам своего труда.

                        Это проявляется в бесчувственном, негуманном отношении к сотрудникам,

                        детям. Контакты с сотрудниками становятся формальными,

                        обезличенными. Возникающие негативные установки могут иметь

                        поначалу скрытый характер и проявляется во внутренне сдерживаемом

                        раздражении, которое со временем прорывается наружу и приводит к

                        конфликтам.

Редукция профессиональных _        

достижений – возникновение у работников чувства некомпетентности в своей

                        профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней. Проявляется это в

                        негативном восприятии себя как профессионала, недовольстве собой,

                        негативном отношении к себе как к личности и, главное, формальном

                        выполнении профессиональных обязанностей.

        Профессиональное выгорание – динамический процесс, возникающий поэтапно, в соответствии с механизмом развития стресса. Выделяют три основные стадии (фазы) развития выгорания:

1 – Нервное (тревожное) напряжение (легкая форма), которое создают хроническая психо-эмоциональная атмосфера, повышенная ответственность, трудность контингента;

2 – Резистенция, то есть сопротивление (затяжная форма) – человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений;

3 – Истощение (хроническая форма) – истощение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным.

        Педагоги детского сада подвержены эмоциональному выгоранию. На развитие эмоционального выгорания оказывает влияние (наряду с другими факторами) стаж педагогической деятельности.

Эмоциональное выгорание.

I фаза

Нервное (тревожное) напряжение

II фаза

Резистенция

III фаза

Истощение

Выражена у специалистов дошкольного образования в период от 6 до 10 лет «нахождения в профессии»

Наиболее представлена у категории с небольшим педагогическим стажем работы (1-5 лет)

Проявляется на эмоциональном и физическом уровнях, наиболее выражено у категории педагогов с наибольшим педагогическим стажем, особенно в период от 6 до 10 лет работы

37%

педагогов, находятся в стадии формирования

52%

признаки стадии формирования данной фазы

32%

формируется

14%

является сформированной

29%

стадия является сформированной

13%

сформировалось

        Специализация педагога дошкольного образования также оказывает влияние на развитие фаз синдрома эмоционального выгорания. Выявлено, что наиболее подвержены данному синдрому воспитатели – у 44% - наблюдаются симптомы фазы резистенции; у 27% - налицо все признаки фазы истощения.

        Среди категории «воспитатели» наиболее подвержены эмоциональному выгоранию лица с небольшим стажем работы (5 лет) – у 55 % - наблюдаются проявления фазы резистенции; у 31% - она уже сформировалась.

        Фаза истощения наиболее выражена у педагогов с большим стажем работы – от 21 года и выше        34-35%.

Симптомы эмоционального выгорания у педагогов детского сада:

Наиболее выраженные

  • неадекватное избирательное эмоциональное реагирование и редукция профессиональных обязанностей;
  • переживание психотравмирующих обстоятельств;
  • эмоционально-нравственная дезориентация;
  • расширение сферы экономии эмоций;

  • психосоматические нарушения

около 80%                - ухудшение психического и физического самочувствия;

                        - нарушение сна;

                        - усталость, недомогание в конце рабочего дня.

у 41% из них ухудшается настроение даже при мыслях о работе

-повышается давление, головная и сердечная боли, ухудшение здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад" Формы работы педагога с родителями"

С помощью этого доклада можно выбрать наиболее приемлемый метод работы с родителями или выбрать их несколько...

Доклад ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА, КАК ВОЗМОЖНОСТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОВСЕДНЕВНОЙ ПРАКТИКИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ДОУ

Доклад участника V Городской научно-правтической конференции "ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В МОСКОВСКОМ МЕГАПОЛИСЕ"Тема: " ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА, КАК ВОЗМОЖНОСТЬ ...

Доклад на совете педагогов « Формирование безопасного поведения у детей 5-6 лет»

Актуальность темы – «Безопасность дошкольников» обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, важно...

Доклад - сообщение для педагогов на тему: "Загадка как средство развития мышления и речи".

Загадка является как средством воспитания, так и средством обучения и развития детей....

Доклад для молодых педагогов "Психологические особенности детей дошкольного возраста"

Рост и развитие ребёнка протекает неравномерно. Процесс идёт то быстрее, то медленнее, причём включает в себя периоды резких перемен, скачкообразных переломов. Каждому новому этапу может предшествоват...

Доклад к совету педагогов. Тема : «Работа с родителями по пропаганде здорового образа жизни»

Доклад к совету педагогов на тему "Работа с родителями по пропаганде ЗОЖ"...

Доклад "ИКТ -компетентность педагога-требование профессионального стандарта педагога"

Доклад"ИКТ -компетентность педагога-требование профессионального стандарта педагога"...