Применение ИКТ в сфере здоровьесбережения и здоровьеформированияздорового образа жизни в рамках взаимодействия с семьей.
статья на тему

Рогозина Наталья Владимировна

В докладе освещается роль применения ИКТ (МИМИО-проекты, презентации) в укреплении и сохранении общего здоровья ребенка и возможностей формирования в сфере здоровьесбережения и здоровьеформированияздорового образа жизни в рамках взаимодействия с семьей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение ИКТ в сфере здоровьесбережения и здоровьеформированияздорового образа жизни в рамках взаимодействия с семьей.

ДОКЛАД

Здоровье - это состояние полного физического, психического

и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или

 физических дефектов Утверждает Всемирная организация здравоохранения.

« Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

(В. А. Сухомлинский).

На современном этапе требуется внедрение новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Это нашло отражение во многих документах, которые приняты правительством Российской Федерации. Следовательно, творческим педагогам, стремящимся идти в ногу со временем необходимо изучать возможности использования и внедрения, новых информационно-коммуникационных технологий в свою практическую деятельность, так как внедрение новых информационных и коммуникативных технологий сегодня является одним из важнейших ресурсов повышения эффективности образовательного процесса.

Для этого создана система здоровьесбережения в ДОУ в которую входят:

различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам, на время каникул);

комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по “дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия; хождение босиком,посещение водолечебницы, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика);

физкультурные занятия всех типов;

оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки)  и инновационные технологии оздоровления и профилактики (ритмопластика, логоритмика, сухой бассейн, массажёры, тактильные дорожки);

организация рационального питания;

медико-профилактическая работа с детьми и родителями;

соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса;

комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.

Реализация инновационных здоровьесберегающих технологий в оздоровительной деятельности проходит через:

  1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья -  это Утренняя гимнастика, динамические паузы, гимнастика для глаз, подвижные и спортивные игры, Технологии эстетической направленности, а так же все виды гимнастик(пальчиковая, дыхательная, коррегирующая), Релаксация, Психогимнастика.

Утренняя гимнастика  вырабатывает у детей привычку каждый день по утрам выполнять физические упражнения. Со временем эта полезная привычка переходит в потребность, тем самым прививается культура здорового образа жизни у дошкольников.
Развитие умения выполнять упражнения в соответствии с ритмом и
темпом музыки, умения отразить характер музыки в движении.

Динамические паузы  проводятся с целью изменить деятельность детей и с этим ослабить утомление организма ребенка, а затем снова переключить их на продолжительное занятие.

При проведении Гимнастики для глаз  рекомендуется использовать наглядный материал (ориентиры), показ педагога. Педагоги используют в работе такие гимнастики, как «Крошка Енот», и Тренажер Базарного В.Ф., которые способствуют улучшению координации движений глаз, развитию слаженных движений, снимает статическое напряжение с мышц глаз. Улучшает кровообращение. При этом выполняются задания по указанному направлению.

Подвижные и спортивные игры имеют важное значение в образовательном, воспитательном, оздоровительном и эмоциональном процессе формирования личности ребенка. Используются как часть физкультурного занятия, на прогулке, в группе- малой и средней подвижности. Подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения. В детском саду используем лишь элементы спортивных игр.

Технологии эстетической направленности  реализуется на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформление помещений к праздникам.

В эту технологию входит Слушание классической музыки,  Просмотр театральных постановок, развивающих мультфильмов, сказок и т.п. используется в качестве вспомогательного средства, как часть других технологий, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя. Формируется эстетический вкус.

           

Пальчиковая гимнастика рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводиться в любой удобный отрезок времени. Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела.

Дыхательная гимнастика способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой.
Кроме того, правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.
Кроме того, дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, а также  страдающим бронхиальной астмой. Проводится в проветриваемом помещении, педагог даёт детям инструкции об обязательной гигиене полости носа. Педагогами разработана дыхательная гимнастика «Веселые предметы».

Коррегирующая гимнастика - один из видов лечебной гимнастики, направлена на осознанное сохранение и укрепление здоровья опорно-двигательного аппарата и формирование основ здорового образа жизни (как вид коррекции искривления позвоночника и плоскостопия).

Релаксация - Состояние покоя, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением. С помощью релаксации уменьшается физическое и психическое напряжение. При этом используется спокойная, классическая музыка, звуки природы.

Психогимнастика -метод, который использует движение в качестве средств комммуникации; позволяет выражать свои переживания, изображать эмоции с помощью движения, мимики, пантомимы; чувствовать свое тело, выражать свои эмоции и понимать жесты, мимику и движения других людей.

 2.Технологии обучения здоровому образу жизни проводятся с помощью физкультурных занятий и с помощью формирования представлений о здоровом образе жизни.

Физкультурные занятия (слайд 23- 25)-занятия проводятся в соответствии с программой, перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение Всем известны Виды физкультурных занятий, но я обращаю ваше внимание на физкультурно-валеологическое занятие. В физкультурном зале установлена мультимедийная установка, на  которой демонстрируются презентации, мимио-игры , Приобретено оборудование «Тисса»,что позволяет проводить занятия с фрагментами валеологического плана., и способствует  быстрому усвоению детьми программных задач, просвещения родителей и помощи педагогам.

Формирование представлений о здоровом образе жизни

Коммуникативные игры-Умение выстраивать и поддерживать хорошие межличностные отношения позволяет нам иметь широкие социальные связи, верных друзей и  счастливую семью. Развитие способностей детей к построению таких взаимоотношений может помочь предотвратить развитие проблем, таких как межличностные конфликты и одиночество.

Беседы из серии «Здоровье», как правило  включены в НОД в качестве познавательного характера : «Что такое здоровье?», «Личная гигиена», «Как правильно чистить зубы»,  «Вредные привычки», «Где живут витамины?», «Что необходимо, чтобы вырасти здоровым, смелым, умным, красивым!»,

Арт терапия -лечение искусством (Художественная, Танцевальная, Музыкальная, Игровая, Сказкотерапия, Песочная). Используется для психо-терапевтической и развивающей работы.

При Сказкотерапии   педагог может использовать  сказку в виде аудио-записи, DVD , либо это может быть презентация, игра –путешествие по сказкам, или сказка для группового рассказывания.

Игротерапия способствует развитию общения детей, могут сделать его более содержательным и выработать коммуникативные навыки. Подобные занятия способствуют развитию нормальных межличностных отношений между детьми, которые являются устойчивой внутренней характеристикой человека и во многом определяют нравственную ценность его личности. Дети сообща выполняют задания «Кто первый доберется до финиша?», «Дорожка к гончару», Собери пазл», «Найди отличия» и т.п.

Для реализации данных технологий в нашем ДОУ создана материально-техническая база.

Каждый специалист имеет в своем кабинете компьютер, ноутбук, имеется интерактивная доска, принтер, планшеты, которые используются для внедрения новых технологий.   На базе нашего ДОУ создана медиатека, активно используемая всеми педагогами и специалистами, в которую вошли разработки всех педагогов и специалистов ДОУ. Эти материалы  были объединены в группы по 5 образовательным областям:

- Социально-коммуникативное развитие (раздел «Формирование основ безопасности»);

- Физическое развитие (раздел «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни»);

- Познавательное развитие (раздел «Ознакомление с миром природы»);

- Речевое развитие (разделы «Развитие речи», «Приобщение к художественной литературе»;

- Художественно-эстетическое развитие.

       Кроме того педагогами на педсовете   «Взаимодействие педагогов и родителей в сохранении психического и физического здоровья детей» от 03.02.15г. были представлены презентации, в которых педагоги с разной точки зрения поделились опытом внедрения здоровье-сберегающих технологий в работе с детьми.

Кроме вышеперечисленного была разработана схема взаимодействия с родителями.

Для повышения эффективности сохранения здоровья, привития здорового образа жизни в работе с детьми, при взаимодействии с семьей  в нашем ДОУ широко используются mimio-проекты, презентации, сайт ДОУ и личные странички педагогов.

Работа с приставкой mimio значительно расширяет наши возможности.

Преимущество применения mimio в том, что педагоги включают их в любой этап мероприятия направленный на эффективное достижение осмысленного отношения детей к своему здоровью и здоровью своего ближайшего окружения, при объяснении нового, повторении, закреплении материала и контроля достижений.

Каждому педагогу известно, что наилучших результатов в воспитании и образовании детей можно достичь при объединении семьи и образовательного учреждения в едином информационном пространстве, подразумевающем взаимодействие и сотрудничество педагога и родителей.

Интерактивное устройство mimio включаем  в проведение родительских собраний, круглых столов, открытых занятий, мастер-классов, при проведении праздников и развлечений. Специально подобранный и переработанный материал помог обыграть и донести информацию до родителей, а также mimio-проекты, презентации позволили продемонстрировать родителям и детям важность сохранения и укрепления здоровья (как физического, так и психического, нравственного и социального),  формирования здорового образа жизни.

В результате проектной деятельности и применению ИКТ формируется внутренняя картина здоровья у дошкольников и их родителей, родители стали активными участниками в жизни наших воспитанников при подготовке и проведении спортивных мероприятий «Папа, мама, я- спортивная семья», «Спортакиады», занятий по «Контактной педагогике» и т.д. «Проект «Хочу быть здоровым» обьеденил целую тематику проектов, связанных со здоровьем:

-«Здоровое питание»;

-«Гигиена»;

-«Эмоциональное здоровье ребенка»;
              - «Безопасность»;

-«Двигательная активность» (спорт и отдых)

- «Организация и проведение прогулки».

Исходя из практического опыта своей педагогической деятельности, применение инновационных технологий (mimio устройства) и приемов (арт-терапии, сказкотерапии, игротерапии, релаксации) показало огромное преимущество применения ИКТ при взаимодействии с семьей в рамках здоровьесбережения и формирования здорового образа жизни. Решались такие задачи по взаимодействию с родителями, как:

-Развитие инициативы родителей.

-Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.

-Укрепление детско-родительские взаимосвязи и интересы.

-Развитие потребности вести здоровый образ жизни с раннего детства.

Применение ИКТ обеспечивает реализацию цели основной Образовательной программы- создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС.

Закончить доклад хочу следующим:

    Здоровье укрепляем дружно
             Ведь понимаем- это нужно!
             И способов у нас не счесть:
             Всё невозможно перечесть.
     

 Литература

1. И.Калаш. Возможности информационных и коммуникативных технологий в дошкольном образовании. М.: институт ЮНЕСКО, 2011.

2. Т.В.Калинина. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М.: сфера, 2008.

3. И.Н.Кондратьева, Д.Д.Рубашкин. Методическое пособие. Мимио: интерактив на маркерной доске. М.: ИНТ, 2010.

4. Материалы образовательного центра «ИНТОКС».

5. А.В.Туликов, И.И.Комарова, Т.С.Комарова. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. М.: Мозаика-Синтез, 2011.

6. В.И.Реброва. Мониторинг в ДОУ. Диагностический журнал наблюдений за развитием интегративных качеств детей и достижением планируемых результатов основной общеобразовательной программы (старшая группа). СПб.: ООО «Галерея проектов», 2013.

7. Справочник руководителя ДОУ. М.: Сфера, 2006.

8. Т.В.Хабарова. Педагогические технологии в дошкольном образовании. СПб. Детство-Пресс, 2011.

9. А.А.Ягодина. Методические рекомендации для педагогов-психологов по использованию информационных и коммуникативных технологий и компьютерных игровых средств в дошкольном образовании. 2-е издание. М.: ИИО РАО, 2010.

          10.Медиатека педагогов МБДОУ №51.

          11.Электронные ресурсыhttp://mimio-edu.ru/ и др.