Конспект НООД из цикла «Познай себя сам» по теме «Друзья – бактерии, враги – микробы» в подготовительной группе
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Сигалева Светлана Владимировна

Цель:         - сформировать потребность в познании вредной и полезной окружающей среды вокруг себя;

              - дать детям представление о бактериях, микробах, вирусах;

              - воспитать желание заботиться о себе и своем здоровье, вести здоровый образ жизни.

Методические приемы:      - игра «Что вредно, что полезно»;

                                               -  рассказ воспитателя о бактериях, микробах, вирусах;

- рассматривание картинок с изображением                                    благоприятной и вредной окружающей среды;

- чтение стихов.

Материал:  картинки с изображением благоприятной и вредной среды,  ковер-самолет (лоскутное одеяло), иллюстрации – игра «Что полезно – что вредно»; витаминный чай, кулек эмоций, магнитофон, костюм Айболита и Бармалея.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bakterii.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НООД  

из цикла «Познай себя сам»

по теме «Друзья – бактерии, враги – микробы»

в подготовительной  группе

МБДОУ детский сад № 17

воспитатель Сигалева С.В.


Цель:          - сформировать потребность в познании вредной и полезной окружающей среды вокруг себя;

        - дать детям представление о бактериях, микробах, вирусах;

        - воспитать желание заботиться о себе и своем здоровье, вести здоровый образ жизни.

Методические приемы:        - игра «Что вредно, что полезно»;

                                        -  рассказ воспитателя о бактериях, микробах, вирусах;

- рассматривание картинок с изображением                                    благоприятной и вредной окружающей среды;

- чтение стихов.

Материал:  картинки с изображением благоприятной и вредной среды,  ковер-самолет (лоскутное одеяло), иллюстрации – игра «Что полезно – что вредно»; витаминный чай, кулек эмоций, магнитофон, костюм Айболита и Бармалея.

Содержание

Воспитатель: «Дети, подойдите, пожалуйста, к зеркалам. Кого вы видите там в них? (ответы детей)

        Знаете ли вы, что самое дорогое на земле? (ответы детей)

        Самое дорогое на земле – это ты сам. Посмотрите на свое тело. Нравится ли оно вам? Почему? Как вы понимаете, что такое здоровье? (ответы детей)

        Что нужно делать, чтобы быть здоровым?»

Стихотворение «Что такое хорошо и что такое плохо»

Чтобы быть всегда здоровым

Бодрым, стройным и веселым

Дать совет я вам готов,

Как прожить без докторов.

Надо кушать помидоры,

Фрукты, овощи, лимоны.

 Кашу утром, суп в обед,

А на ужин – винегрет.

Надо спортом заниматься,

Умывать, закаляться,

Лыжным бегом увлекаться,

И почаще улыбаться.

Ну, а если свой обед,

Ты начнешь с кулька конфет,

Жвачкой импортной закусишь,

Шоколадкой подсластишь,

А потом на целый вечер

К телевизору засядешь,

И посмотришь по порядку

Сериалов череду.

То тогда наверняка

Ваши спутники всегда –

Близорукость, бледный вид

И неважный аппетит.

Воспитатель: «Как вы заботитесь о своем здоровье? (ответы детей)

Как хорошо быть здоровым, ведь у здорового человека все, все получается. Он весел и бодр всегда.

А вы здоровы? Путешествовать любите? Трудностей не испугаетесь? (ответы детей)

Хотите мы с вами отправимся в путешествие на ковре-самолете в сказку? (ответы детей)

Впереди нас ждут сложные задания, испытания – приведем мысли в порядок, повторяйте за мной. (массаж)

Головушка- соловушка (поглаживание головы).

Лобик – бобик (растирание лба).

Носик – абрикосик

 (закрыть глаза и попасть пальчиком в кончик носа).

Ушки – непослушки (растирание ушей).

Мысли в порядок привели, теперь необходимо подкрепиться – выпить «живой» водицы. Водица волшебная, силу придаст, потому что с травами лечебными, необыкновенными (травяной чай).

Какую травку вы почувствовали? (ответы детей).

А еще возьмем в дорогу только хорошие, положительные эмоции, какие? (ответы детей: радость, веселье, смех, хорошее настроение, улыбку, бодрость и др.)

А все отрицательные, плохие эмоции, мысли. Какие? (ответы детей: злобу, недовольство, капризы, грусть, плохое настроение и др.).

Сложим в кулек и выбросим. (спрятали плохие эмоции в кулек эмоций).

Аутотренинг

        «Мы самые добрые, радостные, веселые. Мы самые хорошие детки на свете»

 (сделали затворчики, с закрытыми глазами 3 раза).

        «А теперь в путь – дорожку снаряжайся и отправляйся» (Ковер – самолет: лоскутное одеяло. Дети ложатся, расслабляются, закрывают глаза, «летят» под спокойную музыку. Прилетели на полянку, там избушка).

Воспитатель: «Вот мы и прилетели. Интересно в какую сказку мы попали?»

                        (Воспитатель переодевается в костюм Доктора Айболита)

Дети: «Добрый Доктор Айболит,

           Он под деревом сидит»

Доктор Айболит: «Добрый день. Очень рад вас видеть»

(Вдруг шум, крик вбегает Бармалей. Бегает по залу, держится за живот, у него перебинтована рука грязной тряпкой)

Бармалей: «Ой-ой-ой! Ай-ай-ай! Ай болит, болит, болит

                  Помоги мне Айболит!»

Доктор Айболит: «Что с тобою, Бармалей?»

Бармалей: «У меня болит рука и живот ой-ой-ой! Как больно. Я вчера делал рогатку и укол руку, а сегодня объелся яблок в саду»

Доктор Айболит: «А ты руку обработал медикаментами, яблоки мыл?»

Бармалей: «Нет. Зачем?»

Доктор Айболит: «Разве ты не знаешь о микробах и вирусах, живущих вокруг нас?»

Бармалей: «Кто такие? Я их не знаю, не видел»

Доктор Айболит: «Как тебе не стыдно. Ты не знаешь таких элементарных вещей. Садись рядом с ребятками. Я вам сейчас расскажу о микробах, вирусах, бактериях.

Когда у человека грязное лицо и руки, а под ногтями просто залежи земли, это производит отталкивающее впечатление. Но главное, что грязь не только некрасивая, но опасная! Вместе с частицами земли и пыли на нашей коже скапливается множество микробов.

Почесал грязной рукой глаз – и вот, пожалуйста, глаз покраснел, начал болеть и слезится. Врач говорит «коньюктивит».

Поковырял грязным пальцем нос – на носу вырос красный рог с белой головкой – фурункул.

А уж если грязные руки забрались в рот или схватили чистое яблоко, а еще хуже, если ты ешь немытые овощи и фрукты – беду нужно ждать не сегодня, так завтра.

Иногда ребенок, выходя из туалета, видит, что на руках грязи нет. И он спокойно отправляется за стол или играть.

Но ведь микробы очень маленькие, их нельзя увидеть без микроскопа. Микробы с грязных рук могут в лучшем случае вызвать расстройство желудка и кишечника с болями в животе и поносом на пару дней, но можно подхватить и более серьезную инфекцию. Такую инфекционную болезнь называют дизентерией, а врачи ее называют «болезнью грязных рук». Причина всех инфекционных заболеваний возбудитель, невидимый глазами микроорганизм. Вирус.

Вирусы очень опасны, они вызывают серьезные инфекционные заболевания.

Любое повреждение целостности кожи – это рана. Но даже если рана не значительная, она представляет опасность. Дело в том, что с предмета, которым нанесена рана, с земли в рану могут попасть грязь, микробы и вызвать заболевание.

Что ты сделал, Бармалей, когда поранил руку?»

Бармалей: «Полизал языком, нашел на земле тряпку и завязал руку»

Доктор Айболит: «Ребята, правильно он поступил?

        Что нужно сделать, когда поранишься?»

Дети: «Рану нужно промыть кипяченой водой, смазать перекисью водорода или зеленкой, перевязать чистым бинтом»

Доктор Айболит: «Правильно, ранку надо обработать дезинфицирующими средствами: йодом, зеленкой, перекисью водорода, то есть такими средствами – веществами, которые убивают микробы. Перевязать ранку бинтиком или чистым носовым платком, чтобы в ранку не попали другие микробы.

Давайте поможем Бармалею, обработаем ему ранку на руке.» (дети самостоятельно обрабатывают рану Бармалею, под наблюдением Айболита и рассказывают, что и зачем они делают).

Ребенок: «Про микробы все сказали,

                Ноги, руки ох, устали.

                Поиграем мы с руками,

                Поиграем и с ногами.»

Физкультурная минутка:

                «Руки к верху поднимаем,

А потом их опускаем,

А потом и разведем,

И к себе скорей прижмем.

Руки к верху, в кулачек,

На затылок, на бочек.

Все присели, быстро встали

И сначала все начали.»

(2 – 3 раза)

Бармалей: «Айболит, а что-нибудь полезное из этих микроорганизмов есть?»

Доктор Айболит: «Да, это полезные бактерии, их специально разводят, выращивают специалисты-биологи, медики. С их помощью делают сыр, йогурт, кефир, лекарства.

        Бармалей, теперь ты много узнал о микробах, вирусах, бактериях. Понял, почему ты себя плохо чувствовал?»

Бармалей: «Понял. Только я запутался, где кто живет, где микробы, где вирусы, где бактерии? Ребята, помогите мне разобраться, что вредно, что полезно?»

(Дети играют в игру «Что вредно, что полезно». На фланелеграфе разглядывают картинки: красные – микробы и вирусы: мусорное ведро, грязные руки, грязная морковь, бездомная кошка, больной человек; зеленые – бактерии: сыр, йогурт, лекарства. Дети объясняют почему они выбрали ту или иную картинку.)

Доктор Айболит: «Молодцы! Что должен делать человек, чтобы не болеть, не подцепить микробы?»

(Ответы детей: закаляться, заниматься спортом, делать зарядку, есть только мытые фрукты и овощи, пользоваться платком, когда кашляешь или чихаешь – закрывать рот, смазывать ранки дезинфицирующим раствором, нельзя трогать незнакомых животных, грызть ногти, нужно мыть руки, содержать тело в чистоте. При своем рассказе дети пользуются картинками с изображением благоприятной и вредной среды.)

Доктор Айболит: «Правильно ребята. Все верно сказали»

Ребенок: «Нужно мыться непременно

        Утром, вечером и днем

        Перед каждою едою,

После сна и перед сном!»

Доктор Айболит: «И, конечно, после туалета, и после еды, если запачкаешь руки в липком или жирном, и после прогулки. Сколько же это получается?

После сна и перед сном – 2 раза, после улицы – 2–3 раза, перед едой – 3-4 раза, после туалета – 5 раз, ну еще пару разиков на всякий случай. Получается не больше 20 раз в день. Какая малость, но эта малость позволит сохранить здоровье! Уберечь себя от микробов. И выполнить главное правило: «Береги сам себя от несчастных случаев и болезней»

Ребенок: «Кто зубы не чистит, не моется мылом,

Тот вырасти может больным, хилым.

Дружат с грязнулями только грязнули,

Которые сами в грязи утоли.

Из них вырастают противные бяки,

За ними гоняются злые собаки!

Грязнули боятся воды и простуд

И никогда не растут!»

Доктор Айболит: «Теперь Бармалей, ты понял, каким невежей был?»

Бармалей: «Да, понял, я больше никогда не буду так поступать, буду правила соблюдать. И вам, ребята, советую. Спасибо тебе, Айболит!»

Доктор Айболит: «На здоровье. Я очень рад, что вы побывали у меня в гостях, много узнали о микробах, вирусах и бактериях, будете соблюдать правила и расскажите о них своим знакомым и друзьям.

А теперь нам пора!

До свидания друзья!»

(Дети отправляются обратно на ковре-самолете, Айболит переодевается, Бармалей уходит).

Воспитатель: «Вот мы и вернулись. Посмотрите, Айболит прислал нам гостинец. (Корзинка с клюквой)

Пойдемте, вымоем клюкву, руки перед едой и угостимся клюквой, которую прислал Добрый Доктор Айболит.