Главные вкладки

    роль народных подвижных игр в физическом развитии детей дошкольного возраста.
    консультация на тему

    Яворская Татьяна Николаевна

    народные подвижные игры являются не только средством физического и духовногоформирования человека, но и в первую очередь патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения.

    в данном материале подобраны народные игры, считалки, потешки, которые помогут педагогам в проведении подвижных игр.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rol_narodnyh_igr.docx22.53 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                    Муниципальное  дошкольное

                                                    Образовательное учреждение

                                                    Детский сад

                                                    Комбинированного вида№12

                                                    Муниципального образования

                                                    Города – курорта Анапа.

                                                    Инструктор по физической культуре

                                                    Яворская Татьяна Николаевна.

    Роль  народных  подвижных  игр  в  физическом  развитии

    Детей  дошкольного  возраста.

                                                              «Игры – путь детей к познанию мира, в котором они

                                                              Живут и который призваны изменить».

                                                                                                М. Горький.

    Находится в движении, особенно для детей дошкольного возраста, является насущной потребностью, обусловленной возрастными анатомическими особенностями, связанными с окостенением  позвоночника. Это стремление детей к движению лучше использовать в подвижных играх, регулируя нагрузку на организм.

    Исследования ученых показали, что двигательную активность, влияющую на здоровье и жизнедеятельность человека, необходимо прививать в раннем детском возрасте, формируя одновременно физическую и умственную активность, укрепляя здоровье. Именно развитость движений  может служить показателем нервно – психического развития детей дошкольного возраста.

    По своей природе игра многофункциональна, оказывает разностороннее влияние на детей и способствует развитию гармоничной личности.

    Во время игры дети всегда непосредственны, эмоциональны. Поэтому при умелом проведении подвижных игр, наряду с физическим развитием, проявляется их большое воспитательное значение.

    У детей развиваются сообразительность, внимательность, дисциплинированность, чувство здорового соперничества, вырабатывается инициатива и самостоятельность, а в командных играх – чувство товарищества, ответственности, желание сделать всё для общей победы команды.

    Игры разных народов позволяют определить действительное значение национальных традиций каждого народа в развитии игровой деятельности, выявить самобытность и многообразие национальных форм игр, а вместе с тем общность их основного содержания и идейной направленности.

    Национальная форма подвижных игр выражается в том, что по своему происхождению и  развитию она является характерной для конкретной нации, определена общественно – историческим её развитием, своеобразием быта, культуры, традиций.

    В принципе, многие национальные игры по своим правилам и содержанию напоминают  нам уже хорошо известные игры, но они имеют другие названия  и несколько видоизменены. Это связано с тем, что любая игра, попадая в иную среду, в зависимости от условий бытования либо получает дальнейшее развитие, либо трансформируется в новый вариант с сохранением основного сюжета. Каждый народ вносит в игру новые элементы, выражающие самобытность культуры и характер данного народа. Например: армянская народная игра «Пастух», очень похожа на русскую народную игру «Волк во рву». А грузинская народная игра «Снятие шапки», на белорусскую народную игру «Посадка картофеля».

    Большая часть народных подвижных игр направлена на общее физическое развитие детей. Основным содержанием игр являются основные виды движений: бег, ходьба, прыжки, лазанье, метание. Кроме  этого  особое внимание уделялось уровню развития силы, ловкости, гибкости, быстроты реакции.

    Во время традиционных народных обрядов (свадьба, праздник урожая, проводы на военную службу и др.) всегда устраивались игры и состязания, связанные с проявлением ловкости, сообразительности, поднятия духа и других качеств, необходимых в жизни.

    Народные  игры  актуальны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш компьютеризированный век. Дети с  удовольствиеим  принимают в них участие. Педагогическая ценность этих игр ещё и в том, что в них много шуток, доброжелательного юмора. Умная, увлекательная игра может оказать большее воспитательное влияние,  чем длительные и монотонные словесные замечания. Народные игры не требуют специального игрового оборудования. Их можно проводить в любое время года, в различных ситуациях повседневного общения с ребенком, во время досугов и развлечений.

    Во многих играх важная роль отводится  водящему, который своим поведением оказывает влияние на играющих. Поэтому  желательно, чтобы в роли водящего побывало как можно больше детей. Выбор первого водящего может сразу создать ту или иную атмосферу начала игры и влиять на весь её ход. Для выбора водящего могут служить переходящие из поколения в поколение считалки, когда на каждого играющего приходится по одному слову:  на кого выпало последнее слово – тому и водить. Также можно использовать существующие наравне со считалкой жеребьевки, особенно при разделении детей на команды, когда каждому ребенку задается вопрос: например красное яблочко или золотое блюдечко? Ниточка или иголочка? Вершки или корешки?

    Но еще до начала подвижной игры и проведения считалок необходимо определить цель каждой игры, её длительность и величину физической нагрузки, выпадающей на ребенка в процессе игры. Народные игры должны быть общедоступными и увлекательными как по своему содержанию, так и по форме, но никак не утомительными для ребенка.

    Народные подвижные игры являются не только средством физического и духовного формирования человека, но в первую очередь патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения.

    Казачья народная игра  «Казаки и  казачки».

    Задачи: знакомить  с народными играми казаков, с их традициями,  укладом жизни, направленными на воспитание терпения, ловкости, патриотического духа казаков.

    Цель: развивать физические качества, внимание, выдержку, быстроту реакции.

    Ход игры:  мальчики – казаки. Девочки – казачки.

    Казаки строятся шеренгой и уходят.

    Казачки не спеша идут за ними, при этом пританцовывают, воображают, кривляются со словами:

    Казаки ушли в поход

    А казачки у ворот

    Завертелись, закружились

    «Гопака» плясать пустились.

    Казаки резко поворачиваются:

    Что за шум тут? Что за гам?

    Ну – ка быстро по домам!

    После этих слов «казачки» разбегаются, «казаки» - догоняют.

    Правила игры: девочки не убегают, а мальчики не догоняют, пока не произнесены  последние слова.

    Кубанская частушка:    Топ, топ гопачек

    Вышел в круг казачек.

    Вин ногой туды  – сюды

    Тай отправился к соби.

    Грузинская  народная  игра  «Снятие  шапки».

                           (Кудис агеба).

    Задачи: знакомить детей с народными играми жителей Кавказа, отличающихся своими  острыми  сюжетами, духом состязания.

    Цели: воспитание коллективизма, чувства ответственности, а также ловкости, внимательности, укрепление мышц ног.

    Ход игры.   На одном конце игровой площадки у стартовой линии на расстоянии

    3 -4м. друг от друга выстраиваются две колонны играющих. Напротив каждой из них в землю втыкаются по 2 палки (или ставятся стойки высотой 1м.): ближние на расстоянии 2 – 3м, дальние – 7 – 8м. от стартовой линии. На дальние палки вешаются по одной шапке.

    Первые игроки обеих команд по сигналу бегут в дальний конец площадки, снимают шапки с палок, возвращаются к палкам у стартовой линии и вешают шапки на палки. Затем подбегают к последующему игроку своей команды, касаются ладони его вытянутой руки и становятся в конец колонны.

    Последующие игроки команд быстро бегут вначале к ближним палкам, снимают с них шапки, затем бегут к дальним палкам и вешают на них шапки. После этого они возвращаются к стартовой линии, чтобы коснуться рукой ладони следующего игрока своей команды, и так далее, пока все дети не примут участие в игре.

    Правила игры:

    - дети делятся на команды с помощью жеребьевки например:

    Конь вороной остался под горой.

    Выбираешь  какого коня:

    Сивого или златогривого?

    - последний игрок вступает в игру лишь после того, как его руки коснется предыдущий

    - если игрок уронит шапку, он обязан подобрать её и повесить на палку.

    Белорусская  народная  игра  «Михасик».

    Задачи: знакомить детей с играми славянских народов, в которых отражены сельскохозяйственные сюжеты, культовые и бытовые  обряды.

    Цели:  развитие ловкости, внимания, координации.

    Ход игры:  для проведения игры  по кругу ставятся столько пар лаптей, сколько  участников. Ведущий произносит слова:

    - Ты Михасик, не  зевай, лапоточки обувай, обувай! (Убирает одну пару лаптей).

    После этих слов все участники подскоками, легким бегом, или шагом белорусской польки (игру можно проводить под музыку) движутся по кругу.

    С окончанием музыки (или по сигналу) все останавливаются и каждый старается быстрее обуть лапти. Ребенок, оставшийся без лаптей, выбывает из игры.

    Игра продолжается до тех пор, пока останется один игрок. Он и считается победителем.

    Правила игры:

    - игроки обувают лапти только по сигналу (или по окончании музыки);

    - двигаться по кругу, составленному из лаптей, надо с его наружной стороны.

    Считалка:        Я куплю себе дуду

    И по улице пойду.

    Громче,  дудочка, дуди:

    Мы играем, ты – води.

    Армянская народная игра «Пастух».

    Задачи: знакомить детей с играми народов Кавказа. Через игру передавать национальные традиции.

    Цель игры:         воспитание смелости, коллективизма;

    Развитие внимания, ловкости, быстроты реакции.

    Ход игры: На игровой площадке чертится линия – ручеёк, по одну сторону от которого собираются выбранные пастух и овцы, по другую сидит волк. Овцы стоят позади пастуха, обхватив друг друга за пояс.

    Волк обращается к пастуху со словами: «Я волк горный, унесу!» Пастух отвечает: «А я пастух смелый, не отдам». После этих слов пастуха волк перепрыгивает через ручеек и старается дотянуться до овец. Пастух, расставив руки в стороны, защищает овец от волка, не давая ему возможности дотронуться до них. В случае удачи волк уводит добычу с собой.

    Игра начинается сначала,  но меняются роли.

    Правила  игры: волк переходит линию только после слов пастуха «не отдам»;

    Овца, до которой дотронулся волк, должна без сопротивления идти за волком.

    Армянская считалочка: Ала баланица (Алла – баловница)

    Дус каданица! (Дуську боится).

    Эй, гедеванчо! (Эй, где ты Ванька)

    Раз капитанчо! (Разбуди Таньку)

    Паланчо!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья "Роль народных игр в воспитании и развитии детей дошкольного возраста"

    Статья раскрывает значение народных игр и народной культуры в воспитании и развитии детей дошкольного возраста....

    Подвижные игры в физическом развитии детей дошкольного возраста

    В статье дана классификация подвижных игр и их роль в физическом развитии детей дошкольного возраста...

    Подвижные игры в физическом развитии детей дошкольного возраста

    В статье дана классификация подвижных игр и их роль в физическом развитии детей дошкольного возраста...

    Консультация для родителей на тему: «Русские народные подвижные игры в физическом воспитании детей дошкольного возраста»

    Народные игры в детском саду являются  неотъемлемой частью поликультурного, физического, эстетического воспитания детей. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них форми...

    «Роль подвижной игры в физическом развитии детей дошкольного возраста ».

    Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности....

    Роль народных подвижных игр в физическом развитии детей дошкольного возраста.

    Народные подвижные игры являются не только средством физического и духовногоформирования человека, но и в первую очередь патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения....