ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ИЗ ЦИКЛА «ПОЗНАЙ СЕБЯ»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Лисогор Оксана Михайловна

Цель. Дать элементарные представления об органах слуха, дать понятия об основных функциях уха, уточнить, что уши у всех имеют разную форму,  как у человека, так и у животных; учить через опытно-экспериментальную деятельность различать силу, высоту, тембр звуков; закрепить знания о правилах ухода за ушами. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. Обучение элементам  самомассажа ушной раковины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_dokument_microsoft_office_word.docx10.56 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная  школа №9 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск

Самарской области

Структурное подразделение « Детский сад « Родничок»

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

 ИЗ ЦИКЛА «ПОЗНАЙ СЕБЯ»

Подготовила и провела

Воспитатель

ЛИСОГОР

Оксана Михайловна

г.о. Новокуйбышевск, 2015

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

 ИЗ ЦИКЛА «ПОЗНАЙ СЕБЯ»

«СЛУШАЙ   ВО ВСЕ  УШИ !»

Цель. Дать элементарные представления об органах слуха, дать понятия об основных функциях уха, уточнить, что уши у всех имеют разную форму,  как у человека, так и у животных; учить через опытно-экспериментальную деятельность различать силу, высоту, тембр звуков; закрепить знания о правилах ухода за ушами. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. Обучение элементам  самомассажа ушной раковины.

Словарь: ушная раковина,  среднее ухо, внутреннее ухо, барабанная перепонка, молоточек, наковальня, стремечко, глухие или слабослышащие люди,  слух, звук, голосовые связки.

Материал. Игрушка – Чебурашка, письмо. Модель: строение уха. Рисунки: уши медведя, слона, Чебурашки, человека, белки, зайца; основные правила ухода за ушами;  к д/игре «Ухаживаем за ушами»; к загадке об ушах. Набор музыкальных инструментов: гитара, металлофон, барабан, дудочка, треугольник, бубен, маракас. Иллюстрации: к сказке «Три медведя». Картины: дельфина, кита, ежа, волка, кузнечика.

 

Предварительная работа:

  • Обучение элементам  самомассажа ушной раковины.
  • Рассматривание иллюстраций одного из органов слуха – ушей.
  • Дидактические и подвижные игры:
  • «Поиск сокровищ»
  • «Птичьи песни»
  • «Что это за звук?»
  • «Испорченный телефон»
  • «Кто позвал?»
  • «Угадай, где можно услышать такие звуки?»
  • «Угадай по звуку, что в баночке лежит?»
  • «Определи по звуку» и др.

Цель: развивать слух, слуховое внимание, учить различать звуки.

  • Беседа с детьми «Телевизор: хорошо или плохо?» (газета «Детский сад со всех сторон», май 2002г, с.14)
  • Сюжетно-ролевая игра «Больница» - Принимает врач ЛОР.

Ход занятия:

Дети стоят возле воспитателя.

Воспитатель: Ребята, у нас новость. К нам пришло письмо: «Я спешу к вам в гости. Угадайте, кто я. У меня уши не самые большие, не самые длинные, не на макушке, не с кисточками».

(Детям предлагается рисунок: уши слона, уши белки, уши медведя, уши Чебурашки, уши зайца).

Воспитатель: Кто же это такой? (ответы детей).

Воспитатель: А как вы догадались? (ответы детей)

Воспитатель:  А вот и наш гость. Проходи, пожалуйста. Чебурашка, тебя дети узнали по ушам. Они у тебя такие красивые, мягкие, большие. А что ты ими делаешь?

Чебурашка: Не знаю.

Воспитатель: Для чего они тебе?

Чебурашка: Не знаю.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, для чего нужны уши? (Ответы детей).Чебурашка, а ты хотел бы узнать?  Тогда садитесь поудобнее, сейчас мы с вами поговорим про уши и зачем они нам всем нужны.

Воспитатель: Правильно, с помощью ушей мы с вами слышим. А что  можно услышать? (Ответы детей).

Воспитатель:  Правильно, мы слышим звуки. Они могут быть большими и сильными, как волны на море во время шторма. А могут быть маленькими, едва заметными, как круги от камня, упавшего в лужу. Звуковые волны проходят через воздух и воду, через твердые предметы: двери, стены. Вот и сейчас  вы слышите посторонние звуки. Игра «Кто, что слышит?» - на развитие слухового внимания. (Ответы детей)

Воспитатель: Хотите узнать ,что такое звук?. Давайте проведем опыт. Будьте внимательны. Слушайте и смотрите.(Воспитатель берет гитару и перебирает все струны, а затем бросает одну струну, оттягивает и резко бросает, слушаем звук и видим дрожание струны). От того, что дрожит струна, появляется звук. Сейчас мы проверим, так ли это. Возьмите бумажный листок, сверните в трубочку и подуйте в него. Что вы чувствуете? Бумажная трубочка дрожит, пальцам стало  щекотно. Звук заставляет дрожать бумажную трубочку, а трубочка щекочет пальцы. Почувствовали?

Воспитатель: Теперь давайте прислушаемся к своему телу. Ладонями обхватим свое горло и произнесем свое имя и фамилию. Внутри горла что-то дрожит. Это дрожат голосовые связки. А теперь давайте послушаем, как наш голос  по-разному звучит. Мы сами можем менять наш голос, сделать его тихим и громким, глухим и звонким, низким и высоким. (Дети экспериментируют)

Воспитатель: В сказке «Три медведя» все герои разговаривали по –разному. Как  говорили медведи в сказке одну и ту же фразу: «Кто хлебал  из моей чашки?». А ваши внимательные ушки услышат  разницу. (Воспитатель предлагает трем детям произнести  фразу, представляя героев сказок – Дети отгадывают.)

Воспитатель: С одним заданием вы справились легко, а сумеете ли вы определить инструменты по звучанию?

Проводится игра «Угадай по звучанию». За ширмой звучат музыкальные инструменты – металлофон, барабан, дудочка, треугольник, бубен, маракас. Дети должны отгадать, какой инструмент звучал.

Воспитатель: Благодаря чему мы слышим прекрасные звуки? (Ответы детей:слышим мы эти звуки благодаря нашим ушам.) А как вы думаете, сколько ушей у человека? (ответы детей)

Воспитатель: (Воспитатель выставляет схему – плакат на мольберт.) Нет, на самом деле не два, а шесть. Только два  видимых, а четыре невидимых, спрятанных внутри. Ушная раковина лишь собирает звук и направляет его в слуховой проход. Там дальше прячутся еще среднее ухо, а за ним и внутреннее. Так что у нас не два уха, а целых шесть! В конце слухового прохода есть тонкая пленочка. Она называется барабанной перепонкой. Мы начинаем слышать, когда звуковые волны достигают барабанной перепонки и давят на нее. За перепонкой находится среднее ухо. Оно состоит из трех маленьких косточек: молоточка, наковальни и стремечка. Когда звук давит на барабанную перепонку, она начинает дрожать, это передается молоточку, от него звук передается на наковаленку, а оттуда на стремечко. Дальше расположено внутреннее ухо, оно похоже на домик улитки. Его так и называют ушной улиткой. Внутри улитка заполнена жидкостью. Когда стремечко давит на улитку, жидкость приходит в движение. Слуховой нерв воспринимает этот сигнал и отправляет в мозг. Мозг очень быстро переводит этот сигнал и … о радость! Вы услышали голос мамы или героя любимого мультика. Человек с нормальным слухом слышит  шаги лишь в 5 м от себя, волк за 50 м. Отличным слухом  обладают ежи, дельфины, киты. У большинства животных уши располагаются на голове, как и у человека. Но вот у кузнечика он расположены на передних ногах, которыми они двигают, чтобы прислушаться, а у рыб уши располагаются по бокам.

Чебурашка: Чтобы слух был  хорошим, я научу вас делать  массаж ушей.

Массаж уха ( по китайской медицине):

  • Загибание вперед ушных раковин: быстро загнут вперед всеми пальцами, прижать, резко отпустить. (Способствует  улучшению самочувствия всего организма.)
  • Оттягивание ушных раковин: кончиками большого и указательного пальцев потянуть вниз обе мочки ушей 5 – 6 раз. (Полезно при закаливании горла и полости рта)
  • Массаж козелка: захватить большим и указательным пальцами козелок. Сдавливать, поворачивать его во все стороны в течение 20 – 30 секунд. (Массаж стимулирует функцию надпочечников, укрепляет нос, горло, гортань, помогает при аллегри.)
  • Растирание ушей ладонями.

Воспитатель: Ребята,  иногда  люди не слышат. Как мы называем таких людей? ( глухими или слабослышащими). Давайте с вами закроем уши (дети закрывают уши). Понравилось вам ничего не слышать? Да, очень неприятно жить без слуха. Слух для человека – это большая ценность. Чтобы уши не болели и слух оставался  хорошим, нужно знать и выполнять основные правила: (детям предлагаются иллюстрации- схемы, они их рассматривают)

-  Как вы думаете, какие?

  • не ковырять в ушах разными предметами.
  • не допускать попадания воды в уши.
  • защищать уши от сильного ветра.
  • защищать уши от сильного шума.
  • очень сильно не сморкаться.

Подарить правила  Чебурашке.

Чебурашка читает стихотворение  Э. Машковской:

- Доктор, доктор,

как нам быть?

Уши мыть или не мыть?

Если мыть, то как нам быть?

Часто мыть или пореже?

Отвечает доктор: «Еже!» -

Отвечает доктор гневно:

«Еже-еже-ежедневно!»

Чебурашка задает задание детям: А как надо чистить уши? Внимательно рассмотрите рисунки и выберите правильный ответ (умываться, спички, спица, скрепка, карандаш, гвоздь, шпилька, ватная палочка) Рисунки на мольберте.  Обоснованные ответы детей.

Чебурашка напоследок загадывает загадку «Две куколки на кровельки сидят»

Дети отгадывают: УШИ.

В свободной деятельности можно поиграть в игры на развитие слухового внимания, слуха:

«Испорченный телефон»

«Кто позвал?»

«Угадай, где можно услышать такие звуки?»

«Угадай по звуку, что в баночке лежит?»

«Определи по звуку» и др.

Используемая литература:

  • В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова  Конспекты занятий в старшей  группе детского сада, Познавательное развитие, Воронеж, ТЦ Учитель, 2004.
  • Л.Ф. Тихомирова  Упражнения на каждый день: Уроки Здоровья для детей 5- 8 лет, Ярославль,  Академия развития, 2002.
  • Азбука Здоровья в картинках под ред. О.Корчагиной , М: Русское энциклопедическое  товарищество, 2004.
  • Добро пожаловать в экологию! Часть II. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. / Сост. О. А. Воронкевич. – СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004.
  • журнал «Дошкольное воспитание» № 3 / 2000.
  • газета «Детский сад со всех сторон», май 2002.
  • М.Ю. Картушина Зеленый огонек Здоровья, СПб: «Детство – Пресс», 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по валеологии «Чтобы глазки видели» из цикла ««Познай себя » в старшей группе.

Цель: Дать детям представления об органах чувств, как наших помощниках в познании окружающего мира. Показать, какую роль зрение играет в жизни человека. Познакомить детей с тем, что вредно и пол...

Занятия из цикла "Познай себя" для детей 2 младшей группы

Занятия из цикла "Познай себя" для детей 2 младшей группы...

Конспект НОД по познавательному развитию Итоговое по циклу: «Познай себя» Тема: «Уши – наши помощники»

Цель: закрепить знания об органах слуха, через игровую, опытно – экспериментальную деятельность....

Конспект занятия из цикла «Познай себя» во второй младшей группе.

Конспект занятия из цикла «Познай себя» во второй младшей группе....

Конспект НОД по познавательному развитию Итоговое по циклу: «Познай себя» Тема: «Уши – наши помощники»

Цель: закрепить знания об органах слуха, через игровую, опытно – экспериментальную деятельность....

Конспект занятия из цикла «Познай себя» во второй младшей группе

Конспект занятия из цикла «Познай себя» во второй младшей группе...