ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
статья на тему

Статья исследует проблему формирования представлений о здоровом образе жизни у  дошкольников, подчеркивая  значимость  данного аспекта в воспитании детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

    Тема здоровья детей волнует всех. Проблема ухудшения  здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. По результатам последних исследований число здоровых детей  снизилось на 8,1%. На состояние здоровья детей влияют многие негативные факторы: экологическая обстановка, снижение уровня жизни и социальных гарантий для детей. Но отечественные и зарубежные ученые давно установили, что здоровье человека лишь на 7-8 % зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и нужно уделять как можно больше внимания в дошкольном учреждении. Ведь дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья, когда идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Данная задача включена в раздел «Физическое развитие» ФГОС дошкольного образования, который направлен на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия; формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни.

    Еще древние философы  утверждали, что сам человек должен думать, заботиться о своем здоровье, о благосостоянии и стремиться поддержать его. От этого зависит человеческое счастье.

     Илья Ильич Мечников считал: самое главное — научить человека правильному, безошибочному выбору в любой ситуации только полезного, содействующего здоровью и отказу от всего вредного.
   В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения определение понятия здоровье: «...состояние полного, физического, душевного социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

     В 1968 году ВОЗ приняла следующую формулировку: "Здоровье - свойство человека выполнять свои функции в изменяющейся среде. Здоровье бывает физическим, психическим и нравственным».

    Академик Ю.П.Лисицын считал, что «здоровье человека не может сводиться лишь к констатации отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта. Здоровье - состояние, которое позволяет человеку вести неестественную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции, прежде всего трудовые, вести здоровый образ жизни, то есть испытывать душевное, физическое и социальное благополучие».

Таким образом, понятие здоровья отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог взаимодействия человека и среды обитания.

    Б.Н.Чумаков характеризует здоровый образ жизни, как «активную деятельность людей, направленную, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом должно учитываться то, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Формирование здорового образа жизни является главным звеном первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменения стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями».

    Поэтому важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье - самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.

    Компоненты здорового образа:

  • Оптимальный двигательный режим.  Необходимо поддерживать естественную потребность ребенка в движении, способствовать развитию основных двигательных качеств.
  • Рациональное питание. Правильное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а также сохранение здоровья.
  • Закаливание. Эффективное средство укрепления здоровья человека. Неоспорима его роль в профилактике простудных заболеваний, оно повышает неспецифическую устойчивость организма к инфекционным заболеваниям, усиливая иммунные реакции.
  • Личная гигиена. Сохранение и укрепление здоровья невозможно без соблюдения правил личной гигиены - комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой и обувью.
  • Положительные эмоции.

    Формы, методы и приемы работы самые разнообразные. Это экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, занятия-беседы, разнообразные дидактические и развивающие игры, игровые упражнения, эксперименты и опыты, видео и аудиозаписи, спортивные праздники и досуги.

Организованная деятельность содержит познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения). Постепенно ребенок накапливает опыт сохранения и поддержания здоровья, овладевает соответствующей компетентностью, стремится проявлять ее.

    Основным результатом работы по воспитанию потребности к здоровому образу жизни у детей является то, что к концу дошкольного возраста дети способны понимать здоровье значительно, широко, как красоту, счастье, успешность, а так же осознают, что здоровье находится в их руках.

Быть здоровым — естественное желание каждого человека. Основы физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте.

Важно с самого детства формировать у человека здоровый образ жизни. Надо учить ребенка любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.

Литература 

1. Багичева Н.В., Томилова С.Д. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста в процессе их речевого и литературного развития// Образование в период детства: традиции, реальность, инновации. Международная научно-практическая  конференция, Москва-Шадринск, 2007. с.3.

2.  Билич Г.Л., Назарова Л.В. Основы валеологии: Учебник.- СПб.: Водолей, 1998.

3. Кабанов А.А., Габовская Л.П. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста. – М.: 1989.

4. Мухина В.С. Детская психология. М.: - 1985.

5. Шлозберг С., Непорент Л. О здоровом образе жизни: Учебное пособие. - М-СПб. – Киев: Диалектика, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад "Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников "

Статистика  заболеваемости  детей  дошкольного  возраста Комионенты  здорового образа  жизни Пути  решения  проблемы  Формы, средства  и ...

«Расту здоровым!» Технология ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У дошкольников в условиях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Цель экологического образования дошкольников – формирование начал экологической культуры - становление заботливого, бережного отношения непосредственно к окружающей среде во всем ее многообразии: к лю...

Программа по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологических знаний «Здоровье и Я».

Здоровье это не просто отсутствие той или иной болезни. Здоровье – это состояние творческой отдачи, хорошей работоспособности и эмоционального тонуса. Из всего этого и складывается благополучие ...

Титульный лист программы по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников от 4 до 5 лет «Азбука здоровья»

Программа по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников от 4 до 5 лет «Азбука здоровья» принята на педагогическом совете (протокол №1 от 23.08.2019г.), утверждена приказом за...

Титульный лист программы по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников от 4 до 5 лет «Азбука здоровья»

Программа по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников от 4 до 5 лет «Азбука здоровья» принята на педагогическом совете (протокол №1 от 23.08.2019г.), утверждена приказ...

Консультация с родителями .Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в рамках формирования основ здорового образа жизни у дошкольников."Здоровье -не все , но без здоровья -ничто".

laquo;Здоровье – не все, но без здоровья – ничто»Сократ Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Пробл...