Походы, прогулки как средство физического воспитания
консультация на тему

Богатырев Владимир Николаевич

Спорт, туризм, походы, прогулки, любая двигательная деятельность на природе, в лесу, парках, с родителями и со сверстниками, всё это часть физического воспитания, положительно влияющая на здоровье детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon turizm_pohod_kak_sredstva_fizicheskogo_vospitaniya.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Спорт, физическая культура — одни из самых эффективных средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека, профилактики психоэмоционального напряжения, а также нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения и подготовки их к защите Родины.

В период модернизации дошкольного образования педагогам ДОУ разрешено расширять   и углублять сеть   образовательных   услуг, включая   в режим   дня,   кроме программных, еще и другие виды занятий. Одним из таких новых видов может стать туризм в детском саду, который будет содействовать физическому, интеллектуальному, нравственному развитию ребенка.

Организация подобной работы в детском саду позволит углубленно решать следующие задачи образовательной области «Физическая культура»:

- расширять адаптационные и функциональные возможности детей путем развития основных органов и систем организма в ходе выполнения физических упражнений;

-совершенствовать естественные виды движений и обогащать двигательный опыт (учиться простейшим упражнениям туристского многоборья, выполнять двигательные задания педагога на ориентировку в пространстве);

-  развивать координационные способности и выносливость как основу физической подготовки ребенка — будущего туриста;

-  способствовать развитию психических процессов и расширять объем знаний в области физической культуры и туризма, краеведения;

-  формировать межличностные, в частности, дружеские отношения дошкольников в процессе игровой туристской деятельности, адаптированной к их возможностям.

В процессе решения данных задач воспитатель должен добиться, чтобы каждый ребенок почувствовал и полюбил движение, что поможет ему приобщиться к спорту, к здоровому образу жизни, а значит будет способствовать становлению позиции созидателя в отношении собственного здоровья и здоровья окружающих.

Организуя в ДОУ прогулки-походы (пешие, на лыжах, санках, самокатах, велосипедах, экскурсионных автобусах) в природное окружение, необходимо создавать условия для реализации заложенной организмом дошкольника активности, потребности в самоутверждении, предоставлять ребенку уникальную возможность развиваться, обогащать двигательный опыт, формировать у дошкольников навыки здорового образа жизни.

Разработке вариативной программы по данному направлению может помочь знакомство с дополнительной программой «Играйте на здоровье» Л.Н. Волошиной, которая позволит педагогам ДОУ найти варианты использования элементов спортивных игр и упражнений для обеспечения организованной и самостоятельной деятельности детей на привале и в различных формах физкультурных занятий и туристских развлечений. Например, в сценарии прогулки-похода «Путешествие по сказочному лесу» могут быть использованы игры из раздела программы Л.Н. Волошиной «Футбол». Юные «туристята» попадают в сказку «Колобок», где находят много мячей и играют в игры в соответствии с сюжетом сказки: «Ловкие ножки», «Ловкие ребята», «Мяч под сетку». Для старичка Лесовичка («День леса») дети исполняют танец с теннисными шариками (раздел программы -«Теннис»), преодолевают «болото» по «кочкам» ракеткам для игры в настольный теннис, чтобы собрать «бусы» (мячи для настольного тенниса) для сказочного персонажа, выполняют игровые задания из программы, продемонстрировав как «веселая ракетка мячи кидаег метко» в играх «Огрази мяч», «Подбей мяч», «Попади мячом в цель». В ходе прогулки-похода «Следопыты» игры поискового характера организовывались, с опирой на полученные знания и умения в игре «Городки». Юные следопыты ориентировались на знаки, выложенные в виде фигур: «ворота», «стрела», «самолет», «бочка» и др. При организации зимних прогулок-походов, туристских развлечений, физкультурных занятий апробированы игры из программы «Играйте на здоровье» с зимней тематикой из разделов «Лыжи», «Санки», «Хоккей», «Скольжение по ледяным дорожкам». В сценарии по сказке «Заюшкина избушка» «туриетятам» помогали навыки ведения шайбы разными способами, а игра «Забей в ворота» — для оказания помощи зайчику в изгнании лисы, занявшей его избушку. В «Поиске волшебного сундучка» участники прогулки-похода выполняли задание расчистить завал (размещенные на лесной дороге шайбы) с помощью хоккейных клюшек и т.д.

Игры с элементами спорта из программы «Играйте на здоровье» Л.Н. Волошиной воспитатели ДОУ используют на физкультурных занятиях по единому сюжету «Мы туристы», которые проводятся в виде игры под сюжетный рассказ педагога. Также в час двигательной активности на длительном привале, включаются игры и соревнования с туристской тематикой: «Ловкий турист», «Болото», «Кто самый меткий», игры с элементами спорта.

Уже первые прогулки-разведки покажут Вам положительное влияние леса на самочувствие детей, их физическое, психическое и эмоциональное благополучие. Впоследствии, прогулкам необходимо придать вид туристских: приобрести туристическую палатку, походную аптечку, компасы, рюкзаки, коврики, пластиковые мини-лыжи, снегоступы по количеству детей, участвующих в походе, пополнить атрибуты для спортивных и подвижных игр, что значительно повысит интерес детей к туризму.

Совместно со старшим воспитателем, родителями педагогами ДОУ могут быть разработаны прогулки-походы за территорию ДОУ по темам:

-  «К тайнам природы»;

-  «В мире сказок и приключений»;

-  «Лесной стадион»;

-  «Туризм и экология»;

-  «Памятники истории и культуры»;

-  «Семейный туризм»;

-  «Туристская кольцевая ДОУ».

Для обеспечения эффективности данной образовательной работы старшим воспитателем разрабатывается перспективный годовой план по работе с родителями, что позволит родителям воспитанников принимать активное участие в организованных прогулках-походах. Данное взаимодействие в системе педагог -родитель наполняет прогулки-походы новым содержанием, позволяет использовать личный пример взрослых в физическом воспитании дошкольников. Подобная работа способствует изучению педагогами положительного опыта семейного воспитания в укреплении здоровья детей и пропаганде его среди родителей воспитанников.

Изучив психолого-педагогические разработки по данной теме, мы пришли к выводу, что туризм — это не просто рекреативная физическая культура, это нечто большее, чем отдых. Туризм в детском саду — это школа жизни для маленьких воспитанников, школа мужества, ведь каждый поход требует новых знаний и умений как от педагогов, так и от дошкольников.

Детские сады, практикующие на протяжении нескольких лет подобную форму работы с детьми отмечают, что детский туризм зарекомендовал себя, как эффективная форма активного отдыха, которая позволяет при минимальных затратах времени, увеличить резервы здоровья; восстановить силы, работоспособность, расширить функциональные возможности детского организма, обогатить двигательный опыт, пополнить объем знаний в области физической культуры, туризма, краеведения.

Предлагаем Вашему вниманию творческие наработками в теоретической подготовке детей на занятиях познавательного цикла на тему «Туризм» из опыта работы МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №23″, г. Белгород.

Основы физической подготовки «туристят»

1. Развитие силы:

-  с сопротивлением партнера (упражнения в парах);

-  с преодолением веса предметов (детские штанга, гантели, набивные мячи, ядро, мешочки с песком);

-  с сопротивлением упругих предметов (эспандер, резиновый бинт);

-  с сопротивлением внешней среды (бег по траве, песку, воде, в горку, по пересеченной местности, по снегу);

- с преодолением веса собственного тела (подтягивание, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, лазание по канату, поднимание туловища или ног, выпрыгивание вверх, приседание, упражнения на гимнастических снарядах и тренажерах).

1.2. Задачи силовой подготовки

- наибольшее внимание уделять развитию мышц живота и спины;

-  чередовать упражнения, способствующие развитию    силы различных групп мышц; начинать с упражнений, развивающих более мелкие группы мышц;

-регулировать нагрузку, сопротивления, амплитуду повторений. Упражнения тренировочного занятия.

2.  Развитие ловкости.

Задача: совершенствовать координацию движений.

Средства: игры — мини-футбол, баскетбол, настольный теннис, бадминтон, ловишки.

3.  Развитие выносливости — одно из важнейших качеств туриста.

Средства развития выносливости: ходьба, кроссовый бег, прыжки, ориентирование, ходьба на лыжах, плавание, спортивные и подвижные игры, аэробика.

Пешие прогулки-походы представляют собой один из важнейших организованных способов двигательной деятельности. Они могут включать следующие составляющие:

-  переход к месту отдыха с преодолением разных естественных препятствий;

-  наблюдение в природе и сбор природного материала;

-  беседа о лесе;

-  выполнение имитационных движений;

-  комплекс игр и физических упражнений, в том числе на полосе препятствий;

-  самостоятельные игры (на привале).

Структура и примерное содержание прогулки — похода в лес для детей 5 — 7 лет

I часть. Сбор и движение до первого привала (30 мин.).

II часть. Остановка, привал (10-15 мин.).

III   часть. Движение по разработанному маршруту, комплекс игр и физических
упражнений (25-30 мин.).

VI часть. Самостоятельная деятельность детей (15-20 мин.). V часть. Сбор детей и возвращение в детский сад (20-25 мин.) Пешие прогулки-походы с детьми старшего дошкольного возраста проводим на расстояния 1,5-4 км, длительностью 1 -3 часа.

Были разработаны правила поведения во время туристских походов:

-  строго подчиняться воспитателю;

-  без разрешения не рвать растения, не собирать грибов и ягод;

-  не оставлять товарища в беде, всегда приходить к нему на выручку, помогать слабому;

-  оставлять место отдыха всегда чистым.
Инструкция по охране жизни и здоровья детей:

-  туристический поход проводится только после тщательного изучения маршрута;

-  с детьми идут не менее двух взрослых;

-  одежда дошкольников должна соответствовать сезону;

-  каждый взрослый должен знать ядовитые грибы, ягоды, травы, растущие в данной местности; изучить содержание аптечки и правила пользования ею, чтобы при необходимости оказать первую помощь;

-  при переходе  улиц,   больших  дорог,   перекрестков,   необходимо  соблюдать правила дорожного движения;

-  в походе учитывать индивидуальные физические возможности детей. 



Read more:
http://el-mikheeva.ru/tvorchestvo-nashih-vospitateley/metodichki/turizm-v-detskom-sadu#ixzz2xnw2ILWC


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физические упражнения основное и специфическое средство физического воспитания.

     Методические приемы, позволяющие изменять величину    психофизической нагрузки при подборе подвижных игр.Примерная схема учета внешних признаков утомления ребенка ...

Физические упражнения - средство физического воспитания дошкольников

Определение, значение, характеристика физических упражнений, классификация, формы, факторы физических упражнений...

Физические упражнения –средство физического воспитания дошкольников. Презентация.

Физические упражнения –средство физического воспитания дошкольников....

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. ЗАДАЧИ И СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья ребенка, составляет содержание физического воспитания, что при определенных условиях обеспечивает ребенк​у физическое развитие....

Физические упражнения -основное средство физического воспитания

Данная презентация предназначается для педагогов и родителей....

Эстафеты, как средство физического воспитания и физического развития дошкольников

В данной сатье раскрыта суть эстафет, как разновидности подвижных игр....