Главные вкладки

    Упражнения на мелкую моторику рук. Здоровьесберегающие технологии. Разработал воспитатель Рыжикова Е. А. АНО ДО "Планета детства "Лада", ДС № 164 "Весточка"
    методическая разработка на тему

    Елена Александровна Рыжикова

    Здесь приведены некоторые упражнения на развитие мелкой моторики, на развитие эмпатии, умения описывать свое настроение и распознавать настроение других. Ряд упражнений на развитие внимания и тактильной памяти.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл uprazhneniya_na_melkuyu_motoriku.docx19.13 КБ

    Предварительный просмотр:

    Упражнения для развития мелкой моторики

    "Гроза"
    Дети выполняют движения пальцами рук в соответствии с текстом:
    Капли первые упали,
    (слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)
    Пауков перепугали.
    (внутренняя сторона ладони опущена вниз; пальцы слегка согнуть и, перебирая ими, следует показать, как разбегаются пауки) 
    Дождик застучал сильней.
    (постучать по столу всеми пальцами обеих рук) 
    Птички скрылись средь ветвей.
    (скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной; махать пальцами, сжатыми вместе) 
    Дождь полил как из ведра,
    (сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
    Разбежалась детвора.  
    (указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу, изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони) 
    В небе молния сверкает,
    Гром все небо разрывает.
    (нарисовать пальцем в воздухе молнию) (барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)
    А потом из тучи солнце
    (поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)
    Вновь посмотрит нам в оконце!
      
    "Цветочки"
    Дети выполняют движения пальцами рук в соответствии с текстом:
    В нашей группе на окне, (
    сжимают и разжимают кулачки) 
    Во зеленой во стране,  
    (показывают ладошками "горшочки") 
    В расписных горшочках
     (поднимают ладошки вверх вертикально)
    Подросли цветочки.
    Вот розан, герань, толстянка,
    Колких кактусов семья.
    (загибают пальчики на обеих руках, начиная с большого)
    Их польем мы спозаранку,
    (поливают из воображаемой лейки) (складывают ладони обеих рук)
    Я и все мои друзья!

    "Колокольчик"
    Дети выполняют движения пальцами рук в соответствии с текстом:
    - Дон-дон-дон, -
    Колокольчик звенит.
    (пошевелить пальчиками обеих рук)
    - Ля-ля-ля, -
    Что-то он говорит.
     (поднести указательные пальцы обеих рук ко рту)
    Динь-динь-динь, -
    Наклоняет головку.
    (опуститьладошки вниз)
    Бом-бом-бом, -
    Растрепал всю прическу.
    (провестиладошками по волосам)
    Дзынь-дзынь-дзынь, -
    Солнцу он улыбнулся.
     (улыбнуться и похлопать в ладоши)
    Наконец-то проснулся.
    (постучать пальцами одной руки о пальцы другой)

    Развивающие кинезиологические упражнения

    "Колечко"
    Ребенок поочередно и как можно быстрее перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

    "Кулак - ребро - ладонь"

    Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжата в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении упражнения педагог предлагает ребенку помогать себе командами ("кулак - ребро - ладонь"), произносимыми вслух или про себя.

    "Зеркальное рисование"

    Ребенку предлагается взять в обе руки карандаши или фломастеры и рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы на чистом листе. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно повышается эффективность работы мозга.

    "Ухо - нос"

    Ребенок по показу взрослого, а затем самостоятельно берется левой рукой за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпуская ухо и нос, хлопает в ладоши, меняет положение рук "с точностью до наоборот". Упражнение повторяется несколько раз.

    "Горизонтальная восьмерка"

    Педагог предлагает ребенку нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза: сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками одновременно.

    "Симметричные рисунки"

    Педагог предлагает ребенку нарисовать в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки: цветок, ель и т. д.

    "Медвежьи покачивания"

    Педагог предлагает ребенку покачаться из стороны в сторону, подражая медведю. Затем подключить руки и придумать сюжет.

    "Снеговик"
    Упражнение выполняется стоя. Педагог предлагает детям представить, что каждый из них - только что слепленный снеговик. Тело его должно быть напряжено, как замерзший снег. Но вот пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала "тает" и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения дети мягко падают на пол и лежат.

    "Накачаем мышцы"

    Сидя, дети сгибают руки в локтях, сжимают и разжимают кисти рук, постепенно убыстряя темп. Упражнение выполняется до максимальной усталости кистей. Затем нужно расслабить руки и встряхнуть их.

    "Часики"

    Дети выполняют свободные движения глаз из стороны в сторону, вращения.

    "Рожицы"
    Педагог предлагает детям показать различные рожицы, выполняя мимические движения: надувание щек, показывание языка, вытягивание губ трубочкой, открывание рта.

    "Жонглер"

    Дети пробуют перекатывать орехи или шарики сначала в каждой ладони, а затем между пальцами.

    "Водный велосипед"
    Упражнение выполняется в парах: дети встают друг напротив друга, касаются ладонями ладоней партнера и совершают движения, аналогичные езде на велосипеде.

    "Пианист"

    Педагог предлагает ребенку поиграть на пианино. Для этого просит его прижать ладонь к поверхности стола и сначала по порядку, а затем хаотично поднимать пальцы по одному и называть их.

    Психогимнастика на развитие эмоциональной сферы

    Игра "Тень"
    Игра направлена на развитие внимания, памяти и наблюдательности. Два ребенка идут по дороге: один впереди, другой на два-три шага сзади. Второй ребенок - это "тень" первого. "Тень" должна точно повторить все действия первого ребенка, который то сорвет цветок на обочине, то нагнется за красивым камешком, то поскачет на одной ноге и т. д.

    Игра "Запретный номер"

    Игра направлена на развитие внимания, памяти и наблюдательности. Дети стоят в кругу. Выбирается число, которое нельзя произносить. Дошкольники считают по очереди, вместо запретного числа - хлопают в ладоши.

    Игра "Вот он какой"

    Игра направлена на развитие внимания, памяти и наблюдательности. Ребенок без слов с помощью выразительных жестов "рассказывает" о размерах и формах хорошо известных ему предметов: маленький, большой, заостренный, круглый, четырехугольный, мелкий, длинный, короткий.

    Упражнение "Как ты себя чувствуешь?"

    Упражнение направлено на развитие внимательности, эмпатии и умения чувствовать настроение другого. Выполняется по кругу. Каждый ребенок внимательно смотрит на своего соседа слева, пытается догадаться, как тот себя чувствует, и рассказывает об этом. Дошкольник, состояние которого описывается, слушает и затем соглашается или не соглашается со сказанным, дополняет.

    Упражнение "Мое настроение"

    Упражнение направлено на развитие эмпатии, умения описывать свое настроение и распознавать настроение других. Ребенку предлагают поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом или показать в движении - все зависит от фантазии и желания дошкольника.

    Упражнение "Общение в паре"

    Упражнение направлено на развитие внимания и памяти. Дети разбиваются на пары, садятся спина к спине. Один шепотом рассказывает о чем-нибудь, потом спрашивает другого, о чем и что он говорил. Рассказывая, ребенок должен попытаться описать свои ощущения.

    Упражнение "Сидящий - стоящий"

    Упражнение направлено на развитие эмоциональной сферы. Ребенок, стоя и глядя на сидящего, говорит предложенную воспитателем или составленную самостоятельно фразу с разным чувством: весело, со страхом, сердито, спокойно.

    Упражнение "Исследование лица"

    Упражнение направлено на развитие тактильной памяти. Дети встают в две шеренги, лицом друг к другу. Дошкольники одной шеренги закрывают глаза, в другой - меняются местами (произвольно) и подходят ближе к первой шеренге. Дети с закрытыми глазами ощупывают лицо и волосы подошедшего и называют их имена. Условие: дотрагиваться до одежды нельзя.

    Упражнение "Зеркало"

    Упражнение направлено на развитие умения понимать и передавать чужие эмоции. Дети делятся на пары, встают лицом друг к другу и смотрят друг другу в глаза. Один начинает выполнять какое-нибудь движение, другой его повторяет в зеркальном отображении. Затем педагог предлагает детям в жестах и мимике передавать разные эмоциональные состояния: грусть, радость, страх, боль, отвращение и т. д.

    Упражнения "Животные"

    Упражнение направлено на развитие воображения. Педагог предлагает детям изобразить какое-нибудь животное: шустрому ребенку - медведя, медлительному - зайца, белку, трусливому - тигра, льва и т. д.

    Упражнение "Танец под музыку"

    Упражнение направлено на преодоление робости, укрепление веры в себя. Дети садятся по кругу, самого замкнутого сажают в центр. Включается музыка - дети встают, ребенок в кругу танцует. Дошкольники тоже могут танцевать, стоя на месте.

    Упражнение "Рисование на спине"

    Упражнение развивает чувствительность и воображение. Дети разбиваются на пары: ребенок рисует пальцем на спине другого геометрические фигуры, простые изображения: дом, елка, солнце, лесенка и т. д., печатные буквы; другой ребенок должен отгадать, что это.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Клуб "Гармония" для родителей. Тема:"Упражнения для мелкой моторики рук"

    Упражнения для мелкой моторики весьма полезны для развития малыша. Вы можете вместе с крохой легко освоить эти простые игры. Будьте уверены: ваш ребенок полюбит столь увлекательное занятие! Суть игры ...

    Игры и упражнения развивающие мелкую моторику рук.

    Данная методическая разработка раскрывает особенности работы по развитию мелкой моторики рук через различные виды детской деятельности. Методическая разработка может быть интересна педагогам дошкольно...

    Игры и упражнения для мелкой моторики

    Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно мо...

    Упражнения для мелкой моторики

    Подборка упражнений для мелкой моторики, которые можно проводить индивидуально или фронтально во время занятий....

    Картотека упражнений развития мелкой моторики в старшей логопедической группе

    картотека разработана в соответствии с комплексно-тематическим планированием по ФГОС в старшей логопедической группе. Предназначена для воспитателей, студентов, родителей, учителей-логопедов....

    Упражнения для мелкой моторики

    Упражнения для мелкой моторики...

    «Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики руки посредством технологии тестопластики»

         В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста.  Этот период в  жизни  ребенка уникален и важен для р...