Здоровьесбережение детей дошкольного возраста.
консультация на тему

В воспитательно-образовательном процессе ДОУ можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий: медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду. Представлю одну из технологий - это АРТ - ТЕРАПИЯ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл art-_terapiya.docx634.18 КБ

Предварительный просмотр:

    http://loveofgodtnl.files.wordpress.com/2011/09/c_friendshipcircle.jpg?w=900&h=900

       

         

         Арттерапия – что это такое?

    Арттерапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение), т.е. буквально означает «лечение искусством». Представляет собой методику лечения

    и   развития при помощи художественного искусства и творчества. Считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе

    психологами, психотерапевтами и педагогами.

          Словосочетание «арттерапия» в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом

    здоровье личности, группы, коллектива, средствами художественной деятельности.

          В отличие от занятий, направленных на систематическое обучение какому-либо искусству, занятия арттерапией носят скорее спонтанный характер

  и направлены не на результат, а на сам творческий процесс. Состояние свободного творчества даёт эмоциональную разрядку, возможность самовыражения,

  и просто доставляет огромное удовольствие всем участникам процесса.

         В художественном творчестве человек воплощает свои эмоции, чувства, надежды, страхи, сомнения и конфликты. Арттерапия развивает творческие

   возможности и является хорошим способом социальной адаптации, т. к. она в основном использует средства невербального общения. Это очень важно

   для  людей, которым сложно выразить свои мысли в словах.

                            Задачи арттерапии:

  • диагностика психологических проблем;
  • наименее болезненный вывод наружу подавленных мыслей и чувств;
  • адекватный с точки зрения общества выход агрессии и других негативных проявлений человека;
  • увеличение эффективности психотерапевтического лечения (арттерапия как вспомогательный метод);
  • обучение концентрации на ощущениях и чувствах;
  • облегчение установления социальных контактов;
  • развитие творческих способностей;
  • развитие самоконтроля;
  • повышение самооценки.

                            Методы арттерапии:

   Существует множество разновидностей арттерапии, основанных на работе с разными видами искусства:

  •  изотерапия (все, что связано с изобразительным искусством: рисование, живопись, лепка и т.д.),
  •  цветотерапия,
  •  песочная терапия,
  •  музыкотерапия,
  •  библиотерапия (работа со словом – сочинение сказок, стихов и т.д.),
  •  данс - терапия, драматерапия.

   Каждый из видов арттерапии имеет свои  методики, которые базируются на «переключении» активности полушарий головного мозга.

   Левое полушарие – это своеобразный цензор, разум, сознание, которое подчас не пропускает наружу искренние чувства, подавляя их.

   Правое - активизируется во время творческой деятельности, запускает бессознательные процессы, открывающие путь к выражению подлинных переживаний.

   В результате арттерапевтических занятий полушария начинают «дружно» работать вместе, и работа эта направлена на осознание и исправление внутренних,

   бессознательных проблем: страхов, комплексов, «зажимов» и т.д.

   Главное условие для упражнений детской арттерапии – доступность средств, привлекательность, понятность и безопасность.

Функции арттерапии:

  • воспитательная,
  •  коррекционная,
  • психотерапевтическая,
  • диаигностическая ,
  • развивающая.

Арттерапия для детей – упражнения

  1.Песочная арттерапия – самое распространенное и любимое младшими дошкольниками упражнение, отвечающее всем вышеперечисленным требованиям.

   Все, что нужно для песочной арттерапии – это обыкновенный ящик с песком, или песочница. Рисуя сухим или мокрым песком, строя из него замки, создавая

   песочные фигуры, ребёнок развивает тактильные ощущения, раскрепощается, самовыражается.

  2.Каракули – самое доступное упражнение, для которого нужны только бумага и карандаш (ручка, фломастер). Ребёнок свободно, не задумываясь

   о  результате, рисует на листе бумаги клубок линий, затем пробует разглядеть в нем и описать какой-то образ. В процессе описания можно уже осознанно

   дорисовывать его, выделять контуры, заштриховывать отдельные участки и т.д.

  3.Монотипия (дословно «один отпечаток») – еще одна очень интересная разновидность изотерапии. Чернилами, тушью, акварелью или жидко разведенной

   гуашью на гладкой, не впитывающей краску поверхности (пластик, линолеум, глянцевая плотная бумага и т.д.) делается рисунок: пятна, линии и прочее.

   К этой поверхности прикладывается лист бумаги, на нём в зеркальном отражении отпечатывается нанесенный рисунок.

   Ребёнок разглядывает то, что получилось, описывает возникший образ, дорисовывает его.

  Логоритмические игры, пальчиковая гимнастика с музыкальным сопровождением, подвижные игры с ролью и с текстом, хороводы, массажы – это способы

   арттерапии.

Артмассаж: «У жирафов, у слонов, у котят и зебры».

   У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде                                                      (хлопки ладонями по всему телу)

   На лбу, на ушах, на шее, на локтях, на носах, на животах, на коленях и носках.  (ладонями дотрагиваться до соответствующих частей тела)

   У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде                                      (пощипывание тела)

   На лбу, на ушах, на шее, на локтях, на носах, на животах, на коленях и носках.  (ладонями дотрагиваться до соответствующих частей тела)

   У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде                                           ( поглаживаем себя, разглаживаем «шёрстку»)

  На лбу, на ушах, на шее, на локтях, на носах, на животах, на коленях и носках.  (ладонями дотрагиваться до соответствующих частей тела)

  А у зебры есть полоски, есть полосочки везде                                                           ( проводим ребром ладони по телу)

  На лбу, на ушах, на шее, на локтях, на носах, на животах, на коленях и носках.  (ладонями дотрагиваться до соответствующих частей тела)


C:\Users\Виктор\Desktop\puziri.jpegC:\Users\Виктор\Desktop\puziri.jpeg

C:\Users\Виктор\Desktop\puziri.jpeg

                                                    C:\Users\Виктор\Desktop\puziri.jpegC:\Users\Виктор\Desktop\puziri.jpegC:\Users\Виктор\Desktop\puziri.jpegC:\Users\Виктор\Desktop\puziri.jpegC:\Users\Виктор\Desktop\puziri.jpegC:\Users\Виктор\Desktop\puziri.jpegC:\Users\Виктор\Desktop\puziri.jpegC:\Users\Виктор\Desktop\puziri.jpeg

Характеристики видов арттерапии:

   Сказкотерапия. Сказки в педагогической работе использовались издавна. Использование сказки в дошкольном возрасте способствует целенаправленному

   развитию речевой сферы. В увлекательной форме и доступными для понимания словами сказка показывает ребёнку окружающую жизнь, людей, их поступки

   и судьбы, также, к чему приводит тот или иной поступок героя. Эта уникальная возможность пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для

   собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно-образовательной работы с детьми.

   Песочная терапия. Песок – прекрасный материал для работы с детьми любого возраста. Использование его в коррекционных целях далеко не ново.

   С огромным интересом дети участвуют в выполнении заданий с различными наполнителями (песком, манкой, гречкой, рисом, мелкими игрушками).

   Её использование развивает мелкую моторику, позволяет закрепить речевые умения детей. Дети с большим удовольствием рисуют, строят, изображают

   в песочнице следы зверей, сюжеты рассказов, предметы на заданные звуки и при этом сопровождают свои действия с речью.

   Цветотерапия. Педагогам необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в учебно-образовательном процессе.

  Метод погружения в определённый цвет в настоящее время активно используется в практике работы ДОУ.

   С малоактивными, пассивными детьми - используют для активизации задания с использованием красного, оранжевого или жёлтого цветов.

   Это цветовые  фотографии, задания с цветовыми фишками и т.д.

   Гиперактивным детям предлагаются упражнения с холодными оттенками цвета: голубым, синим или зелёным.

  Задания с цветом помогают развивать у детей внимание, сосредоточение.

  Терапия водой. Вода – первый и любимый всеми детьми объект для исследования. Она даёт ребёнку приятные ощущения, развивает различные рецепторы,

   предоставляет практически неограниченные возможности развития познавательной активности. Ценность технологии заключается в том, что игры с водой

  один из самых приятных способов обучения. Это даёт возможность использовать эту технологию для познавательно-речевого развития, обогащения

   эмоционального опыта ребёнка, при трудностях с адаптацией.

   Игротерапия – воздействие на детей с использованием игр. Игра имеет сильное влияние на развитие личности ребёнка, способствует развитию общения,

   коммуникации, созданию близких отношений, повышает самооценку. В игре формируется произвольное поведение ребёнка, его социализация.

   Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества,

   фантазии. Мелодия действует особенно эффективно для гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры

   ребёнка. Музыкотерапия – метод психокоррекционного воздействия на человека, основанный на возможностях воздействовать музыкой на эмоциональное,

   волевое интеллектуальное и личностное развитие.

         

Условия подбора техник и приёмов создания изображений.

           Условие 1. Техники и приёмы должны подбираться по принципу простоты и эффектности.

    Ребёнок не должен испытывать затруднения при создании изображения с помощью предлагаемой техники. Любые усилия в ходе работы должны быть

    интересны, оригинальны и приятны ребёнку.

          Условие 2. Интересными и привлекательными должны быть:

  •   процесс создания изображения;
  •   результат.

   Обе составляющие в равной мере ценны для ребёнка, и это отвечает природе детского рисования, является его особенностью.

         Условие 3. Изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными.

    Во-первых, новые изобразительные способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание.

   Во-вторых, имеет значение получение ребёнком необычного опыта. Раз опыт необычен, то при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают

   механизмы защиты. В таком изображении присутствует больше свободы самовыражения, а значит, неосознанной информации.

  Маленькие дети с удовольствием включаются в создание изображений необычным способом, например, с помощью сухих листьев или ниток.

  Арсенал способов создания изображений широк: акватушь, рисование сыпучими продуктами или засушенными листьями, рисование пальцами, ладонями

   и т. д. Немного фантазии, и на песке, приклеенном к бумаге, расцветут цветы, в воздух взлетит фейерверк из мелких бумажек, кляксы превратятся в бабочек,

   пятна краски — в невиданных животных. Ребята почувствуют свой успех, ведь они смогут победить злых чудовищ, сжечь свои страхи, помирить игрушки.

   Техника «рисование пальцами» служит профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности.

   Рисование сухими листьями (сыпучими материалами и продуктами) подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью,

   способствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности.

  Рисование предметами окружающего пространства: (мятой бумагой, резиновым игрушками, кубиками, губками, зубными щетками, палочками, нитками,

  листьями, коктейльными соломинками, ластиками) служит для ребёнка залогом успешности адаптационного процесса, возрастания самооценки,

  появления сил для выдвижения и отстаивания собственных идей.

  Кроме описанных изобразительных техник и их вариаций, для детей 4-10 лет можно подбирать задания, которые предложены в книгах:

  • «Весёлое рождество» и «Весёлые игры» Р. Гибсон и Д. Тайлер;
  • «Игры на листе бумаги» М. Дрезниной;
  • «Рисуем без кисточки» А. А. Фатеевой;
  • «Развитие эмоционального мира детей» Н. Л. Кряжевой.

Арт-терапия макияжАрт-терапия макияж

Повседневные средства арттерапии, используемые нами.

                                                                                                                                 Макияж

                                       Это творчество по созданию своего внешнего образа. Женщина может сделать себя агрессивной, а может - наивной,

                        строгой или взбалмошной, молодой или старой.

Маникюр

Арт-терапия маникюрАрт-терапия маникюр

                                 

                                       Многие женщины отмечают, что успокаиваются, когда красят ногти! А на цвете, форме и рисунке на ногтях

                                  отражается эмоциональное состояние их обладательницы: спокойное или агрессивное, озорное или грустное.

                                  И оно периодически меняется, как и маникюр!

Hand-made

Арт-терапия мыловарение

                                             Арт-терапия бисероплетение

                                               Мыловарение, изготовление украшений, скрапбукинг, создание открыток, бисероплетение и тому подобное

                                             - всё это различные способы выразить себя своё отношение, мысли и чувства через творчество, т.е. арттерапия!

                                               Если вы делаете какую-то вещь в подарок, то в ней отразится не только ваша  индивидуальность,

                                               но и представление о человеке, которому она предназначается: что ему нравится, что он ценит и чему будет рад.

Музыка

                                                           

Средства арт-терапии музыка

                                                           Арт-терапия музыка

                                                           Слушаете ли вы чужую музыку или сочиняете сами - будьте уверены, она проникает

                                                            в самое сердце и влияет на ваше настроение, состояние и самоощущение.

                                                           Не бывает вредной или полезной музыки - каждый человек слушает ту музыку,

                                                           которая ему сейчас нужна. 

Ведение записей, дневника, блога

                                                      Арт-терапия ведение записей

                                                                               

                                                               

                                                                 Выплеснуть свои переживания, описать взволновавшие события, поделиться важным,

                                                                 выразить свои мысли и идеи на бумаге или экране - и почувствовать облегчение!

                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Плавание в детском саду, как средство здоровьесбережения детей дошкольного возраста».

Автор: Труфанова Татьяна Васильевна, инструктор по физической культуре в бассейне муниципальн...

статья "Плавание, как средство здоровьесбережения детей дошкольного возраста"

В статье представлен учебно - методический материал по физическому воспитанию детей дошкольного возраста в бассейне. Эта тема всегда была и остаётся в центре внимания общества. Различные нормативы и т...

Взаимодействие дошкольного учреждения с семьями воспитанников, по вопросу здоровьесбережения детей дошкольного возраста

Взаимодействие дошкольного учреждения с семьями воспитанников,по вопросу здоровьесбережения детей дошкольного возраста....

Система здоровьесбережения детей дошкольного возраста

Система работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста....

Роль оздоровительных игр в здоровьесбережении детей дошкольного возраста.

В работе названы базовые критерии сохранения и укрепления здоровья  дошкольников. Указано, какие функции выполняют оздоровительные игры в воспитании детей дошкольного возраста....