«Применение здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях».
материал (старшая группа) по теме

Здоровьесберегающая технология направлена на  формирование  правильного речевого дыхания у детей  старшего дошкольного возраста .  Влияет  на физическое развитие и укрепление здоровья детей с речевой патологией, на развитие физических качеств и двигательной активности, на целенаправленное воздействие на дыхательную и голосообразовательную функциональную систему организма с целью преодоления речевых нарушений, на оптимизацию коррекционного процесса с использованием нестандартного оборудования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx18.73 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД ПО ТЕМЕ:

«Применение здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях».

 

Составила: учитель –логопед Л.И. Тюленева

           Здоровьесберегающая технология направлена на  формирование  правильного речевого дыхания у детей  старшего дошкольного возраста .  Влияет  на физическое развитие и укрепление здоровья детей с речевой патологией, на развитие физических качеств и двигательной активности, на целенаправленное воздействие на дыхательную и голосообразовательную функциональную систему организма с целью преодоления речевых нарушений, на оптимизацию коррекционного процесса с использованием нестандартного оборудования. Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой на разных уровнях под контролем центральной нервной системы. Каждый из органов речи имеет свою функцию. По мнению A.Р. Лурия, нарушение одной из них отразится на деятельности остальных органов. Поэтому так важна роль дыхания как «пускового механизма» в начале постановки звукопроизношения, голосоподачи, голосоведения в логопедической практике.
       Дыхательная функция нуждается в тренировке. При этом решаются такие задачи, как нормализация ритма дыхания, увеличение силы дыхательных мышц, улучшение воздушной проводимости бронхолегочного аппарата. В процессе выполнения дыхательных упражнений происходит оптимизация функции дыхания, ее оздоровление, повышается общий уровень здоровья ребенка, что положительным образом сказывается и на речевом дыхании.
 Оборудование создает условия для возникновения положительных эмоций у детей во время работы над дыханием.                                             Комплексное воздействие на дыхательную систему ребенка осуществляется  в двух  аспектах

. участие в процессе коррекции разных специалистов (логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию);

. использование дыхательных упражнений в течение дня в разных режимных моментах (логотренинги, прогулки, самостоятельная деятельность, занятия).                                                                        Ребенок, освоивший правильное дыхание, нуждается в постоянном контроле и наблюдении за правильностью его дыхания. Отсюда необходимость постоянного повторения дыхательных упражнений для закрепления навыков правильного физиологического и речевого дыхания.
Вся работа по формированию физиологического и речевого дыхания, которая проводится в дошкольном образовательном учреждении, требует участия следующих специалистов: логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, психолога, медицинских работников.
Виды этой работы:
а) дыхательные пятиминутки перед завтраком, после дневного сна.
б) звукодыхательные игры, как фрагмент логопедического занятия - 5 мин.
в) звукодвигательные игры, дыхательные игры как фрагмент занятия по физкультуре и на прогулке - 5 мин.
г) звукоречевые игры как фрагмент логопедического занятия - 5 мин.
д) голосовые упражнения и исполнение песен на музыкальных занятиях.
е) психологические тренинги.
Дополнительно применяются общие дыхательные упражнения, дутье на ватку и бумажные игрушки; игра на детских духовых инструментах; использование компьютерной игры «Игры для тигры»
При выполнении дыхательных упражнений необходимо соблюдать следующие требования:
-- не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении;
-- температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С;
-- одежда не должна стеснять движений;
-- не заниматься сразу после приема пищи;
-- не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.
Рассматривая физиологическое дыхание как один из факторов здоровьесбережения ребенка, а речевое - как фундамент для формирования устной речи, можно сказать, что благодаря методикам развития речевого дыхания у детей закрепляется энергетический экономный тип дыхания, который лежит в основе речевого дыхания; обеспечивается комплексное развитие всех систем, отвечающих за речевое высказывание (мимический и артикуляционный праксис, голосообразование и просодия), а также удовлетворяются потребности детей в двигательной активности и различных формах деятельности, сообразной их природе; формируется правильное дыхание в наиболее сжатые сроки и без ущерба, и с пользой для психофизического здоровья ребенка
.
В логопедической работе широко использую игровой метод, который предполагает использование различных игр, упражнений игрового характера:        Сначала нужно показать ребенку , он делает вдох носом «нюх» и плавно, длительно дует .

  1.  «Моторчик» во время выполнения дыхательного упражнения нужно держать правильно. Ребенок должен держать так , чтобы  нитка была натянута, а вертушка напротив губ. У детей вызывает удивление, что такая простая игрушка при выдохе на нее очень быстро вертится, превращаясь зрительно в шар.
  2. «Вертушка»  При использовании этого пособия дуть необходимо не в центре «бабочки», а на «крылышки».
  3. «Прогоним тучку» Ребенок дует на полосочки , имитирующий дождик.
  4. «»Дует ветерок» Ребенок делает вдох «нюх» и плавно длительно дует на зановеску.
  5. «Фокус» с ватой или кусочек кальки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ

Как взаимосвязаны физическое и речевое развитие детей? Далеко не все зна-ют, как двигательная активность влияет на речь ребенка. Между тем многими ис-следователями установлено, что в результате двигат...

Применение здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях с детьми с церебральным параличем

В статье рассматриваются особенности логопедической работыс детьми с детским церебральным параличщм, используемые формы и методы: массаж, артикуляционная гимннастика, пальчиковые упражнения  ...

Применение здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях с детьми с церебральным параличем

В статье рассматриваются особенности логопедической работыс детьми с детским церебральным параличем, используемые формы и методы: массаж, артикуляционная гимнастика, пальчиковые упражнения  ...

Применение здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях

Статья  с конспектом логопедического занятия посвящена применению на занятиях с дошкольниками-логопатами с нарушением зрения эффективных здоровьесберегающих технологий: корригирующей ходьбы с эле...

Консультация для родителей на тему: "Применение здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях"

Использование здоровьесберегающих технологий способствует комплексному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата....

Применение здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях

Применение здоровьесберегающих технологий на логопедических занятий...

Консультация для родителей на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях»

познакомить воспитателей с особенностями применения здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях.Сохранение здоровья детей в процессе обучения – одна из приоритетных задач...