ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ
статья по логопедии на тему

Как взаимосвязаны физическое и речевое развитие детей? Далеко не все зна-ют, как двигательная активность влияет на речь ребенка. Между тем многими ис-следователями установлено, что в результате двигательной деятельности улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, улучшается функциональное состояние центральной нервной системы, повышается умственная работоспособность человека. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развива¬ется его речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchie_tehnologii.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ

Курдаш Марина Михайловна,

МБДОУ №29 «Ший онгыр»,

г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл

Как взаимосвязаны физическое и речевое развитие детей? Далеко не все знают, как двигательная активность влияет на речь ребенка. Между тем многими исследователями установлено, что в результате двигательной деятельности улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, улучшается функциональное состояние центральной нервной системы, повышается умственная работоспособность человека. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребенок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно, высовывая язык?

Известный исследователь детской речи М.М.Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией».

Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки ... развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев». Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи— такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга..

Движение пальцев и кистей рук имеет особое развивающее значение. Влияние мануальных действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему. На кистях рук расположено множество акупунктурных  точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. Нашей народной педагогикой созданы игры «ладушки», «сорока-белобока», «коза рогатая» и другие.

Развитие мелкой моторики проходит во время индивидуальных и подгрупповых занятий на логопункте. Применяются здоровьесберегающие технологии, методы оздоровления на логопедических занятиях, которые помогают развивать двигательные умения, улучшают здоровье детей.

На каждом занятии с ребенком можно включать или игру, или упражнение, или задание, направленное на развитие движений пальцев рук. Упражнения проводятся на материале различных лексических тем, по закреплению звукопроизношении и обучению грамоте. В работе используются различные по фактуре материалы (это бумага, картон, пластилин, камушки, спички, орехи, шнурки, прищепки, копейки, счетные палочки, нитки, вода, крупы, песок, пуговицы, липучки, молнии, мозаика, пазлы, карандаши, мячики, бусинки и т.д.)

В процессе коррекционно-воспитательного процесса логопедического направления  использую следующие здоровьесберегающие технологии: массаж ( статичные изображения пальцами предметов, образов окружающего мира, букв; движения-сопротивления; движения пальцев, передающие динамические образы: раздвигание и сдвигание пальцев, лежащих на столе); логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: активные движения пальцев в ритме сопровождающего игру текста в стихотворной форме; динамические паузы: показ сказок пальчиками, букв при обучению грамоте; движения пальцев с предметами: карандашом, орехами, палочками, маленькими мячиками, шнурами, пинцетом, прищепками, бусинками… Детям очень нравится арт - терапевтические техники (живопись с помощью пальцев)на различном материале, а также рисование на бумаге, на картоне пальчиками. Много времени уделяем играм с мозаикой (составление слогов, слов, предложений), используем настольную и напольную мозаику; пальчиковым играм с пластилином. Играем с бумагой: используем рваную аппликацию, складывание бумаги, скатывание в шарик, выкладывание букв. Также не забываем применять действия с нитками, крупой: пересыпание, разбор видов крупы, выкладывание из крупы изображений; водой, песком; с пуговицами: застегивание, расстегивание, выкладывание.

Значение мелкой моторики для нормального  развития ребенка с первых дней его жизни очень велико. Хаотичные поначалу движения ручек постепенно начинают приобретать целенаправленность, а много позднее и точность. Уровень развития речи ребенка связан с уровнем развития тонкой моторики пальчиков. И заботиться о своевременном развитии необходимо с первых недель его жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Применение здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях».

Здоровьесберегающая технология направлена на  формирование  правильного речевого дыхания у детей  старшего дошкольного возраста .  Влияет  на физическое развитие и укрепление ...

Применение здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях с детьми с церебральным параличем

В статье рассматриваются особенности логопедической работыс детьми с детским церебральным параличщм, используемые формы и методы: массаж, артикуляционная гимннастика, пальчиковые упражнения  ...

Применение здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях с детьми с церебральным параличем

В статье рассматриваются особенности логопедической работыс детьми с детским церебральным параличем, используемые формы и методы: массаж, артикуляционная гимнастика, пальчиковые упражнения  ...

Применение здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях

Статья  с конспектом логопедического занятия посвящена применению на занятиях с дошкольниками-логопатами с нарушением зрения эффективных здоровьесберегающих технологий: корригирующей ходьбы с эле...

Консультация для родителей на тему: "Применение здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях"

Использование здоровьесберегающих технологий способствует комплексному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата....

Применение здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях

Применение здоровьесберегающих технологий на логопедических занятий...

Консультация для родителей на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях»

познакомить воспитателей с особенностями применения здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях.Сохранение здоровья детей в процессе обучения – одна из приоритетных задач...