Советы инструктора
консультация на тему

Защепенкова Наталья Михайловна
Гимнастика для стоп
Формируем осанку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Гимнастика для стоп217.26 КБ
Файл Формируем осанку23.39 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Березка\Desktop\Фотографии картинки\оформление\картинки\Белочка\8-3.png


C:\Users\Березка\Desktop\Фотографии картинки\оформление\картинки\Белочка\8-3.png


C:\Users\Березка\Desktop\Фотографии картинки\оформление\картинки\Белочка\8-3.png



Предварительный просмотр:

Коротко об осанке

Осанка – это привычная поза непринужденно стоящего человека без активного мышечного напряжения (В.К. Добровольский).

Форма позвоночника – основа осанки – у детей изменяется с возрастом. Сразу после рождения ребенок испытывает различные внешние воздействия, в том числе гравитацию – главный стимул, формирующий его осанку.

К концу первого года жизни у ребенка формируются физиологические изгибы позвоночника, характерные для взрослого человека. Эти изгибы изменчивы и нестойки. К 5-7 годам они становятся четко выраженными, позвоночник приобретает нормальную форму с лордозом в шейном и поясничном отделах и кифозом в грудном и крестцово-копчиковом. От характера и степени проявления физиологических изгибов позвоночника и зависит осанка человека.

Позвоночник довольно подвижен. Он может сгибаться и разгибаться вперед-назад и вправо-влево, вращаться (поворачиваться) вправо и влево, осуществлять круговые движения. В движениях позвоночника участвуют многие мышцы спины. Они разгибают туловище и удерживают позвоночник в правильном положении. Эти мышцы расположены по обеим сторонам. Состояние этих мышц также влияет на осанку человека.

Осанка – это важный комплексный показатель здоровья и гармонического физического развития, поскольку правильная осанка обеспечивает оптимальные условия для функционирования всех органов и систем организма как единого целого.

В разные периоды роста и развития фигура ребенка меняет свои общие контуры. Неблагоприятные факторы наиболее сильное влияние оказывают на детей в период их активного роста. По этой причине в 5-7 летнем возрасте многие дети имеют вялую неустойчивую осанку, особенно при слабо развитой мускулатуре и недостаточном физическом развитии.

Неправильная осанка у детей приводит к возникновению ранних дегенеративных изменений в межпозвонковых хрящевых дисках и мешает правильной работе органов грудной клетки и брюшной полости.

Правильная осанка обеспечивает оптимальное положение и нормальную деятельность внутренних органов, создавая наилучшие условия для деятельности всего организма, способствует физической выносливости. При этом главное для правильной осанки – не абсолютная сила мышц, а равномерное их развитие и правильное распределение мышечной тяги.

У маленьких детей осанка еще нестабильная, а нагрузки часто бывают неравномерными. Нарушение осанки в раннем возрасте – это негармоничное развитие мышечной системы, неумение правильно держать тело в вертикальном положении: сведенные вперед плечи, сутулая спина, выпяченный живот. Таким образом, начинается все с нарушения правильного положения позвоночника в детстве при долгом сидении, лежании и даже стоянии. Неправильное положение тела становится привычным, а навык правильной осанки утрачивается. Особенно подвержены этой неприятности дети астенического телосложения. За их осанкой нужно бдительно следить до полного окостенения скелета (примерно до 18-летнего возраста).

К основным причинам нарушения осанки специалисты относят:
• наследственные конституциональные особенности строения скелета и мышечной системы;
• врожденные пороки и родовые травмы;
• перенесенные или хронические заболевания, вызывающие ослабление организма ребенка (рахит, туберкулез, частые простудные заболевания) в сочетании с неблагоприятными внешними условиями;
• неправильное положение тела при различных статических позах во время игр, занятий, сна;
• нерациональное питание;
• недостаточное понимание и учет педагогами и родителями возрастных особенностей роста и развития детей, в том числе при интенсивных занятиях спортом;
• гипокинезия – недостаток физической активности;
• подавленное состояние психики.

Формированию и закреплению навыков правильной осанки, исправлению дефектов опорно-двигательного аппарата и лечения их начальных форм способствуют занятия корригирующей гимнастикой, которая является разновидностью лечебной гимнастики.

Формируем осанку

Воспитание навыка правильной осанки — не только задача физического воспитания но важнейший момент профилактики ортопедических заболеваний и заболеваний внутренних органов. Нарушения осанки – одно из самых распространённых заболеваний у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. У детей с нарушением осанки снижены физиологические резервы дыхания, кровообращения. Слабость мышц брюшного пресса приводит к нарушению нормальной деятельности желудочно-кишечного и других органов брюшной полости. Кроме того, нарушения рессорной функции позвоночника отрицательно сказывается на высшей нервной деятельности ребенка, что может проявляться в повышенной утомляемости и головных болях.

В настоящее время диагноз нарушения осанки имеет каждый второй ребенок, но специалисты относятся к этому очень небрежно. Это проявляется в том, что дети с дефектом осанки осматриваются ими однократно или не ставится развернутый диагноз.

Выработка правильной осанки происходит путём выработки динамического стереотипа, то есть до доведения до автоматизма привычки стоять сидеть и ходить с правильным положением головы туловища и конечностей. Начинать эту ответственную работу следует начинать с объяснения ребенку, зачем это ему нужно. Необходимо полное понимание со стороны ребёнка его заинтересованность в результате. Для детей важен положительный пример со стороны взрослых, хотя чаще всего они могут служить лишь отрицательным примером.

Воспитание правильной осанки – процесс длительный, поэтому запаситесь терпением. Не ругайте ребёнка за ошибки. Не раздражайтесь, если вам покажется, что он не старается, «не хочет» стоять или сидеть красиво. Дело в том что слабые мышцы быстро устают и ребёнку трудно удерживать нужную позу. По мере тренировки мышц с помощью специальных упражнений стоять или сидеть правильно.

Предлагаю вам несколько упражнений, выполняя которые вы можете формировать правильную осанку у своего ребёнка.

Укрепление мускулатуры спины и формирование осанки

  • С книгой на голове

Ребёнок кладёт книгу на голову и, выпрямившись, ходит по кругу. Нельзя прикасаться рукой к книге или ронять ее. Вместо книги на голову можно положить какой-нибудь другой предмет. Следите, чтобы ребенок шел правильной размеренной походкой и предмет не падал у него с головы.

  • Коромысло

«Раньше, когда на всю деревню был один колодец, девушки носили воду в ведрах, которые висели с двух сторон на коромысле, а сами коромысла клали на плечи. Представь себе, что ты несешь такую тяжесть. Походи с палкой на плечах, распрямив плечи и спину. Будь очень внимателен, не разлей воду!» Ребенок выполняет упражнение.

  • Ветряная мельница

Ребенок встает, слегка расставив ноги. Одну руку кладет на пояс, другую поднимает вверх и начинает описывать ею круги, постепенно убыстряя темп, изображая «крыло ветряной мельницы». Ребенок вертит рукой, касаясь уха и ноги, вперед и назад, в зависимости от того, «куда подует ветер». Потом описывает круги двумя руками одновременно.

  • Дровосек

Ребенок встает, слегка расставив ноги; представляет, что в руках у них топор; делает большой взмах и сильно ударяет «топором» по воображаемому чурбану. Повторяет упражнение не менее 10 раз.

  • Любопытный котенок

Ребенок вытягивает руки вперед, становится на колени, а затем садится на пятки. Наклоняется, опершись об пол руками, как можно ниже, почти касаясь его носом. В таком положении ребенок начинает передвигаться, перебирая руками сначала в одну сторону, а потом в другую. Повторяет движение несколько раз, при этом озирается по сторонам, как «крадущийся котенок». Под конец, котенок, не найдя ничего интересного, опять садится на задние лапки».

  • Кошка ловит мышей

«Когда кошка отправляется ловить мышей, она плотно прижимается к полу и тихо ползет вперед, сначала вытягивая переднюю лапу, а затем и заднюю. Лапы она ставит совсем бесшумно, потому что у мышей очень хороший слух. Попробуйте и вы проползти, как кошка. Кто будет тише всех ползти, тот больше всех поймает мышей». Ребенок выполняет упражнение.

  • Щенок

Ребенок становится на коленки и ходит на четвереньках, как это делают щенки. При каждом шаге он подтягивает вперед колено, стараясь коснуться им носа.

  • Любопытный щенок

Ребенок становится на колени, опершись обеими руками об пол; поворачивает туловище в одну сторону и смотрит, что там делается. Затем поворачивается в другую сторону и смотрит, что происходит там. Движение вправо и влево надо делать, стоя на четвереньках. Следите, чтобы ребенок не прогибал спину.

  • Стойкий оловянный солдатик

«Плывет по реке лодочка, а в ней оловянный солдатик. Вдруг подул резкий ветер, и началась качка. Но ничего не страшно отважному солдатику. Хочешь стать таким же стойким и сильным, как оловянный солдатик? Для этого встань на колени, руки плотно прижми к туловищу. Вдруг подул сильный ветер – наклонись назад, как можно ниже, держи спину прямо, а потом выпрямись. Повтори 3 раза. А теперь можно сесть на пятки и отдохнуть».

  • Маленький мостик

«Шли ежата по лесу. Перед ними ручей. Как перебраться через него? Давайте поможем им: построим мостики через ручей. Лягте на спину, не отрывая плеч и ступней ног от пола, приподнимите туловище. Ладонями рук, согнутых в локтях, поддерживайте спину. Держите, держите спинку, пока ежата не перебегут на другой берег». Ребенок выполняет упражнение.

  • Ножницы

«Давай представим, что наши ноги – ножницы. Лежа на животе, поднимай поочередно прямые ноги вверх-вниз. Чтобы ножницы хорошо резали, ноги должны быть прямыми. Ляг на спину, отдохни». Повторить упражнение 3.

  • Птица

«Лежа на животе, подними руки вверх – в стороны, прогнись. Маши руками, как птица крыльями. Мы полетели! Давай отдохнем. Ляг на живот, опусти руки. Отдохнем и снова продолжим полет». Повторить упражнение 2-3 раза.

  • Качалочка

«На лес ной полянке играли медвежата, смешно качаясь на спине. Давай попробуем и мы покачаться! Ляг на спину, ноги вместе. Сгибая ноги, прижми колени к груди и обхватив их руками. Покачайся на спине вправо-влево. Когда устанешь – отдохни». Повторить упражнение 3 раза.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы инструктора по физической культуре

Здесь вы можете найти советы по профилактике плоскостопия, нарушения осанки, оздоровительные мероприятия для детей часто болеющих ОРЗ. А также некоторые рекомендации по развитию двигательной активност...

Советы инструктора по физической культуре

Консультация для родителей детей дошкольного возраста, советы , как заинтересовать занятиями дома, поиграть с детьми....

Советы инструктора по физической культуре

информация в уголок для родителей...

Советы инструктора по физической культуре

Материал содержит советы по подбору лыж и санок  для дошкольника. Упражнения, подготавливающие ребенка к ходьбе на лыжах и катанию на санках....

Советы инструктора

Материал из интернета...

Советы инструктора по физической культуре "Предупреждение плоскостопия"

Советы инструктора по физической культуре помогут сохранить и предупредить плоскостопие....

Советы инструктора по ФИЗО

Консультация для родителей...