Здоровьесберегающие технологии в системе оздоровительной работы в ДОУ
статья на тему

Жукене Вера Владимировна

Здоровьесберегающие технологии и их направления, применяемые в работе ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zabota_o_zdorove_-_statya.docx26.52 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в системе оздоровительной работы в ДОУ

Жукене В.В.

МАДОУ «Центр развития ребенка –

детский сад № 33 № «Радуга»

Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как здоровье определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества.

Создание комфортных здоровьесберегаюших условий - одна из главных задач современного образования. При этом здоровьеберегающими условиями являются условия, которые обеспечивают индивидуальный и дифференцированный подход к ребенку в педагогическом процессе с учетом его возрастных, психических возможностей, уровня развития здоровья.

         Главный механизм обеспечения здоровьесберегающего характера проектируемой образовательной среды заключается в саморазвитии субъектов образования. Именно поэтому, организации образовательной среды на основе педагогической стратегии, которая должна выступать в качестве того генерального фактора, который бы способствовал становлению и развитию творческих способностей детей дошкольного возраста, саморазвитию личности в целом. Создание образовательной среды является важнейшим условием реализации здоровьесберегающих технологий.

Стремление к достижению высоких образовательных результатов заключается во введении здоровьесберегающих технологий в учебный процесс, в формировании здорового образа жизни, осуществлении мониторинга показателей индивидуального развития, прогнозировании вероятных изменений в состоянии здоровья детей и проведении соответствующих коррекционных мероприятий с целью обеспечения успешной работы. Здоровьесберегающие образовательные технологии – система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса. Эффективность образования напрямую зависит от состояния здоровья дошкольников и полноценная реализация здоровьесберегающих программ в образовании – это, прежде всего, совместная, однонаправленная работа медиков, педагогов и родителей.

Понимая важность этой проблемы, сопоставив имеющийся кадровый и информационный потенциал, коллектив нашего детского сада, встал на путь поиска средств для сохранения здоровья детей и повышения уровня их культуры здоровья. Проведены семинары и консультации по ознакомлению педагогов с новыми методиками и технологиями.

В детском саду созданы оптимальные условия для комфортного пребывания детей, а также их всестороннего развития.

Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:

1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья;  

2.Технологии обучения ЗОЖ;                                                                    

3. Коррекционные технологии.

Рассмотрим их направления по обеспечению здоровьесберегающих технологий.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Ритмопластика. Во время занятий у детей развивается музыкальный слух, чувство ритма, гибкость и пластичность, формируется правильная осанка.

Динамические паузы проводятся во время непосредственной образовательной деятельности. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой  и других в зависимости от вида занятия.

Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, а также на прогулке, в групповой комнате - малой, со средней степенью подвижности.

Релаксация. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения.

Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно.

Гимнастика для глаз проводится  в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения.

Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

Бодрящая гимнастика проводится ежедневно после дневного сна. Упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки, обширное умывание.

Технологии обучения здоровому образу жизни:

Утренняя гимнастика проводится ежедневно.У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.

Физкультурные занятия в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета.

Серия занятий «Азбука здоровья». Занятия по познанию и  индивидуальная  работа по следующим темам: «Я и мое тело», «Мой организм», и т.д.

Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики.

Коррекционные технологии:

  • артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции, необходимые для правильного звукопроизношения ;
  • технология музыкального воздействия. Она влияет на состояние нервной системы, вызывает различные эмоциональные состояния.

Сказкотерапия – используется для психотерапевтической и развивающей работы.

Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.

Семья и детский сад  связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов. С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй. В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи,  используем разнообразные формы работы: открытые мероприятия с детьми для родителей, педагогические беседы  на  родительских  собраниях, консультации, анкетирование,  дни открытых дверей, участие родителей в подготовке и проведении праздников и  развлечений. Наглядные стенды знакомят родителей с жизнью группы,  с возрастными физиологическими особенностями детей, широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Список литературы:

1. Ермулина, Е. А. Построение единого здоровьесберегающего образовательного пространства развития ребенка в ДОУ и семье / Е. А. Ермулина, Т. В. Тараторкина // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2009. – № 4. – С. 20–23.

2. Морозова, Т. Ю. О современных подходах к обеспечению здоровьесберегающей среды в условиях детского сада / Т. Ю. Морозова, И. Ю. Лебеденко // Дошкольная педагогика. – 2009. – № 5. – С. 4–5.

3.    Бурцева, О. В. Формирование здорового образа жизни через интеграцию всех видов деятельности / О. В. Бурцева, Н. В. Шевченко // Дошкольная педагогика. – 2009. – № 1. – С. 56–57.

4 Ввозная В.И., Коновалова И.Т. Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ М., ТЦ Сфера, 2006

5. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2010.

Применяются различные методы неспецифической профилактики ОРВИ и гриппа. В группах воспитатели, под контролем медицинского работника, проводят с детьми корригирующую и дыхательную гимнастику после дневного сна. Осуществляется воздушное, солнечное (летом)закаливание.

Систематически проводится гимнастика для глаз с целью профилактики близорукости.

Важная роль в рамках здоровьесберегающих программ отводится противоэпидемической работе и медицинскому контролю работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами.

Осуществляется витаминопрофилактика.

Находят применение и народные средства (ношение кулонов с чесноком) в целях профилактики вирусных инфекций.

Также с детьми проводится звуковая гимнастика, психогенная гимнастика, «гимнастика маленьких волшебников» (с участием логопеда, музыкального руководителя и психолога).

Вышеперечисленные оздоровительные мероприятия направлены на сохранение имеющегося потенциала здоровья и на своевременную коррекцию возникающих отклонений. Дети декретированных возрастов проходят углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из амбулатории. Это позволяет проследить в динамике за состоянием здоровья детей, провести коррекцию возникающих функциональных отклонений, проследить за характером течения хронической патологии (для детей, имеющих III группу здоровья).

Детским садом ведется активное взаимодействие с социальными партнерами и проводятся совместные мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья, формирования здорового образа жизни (ЦРБ "Детская поликлиника", "Дом детского творчества", детские сады города, ГИБДД, учреждения культуры и спорта).

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в системе оздоровительной работы в ДОУ

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать ко...

Доклад на тему "Здоровьесберегающие технологии в системе оздоровительной работы ДОО"

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать ко...

Здоровьесберегающие технологии в системе оздоровительной работы в ДОУ

Применение здоровьесберегающих технологий в системе оздоровительной работы в ДОУ...

Здоровьесберегающие технологии в системе оздоровительной работы ДОУ

На что направлены здоровьесберегающие технологии....

Здоровьесберегающие технологии в системе оздоровительной работы ДОУ согласно требованиям ФГОС ДО

Здоровье человека - тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной.На современном этапе развития дошкольного образования мы работаем в р...

Здоровьесберегающие технологии в системе оздоровительной работы ДОУ согласно требованиям ФГОС ДО

Цель: формирование у детей осознанного отношения к здоровью и жизни, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать его...

Здоровьесберегающие технологии в системе оздоровительной работы в ДОУ

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО...