Программа дополнительного образования физкультурно-оздоровительной направленности «ЗДОРОВЕЙ-КА».
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

В программе систематезированы средства и методы оздоровительной работы с учётом речевых, психологических и возрастных особенностей детей. Предусмотрены интересные мотивационные  приёмы, использование художественного, музыкального, речевого оформления, аудиозаписи. Логически обусловлена смена детской деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_zdorovey_ka.doc143.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования

физкультурно-оздоровительной направленности

«ЗДОРОВЕЙ-КА».

Пояснительная записка.

Сегодня медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому встаёт вопрос о формировании осознанного отношения к здоровью дошкольников и их родителей.

Здоровье-сберегающие  образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак- использование психолого-педагогических приёмов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Их можно выделить в три подгруппы:  

* организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса способствующую предотвраще-

нию состояний переутомления, гиподинамии, и других дезаптационных состояний;

* психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми;

* учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своём здоровье и формированию культуры здоровья дошкольников. 

Донести эти знания до детей, выработать в детях потребность в ответственном отношении к своему здоровью, в этом  состоит задача педагога и кружка игроритмики «Здоровей-ка». Данная программа направлена на коррекционную работу с детьми, имеющими отклонения в здоровье.

В программе систематезированы средства и методы оздоровительной работы с учётом речевых, психологических и возрастных особенностей детей. Предусмотрены интересные мотивационные  приёмы, использование художественного, музыкального, речевого оформления, аудиозаписи. Логически обусловлена смена детской деятельности.

Двигательно-оздоровительные моменты, беседы и игры на данную тему в непринужденной обстановке производит на детей более сильное впечатление, чем традиционные занятия. В атмосфере общего креативного творчества все усваивается намного легче, поэтому полезно устраивать игры, «минутки шалости», конкурсы «смешных человечков», проблемные ситуации и др.

Главная особенность программы – это игроритмика. Творческая игроритмика даёт возможность детям проявить свои творческие способности. В ней ценятся такие компоненты – ритм, игра с ритмом, элементы гимнастики, гимнастические этюды и  ритмический танец. Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности.

Поэтому любые движения под музыку, соревнования, веселые «превращения-повторялки» дают возможность детям проявить себя в лучшем качестве, почувствовать себя активней смелее, а так же  развивают музыкальный слух, и двигательные способности, и те психические процессы, которые лежат в их основе и способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей.

Инновационность программы:

•        Понимание и принятие  индивидуальных особенностей ребёнка в качестве важнейшего компонента педагогического  процесса (важна  личность,  а  не коллектив)

•        Использование авторского музыкально-двигательного материала (музыкальные постановки);

•        Распределение музыкально-двигательного репертуара по возрастной категории;

•        Использование разных видов занятий (сюжетное, занятие – импровизация, игровое).

Результат работы – дать возможность детям проверить свои знания и умения в спортивных соревнованиях, праздниках, развлечениях. Это  является лучшей проверкой работы данного кружка.

Главные принципы

Программа составлена на основе принципа интеграции межпредметных связей по видам деятельности:

  1. «Музыкальная деятельность»- закрепление всех движений и использование танцев, изученных и  поставленных на занятии кружка
  2. «Игровая деятельность (театральная деятельность)»- использование танцев в театральных постановках, для создания единого, художественного образа
  3. «Двигательная деятельность»- использование элементов ритмики на физкультурных занятиях, для совершенствования психомоторных способностей: развития мышечной силы, координации, мелкой моторики, формирование правильной осанки, а так же укрепление здоровья, развитие опорно-двигательного аппарата, функциональное совершенствование органов дыхания, кровообращения, сердечно - сосудистой и нервной систем организма
  4. «Познавательно -экспериментальная»- расширение знаний о композиторах, танцах, средствах музыкальной выразительности

Цель

Охрана жизни и здоровья дошкольников, осуществление комплекса мер направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. 

Задачи:

1.Укрепление здоровья  способствовать оптимизации роста и развития

опорно-двигательного аппарата; формировать правильную осанку; содействовать

профилактике плоскостопия.

2.Совершенствование психомоторных способностей дошкольников

развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, координационные способности; содействовать чувству ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой; формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности; развивать ручную умелость и мелкую моторику.

3. Развитие творческих и созидательных способностей воспитанников

развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор; формировать навыки самостоятельного выражения

движений под музыку; воспитывать умения эмоционального выражения, раскрепощённости и творчества в движениях; развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.

К концу проекта дети должны уметь:

  • Передавать в пластике разнообразный характер музыки, различные оттенки настроения;
  • Передавать основные средства музыкальной выразительности;
  • Различать жанр произведения и выражать это самостоятельно в соответствующих движениях и в слове;
  • Передавать в пластике музыкальный образ, используя гимнастические, имитационные, общеразвивающие и танцевальные виды движений;
  • Ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, строиться в шеренгу и колонну, в несколько кругов;
  • Исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях, под другую музыку;
  • Самостоятельно начинать и заканчивать движение в соответствии с началом и концом музыки;
  • Передавать в мимике и пантомиме образы знакомых животных и персонажей;
  • Выразить свое восприятие в движениях, а также в рисунках и в словесном описании;
  • Выполнять изучаемые в течение года ритмические композиции и танцы-игры;
  • Выполнять изучаемые в течение года ритмические композиции и танцы-игры;
  • Находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки, игрового образа выразительными жестами.

Дети должны знать:

  • Назначение музыкального  зала и правила поведения в нѐм;
  • Правила подвижных игр.
  • Элементы  танцевальные позиций рук и ног;
  • Понятия: круг, шеренга, колонна.

Диагностика уровня музыкально-двигательного

развития ребенка

Координация, ловкость движений – точность движений, координация рук и ног при выполнении упражнений.

Для проверки уровня развития координации рук и ног применяются следующие задания:

Упражнение 1. Отвести в сторону правую руку и в противоположную сторону левую ногу и наоборот.

Упражнение 2. Поднять одновременно согнутую в локте правую руку и согнутую в колене левую ногу (и наоборот).

Упражнение 3. Отвести вперед правую руку и назад левую ногу и наоборот.

3 балла - правильное одновременное выполнение движений.

2 балла - неодновременное, но правильное; верное выполнение после повторного показа.

1 балл - неверное выполнение движений.

Творческие проявления - умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные, оригинальные «па».

Тест на определение склонности детей к танцевальному творчеству. Детям предлагается под музыку (после предварительного прослушивания) изобразить следующие персонажи: ромашку, пчелку, солнечный зайчик и т.п.

3 балла - умение самостоятельно находить свои оригинальные движения, подбирать слова характеризующие музыку и пластический образ.

2 балла - движения его довольно простые, исполняет лишь однотипные движения.

1 балл - ребенок не способен перевоплощаться в творческой музыкально-игровой импровизации;

Гибкость тела – это степень прогиба назад и вперед. При хорошей гибкости корпус свободно наклоняеся.

Упражнение «Кольцо» (проверка гибкости тела назад). Исходное положение, лѐжа на животе, поднимаем спину, отводим назад (руки упираются в пол), одновременно сгибая ноги в коленях, стараемся достать пальцами ног до макушки.

Упражнение «Гимнастка». Исходное положение-сидя на бедре, упор рукой об пол,  ноги вытянуты в сторону(одна прямая, другая полусогнутая в колене).Махи свободной рукой над головой-вправо-влево и наоборот, меняя исходное положение. 

3 балл – максимальная подвижность позвоночника вперед и назад.

2 балл – средняя подвижность позвоночника.

1 балл - упражнения на гибкость вызывают затруднения.  

Музыкальность – способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с фразами, темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений музыке (в процессе самостоятельного исполнения - без показа педагога).

Упражнение «Кто из лесу вышел?»

После прослушивания музыки ребенок должен не только угадать кто вышел из лесу, но и показать движением. Закончить движение с остановкой музыки. (отражение в движении характера музыки).

Упражнение «Заведи мотор».

Дети сгибают руки в локтях и выполняют вращательные движения. Под медленную музыку - медленно, под быструю – быстро (переключение с одного темпа на другой).

Упражнение «Синички».

1 часть. Под лёгкую музыку дети ритмично бегут по кругу.

2 часть. Под смену музыку кружатся на полупальцах ног, держа осанку. Руки подняты вверх «к солнышку» (отражение в движении динамических оттенков).

3 балла – умение передавать характер мелодии, самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, передавать основные средства музыкальной выразительности (темп, динамику)

2 балла – в движениях выражается общий характер музыки, темп; начало и конец музыкального произведения совпадают не всегда.

1 балла – движения не отражают характер музыки и не совпадают с темпом, ритмом, а также с началом и концом произведения.

Эмоциональность – выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств исходя из музыки и содержания композиции (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревогу и т.д.), умение выразить свои чувства не только в движении, но и в слове. Эмоциональные дети часто подпевают во время движения, что-то приговаривают, после выполнения упражнения ждут от педагога оценки. У неэмоциональных детей мимика бедная, движения не выразительные. Оценивается этот показатель по внешним проявлениям

Детям предлагается изобразить «усталую старушку», «хитрую лису», «девочку, которая удивляется», «сердитого волка».

Развитие чувства ритма.

Ритмические упражнения – передача в движении ритма прослушанного музыкального произведения. Эти задания требуют от детей постоянного сосредоточения внимания. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована; ребенок говорит примитивно используя короткие отрывочные высказывания.

Упражнения с ладошками.

Педагог говорит детям, что он будет хлопать в ладоши по – разному, а дети должны постараться точно повторить его хлопки.

Педагог сидит перед детьми и четвертными длительностями выполняет разнообразные хлопки. Педагог должен молчать, реагируя на исполнение мимикой.

1. 4 раза по коленями обеими руками (повторить 2 раза).

2. 3 раза по коленям, 1 раз в ладоши (повторять до точного исполнения).

3. 2 раза по коленям, 2 раза в ладоши.

4. 1 раз по коленям, 1 раз в ладоши (с повторением).

3 балла – точно передает ритмический рисунок.

2 балла – выполняет лишь отдельные упражнения, с несложным ритмическим рисунком.

1 балл - с ритмическими заданиями не справляется, не может передать хлопками ритмический рисунок.

Уровни развития ребенка

в музыкально-ритмической деятельности

Первый уровень (высокий 15-18 баллов) предполагал высокую двигательную активность детей, хорошую координацию движений, способность к танцевальной импровизации. Ребенок умеет передавать характер мелодии, самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, менять движение на каждую часть музыки. Имеет устойчивый интерес и проявляет потребность к восприятию движений под музыку. Хлопками передает ритмический рисунок.

Второй уровень (средний 10-14 баллов). Этому уровню свойственна слабая творческая активность детей, движения его довольно простые, исполняет лишь однотипные движения. Воспроизводит несложный ритм. Передаѐт только общий характер, темп музыки. Умеет выразить свои чувства в движении. В образно - игровых движениях легко передает характер персонажа. Верное выполнение упражнений на координацию после повторного показа движений.

Третьему уровню (низкому 6-9 баллов) соответствовали следующие характеристики детей: они повторяют несложные упражнения за педагогом, но при этом их повторы вялые, мало подвижные, наблюдается некоторая скованность, заторможенность действий, слабое реагирование на звучание музыки. Движения не отражают характер музыки и не совпадают с темпом, ритмом, а также с началом и концом произведения. Мимика бедная, движения невыразительные. Ребенок не способен перевоплощаться в творческой музыкально-игровой импровизации. С ритмическими заданиями не справляется, не может передать хлопками ритмический рисунок. Упражнения на гибкость вызывают затруднения

Диагностика основана на современных диагностиках («Диагностика уровня музыкального и психомоторного развития ребенка» А.И. Буренина, «Тесты для определения специальных хореографических данных» С.Л. Слуцкая, «Обследование уровня развития физических качеств» Н.В. Полтавцева)

Основные методы,

используемые для реализации программы кружка:

 Чтобы добиться развивающего эффекта обучения необходимо использовать различные методы: наглядный, словесный и практический.

                Наглядный метод может быть наглядно-слуховым (исполнение музыки) и наглядно-зрительным (показ иллюстрации, картинок, совместное исполнение движений, применение наглядных пособий).

Музыка на  занятиях должна  звучать, как в «живом» исполнении, так и в записи. Использование записи позволяет  подобрать самую разнообразную музыку - от детских песен, народных мелодий до эстрадных и классических произведений в оркестровом исполнении. Это расширит кругозор детей, разовьёт художественный вкус. Следует отметить ещё одно важное преимущество фонограммы. Всем известно непроизвольное «приспособление» аккомпанемента к движению. Желая помочь детям (и, как правило, совершенно невольно), музыкальный руководитель ускоряет или замедляет темп, дополняет лишними аккордами вступление или заключение музыкального произведения. Такая «помощь» исключена при использовании фонограммы, и это способствует более внимательному вслушиванию в музыку, концентрации слухового внимания.  Важно заострять внимание детей на разнице звучания, отмечать изменения характера музыки, нюансов настроения в зависимости от ее исполнения. Симфоническую музыку лучше слушать в записи, чтобы сохранить при восприятии оркестровую красочность.

Зрительная наглядность имеет также большее значение, чтобы усилить впечатления детей от музыки, вызвать в их воображении зрительные образы , близкие музыке, или проиллюстрировать незнакомые явления или образы. Приемы применения зрительной наглядности (картин, рисунков, цветных карточек, игрушек) рассмотрю ниже.

Словесный метод. С помощью интересной беседы детям прививается любовь к музыке, расширяются представления о некоторых явлениях действительности, обогащается их внутренний мир, чувства, формируются  нравственные качества, интересы.

Практический метод в развитии музыкального восприятия также очень важен. Чтобы ребенок глубже почувствовал характер музыки, активно пережил свои впечатления, сочетаю восприятие музыки с практическими действиями, помогающими ему как бы «пропустить музыку через себя», выразить во внешних проявлениях свои переживания.

Использовать движения,  как приемы, активизирующие осознание детьми характера мелодии, качества звуковедения (плавного, четкого, отрывистого), средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, взлетов и падений мелодии, темпа, ритмического рисунка и т.д.). Эти свойства музыки можно моделировать с помощью движений рук (что доступно уже детям младшего возраста), танцевальных и образных движений.

Говоря о развитии музыкального восприятия с помощью движения, важно отметить, что речь идет не о выработке качественного выполнения движений, а о возможностях выразить переживания музыки с помощью освоенных детьми представлений и способов действий.

Методы музыкального воспитания тесно связаны между собой.

Показ с пояснением. Пояснения, сопровождающие показ музыкального руководителя. Все пояснения, описание игровых ситуаций должны быть немногословными и очень точными, емкими, яркими.

Игровые приемы  делают музыкальные занятия более продуктивными, повышают активность детей, развивают сообразительность. Данный метод является доминирующим, поскольку процесс игры облегчает процесс запоминания и освоения упражнений дошкольниками, а также вызывает интерес к занятиям. Учитывая, что основным видом деятельности ребенка является игра, весь материал преподносится детям через образ, характер. Игровой метод объединяет все разделы программы

Игра всегда вызывает у ребят веселое настроение. Игры способствуют развитию памяти ребенка, вырабатывают устойчивость произвольного внимания, совершенствуют творческую активность. Использование на занятиях игрушек, ярких атрибутов помогает детям более выразительно исполнять движения и украшает любой танец, делает его ярким и радостным.

Суть данного метода в том, что я подбираю для детей такую игру, которая отвечает задачам и содержанию занятия, возрасту и подготовленности детей.  Это использование игрушек, картин, иллюстраций, дидактических игр, игровой приём «Зеркало» «Эхо»)

Приём погружения в музыку воплощение в движениях музыки, с которой дети впервые знакомятся на занятии.

Вопросы к детям активизируют мышление и речь детей. К их ответам на вопросы педагога надо подходить дифференцированно, в зависимости от того с какой целью задан вопрос (беседа, вступительное слово, закрепление).

Оценка качества детского исполнении неправильная оценка не помогает ребенку осознать и исправить свои ошибки, недостатки. Надо поощрять детей, вселять в них уверенность, но делать это деликатно.

Основные направления  деятельности по развитию

музыкальных движений.

Обучение танцам – является приоритетным направлением деятельности по развитию музыкальных движений. В проекте были выделены следующие направления:

  • Музыкально-ритмические упражнения.  В музыкально-ритмических упражнениях дети осваивают отдельные виды движений: всевозможные повороты, вращения, кружения, наклоны, покачивания, разновидности шага, бега, прыжков, подскоков. В данный раздел ритмики входят также  упражнения на разнообразные построения, движения по кругу, квадрату, диагонали, «змейками», цепочками, парами, тройками и т.д.

Перечисленные упражнения относятся к разряду общеразвивающих и связаны с физическим воспитанием ребенка, развитием его ловкости, координации, умения владеть своим телом и ориентироваться в пространстве.

В контексте занятий ритмикой эти упражнения получают новую смысловую окраску. Движения упражнений связываются с яркими музыкальными образами (скачущие галопом лошадки, прыгающие зайчики, крадущиеся кошечки и т.п.), расцвечиваются фантазией детей, будят их творческое воображение. В этих упражнениях ребенок творчески познает возможности своего тела, соотносит свои действия с действиями других, приобретает навыки общения, учиться ориентироваться в осваиваемом им мире – мире вещей, живых существ, людей и их взаимоотношений. Звучащая музыка помогает ему в этом, ритмически организуя деятельность, делает познаваемый ребенком мир ярким и эмоционально насыщенным.

  • Танцы, пляски и хороводы. Танцы, пляски и хороводы – также весьма привлекательный для детей раздел занятий ритмикой. Основу программ музыкально-ритмического воспитания в ДОУ составляют несложные танцы разных народов, характерные танцы.

 Музыкальная форма, структура народного танца, как правило, ясная, четкая, доступная детскому восприятию. Часто музыкальная форма основывается на противопоставлении контрастных частей (быстро – медленно, тихо – громко и т.д.). Контраст звучания музыки  реализуется в танце через контрастную смену характера движений, что легко осваивается детьми.

В характерных танцах плясовые элементы соответствуют манере движений различных персонажей (снежинок, куколок, клоунов, пингвинов и т.п.). Сам же характерный танец часто связан с забавным сюжетом, где есть завязка, развитие, кульминация и развязка. Яркие образы и сюжеты характерных танцев помогают детям ориентироваться в музыкальной композиции.

Процесс разучивания и исполнения танцевальных движений – по сути, процесс освоения закономерностей музыкальной формы, действенное средство развития у детей музыкально-слуховых представлений. С помощью движений ребенок может «войти» в звуковой поток, ощутить, прочувствовать и телесно пережить движущие его закономерности:

-метрическую пульсацию;

-чередование, сопоставление или контраст фраз, разделов, частей;

-смысловые интонационно-ритмические акценты; кульминации и спады мелодических «волн» –  линий и т.д.

Движения помогают ребенку выявить эмоции, связанные с музыкальным образом, воплотить, реализовать заложенные в интонационной драматургии музыкального произведения пространственные, двигательные, тактильные, зрительные ассоциации.

Народные танцы можно рассматривать и как своеобразные тренинги-упражнения по развитию навыков общения у детей. В фольклорной традиции танец связан с определенным ритуалом, жизненным событием. Поэтому рисунок народного танца всегда наполнен глубоким смыслом, прочными нитями связан с жизнью, с культурой взаимоотношений людей. В фигурах народного танца запечатлена особая пластика, свойственная национальному характеру, а главное – запечатлены определенные модели поведения, способы выражения эмоций в рамках принятых в культуре народа норм.

Движения и фигуры в народных танцах, представленных в программах по ритмике для детей, очень простые, несложные для запоминания. В основе танцевальных сюжетов – образы дружелюбия, партнерской поддержки, одобрения  индивидуальных решений в рамках коллективного взаимодействия. В таких танцах часто есть игровые сюжеты, что, во-первых, облегчает их запоминание, а во-вторых, способствует выработке выразительных движений, соответствующих определенным эмоциональным состояниям.

Фигурами танцев в основном являются естественные жесты и движения, которые  в житейском обиходе выражают доброжелательное, открытое  отношение людей друг к другу, воспроизводят положительные, радостные эмоции. Освоенные в танце, эти движения могут стать для детей своеобразными моделями, эталонами этикета в естественном процессе общения. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и в целом нормализации социального микроклимата в детском коллективе.

  • Музыкальная игра. Музыкальная игра как раздел ритмики приобретает особое значение в развитии детей. В музыкальной игре дети могут проявить творчество, комбинируя известные движения: составить из них простейшие танцевально-игровые сюжеты и композиции, включить по своему усмотрению шумовые, речевые, изобразительные эффекты, мимические и пластические сценки.

         Разделы ритмики, связанные с музыкально-ритмическими упражнениями и танцами для детей довольно подробно и тщательно проработаны в методической литературе, снабжены в программах ДОУ апробированными методиками и музыкальным репертуаром, соотнесенным с возможностями детей каждого возрастного этапа.

В то же время технология организации на занятиях с детьми творческих музыкально-двигательных игр на сегодняшний день находится в стадии становления. Педагоги, работающие с детьми, испытывают потребность в методическом осмыслении, систематизации творческих идей и приемов, «разлитых» в практической педагогической деятельности. Подтверждением тому является всплеск интереса к проблемам творческого музицирования, к игровым технологиям в музыкально-педагогической практике современности.        

Помимо  основных разделов (упражнение, композиция, игра) на протяжении всего года ведется работа над импровизационной, творческой деятельностью ребенка.

Задача педагога состоит в том, чтобы создать условия для поиска характерных особенностей пластики персонажей, деталей их поведения. Выразительность исполнения образных движений, воссоздавая образ в целом. В основном это мир природы, окружающей нас, игрушки, добрые сказочные персонажи. Детям предлагаются этюды, небольшие по содержанию рассказы, яркие короткие музыкальные произведения для освоения образа, задания для импровизации танцевальных движений, игры с импровизациями.

Детям предлагается найти характерную пластику персонажа:

  • беззаботная птичка
  • кукла ожила
  • важная утка
  • радостный или грустный зайчик

Детям предлагается освоить композиционные перестроения (ориентировка в пространстве):

  • движение друг за другом по кругу
  • движение змейкой
  • движение в двух колоннах
  • переход из двух колонн в два круга
  • движение врассыпную
  • из общего круга в пары

Все эти задания сочетаются в разных формах работы: в свободных играх, при подготовке к праздникам и развлечениям, индивидуальной работе с ребенком, в театрализованной деятельности.

Работа кружка «Здоровей-ка» основывается на различных видах деятельности:

- Оздоравливающие технологии: массаж, артикуляционная, дыхательная, звуковая гимнастика.

- Упражнения для тренировки дикции (речевые игры), ритмические игры.

-Вокально-двигательные разминки, эмоционально-стимулирующая гимнастика, физкультминутки.

- Подвижные игры.

- Проведение игр, конкурсов, соревнований в ДОУ.

Основные формы деятельности кружка по данной программе: обучение на занятии, в свободной деятельности.  Соревнования, творческие игры, конкурсы «минутки-шалости».

В работе кружка участвуют дети дошкольного возраста 5-7 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 25- 30 минут

Содержание программы.

32 занятия в год  – 25- 30 минут в неделю.  

В данной программе подобраны игры и задания по технологиям Т.А. Матросовой, В.Т. Кудрявцева, М.А. Давыдовой, М.Л. Лазарева, О.Н.Арсеньевской и технологии других авторов. В программу включены авторские разработки, являющиеся результатом многолетнего практического опыта.

Темы Программы  «ЗДОРОВЕЙ-КА»

СЕНТЯБРЬ.

ТЕМА: «Мы здоровье изучаем, сердцем радость излучаем». Игровая гимнастика, ритмические и дыхательные игры. Релаксация. Оформление уголка для родителей «Ритмическая мозаика».  Является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей воспитанников, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку соответственно её структурным особенностям, характеру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности. С помощью музыкально-ритмических упражнений дети приобретают умение двигаться в соответствии с динамическими оттенками музыки, согласовывать скорость и характер выполняемых движений с темпом и ритмом музыкального произведения. А использование специальных упражнений для развития мышечной силы и гибкости в образных, игровых и двигательных заданиях; пальчиковой гимнастики, игрового самомассажа развивают не только координационные способности детей, но и ловкость, гибкость, пластичность, красоту и точность движений.  Введение игровых ситуаций создаёт на занятиях непринуждённую атмосферу; облегчает процесс запоминания, освоения и выполнения упражнений; повышает эмоциональный настрой, а также способствует развитию мышления воображения,  творческих способностей детей.

В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с        музыкой, музыкальные задания и игры.  

ОКТЯБРЬ.

ТЕМА: Ребячья  «зверобика».  Гимнастика с повторением стихотворной рифмы «Обезьянки» Смехотерапия, пятиминутка здоровья.  Массаж.   Оформление карточек с игроритмикой для педагогов ДОУ. Служит основой для освоения ребёнком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков, необходимых при дальнейшей работе по программе «Са – Фи – Дансе» Ж.Е. Фирилевой, Е.Г. Сайкиной. В раздел входят строевые, общеразвивающие, акробатические этюды, а также этюды на расслабление мышц, дыхательные, и на укрепление осанки.

Здесь представлены образно-танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершённость.  

Танцующий ребенок испытывает неповторимые ощущения от свободы и легкости движений, от умения владеть своим телом; его радуют точность и красота, с которыми он выполняет танцевальные упражнения. Сам танец совместно с музыкой имеет психотерапевтический потенциал и воздействует на занимающихся через все органы чувств , и особенно – через нервную систему. Отсюда появляются различные направления танцевальной психотерапии, основная цель которой – принести облегчение детям с неустойчивой нервной системой, эмоционально перегруженным

НОЯБРЬ.

ТЕМА: Изучение правил здоровья - теория. Игроритмика « Поём, двигаемся, играем». Релаксация, массаж. Игровой досуг с использованием оздоровительных упражнений «Игралочки-превращалочки»(О.Н.Арсеньевская «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду», «Музыкальные занятия по ФГТ» «Логоритмические игры для детей»). Направлен на формирование у воспитанников танцевальных движений по программе А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика» и Т. Суворовой «Танцевальная ритмика для детей», что способствует повышению общей культуры ребёнка. Танцы имеют большое воспитательное значение и доставляют эстетическую радость занимающимся. В этот раздел входят: танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений и такие  танцевальные формы, как народный, бальный, современный и ритмический танцы.      Танцы и танцевальные  упражнения могут быть одним из наиболее эффективных средств  тренировки детского организма. Используются, как средство тренировки  и расслабления, эмоциональной разрядки, снятия физического и нервного напряжения, развития ритмичности и координации движений.

        Танцевальные упражнения могут применяться в начале занятия для общего «разогревания» организма и подготовки его к предстоящей работе, а также с лечебными целями.

         Танцы являются хорошим средством борьбы с гиподинамией, оказывают благоприятное влияние на сердечно - сосудистую, дыхательную и нервную систему организма, позволяют поддержать гибкость позвоночника, содействуют подвижности в суставах и развивают выносливость. Они  способствуют формированию правильной осанки, красивой и легкой походки, плавности, грациозности и изящества движений. С помощью танцевальных движений можно воспитывать внимание, умение ориентироваться во времени, пространстве, способствовать развитию ловкости и координации движений.

ДЕКАБРЬ.

ТЕМА: Стадион « Поиграй-ка».

Комплекс оздоровительных упражнений со звучащими жестами, фонопедические упражнения, речевые игры, музыкально-ритмические движения(О.Н.Арсеньевская).  

Смехотерапия, релаксация. Пополнение уголка для родителей «Если хочешь быть здоров» (плакаты, печатный материал, рисунки детей по теме оздоровления, здорового образа жизни). «Дыхательные и речевые упражнения с ритмом, логоритмика». Логопедическая ритмика – методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения и являющаяся одним из средств формирования, оздоровления и развития речи ребенка в форме игры, интересной и доступной его возрасту. Такие виды музыкальной деятельности развивают слуховое внимание:  ребёнок учится слушать,  слышать,  понимать и запоминать звуки и слова;  знакомят  с элементами музыкального искусства, а также с основными понятиями музыкальной грамоты: ритмом, метром, высотой звука, тембром; формируют музыкальный вкус; способствуют гармоничному развитию личности ребёнка, любящего и понимающего музыку, отличающегося тонкостью восприятия, отзывчивостью, эмоциональностью переживаний

Такая направленность  занятий оказывает бесспорное влияние на всестороннее развитие ребёнка: совершенствование таких компонентов речи, как слуховых функций, речевой функциональной системы,  мелкой и артикуляционной моторики; улучшение владения двигательными навыками, а также формирование умения ориентироваться в окружающем мире, способности понимать смысл предлагаемых заданий. Также благодаря логоритимическим упражнениям у детей улучшается память, внимание, активизируются их  творческие способности.

ЯНВАРЬ.

ТЕМА: «Что вам нравится зимой?». Этюды с предметами, дыхательные игры, креативные (динамические) игры на зимнюю тематику «Ты, мороз». О.Н.Арсеньевская «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду», «Музыкальные занятия по ФГТ» «Логоритмические игры для детей»). Правила здоровья. Игровой массаж. «Нетрадиционные виды упражнений, игропластика».

Этот раздел основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости занимающихся. Здесь используются элементы гимнастических движений выполняемые в игровой сюжетной форме.

Использование данных упражнений, кроме радостного настроения и мышечной нагрузки, дают возможность ребёнку вволю покричать, погримасничать, свободно выражая свои эмоции, обретая умиротворённость, открытость и внутреннюю свободу. основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости занимающихся. Элементы игропластики- гимнастических движений(стретчинг)  выполняются в игровой сюжетной форме.

Все упражнения для занятий подобранны с учетом их корригирующего значения Cтретчинг – это система естественных статических растяжек мышц тела и суставно - связочного аппарата рук, ног, способствующая укреплению позвоночника и позволяющая предотвратить нарушения осанки и исправить ее. Так же растяжка способствует развитию гибкости, раскрепощенности и уверенности в себе.

ФЕВРАЛЬ.

ТЕМА: «Музыкальное настроение». Движения и ритмы под фонограмму, видеометод. Оздоровительная игра «Можно- нельзя»(реклама-антиреклама).

Релаксация Музыкотерапия.

МАРТ,

ТЕМА: « Вот мы встали дружно в круг, поиграй со мною друг».

Мини- соревнования, ритмические композиции. Азбука эмоций, дыхательные игры,  массаж.  Советы «Доктора Айболита» консультация для родителей. «Игровой самомассаж». Работа в этом разделе включает элементы технологии авторской программы М.Л. Лазарева «Здравствуй» и является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребёнка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления. «Креативная гимнастика».

Этот раздел предусматривает работу педагога по применению нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы. Благодаря этим занятиям создаются благоприятные возможности для развития созидательных способностей детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения  и  раскрепощённости.

АПРЕЛЬ,

ТЕМА: « Дорожки здоровья». Интегрированное занятие: 

Нетрадиционные игровые упражнения, образно- речевые игры, дыхательные игры, коллективное рисование красками «Весенние ручейки». О.Н.Арсеньевская «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду», «Музыкальные занятия по ФГТ» «Логоритмические игры для детей»).

Смехотерапия, правила здоровья.

Релаксация, оздоровительный массаж.

МАЙ,

ТЕМА: « Солнечное настроение».  Концерт для родителей:

Концерт детей кружка, детей ДОУ, с использованием знакомого материала.

О.Н.Арсеньевская «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду», «Музыкальные занятия по ФГТ» «Логоритмические игры для детей»).

Коллективная работа  детей с участием родителей (нетрадиционная

форма работы).

Методическое обеспечение программы дополнительного образования «Здоровей-ка».

Образовательная деятельность проводится в музыкальном зале ОУ.

Техническое оснащение:

- компьютер с монитором;

- магнитофон;

- аудиозапись, СД- диски;

-телевизор, ДВД-диски;

-музыкальный инструмент( фортепиано).

Методическое:

- наглядный материал;  рисунки ребят;

-  разработки проведения различных игр, соревнований, представлений;

-  методические рекомендации по организации двигательно-оздоровительных мероприятий;

-  изучение новейшей литературы, подготовка перспективного плана с использованием оздоравливающих мероприятий;

- видеоматериалы с праздников, спортивных мероприятий.

Учебный план

Вид  деятельности

Количестов занятий в неделю

Количество занятий в год

Оздоровительный кружок «Здоровей-ка»

1

(25-30 мин)

32

(16,0 ч.)

Результат кружковой работы.

Критериями выполнения программы служат: активность участия детей в в конкурсах, праздниках, в мероприятиях данной направленности, проявление творчества, самостоятельности, снижение (отсутствие) заболеваемости.

                                   

Список литературы.

1.Матросова Т.А. Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста.

2. Мастюкова Е. М. Коррекционно- педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников.

3.Косицина М.А. Коррекционная ритмика.

4. Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников.

5. Практические журналы « Воспитатель ДОУ».

6. Научно- практические журналы « Управление ДОУ».

7. Картушина М.Ю. Логоритмика для дошкольников.  

8. Лазарев М. Л. Программа « Здравствуй».  

9. Пенькова Л.А. Организация работы тематических площадок.

10.Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду.

11 Арсеньевская О.Н.  Система музыкально-оздоровительной работы в                детском саду.

12. Журналы «Музыкальный руководитель».

13. Аудиозаписи, СД-диски музыкального репертуара.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптационная программа дополнительного образования физкультурно-оздоровительной группы детей 5-7 лет, старший дошкольный возраст

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников - одна из актуальнейших проблем нашего времени. Говоря о здоровье, мы используем определение, которое предлагает Всемирная организация здравоохранения – ...

Программа дополнительного образования физкультурно-оздоровительной направленности «Быть здоровыми хотим!»

ПРОГРАММАдополнительного образованияфизкультурно-оздоровительной направленностиМуниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 9 «Радуга» города Б...

"Программа дополнительного образования физкультурно-оздоровительной направленности "Непоседы"

Актуальность данного направления в работе с детьми дошкольного возраста состоит в том, что недостаточно уделено внимание развитию танцевально-ритмической гимнастики в детском саду. Необходимость работ...

Программа дополнительного образования физкультурно-оздоровительного направления "ЗДОРОВЕЙКА"

Программа дополнительного образования физкультурно-оздоровительного направления "ЗДОРОВЕЙКА" направлена на формирование здорового образа жизни....

Программа дополнительного образования физкультурно-оздоровительной направленности «СА-ФИ-ДАНС» детей дошкольного возраста, принята Педагогическим советом МБДОУ «Детский сад № 49 «Настенька», протокол № 1 от 30.08.2018г, внесены дополнения - протокол Педа

Программа дополнительного образования физкультурно-оздоровительной  направленности «СА-ФИ-ДАНС» детей дошкольного возраста, принята Педагогическим советом МБДОУ «Детский сад № 4...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по естественнонаучной направленности «Ментальная Арифметика»

Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японс...