Здоровый образ жизни в ДОУ
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Представлены методические разработки по ЗОЖ - перспективное планирование, консультации для родителей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проект «Формирование культуры здорового питания у детей дошкольного возраста, родителей и педагогов ДОУ»
Содержание
Введение
Актуальность проекта
Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты
Аннотация проекта
Этапы реализации проекта программы
План мероприятий
Ресурсы
Риски и пути преодоления рисков
1. Введение
В современных тенденциях развития продовольственной индустрии родителям и педагогам очень сложно без определенных знаний о здоровом питании сформировать у детей устойчивый навык здорового образа жизни, гигиены питания, принципы безопасного и качественного питания.
Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы – формирование культуры здорового питания у детей дошкольного возраста, их родителей и педагогов.
Проектом предусмотрен объект исследования, которыми выступают условия организации процесса питания в семье и дошкольном образовательном учреждении, предметом деятельности является процесс питания детей дома и в детском саду.
2. Актуальность создания проекта
Не смотря на то, что вопросам питания дошкольников в современной медицине отведена особая роль, рост болезней у детей, вызванных неправильным питанием, заметно увеличивается (аллергия, нарушение обмена веществ, желудочно-кишечные, сердечно - сосудистые заболевания и др.) .
Очевидно, основными причинами являются не столько врожденные заболевания детей, сколько низкий уровень информированности родителей и педагогов о культуре питания.
Как показывает практика, в домашних условиях питание детей зачастую не рационально (неумеренно, однообразно, нарушен режим питания, в дошкольных образовательных учреждениях многие педагоги избирают чрезмерно консервативный подход к формированию культуры питания (проблема здорового пищевого поведения).
К тому же в период летнего отдыха, когда путешествия по России и за рубеж становятся для семьи основной формой проведения летних каникул, культура питания, как правило, забывается.
Именно поэтому актуальна разработка данного проекта, направленного на воспитание современного ребёнка и его познавательных способностей, поскольку любой стране нужны здоровые личности, способные самостоятельно решать проблему разумного использования и потребления продуктов.
3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты
Стратегическая цель:
Создание благоприятных условий детям, родителям и педагогам ДОУ для овладения навыками культуры здорового питания.
Тактическая цель:
1. Создать условия для изучения физиологических и психологических аспектов питания детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Подбор, изучение, обработка методической литературы по вопросам здорового питания.
2. Разработка тематических буклетов и методической памятки для родителей и педагогов ДОУ.
3. Оформление тематических стендов, папок; организация и проведение выставки на тему здорового питания.
Ожидаемые результаты, продукт:
1. В наличии методическая литература по вопросам здорового питания.
2. В наличии тематические буклеты и памятки для родителей и педагогов.
3. В наличии материал для стендов и папок; совместные работы детей и родителей для выставки.
2. Сформировать у детей, родителей и педагогов ДОУ устойчивый навык здорового образа жизни, гигиены питания, принципы безопасного и качественного питания.
Задачи:
1. Распространение тематических буклетов и методической памятки среди родителей и педагогов ДОУ.
2. Вовлечение детей и родителей в совместную деятельность по изучению здорового образа жизни, гигиены питания, принципов безопасного и качественного питания.
3. Обобщение и систематизация полученных знаний о здоровом питании.
Ожидаемые результаты, продукт:
1. Проведены консультации родителей и педагогов с использованием тематических буклетов и методической памятки.
2. Полное и своевременное информирование детей и родителей о предстоящих мероприятиях, практическая помощь в случаях затруднения, поощрение активных участников.
3. В наличии анкеты о культуре здорового питания, заполненные детьми в ДОУ, родителями дома.
Организовать индивидуальные и групповые мероприятия, направленные на овладение навыками культуры питания и формирование навыков рационального пищевого поведения у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Расширение представления о режиме питания, пищевом разнообразии, вкусе и пользе продуктов.
2. Развитие навыков правильного поведения за столом (столовый этикет) .
3. Формирование устойчивых качеств (самоконтроль, ответственность, чувство меры, необходимости и др., воспитание уважения к другим народам и к их традициям питания.
Ожидаемые результаты, продукт:
1. Владение информацией о периодичности питания, свойствах и характеристиках продуктов, их вреде и пользе.
2. Воспитание культурной личности, способной самостоятельно контролировать поведение за столом.
3. Воспитание сильной личности, способной самостоятельно контролировать процесс питания, получение знаний о пищевых предпочтениях народов мира.
4. Аннотация
Здоровье детей свидетельствует о благополучии государства и общества, однако немало важную роль в этом вопросе играют национальные традиции питания и условия жизни в семье и организованных детских коллективах.
В основу данного проекта положены одни из основных идей здоровьесбережения дошкольников:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни.
3. Коррекционные технологии.
В соответствии с ФГТ проект опирается на научные принципы ее построения:
•соответствует принципу развивающего образования;
•сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;
•соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности;
•обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
•строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
•основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
•учитывает гендерную специфику развития детей дошкольного возраста;
•предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
•предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах и методах работы с детьми.
5. Этапы реализации проекта программы
Реализация проекта рассчитана на 4 недели: с «27» мая по «21» июня.
1 этап - Подготовительно-проектировочный этап: с 27 мая по 31 мая.
2 этап - Практический этап: с 3июня по 14 июня.
3 этап - Обобщающе - результативный этап: с 17 июня по 21 июня.
6. План мероприятий.
1 этап - Подготовительно-проектировочный этап.
- Подбор, изучение, обработка методической литературы по вопросам здорового питания (библиотека, Интернет, социальные сети и др.) .
- Изучение опыта педагогов, имеющих опыт в реализации проектов о здоровом питании (опыт коллег, опыт педагогов из педагогических сообществ и др.) .
- Разработка тематических буклетов и методической памятки для родителей и педагогов ДОУ.
- Пополнение предметно-развивающей среды (подбор материала для оформления тематических стендов, передвижных папок; игр и т. д.)
- Подбор диагностического инструментария для выявления знаний детей и родителей о правильном питании (разработка анкет) .
2 этап - Практический этап.
Работа с детьми:
- О режиме питания (периодичность) : дидактическая игра «Кушай в «нужные» часы».
- О пищевом разнообразии (цвет, запах) :аппликация «Цветная тарелочка»; сенсорная игра «Угадай продукт по запаху».
- О вкусе:дидактическая игра «Какой вкус у продукта? »;сенсорная игра «Угадай продукт на вкус».
- О пользе:дидактическая игра «Полезная корзинка» (отбор полезных продуктов).
- О поведении за столом:дневник питания в группе.
- О кухне народов:презентация "Кухни мира".
- С использованием художественной литературы «Вкусные истории».
- Укрепление семейных связей и традиций:изготовление семейного коллажа из этикеток, оберток, упаковок продуктов правильного и неправильного питания дома.
Работа с родителями:
- Распространение и заполнение анкеты об организации процесса питания в семье.
- Консультация родителей по теме: «Организация правильного питания в семье».
- Распространение тематических буклетов: «Золотые правила питания» и «Рецепты детского питания».
- Распространение видеофильма для общего домашнего просмотра «Последствия необратимы».
- Организация и проведение выставки поделок из бумажных тарелок «Здоровье на тарелочке! ».
- Конкурс «Лучшее витаминное семейное блюдо» (рецепт).
Работа с педагогами
- Выпуск и распространение методического буклета «Формирование навыков рационального пищевого поведения у детей дошкольного возраста».
3 этап - Обобщающе - результативный этап.
Анализ мероприятий, проведенных в ходе реализации проекта.
7. Ресурсное обеспечение программы
1. Нормативно-правовые ресурсы:
• Закон РФ «Об образовании»
• Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования» от 5.07.2001
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 года № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
• Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)
• УСТАВ ДОУ.
2. Информационные ресурсы:
• НИАЦ «Социальное питание», 2011 г., Московский фонд содействия санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
• Как сформировать навыки здорового питания. Касьянова З. Л., 2012г.
• «Разговор о правильном питании», разработанная в Институте возрастной физиологии Российской Академии Образования (авторы М. М. Безруких, Т. А. Филиппова, А. Г. Макеева) .
• Ресурсы сети Интернет и др.
3. Учебно-методические ресурсы:
• фонд методического кабинета;
• библиотека;
• игротека;
• аудиотека;
• фонотека и др.
4. Материально-технические ресурсы:
• телевизор со встроенным DVD;
• видеоматериалы о здоровом питании;
• наборы для творчества, бумага для принтера, клей, кисти и др.
8. Критерии оценивания проекта
1. Количество участников проекта (дети, родители, педагоги) .
2. Количество индивидуальных и коллективных работ, выполненных в ходе реализации проекта.
3. Отзывы детей, родителей, педагогов.
4. Физиологические (улучшение аппетита, увеличение объема употребляемой пищи др.) и психологические изменения у детей (хорошее настроение, желание хорошо покушать и др.) .
9. Риски и пути преодоления рисков
В ходе реализации данного проекта возможно возникновение некоторых рисков, которые будут решены следующим путем:
1. Пассивное отношение родителей к проектной деятельности. Вовлечение пассивных родителей посредством индивидуальных консультаций, отдельных поручений, а также обеспечения материалом для творчества.
2. Недостаточные знания детей для проведения конкретных мероприятий. Предварительная подготовка детей родителями в домашних условиях (беседы) .
3. Психологический барьер у родителей, препятствующий постановке и озвучиванию проблемных вопросов о питании детей. Ежедневные беседы с родителями о возможных трудностях в формировании у детей культуры питания (предложения помощи, беседы о домашнем питании, питании в условиях туризма и др.)
Предварительный просмотр:
ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
«РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ»
В РАМКАХ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ
«Единственная красота, которую я знаю – это здоровье».
Т. Гейне
Одной из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста, ведущим фактором благоприятного развития является забота о здоровье, создании комфортных условий жизни, соответствующих гигиеническим и медико-педагогическим рекомендациям, в том числе и формированию основ культуры питания.
Всем хочется видеть детей здоровыми, бодрыми и счастливыми. Но как этого добиться?
По статистическим данным в России до 35% поступающих в школу детей уже имеют хронические заболевания. Одной из причин такого печального результата является неправильное питание: безрежимность принятия пищи, еда всухомятку, не знание свойств полезных и вредных продуктов. Для растущего организма очень важно правильное, рациональное питание. Вот почему так важно уже с раннего возраста формировать у ребенка полезные привычки и навыки, которые помогут вырасти здоровым и успешным.
В нашем детском саду вопросам питания уделяется большое внимание. Педагогическая работа, связанная с внедрением и реализацией программы «Разговор о правильном питании» начала проводиться с детьми подготовительных к школе групп и их родителями с 2012 учебного года. Разнообразная форма работы, их вариативность способствует лучшему освоению содержанию излагаемого в них познавательного материала.
Образовательная деятельность, связанная с апробацией программы «Разговор о правильном питании» ведётся с воспитанниками с целью формирования у старших дошкольников основы рационального питания, воспитания культуры здоровья, осознания ими здоровья, как главной человеческой ценности [1, с. 4].
Задачи:
- Дать представление о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день
- Научить выбирать самые полезные продукты
- Сформировать представление об основных принципах гигиены питания
- Познакомить детей со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека.
- Способствовать развитию устойчивого интереса у детей к сохранению своего здоровья, рациональному питанию.
- Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.
- Развивать познавательные и творческие способности в процессе разработки проекта.
Работа по апробации программы «Разговор о правильном питании» ведётся на основе следующих принципов:
- Режим питания
- Разнообразие продуктов питания
- Соблюдение гигиены питания
- Удовольствие от процесса еды.
В рамках совместной деятельности педагога с детьми с помощью разнообразных форм, мы старались сформировать основные понятия рационального питания, потребность в здоровом питании и образе жизни. Умение выбирать полезные продукты, воспитывать чувство ответственности за свое здоровье.
Организация развивающей среды в группе.
«Центр питания» - размещёны дидактические и развивающие игры: «Полезные вредные продукты», «Витаминная корзинка», «Профессии», муляжи овощей и фруктов, плакаты по питанию, лото, наборы открыток.
Центр «Играем в театр».
Сказочные герои: заботливая бабушка, веселый колобок, трудолюбивые поварята, добрая коровушка, маски овощей для театрализации, что способствует развитию устойчивого интереса у детей к сохранению своего здоровья, рациональному питанию.
Центр «Здравствуй, книжка»!
В этом центре сделали подборку художественной литературы по вопросам правильного здорового питания. В тематику по данной теме включили русские народные сказки «Колобок», «Гуси лебеди», «Репка», рассказы «Почему рис белый»? «Мое тело», познавательную литературу: энциклопедии, хрестоматии, альбомы, фото альбомы.
Уголок дежурных.
Занимаясь с детьми вопросами организации здорового питания, особое внимание отводится дежурству по столовой. Дети не всегда охотно трудятся, проявляют небрежность и медлительность. Нами был организован конкурс «Лучший дежурный».
Очень важно выработать у детей положительное отношение к приему пищи, для этого в группе создаем спокойную обстановку. Ведь чем раньше у детей сформируются правильные навыки приёма пищи, тем они прочнее закрепятся, станут привычкой [5, с. 18].
Чтобы у детей сформировалось позитивное отношение к режиму и правилам поведения за столом, продуктам питания проводили интегрированные занятия:
- «Вот он хлебушек душистый»;
- «Витамины, витамины – вы нам всем необходимы»;
- «Это удивительное молоко» и др.
Использовали обучающие ситуации «Как получается мука», показ мультимедийных презентаций «Вкусный салатик», «Правильно питаться – здоровья набираться», «Все о правильном питании»; практикум для детей «Оладушки для бабушки». В процессе разговора дети получали элементарные представления о своем организме, выработали правила питания:
- Еда должна быть простой, вкусной и полезной;
- Настроение во время еды должно быть хорошим;
- Правильно питайся – здоровым оставайся;
Все это помогло детям легко и непринужденно освоить материал по данной программе, закрепить имеющиеся знания и навыки.
Самостоятельная деятельность детей.
Особую педагогическую значимость имеют самостоятельные игры детей. В центре «Мы играем» создали условия для активизации и побуждали детей к творческому отражению действительности. В непринужденной форме предлагали разнообразные игры, связанные с темой питание – «Кафе», «Магазин», «Дом» и другие. У детей отмечался стойкий интерес к предлагаемым играм, познавательная мотивация, любознательность.
В процессе игры у детей закреплялись знания о продуктах питания, обогащались практический и игровой опыт.
Взаимодействие с родителями.
Беседуя со взрослыми и детьми, мы убедились в том, что в семьях очень редко обсуждаются вопросы правильного питания. Многие родители имеют смутное представление о пищевой ценности продуктов, о связи питания и здоровья. К тому же в последнее время мы все увлеклись так называемым быстрым питанием - гамбургерами, хот-догами, пиццей. Еще одна важная проблема - как правильно выбрать продукты: ведь сегодня реклама уверяет нас, что каждый из них просто необходим для жизни!
Работу осуществляла в двух направлениях.
- Педагогическое просвещение родителей.
- Участие родителей в проектной деятельности.
Основная задача стояла перед нами: сделать родителей своими союзниками. Чтобы родители могли высказать свое мнение, мы предлагали им анкеты. Анализ ответов помог нам правильно организовать совместную работу при апробации программы.
Совместно с родителями реализовали творческий проект «К здоровью – через правильное питание».
В рамках проекта в группе прошли следующие мероприятия:
- Анкетирование родителей «Любимое блюдо вашего ребенка»
- Акция «Советуем приготовить»
- Консультации, ширмы «Правильно питаюсь, расту и развиваюсь»
- Альбом детских рисунков « Огородное чудо»
- Рукописная книга «От А до Я»
- Изготовление макета «Живые витамины»
- Мультимедийные презентации
- Краткосрочные детские проекты «Оладушки для бабушки», ««Вкусный салатик».
- Творческая выставка детских рисунков «Ах, какой у нас арбуз», «Пейте, дети молоко, будете здоровы», «Витаминная радуга».
В результате проектной деятельности, у детей повысился уровень знаний, сформировались основы правильного поведения за столом, культура правильного питания. Большинство родителей пришли к выводу, что программа «Разговор о правильном питании» помогла им решить многие проблемы с организацией здорового питания.
Данная программа нашла горячий отклик у детей, посещающих наш детский сад, их родителей и педагогов ДОУ. Целенаправленная работа по программе способствовала формированию познавательных знаний у детей, их осознанного отношения к питанию, как части культуры питания, просвещенности родителей и принятию ими значимости рационального питания не только в детском саду, но и дома [2, с. 11].
Работа по данной программе позволила педагогам подготовительной группы добиться положительных результатов по результатам промежуточной диагностике:
- у детей повысился уровень познавательного развития по данной теме на 50%, у них улучшился аппетит, они охотнее стали кушать каши, супы, запеканки;
- большинство детей освоили правила приема пищи, у них сформированы основы культуры поведения за столом;
- у большинства детей сформированы основные навыки личной гигиены, в том числе и связанные с питанием, дети стали меньше болеть;
- сформировано представление о связи состояния здоровья с гигиеной питания.
- у большинства ребятишек сформировалось представление о необходимости и важности соблюдения режима питания, как одного из необходимых условий рационального питания.
- в результате проводимой работы педагогическим и медицинским персоналом ДОУ у детей изменилось отношение к некоторым блюдам, не нелюбимыми ими ранее, таким, как молочные супы, каши, запеканки, кисели и др.
Дети в силу своего возраста могут недооценить значимость правильного питания, поэтому мы взрослые должны направить все усилия на формирование культуры правильного питания, ведь от этого, в конечном счете, зависит здоровье наших детей.
Список литературы:
1. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А. Г. Разговор о правильном питании/М.М. Безруких. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012. – 80 с.
2. Безруких М.М., Филиппова Т.А Разговор о правильном питании: Рабочая тетрадь для дошкольников /М.М. Безруких. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012. – 80 с.
3. Дерюгина М.П. Как питается наш малыш / М.П. Дерюгина. - Минск: Полымя, 1990. – 320 с.
4. Дружинина Л.В. Питание ребенка в детском саду и дома // Дошкольное воспитание. – 1998. - № 6. – С.111 – 114.
5. Таргонская Н.А. Азбука питания / Н.А. Таргонская. – М. ЛИНКИ – ПРЕСС, 2002. – 142 с.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по программе «Разговор о правильном питании» в подготовительной группе на тему: «Царица огородов - капуста»
Цель: Научить детей выбирать самые полезные продукты; дать представления детям о том, какие продукты питания наиболее полезны и необходимы ребенку каждый день; познакомить с разнообразием видов капусты, ее полезными свойствами и значением в здоровом питании человека. Продолжать учить работать с ножом, резать продукты длинной соломкой. Развивать речь, память, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать осознанное отношение к здоровому образу жизни.
Метод. приемы: художественное слово, беседа, показ, объяснение, игровой момент, физ. минутка, итог.
Материал: кочаны свежей капусты; белокочанной и краснокочанной, набор продуктов для салата «Метелка» (капуста, яблоки, лук, соль), картины из серии «Овощи (виды капусты), пакетики семян различных видов капусты, плакаты с текстом «Щи да каша – пища наша», «Разновидности капусты» (название); тарелочки, доски, салфетки, ножи. Вилки, медицинский набор, фишки, схема для составления загадок.
Предварительная работа: рассматривание картин из серии «Овощи» и «Фрукты». Чтение сказок и стихов, придумывание загадок, экскурсия в продуктовый магазин, огород
Словарная работа: виды капусты: белокочанная, краснокочанная, брюссельская, брокколи, кольраби, савойская, сахароза, клетчатка, крахмал.
Индивидуальная работа: Катя Лена, Руслан – нарезка капусты длинной соломкой.
Ход занятия:
Приветствие.
В: Ребята, уже стало традицией в нашей группе разговаривать о вкусных и полезных продуктах, которые необходимы для нашего организма, Сегодня, ребята, я расскажу вам о вкусном, полезном продукте – овоще, который выращивают все огородники нашего города на своих дачах. Я вам загадаю загадки, а вы попробуйте отгадать, что это за овощ?
Как надела сто рубах, захрустела на зубах.
Не шит, не кроен, а весь в рубцах.
Д: Это капуста.
В: Верно. А вы, знаете загадки о ней?
Д: Сто одежек и все без застежек (придумывают загадки, используя схему)
В: Молодцы! Я принесла вам корзину овощей, а вы угадайте, где здесь капуста? (показ, дети находят капусту)
В: Молодцы! Вы угадали и правильно показали ее. Авы знаете, что она занимает почетное место у нас на столе? Недаром ее называют «Царицей огорода», она прочно удерживает свои позиции в нашем рационе. Почему как вы думаете?
Д: ответы.
В: А на, что она похожа?
Д: ответы.
В: Правильно. Растет она обычно кочаном. Капуста улучшает аппетит, полезна при простудных заболеваниях, очищает организм. Листья, толченные, смешанные с яичным белком прикладывают к ожогам. Сочная, приятная на вкус, капуста занимает в питании, одно из главных мест после картофеля. Чем больше сортов капусты на нашем столе, тем богаче его минеральный и витаминный состав. А какие виды капуст вы знаете?
Д: Белокочанная, краснокочанная, цветная.
В: Молодцы! Нам больше известна белокочанная капуста (показ). Ребята, а как вы думаете какие витамины содержатся в капусте?
Д: В капусте содержится: сахароза, клетчатка, крахмал, витамин С, В, Р, К, Д, много фосфора, натрия, алюминия. В капусте есть много белков.
В: Правильно, а вы знаете что капуста и сок квашеной капусты полезны для здоровья человека. Скажите, а кто из животных любит капусту?
Д: ответы.
В: Игра «Зайчата и Крольчата» Какая команда очистит капусту быстрее (дети играют). Вам понравилась игра, а теперь попробуйте капустный листочек. Какой он на вкус?
Д: ответы.
В: Давайте продолжим беседу. В природе есть и краснокочанная капуста. Посмотрите, чем она отличается от белокочанной капусты, какого она цвета?
Д: Она красного цвета.
В: Она полезна для лечения гриппа, кашля, бронхита. А вот еще красавица капуста- это цветная, брюссельская, брокколи. Кольраби. Видите как много разных видов капусты (дети показывают и называют виды капусты).
В: Ребята как можно приготовить капусту?
Д: Ее можно тушить, жарить, заквашивать, замораживать, выжимать.
В: Давайте поиграем. Вы должны вспомнить названия блюд, где используют при приготовлении капусту, афишки вернуть мне.
Д: ответы.
В: Молодцы! Много блюд вы назвали. А самое известное – это щи. В народе говорят: «Щи да каша – пища наша»
Физ. минутка: Мы капусту рубим, рубим,
Мы капусту трем, трем.
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту жмем, жмем.
В: А сейчас, мы с вами приготовим салат «Метелка». Называется он так, потому что капуста, лук, яблоки режутся длинной соломкой, а все вместе напоминает метелочку, Давайте вспомним, как мы должны приготовить салат (работа по схеме). Ребята, напоминаю, как резать капусту и яблоки (показ нарезки), затем выкладываем в блюдо. Что мы добавляем в салат?
Д: Добавляем в салат растительное масло и соль по вкусу.
Дети совместно с воспитателем готовят салат.
Итог. Ребята, о чем мы с вами сегодня беседовали?
Какие виды капусты вы запомнили?
Какое значение имеет капуста для человека?
Молодцы! А, теперь приглашайте гостей к столу. Всем спасибо!
Литература.
1. Волочкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада. Познавательное развитие. Учебное методическое пособие для воспитателей ДОУ.-Воронеж, 2005.
2. Анисимова М.М., Гильфанова Н.Г. Экологическое воспитание дошкольников. Разработка занятий/ под ред. Р.Ф. Бабыненой.- Набережные Челны, 2009.
3. Климович Ю.П., Учимся правильно питаться. Для воспитателей ДОУ, работающих по программе «Разговор о правильном питании», 2007.
Предварительный просмотр:
К вопросу о правильном питании детей дошкольного возраста.
Н.Ю. Козлова, воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 5 комбинированного вида» , г.Орел
В наше время главные вопросы - это экология и здоровье. Нарушение здоровья часто вызывается наличием в организме инородных химических веществ и соединений, которые понижают иммунитет человека. Давно уже известно, что здоровье человека зависит от правильного питания.
Статистические данные, приведенные Институтом гигиены детей и подростков НЦЗД РАМН за 1 полугодие 2015 г. неутешительны. Сегодня в 4,5 раза увеличилось число хронических болезней нервной системы и психической сферы. Болезни костно-мышечной системы у дошкольников занимают третье место в общих статистических данных.
В настоящее время определены факторы, оказывающие влияние на здоровье детей:
- социально–экономические факторы и образ жизни (отношение ребенка к своему здоровью, питание, соблюдение режима дня, двигательная активность, закаливание, полноценный сон, овладение гигиеническими навыками) – 50%;
- наследственность – доля влияния составляет 20%;
- воздействие окружающей среды (экология, природный климат) -20%;
- организация медицинского обслуживания – 10%.
Анализируя статистические данные, можно отметить, что такой фактор как правильное питание играет существенную роль в здоровье ребенка-дошкольника. Еще в 90-е годы прошлого столетия Юрий Филиппович Змановский – доктор медицинских наук, профессор, руководитель лаборатории здоровья детей раннего и дошкольного возраста НИИ педиатрии РАМН, главный научный специалист РИПКРО Минобразования в своей авторской программе определил правильное питание как один из факторов медицинской экологии, влияющий на здоровье ребенка дошкольника.
Работая в детском саду, мы понимаем, что вопросы, связанные с правильным питанием, являются очень важными. Необходимо с самого раннего возраста научить ребенка правильно питаться, уметь различать полезные и вредные продукты, благодаря которым можно избежать многих заболеваний. Сегодня в современном обществе, идет борьба с фаст – фудами, с лимонадами, которые очень любят дети. Многие дети имеют проблемы с избыточным весом, но их родители в этом не видят ничего страшного. Большинство продуктов состоят из консервантов, красителей, ароматизаторов, которые неблагоприятно влияют на нейрохимические процессы. Также существует мнение, что одной из причин гиперактивности, является неправильное питание.
С сентября 2014 г. на базе МБДОУ №5 г. Орла действует инновационная площадка по апробации и внедрению программы «Разговор о правильном питании» в общеобразовательный процесс ДОУ». Целью инновационной деятельности является разработка и апробация методического комплекта материалов для реализации на дошкольном уровне образования программы «Разговор о правильном питании», способствующей формированию у старших дошкольников основ культуры питания.
Каждый знает, что правильное питание – залог здоровья. Но, к сожалению, не все могут ответить на такие вопросы, как: Правильное ли у вас питание? Откажется ли ребенок от шоколадки или чипсов в пользу овсяной каши? Будет ли детям интересна тема правильного питания? Как приучить детей к тушеным овощам, киселям и молочным блюдам? Как приготовить полезные блюда и напитки?
Мы поняли, что работу по изучению с детьми основ правильного питания надо начинать со взрослых. Проблема, с которой мы столкнулись – это неправильный режим питания детей дома. Очень часто дети к завтраку приходят с опозданием или приходят с конфетой (пряником) в руках, а когда детей забирают из детского сада, родители балуют своих детей сладостями, не думая о том, что дома нужно сначала поужинать.
Свою работу мы начали с того, что решили помочь родителям организовывать в домашних условиях культуру еды и правильное питание. Для этого мы разместили в родительских уголках различную информацию на темы: «Здоровая пища», «Условия здорового образа жизни в семье», «О ценностях продуктов питания». Мы провели также встречи с родителями за круглым столом на тему «Вкусные вредности», вечер «Вопросов и ответов», где обсуждались проблемы семьи и здорового питания. Кроме того, родители участвовали в выставке детского творчества: «Осенние поделки из овощей и фруктов», принимали участие в проекте «Огород на подоконнике»; в деловой игре «Работа над ошибками из прошлого». Появилась традиция проводить с детьми такие мероприятия, как «День питания в детском саду», «Праздник урожая», «День культуры питания». В результате общей работы у родителей появился интерес к этой теме. Программа помогла углубить знания детей и их родителей о ценностях продуктов питания как составной части здорового образа жизни.
Нашу работу мы видим в том, чтобы дети освоили принципы правильного питания. Как правило, питание должно быть регулярным, разнообразным, безопасным и приносить удовольствие. Регулярное питание – это и есть режим питания. У ребенка должны быть сформированы представления о том, что ежедневная еда – это обязательно завтрак, обед, полдник и ужин. Необходимо сформировать разнообразный вкусовой кругозор, чтобы детям нравились разные продукты и блюда и помочь понять, что вкусная еда не всегда полезная. Важно сформировать знания и кмения в области безопасного питания – это умение различать несвежие и свежие продукты, это правила личной гигиены, это осторожное обращение с незнакомыми продуктами. Следует сформировать представление о том, что прием пищи должен проходить за красиво накрытым столом, в уютной атмосфере. Нужно обращать внимание на то, как пища разнообразна и вкусно приготовленная и какие у блюда могут быть достоинства.
Для того чтобы занятия были интересными, учитываются возрастные особенности каждого ребенка. Обучение строится как игра, благодаря чему дети проявляют свою активность. В гости к детям приходят герои знаменитых сказок, рассказов, мультфильмов – Федора, Неболейка, Кормилица, Зубная щетка, кот Матроскин и т. д. Эти персонажи обращаются к ребятам за помощью или просят научить тому, чего не знают. Таким образом, обычные занятия превращаются в увлекательное путешествие или в чудесное превращение или мастерскую, где дети становятся исследователями, следопытами и поварами. На занятии затрагиваются все стороны и принципы правильного питания.
В рамках инновационной деятельности педагогами разработан план кружковой работы «Азбука питания», направленный на формирование основ правильного, рационального питания. В плане кружка имеется раздел «Работа вне занятий» (дидактическое и методическое сопровождение), в котором есть разные формы работы с дошкольниками, дидактические и методические игры и пособия, направленные на закрепление, уточнение, систематизацию полученных в процессе НОД знаний. Дополнительно выделено такое направление, как «Проектная творческая и исследовательская деятельность». На наш взгляд, включение такого направления, позволяет реализовать в обучении принципы индивидуализации и дифференциации, что отвечает современным запросам системы образования и социальному заказу общества.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад №5 комбинированного вида» г. Орла
К вопросу о правильном питании детей дошкольного возраста.
И.В. Лазарева, заведующая,
И.В. Стёпина, cтарший воспитатель,
Н.Ю. Козлова, воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 5 комбинированного вида» , г.Орел
Статья представлена в сборнике научных материалов Регионального методического семинара «Пути и средства реализации модели сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса» ОГУ.
20 ноября 2015г
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ОРЛА
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 5 комбинированного вида» г. Орла
г. Орел, ул. М. Горького, 54 Факс 41-65-08
Тел. 41-65-08 адрес электронной почты:
КОНСПЕКТ КОНКУРСНОГО
МЕРОПРИЯТИЯ
МАСТЕР КЛАСС
для педагогов дошкольных образовательных учреждений
(родителей воспитанников детских садов)
на тему:
«МАМА, Я КУШАТЬ НЕ ХОЧУ!»
Подготовила:
Козлова Надежда Юриевна,
воспитатель
Орел-2017
Цель:
диссеминация педагогического опыта по приобщению педагогов (родителей) к проблеме здорового питания дошкольников, создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов (родителей) в процессе активного игрового взаимодействия по формированию положительного отношения к приёму пищи, развитие положительных детско-родительских отношений в процессе оригинальной подачи детских блюд
Задачи:
- мотивировать педагогов (родителей) на активное участие в мастер-классе;
- обобщить и актуализировать знания педагогов (родителей) о правилах, повышающих аппетит у детей;
- показать роль народного фольклора (потешек) при формировании положительного отношения к приёму пищи;
- уточнить у педагогов (родителей) представления о карвинге, способствовать применять его возможности для формирования положительного отношения ребенка к процессу приема пищи;
- учить пользоваться технологическими картами;
- вызвать у присутствующих интерес к теме Мастер класса и желание в дальнейшем украшать блюда вместе с детьми;
- способствовать сплочению педагогического коллектива (коллектива родителей) в процессе совместной работы;
- развивать креативность, творчество и выдумку при оформлении блюд.
Оборудование:
Мультимедийный проектор и экран, кулинарные столы – 3 шт., фартуки, перчатки для приготовления блюд, влажные салфетки, ножи – 10 шт., фрукты (банан, киви, груша, ананас, виноград), детский молочный десерт «Рисовашка» (6 шт.), тарелки-фантазёрки (3 шт.), продукты питания, книжки-подарки для гостей из серии «Здоровое питание детей» (18 штук).
(Воспитатель, входя в зал и обращаясь к членам жюри):
Здравствуйте, уважаемое жюри! Нет для женского сердца фразы страшнее, чем эта: «Мама, я кушать не хочу!» Так ли это страшно? Давайте поговорим об этом!
(проходит в центр зала, в котором по кругу расположена мебель: по одной части полукруга - 3 стола, за которыми расположились 9 педагогов. Напротив них, по второй части полукруга – стоят 3 кулинарных стола )
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я - воспитатель детского сада №5 г. Орла – Козлова Надежда Юрьевна. Много лет занимаюсь проблемой приобщения ребенка дошкольного возраста к правильному питанию. Я рада видеть Вас сегодня на своем Мастер классе и сегодня на повестке дня следующая тема: (делает жест в сторону экрана)
на экране появляется надпись: «Тема: «Я кушать не хочу»
Давайте выясним, насколько она актуальна! (обращается к слушателям Мастер-класса)
Скажите, пожалуйста, как часто Вам приходится сталкиваться с таким заявлением детей?
(ответы слушателей)
А что Вы делаете, когда слышите такую фразу?
(ответы слушателей)
Воспитатель: Знаете, практически каждая третья мама говорит, что ее ребенок плохо ест!
Слушатель мастер-класса: Надежда Юрьевна, а Вы можете рассказать нам, что делать, чтобы у детей был хороший аппетит?
Воспитатель: Ну, тогда до того, как я начну рассказывать вам, давайте посмотрим, что думают по этому поводу наши эксперты!
(запись с высказываниями детей)
Воспитатель: Ну, что ж, вопрос, похоже, мы подняли очень актуальный! И мне кажется, что для того, чтобы выяснить причины плохого аппетита ребенка, стоит обратить внимание не только на здоровье ребенка! Сегодня я поделюсь с Вами 3 правилами, которые считаю основными для любой мамы и каждого педагога! Итак,
Как Вы считаете, от кого или от чего зависит плохой аппетит ребенка?
(ответы слушателей)
Да, согласна! Однако очень часто причина плохого аппетита кроется в нас самих! Давайте вспомним, как зачастую начинается утро практически в каждой семье: утром Вы проснулись и сразу предлагаете ребенку еду: кашу, бутерброд... Ясное дело, ребенок хочет ее есть, отказывается!
Дело в том, что он еще не проголодался, не нагулял, так скажем, аппетит!
(обращается к экрану)
НА ЭКРАНЕ ЗАСТАВКА:
1.КАК НАКОРМИТЬ РЕБЕНКА
Воспитатель: Как же правильно организовать в таком случае кормление ребенка?
(ответы слушателей)
Воспитатель: Да, самое главное, не делать это насильно! Не стоит ребенка заставлять, пусть он побегает, поиграет! Он проголодается и прибежит к Вам за едой чуть позже! Запомните, через сколько он проголодается и каждый день в одно и тоже время давайте ему завтрак.
Помните, нормальный, активный и здоровый ребенок обязательно захочет есть, если его не кормить!
Такое «взрослое правило» поможет ребенку самодисциплинироваться и подготовит его к детсадовскому режиму!
НА ЭКРАНЕ МЕНЯЕТСЯ ЗАСТАВКА:
2.РЕЖИМ
Воспитатель: Однако не у всех получается соблюдать этот режим!
(делает жест в сторону экрана)
В деле приучения к режиму важно соблюдать еще одно правило: никаких перекусов между едой! Тем более, уж каких-то там булочек или конфет! Это правило № 2.
Воспитатель: Одно несчастное печенье может отбить аппетит у ребенка до самого ужина! А если уж ребенок очень просит у Вас поесть между едой, то можно предложить ему фрукты или овощи. Он принесет минимум урона аппетиту и будет служить его логическим началом. В детских садах для этого введен второй завтрак!
НА ЭКРАНЕ МЕНЯЕТСЯ ЗАСТАВКА:
3. ПРИМЕНЕНИЕ ОПЫТА БАБУШЕК
ФОЛЬКЛОР
Воспитатель: (обращается к экрану) В деле формирования у детей хорошего аппетита нельзя обойтись без опоры на опыт наших бабушек. Про хитрости «маленьких порций», «ложечки за маму-папу» - говорить не буду. Мне кажется, современное поколение родителей и педагогов как-то необоснованно подзабыли фольклор и стали своей работе совсем мало использовать потешек!
Вот сейчас я хочу предложить Вам вспомнить некоторые из них! Сейчас на экране будет появляться строчка какой-либо потешки, связанной с приемом пищи. Посмотрим, удастся ли Вам вспомнить потешку полностью!
(игра со слушателями проводится 3-4 раза)
Воспитатель: А теперь предлагаю усложнить нашу игру! Сейчас на экране будут появляться персонажи, Ваша задача – вспомнить и озвучить потешку с данными персонажами!
(игра со слушателями проводится 3-4 раза)
НА ПОСЛЕДНЕЙ ЗАСТАВКЕ ДОБАВЛЯЕТСЯ НАДПИСЬ:
УКРАШЕНИЕ ДЕТСКИХ БЛЮД
Воспитатель: Ну, а напоследок я расскажу Вам об еще одном правиле, которое часто применяю по отношению к собственной дочери, а также рекомендую родителям своих малоежек. (обращается к экрану) Это – ПРАВИЛО ОРИГИНАЛЬНОЙ ПОДАЧИ ДЕТСКИХ БЛЮД.
Воспитатель: (обращается к экрану) И здесь в моем арсенале – 3 помощника:
- детский молочный десерт – «Рисовашка» (это cъедобный фломастер, с помощью которого можно рисовать на еде (каше, пудингах, блинах)
НА ПОСЛЕДНЕЙ ЗАСТАВКЕ ДОБАВЛЯЮТСЯ КАРТИНКИ:
- тарелки-фантазерки (это специальные тарелки с недорисованными чертами человеческого образа. Эти «недорисованные черты» предлагается дорисовать родителям продуктами питания: макаронами, горошком, сосисками и т. д ) Кушать из таких тарелок для дошкольников - настоящее удовольствие!
НА ПОСЛЕДНЕЙ ЗАСТАВКЕ ДОБАВЛЯЮТСЯ КАРТИНКИ:
- искусство украшения блюд из фруктов и овощей – Карвинг. Умение создавать поделки из овощей и фруктов, а тем более украшать различные блюда – процесс не всегда простой. Но любящие сердца родителей и педагогов – не знают преград!
НА ПОСЛЕДНЕЙ ЗАСТАВКЕ ДОБАВЛЯЮТСЯ КАРТИНКИ:
Ну, а сейчас пришло дело опробовать действие 3 помощников на практике! Представите, что Вы – родитель или воспитатель малоежки и перед Вами задача – накормить ребенка с помощью молочного десерта «Растишка», тарелки-фантазерки или увлекательного карвинга.
- Что заинтересовало сидящих за первым столом?
- Что показалось наиболее интересным для сидящих за вторым столом?
- Что увлекло сидящих за третьим столом?
(Ориентируясь на ответы слушателей, педагог предлагает слушателям Мастер-класса:
- украсить кашу для дошкольника молочным десертом «Рисовашкой»
- пофантазировать на тему преподнесения 2-го блюда для дошкольников на тарелках-фантазерках
- с опорой на технологические карты и собственную выдумку, заняться карвингом)
Тогда начинаем работать! Любители карвинга - займите места у кулинарных столов. В них Вы найдете необходимое оборудование и технологические карты, которые помогут Вам в работе! Продукты питания для любителей «Рисовашки», тарелки-фантазерки – Вам предоставят маленькие поварята кулинарной студии «Аппетиссимо» детского сада № 5 г. Орла.
Не забудьте надеть фартуки и перчатки! Не забывайте, что ножами нужно работать очень осторожно!
(Слушатели Мастер-класса работают, при необходимости воспитатель - организатор Мастер класса им помогает)
Воспитатель: (после того, как работы будут закончены) Как здорово все у Вас получилось! А еще, все эти необыкновенные поделки и блюда можно обыгрывать! И помогают мне в этом вот такие книжки (показывает) из серии «Здоровое питание детей»! И сегодня я с удовольствием делюсь ими с вами!
Фантазируйте, мечтайте, проявляйте творчество и, я думаю, проблем с питанием Ваших детей у Вас станет намного меньше!
(воспитатель раздает присутствующим в качестве сувенира
книжки из серии «Здоровое питание детей»)
Спасибо за внимание!
Питайтесь правильно и… весело!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Козлова Надежда Юрьевна воспитатель МБДОУ №5 г.Орла. Закончила Мезенский педагогический колледж по специальности «Дошкольное образование» С 2013 г. работаю в ДОУ №5. Педагогический стаж 2 года. Работаю над проблемой формирования знаний основ здорового питания у детей дошкольного возраста.
В последнее время в обществе остро встаёт проблема снижения уровня показателей здоровья детей. Неконтролируемый поток рекламы (чипсов, газированных напитков, шоколадных батончиков, всевозможных конфет) формирует неправильный стереотип питания у детей. Сегодня рацион питания многих детей не соответствует рекомендациям специалистов: более 80% родителей указывают на то, что испытывают трудности при организации питания в семье, а их дети предпочитают полезным продуктам и блюдам сладости и фаст - фуды . Научить человека быть здоровым с детства – актуальная задача образовательных организаций. Ее решение - организация правильного питания.
Практически все фрукты, ягоды и овощи приносят пользу здоровью и улучшают наше самочувствие. Кроме того, они легкодоступны и содержат минимум калорий. Удивительно, что при таком обилии полезных качеств наши дети получают не так много фруктов и овощей.
Апробация программы « Разговор о правильном питании» Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г. на базе МБДОУ №5 г.Орла. Основной целью работы в рамках реализации данной программы является: формирование у детей представления о необходимости заботы о своём здоровье и о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Исходя из поставленной цели, были сформулировали следующие задачи: -расширять знания детей о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирование готовности соблюдать эти правила; -формировать представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности; -воспитывать у детей культуру здорового питания; -просвещать родителей в вопросах организации правильного питания детей.
Непосредственно образовательная деятельность в рамках программы «Разговор о правильном питании» включила в себя следующие формы работы 1. Беседы 2. Составление рассказов по картинкам 3. Дидактические игры 4. Театрализованные игры. 5. Игры - инсценировки 7. Проекты 6 Наблюдение и экспериментирование и т. д.
Смотр - конкурс «Огород на окошке» март 2015г.
Участие в методической работе в ДОУ. Мастер класс для педагогов «В поисках весны» апрель 2014г.
Праздники в детском саду.
Конкурс «Сказка на участке»
Газеты группы «Лучше папы друга нет!» февраль 2015г.
Работа с родителями. Конкурс поделок из фруктов и овощей «Щедрая осень» Октябрь 2015г.
Оформление блюд.
Материалы работы с родителями.
Методическое обеспечение.
Грамоты, достижения:
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ОРЛА
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 5 комбинированного вида» г. Орла
г. Орел, ул. М. Горького, 54 Факс 41-65-08
Тел. 41-65-08 адрес электронной почты:
Конспект НОД
по формированию основ здорового образа жизни
для детей старшего дошкольного возраста
«Необыкновенные приключения ребят
в Сладкоежкиной стране
или
Исправительное питание
для Ежика, Кроша и Бараша»
с использованием интеграции образовательных областей
(по мотивам мультипликационного фильма Пин-код: исправительное питание)
Составила:
Козлова Надежда Юриевна, воспитатель, первая квалификационная категория
Программные задачи:
ОО Познавательное развитие:
- Учить детей осознанно подходить к своему здоровью; помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания, еда должна быть не только вкусной, но и полезной;
- Закреплять представления об основных правилах питания, способствующих сохранению здоровья;
- Закрепить знания детей о витаминах, их обозначении и пользе для организма человека;
- Систематизировать знания детей о продуктах питания;
- Формировать навыки правильного питания, а также желания и готовности реализовать эти навыки в повседневной жизни.
ОО Речевое развитие
- Развивать внимание, мышление, активный и пассивный словарь детей, навыки коммуникативного общения
- Побуждать детей отвечать на вопросы, делать выводы и умозаключения;
ОО Социально-коммуникативное развитие
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
- Развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры, заниматься самостоятельно выбранным делом, договариваться, помогать друг другу;
- Закреплять умения детей аккуратно пользоваться столовыми приборами, закреплять правила безопасного обращения с ножом.
ОО Художественно-эстетическое развитие
- Развивать творческие способности детей;
- Знакомство с техникой изготовления разнообразных украшений из фруктов.
Оборудование и материалы:
экран мультимедийного проектора; макеты 3 домиков; кукольный стол с набором «вредных продуктов» на нем: (торт, кока-кола, чипсы, сухарики, конфеты, чупа-чупсы, жевательная резинка); мягкие игрушки героев из мультфильма «Пин-код: Исправительное питание»: Крош, Бараш, Ежик; карточки с изображениями продуктами, в которых содержатся витамины А, D, С; три стола разного цвета: синий, желтый, красный; дидактическое пособие «Меню».
Для приготовления десерта «Фруктовый ежик»: поварские фартуки и колпаки, дезинфицирующие салфетки, разделочные доски, ножи, тарелочки, груши - по количеству детей; виноград (синий и зеленый) – 500 гр., зерна гвоздики, набор зубочисток.
ХОД
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
ВОСПИТАТЕЛЬ: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Надежда Юриевна! Я – воспитатель и пришла сегодня, чтобы пригласить Вас в необычную Сладкоежкину страну.
Там печенье и варенье,
Торт, конфеты, шоколад,
Каждый будет очень рад!
ВОСПИТАТЕЛЬ: Хотите отправиться со мной в Сладкоежкину страну?
ДЕТИ: Хотим!
ВОСПИТАТЕЛЬ: Путь нам предстоит долгий. Только вот не знаю, на чем бы нам туда отправиться! Страна эта сказочная - самолеты туда не летают, поезда не ходят, пропеллеров, как у Карлсона - у нас нет, крыльев, как у птицы - тоже…
(думает…)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Придумала! Мы полетим в Сладкоежкину страну на самом удивительном летательном аппарате – на сме-хо-ле-те! Для полете на смехолете нужно быстренько построиться, вытянуть руки в стороны и рассказать веселый смехолетный стишок. Я буду его рассказывать, а вы помогайте мне и дружно кричите: «Ха-ха-ха! Ха-ха-ха!»
Порепетируем?
(Дети пробуют дружно, а главное весело, произнести «Ха-ха-ха! Ха-ха-ха!»).
ВОСПИТАТЕЛЬ: Тогда отправляемся в полет!
ПОЛЕТ НА СМЕХОЛЕТЕ:
ВОСПИТАТЕЛЬ: Крылья в стороны! (дети вытягивают руки в стороны)
Пристегнули ремни! (дети вместе с педагогом изображают, как пристегивают ремни безопасности)
Включаем моторы! (все нажимают себе на носы)
Отправляемся в полет, повезет нас смехолёт!
ВОСПИТАТЕЛЬ: Мы летим на смехолете!
ДЕТИ: Ха-ха-ха! Ха-ха-ха!
ВОСПИТАТЕЛЬ: И смеемся мы в полете!
ДЕТИ: Ха-ха-ха! Ха-ха-ха!
ВОСПИТАТЕЛЬ: В Сладкоежкину страну!
ДЕТИ: Ха-ха-ха! Ха-ха-ха!
ВОСПИТАТЕЛЬ: Полетим мы! Ай, да ну!
ДЕТИ: Ха-ха-ха! Ха-ха-ха!
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ну, вот мы и прилетели! Расстегнуть ремни! Наш смехолет совершил посадку в замечательной, объеденческой и вкуснятинской Сладкоежкиной стране! Ой, какой здесь беспорядок!
(Воспитатель обращает внимание детей на обстановку: на лесной опушке стоят 3 домика, на полянке в центре накрыт кукольный стол с множеством вкусной еды: тортом, кока-колой, чипсами, сухариками, конфетами, леденцами Чупа-Чупс, жевательными резинками; из домиков слышатся стоны.)
ВОСПИТАТЕЛЬ: По-моему, здесь что-то происходило!
(На экране появляется Совунья)
СОВУНЬЯ: Да-да, вы не ошиблись! Ежик, Крош и Бараш так обрадовались, что прилетели в Сладкоежкину страну, что не смогли остановиться, увидев так много вкусной еды! Они только то и делали, что ели разные сладости, торты, печенья, конфеты да запивали их газированной водой! И вот, у Ежика - упало зрение, у Кроша - разболелись лапки, а у Бараша – поднялась температура!
ВОСПИТАТЕЛЬ: (обращаясь к Совунье): Какое несчастье! Ребята, как думаете вы, почему заболели Ежик, Крош и Бараш?
(ответы детей)
ВОСПИТАТЕЛЬ: В чем разница между вкусной и здоровой пищей?
(ответы детей)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Вы всё правильно сказали, просто наши герои неправильно питаются! Давайте поговорим о том, как нужно питаться. Ежик, Крош и Бараш послушают нас и больше не будут допускать ошибок в своем питании! Присаживайтесь, и зверят не забудьте пригласить. Для них вот здесь имеются стульчики!
И ты, Совунья, внимательно нас слушай!
(дети вместе с героями мультфильма располагаются перед экраном мультимедийного проектора)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Для начала предлагаю Вам игру: посмотрите на картинки: и скажите, еда под какой цифрой не полезна для нас, а какая полезна и почему.
(на экране появляются картинки с 4 видами продуктов)
1 картинка:
(ответы детей)
2. картинка:
(ответы детей)
3. картинка:
(ответы детей)
4. картинка:
(ответы детей)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Вы верно сказали, что эти продукты не полезны, потому что в них мало витаминов. Нехватка витаминов, дорогие наши Ежик, Крош и Бараш и стала причиной ваших болезней. В сладостях витаминов нет! Ребята, а где, по-вашему мнению, находятся витамины?
(ответы детей)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно, ребята, больше всего витаминов в овощах и фруктах. О них я расскажу Вам чуть-чуть попозже, а сейчас предлагаю Вам сварить вкусный витаминный компот. Совунья, а ты нам помогай!
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «КОМПОТ»
В сад с друзьями мы пошли, Дети ходят по кругу или по помещению.
Фруктов много там нашли.
Сливы, груши мы сорвали, Поочередно тянутся вверх правой и левой руками.
Яблоки все отыскали. Наклоняются вниз.
Фрукты мы с друзьями мыли, Имитация движений.
Их в кастрюлю положили.
Варим вкусный мы компот, Одной рукой «держат кастрюлю», второй — «перемешивают ложкой в кастрюле компот».
С нами кто его попьет? Смотрят направо-налево.
Всем нальем мы, не стесняйтесь, «Наливают компот», качают головой.
Подходите, угощайтесь! Машут в направлении к себе одной, а затем
другой рукой.
БЕСЕДА «ВИТАМИНЫ В ПРОДУКТАХ»
(на основе мультипликационного фильма Пин-Код: Исправительное питание)
ВОСПИТАТЕЛЬ: А теперь давайте вернемся в наш кинозал (дети возвращаются к экрану мультимедийного проектора), я открою вам секрет:
чтобы быть здоровым, сильным, бороться с микробами и не поддаваться болезням, нужно кушать витамины. Витамины как солдаты охраняют наш организм от разных болезней.
У витаминов есть имена. Вот ты, Совунья, какие витамины знаешь? Ой, кажется, она куда-то ушла!
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, а какие витамины знаете вы?
(Ответы детей)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Как вы думаете, в каких продуктах питания мы можем найти витамин С?
(Ответы детей).
ВОСПИТАТЕЛЬ (подводит итог): Да, правильно, витамин С находится почти во всей растительной пище. Если в организме не хватает витамина С – кожа и стенки сосудов становятся тонкими и хрупкими. Первыми это заметили мореплаватели, которые в плавании по многу месяцев не ели свежих овощей и фруктов. Без витамина С они часто болели, у них шатались зубы, появлялись синяки по всему телу и даже маленькие ранки долго не заживали! В 15 веке эту морскую болезнь называли ЦЫНГА. Лекарство от нее нашли только в 18 веке. Это был обычный лимонный сок!
ВОСПИТАТЕЛЬ: А как вы думаете, какой витамин делает наши ноги и руки крепкими и укрепляет кости?
(Ответы детей).
ВОСПИТАТЕЛЬ (подводит итог): Это - витамин D. Его еще называют «солнечным витамином», потому что он образуется в коже под действием солнечного света. Но если с солнцем - напряженка, то дефицит витамина D можно восполнить благодаря продуктам, в которых он содержится.
(кадр останавливается)
Как ты думаешь, Саша, какие это продукты?
(Ребенок отвечает с опорой на экран).
ВОСПИТАТЕЛЬ: Совершенно правильно! Если организму не хватает витамина D – кости становятся хрупкими и кривыми и развивается болезнь под названием РАХИТ.
ВОСПИТАТЕЛЬ: А какой витамин нужно кушать, чтобы глаза были всегда зоркими и здоровыми?
(Ответы детей).
ВОСПИТАТЕЛЬ (подводит итог): Конечно, это витамин А. Без него у нас ухудшается зрение. Чтобы лучше видеть, надо побольше кушать оранжевых и желтых овощей и фруктов. Эти цвета – первый признак того, что в них содержится много витамина А.
СОВУНЬЯ: Ой, я все поняла! Нашим Смешарикам не хватает витаминов! Вот они и заболели!
Воспитатель: Ребята, а теперь посмотрите на наших мультипликационных героев!
- Как вы думаете, какого витамина не хватает в организме у Ежика?
- С чем связана болезнь Кроша?
- Почему заболел Бараш?
(Ответы детей).
(На экране появляется Совунья.)
СОВУНЬЯ: Теперь Ежику, Крошу и Барашу просто необходимо исправительное питание!
ВОСПИТАТЕЛЬ: Да, конечно! Мы с ребятами сейчас составим для них здоровое меню: подберем продукты питания на завтрак, обед и ужин! Я думаю, что если мы сделаем это правильно, то уже после первого дня правильного и здорового питания нашим героям станет легче!
ИНСТРУКЦИЯ ДЕТЯМ:
- Помните, что Ежику необходимо составить меню так, чтобы он побольше получил витамина А, Крошу – так, чтобы он восполнил недостаток витамина D, Барашу – разнообразить меню продуктами, богатыми витамином С. В этом Вам помогут вот такие карточки из мультфильма Пин-код: Исправительное питание!
(воспитатель показывает карточки).
- Обратите внимание на свои бейджики: они подскажут, для какого мультипликационного героя вы будете составлять меню.
- А теперь внимание: займите места за рабочими столами следующим образом:
- за синими – если вы помогаете Ежику,
- за желтым – если вы составляете меню для Кроша,
- за красным – если вы будете трудиться над составлением меню для Бараша.
- Если вы нашли на вашем столе:
- цифру 1- вы подбираете продукты питания для своего героя на завтрак,
- цифру 2 – вы подбираете продукты для своего героя на обед,
- цифру 3 – придумываете блюда с необходимыми витаминами для своего героя на ужин.
Итак, приступайте к работе! Не забывайте про карточки-подсказки!
(под музыку дети составляют меню для героев мультфильма, воспитатель контролирует процесс, подходит к детям, тихо с ними общается, помогает соединить составленные меню в книжечки)
ВОСПИТАТЕЛЬ: А теперь, предоставьте составленные Вами меню нашим гостям, пусть они оценят, правильно ли Вы справились с заданием.
(гости просматривают книжечки-меню, подводят итог детской работы)
СОВУНЬЯ: (растеряно) Ой, а как же быть с конфетами, леденцами, пряниками? Их что, совсем нельзя есть?
(ответы детей)
ВОСПИТАТЕЛЬ: (подводит итог): Можно, но не много. А лучше, заменить сладости фруктами.
ВОСПИТАТЕЛЬ: А хотите, я научу Вас готовить вкусное блюдо из фруктов и украшать его как настоящие повара?
(ответы детей)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Тогда скорее надевайте поварские колпачки и фартуки, дезинфицируйте руки влажными салфетками, занимайте места на нашей кухне и будьте очень внимательны! Я научу Вас готовить ДЕСЕРТ. И ты, Совунья, смотри, учись! (Совунья смотрит с экрана) Десерт - это вкусное, полезное и красивое блюдо из фруктов. Посмотрите, как я буду его готовить! Десерт называется «Фруктовый ежик». Для его приготовления нам понадобятся груша, виноград (зеленый и синий), зерна гвоздики и зубочистки.
- Для начала срезаем у груши бочок, иначе наш Фруктовый ежик не сможет ровно стоять. Делаем это на разделочной доске очень аккуратно, чтобы не обрезать пальчики и располагаем грушу на блюдце срезанной частью вниз;
- Делаем ежику иголочки:
- накалываем по 1 зеленой виноградинке на 1 зубочистку;
- располагаем виноградинку в центре зубочистки, это будут иголочки. Делаем таких иголочек 10 штук;
- втыкаем вот в эту часть (показывает) все десять иголочек (до виноградинки);
- на оставшейся тонкой части из зерен гвоздики делаем ежику глазки
- а из синего винограда, наколотого на еще одну зубочистку (показывает), делаем Фруктовому ежику – носик!
Вот наш десерт и готов!
Но прежде, чем вы сделаете такого ежика сами, давайте вспомним, с чего я начинала работу? (ответы детей)
Как нужно работать с ножом? (ответы детей)
Можно ли размахивать ножом? Почему? (ответы детей)
Расскажите о приготовлении иголочек у Фруктового ежика? (ответы детей)
Сколько иголочек нужно приготовить? (ответы детей)
Как глубоко вставляются иголочки в грушу? (ответы детей)
Из чего делаются глаза? (ответы детей)
Как я сделала ежику нос? (ответы детей)
Ну что ж, вы все запомнили, приступайте к работе!
(дети отвечают и приступают к работе)
(по окончании работы):
ВОСПИТАТЕЛЬ: Какие аппетитные у нас получились сказочные Фруктовые Ежики, лучше любых конфет! Даже Совунья увлеклась! (обращает внимание на экран) На самом деле, можно приготовить много разных, вкусных и полезных десертов! На следующих занятиях я обязательно покажу Вам, как готовятся другие полезные десерты!
А сегодня давайте угостим Фруктовым Ежиком наших больных мультяшных героев (дети раскладывают десерт для больных Смешариков на кукольном столе столе), и наших гостей!
ВОСПИТАТЕЛЬ (обращаясь к гостям) – Мы предполагали, что процесс приготовления Фруктовых Ежиков увлечет ребят и начали практиковаться в его приготовлении еще в группе!
(воспитатель выносит второй поднос с множеством Фруктовых Ежиков и предлагает детям раздать их гостям)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Здесь остались Фруктовые Ежики и для Вас, ребята! Мы заберем их в детский сад и съедим в группе со своими друзьями! Наше занятие подходит к концу, пора прощаться и домой нам возвращаться! До Свиданья, Совунья!
СОВУНЬЯ: До свидания, ребята! Спасибо за помощь!
ВОСПИТАТЕЛЬ: Скажите, ребята, Вам понравилось путешествовать по Сладкоежкиной стране?
А что Вам запомнилось больше всего?
Так что же полезнее: вкусная или полезная еда? Почему?
Как называется вкусное, полезное и красивое блюдо из фруктов?
Итог занятия подводит воспитатель: Мне тоже очень понравилось в Сладкоежкиной стране. Особенно, мне понравилось, как вы составляли меню! Какой находчивой оказалась Таня, а какое интересное и правильное меню подобрали Саша и Карина! Мы помогли мультипликационным героям и я надеюсь, теперь у них все будет хорошо!) До новых встреч, Ежик, Крош и Бараш! Не болейте!
А теперь, Крылья в стороны! (дети вытягивают руки в стороны)
Пристегнули ремни! (дети вместе с педагогом изображают, как пристегивают ремни безопасности)
Включаем моторы! (все нажимают себе на носы)
Отправляемся в полет, повезет нас смехолёт!
ВОСПИТАТЕЛЬ: Мы летим на смехолете!
ДЕТИ: Ха-ха-ха! Ха-ха-ха!
ВОСПИТАТЕЛЬ: И смеемся мы в полете!
ДЕТИ: Ха-ха-ха! Ха-ха-ха!
ВОСПИТАТЕЛЬ: Мы летим в Детский сад!
ДЕТИ: Ха-ха-ха! Ха-ха-ха!
ВОСПИТАТЕЛЬ: Мамы, папы ждут ребят!
ДЕТИ: Ха-ха-ха! Ха-ха-ха!
Занятие закончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Введение понятий о здоровом образе жизни Использование игровых ситуаций в повседневной жизни в формировании понятий о здоровом образе жизни.
Здоровье - это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым, и даже животным. В формировании понятий о здоровом образе жизни. Что нужно делать, чтобы ...

Формирование здорового образа жизни. Понятие о здоровом образе жизни. Приемы его формирующие.
Дать детям понятие о здоровом образе жизни. Научить основным приемам его формирования.Объяснить огромное значение правильного отношения к своему здоровью.Понятие здоровья и здорового образа жизни...

Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. Что же такое, здоровый образ жизни?
Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. Что же такое, здоровый образ жизни?...

«Что такое здоровье? Значение здорового образа жизни». «Взаимодействие ДОУ и семьи - результат успеха в воспитании здорового образа жизни дошкольников».
Одному древнему философу задали вопрос: “Что является ценным для человека – богатство или слава? ” И он ответил так: “Ни богатство, ни слава не делают человека счастл...

Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. Что же такое, здоровый образ жизни?
Наша работа будет эффективна при вашей поддержке, родители!Родители должны поощрять детей в спортивных занятиях, обязательно подбадривать их, тем самым вселяя уверенность в полезности занятий физкульт...

Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. Что же такое здоровый образ жизни?
Что такое здоровый образ жизни?...

Консультация для родителей на тему: " Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. Что же такое, здоровый образ жизни".
Все родители желают видеть своих детей здоровыми, энергичными, красивыми, спортивными. Путей к физическому совершенствованию много. Один из них= воспитание в семье....
