Здоровый образ жизни в ДОУ
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Надежда Юриевна Козлова

Предварительный просмотр:

Проект «Формирование культуры здорового питания у детей дошкольного возраста, родителей и педагогов ДОУ»

Содержание

 Введение

 Актуальность проекта

 Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты

 Аннотация проекта

 Этапы реализации проекта программы

 План мероприятий

 Ресурсы

 Риски и пути преодоления рисков

 1. Введение

 В современных тенденциях развития продовольственной индустрии родителям и педагогам очень сложно без определенных знаний о здоровом питании сформировать у детей устойчивый навык здорового образа жизни, гигиены питания, принципы безопасного и качественного питания.

 Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы – формирование культуры здорового питания у детей дошкольного возраста, их родителей и педагогов.

 Проектом предусмотрен объект исследования, которыми выступают условия организации процесса питания в семье и дошкольном образовательном учреждении, предметом деятельности является процесс питания детей дома и в детском саду.

 2. Актуальность создания проекта

 Не смотря на то, что вопросам питания дошкольников в современной медицине отведена особая роль, рост болезней у детей, вызванных неправильным питанием, заметно увеличивается (аллергия, нарушение обмена веществ, желудочно-кишечные, сердечно - сосудистые заболевания и др.) .

 Очевидно, основными причинами являются не столько врожденные заболевания детей, сколько низкий уровень информированности родителей и педагогов о культуре питания.

 Как показывает практика, в домашних условиях питание детей зачастую не рационально (неумеренно, однообразно, нарушен режим питания, в дошкольных образовательных учреждениях многие педагоги избирают чрезмерно консервативный подход к формированию культуры питания (проблема здорового пищевого поведения).

 К тому же в период летнего отдыха, когда путешествия по России и за рубеж становятся для семьи основной формой проведения летних каникул, культура питания, как правило, забывается.

 Именно поэтому актуальна разработка данного проекта, направленного на воспитание современного ребёнка и его познавательных способностей, поскольку любой стране нужны здоровые личности, способные самостоятельно решать проблему разумного использования и потребления продуктов.

 3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты

 Стратегическая цель:

 Создание благоприятных условий детям, родителям и педагогам ДОУ для овладения навыками культуры здорового питания.

 Тактическая цель:

 1. Создать условия для изучения физиологических и психологических аспектов питания детей дошкольного возраста.

 Задачи:

 1. Подбор, изучение, обработка методической литературы по вопросам здорового питания.

 2. Разработка тематических буклетов и методической памятки для родителей и педагогов ДОУ.

 3. Оформление тематических стендов, папок; организация и проведение выставки на тему здорового питания.

 Ожидаемые результаты, продукт:

 1. В наличии методическая литература по вопросам здорового питания.

 2. В наличии тематические буклеты и памятки для родителей и педагогов.

 3. В наличии материал для стендов и папок; совместные работы детей и родителей для выставки.

 2. Сформировать у детей, родителей и педагогов ДОУ устойчивый навык здорового образа жизни, гигиены питания, принципы безопасного и качественного питания.

 Задачи:

 1. Распространение тематических буклетов и методической памятки среди родителей и педагогов ДОУ.

 2. Вовлечение детей и родителей в совместную деятельность по изучению здорового образа жизни, гигиены питания, принципов безопасного и качественного питания.

 3. Обобщение и систематизация полученных знаний о здоровом питании.

 Ожидаемые результаты, продукт:

 1. Проведены консультации родителей и педагогов с использованием тематических буклетов и методической памятки.

 2. Полное и своевременное информирование детей и родителей о предстоящих мероприятиях, практическая помощь в случаях затруднения, поощрение активных участников.

 3. В наличии анкеты о культуре здорового питания, заполненные детьми в ДОУ, родителями дома.

 Организовать индивидуальные и групповые мероприятия, направленные на овладение навыками культуры питания и формирование навыков рационального пищевого поведения у детей дошкольного возраста.

 Задачи:

 1. Расширение представления о режиме питания, пищевом разнообразии, вкусе и пользе продуктов.

 2. Развитие навыков правильного поведения за столом (столовый этикет) .

 3. Формирование устойчивых качеств (самоконтроль, ответственность, чувство меры, необходимости и др., воспитание уважения к другим народам и к их традициям питания.

 Ожидаемые результаты, продукт:

 1. Владение информацией о периодичности питания, свойствах и характеристиках продуктов, их вреде и пользе.

 2. Воспитание культурной личности, способной самостоятельно контролировать поведение за столом.

 3. Воспитание сильной личности, способной самостоятельно контролировать процесс питания, получение знаний о пищевых предпочтениях народов мира.

 4. Аннотация

 Здоровье детей свидетельствует о благополучии государства и общества, однако немало важную роль в этом вопросе играют национальные традиции питания и условия жизни в семье и организованных детских коллективах.

 В основу данного проекта положены одни из основных идей здоровьесбережения дошкольников:

 1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

 2. Технологии обучения здоровому образу жизни.

 3. Коррекционные технологии.

 В соответствии с ФГТ проект опирается на научные принципы ее построения:

 •соответствует принципу развивающего образования;

 •сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;

 •соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности;

 •обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

 •строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

 •основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

 •учитывает гендерную специфику развития детей дошкольного возраста;

 •предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

 •предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах и методах работы с детьми.

 5. Этапы реализации проекта программы

 Реализация проекта рассчитана на 4 недели: с «27» мая по «21» июня.

 1 этап - Подготовительно-проектировочный этап: с 27 мая по 31 мая.

 2 этап - Практический этап: с 3июня по 14 июня.

 3 этап - Обобщающе - результативный этап: с 17 июня по 21 июня.

 6. План мероприятий.

 1 этап - Подготовительно-проектировочный этап.

 - Подбор, изучение, обработка методической литературы по вопросам здорового питания (библиотека, Интернет, социальные сети и др.) .

 - Изучение опыта педагогов, имеющих опыт в реализации проектов о здоровом питании (опыт коллег, опыт педагогов из педагогических сообществ и др.) .

 - Разработка тематических буклетов и методической памятки для родителей и педагогов ДОУ.

 - Пополнение предметно-развивающей среды (подбор материала для оформления тематических стендов, передвижных папок; игр и т. д.)

 - Подбор диагностического инструментария для выявления знаний детей и родителей о правильном питании (разработка анкет) .

 2 этап - Практический этап.

 Работа с детьми:

 - О режиме питания (периодичность) : дидактическая игра «Кушай в «нужные» часы».

 - О пищевом разнообразии (цвет, запах) :аппликация «Цветная тарелочка»; сенсорная игра «Угадай продукт по запаху».

 - О вкусе:дидактическая игра «Какой вкус у продукта? »;сенсорная игра «Угадай продукт на вкус».

 - О пользе:дидактическая игра «Полезная корзинка» (отбор полезных продуктов).

 - О поведении за столом:дневник питания в группе.

 - О кухне народов:презентация "Кухни мира".

 - С использованием художественной литературы «Вкусные истории».

 - Укрепление семейных связей и традиций:изготовление семейного коллажа из этикеток, оберток, упаковок продуктов правильного и неправильного питания дома.

 Работа с родителями:

 - Распространение и заполнение анкеты об организации процесса питания в семье.

 - Консультация родителей по теме: «Организация правильного питания в семье».

 - Распространение тематических буклетов: «Золотые правила питания» и «Рецепты детского питания».

 - Распространение видеофильма для общего домашнего просмотра «Последствия необратимы».

 - Организация и проведение выставки поделок из бумажных тарелок «Здоровье на тарелочке! ».

 - Конкурс «Лучшее витаминное семейное блюдо» (рецепт).

 Работа с педагогами

 - Выпуск и распространение методического буклета «Формирование навыков рационального пищевого поведения у детей дошкольного возраста».

 3 этап - Обобщающе - результативный этап.

 Анализ мероприятий, проведенных в ходе реализации проекта.

 7. Ресурсное обеспечение программы

 1. Нормативно-правовые ресурсы:

 • Закон РФ «Об образовании»

 • Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования» от 5.07.2001

 • Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 года № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

 • Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)

 • УСТАВ ДОУ.

 2. Информационные ресурсы:

 • НИАЦ «Социальное питание», 2011 г., Московский фонд содействия санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

 • Как сформировать навыки здорового питания. Касьянова З. Л., 2012г.

 • «Разговор о правильном питании», разработанная в Институте возрастной физиологии Российской Академии Образования (авторы М. М. Безруких, Т. А. Филиппова, А. Г. Макеева) .

 • Ресурсы сети Интернет и др.

 3. Учебно-методические ресурсы:

 • фонд методического кабинета;

 • библиотека;

 • игротека;

 • аудиотека;

 • фонотека и др.

 4. Материально-технические ресурсы:

 • телевизор со встроенным DVD;

 • видеоматериалы о здоровом питании;

 • наборы для творчества, бумага для принтера, клей, кисти и др.

 8. Критерии оценивания проекта

 1. Количество участников проекта (дети, родители, педагоги) .

 2. Количество индивидуальных и коллективных работ, выполненных в ходе реализации проекта.

 3. Отзывы детей, родителей, педагогов.

 4. Физиологические (улучшение аппетита, увеличение объема употребляемой пищи др.) и психологические изменения у детей (хорошее настроение, желание хорошо покушать и др.) .

 9. Риски и пути преодоления рисков

 В ходе реализации данного проекта возможно возникновение некоторых рисков, которые будут решены следующим путем:

 1. Пассивное отношение родителей к проектной деятельности. Вовлечение пассивных родителей посредством индивидуальных консультаций, отдельных поручений, а также обеспечения материалом для творчества.

 2. Недостаточные знания детей для проведения конкретных мероприятий. Предварительная подготовка детей родителями в домашних условиях (беседы) .

 3. Психологический барьер у родителей, препятствующий постановке и озвучиванию проблемных вопросов о питании детей. Ежедневные беседы с родителями о возможных трудностях в формировании у детей культуры питания (предложения помощи, беседы о домашнем питании, питании в условиях туризма и др.)



Предварительный просмотр:

ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

«РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ»

В РАМКАХ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ

 «Единственная красота, которую я знаю – это здоровье».

Т. Гейне

Одной из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста, ведущим фактором благоприятного развития является забота о здоровье, создании комфортных условий жизни, соответствующих гигиеническим и медико-педагогическим рекомендациям, в том числе и формированию основ культуры питания.

Всем хочется видеть детей здоровыми, бодрыми и счастливыми. Но как этого добиться?

По статистическим данным в России до 35% поступающих в школу детей уже имеют хронические заболевания. Одной из причин такого печального результата является неправильное питание: безрежимность принятия пищи, еда всухомятку, не знание свойств полезных и вредных продуктов. Для растущего организма очень важно правильное, рациональное питание. Вот почему так важно уже с раннего возраста формировать у ребенка полезные привычки и навыки, которые помогут вырасти здоровым и успешным.

В нашем детском саду вопросам питания уделяется большое внимание. Педагогическая работа, связанная с внедрением и реализацией программы «Разговор о правильном питании» начала проводиться с детьми подготовительных к школе групп и  их родителями с 2012 учебного года. Разнообразная форма работы, их вариативность способствует лучшему освоению содержанию излагаемого в них познавательного материала.

Образовательная деятельность, связанная с апробацией программы «Разговор о правильном питании» ведётся с воспитанниками с целью формирования у старших  дошкольников основы рационального питания, воспитания культуры здоровья, осознания ими здоровья, как главной человеческой ценности [1, с. 4].

Задачи:

  1. Дать представление о том, какие продукты  наиболее полезны и необходимы  человеку каждый день
  2. Научить выбирать самые полезные продукты
  3. Сформировать представление об основных принципах гигиены питания
  4. Познакомить детей со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека.
  5. Способствовать развитию устойчивого интереса у детей к сохранению своего здоровья, рациональному питанию.
  6. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.
  7. Развивать познавательные и творческие способности в процессе разработки проекта.

Работа по апробации программы «Разговор о правильном питании» ведётся на основе следующих принципов:

  • Режим питания
  • Разнообразие продуктов питания
  • Соблюдение гигиены питания
  • Удовольствие от процесса еды.

В рамках совместной деятельности педагога с детьми с помощью разнообразных форм, мы старались сформировать основные понятия рационального питания, потребность в здоровом питании и образе жизни. Умение выбирать полезные продукты, воспитывать чувство ответственности за свое здоровье.

 

Организация развивающей среды в группе.

«Центр питания» - размещёны  дидактические и развивающие игры: «Полезные вредные продукты», «Витаминная корзинка», «Профессии», муляжи овощей и фруктов, плакаты по питанию, лото, наборы открыток.

Центр «Играем в театр».

Сказочные герои: заботливая бабушка, веселый колобок, трудолюбивые поварята, добрая коровушка,  маски овощей  для театрализации, что способствует развитию устойчивого интереса у детей к сохранению своего здоровья, рациональному питанию.

Центр «Здравствуй, книжка»!

В этом центре сделали подборку художественной литературы по вопросам правильного  здорового питания. В тематику по данной теме включили русские народные сказки «Колобок», «Гуси лебеди», «Репка», рассказы «Почему рис белый»?  «Мое тело»,  познавательную литературу: энциклопедии, хрестоматии, альбомы, фото альбомы.

Уголок дежурных.

Занимаясь с детьми вопросами организации  здорового питания, особое внимание отводится дежурству по столовой. Дети не всегда охотно трудятся, проявляют небрежность и медлительность. Нами был организован конкурс «Лучший дежурный».

Очень важно выработать  у детей положительное отношение к приему пищи, для этого в группе создаем спокойную обстановку. Ведь чем раньше у детей сформируются правильные навыки приёма пищи, тем они прочнее закрепятся, станут привычкой [5, с. 18].

Чтобы у детей сформировалось позитивное отношение к режиму и правилам поведения за столом, продуктам  питания  проводили  интегрированные занятия:

- «Вот он хлебушек душистый»;

- «Витамины, витамины – вы нам всем необходимы»;

- «Это удивительное молоко» и др.

Использовали  обучающие  ситуации  «Как получается мука», показ мультимедийных презентаций «Вкусный салатик», «Правильно питаться – здоровья набираться», «Все о правильном питании»; практикум для детей «Оладушки для бабушки». В процессе разговора дети получали элементарные представления о своем организме, выработали правила питания:

  • Еда должна быть простой,  вкусной и полезной;
  • Настроение во время еды должно быть хорошим;
  • Правильно питайся – здоровым оставайся;

Все это помогло детям легко и непринужденно освоить материал по данной программе, закрепить имеющиеся знания и навыки.

                                                                                                                                                                                                                        

Самостоятельная деятельность детей.

Особую педагогическую значимость имеют самостоятельные  игры детей. В центре «Мы играем» создали условия для активизации и побуждали детей к творческому отражению действительности. В непринужденной форме предлагали разнообразные игры, связанные с темой питание – «Кафе», «Магазин», «Дом» и другие. У детей отмечался стойкий интерес к предлагаемым играм, познавательная мотивация, любознательность.

В процессе игры у детей закреплялись знания о продуктах питания, обогащались практический и игровой опыт.

Взаимодействие с родителями.

Беседуя со взрослыми и детьми, мы убедились в том, что в семьях очень редко обсуждаются вопросы правильного питания. Многие родители имеют смутное представление о пищевой ценности продуктов, о связи питания и здоровья. К тому же в последнее время мы все увлеклись так называемым быстрым питанием - гамбургерами, хот-догами, пиццей. Еще одна важная проблема - как правильно выбрать продукты: ведь сегодня реклама уверяет нас, что каждый из них просто необходим для жизни!

Работу осуществляла в двух направлениях.

  • Педагогическое просвещение родителей.
  • Участие родителей в проектной деятельности.

Основная задача стояла перед нами: сделать родителей своими союзниками. Чтобы родители могли высказать свое мнение,  мы предлагали им  анкеты. Анализ ответов помог нам правильно организовать совместную работу при апробации программы.

Совместно с родителями реализовали творческий проект «К здоровью – через правильное питание».

 В рамках проекта в группе прошли следующие мероприятия:

  • Анкетирование родителей «Любимое блюдо вашего ребенка»
  • Акция «Советуем приготовить»
  • Консультации, ширмы «Правильно питаюсь, расту и развиваюсь»
  • Альбом детских рисунков « Огородное чудо»
  • Рукописная книга «От А до Я»
  • Изготовление макета «Живые витамины»
  • Мультимедийные презентации
  • Краткосрочные детские  проекты «Оладушки для бабушки», ««Вкусный салатик».
  • Творческая выставка детских рисунков «Ах, какой у нас арбуз», «Пейте, дети молоко, будете здоровы»,  «Витаминная радуга».

В результате проектной деятельности, у детей повысился уровень знаний, сформировались основы правильного поведения за столом, культура правильного питания. Большинство родителей пришли к выводу, что программа «Разговор о правильном питании» помогла им решить многие проблемы с организацией здорового питания.

Данная программа нашла горячий отклик у детей, посещающих наш детский сад, их родителей и педагогов ДОУ. Целенаправленная работа по программе способствовала формированию познавательных знаний у детей, их осознанного отношения к питанию, как части культуры питания, просвещенности родителей и принятию ими значимости рационального питания не только в детском саду, но и дома [2, с. 11].

Работа по данной программе позволила педагогам подготовительной группы добиться положительных результатов по результатам промежуточной диагностике:

- у детей повысился уровень познавательного развития по данной теме на 50%, у них улучшился аппетит, они охотнее стали кушать каши, супы, запеканки;

-    большинство детей освоили правила приема пищи, у них сформированы основы культуры поведения за столом;

-    у большинства детей сформированы основные навыки личной гигиены, в том числе и связанные с питанием, дети стали меньше болеть;

- сформировано представление о связи состояния здоровья с гигиеной питания.

- у большинства ребятишек сформировалось представление о необходимости и важности соблюдения режима питания, как одного из необходимых условий рационального питания.

- в  результате  проводимой   работы  педагогическим   и   медицинским персоналом ДОУ у детей изменилось отношение к некоторым блюдам, не нелюбимыми ими ранее, таким, как молочные супы, каши, запеканки, кисели и др.

Дети в силу своего возраста могут недооценить значимость правильного питания, поэтому мы взрослые должны направить все усилия на формирование культуры правильного питания, ведь от этого, в конечном счете, зависит здоровье наших детей.

Список литературы:

1. Безруких М.М.,  Филиппова Т.А., Макеева А. Г. Разговор о правильном питании/М.М. Безруких. – М.: ОЛМА  Медиа Групп, 2012. – 80 с.

2. Безруких М.М.,  Филиппова Т.А   Разговор о правильном питании: Рабочая тетрадь для дошкольников /М.М. Безруких. – М.: ОЛМА   Медиа Групп, 2012. – 80 с.

3. Дерюгина М.П. Как питается наш малыш / М.П. Дерюгина. - Минск: Полымя, 1990. – 320 с.

4. Дружинина Л.В. Питание ребенка в детском саду и дома  // Дошкольное воспитание. – 1998.  - № 6. – С.111 – 114.

5. Таргонская Н.А. Азбука питания / Н.А. Таргонская. – М.  ЛИНКИ – ПРЕСС, 2002. – 142 с.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по программе «Разговор о правильном питании» в подготовительной группе на тему: «Царица огородов - капуста»

Цель: Научить детей выбирать самые полезные продукты; дать представления детям о том, какие продукты питания наиболее полезны и необходимы ребенку каждый день; познакомить с разнообразием видов капусты, ее полезными свойствами и значением в здоровом питании человека. Продолжать учить работать с ножом, резать продукты длинной соломкой. Развивать речь, память, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать осознанное отношение к здоровому образу жизни.

Метод. приемы: художественное слово, беседа, показ, объяснение, игровой момент, физ. минутка, итог.

Материал: кочаны свежей капусты; белокочанной и краснокочанной, набор продуктов для салата «Метелка» (капуста, яблоки, лук, соль), картины из серии «Овощи (виды капусты), пакетики семян различных видов капусты, плакаты с текстом «Щи да каша – пища наша», «Разновидности капусты» (название); тарелочки, доски, салфетки, ножи. Вилки, медицинский набор, фишки, схема для составления загадок.

Предварительная работа: рассматривание картин из серии «Овощи» и «Фрукты». Чтение сказок и стихов, придумывание загадок, экскурсия в продуктовый магазин, огород

Словарная работа: виды капусты: белокочанная, краснокочанная, брюссельская, брокколи, кольраби, савойская, сахароза, клетчатка, крахмал.

Индивидуальная работа: Катя Лена, Руслан – нарезка капусты длинной соломкой.

Ход занятия:

Приветствие.

В: Ребята, уже стало традицией в нашей группе разговаривать о вкусных и полезных продуктах, которые необходимы для нашего организма, Сегодня, ребята, я расскажу вам о вкусном, полезном продукте – овоще, который выращивают все огородники нашего города на своих дачах. Я вам загадаю загадки, а вы попробуйте отгадать, что это за овощ?

Как надела сто рубах, захрустела на зубах.

Не шит, не кроен, а весь в рубцах.

Д: Это капуста.

В: Верно. А вы, знаете загадки о ней?

Д: Сто одежек и все без застежек (придумывают загадки, используя схему)

В: Молодцы! Я принесла вам корзину овощей, а вы угадайте, где здесь капуста? (показ, дети находят капусту)

В: Молодцы! Вы угадали и правильно показали ее. Авы знаете, что она занимает почетное место у нас на столе? Недаром ее называют «Царицей огорода», она прочно удерживает свои позиции в нашем рационе. Почему как вы думаете?

Д: ответы.

В: А на, что она похожа?

Д: ответы.

В: Правильно. Растет она обычно кочаном. Капуста улучшает аппетит, полезна при простудных заболеваниях, очищает организм. Листья, толченные, смешанные с яичным белком прикладывают к ожогам. Сочная, приятная на вкус, капуста занимает в питании, одно из главных мест после картофеля. Чем больше сортов капусты на нашем столе, тем богаче его минеральный и витаминный состав. А какие виды капуст вы знаете?

Д: Белокочанная, краснокочанная, цветная.

В: Молодцы! Нам больше известна белокочанная капуста (показ). Ребята, а как вы думаете какие витамины содержатся в капусте?

Д: В капусте содержится: сахароза, клетчатка, крахмал, витамин С, В, Р, К, Д, много фосфора, натрия, алюминия. В капусте есть много белков.

В: Правильно, а вы знаете что капуста и сок квашеной капусты полезны для здоровья человека. Скажите, а кто из животных любит капусту?

Д: ответы.

В: Игра «Зайчата и Крольчата» Какая команда очистит капусту быстрее (дети играют). Вам понравилась игра, а теперь попробуйте капустный листочек. Какой он на вкус?

Д: ответы.

В: Давайте продолжим беседу. В природе есть и краснокочанная капуста. Посмотрите, чем она отличается от белокочанной капусты, какого она цвета?

Д: Она красного цвета.

В: Она полезна для лечения гриппа, кашля, бронхита. А вот еще красавица капуста- это цветная, брюссельская, брокколи. Кольраби. Видите как много разных видов капусты (дети показывают и называют виды капусты).

В: Ребята как можно приготовить капусту?

Д: Ее можно тушить, жарить, заквашивать, замораживать, выжимать.

В: Давайте поиграем. Вы должны вспомнить названия блюд, где используют при приготовлении капусту, афишки вернуть мне.

Д: ответы.

В: Молодцы! Много блюд вы назвали. А самое известное – это щи. В народе говорят: «Щи да каша – пища наша»

Физ. минутка: Мы капусту рубим, рубим,

                          Мы капусту трем, трем.

                          Мы капусту солим, солим,

                          Мы капусту жмем, жмем.

В: А сейчас, мы с вами приготовим салат «Метелка». Называется он так, потому что капуста, лук, яблоки режутся длинной соломкой, а все вместе напоминает метелочку, Давайте вспомним, как мы должны приготовить салат (работа по схеме). Ребята, напоминаю, как резать капусту и яблоки (показ нарезки), затем выкладываем в блюдо. Что мы добавляем в салат?

Д: Добавляем в салат растительное масло и соль по вкусу.

Дети совместно с воспитателем готовят салат.

Итог. Ребята, о чем мы с вами сегодня беседовали?

Какие виды капусты вы запомнили?

Какое значение имеет капуста для человека?

Молодцы! А, теперь приглашайте гостей к столу. Всем спасибо!

Литература.

1. Волочкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада. Познавательное развитие. Учебное методическое пособие для воспитателей ДОУ.-Воронеж, 2005.

2. Анисимова М.М., Гильфанова Н.Г. Экологическое воспитание дошкольников. Разработка занятий/ под ред. Р.Ф. Бабыненой.- Набережные Челны, 2009.

3. Климович Ю.П., Учимся правильно питаться. Для воспитателей ДОУ, работающих по программе «Разговор о правильном питании», 2007.



Предварительный просмотр:

К вопросу о правильном питании детей дошкольного возраста.

Н.Ю. Козлова, воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 5 комбинированного вида» , г.Орел

В наше время главные вопросы - это экология и здоровье. Нарушение здоровья часто вызывается наличием в организме инородных химических веществ и соединений, которые понижают иммунитет человека. Давно уже известно, что здоровье человека зависит от правильного питания.

Статистические данные, приведенные Институтом гигиены детей и подростков НЦЗД РАМН за 1 полугодие 2015 г. неутешительны. Сегодня в 4,5 раза увеличилось число хронических болезней нервной системы и психической сферы. Болезни костно-мышечной системы у дошкольников занимают третье место в общих статистических данных.

В настоящее время определены факторы, оказывающие влияние на здоровье детей:

- социально–экономические факторы и образ жизни (отношение ребенка к своему здоровью, питание, соблюдение режима дня, двигательная активность, закаливание, полноценный сон, овладение гигиеническими навыками) – 50%;

- наследственность – доля влияния составляет 20%;

- воздействие окружающей среды (экология, природный климат) -20%;

- организация медицинского обслуживания – 10%.

Анализируя статистические данные, можно отметить, что такой фактор как правильное питание играет существенную роль в здоровье ребенка-дошкольника. Еще в 90-е годы прошлого столетия Юрий Филиппович Змановский – доктор медицинских наук, профессор, руководитель лаборатории здоровья детей раннего и  дошкольного  возраста НИИ  педиатрии РАМН, главный научный специалист РИПКРО Минобразования в своей авторской программе определил правильное питание как один из факторов медицинской экологии, влияющий на здоровье ребенка дошкольника.

Работая в детском саду, мы понимаем, что вопросы, связанные с правильным питанием, являются очень важными. Необходимо с самого раннего возраста научить ребенка правильно питаться, уметь различать полезные и вредные продукты, благодаря которым можно избежать многих заболеваний. Сегодня в современном обществе, идет борьба с фаст – фудами, с лимонадами, которые очень любят дети. Многие дети имеют проблемы с избыточным весом, но их родители в этом не видят ничего страшного. Большинство продуктов состоят из консервантов, красителей, ароматизаторов, которые неблагоприятно влияют на нейрохимические процессы. Также существует мнение, что одной из причин гиперактивности, является неправильное питание.

С сентября 2014 г. на базе МБДОУ №5 г. Орла действует инновационная площадка по апробации и внедрению программы «Разговор о правильном питании» в общеобразовательный процесс ДОУ». Целью инновационной деятельности является разработка и апробация методического комплекта материалов для реализации на дошкольном уровне образования программы «Разговор о правильном питании», способствующей формированию у старших дошкольников основ культуры питания.

Каждый знает, что правильное питание – залог здоровья. Но, к сожалению, не все могут ответить на такие вопросы, как: Правильное ли у вас питание? Откажется ли ребенок от шоколадки или чипсов в пользу овсяной каши?  Будет ли детям интересна тема правильного питания? Как приучить детей к тушеным овощам, киселям и молочным блюдам? Как приготовить полезные блюда и напитки?

Мы поняли, что работу по изучению с детьми основ правильного питания надо начинать со взрослых. Проблема, с которой мы столкнулись – это неправильный режим питания детей дома. Очень часто дети к завтраку приходят с опозданием или приходят с конфетой (пряником) в руках, а когда детей забирают из детского сада, родители балуют своих детей сладостями, не думая о том, что дома нужно сначала поужинать.

Свою работу мы начали с того, что решили помочь родителям организовывать в домашних условиях культуру еды и правильное питание. Для этого мы разместили в родительских уголках различную информацию на темы: «Здоровая пища», «Условия здорового образа жизни в семье», «О ценностях продуктов питания». Мы провели также встречи с родителями за круглым столом на тему «Вкусные вредности», вечер «Вопросов и ответов», где обсуждались проблемы семьи и здорового питания. Кроме того, родители участвовали в выставке детского творчества: «Осенние поделки из овощей и фруктов», принимали участие в проекте «Огород на подоконнике»; в деловой игре «Работа над ошибками из прошлого». Появилась традиция проводить с детьми такие мероприятия, как «День питания в детском саду», «Праздник урожая», «День культуры питания». В результате общей работы у родителей появился интерес к этой теме. Программа помогла углубить знания детей и их родителей о ценностях продуктов питания как составной части здорового образа жизни.

Нашу работу мы видим в том, чтобы дети освоили принципы правильного питания. Как правило, питание должно быть регулярным, разнообразным, безопасным и приносить удовольствие. Регулярное питание – это и есть режим питания. У ребенка должны быть сформированы представления о том, что ежедневная еда – это обязательно завтрак, обед, полдник и ужин. Необходимо сформировать разнообразный вкусовой кругозор, чтобы детям нравились разные продукты и блюда и помочь понять, что вкусная еда не всегда полезная. Важно сформировать знания и кмения в области безопасного питания – это умение различать несвежие и свежие продукты, это правила личной гигиены, это осторожное обращение с незнакомыми продуктами.  Следует сформировать представление о том, что прием пищи должен проходить за красиво накрытым столом, в уютной атмосфере. Нужно обращать внимание на то, как пища разнообразна и вкусно приготовленная и какие у блюда могут быть достоинства.

Для того чтобы занятия были интересными, учитываются возрастные особенности каждого ребенка. Обучение строится как игра, благодаря чему дети проявляют свою активность. В гости к детям приходят герои знаменитых сказок, рассказов, мультфильмов – Федора, Неболейка, Кормилица, Зубная щетка, кот Матроскин и т. д. Эти персонажи обращаются к ребятам за помощью или просят научить тому, чего не знают. Таким образом, обычные занятия превращаются в увлекательное путешествие или в чудесное превращение или мастерскую, где дети становятся исследователями, следопытами и поварами. На занятии затрагиваются все стороны и принципы правильного питания.

В рамках инновационной деятельности педагогами разработан план кружковой работы «Азбука питания», направленный на формирование основ правильного, рационального питания. В плане кружка имеется раздел «Работа вне занятий» (дидактическое и методическое сопровождение), в котором есть разные формы работы с дошкольниками, дидактические и методические игры и пособия, направленные на закрепление, уточнение, систематизацию полученных в процессе НОД знаний. Дополнительно выделено такое направление, как «Проектная творческая и исследовательская деятельность». На наш взгляд, включение такого направления, позволяет реализовать в обучении принципы индивидуализации и  дифференциации, что отвечает современным запросам системы образования и социальному заказу общества.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Детский сад №5 комбинированного вида» г. Орла

К вопросу о правильном питании детей дошкольного возраста.

И.В. Лазарева, заведующая,

И.В. Стёпина, cтарший воспитатель,

Н.Ю. Козлова, воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 5 комбинированного вида» , г.Орел

Статья представлена в сборнике научных материалов Регионального методического семинара «Пути и средства реализации модели сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса» ОГУ.

20 ноября 2015г



Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ОРЛА

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 5 комбинированного вида» г. Орла

г. Орел, ул. М. Горького, 54                                                     Факс 41-65-08

Тел. 41-65-08                                                               адрес электронной почты:

                                                                    NSHDS-05@mail.ru

КОНСПЕКТ КОНКУРСНОГО

МЕРОПРИЯТИЯ

МАСТЕР КЛАСС

для педагогов дошкольных образовательных учреждений

(родителей воспитанников детских садов)

на тему:

«МАМА, Я КУШАТЬ НЕ ХОЧУ!»

http://freshlover.ru/wp-content/uploads/Fussy-eater-child.jpg

Подготовила:

 

Козлова Надежда Юриевна,

воспитатель

                                                       Орел-2017

Цель: 

    диссеминация педагогического опыта по приобщению педагогов (родителей) к проблеме здорового питания дошкольников, создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов (родителей)  в процессе активного игрового взаимодействия по формированию положительного отношения к приёму пищи, развитие положительных детско-родительских отношений в процессе оригинальной подачи детских блюд

Задачи:  

- мотивировать педагогов (родителей) на активное участие в мастер-классе;                                                                            

- обобщить и актуализировать знания педагогов (родителей) о правилах, повышающих аппетит у детей;

- показать роль  народного фольклора (потешек) при формировании  положительного отношения к приёму пищи;

- уточнить у педагогов (родителей) представления о карвинге, способствовать применять его возможности для формирования положительного отношения ребенка к процессу приема пищи;

- учить пользоваться  технологическими  картами;

- вызвать у присутствующих интерес к теме Мастер класса и желание в дальнейшем украшать блюда вместе с детьми;

- способствовать сплочению педагогического коллектива (коллектива родителей)  в процессе совместной работы;

- развивать креативность, творчество и выдумку при оформлении блюд.

Оборудование:

     Мультимедийный проектор и экран, кулинарные столы – 3 шт.,  фартуки, перчатки для приготовления блюд, влажные салфетки, ножи – 10 шт.,  фрукты (банан, киви, груша, ананас, виноград), детский молочный десерт «Рисовашка» (6 шт.), тарелки-фантазёрки (3 шт.),  продукты питания, книжки-подарки для гостей из серии «Здоровое питание детей» (18 штук).

 

(Воспитатель, входя в зал и обращаясь к членам жюри):

Здравствуйте, уважаемое жюри! Нет для женского сердца фразы страшнее, чем эта: «Мама, я кушать не хочу!» Так ли это страшно? Давайте поговорим об этом!http://olga-semenova.ru/files/Image/rebenok-otkazyvaetsya-kushat-pochemu-rebenok-ne-hochet-est(3).jpg

(проходит в центр зала, в котором по кругу расположена мебель: по  одной части полукруга - 3 стола, за которыми расположились 9 педагогов. Напротив них, по второй части  полукруга – стоят 3 кулинарных стола )

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я - воспитатель детского сада №5 г. Орла  – Козлова Надежда Юрьевна. Много лет занимаюсь проблемой приобщения ребенка дошкольного возраста  к правильному питанию. Я рада видеть Вас сегодня на своем Мастер классе и сегодня на повестке дня следующая тема: (делает жест в сторону экрана)

http://rostovmama.ru/upload/000/u2/359/38792fc4.jpg

на экране появляется надпись: «Тема: «Я кушать не хочу»

Давайте выясним, насколько она актуальна! (обращается к слушателям Мастер-класса)

Скажите, пожалуйста, как часто Вам приходится сталкиваться с таким заявлением детей?

(ответы слушателей)

http://www.perfectpearl.ru/uploads/images/articles/November/e3076823af3b967727ab2d36beb0f2aa.jpg

А что Вы делаете, когда слышите такую фразу?

(ответы слушателей)

Воспитатель:  Знаете, практически каждая третья мама говорит, что ее ребенок плохо ест!

Слушатель мастер-класса:  Надежда Юрьевна, а Вы можете рассказать нам, что делать, чтобы у детей был хороший аппетит?

Воспитатель: Ну, тогда до того, как я начну рассказывать вам, давайте посмотрим, что думают по этому поводу наши эксперты!

(запись с высказываниями детей)

Воспитатель: Ну, что ж, вопрос, похоже, мы подняли очень актуальный! И мне кажется, что для того, чтобы выяснить причины плохого аппетита ребенка, стоит  обратить внимание не только на здоровье ребенка! Сегодня я поделюсь с Вами 3 правилами, которые считаю основными для любой мамы и каждого педагога! Итак,

Как Вы считаете, от кого или от чего зависит плохой аппетит ребенка?

(ответы слушателей)

Да, согласна! Однако очень часто причина плохого аппетита кроется в нас самих! Давайте вспомним, как зачастую начинается утро практически в каждой семье: утром Вы проснулись и сразу предлагаете ребенку еду: кашу, бутерброд... Ясное дело, ребенок  хочет ее есть, отказывается!

Дело в том, что он еще не проголодался, не нагулял, так скажем, аппетит!

(обращается к экрану)

НА ЭКРАНЕ ЗАСТАВКА:

1.КАК НАКОРМИТЬ РЕБЕНКА

http://mamairebenok.com/wp-content/uploads/2016/02/rebenok-za-stolom.jpg

Воспитатель: Как же правильно организовать в таком случае кормление ребенка?

 (ответы слушателей)

Воспитатель: Да, самое главное, не делать это насильно! Не стоит ребенка заставлять, пусть он побегает, поиграет! Он проголодается и прибежит к Вам за едой чуть позже! Запомните, через сколько он проголодается и каждый день в одно и тоже время давайте ему завтрак.

Помните, нормальный, активный  и здоровый ребенок обязательно захочет есть, если его не кормить!

Такое «взрослое правило» поможет ребенку самодисциплинироваться и подготовит его к детсадовскому режиму!

НА ЭКРАНЕ МЕНЯЕТСЯ ЗАСТАВКА:

2.РЕЖИМ  

http://ic.pics.livejournal.com/anchiktigra/18346223/2029677/2029677_original.jpg

Воспитатель: Однако  не у всех  получается соблюдать этот режим!

(делает жест в сторону экрана)

В деле приучения к режиму важно соблюдать еще одно правило: никаких перекусов между едой! Тем более, уж каких-то там булочек или конфет! Это правило № 2.

Воспитатель: Одно несчастное печенье может отбить аппетит у ребенка до самого ужина! А если уж ребенок очень просит у Вас поесть между едой, то можно предложить ему фрукты или овощи. Он принесет минимум урона аппетиту и будет служить его логическим началом. В детских садах для этого введен второй завтрак!

НА ЭКРАНЕ МЕНЯЕТСЯ ЗАСТАВКА:http://mtdata.ru/u25/photo4C18/20209219261-0/original.jpg

3. ПРИМЕНЕНИЕ ОПЫТА БАБУШЕК

          ФОЛЬКЛОР

Воспитатель: (обращается к экрану) В деле формирования у детей хорошего аппетита нельзя обойтись без опоры на опыт наших бабушек. Про хитрости «маленьких порций», «ложечки за маму-папу» - говорить не буду. Мне кажется, современное поколение родителей и педагогов как-то необоснованно подзабыли фольклор и стали своей работе совсем мало использовать потешек!

Вот сейчас я хочу предложить Вам  вспомнить некоторые из них! Сейчас на экране будет появляться    строчка какой-либо потешки, связанной с приемом пищи. Посмотрим, удастся ли Вам вспомнить потешку полностью!

(игра со слушателями проводится 3-4 раза)

 Воспитатель: А теперь предлагаю усложнить нашу игру! Сейчас на экране будут появляться персонажи, Ваша задача – вспомнить и озвучить потешку с данными персонажами!

(игра со слушателями проводится 3-4 раза)

НА ПОСЛЕДНЕЙ ЗАСТАВКЕ ДОБАВЛЯЕТСЯ НАДПИСЬ:

УКРАШЕНИЕ ДЕТСКИХ  БЛЮД

Воспитатель: Ну, а напоследок я расскажу Вам об еще одном правиле, которое часто применяю по отношению к собственной дочери, а также  рекомендую родителям своих малоежек. (обращается к экрану)  Это – ПРАВИЛО ОРИГИНАЛЬНОЙ ПОДАЧИ ДЕТСКИХ БЛЮД.

Воспитатель: (обращается к экрану) И здесь в моем арсенале – 3 помощника:

  • детский молочный  десерт – «Рисовашка» (это cъедобный фломастер, с помощью которого можно рисовать на еде (каше, пудингах, блинах)

               НА ПОСЛЕДНЕЙ ЗАСТАВКЕ ДОБАВЛЯЮТСЯ КАРТИНКИ:

Картинки по запросу  Детском молочном десерте «Рисовашка» картинки

  • тарелки-фантазерки (это специальные тарелки с недорисованными чертами человеческого образа. Эти «недорисованные черты» предлагается дорисовать родителям  продуктами питания: макаронами, горошком, сосисками и т. д ) Кушать из таких тарелок для дошкольников - настоящее удовольствие!

НА ПОСЛЕДНЕЙ ЗАСТАВКЕ ДОБАВЛЯЮТСЯ КАРТИНКИ:

Картинки по запросу  Тарелки-фантазерки

  • искусство украшения блюд из фруктов и овощей – Карвинг. Умение создавать поделки из овощей и фруктов, а тем более украшать различные блюда – процесс не всегда простой. Но любящие сердца родителей и педагогов – не знают преград!

НА ПОСЛЕДНЕЙ ЗАСТАВКЕ ДОБАВЛЯЮТСЯ КАРТИНКИ:

                       Картинки по запросу осьминог из банана картинкаhttp://cluclu.ru/uploads/images/00/00/03/2013/05/10/bf96ac.jpgКартинки по запросу сова из груши картинка

Ну, а сейчас пришло дело опробовать действие  3 помощников на практике! Представите, что Вы – родитель или воспитатель малоежки и перед Вами задача – накормить ребенка с помощью молочного десерта «Растишка», тарелки-фантазерки или увлекательного карвинга.

  • Что заинтересовало сидящих за первым столом?
  • Что показалось наиболее интересным для сидящих за вторым столом?
  • Что увлекло сидящих за третьим столом?

(Ориентируясь на ответы слушателей, педагог предлагает слушателям Мастер-класса:

  • украсить кашу для дошкольника молочным десертом «Рисовашкой»
  • пофантазировать на тему преподнесения 2-го блюда для дошкольников на тарелках-фантазерках
  • с опорой на технологические карты и собственную выдумку, заняться карвингом)

 

Тогда начинаем работать! Любители карвинга - займите места у кулинарных столов. В них Вы найдете необходимое оборудование  и технологические карты, которые помогут Вам в работе! Продукты питания для любителей «Рисовашки», тарелки-фантазерки – Вам предоставят маленькие поварята кулинарной студии «Аппетиссимо» детского сада № 5 г. Орла.

Не забудьте надеть фартуки и перчатки! Не забывайте, что ножами нужно работать очень осторожно!

(Слушатели Мастер-класса работают, при необходимости воспитатель - организатор Мастер класса им помогает)

Воспитатель: (после того, как работы будут закончены) Как здорово все  у Вас получилось! А еще, все эти необыкновенные поделки и блюда можно обыгрывать! И помогают мне в этом  вот такие книжки (показывает) из серии «Здоровое питание детей»! И сегодня я с удовольствием делюсь ими с вами!

Фантазируйте, мечтайте, проявляйте творчество и, я думаю, проблем с питанием Ваших детей у Вас станет намного меньше!

(воспитатель раздает присутствующим в качестве сувенира

книжки  из серии «Здоровое питание детей»)

Спасибо за внимание!

Питайтесь правильно и… весело!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПОРТФОЛИО Козловой Надежды Юрьевны воспитателя МБДОУ Детского сада№5 комбинированного вида г.Орла

Слайд 2

Козлова Надежда Юрьевна воспитатель МБДОУ №5 г.Орла. Закончила Мезенский педагогический колледж по специальности «Дошкольное образование» С 2013 г. работаю в ДОУ №5. Педагогический стаж 2 года. Работаю над проблемой формирования знаний основ здорового питания у детей дошкольного возраста.

Слайд 3

В последнее время в обществе остро встаёт проблема снижения уровня показателей здоровья детей. Неконтролируемый поток рекламы (чипсов, газированных напитков, шоколадных батончиков, всевозможных конфет) формирует неправильный стереотип питания у детей. Сегодня рацион питания многих детей не соответствует рекомендациям специалистов: более 80% родителей указывают на то, что испытывают трудности при организации питания в семье, а их дети предпочитают полезным продуктам и блюдам сладости и фаст - фуды . Научить человека быть здоровым с детства – актуальная задача образовательных организаций. Ее решение - организация правильного питания.

Слайд 4

Практически все фрукты, ягоды и овощи приносят пользу здоровью и улучшают наше самочувствие. Кроме того, они легкодоступны и содержат минимум калорий. Удивительно, что при таком обилии полезных качеств наши дети получают не так много фруктов и овощей.

Слайд 5

Апробация программы « Разговор о правильном питании» Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г. на базе МБДОУ №5 г.Орла. Основной целью работы в рамках реализации данной программы является: формирование у детей представления о необходимости заботы о своём здоровье и о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Исходя из поставленной цели, были сформулировали следующие задачи: -расширять знания детей о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирование готовности соблюдать эти правила; -формировать представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности; -воспитывать у детей культуру здорового питания; -просвещать родителей в вопросах организации правильного питания детей.

Слайд 6

Непосредственно образовательная деятельность в рамках программы «Разговор о правильном питании» включила в себя следующие формы работы 1. Беседы 2. Составление рассказов по картинкам 3. Дидактические игры 4. Театрализованные игры. 5. Игры - инсценировки 7. Проекты 6 Наблюдение и экспериментирование и т. д.

Слайд 7

Смотр - конкурс «Огород на окошке» март 2015г.

Слайд 8

Участие в методической работе в ДОУ. Мастер класс для педагогов «В поисках весны» апрель 2014г.

Слайд 9

Праздники в детском саду.

Слайд 10

Конкурс «Сказка на участке»

Слайд 11

Газеты группы «Лучше папы друга нет!» февраль 2015г.

Слайд 12

Работа с родителями. Конкурс поделок из фруктов и овощей «Щедрая осень» Октябрь 2015г.

Слайд 13

Оформление блюд.

Слайд 14

Материалы работы с родителями.

Слайд 15

Методическое обеспечение.

Слайд 16

Грамоты, достижения:

Слайд 17

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

http://fotoshops.org/uploads/taginator/May-2012/detskie-ramki.jpg

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ОРЛА

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 5 комбинированного вида» г. Орла

г. Орел, ул. М. Горького, 54                                                                   Факс 41-65-08

Тел. 41-65-08                                                                                адрес  электронной  почты:

                                                                                                                      NSHDS-05@mail.ru

             

                       Конспект  НОД

по формированию основ здорового образа жизни

для детей старшего дошкольного возраста

«Необыкновенные приключения ребят

в Сладкоежкиной стране

или

Исправительное питание

для Ежика, Кроша и Бараша»

с  использованием интеграции образовательных областей

(по мотивам мультипликационного фильма Пин-код: исправительное питание)

                                 

                                                         Составила:

                                                Козлова Надежда Юриевна,         воспитатель,  первая квалификационная категория

                                         

Программные задачи:http://st.depositphotos.com/1813957/4503/i/170/depositphotos_45030475-Abstract-pastel-colorful-background.jpg

ОО Познавательное развитие:

  • Учить детей осознанно подходить к своему здоровью;  помочь  детям понять, что здоровье зависит от правильного питания, еда должна быть не только вкусной, но и полезной;
  • Закреплять представления об основных правилах питания, способствующих сохранению здоровья;
  • Закрепить знания детей о витаминах, их обозначении и пользе для организма человека;
  • Систематизировать знания детей о продуктах питания;
  • Формировать навыки правильного питания, а также желания и готовности реализовать эти навыки в повседневной жизни.

ОО Речевое развитие

  • Развивать внимание, мышление, активный и пассивный словарь детей, навыки коммуникативного общения
  • Побуждать детей отвечать на вопросы, делать выводы и умозаключения;

ОО Социально-коммуникативное развитие

  • Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
  • Развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры, заниматься самостоятельно выбранным делом, договариваться, помогать друг другу;
  • Закреплять умения детей аккуратно пользоваться столовыми приборами, закреплять правила безопасного обращения с ножом.

ОО Художественно-эстетическое развитие

  • Развивать творческие способности детей;
  • Знакомство с техникой изготовления разнообразных украшений из фруктов.

Оборудование и материалы:

 экран мультимедийного проектора; макеты 3 домиков; кукольный стол с набором «вредных продуктов» на нем: (торт, кока-кола, чипсы, сухарики, конфеты, чупа-чупсы, жевательная резинка);  мягкие игрушки героев из мультфильма «Пин-код: Исправительное питание»: Крош, Бараш, Ежик; карточки с изображениями продуктами, в которых содержатся  витамины А, D, С; три стола разного цвета: синий, желтый, красный; дидактическое пособие «Меню».

Для приготовления десерта «Фруктовый ежик»: поварские фартуки и колпаки, дезинфицирующие салфетки, разделочные доски, ножи,  тарелочки, груши - по количеству детей; виноград (синий и зеленый) – 500 гр., зерна гвоздики, набор зубочисток.

ХОД http://ramki-kartinki.ru/_ph/13/2/571961484.jpg

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

 ВОСПИТАТЕЛЬ: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Надежда Юриевна! Я – воспитатель и пришла  сегодня, чтобы  пригласить Вас  в необычную Сладкоежкину страну. http://go2.imgsmail.ru/imgpreview?key=6cbb012d5e058166&mb=imgdb_preview_161http://img-fotki.yandex.ru/get/4130/66124276.160/0_9282c_e65df4f7_S.png

Там печенье и варенье, 
Торт, конфеты, шоколад,
Каждый будет очень рад!

ВОСПИТАТЕЛЬ: Хотите отправиться со мной в Сладкоежкину страну?

ДЕТИ: Хотим!

ВОСПИТАТЕЛЬ: Путь нам предстоит долгий. Только вот не знаю, на чем бы нам туда отправиться! Страна эта сказочная - самолеты туда не летают, поезда не ходят, пропеллеров, как у Карлсона - у нас нет, крыльев, как у птицы - тоже…

(думает…)

 ВОСПИТАТЕЛЬ: Придумала! Мы полетим в Сладкоежкину страну на самом удивительном летательном аппарате – на сме-хо-ле-те!  Для полете на смехолете нужно быстренько построиться, вытянуть руки в стороны и рассказать веселый смехолетный стишок. Я буду его рассказывать, а вы помогайте мне и дружно кричите: «Ха-ха-ха! Ха-ха-ха!»

Порепетируем?
      (Дети пробуют дружно, а главное весело, произнести «Ха-ха-ха! Ха-ха-ха!»).

ВОСПИТАТЕЛЬ: Тогда отправляемся в полет!


                                               ПОЛЕТ НА СМЕХОЛЕТЕ:

ВОСПИТАТЕЛЬ: Крылья в стороны! (дети вытягивают руки в стороны)

                               Пристегнули ремни! (дети вместе с педагогом изображают, как  пристегивают ремни безопасности)

                               Включаем моторы! (все нажимают себе на носы)

                               Отправляемся в полет, повезет нас смехолёт!

ВОСПИТАТЕЛЬ: Мы летим на смехолете!
ДЕТИ: Ха-ха-ха! Ха-ха-ха!

ВОСПИТАТЕЛЬ: И смеемся мы в полете!
ДЕТИ: Ха-ха-ха! Ха-ха-ха!
ВОСПИТАТЕЛЬ: В Сладкоежкину страну!
ДЕТИ: Ха-ха-ха! Ха-ха-ха!
ВОСПИТАТЕЛЬ: Полетим мы! Ай, да ну!
ДЕТИ: Ха-ха-ха! Ха-ха-ха!

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ну, вот мы и прилетели! Расстегнуть ремни! Наш смехолет совершил посадку в замечательной, объеденческой и вкуснятинской Сладкоежкиной стране! Ой, какой здесь беспорядок!
http://ramki-kartinki.ru/_ph/13/2/571961484.jpg

http://ramki-kartinki.ru/_ph/13/2/571961484.jpg

(Воспитатель обращает внимание детей на обстановку: на лесной опушке стоят 3 домика, на полянке в центре накрыт  кукольный стол с множеством вкусной еды: тортом, кока-колой, чипсами, сухариками, конфетами, леденцами Чупа-Чупс, жевательными резинками; из домиков слышатся стоны.)

ВОСПИТАТЕЛЬ: По-моему, здесь что-то происходило!

(На экране появляется Совунья)

СОВУНЬЯ: Да-да, вы не ошиблись! Ежик, Крош и Бараш так обрадовались, что прилетели в Сладкоежкину страну, что не смогли остановиться, увидев так много вкусной еды! Они только то и делали, что ели разные сладости, торты, печенья, конфеты да запивали их газированной водой! И вот, у Ежика - упало зрение, у Кроша - разболелись лапки, а у Бараша – поднялась температура!  Картинки по запросу фоны со смешариками для оформления текста

ВОСПИТАТЕЛЬ: (обращаясь к Совунье): Какое несчастье! Ребята, как думаете вы, почему заболели Ежик, Крош  и  Бараш?

(ответы детей) 

ВОСПИТАТЕЛЬ:  В чем разница между вкусной и здоровой пищей?

(ответы детей)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Вы всё правильно сказали, просто наши герои неправильно питаются! Давайте поговорим о том, как нужно питаться. Ежик, Крош и Бараш послушают нас и больше не будут допускать ошибок в своем питании! Присаживайтесь, и зверят не забудьте пригласить. Для них вот здесь имеются стульчики!

И ты, Совунья, внимательно нас слушай!

(дети вместе с героями мультфильма располагаются перед экраном мультимедийного проектора)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Для начала предлагаю Вам игру: посмотрите на картинки: и скажите, еда под какой цифрой не полезна для нас, а какая полезна и почему.

(на экране появляются картинки с 4 видами продуктов)

1 картинка:

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/28258_57695c7db7c64bceb8d435754bd7e946.jpg.jpg

(ответы детей)

http://ramki-kartinki.ru/_ph/13/2/571961484.jpg

2. картинка:

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/28258_6f0ee50cbf8020e70ef73d872aa9712e.png.jpg

 (ответы детей)

3. картинка:

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/28258_7797baad03c20c17082c04c55ef546b8.png.jpg

(ответы детей)

4. картинка:

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/28258_707fe2c31e89564d81ed961c06ce9f9a.jpg.jpg


(ответы детей)

http://ramki-kartinki.ru/_ph/13/2/571961484.jpg

ВОСПИТАТЕЛЬ: Вы верно сказали, что эти продукты не полезны, потому что в них мало витаминов. Нехватка витаминов, дорогие наши Ежик, Крош и Бараш и стала причиной ваших болезней.  В сладостях витаминов нет! Ребята, а где, по-вашему мнению, находятся витамины?


(ответы детей)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно, ребята, больше всего витаминов в овощах и фруктах. О них я расскажу Вам чуть-чуть попозже, а сейчас предлагаю  Вам сварить вкусный витаминный компот. Совунья, а ты нам помогай!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «КОМПОТ»

В сад с друзьями мы пошли,                  Дети ходят по кругу или по помещению.

Фруктов много там нашли.

Сливы, груши мы сорвали,                   Поочередно тянутся вверх правой и левой руками.

Яблоки все отыскали.                           Наклоняются вниз. http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/121/428/121428456_1427312134_YAbloki.jpg

Фрукты мы с друзьями мыли,             Имитация движений.

Их в кастрюлю положили.

Варим вкусный мы компот,       Одной рукой «держат кастрюлю», второй — «перемешивают ложкой в кастрюле компот».

С нами кто его попьет?                           Смотрят направо-налево.

Всем нальем мы, не стесняйтесь,           «Наливают компот», качают головой.

Подходите, угощайтесь!                          Машут в направлении к себе одной, а затем

                                                                    другой рукой.http://www.coollady.ru/pic/0002/003/S-03.jpg

БЕСЕДА «ВИТАМИНЫ В ПРОДУКТАХ»

(на основе мультипликационного фильма Пин-Код: Исправительное питание)

ВОСПИТАТЕЛЬ: А теперь давайте вернемся в наш кинозал (дети возвращаются к экрану мультимедийного проектора), я открою вам секрет:

чтобы быть здоровым, сильным, бороться с микробами и не поддаваться болезням, нужно кушать витамины. Витамины как солдаты охраняют наш организм от разных болезней.

http://ramki-kartinki.ru/_ph/13/2/571961484.jpg

У витаминов есть имена. Вот ты, Совунья, какие витамины знаешь? Ой, кажется, она куда-то ушла!

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, а какие витамины знаете вы?

(Ответы детей)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Как вы думаете, в каких продуктах питания мы можем найти витамин С?

(Ответы детей).

ВОСПИТАТЕЛЬ (подводит итог): Да, правильно, витамин С  находится почти во всей растительной пище. Если в организме не хватает витамина С – кожа и стенки сосудов становятся тонкими и хрупкими. Первыми это заметили мореплаватели, которые в плавании по многу месяцев не ели свежих овощей и фруктов. Без витамина С  они часто болели, у них шатались зубы, появлялись синяки по всему телу и даже маленькие ранки долго не заживали! В 15 веке эту морскую болезнь называли ЦЫНГА. Лекарство от нее нашли только в 18 веке. Это был обычный лимонный сок!

ВОСПИТАТЕЛЬ: А как вы думаете, какой витамин  делает наши ноги и руки крепкими и укрепляет кости?

(Ответы детей).

ВОСПИТАТЕЛЬ (подводит итог): Это - витамин  D. Его еще называют «солнечным витамином», потому что он образуется в коже под действием солнечного света. Но если с солнцем - напряженка, то дефицит витамина D можно восполнить благодаря продуктам, в которых он содержится.

(кадр останавливается)

Как ты думаешь, Саша, какие это продукты?

(Ребенок отвечает с опорой на экран).

ВОСПИТАТЕЛЬ: Совершенно правильно! Если организму не хватает витамина D – кости становятся хрупкими и кривыми и развивается болезнь под названием РАХИТ.

ВОСПИТАТЕЛЬ:  А какой витамин нужно кушать, чтобы  глаза были всегда зоркими и здоровыми?

(Ответы детей).

ВОСПИТАТЕЛЬ (подводит итог): Конечно, это витамин А. Без него у нас ухудшается зрение. Чтобы лучше видеть, надо побольше кушать оранжевых и желтых овощей и фруктов. Эти цвета – первый признак того, что в них содержится много витамина А.Картинки по запросу фоны со смешариками для оформления текста

СОВУНЬЯ: Ой, я все поняла! Нашим Смешарикам не хватает витаминов! Вот они и заболели!

Воспитатель: Ребята, а теперь посмотрите на наших мультипликационных героев!

  • Как вы думаете,  какого витамина не хватает в организме у Ежика? http://ramki-kartinki.ru/_ph/13/2/571961484.jpghttp://s58.radikal.ru/i161/0808/d7/d17ead849c49.png
  • С чем связана  болезнь Кроша? http://cs5345.vkontakte.ru/u51740438/119143302/x_2a387c4c.jpg
  • Почему заболел Бараш?

(Ответы детей).

(На экране появляется Совунья.)

СОВУНЬЯ: Теперь Ежику, Крошу и Барашу просто необходимо исправительное питание!

ВОСПИТАТЕЛЬ: Да, конечно! Мы с ребятами  сейчас составим для них здоровое меню: подберем продукты питания на завтрак, обед и ужин! Я думаю, что если мы сделаем это правильно, то уже после первого дня правильного и здорового питания нашим героям станет легче!

ИНСТРУКЦИЯ ДЕТЯМ:

  1. Помните, что Ежику необходимо составить меню так, чтобы он побольше получил витамина А,  Крошу – так, чтобы он восполнил недостаток витамина D, Барашу – разнообразить меню продуктами, богатыми  витамином С. В этом Вам помогут вот такие карточки из мультфильма Пин-код: Исправительное питание!

(воспитатель показывает карточки).

  1. Обратите внимание на свои бейджики: они подскажут, для какого мультипликационного героя вы будете составлять меню.
  2. А теперь внимание: займите места за рабочими столами следующим образом:
  • за синими – если вы помогаете Ежику,
  • за желтым – если вы составляете меню для Кроша,
  • за красным – если вы будете трудиться над составлением меню для Бараша.
  1. Если вы нашли на вашем столе:
  • цифру 1- вы подбираете продукты питания для своего героя на завтрак,
  • цифру 2 – вы подбираете продукты для своего героя на обед,
  • цифру 3 – придумываете блюда с необходимыми витаминами для своего героя на ужин.

Итак, приступайте к работе! Не забывайте про карточки-подсказки!

(под музыку дети составляют меню для героев мультфильма, воспитатель контролирует процесс, подходит к детям, тихо с ними общается, помогает соединить составленные меню в книжечки)

ВОСПИТАТЕЛЬ: А теперь, предоставьте составленные Вами меню нашим гостям, пусть они оценят, правильно ли Вы справились с заданием.

(гости просматривают книжечки-меню, подводят итог детской работы)

СОВУНЬЯ: (растеряно) Ой, а как же быть с конфетами, леденцами, пряниками? Их что, совсем нельзя есть?

(ответы детей)

ВОСПИТАТЕЛЬ: (подводит итог): Можно, но не много. А лучше,  заменить сладости фруктами.

http://ramki-kartinki.ru/_ph/13/2/571961484.jpg

ВОСПИТАТЕЛЬ: А хотите, я научу Вас готовить вкусное блюдо из фруктов и украшать его как настоящие повара?

(ответы детей)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Тогда скорее надевайте поварские колпачки и фартуки, дезинфицируйте руки влажными салфетками, занимайте места на нашей кухне и будьте очень внимательны! Я научу Вас готовить ДЕСЕРТ. И ты, Совунья, смотри, учись! (Совунья смотрит с экрана) Десерт - это вкусное, полезное и красивое блюдо из фруктов. Посмотрите, как я буду его готовить! Десерт называется «Фруктовый ежик». Для его приготовления нам понадобятся груша, виноград (зеленый и синий), зерна гвоздики и зубочистки.

  • Для начала срезаем у груши бочок, иначе наш Фруктовый ежик  не сможет ровно стоять. Делаем это на разделочной доске очень аккуратно, чтобы не обрезать пальчики и располагаем грушу на  блюдце срезанной частью вниз;
  • Делаем ежику иголочки:
  • накалываем по 1 зеленой виноградинке  на 1 зубочистку;
  • располагаем виноградинку в центре зубочистки, это будут иголочки. Делаем таких иголочек 10 штук;
  • втыкаем вот в эту часть (показывает) все десять иголочек (до виноградинки);
  • на оставшейся тонкой части из зерен гвоздики делаем ежику глазки
  • а из синего винограда, наколотого на еще одну зубочистку (показывает), делаем Фруктовому ежику – носик!

Вот наш десерт и готов!

Но прежде, чем вы сделаете такого ежика сами, давайте вспомним, с чего я начинала работу? (ответы детей)

Как нужно работать с ножом? (ответы детей)

Можно ли размахивать ножом? Почему? (ответы детей)

Расскажите о приготовлении иголочек  у Фруктового ежика? (ответы детей)

Сколько иголочек нужно приготовить? (ответы детей)

Как глубоко вставляются иголочки в грушу? (ответы детей)

Из чего  делаются глаза? (ответы детей)

Как я сделала ежику нос? (ответы детей)

Ну что ж, вы все запомнили, приступайте к работе!

(дети отвечают и приступают к работе)

(по окончании работы):

ВОСПИТАТЕЛЬ: Какие аппетитные у нас получились сказочные Фруктовые Ежики, лучше любых конфет! Даже Совунья увлеклась! (обращает внимание на экран) На самом деле, можно приготовить много разных,  вкусных и полезных десертов! На следующих занятиях я обязательно покажу Вам, как готовятся другие полезные десерты!  http://img3.postila.ru/storage/864000/846163/c6bf692ae9cc250ca4abc0b1f089a3da.jpg

А сегодня давайте угостим  Фруктовым  Ежиком наших больных мультяшных героев (дети раскладывают десерт для больных Смешариков на кукольном столе столе), и наших гостей! http://ramki-kartinki.ru/_ph/13/2/571961484.jpg

ВОСПИТАТЕЛЬ (обращаясь к гостям) – Мы предполагали, что  процесс приготовления Фруктовых Ежиков увлечет ребят и начали практиковаться в его приготовлении еще в группе!

(воспитатель выносит второй поднос с множеством  Фруктовых  Ежиков и предлагает детям раздать их гостям)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Здесь остались Фруктовые Ежики и для Вас, ребята! Мы заберем их в  детский сад и съедим в группе со своими друзьями! Наше занятие подходит к концу, пора прощаться и домой нам возвращаться! До Свиданья, Совунья!

СОВУНЬЯ: До свидания, ребята! Спасибо за помощь!

ВОСПИТАТЕЛЬ: Скажите, ребята, Вам понравилось путешествовать  по Сладкоежкиной стране?

А что Вам запомнилось больше всего?

Так что же полезнее: вкусная или полезная еда? Почему?

Как называется вкусное, полезное и красивое блюдо из фруктов?

Итог занятия подводит воспитатель: Мне тоже очень понравилось в Сладкоежкиной стране. Особенно, мне понравилось, как вы составляли меню! Какой находчивой оказалась Таня, а какое интересное и правильное меню подобрали Саша и Карина! Мы помогли мультипликационным героям и я надеюсь, теперь у них все будет хорошо!) До новых встреч, Ежик, Крош и Бараш! Не болейте!

                               А теперь, Крылья в стороны! (дети вытягивают руки в стороны)

                               Пристегнули ремни! (дети вместе с педагогом изображают, как  пристегивают ремни безопасности)

                               Включаем моторы! (все нажимают себе на носы)

                               Отправляемся в полет, повезет нас смехолёт!

ВОСПИТАТЕЛЬ: Мы летим на смехолете!
ДЕТИ: Ха-ха-ха! Ха-ха-ха!
ВОСПИТАТЕЛЬ: И смеемся мы в полете!
ДЕТИ: Ха-ха-ха! Ха-ха-ха!
ВОСПИТАТЕЛЬ: Мы летим в Детский сад!
ДЕТИ: Ха-ха-ха! Ха-ха-ха!
ВОСПИТАТЕЛЬ: Мамы, папы ждут ребят!
ДЕТИ: Ха-ха-ха! Ха-ха-ха!

Занятие закончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Введение понятий о здоровом образе жизни Использование игровых ситуаций в повседневной жизни в формировании понятий о здоровом образе жизни.

Здоровье - это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым, и даже животным. В формировании понятий о здоровом образе жизни. Что нужно делать, чтобы ...

Формирование здорового образа жизни. Понятие о здоровом образе жизни. Приемы его формирующие.

Дать детям понятие о здоровом образе жизни. Научить основным приемам его формирования.Объяснить огромное значение правильного отношения к своему здоровью.Понятие здоровья и здорового образа жизни...

Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. Что же такое, здоровый образ жизни?

Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. Что же такое, здоровый образ жизни?...

«Что такое здоровье? Значение здорового образа жизни». «Взаимодействие ДОУ и семьи - результат успеха в воспитании здорового образа жизни дошкольников».

Одному древнему философу задали вопрос: “Что является ценным для человека – богатство или слава? ” И он ответил так: “Ни богатство, ни слава не делают человека счастл...

Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. Что же такое, здоровый образ жизни?

Наша работа будет эффективна при вашей поддержке, родители!Родители должны поощрять детей в спортивных занятиях, обязательно подбадривать их, тем самым вселяя уверенность в полезности занятий физкульт...

Консультация для родителей на тему: " Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. Что же такое, здоровый образ жизни".

Все родители желают видеть своих детей здоровыми, энергичными, красивыми, спортивными. Путей к физическому совершенствованию много. Один из них= воспитание в семье....